|
Тема 7. РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.План: 1.Харакетристика развития детей. 2.Период новорожденности. 3.Режим, организация кормления, сна и формирование гигиенических навыков. 4.Организация игр – занятий и самостоятельной деятельности детей.
Забота о здоровье и развитии ребенка начинается задолго до его рождения. Очень ответственным в этом плане и весь первый год жизни, особенно первые дни и недели, являющиеся своего рода биостартом, когда организм приспосабливается к новой для него среде. Здесь. В первый месяц жизни, человеческому детенышу, самому беспомощному существу на земле, помогают наследственно закрепленные рефлексы и забота взрослых, ухаживающих за ним. Именно они обеспечивают ребенку физический и психический комфорт, именно от них зависит его развитие. Количество клеток в кое головного мозга новорожденного такое же, как у взрослого. Но развитие их формы и величины происходит уже после рождения (в первые месяцы жизни, например, масса мозга ребенка ежемесячно увеличивается на 30грамм. Возрастает число нервных связей между клетками и разными их группами. Особенно быстро развиваются те участки коры, которые связаны с полученными внешними впечатлениями. Так, всего за две недели площадь, занимаемая в коре больших полушарий зрительными полями, увеличивается в два раза. Между процессами созревания мозга и психическим развитием ребенка имеется двусторонняя взаимосвязь: мозг развивается благодаря достаточному количеству зрительных, слуховых и других воздействий и впечатлений; в свою очередь, его развитие обеспечивает малейшую возможность восприятия все более разнообразной и сложной сенсорной информации. Таким образом, развитие первого года жизни происходит быстро. К 12-ти месяцам ребенок утраивает массу тела и вырастает на 24-25 см. (длина тела). Происходит огромные изменения в физическом и нервно-психическом развитии. Первый год жизни условно подразделяется на следующие периоды, качественно отличающиеся друг от друга: - от рождения до 2,5-3 месяцев, включая период новорожденности (до 4недель). - от 2,5-3 до 5-6 месяцев. - от 5-6 до 9-10 месяцев. - от 9-10 до 12 месяцев период новорожденности. Данную периодизацию ввели Фигурин и Денисова. Еще сравнительно недавно бытовало мнение, что новорожденный – это чистая тетрадь, заполняемая жизнью. Известный швейцарский психолог Жан Пиаже, например, считал, что способность к умственной деятельности приходит к ребенку только в возрасте нескольких месяцев. Однако, в последние несколько лет, эти взгляды были в корне пересмотрены. Психологи обнаружили, что новорожденные – это не бездумные, ничего не сознающие существа, а сложные высокоразвитые индивидуальности с поразительными способностями, о которых раньше ученые не догадывались. В наблюдениях за детьми выяснилось, что новорожденные усваивают все и обучаются с необыкновенной скоростью, гораздо быстрее, чем в последующем возрасте и получают удовольствие от этого, но затем быстро теряют интерес. Некоторые ученые считают, что у новорожденных даже есть чувство юмора и им нравится передразнивать своих родителей. Зарубежные молодые ученые Эндрю Мельтцеф и Кейт Мур описали свои наблюдения: «Мы засняли на пленку младенца всего 42 минут от роду. Когда его мать высунула язык, он вслед за ней сделал то же самое. Когда же она открыла рот как бы для произнесения звука «а», он на мгновение застыл в неподвижности, а затем, наморщив лоб, тоже стал открывать рот». Благодаря зрительным, слуховым и другим анализаторам ребенок видит, слышит и т.д., а также обладает способностью держаться на воде (плавательный механизм развивается еще во внутриутробном периоде). В первые дни после рождения можно обнаружить у ребенка реакции, направленные на контакт с раздражителем – это ориентированные рефлексы, которые И.П. Павлов назвал «Что такое?». Психолог В.С. Мухина приводит пример, что в период от первого до третьего дня сильный источник света вызывает поворот головки ребенка, которая как подсолнух, поворачивается к солнцу. Английский психолог Том Пауэр считает, что для ребенка общение с взрослым по своей занимательности равносильно разгадыванию головоломки. И подобно тому, как мы пытаемся постичь, что же происходит в мозге ребенка, он старается понять, о чем думает взрослый. Некоторые ученые считают, что улыбка только что родившегося ребенка это проявление его интеллектуального (осознанного) удовольствия. У новорожденных сразу после рождения включаются безусловные рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма. Это защитные, ориентировочно – пищевой, сосательный, цеплятельный рефлексы, рефлекс отталкивания. Но, как показали исследования ученых, у новорожденных имеются и атавистические рефлексы (цеплятельный, рефлекс ползания), которые в дальнейшем угасают. Например, цеплятельный рефлекс вызывается раздражением ладони и ребенок сжимает руку в кулачок (рефлекс Робинзона). Но в основе хватательного движения лежит раздражение пальцев, а не ладони. И цеплятельный рефлекс угасает раньше, чем у ребенка появляется хватание. В основе ползания, как показали наблюдения, лежит не отталкивание ножками, а движение рук: ребенок тянется к предмету и, подтягиваясь на ручках, продвигается вперед. Если в первые дни после рождения ребенок реагирует на яркий и близко к нему находящийся свет и только на резкие звуки, то к месяцу он уже следит за предметом, поворачивает голову на звук погремушки – происходит зрительное и слуховое сосредоточение. У новорожденных есть голосовые реакции – крик. Криком он дает знать о неприятных ощущениях, о чувстве голода, о желании спать или находиться в тепле и т.д. По исследованиям ученых, крик ребенка настолько сильный, что если малыш находится в 20 см от уха матери, то шум, вызываемый криком, может оглушить ее. Оглушительный крик новорожденного постепенно переходи в плач. Опытные воспитатели и родители по характеру крика могут определить, голоден ли ребенок, ощущает ли боль, хочет спать или его необходимо перепеленать. Движения новорожденного беспорядочны, основная поза – лежа на сине, руки согнуты в локтевых, а ноги – в коленных суставах, пальцы сжаты в кулачок. В первые дни ребенок уже улыбается на ласковое обращение взрослого, постепенно у него вырабатывается «комплекс оживления», когда малыш не только улыбается, но оживленно двигает ручками, ножками и издает тихие звуки. Возникновение «комплекса оживления» – это граница между периодом новорожденности и младенчества. С конца периода новорожденности от 10 –30 дней до 2,5-3 месяцев. Уже с первых месяцев жизни идет физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие ребенка, но каждый возрастной период имеет свои определенные ведущие линии развития. Так, период до 3 месяцев после рождения – формирование зрительных, эмоциональных и слуховых ориентировочных реакций. Увеличивается длительность бодрствования ребенка до 1-1,5 часов в режимный период времени, вырабатывается достаточно четкое чередование сна и бодрствования. Ребенок становится более спокойным и активным. Развиваются основные движения (работа крупных мышц ног, рук, туловища) и тонкие движения (работа мелких мышц кисти, лица). Так, к месяцу малыш пытается поднять и удержать голову лежа на животе. К полутора месяцам у ребенка наблюдается значительное изменение мимики. К 3 месяцам малыш, поддерживаемый за туловище, может находиться в вертикальном положении. Он достаточно хорошо держит голову, упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах; лежа на животе, опирается на предплечья и в такой позе может находиться несколько минут. При правильном воспитании у ребенка более успешно идет умственное развитие. Перемещаясь в групповой комнате (в ДОУ) или в квартире при помощи взрослых, ребенок рассматривает окружающие его предметы, общается с людьми. Потребность в общении развивает речь. Ребенок очень рано пытается подражать взрослому, одаривая его улыбкой. В определенной последовательности развиваются предплечевые реакции, появляется «гуканье», в полтора месяца – гуление в виде звуков «а-а-а», в два-три месяца – гуление «г-у», «и-и», «гу-у», «эы» и др. некоторые ученые считают, что ребенок к 2-м месяцам ребенок уже располагает набором улыбок на разные случаи жизни: улыбка, словно говорящая «Ура! Я справился с этой задачей», улыбка, адресованная только матери, дружеская улыбка, как бы означающая «Я хочу понравиться вам», предназначенная незнакомым людям, улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то неожиданный звук или резкое движение не опасны для него. Т. Бауэр выделил эти 4 типа улыбок, проведя наблюдение за 86 младенцами. Он сделал неожиданное открытие: мальчики и девочки улыбаются по-разному. Мальчик улыбается. Сначала вертикально открывая рот, затем расширяя глаза, которые так и остаются широко открытыми, пока он тянется рукой к своему лицу. У девочки же рот сначала медленно изгибается в уголках, она открывает глаза, хлопая ресницами, затем отворачивается, показывая свое лицо в профиль. К 2-м месяцам спокойно бодрствуя, ребенок рассматривает погремушки, следит за ними. Случайно коснувшись погремушки, опущенной над грудью, ощупывает ее. А к 3-м месяцам берет в руки кольцо от погремушки. Развитие положительных эмоций и желания общаться ос взрослым вскоре переходит в совместную деятельность малыша и воспитателя. Ребенок любит яркие игрушки, особенно его привлекают блестящие предметы, красный цвет, звучание игрушки. Период от 2,5–3 до 5-6 месяцев. У ребенка продолжается совершенствоваться физическое, умственное развитие, расширяется круг внимания, усложняются связи с внешним миром. Ведущими линиями развития на данном этапе являются дальнейшее совершенствование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, сенсорного развития, движений, формируется более сложное поведение. Физически ребенок становится более выносливым. К 6 месяцам, например, он может активно бодрствовать до 1,5-2час. У него продолжают развиваться основные и тонике движения. Стремясь достать игрушку, ребенок в 4 месяца из положения лежа на спине переворачивается на бок. К 5 мес. со спины на живот, а к 6 мес. - с живота на спину. Стараясь приблизиться к игрушке, ребенок пытается ползти. Но не всегда получается так, как ему это хочется: тянется к игрушке, а ползет назад, так как пока еще не в полной мере владеет координацией движений. К 5-6 мес. малыш большую часть периода бодрствования проводит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, высоко подняв голову и грудь, двигаясь в разные стороны. К 5 мес. ребенок стоит при поддержке взрослого на выпрямленных ногах. Развиваются действия пальцев руки: к 3 мес. Он «ощупывает» и захватывает висящие над грудью игрушки (на расстоянии выпрямленных рук). К 5 мес. берет погремушку, которую взрослый держит над его грудью, к 6 мес. свободно берет погремушку из разных положений (сбоку, лежа на животе). Развивается мимика, он быстрее и более четко подражает соответствующей мимике взрослого. Продолжают развиваться предречевые реакции и предпосылки усвоения речи. К 4 мес. появляется свирель: аль-ле-е-лы-аы» и т.д. К 5 мес. ребенок подогу певуче гулит, произнося нараспев различные звуки. К 6 мес. начинает произносить слоги: «ма», «ба», «па» и др., лепетать. Певучие звуки гуления произносятся на продолжительном выдохе, что способствует формированию речевого дыхания, лепет возникает под контролем слуха. Следует отметить, что в первые месяцы жизни дети уже различают оттенки интонации голоса взрослого: улыбаются, если с ними говорят ласково и плачут, если с ними говорят строго. Усложняются действия с предметами. К 4 мес. формируется хватание и ребенок достаточно четко берет игрушки из рук взрослого, но только к 5 мес. свободно достает и удерживает в руках висячую игрушку, ребенок затем обследует ее губами, языком, деснами. Его внимание больше привлекают крупные, но в то же время удобные и вызывающие новые ощущения игрушки (прозрачные игрушки с подвижными цветными, звучащими предметами внутри). В 6 мес. ребенок поочередно рассматривал то одну, то другую игрушку, поглаживает ее, помахивает ею. Манипулируя игрушкой, перекладывая из рук в руки, сжимает, трясет ее, облизывает и покусывает. Примерно к 4 мес. дети начинают различать цвет и форму предмета более тонко: они отличают зеленый цвет от желтого или красного (Н.И. Касаткин), но последние научные данные свидетельствуют о возможности более ранней выработки дифференцирования предметов разной формы, величины и цвета. Дети трехмесячного возраста отличают такие объемные формы, как треугольные и прямоугольные призмы, куб, шар, цилиндр, конус и плоские формы, такие, как квадрат, круг, прямоугольник. Мелодии веселого и спокойного характера взывают у детей различную, эмоциональную реакцию. Веселая музыка вызывает оживление, улыбку, речевые реакции, спокойная музыка – внимание и сосредоточенность на звучащем инструменте или лице поющего человека. В этом возрасте у ребенка появляется большая потребность в общении с взрослым и момент общения приносит ребенку удовольствия и радость. Играя с малышом, перепеленовывая его, взрослые ласково разговаривают с ним, а для того, чтобы снова повторить это общение, ребенок ухитряется вполне осознанно мочиться малыми порциями, чтобы вынудить взрослого подойти еще раз к нему. К 5 мес. ребенок уже хорошо отличает близких от чужих. Улыбкой отвечает на нежность. Если к 4 мес. ребенок громко смеялся и «комплекс оживления» возникал у него и без воздействия взрослого (малыш радовался даже при виде только игрушки), то к 5мес. к «комплексу оживления» добавляются более сложные эмоциональные реакции. Так, в этом возрастном периоде формируются элементы эстетического и нравственного воспитания. Период от 5-6 до 9-10 мес. В этом возрасте у ребенка резко возрастает интерес к окружающему: к взрослому, детям, животным, игрушкам и др. предметам. Ведущие линии развития в этом возрасте – умение ползать, самостоятельно садиться, вставать, передвигаться шагом, держась за барьер кровати, манежа; возникновение способности подражать простым движениям и первичным действиям с предметами; дальнейшее развитие лепета и понимание названия отдельных предметов и игрушек. Физически ребенок значительно окреп, к полугоду удвоил массу тела, он уже в состоянии бодрствовать до 2-х часов в режимный период, переходит на 3-х разовый сон. В этом возрасте у детей развиваются движения, при помощи которых они активно перемещаются, изменяют положение тела, чтобы лучше увидеть взрослого или добраться до игрушки. При правильном воспитании ребенок к 7 месяцам ползает. Ползание – это первый вид самостоятельного перемещения ребенка, и побуждается оно желанием достать игрушку или дотянуться до какого-либо предмета. Первоначальное ползание – на животе (низкое), когда малыш тянется к игрушке то одной, то другой рукой. Затем появляется высокое ползание – на четвереньках, когда активными становятся руки и ноги. Иногда у детей возникает ползание в положении сидя, а обычно это бывает у ослабленных детей, при каком-либо заболевании. Эти дети перемещаются в основном при помощи рук, но в вертикальном положении. Они обычно начинают ходить поздно. Овладевая умением ползать, ребенок много двигается и таким образом укрепляет соответствующие мышцы. Движения становятся более быстрыми и координированными. Опираясь на одну руку, ребенок присаживается и, наконец, садится самостоятельно. К 8 мес. мышцы позвоночника укрепляются настолько, что ребенок может играть сидя. Позднее он учится вставать и ходить вдоль барьера кроватки, манежа. Сначала он держится обеими руками и передвигается боком, переступая, затем малыш освобождает руку, чтобы взять игрушку и двигается с ней вперед, придерживаясь другой рукой. К 9-10мес. он может переходить от одной опоры к другой, разнообразя движения, перемещаясь то ползком, то перешагиванием. Хорошо развиваются движения рук: теперь дети свободно берут различные предметы, переворачивают, перекладывают их. Увидев тесемку или нитку, ребенок внимательно разглядывает ее, берет, перекладывает из одной руки в другую, двумя пальцами старается взять пуговицу, стремится попасть пальцем в петельку одежды. Мимика становится более разнообразной: радостная улыбка, озабоченность, внимательное рассмотрение, обиженно кривит губы и т.д. Продолжается умственное развитие ребенка, которое в основном характеризуется пониманием речи взрослого и активным лепетом, на базе которого появляются первые слова. По данным М.М. Кольцовой (1973), ребенок к 7-8,5мес. лепечет слоги «ба-ба-ба», «дя-дя-дя» и т.д.; к 8,5-9 мес. повторяет слоги с разнообразной интонацией (модулированный лепет), с 9,5-10мес. произносит первые слова, состоящие из повторных слогов «мама», «папа», «ам-ам» (кушать). На 8-мес. по несколько минут повторяя слоги, дети четко связывают свой лепет с ритмичными движениями: взмахивают руками, стучат погремушкой, подпрыгивают, держась за перила кровати. При этом они выкрикивают слоги в ритме движения, а затем умолкают, как только прекращают движение. Развивается понимание речи. Если во втором полугодии дети различали интонацию и при обращении к ним улыбались, то теперь при вопросе «Где?» ребенок отыскивает взглядом предмет, знакомый ему и находящийся всегда на определенном месте. Малыш запоминает свое имя, узнает не только маму и папа, но и знакомых ему людей. К 8 мес. по просьбе взрослого выполняет различные движения «ладушки», «до свидания», «дай ручку». К 9мес. на вопрос «Где?» малыш отыскивает знакомые предметы независимо от их местонахождения. К 10мес., подражая взрослому, он повторяет за ними разнообразные звуки и слоги. По просьбе взрослого находит и отдает знакомую игрушку, отвечает на заигрывание «догоню-догоню» – уползает; на слово «ку-ку» натягивает на лицо косыночку и т.д. Совершенствуются действия с предметами. Ребенок к 7 мес. рассматривает игрушку более внимательно, чем прежде, может также одновременно в обеих руках держать по игрушке. Указательным пальцем подолгу обследует ее – надевает, трогает ее края, выемки, царапает поверхность. Часто прикладывает игрушку к игрушке, стучит им по кровати, бросает на пол. К 9 мес. ребенок еще более длительно рассматривает игрушку, приближает ее к себе, отодвигает, чтобы удобнее было видеть. Теперь его интересуют и более мелкие детали: туфельку с ноги куклы примеряет всем близлежащим игрушкам, даже если это не куклы или зверушки. С 7-го-8-го мес. ребенок уже различает некоторые свойства игрушек: катает мячик. Сжимает резиновую игрушку, зная, что она пищит, любит вынимать и укладывать мелкие игрушки в коробочку, мисочку и т.д. Комплекс положительных эмоциональных реакций помогает развитию общих движений и речи, кроме того у ребенка появляется способность воздействовать на окружающих: улыбаясь, двигаясь, он показывает свое отношение к взрослому, пытается удержать его рядом с собой. В этом возрасте дети с интересом общаются со сверстниками, особенно одеты ярко или заняты интересной игрушкой. Узнает их по именам. Но общение со сверстниками иногда вызывает конфликты, например, из-за желания получить игрушку товарища. В этом случае воспитательница дает малышам одинаковые игрушки и обидчику говорит: «Нельзя обижать». Дети это выражение уже понимают. Таким образом, формируются элементарные взаимоотношения между детьми. В этом возрасте дети начинают понимать слово «красиво», «хорошо». Они любят слушать музыку и уже при повторных занятиях быстро усваивают, что под веселую мелодию можно выполнять некоторые движения. Ребенок уже пытается подпевать взрослому не только тогда, когда укладывают спать и поют ему «бай-бай», но и если ему поют простейшую песенку или мелодию. Период от 9-10 до 12 мес. В этом возрасте ведущие линии развития – это формирование самостоятельной ходьбы, дальнейшее развитие действий с предметами и игрушками, развитие понимания речи взрослых и активной речи ребенка как средства расширения возможностей общения между ними. Ребенок продолжает физически крепнуть и развиваться. Бодрствование в режимный период увеличивается до 2,5-3 часов и детей переводят на 2-х разовый дневной сон. Дети уже много и достаточно быстро ползают, переползают через невысокие предметы, выбираются на гору (из трех ступеней), спускаются с нее. К 11 месяцам они начинают стоять без поддержки. Находясь у барьера манежа, или кровати, малыш, увлекшись игрушкой, берет ее обеими руками, стоит самостоятельно. Некоторые дети, научившись стоять без поддержки, долго не решаются сделать самостоятельно первые шаги, другие, наоборот, смело направляются вперед. Обычно, обучаясь ходьбе, дети широко расставляют ноги, слегка согнутые в коленях, корпус и полусогнутые руки устремлены вперед; походка покачивающаяся. Первые шаги дети обычно совершают по прямой линии, встречающиеся препятствия обходят, держась за них руками, или огибают ползком. Нормально развивающийся ребенок к 12 месяцам начинает ходить самостоятельно. У ребенка развиваются также и тонкие движения кисти, выразительной становится мимика. К 11 месяцам он может накладывать один предмет на другой, снимать со стрежня кольцо пирамидки, выдвигать и задвигать ящик. Причем выполняет он эти движения иногда разными способами. Например, закрывая коробку крышкой, он несколько раз стучит ею по коробке, пока не выполнит задуманное. В другой раз он двигает крышкой из стороны в сторону и достигает цели. Кроме того, ребенок уже пробует при помощи одного предмета достать другой. Если в первом полугодии ребенок был занят обследованием игрушки, то теперь возникает предметно-игровая деятельность, когда он, например, осознанно берет погремушку за ручку. В конце года возникают элементы отобразительной игры, когда после показа действия воспитателем ребенок может покачать куклу, «покормить» ее. К первому году обогащается опыт ребенка, и в умственном развитии происходят значительные изменения. Расширяется внимание, ребенка интересует все ближайшее окружение. Некоторые слова, произносимые взрослым, приобретают обобщающий характер: например, по просьбе «дай куклу» приносит любую, из находящихся в поле его зрения. Ребенок уже хорошо понимает слово «нельзя», отдельные звуки и слова подкрепляет мимикой. По просьбе взрослого он может выполнить уже более сложные действия: не только дать игрушку, но и положить ее в коробку и т.п. Обычно одним словом ребенок выражает одновременно название предмета и действие с ним: например, слово «ням-ням» относится к пище, посуде, является просьбой дать ему кушать или сообщением о том, что другой ребенок кушает. Дети часто произносят слово «мама» с различными интонациями. К году ребенок произносит 10-15 слов, а понимает значительно больше. Существенный разрыв между количеством понимаемых и произносимых слов у ребенка объясняется тем, что в коре головного мозга еще не выработано достаточно прочная связь между зонами Вернике и Брока (Вернике – понимание слов, Брока – их произнесение). Нравственное развитие ребенка тоже совершенствуется. Эмоциональный мир его к 1 году расширяется: зарождается чувство любви к матери, близким, появляются дружеские отношения с другими детьми. Но уже в этом возрасте при несогласованности воспитательных приемов у ребенка могут возникнуть капризы, негативизм и, в конце концов, непослушание. Многие ученые отмечают, что младенцы обладают чувством юмора. Совершенствуется и эстетическое развитие детей. Все больше их привлекает яркое, красивое. Ребенок с большим вниманием и удовольствием слушает музыку. К 1 году ребенок уже может рассматривать картинки с изображением отдельных предметов. Самые основные периоды развития ребенка первого года жизни – 2, 8, 12 мес. В 2 мес. ребенок бодрствует дольше, чем раньше, он много улыбается и с интересом смотрит на свои руки. В 8 мес. ребенок приобретает важное чувство обособленности своего «я» и даже понимание того, что любой предмет, скрытый от взгляда, все же остается на своем месте. У ребенка начинает появляться боязнь незнакомых людей. К 12 мес. ребенок начинает ходить, произносит 10-15 слов, а также понимать, что перед ним открывается целый мир. Режим, организация кормления, сна и формирование гигиенических навыков Суточный режим В успешном воспитании детей первого года жизни важное значение имеет правильный режим, который строится с учетом возраста, здоровья, индивидуальных особенностей ребенка. Время грудного вскармливания согласуется с возможностями матери (если она работает). Для построения режима нужно знать длительность сна, периодов бодрствования, количества кормлений. Поскольку в первой группе детей раннего возраста могут находиться дети разных возрастных периодов, то при составлении режима нужно учитывать и это. Режим организуется таким образом, чтобы воспитательница и няня одновременно обслуживали по возможности наименьшее количество детей, иначе будет трудно осуществлять правильный уход за ребенком и воспитанием. Режимы составляют сначала для отдельных подгрупп, а затем комплектуется режим для всей группы таким образом, чтобы одни дети спали, другие в то же время играли в манеже, а третьих кормили бы. В первые месяцы бодрствование, сон и кормление должны чередоваться с одинаковыми промежутками времени. Ребенок привыкнет к соответствующему режиму, выработается динамический стереотип. С конца первого и начала второго месяца важно установить не только правильный режим кормления, но и правильный режим сна. Для четкого выполнения режима необходимо правильное распределение обязанностей среди персонала группы. В течение дня в группе посменно работают две воспитательницы и одна няня. Режимные процессы должны выполняться последовательно и приучать ребенка к положительным привычкам. На все режимные моменты следует давать детям определенную установку. Например, укладывая спать, говорить ребенку «Спать надо, бай-бай». Для выработки положительного отношения к кормлению, сну, гигиеническому уходу используются соответствующие методические приемы. Прежде всего воспитательница и няня должны ласково обращаться с ребенком. Кормление, сон, гигиенический уход нужны не только для удовлетворения потребностей организма – они должны также способствовать нервно-психическому развитию. Поскольку эти процессы в течение дня неоднократно повторяются, то их нужно использовать для развития комплекса оживления, речевых реакций, для воспитания положительного отношения к проделываемым манипуляциям. Кормление. Для кормления детей необходимо иметь соответствующее оборудование: высокий стол с выдвижными креслами для детей, которые уже умеют сидеть, бутылочки с сосками, чайные ложки, чашки, посуду для разной пищи, нагрудники, салфетки. Для детей, умеющих ходить, необходимы низкий стол и специальное кресло. В комнату для грудного вскармливания должны быть поставлены стулья для матерей, низкие скамеечки, пеленальный стол, весы для взвешивания ребенка, часы, умывальник, а также предметы ухода за грудью матери. Переход к кормлению с ложки (с 4,5 – 5 мес.) и питью из чашки (с 7-8 мес.) требует от ребенка новых движений. Если ребенок отказывается от прикорма, то рекомендуется чередовать ложку с привычной пищей, помня о том, что нельзя смешивать в одной тарелке разную пище. Если дети самостоятельно хорошо сидят, их можно кормить за специальным высоким столом по двое. Обычно воспитательница дает пищу то одному, то другому ребенку, а в промежутках дети не только учатся хорошо пережевывать, но и привыкают спокойно ждать следующей порции. Детей, умеющих ходить, кормят за низким столом, усаживая на кресла с поручнями и с подножками, придвигают к столу так, чтобы они не упали, и следят за тем, чтобы дети не болтали ногами. Подводить ребенка к столу следует за руку, предупреждая, что сейчас он будет кушать. К 1 году дети могут самостоятельно есть хлеб, печенье и пить из чашки. Нельзя кормить ребенка насильно – это вызывает отрицательное отношение не только к пище, но и к самому процессу кормления. При кормлении воспитательница и няня должны сидеть так, чтобы видеть и других детей группы, бодрствующих в манеже и за барьером. Сон. В спальной комнате или на веранде соответственно числу детей ставят кроватки и располагают их так, чтобы персоналу было удобно проходить и подойти к каждой из них. Детей, которые еще не привыкли спать на свежем воздухе, укладывают в групповой комнате. За каждым ребенком закрепляется индивидуальный набор белья и кровать. В спальне, на веранде не должно быть игрушек, ярких занавесей и других отвлекающих предметов. Готовя ребенка ко сну, ему следует говорить: «Спать будешь, бай-бай». Привыкнув к этим словам, малыш начинает повторять «Ба-а» и вскоре засыпает. Нельзя перед сном возбуждать детей шумной игрой. К проснувшимся нужно подходить ласково, таким образом подготавливая их к спокойному бодрствованию. Формирование гигиенических навыков. Одевание, умывание, купание, подстригание ногтей, уход за глазами, носом, ушами, приучение к опрятности (высаживание на горшок) занимает много времени в уходе за детьми первого года жизни. Во время этих процедур с ребенком следует обращаться особенно ласково и осторожно, стараясь вызвать у него интерес к тому, что делает воспитательница. Дети первых месяцев жизни не любят переодеваться, т.к. в их возрасте имеет место гипертонус мышц – сгибателей, что вызывает болезненные ощущения при разгибании суставов рук и ног. Уход за носом, ушами, глазами для детей является неприятной процедурой, и, чтобы облегчить их «страдания», нужно отвлекать их, давая в руки игрушки. Сделав все необходимое, нужно немного поиграть с ребенком. Некоторые дети боятся купаться. Ребенка нельзя быстро погружать в воду – делается это постепенно. Сначала рекомендуется положить в воду игрушку: это привлекает ребенка, и он с удовольствием купается. Иногда более старшие дети, наоборот, не хотят выходить из ванночки, тогда их надо заинтересовать игрушкой, более привлекательной, чем та, с которой он играл. Одежда должна быть мягкой, удобной, красивой и соответствовать росту ребенка. Как только малыш научился самостоятельно сидеть, его можно приучать к опрятности – высаживанию на горшок. Сажать на горшок следует только тогда, когда это необходимо: перед сном, после сна и в середине бодрствования, но не раньше, чем через 15-20 мин. После кормления. Это вырабатывает рефлекс на время. Горшок всегда должен находиться на одном и том же месте, ребенок привыкает к нему – рефлекс на место. Сажая на горшок, нужно ласково и убедительно повторять одни и те же слова – рефлекс на речевое обращение. Горшок не должен пугать ребенка своим размером и цветом. Нельзя торопить малыша, отвлекать его игрушками, сажать насильно, а также заставлять долго находиться на горшке, даже если не был достигнут результат. При положительном результате нужно похвалить ребенка. При неправильной методике приучения к опрятности может выработаться торможение физиологических отправлений, и тогда ребенок, как правило, мочится после того, как его сняли с горшка. В этом случае на ребенка нельзя сердиться, а лучше подумайте, где была допущена ошибка. Организация игр-занятий и самостоятельной деятельности детей. В течение первого года жизни непрерывные периоды бодрствования у детей постепенно увеличиваются от 1 до 3-х – 3,5 часов. Самые первые игрушки должны способствовать развитию зрительного и слухового сосредоточения. Лучше, чтобы они были крупными, но размером не более 12-15 см., одноцветные, предпочтительно красные и различные по форме. Погремушки могут быть на кольцах, различные по звучанию. Первые игрушки подвешивают над грудью ребенка не ниже 50 см., иначе можно вызвать косоглазие (у детей до 2,5 мес.). Игрушки время от времени меняют. Чтобы дети учились ощупывать и захватывать игрушки, ее нужно подвесить так, чтобы дети, выпрямляя руки, могли дотянуться, а затем и схватить ее. Детям 9-10 мес. следует давать мячи, шарики для катания. Дети с удовольствием играют с кольцами для надевания на руку, резиновыми звучащими игрушками. Детям 10-12 мес. к имеющимся игрушкам следует добавить еще деревянные коробки с крышками для открывания и закрывания, стержни с кольцами, кубики, повозки, а также крупные игрушки для показа. Крупные куклы, высотой до 40 см. должны быть с выразительными глазами (но не закрывающимися), с гибкими руками и ногами. Маленькие куклы (10-20 см) не должны иметь расчесывающихся волос и мягкой одежды. Для развития речевых реакций рекомендуется не только давать детям сюжетные игрушки, но и располагать их в разных местах комнаты, на стенах должны быть картины с изображением домашних животных, птиц. На виду у ребенка следует располагать игрушки, которыми он уже умеет пользоваться. Время от времени игрушки перекладывают в разные места. Если малыш по какой-либо причине не может играть вместе с детьми, то ему нужно создать условия для игры в кровати. Нельзя давать игрушки во время кормления, укладывания спать, при высаживании на горшок, не следует использовать для игры столы для кормления, а в домашних условиях – кресло для высаживания на горшок, иначе у ребенка будет сбиваться выработка привычек и навыков, соответствующих режимным моментам. При проведении специальных игр-занятий пользуются игрушками, которыми дети еще никогда не играли или которые видят редко – это повышает интерес малышей. Организация игр-занятий Специальные игры-занятия проводят по режиму в определенное для этого время – через 20-30 мин. после кормления. Перед занятием детей нужно переодеть, если это необходимо, и высадить на горшок. Развитие зрительного и слухового сосредоточения. Воспитательница, наклонившись над ребенком, ласково с улыбкой разговаривает с ним, певуче произносит «агу-у», меняя интонацию, старалась, чтобы ребенок следил за движением ее губ, за выражением лица. Таким образом, воспитательница или мама вызывает у малыша первые улыбки. Затем нужно учить ребенка сосредотачивать внимание на игрушке и, позвякивая погремушкой, вызывать желание повернуть голову в сторону звука. Для развития устойчивого слухового внимания рекомендуется проводить музыкальные занятия: давать слушать звучание мелодичных погремушек, напев простейшей мелодии (лучше народной) или исполнение ее на губной гармошке, металлофоне (предметы должны быть в поле зрения ребенка). Эти занятия проводят вначале с одним, а затем в манеже с несколькими детьми. С более старшими детьми можно проводить игру-пляску, взяв ребенка на руки, приплясывая с ним, слегка приподнимая и спуская, напевая мелодию. Нельзя делать резких движений и громко петь – это пугает малыша. Музыкальные занятия проводят с детьми 6-12 мес. с целью порадовать ребенка, т.е. создать положительную эмоциональную атмосферу, а также способствовать запоминанию движений, связанных с музыкой или пением («Ладушки» - похлопывание по бубну, притопывание ножками, игра ручками). Эти занятия должны радовать не только детей-участников, но и детей-зрителей. Для этого, занимаясь с одними детьми, других располагают, чтобы они могли с интересом наблюдать занятия. Развитие движений и умения брать игрушку из любого положения. Показав игру, не следует сразу вкладывать ее в руку ребенка, а важно вызвать желание взять ее. Когда малыш взял игрушку, то легким движением ему следует подсказать, что ею можно двигать, играть. Позже ребенка учат брать игрушку из разных положений. Показав игрушку, следует, описав траекторию, положить ее рядом с ребенком, затем помочь ему перевернуться со спины на бок и взять ее. Можно положить ребенка на живот, а игрушку – перед ним на расстоянии вытянутых рук. Привлекая внимание игрушкой, позвать: «Ползи, Вовочка, ползи». Если малыш не двигается или ползет назад, то взрослый может подставить свои ладоши к подошвам его ног для опоры, а затем переставлять руки вперед, и тогда ребенок будет направляться к игрушке. Ползанию обучают тогда, когда ребенок уже научился переворачиваться со спины на живот и обратно. Следует вызывать у ребенка стремление встать, держась за перекладины манежа или кроватки. Для этого можно поставить звучащую игрушку на бар Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|