Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вред частых запретов, длительных, пассивных ожиданий.





Принимая во внимание слабость тормозного процесса, нельзя заставлять ребенка длительно в бездействии ожидать чего-либо. Для маленьких детей непосильно сидеть, не двигаясь, в ожидании, пока воспитательница, усадив их предварительно для занятий, будет готовить материал. В этом возрасте дети очень подвижны, им трудно находиться в обездвиженном состоянии. Когда ребенок начинает понимать речь, надо стараться обосновать все предъявляемые ему требования. Детям этого возраста очень трудно сдерживать возникшие у них желания, однако воспитание способности сдерживаться является существенной задачей уже в раннем возрасте. В коллективе очень важно приучать ребенка считаться с интересами других, хотя бы это противоречиво его желанием. Дети должны знать, что есть вещи, которыми нельзя пользоваться как игрушкой (цветы, зеркало и др.). Конечно, надо стараться, чтобы таких заманчивых предметов было меньше, но убирать из поля зрения ребенка все, что нельзя брать, не следует. В таком случае ребенок не учится сдерживать свои желания и, оказавшись в других условиях, будет настойчиво требовать то, что дать нельзя.

Запрещая одно, надо по возможности направлять энергию ребенка на другое. К грудному ребенку в случае невозможности выполнить его требования для того, чтобы запрещение не вызвало резкого протеста, можно применить метод отвлечения, пользуясь легко возникающим у него процессом внешнего торможения, особенно если предлагаемый взамен предмет или действие взрослого интересно, приятно. Но трудно, даже вредно успокаивать плачущих грудных детей громкой погремушкой или громким разговором, так как столь сильные воздействия возбуждают еще больше.

На 2-м, а тем более на 3-м году интересы ребенка более разнообразны, устойчивее становятся его желания, поэтому отвлечь его от заинтересовавшего предмета значительно труднее. Кроме того, успокоение путем отвлечения лишь ликвидирует на данный момент отрицательное состояние ребенка, но не воспитывает никаких положительных правил поведения на будущее, не учит сдерживать желания, и в дальнейшем он будет по-прежнему с криком требовать удовлетворения все более усложняющихся и более трудно выполнимых для взрослого желаний. Поэтому, как только ребенок начинает хорошо понимать речь взрослых, следует пользоваться обучением, уговором и прямым обучением и все реже прибегать к отвлечениям.

Следует, насколько возможно, обосновать свое запрещение или указать более правильное поведение. Если запрещенное действие всегда прекращается и даже подкрепляется действием, то на слово «нельзя» вырабатывается условный рефлекс, и в последующем оно служит сигналом к прекращению недозволенного действия. Формирование тормозных рефлексов, задерживающих деятельность ребенка на слово «нельзя» начинается уже в конце 1-го года жизни. Однако формирование этих тормозных рефлексов является значительно более трудным процессом, чем образование положительных условных рефлексов.

Формирование тормозных процессов является одной из существенных задач воспитания детей. Однако, воспитывать нужно преимущественно не торможение, а «тормозящее возбуждение», т.е. не просто прекращать отрицательный поступок запретом «нельзя», а подобрать побуждения, основанные на эмоциях совести, чистоплотности, стыда и т.п. Эти побуждения и будут тормозить ненужную деятельность.

По мере роста и развития при правильном воспитании увеличивается с ила внутреннего торможения. У детей 2-го года жизни, а тем более 3-го года жизни можно выработать значительное число тормозных, условных рефлексов. Тем не менее, надо не злоупотреблять и правильно пользоваться этими тормозными сигналами. Нельзя бесконечно запрещать ребенку или прерывать его деятельность. Частые запрещения в силу слабости процесс торможения ведут к отрицательным реакциям ребенка. В результате воспитания путем частых запретов, запрещений и ограничений дети становятся вялыми или, наоборот, в ответ на каждое запрещение упрямо требуют выполнить желание, часто приходят в состояние резкого возбуждения. И то и другое нежелательно.

7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение.

Период раннего детства является благоприятным для развития самостоятельности. При правильном подходе взрослых самостоятельные действия уже с первых лет доставляют детям удовольствие. Но раннее проявление самостоятельности требует своего развития и закрепления. Для того, чтобы и в дальнейшем ребенок в силу своих возможностей старался все, что может, делать самостоятельно, и получал от этого удовольствие, нужны правильные воспитательные приемы. Очень рано следует придерживаться правил: не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Большое значение для развития самостоятельности маленьких детей имеет отношение к этому окружающих взрослых. Значительно усиливается желание сделать что-то самому, если это получает одобрение, похвалу старших. Поощрение является очень существенным методом воспитания самостоятельности. Как показывают специальные исследования, поощрение активизирует психические процессы, поднимает настроение ребенка. Наоборот, слова «плохо», «нехорошо» тормозят реакции ребенка, понижают возбудимость, что отрицательно влияет на поведение. Воспитательница должна поощрять самостоятельные действия ребенка. Но хвалить ребенка следует только за то, что он действительно заслужил.

Не следует сразу, по первому требованию или при малейшем затруднении помогать ребенку. Надо побудить его постараться самому выйти из затруднительного положения, и после удачи похвалить. Оказывать помощь нужно только тогда, когда взрослому ясно, что сам ребенок этого сделать не может, но и в таком случае надо постараться делать не за него, а вместе с ним. Для того, чтобы закрепить у детей стремление к самостоятельности и воспитать умение преодолевать возникшие затруднения, надо чтобы попытки самостоятельно что-то сделать как можно чаще имели положительный результат. Это формирует у ребенка уверенность в своих силах. Наблюдая за тем, как ребенок реагирует на встретившееся ему затруднение, сначала надо предоставить ребенку возможность самому справиться с ним, побуждая его ободряющими словами. Только убедившись в невозможности преодолевать затруднение, не дожидаясь, пока у ребенка вследствие многократных попыток пропадет желание добиваться положительного результата, надо помочь ему, одновременно привлекая и его самого.

По-иному надо реагировать, если «не могу», «никак» говорит ребенок, который, по мнению воспитательницы, может это сделать самостоятельно. Не надо спешить делать за него. Следует, поощряя его словами, все же добиться самостоятельного действия ребенка. Исключением являются такие случаи, когда ребенок не может выполнить посильное вообще для него действие, потому что он устал, не здоров или сильно возбужден. Плохо, если у детей не воспитано умение, преодолевать небольшие препятствия, и они привыкли, что при малейшем затруднении взрослые помогают им. Прежде всего, такая чрезмерная опека не воспитывает положительных моральных качеств – самостоятельности, воли, настойчивости в достижении цели, а кроме того, часто является причиной повышенной раздражительности детей. Встретившись даже с небольшим затруднением и не получив немедленной привычной для него помощи, ребенок раздраженно кричит, требует ее от взрослых или не прилагая никаких усилий, бросает начатое дело.

Привлечение детей с возрастом все к большему участию в кормлении, умывании, одевании, поощрение их самостоятельных попыток преодолевать затруднения во время игры способствуют развитию самостоятельности, умению преодолевать затруднения, самому добиваться желаемого, что является очень ценным качеством личности ребенка.

Воспитание самостоятельности – один из элементов нравственного и трудового воспитания.

В системе воспитания малого ребенка много внимания должно быть уделено развитию его самостоятельности. С этой стороной воспитательной работы связаны первые шаги формирования характера ребенка, укрепления зарождающейся в нем воли. Необходимо, однако, признать, что работа эта связана с большими трудностями ввиду слабости физических сил ребенка, нескоординированности его движения, отсутствия элементарных навыков, неумение длительно сосредотачиваться на чем-либо и планомерно тратить свою энергию. Требуется большой педагогический опыт и тщательное наблюдение для правильной оценки возможностей ребенка. Такая оценка необходима для того, чтобы воспитатель избежал двух ошибок: с одной стороны, искусственного формирования развития в погоне за внешними достижениями, с другой – слишком поспешного оказания помощи ребенку, выполнения за него того, что он мог бы сделать сам. Воспитатель должен твердо усвоить ту истину, что важны не столько достижения, сколько усилия, которые ребенок добровольно употребляет для овладения тем или иным процессом.

И все руководство воспитателя, его такт и искусство должны быть направлены к тому, чтобы результаты этих усилий не несли с собой разочарования, не подрывали в ребенке веры в свои силы, а, наоборот, укрепляли в нем доверие в себя, утверждали его в возможности дальнейших успехов и побед. Для этого прежде всего нужно, чтобы воспитатель умел не только вовремя приходить на помощь, но и, терпеливо и доверчиво выжидая, добиваться результатов от самого ребенка.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.