|
Распределение обязанностей персонала
- сон - бодрствования занятие кормление Режим для детей второго года жизни Детей второго года жизни делят на две возрастные подгруппы. До 1,5 лет дети спят днем 2 раза (1 сон – 2,5 – 2 часа, 2 сон – 1,5 – 1 час), после 1,5 лет – 1 раз в течение 3-3,5 часов. Режим имеет несколько вариантов в зависимости от длительности пребывания ребенка в детском саду, от времени работы родителей. Для семьи, для группы длительного пребывания детей удобен режим, при котором дети 1,5 лет в вечерний отрезок времени меньше бодрствовали вместе со старшей подгруппой. С этой целью полдник проводят перед вторым сном, а сон переносится на более позднее время. Пока меньшие дети спят, со старшими можно провести занятие и прогулку. Это удобно и для семьи, т.к. обеспечат спокойное и активное поведение ребенка. Для дневной группы, это, наоборот, плохо. Там удобнее провести полдник после второго сна, т.к. получится большой перерыв между кормлениями из-за позднего ужина дома. В дневных группах после дневного сна обе подгруппы больше времени бывают вместе, все дети просыпаются к приходу родителей. Режим должен быть построен так, чтобы во время первого сна младшей подгруппы старшие дети занимались, гуляли, обедали. Дети младшей подгруппы просыпаются тогда, когда почти закончено укладывание на сон старших. Таким образом, обед детей до 1,5 лет проходит во время сна старшей подгруппы, и дети почти не встречаются, вплоть до ухода домой. Режим строится так, чтобы завтрак проходил не позже, чем через 1 час после пробуждения, в дневных группах дети во время приема, а ужин – за 1 час – 40 мин. до укладывания на ночной сон. В режиме детей второго года жизни четко указывается время занятия (4 в течение дня), а с 1,5 лет и прогулки. Одной из самых распространенных ошибок в режимах группы детей второго года жизни бывает нарушение требования максимального разобщения детей разных подгрупп. Кроме того, дети обеих подгрупп долго бодрствуют, мало спят днем, поздно получают первое кормление и т.д. Рассмотрим несколько режимов детей второго года жизни в семье и детском саду. Так, у ребенка 1,5 лет всего 1 отрезок дневного сна, который длится 2 часа. Количество часов сна в сутки 10,5 вместо 14-13,5 часов. Утром ребенок просыпается в 6 часов и бодрствует 6 часов подряд. Второй отрезок бодрствования длится 7,5 часов, вместо возможных 4-5 часов. Длительность бодрствования намного превышает предел работоспособности его нервной системы, и он не досыпает 3-3,5 часа в сутки. Нарушен и режим питания. Завтракает ребенок через 2 часа после пробуждения. Интервал между завтраком и обедом всего 3 часа, во время которого еще не может возникнуть чувство голода. А между довольно легким кормлением - полдником – и ужином 5-часовой перерыв. Как же ведет себя ребенок при этом режиме? Утром он возбужден, что вызвало чувство голода. Обед длится очень долго, почти час, вероятно, потому что он еще не хочет есть. А к вечеру возбуждение из-за утомления вследствие чрезмерно длительного бодрствования опять нарастает, что проявляется в виде плача перед ужином и перед ночным сном, которое начинается еще позднее в связи с длительным засыпанием. Ребенок в 1,5 года еще может спать днем 2 раза, а если его укладывают 1 раз, то он должен спать длительно, не менее 3 часов подряд. Поскольку он быстро устает, его надо по возможности раньше укладывать на ночной сон. Необходимо изменить и часы кормлений. Первый режим детей от 1 г. До 1 г.6 мес. У них 2 укороченных отрезка дневного сна – 1,5 часа и 1 час и поздний ночной сон почти с 9 часов вечера. В сутки они спят 12-12,5 часов, что недостаточно для этого возраста. Первый и второй отрезки бодрствования длятся по 3 часа каждый, а вечером дети бодрствуют 5,5 часов подряд, что не может не вызвать утомление. Все кормления проходят одновременно с детьми старшей подгруппы, причем малыши ждут, пока будут готовы к кормлению старшие. Кроме того, завтрак проводится только через 1,5 часа после пробуждения и после окончания приема детей в ясли, вероятно, во всех группах одновременно. На этом же рисунке видим и наиболее частые ошибки режима старшей подгруппы. Дети очень мало спят днем – 2 часа, вместо 3, длительно бодрствуют утром, и часто особенно плохо, вечером – 6 час. подряд. Из-за совместного кормления с младшей подгруппой они получают меньше внимания, помощи и обучения со стороны взрослых. Дети обоих подгрупп бывают вместе до 10 часов утра, из-за чего нельзя провести полноценные занятия со старшими. Днем младшие дети довольно долго остаются без контроля, так как сначала детей второго полугодия приводят с прогулки, раздевают, высаживают на горшок и т.д., а затем после обеда укладываются спать и лишь после этого начинают заниматься маленькими. Понятно, какой вред приносят допускаемые ошибки и стремление упростить работу персонала. На самом деле это затрудняет работу, делает ее более напряженной, отрицательно влияет на состояние детей. Для лучшего обслуживания детей группа должна правильно укомплектована. Количество детей младшей подгруппы должно составлять 1/3 общего числа детей. Как и в грудной группе, здесь очень важно составить правильное распределение обязанностей сестры и няни. При этом следует учесть, что няня не только помогает при проведении гигиенических процессов и кормления, но так же помогает под руководством воспитателя организовывать деятельность детей, когда обе подгруппы бодрствуют вместе. Утром, когда воспитатель ведет прием, няня под наблюдением воспитателя кормит приходящих детей завтраком и следит за их игрой. Она следит за детьми одной подгруппы во время занятий воспитателя с другими детьми, следит за игрой младших вечером во время прогулки старших. Няня не должна отвлекаться на выполнение технической работы во время проведения гигиенических процессов, укладывания детей спать, кормления. Всю уборку она делает во время сна или прогулки детей. Няня должна быть как можно больше в группе с детьми. Поэтому зав. детским садом должна стремиться организовать доставку пищи, белья в группу кем-нибудь из работников кухни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Определите понятие режима дня. 2. Каково педагогическое значение режима? 3. Назовите принципы построения режима дня. 4. Дайте физиологическую характеристику бодрствования и сна в начальном периоде их формирования. 5. Каковы условия формирования ритма бодрствования и сна?
Тема: 5. Основные педагогические правила воспитания детей Раннего возраста. План: 1. Принципы единства в оздоровительной и воспитательной работе. 2. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям. 3. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. 4. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. 5. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослых. 3. Поведение взрослого – образец для подражания.
1. Одним из наиболее основных положений, общим при воспитании детей раннего возраста, является требование единства оздоровительно-воспитательных воздействий на ребенка. Необходимость и значение этого принципа не требует доказательства. Нельзя ограничиваться лишь констатацией фактических данных хода развития ребенка и записью этих данных в истории развития, необходимо сопоставлять их с возрастно-физиологическими данными, рассматривать их в динамике и в случае тех или других отклонений от нормы выявлять их причины. 2. Важное значение для правильной организации жизни детей и их воспитания имеет учет основных состояний ребенка: преобладающее настроение и смена настроения на протяжении бодрствования; длительность и характер и причины состояний; длительность бодрствования, характер засыпания, глубина и длительность сна, состояние ребенка непосредственно после пробуждения; аппетит и причина его нарушения. Все это характеризует физическое состояние ребенка, состояние возбудимости и работоспособности его нервной системы, а также типологические особенности высшей нервной деятельности. 3. Одной из частых причин различных отклонений в поведении детей 2-3 года жизни (нарушение сна, аппетита, срыв в настроении) является утомление. Постоянное пребывание детей в коллективе может привести к утомлению, если не принять специальные профилактические меры. Помимо правильного осуществления режима, правильной методики кормления, укладывания, туалета и организации бодрствования, мерами, предупреждающими возникновение утомление детей, является: нормализация числа детей в группе (не более 15-18 детей), строгое соблюдение принципа последовательности при обслуживании детей, организация смешанных возрастных групп, проведение занятий с небольшими группами детей, преимущественно индивидуальное общение с детьми. 4. Воспитатель, воздействуя на ребенка, должен обязательно учитывать ответные реакции самого ребенка и видоизменять в соответствии с ними воспитательные приемы, добиваясь, чтобы реакции ребенка были не только активными, но и на уровне возраста. Обеспечить дальнейшее развитие ребенка можно лишь, обеспечивая на каждом возрастном этапе своевременное возникновение новых прогрессивных форм поведения. 5. Методы обучения на протяжении на протяжении 2-3 года жизни детей в соответствии с развитием их высшей нервной деятельности изменяются. В первом полугодии 2-го года жизни основным средством обучения является показ с обязательным словесным обозначением показываемых предметов и действий. Во втором полугодии 2 года жизни ранее сформировавшиеся реакции можно вызывать уже словесной инструкцией. А на 3-ем году жизни возможно уже через слово формирует и новые реакции ребенка. 6. Необходимо широко применять индивидуальное общение с ребенком. Специальные занятия с детьми в начале первого полугодия 2-го года жизни следует проводить индивидуально, лишь постепенно, по мере того, как дети овладевают новыми умениями и правилами поведения во время занятий можно увеличить количество участников сначала до 2-3, а к концу года до 6-10 (в зависимости от вида занятий). На 3-м году жизни некоторые занятия можно проводить и со всеми детьми. Проведение занятий одновременно с большим числом детей не достигает цели, особенно на 2-м году жизни, т.к. к детям предъявляются непосильные требования ожидания, тормозятся их активные проявления и воспитатель не имеет возможности следить за индивидуальными реакциями детей и влиять на них. 7. Каждое из занятий должно вызывать новые прогрессивные реакции или упражнять те из них, которые еще недостаточно закрепились. Для этого необходимо: 1. Четко определить задачи каждого возрастного периода и владеть методикой его проведения; 2. Ставить в каждом занятии узко конкретную цель и владеть методикой его проведения; 3. Выбирать воспитательные приемы во время занятия, точно соответствующие поставленной цели; 4. Следить за реакциями детей во время занятий, обеспечить как необходимую повторность, так и своевременное изменение цели, содержания и приемов; 5. Обязательно планировать занятия и проводить их систематически; 6. Одним из недостатков работы с детьми является отсутствие целенаправленности в воздействиях взрослых. Воспитательные воздействия часто активны и разнообразны, но они не направлены на основное и главное в развитии ребенка, проводятся без учета его индивидуальных особенностей, ответных реакций ребенка и его интереса в данный момент, носят хаотический, беспорядочный характер и поэтому не достигает цели. 7. Уже в первые годы начинает формироваться сложное поведение ребенка, складывается тип реакций на окружающую среду, устанавливаются различные взаимоотношения с взрослыми и детьми, вырабатываются черты характера и многое другое. Формирование социального поведения ребенка должно быть предметом специально воспитательных приемов, характер которых в зависимости от уровня развития ребенка и особенно от уровня развития его речи на протяжении 2-3 года жизни меняется. Всю работу с детьми раннего возраста иногда трудно разделить на медицинскую и воспитательную. Н.М. Аксарина говорит о том, что одной из характерных особенностей всего периода раннего детства является тесная взаимосвязь физического и нервно-психического развития. Ребенок не может хорошо физически развиваться, если он мало двигается или часто находится в отрицательном эмоциональном состоянии, если отсутствуют условия для его активной деятельности. Доказано, что такие оздоровительные мероприятия, как обливание, гимнастика, окажут положительное воздействие на здоровье ребенка только в том случае, если ребенок охотно идет на водную процедуру, с удовольствием делает гимнастику. Аппетит ребенка зависит не только от пищи, но главным образом от всей организации кормления и, прежде всего тех воспитательных приемов, которые применяют родители или воспитатели. Отказ от еды, доходящие иногда до полной анорексии, чаще всего объясняются неправильными воспитательными приемами – отсутствием твердого режима, применением излишних уговоров, насильственным кормлением и др. На аппетит ребенка оказывает большое влияние также вся организация его деятельности. После хорошо организованной интересной игры или прогулки дети кушают лучше. Проводя кормление, воспитательница должна не только прививать детям культурно-гигиенические навыки, но внимательно следить за их аппетитом. Во время водной процедуры необходимо проверять не только температуру воды, но и то, чтобы обливание было правильно организованно, дети не возбуждались при ожидании или не охлаждались. Прогулка не даст положительных результатов ни для здоровья, ни для развития, если отсутствуют условия для активной и интересной для них деятельности. Воспитательница, проводя тот или иной педагогический процесс, должна учитывать состояние здоровья ребенка, например во время занятия она должна думать не только о том, чтобы научить чему-то, но и следить, чтобы дети не устали. Выбирая место для экскурсии, нужно рассчитывать силы детей (могут ли они пойти так далеко). Наблюдая за ходом нервно-психического развития детей, воспитательница должна внимательно следить за здоровьем ребенка, знать первые признаки наиболее частых заболеваний и причины их возникновения, чтобы своевременно сигнализировать врачу. В то же время врач или старшая медицинская сестра должны следить не только за физическим, но и нервно-психическим развитием детей. При выполнении той или иной медицинской процедуры надо стараться не травмировать психику ребенка, осторожным подходом, ласковыми словами уменьшить болезненные ощущения. Ребенок будет вести себя спокойно, если медицинская сестра, не обманывая его. Осторожно предупредит о том, что ему будет немного больно, но зато он скоро поправится и пойдет гулять со всеми детьми. Таким образом, и сестра должна быть не только мед. Работником, но и воспитателем. Такие безобидные процедуры, как стрижка волос, осмотр зева, даже купание при неправильных воспитательных приемах могут вызвать у ребенка слезы. А с другой стороны, даже инъекции или другие болезненные манипуляции переносятся детьми спокойно, если мед. сестра будет в то же время воспитателем, понимающим психические особенности ребенка. Участковая медицинская сестра, приходя в семью или общаясь с родителями в поликлинике, одновременно дает медицинские и педагогические советы. Старшая медицинская сестра, делая обход в детском саду или яслях, должна следить не только за гигиеническим состоянием группы, но и за эмоциональным состоянием детей. По этому состоянию она может заметить первые признаки заболевания и тем самым предупредить возможное распространение какого-либо инфекционного заболевания. Своевременно прививать детям культурно-гигиенические навыки при кормлении, туалете должны и старшая медицинская сестра, и врач, и педагог, потому что эти навыки имеют существенное значение для здоровья ребенка и в тоже время формируют его культурное поведение. Учитывая большую взаимозависимость физического и нервно-психического развития, правильно воспитывать детей раннего возраста можно лишь при условии объединения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий в единую согласованную систему. Весь коллектив детского учреждения (врач, педагог, заведующая, старшая медицинская сестра, воспитательницы и няни) должен согласованно проводить все медицинские и педагогические мероприятия. Выполняя медицинскую процедуру, надо помнить о психике ребенка, обучая его, и, занимаясь с ним, не забывать о его здоровье. Е.А. Аркин подчеркивает, что во главе педагогических мероприятий, проникая во всю воспитательную работу, ДОЛЖНА СТОЯТЬ ЗАБОТА ОБ УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА, об осторожном, систематическом закаливании его сил. В работе с детьми правильная организация физического воспитания должна стоять на переднем плане и на большой высоте. Этого требуют и общая слабость и неустойчивость организма маленького ребенка, все еще малая сопротивляемость его инфекциям, и то огромное значение, которое имеет для всего дальнейшего развития сил ребенка закладывание в эти годы крепкого фундамента здоровья. Специфическими (по сравнению со старшими детьми) для данного возраста являются: большее значение рационального питания (наличие витаминов, полноценных жиров и белков), большая потребность в свежем, чистом воздухе, меньшая выносливость по отношению к высоким и низким температурам и переменам погоды. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|