|
Тема 8. Особенности развития и воспитанияДетей второго года жизни План 1.Развитие и воспитание детей. 2.Характеристика развития ребенка от 1 года 6 мес. до 2 лет. 3.Умственное воспитание. 4.Физическое воспитание. 5.Нравственное воспитание. 6.Эстетическое воспитание.
На протяжении второго года жизни происходят значительные изменения в физическом и нервно-психическом развитии детей. Однако масса и длина тела ребенка не изменяется так интенсивно, как это было на первом году жизни. У детей изменяются пропорции тела, особенно за счет роста конечностей. Объем груди становится больше объема головы. Наиболее характерной особенностью поведения ребенка этого возраста является высокая двигательная активность, эмоциональность, повышенная любознательность и познавательная деятельность. Как и на первом году жизни, ребенок стремится к частому общению со взрослыми и у него возникают положительные взаимоотношения с детьми. Второй год жизни условно делится на два периода: Первый – от 1 года 6 мес.; второй - от 1 года 6 мес. до 2 лет. В последние годы некоторые ученые предлагают рассматривать развитие ребенка по 4 периодам: 1-й – от 1 года 1 мес. до 1 года 3 мес.; 2-й – от 1 года 4 мес. до 1 года 6 мес.: 3-й – от 1 года 7 мес. до 1 года 9 мес.; 4-й – от 1 года 10 мес. до 2 лет. Основные линии развития детей на втором году жизни понимание речи взрослого и активная речь ребенка; продолжение сенсорного развития; развитие действий с предметами и игровой деятельности; формирование навыков самостоятельности. Продолжается физическое, умственное, нравственное, эстетическое, а также формируются и трудовые навыки ребенка. Характеристика развития ребенка от 1 года до 1 года 6 мес. В первом полугодии 2-го года жизни продолжается интенсивное физическое развитие и дальнейшее развитие высшей нервной деятельности. Повышается работоспособность нервной системы, вследствие чего к 1 году 6 мес. длительность бодрствования до 4-4,5 часов. Условные рефлексы начинают формироваться значительно быстрее, но долго еще остаются неустойчивыми. Поэтому те навыки, которые хотя и быстро образуются, требуют длительного подкрепления. Сравнительно слаба еще подвижность нервных процессов и еще слабо развиты тормозные процессы, вследствие чего дети трудно переносят резкие изменения привычных условий жизни. Дети физически еще очень ранимы, легко заболевают от незначительных погрешностей в уходе и от неблагоприятных условий жизни. Они ранимы и психически – очень легко изменяется и состояние возбудимости их нервной системы. Они легко переходят либо в возбужденное, либо вялое состояние, быстро утомляются. Научившись к 1 году ходить, ребенок 1 года – 1 года 3 мес. почти все время ходит. Движения занимают почти все время его бодрствования, вследствие чего временно страдает устойчивость его действий с предметами. Возможность самостоятельно передвигаться и сформированная ориентировочная реакция создают благоприятные условия для психического развития. Свободно перемещаясь, он может подойти к любому заинтересовавшему его предмету и с ним действовать, используя умения, приобретенные к концу первого года жизни. Умственное развитие У ребенка повышен интерес ко всему, особенно яркому, движущемуся, звучащему, но внимание его еще неустойчиво, он легко отвлекается и находится как бы во власти зрительного восприятия: увидев мяч, играет с ним; заметив куклу, оставляет мяч – берет куклу. Более тонким становится зрительное, слуховое, тактильное восприятие. Ребенок к 1,5 годам легко различает резко контрастные формы предметов, может правильно среди разных по величине шариков отобрать маленькие в одну коробку, а большие – в другую. Особенно хорошо развивается понимание речи: к 1,5 годам дети понимают смысл целых предложений о часто повторяющихся событиях и явлениях, а также название знакомых предметов и действий с ними. Появляется вопросительная форма речи. Малыш сердится, когда взрослый не понимает его или повторяет его «детские» слова, копируя произношение. Это говорит о том, что ребенок слышит правильно и хочет произнести слово, но у него не получается, а когда его копируют, ему видимо, кажется, что его поддразнивают. Растет запас активного словаря. К 1,5 годам у многих он достигает 30-40 слов. Примерно до 1,3 года дети заменяют предложение одним словом, дополняя жестом и мимикой, а к полутора годам появляются предложения из двух слов. Ребенок в возрасте 1 год 4-6 мес. понимает сюжет или несколько взаимосвязанных действий. Свою активную речь сопровождают движениями. Нравственное развитие На втором году жизни у ребенка возникают положительные взаимоотношения не только с взрослыми, но и с детьми, образуются привычки, которые будут иметь важное значение в его дальнейшей жизни. И все-таки общение с взрослыми остается самой сильной потребностью этого возраста. Ребенок сейчас не замечает и плачет, если мама вышла из комнаты. Оставшись без общения с взрослыми,ребенок становится вялым, даже если его окружают игрушки. Ребенок уже начинает обращать внимание на своего плачущего товарища и «жалеть» его, если взрослый показал, как это делается: дает ему игрушку, гладит по голове. Но иногда малышу так нравится «жалеть», что он может специально сделать товарищу больно, чтобы потом проявить к нему «чуткость». Это значит, что ребенку понравилось играть в «жалей». В этом возрасте уже возникает некоторое понимание элементарных понятий «хорошо» и «плохо». Эстетическое развитие Внимание ребенка привлекает все яркое и новое. В этом возрасте дети вкладывают определенное понятие в слово «красиво». Музыка и пение разного характера вызывают у детей соответствующий эмоциональный отклик. Дети уже различают звуки по высоте и темпу. Медленная музыка на низких тонах – «это идет мишка», быстрая на высоких тонах – «прыгает зайчик». Дети уже хорошо осваивают ритм: умеют быстро или медленно хлопать в ладоши в соответствие с постукиванием по бубну, пытаются подпевать взрослому, обычно в конце музыкальной фразы. Характеристика развития ребенка от 1 года 6 мес. до 2 лет. Физическое развитие К 1,5 годам ребенок становится физически более выносливым и в дальнейшем, во второй половине второго года жизни, резко повышается работоспособность его нервной системы, периода непрерывного бодрствования увеличивается до 5 часов. У детей не только совершенствуется ходьба, но и развивается умение бегать, улучшается ощущение равновесия. Теперь дети способны свои движения подчинять некоторым правилам. Продолжают развиваться движения пальцев руки. К двум годам дети могут совместно проделывать некоторые движения: играть в «поезд» или, держась за руки, вдвоем потопать, покружиться. Умственное развитие Совершенствование движений расширяет возможности умственного развития и деятельности детей. В этом возрасте дети становятся спокойнее, наблюдательнее, а игровая деятельность – более устойчивой и разнообразной. Конец второго года характеризуется особенно значительными изменениями в развитии активной речи, словарный запас увеличивается до 200-300 слов и более, а разрыв между пониманием и активной речью уменьшается. Многие поручения дети достаточно быстро выполняют по просьбе взрослого. Но сложные, многоэтапные действия выполнять им еще трудно. Дети хорошо понимают, когда их зовут по имени, но обращение к коллективу ими еще не воспринимается. В детской речи все больше появляется слов, обозначающих не только предметы, Нои действия, и доступные понимания качества и отношения между предметами, например, наречия. В конце второго года в речи ребенка слышатся отдельные прилагательные, но их мало. К концу второго года предложения уже могут состоять из 4 слов, быть вопросительными, восклицательными. Ребенок начинает выполнять целевые характерные действия с игрушкой: укладывать все кубики в коробку. Появляются последовательные действия, например раздевает куклу и укладывает спать. К 2 годам ребенок может заниматься с одной и той же игрушкой до 5-7 мин. Дети уже различают некоторые формы и называют их (шар, яйцо), величину предметов, цвет, пространственное расположение. Действия ребенка характеризуются манипуляциями с двумя видами предметов: предметами, орудиями и игрушками. Орудийные предметы могут быть использованы как игровые. К концу второго года можно в действиях ребенка заметить элементы сюжетной игры, когда они начинают использовать не только игрушки, а «заменители» реальных предметов (кошелек вместо мыла). Уже появляются некоторые согласованные действия в игре двух-трех детей. Нравственное развитие Совершенствуются положительные отношения с окружающими детьми и взрослыми. Ребенок усваивает некоторые нормы поведения, подчиняется требованиям взрослого, выполняет поручения. Возникает большой интерес к сверстникам. Ребенок подражает им, особенно старшим по возрасту, стремится играть рядом. Дети радуются, когда им удается завершить действие, а это умение формирует не только целенаправленность, но и дисциплинированность. Хорошее настроение детей обычно связано с воспитанием положительных форм общения их друг с другом. Отрицательные взаимоотношения детей иногда являются результатом подражания взрослых. В этом возрасте наблюдаются определенные волевые усилия, тормозные реакции. Развитие трудовых навыков К 2 годам ребенок может самостоятельно производить некоторые действия по самообслуживанию. Сначала ребенок овладевает отдельными трудовыми действиями, а затем появляется интерес к простым трудовым процессам взрослого. В этом возрасте малыш сравнительно аккуратно кушает, частично раздевается и одевается. У детей появляется желание помогать взрослым, ребенок многое желает делать самостоятельно. Эстетическое развитие Ребенок больше прислушивается к музыке и художественному слову. Он реагирует на ритм и напевность стихов, потешек. Дети любят музыку плясового и спокойного характера. Им нравится выполнять ритмические движения под музыку. Ребенок радуется не только красивой игрушке, но и ярким цветам на клумбе, он восторженными глазами смотрит на наряженную елку. Умственное воспитание Одной из наиболее существенных задач при воспитании детей от 1 года до 1 года 6 мес. является сенсорное развитие. Этот период профессор Н.М. Щелованов называет «золотой порой сенсорного развития». Однако, сенсорное развитие ребенка происходит, главным образом, в процессе его предметной деятельности. Умственное воспитание детей второго года заключается в развитии восприятия, совершенствовании внимания, памяти, развитии наглядно-действенного мышления, речи, ориентировки в окружающем, развитии ориентировочно-познавательной и других видов деятельности. Все умственное развитие детей происходит в процессе деятельности детей и общении со взрослым. Поэтому основным средством умственного воспитания является правильная организация всех видов деятельности детей и правильное руководство ими со стороны взрослых. Организация самостоятельной деятельности и ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|