Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль Н.М. Аксариной в развитии науки и практики воспитания





Нина Михайловна Аксарина по своему обра­зованию математик, специалист, которому прочи­ли в этой области большое будущее. И тем не ме­нее она посвятила всю свою научную жизнь раз­работке системы общественного воспитания детей раннего возраста.

Как пишет Аксарина в автобиографии, встречи с В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым, зна­комство с работами Н.Л. Фигурина и Н.И. Ка­саткиной, доклады И.П. Павлова, его учеников явились переломным моментом в ее жизни, опре­делили ее дальнейшую научную деятельность: Аксарина решает изучать онтогенез высшей нерв­ной деятельности ребенка. Собственно это реше­ние и приводит ее в Уральский государственный институт охраны материнства и младенчества (1923 г.). Уже в первых сборниках, вышедших под редакцией профессора А.С. Дурново, были опубликованы работы молодого ученого, посвя­щенные вопросам воспитания и обучения детей третьего года жизни в условиях коллектива.

Жизненный путь Н.М. Аксариной - путь неус­танных творческих поисков, путь прекрасного ор­ганизатора, руководителя. Вспомним основные вехи: 20-е годы, Нина Михайловна работает ме­тодистом Уралоблздравотдела, член комиссии по организации Уральского научного института охраны материнства и младенчества, заведующая и научный руководитель одного из его отделов; 30-е годы, Аксарина сотрудник Института педиат­рии АМН СССР, работает в клинике, руководи­мой профессором Н.М. Щеловановым. В Цент­ральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) Н.М. Аксарина пришла уже со сложив­шимися взглядами. Это был крупный ученый, крупный специалист, которого пригласили на ра­боту такие выдающиеся деятели науки, как рек­тор ЦИУ В.П. Лебедева и академик Г.Н. Спе­ранский. В ЦИУ Н.М. Аксарина создает кафед­ру физиологии развития и воспитания детей, ко­торая становится центром подготовки специали­стов по изучению и воспитанию детей раннего возраста.

В годы Великой Отечественной войны Аксари­на член Комиссии по спасению детей из районов, освобожденных от фашистской оккупации: она развертывает сеть яслей и Домов ребенка, разра­батывает программы, руководства, подготавлива­ет кадры. Собственно уже в 30-е годы при актив­ном участии Н.М. Аксариной стали готовить спе­циалистов по раннему детству, разрабатывать программу повышения квалификации врачей и педагогов, специальные серии выпусков библиоте­ки заочного обучения по всем вопросам. До сих пор не устарели эти издания, эти первые руковод­ства.

Систематическое усовершенствование врачей, педагогов началось в Центральном институте усо­вершенствования врачей с конца 40-х годов. В это же время Министерство здравоохранения СССР провело набор на первые курсы ЦИУ вы­пускников дошкольных факультетов. Перед орга­низаторами стояла большая задача: комплексно, т.е. с позицией физиологии, педиатрии и педаго­гики, изучить вопросы развития и воспитания де­тей раннего возраста. И, несомненно, здесь была огромная заслуга Н.М. Аксариной, «первопро­ходца», научно обосновавшего систему подготов­ки кадров по воспитанию детей раннего возраста, определившего особенности этого периода дет­ства.

Организатор и пропагандист, борец за здоровое детство, крупный ученый, яркая личность, чело­век с оригинальным мышлением, Аксарина обла­дала даром анализа и прогноза, научного пред­видения. Под ее руководством кафедра физиоло­гии развития и воспитания детей (ЦИУ) разра­батывала диагностику и динамику развития де­тей. Здесь впервые начали изучать вопросы формирования общения детей друг с другом на пер­вом году жизни, проблемы адаптации, утомления, обучения в детском саду. Разрабатывались и тео­ретически обосновывались задачи и принципы об­щественного дошкольного воспитания.

Обучение - одна из основных проблем педаго­гики раннего возраста. Глубокие исследования в этом направлении принадлежат Нине Михайлов­не, ее сотрудникам и ученикам: Ш. Абдуллаевой, С.М. Кривиной И.М. Кононовой, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, Г.М. Ляминой, Г.В. Пантюхиной. Поведение детей, причины на­рушения уравновешенного поведения, охрана нервной системы, профилактика детского утомле­ния - и эти вопросы стали предметом специаль­ных исследований Н.М. Аксариной, сотрудников ее кафедры. Пропагандируя профилактическое направление общественного дошкольного воспи­тания, Аксарина предложила систему комплекс­ного контроля, иными словами, контроль за нерв­но-психическим развитием, поведением и здо­ровьем детей, осуществляемый врачом и педаго­гом. Вот почему специально изучалась специфика развития и воспитания детей в Домах ребенка и в семье, поведение больного ребенка, постановка воспитательной работы в больницах.

Научные исследования Н.М. Аксариной, ука­занные ею направления, предвидения во многом определили и предсказали работы руководимой ею кафедры, исследовательскую работу в этой области научных организаций, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах. Проблемы, выдвинутые Н.М. Аксариной еще в 50 - 60-е годы, явились исходным пунктом для их обсуждения и решения уже 70 - 80-е годы, в том числе и в рабочей группе стран СЭВ.

Перу Н.М. Аксариной принадлежат многочис­ленные труды, пособия, руководства, учебники для обучения медиков и педагогов. Ее книги выдержали за последние десять лет пять изданий. Книги и пособия, автор которых Н.М. Аксарина, переведены на иностранные языки и языки наро­дов нашей страны.

На основе исследований онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка, физиологического обоснования необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были впервые разработаны на­учные основы преддошкольной педагогики, педа­гогики раннего возраста.

Н.М. Аксарина - один из организаторов науч­но обоснованной системы общественного воспи­тания детей раннего возраста в СССР. Благодаря организаторской работе Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в 1959 году в нашей стране были созданы учреждения ясли-сад. Много сделала Ак­сарина и для практики воспитания, для внедре­ния в жизнь научных достижений. Вся жизнь Ни­ны Михайловны была связана с практикой. Она возглавляла методическую секцию Москвы, мно­го ездила по стране, консультировала,

Н.М. Аксарина - крупный общественный дея­тель, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, грамотами Комитета Совет­ских женщин, Общества Красного Креста, блес­тящий лектор, прекрасный преподаватель и вос­питатель молодежи, необыкновенный человек. Ее доклады, лекции, статьи, выступления по радио и телевидению буквально зажигали людей, увлека­ли слушателей.

Все, кто сотрудничал с Аксариной, ощущал ра­дость общения с ней, радость встречи с очень ин­тересным человеком, с большим ученым. Творчес­кие взаимоотношения связывали Нину Михайлов­ну с научно-практическими базами кафедры, чле­нами кафедрального коллектива, активными участниками всех конференций.

Первой базой кафедры был Дом ребенка № 8 (с 1949 по 1972 год), где работали педагоги и вра­чи (М.Ю. Кистяковская, Н. Ф. Ладыгина, Э. Л. Фрухт, И. М. Кононова, Н.П. Шаклеина, И.Я. Хиной, Н.И. Фролова, Р.Т. Чадлеева, А.В. Царапкина) и музыкальные руководители (Т.С. Бабаджан и Н.В. Фок). Здесь под руко­водством Нины Михайловны велись исследования по развитию речи, по развитию деятельности де­тей второго и третьего года жизни, профилактике утомления, адаптации. На этой базе учили и учи­лись, прошли школу тысячи специалистов.

Эффективность наставничества проверяется не сразу. Но многие ученики Нины Михайловны - практические работники, стали руководителями учреждений, защитили диссертации, стали специ­алистами высокого уровня подготовки. Да это и не удивительно. Ведь их готовил к жизни такой ученый, как Нина Михайловна Аксарина.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов?

2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова?

3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной.

4. Назовите Труды Н.М. Аксариной.

5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.