|
Роль Н.М. Аксариной в развитии науки и практики воспитанияНина Михайловна Аксарина по своему образованию математик, специалист, которому прочили в этой области большое будущее. И тем не менее она посвятила всю свою научную жизнь разработке системы общественного воспитания детей раннего возраста. Как пишет Аксарина в автобиографии, встречи с В.М. Бехтеревым и Н.М. Щеловановым, знакомство с работами Н.Л. Фигурина и Н.И. Касаткиной, доклады И.П. Павлова, его учеников явились переломным моментом в ее жизни, определили ее дальнейшую научную деятельность: Аксарина решает изучать онтогенез высшей нервной деятельности ребенка. Собственно это решение и приводит ее в Уральский государственный институт охраны материнства и младенчества (1923 г.). Уже в первых сборниках, вышедших под редакцией профессора А.С. Дурново, были опубликованы работы молодого ученого, посвященные вопросам воспитания и обучения детей третьего года жизни в условиях коллектива. Жизненный путь Н.М. Аксариной - путь неустанных творческих поисков, путь прекрасного организатора, руководителя. Вспомним основные вехи: 20-е годы, Нина Михайловна работает методистом Уралоблздравотдела, член комиссии по организации Уральского научного института охраны материнства и младенчества, заведующая и научный руководитель одного из его отделов; 30-е годы, Аксарина сотрудник Института педиатрии АМН СССР, работает в клинике, руководимой профессором Н.М. Щеловановым. В Центральный институт усовершенствования врачей (ЦИУ) Н.М. Аксарина пришла уже со сложившимися взглядами. Это был крупный ученый, крупный специалист, которого пригласили на работу такие выдающиеся деятели науки, как ректор ЦИУ В.П. Лебедева и академик Г.Н. Сперанский. В ЦИУ Н.М. Аксарина создает кафедру физиологии развития и воспитания детей, которая становится центром подготовки специалистов по изучению и воспитанию детей раннего возраста. В годы Великой Отечественной войны Аксарина член Комиссии по спасению детей из районов, освобожденных от фашистской оккупации: она развертывает сеть яслей и Домов ребенка, разрабатывает программы, руководства, подготавливает кадры. Собственно уже в 30-е годы при активном участии Н.М. Аксариной стали готовить специалистов по раннему детству, разрабатывать программу повышения квалификации врачей и педагогов, специальные серии выпусков библиотеки заочного обучения по всем вопросам. До сих пор не устарели эти издания, эти первые руководства. Систематическое усовершенствование врачей, педагогов началось в Центральном институте усовершенствования врачей с конца 40-х годов. В это же время Министерство здравоохранения СССР провело набор на первые курсы ЦИУ выпускников дошкольных факультетов. Перед организаторами стояла большая задача: комплексно, т.е. с позицией физиологии, педиатрии и педагогики, изучить вопросы развития и воспитания детей раннего возраста. И, несомненно, здесь была огромная заслуга Н.М. Аксариной, «первопроходца», научно обосновавшего систему подготовки кадров по воспитанию детей раннего возраста, определившего особенности этого периода детства. Организатор и пропагандист, борец за здоровое детство, крупный ученый, яркая личность, человек с оригинальным мышлением, Аксарина обладала даром анализа и прогноза, научного предвидения. Под ее руководством кафедра физиологии развития и воспитания детей (ЦИУ) разрабатывала диагностику и динамику развития детей. Здесь впервые начали изучать вопросы формирования общения детей друг с другом на первом году жизни, проблемы адаптации, утомления, обучения в детском саду. Разрабатывались и теоретически обосновывались задачи и принципы общественного дошкольного воспитания. Обучение - одна из основных проблем педагогики раннего возраста. Глубокие исследования в этом направлении принадлежат Нине Михайловне, ее сотрудникам и ученикам: Ш. Абдуллаевой, С.М. Кривиной И.М. Кононовой, М.Ю. Кистяковской, Н.Ф. Ладыгиной, Г.М. Ляминой, Г.В. Пантюхиной. Поведение детей, причины нарушения уравновешенного поведения, охрана нервной системы, профилактика детского утомления - и эти вопросы стали предметом специальных исследований Н.М. Аксариной, сотрудников ее кафедры. Пропагандируя профилактическое направление общественного дошкольного воспитания, Аксарина предложила систему комплексного контроля, иными словами, контроль за нервно-психическим развитием, поведением и здоровьем детей, осуществляемый врачом и педагогом. Вот почему специально изучалась специфика развития и воспитания детей в Домах ребенка и в семье, поведение больного ребенка, постановка воспитательной работы в больницах. Научные исследования Н.М. Аксариной, указанные ею направления, предвидения во многом определили и предсказали работы руководимой ею кафедры, исследовательскую работу в этой области научных организаций, как в нашей стране, так и в братских социалистических странах. Проблемы, выдвинутые Н.М. Аксариной еще в 50 - 60-е годы, явились исходным пунктом для их обсуждения и решения уже 70 - 80-е годы, в том числе и в рабочей группе стран СЭВ. Перу Н.М. Аксариной принадлежат многочисленные труды, пособия, руководства, учебники для обучения медиков и педагогов. Ее книги выдержали за последние десять лет пять изданий. Книги и пособия, автор которых Н.М. Аксарина, переведены на иностранные языки и языки народов нашей страны. На основе исследований онтогенеза высшей нервной деятельности ребенка, физиологического обоснования необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Н.М. Щеловановым и Н.М. Аксариной были впервые разработаны научные основы преддошкольной педагогики, педагогики раннего возраста. Н.М. Аксарина - один из организаторов научно обоснованной системы общественного воспитания детей раннего возраста в СССР. Благодаря организаторской работе Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в 1959 году в нашей стране были созданы учреждения ясли-сад. Много сделала Аксарина и для практики воспитания, для внедрения в жизнь научных достижений. Вся жизнь Нины Михайловны была связана с практикой. Она возглавляла методическую секцию Москвы, много ездила по стране, консультировала, Н.М. Аксарина - крупный общественный деятель, награжденный двумя орденами Трудового Красного Знамени, грамотами Комитета Советских женщин, Общества Красного Креста, блестящий лектор, прекрасный преподаватель и воспитатель молодежи, необыкновенный человек. Ее доклады, лекции, статьи, выступления по радио и телевидению буквально зажигали людей, увлекали слушателей. Все, кто сотрудничал с Аксариной, ощущал радость общения с ней, радость встречи с очень интересным человеком, с большим ученым. Творческие взаимоотношения связывали Нину Михайловну с научно-практическими базами кафедры, членами кафедрального коллектива, активными участниками всех конференций. Первой базой кафедры был Дом ребенка № 8 (с 1949 по 1972 год), где работали педагоги и врачи (М.Ю. Кистяковская, Н. Ф. Ладыгина, Э. Л. Фрухт, И. М. Кононова, Н.П. Шаклеина, И.Я. Хиной, Н.И. Фролова, Р.Т. Чадлеева, А.В. Царапкина) и музыкальные руководители (Т.С. Бабаджан и Н.В. Фок). Здесь под руководством Нины Михайловны велись исследования по развитию речи, по развитию деятельности детей второго и третьего года жизни, профилактике утомления, адаптации. На этой базе учили и учились, прошли школу тысячи специалистов. Эффективность наставничества проверяется не сразу. Но многие ученики Нины Михайловны - практические работники, стали руководителями учреждений, защитили диссертации, стали специалистами высокого уровня подготовки. Да это и не удивительно. Ведь их готовил к жизни такой ученый, как Нина Михайловна Аксарина.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ 1. Какие вопросы развития и воспитания детей раннего возраста изучал и обосновывал Н.М. Щелованов? 2. Какую систему воспитания детей раннего возраста удалось разработать в клинике Н.М. Щелованова? 3. Опишите жизненный путь Н.М. Аксариной. 4. Назовите Труды Н.М. Аксариной. 5. Кто является учениками Н.М. Аксариной?
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|