Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЕДИНЕНИЕ — РАЗЪЕДИНЕНИЕ (ВЛЕЧЕНИЙ)





Нем.: Triebmischung-Triebentmischung. — Франц.: union-desunion (des pulsions). — Англ.: fusion-defusion (of instincts). — Исп.: fusion-defusion (de los instintos или instintiva). — Итал.: fusione-defusione (della pulsioni). — Португ.: fusao-desfusao (dos impulsos или das pulsoes).

В последнем варианте фрейдовской теории влечений — отношения между влечениями к жизни и влечениями к смерти в их конкретных проявлениях.

Соединение влечений представляет собой их смешение в различных пропорциях; разъединение — это процесс, при котором они разграничиваются и полностью разделяются, преследуя каждое свою собственную цель.

• Именно в последней фрейдовской теории влечений с характерным для нее резким противопоставлением между влечениями к жизни* и влечениями к смерти* ставится вопрос: каковы мера присутствия и способ связи двух главных типов влечений в данном типе поведения, в данном симптоме? Каковы их взаимодействия, их диалектика на различных этапах эволюции субъекта?

Вполне понятно, что именно этот новый дуализм влечений привел Фрейда к рассмотрению отношений силы между анта­гонистическими влечениями (а).

Отныне разрушительные тенденции приобретают такую же силу, как сексуальность; они сталкиваются на одной и той же почве и обнаруживаются в таких способах поведения (садомазохизм), инстанциях (Сверх-Я) и типах отношения к объекту, которые до­ступны психоаналитическому исследованию.

Во всяком случае, само наличие проблемы соединения двух основных влечений вовсе не значит, что они для Фрейда равноз­начны. Когда Фрейд говорит о разъединении, он явно или неявно имеет в виду, что агрессивность* означает разрыв всех связей с сексуальностью*.

*

Как представить себе единство двух влечений? Фрейд не осо­бенно заботился о прояснении этого вопроса. Среди различных понятий, входящих в определение влечения, следует, прежде всего, обратиться к понятиям объекта* и цели*. Представляется, что совпадение двух влечений, различных по своей динамике, в одном и том же объекте — это еще не все; точно так же, по Фрейду, существует такое разъединение влечений, которое выступает однов­ременно и как "не полностью осуществившееся соединение" (1а). Ведь здесь подразумевается гармония целей, своего рода синтез, своеобразие которого определяется его сексуальной окраской: “Садизм и мазохизм — это, по-видимому, прекрасный пример соединения двух видов влечений: Эроса и агрессивности. Можно предположить, что их отношение есть некий прообраз, что все изучаемые нами импульсы влечений образуют соединения или сплавы этих двух влечений в различных пропорциях. Эротические влечения вводят в соединение влечений разнообразие сексуальных целей, тогда как влечения другого рода, будучи в принципе однообразными, приводят к уменьшению разнообразия” (2). В продолжение этих мыслей Фрейд описывает эволюцию сексуальности, показывая, как агрессивность подчиняется сексуальному влечению (3).



Фрейд неоднократно подчеркивал, что, поскольку мы имеем дело со смесью влечений, их все можно представить как соединение в различных пропорциях Эроса и агрессивности и образование дополнительных рядов*: "При соединении влечений изменение соотно­шений между ними имеет весьма важные следствия. Избыток сексуальной агрессивности превращает любовника в садиста и убийцу, а недостаток агрессивности делает его робким импотентом" (4а).

Разъединение — это, напротив, процесс, в результате которого восстанавливается собственная цель каждого влечения. Два основ­ных влечения существовали, по Фрейду, еще в эпоху мифических первоначал человека, однако полная их обособленность — это лишь крайний случай, приближенно представленный в клиничес­кой практике как отступление от того идеального движения, при котором агрессивность все больше сливается с сексуальной функцией. Для Фрейда один из лучших примеров разъединения влечений — это невроз навязчивостей со всей его амбивалент­ностью (1b).

В абстракции, следовательно, можно говорить о существовании двух дополнительных рядов: в первом, количественном, ряду пред­ставлены различные конкретные соотношения между либидо и агрессивностью; во втором ряду — различие степени соединенности или разъединенности этих двух влечений. Фактически речь идет здесь о двух мало связанных друг с другом способах выражения одной и той же мысли. По сути, либидо и агрессивность не должны рассматриваться как резко противоположные элементы. Как извест­но, либидо, по Фрейду, направлено на связывание (Bindung), соединение; агрессивность же, напротив, по самой своей природе направлена на "разрыв отношений" (4b). А это означает, что пре­обладание агрессивности приводит к разъединению былого единства влечений; напротив, преобладание либидо усиливает тенденцию к соединению: так, "сущность регресса либидо, например, от генитальной к анально-садической стадии, есть не что иное, как разъединение влечений, и наоборот: переход от ранней к окончательно сложившейся генитальной стадии обусловлен дополнительным воздействием эротических компонентов" (1с).

*

Мысль о соединении влечений к смерти с влечениями к жизни выражалась у Фрейда с помощью различных понятий: это Verschmelzung (слияние) (Зb), Legierung (смесь) (5), sich kombinieren (сочетаться) (4с). Однако в итоге он предпочел пару понятий Mischung (или Vermischung) — Entmischung, которая и вошла в психоаналитическую терминологию. Слово Mischung означает сме­шение (например, двух жидкостей в той или иной пропорции); Entmischung — разделение двух элементов смеси.

[...].

 

а) С того момента, как в психоанализе возникла гипотеза об особом влечении к агрессии, стала ощущаться потребность в понятии, способном выразить это единство с сексуальным влечением; так, Адлер говорил о перекрещивании влечений (Triebverschrankung), подчеркивая тем самым, что "один и тот же объект может одновременно использоваться для удовлетворения различных влечений" (6).

(1) Freud (S.). Das Ich und das Es, 1923. — a) G.W., XIII, 270; S.E., XIX, 42; франц., 197—198. — b) Cf. G.W., XIII, 270; S.E., XIX, 42; франц., 197. — с) G.W., XIII, 270; S.E., XIX, 42; франц., 197.

(2) Freud (S.). Neue Folge der Vorlesungen zur Einfuhrung in die Psychoanalyse, 1932. G.W., XV, 111—112; S.E., XXII, 104 — 105; франц., 143.

(3) Cf. Freud (S.). Jenseits des Lustprinzips, 1920. — a) G.W., XIII, 57—58; S.E., XVIII, 53—54; франц., 62. — b) Cf. G.W., XIII, 59; S.E., XVIII, 55; франц., 63.

(4) Freud (S.). Abriss der Psychoanalyse, 1938. — a) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 149; франц., 9. — b) G.W., XVII, 71; S.E., XXIII, 148; франц., 8. — с) Cf. G.W., XVII, 233; S.E., XVIII, 149; франц., 9.

(5) Cf. Freud (S.). "Psychoanalyse" und "Libidotheorie", 1923. G.W., XIII, 233;S.E.,XVIII, 258 — 259.

(6) Freud (S.). Triebe und Triebschicksale, 1915. G.W., X, 215; S.E., XIV, 123; франц., 35.

СОЗНАНИЕ (В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ)

A) Нем.: Bewusstheit. — Франц.: conscience (psychologique). — Англ.: the attribute (или the fact) of being conscious. — Исп.: el estar consciente. — Итал.: consapevolezza. — Португ.: о estar consciente.

B) Нем.: Bewusstsein. — Англ.: consciousness. — Исп.: conciencia psicologica. — Итал.: coschienza. — Португ.: consciencia psicologica.

А) В описательном смысле слова: качество актуальности, харак­теризующее наличные восприятия (внешние и внутренние) в общей совокупности психических явлений.

Б) Согласно метапсихологической теории Фрейда, сознание есть функция определенной системы — Восприятие-Сознание (Вс-Сз).

С точки зрения топики, система Восприятие-Сознание находится на периферии психического аппарата и принимает информацию одновременно из внешнего и внутреннего мира, а это, в свою очередь, означает, что удовольствие — неудовольствие возникает одновременно с оживлением мнесических следов. Воспрнятие-Сознание Фрейд часто считал функцией системы предсознательного, или, точнее, Предсозиаиия-Сознания (Псз-Сз).

С точки зрения функциональной, система Восприятие-Сознание противоположна бессознательному и предсознательному как систе­мам мнесических следов: в Восприятии-Сознании следы возбуждении остаются ненадолго.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.