Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Абрахам предложил подрасчленить эту стадию на два различных вида деятельности: сосание (ранняя оральная стадия) и кусание (орально-садическая стадия).





• В первом издании "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) Фрейд описывал оральную сексуальность у взрослых (извращение или подготовка к сексуаль­ному акту) и у детей, опираясь на наблюдения педиатра Линднера (мастурбационное значение сосания пальца) (1а). Однако здесь еще Фрейд не говорил ни об оральной, ни об анальной стадии или организации.

Однако с этого момента Фрейд стал видеть в сосании пример того, как сексуальное влечение, поначалу лишь примыкающее к жизненно значимой функции, приобретает самостоятельность и начинает удовлетворяться автоэротическим способом. Поскольку прообразом фиксации желания на определенном объекте послужил оральный опыт, можно предположить, что черты этого первоначального опыта не всегда сохраняются в желании и способах его удовлетворения.

В 1915 г., уже признав существование особой анальной организации, Фрейд описывал оральную, или каннибалическую, стадию как первую стадию сексуальности. Источник здесь — оральная зона, объект — пища, цель — поглощение (инкорпорирование*) (1b). Таким образом, акцент ставится уже не просто на эрогенную зону с характерным для нее типом возбуждения и удовольствия, но и на особый способ отношения — поглощение: психоанализ связывает его в детских фантазиях не только с ротовой полостью, но и с другими функциями (например, дыхание, зрение).

По Фрейду, противоположность активности* и пассивности*, характерная для анальной стадии, не свойственна оральной стадии. К. Абрахам вычленил внутри орального периода разные стадии и разные отношения, обнаружив раннюю стадию собственно сосания (она близка к тому, что Фрейд поначалу описывал в качестве оральной стадии) и орально-садическую* стадию, наступающую одновременно с появлением зубов, когда кусание и поглощение связываются с разрушением объекта; здесь же мы встречаем фантазм: мать, поедающая ребенка (2).

Интерес к объектным отношениям привел некоторых психо­аналитиков (в особенности, M. Кляйн, Бертрама Левина) к более глубокому пониманию роли оральной стадии.

(1) Cf. Freud (S.). a) G.W., V, 80; S.E., VII, 179; франц., 72. — b) G.W., V, 98; S.E., VII, 198; франц., 95.

(2) Cf. Abraham (К.). Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Storungen, 1924. Франц., II, 272 —278.

СТАДИЯ ОРАЛЬНО-САДИЧЕСКАЯ

Нем.: oral-sadistische Stufe (или Phase). — Франц.: stade sadique-oral. — Англ.: oral-sadistic stage. — Исп.: fase oral-sadica. — Итал.: fase sadico-orale. — Португ.: fase oral-sadica.

• По Абрахаму, второй этап оральной стадии связан с появлением зубов и кусанием. Поглощение объекта осмысляется как разрушение, что сразу же вводит в действие объектное отношение со всей его амбивалентностью.

В "Наброске истории развития либидо, основанной на психо­анализе психических расстройств" (Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelischer Storungen, 1924), К. Абрахам различал внутри оральной стадии раннюю, или "доамбивалентную", стадию сосания и орально-садическую стадию, которая соответствует появлению зубов; кусание и поглощение предполагают здесь разрушение объекта и порождают амбивалентность* влечений (либидо и агрессивность направлены на один и тот же объект).

У М. Кляйн оральный садизм приобретает еще большее значение: для нее оральный садизм — это вершина детского садизма. Однако, в отличие от Абрахама, она считает, что садистские тенденции существуют изначально: "...агрессивность — это самое первое отношение ребенка к материнской груди, хотя на этой стадии оно, как правило, и не выражается укусами" (1). "Либидинальное желание сосать сопровождается разрушительной целью — всосать, опустошить, исчерпать сосанием" (2). М. Кляйн опровергала абрахамовское разграничение между сосанием и кусанием в пределах оральной стадии: для нее оральная стадия целиком предстает как орально-садическая.

(1) Klein (M.). Some theoretical conclusions regarding the emotional life of the infant, 1952. In: Developments, 206, n. 2.

(2) Heimann (P.) и Isaacs (S.). Regression, 1952. In: Developments, 185 —186.

СТАДИЯ ФАЛЛИЧЕСКАЯ

Нем.: phallische Stufe (или Phase). — Франц.: stade phallique. — Англ.: phallic stage (или phase). — Исп.: fase falica. — Итал.: fase falica. — Португ.: fase falica.

• Стадия детской организации либидо, которая следует за оральной и анальной стадиями; для нее характерно подчинение частичных влечений гениталиям. На этой стадии, в отличие от генитальной организации пубертатного периода, ребенок любого пола признает лишь один половой орган — мужской, так что различие полов для него тождественно противопоставлению фаллического и каст­рированного. Фаллическая стадия — это вершина и одновременно угасание Эдипова комплекса; для нее характерно преобладание комплекса кастрации.

• Понятие фаллической стадии (а) возникает у Фрейда довольно поздно — в явном виде лишь в 1923 г. (Die infantile Genitalorganisation). Оно было подготовлено всей эволюцией взглядов Фрейда на последовательность стадий организации либидо и примата фал­лоса*; постараемся яснее разграничить эти две линии рассуждения.

1) В том, что касается первого подхода, вспомним, что Фрейд поначалу (1905) противопоставлял детскую сексуальность постпубертатной именно по признаку отсутствия организации: для ребенка анархия частичных влечений прекращается лишь с наступлением половой зрелости с характерным для нее приматом генитальной зоны. Конечно, обращение к догенитальным типам организации, анальному и оральному (1913, 1915), поставило под сомнение былые привилегии генитальной зоны в организации либидо, однако пока речь шла лишь о "зачатках и предварительных этапах" (1а) организации* в собственном смысле слова. "Соединения частичных влечений и подчинения их генитальным органам покамест вообще не происходит, или же происходит лишь частично" (1b). Введя понятие фаллической фазы, Фрейд признал, что уже в детстве существует настоящая сексуальная организация, сходная с сексуальной организацией у взрослого и "заслуживающая названия генитальной организации, в которой мы находим сексуальный объект и сексуальные побуждения, в известной мере сосредоточен­ные на этом объекте, при том, однако, отличии от окончательно сложившейся сексуальной организации у взрослого, что на этой стадии признается лишь один тип половых органов — мужской" (1с).

2) Эта мысль о первичности фаллоса неявно присутствует в текстах, написанных раньше 1923 г. Уже в "Трех очерках по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905) содер­жатся следующие две мысли по этому поводу:

а) либидо имеет "мужскую природу — как у женщин, так и у мужчин" (1е);

б) "у девочки главная эрогенная зона —клитор, подобныймужской генитальной зоне — пенису" (1f, 2).

Анализ случая Маленького Ганса выявляет комплекс кастрации: иначе говоря, мальчик стоит перед выбором — обладать фаллосом или подвергнуться кастрации. В статье "О трех детских теориях сексуальности" (1908), где, как и в "Трех очерках", сексуальность рассматривается с точки зрения мальчика, подчеркнут особый интерес девочки к пенису, ее зависть к пенису и чувство ущербности по сравнению с мальчиком.

*

Суть фрейдовского подхода к фаллической фазе излагается в трех его статьях: "Детская генитальная организация" (Die infantile Genitalorganisation, 1923); "Угасание Эдипова комплекса" (Der Untergang des Odipuskomplexes, 1924); "Несколько психических следствий анатомического различия между полами" (Einige psychische Folgen des anatomischen Geschlechtsunterschieds, 1925). В общем виде фаллическая фаза, по Фрейду, характеризуется следующими признаками:

1) с генетической точки зрения, "пара противоположностей" активность — пассивность*, преобладающая на анальной стадии, преобразуется в пару фаллическое — кастрированное; противоположность мужское — женское* возникает лишь с наступлением половой зрелости;

2) существование фаллической фазы играет важнейшую роль по отношению к Эдипову комплексу: фактически угасание Эдипова комплекса (у мальчика) обусловлено угрозой кастрации, а воздействие этой угрозы, в свою очередь, связано как с нарциссическим интересом мальчика к своему пенису, так и с открытием отсутствия пениса у девочки (см.: Комплекс кастрации);

3) у девочек тоже существует фаллическая организация. Факт различия полов возбуждает у девочки зависть к пенису *, что, в свою очередь, ведет — в отношениях с родителями — к злобе на мать, не давшей ей пениса, и к выбору отца как объекта любви, от которого можно получить либо пенис, либо его символический эквивалент — ребенка. Таким образом, развитие девочки не симметрично развитию мальчика (по Фрейду, девочка не знает о существовании влагалища), хотя оба пути сосредоточены вокруг фаллического органа.

Вопрос о роли фаллической фазы, особенно у девочки, породил в истории психоанализа множество дискуссий. Те авторы (К. Хорни, М. Кляйн, Э. Джонс), которые признают своеобразие сексуальных ощущений у девочки (в особенности интуитивное изначальное знание о существовании влагалища), считают фаллическую стадию лишь вторичным образованием защитного характера.

а) Можно также использовать термины «фаза» (phase) или «установка» (position): они подчеркивают скорее интерсубъективный момент, связанный с эдиповской диалектикой, нежели наличие особой стадии либидинального развития.

(1) Freud (S.). Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie, 1905. — a) G.W., V, 98; S.E., VII, 197—198; франц., 95 (добавл. 1915). — b) G.W., V, 100; S.E., VII, 199; франц., 97 (добавл. 1915). — с) G.W., V, 100; S.E., VII, 199; франц., 182 (примеч. добавл. в 1924). — d) G.W., V, 120; S.E., VII, 219; франц., 129. — е) G.W., V, 121; S.E., VII, 220; франц., 129.

(2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. Письмо от 13.11.1897: Нем., 244—249; англ., 229—235; франц., 203—208.

 

СТРАХ АВТОМАТИЧЕСКИЙ

Нем.: automatische Angst. — Франц.: angoisse automatique. — Англ.: automatic anxiety. — Исп.: angustia automatica. — Итал.: angoscia automatica. — Португ.: angustia automatica.

• Устойчивая реакция субъекта в травматической ситуации, т.е. при потоке внутренних и внешних возбуждений, которым субъект не в силах управлять. Автоматический страх Фрейд противопоставляет сигналу тревоги*.

• Это выражение введено Фрейдом в его теории страха, изложенной в «Торможении, симптоме, страхе» (Hemmung, Symptom und Angst, 1926); понять его можно в сопоставлении с особым сигналом тревоги.

Страх в обоих этих случаях — «…как автоматически возникающее явление и как сигнал тревоги — свидетельствует о психической беспомощности младенца как следствии его биологической беспомощности» (1). Автоматически возникающий страх — это спонтанный ответ организма на травматическую ситуацию или на ее повторение.

Под «травматической ситуацией» подразумевается неуправляемый прилив слишком разных и слишком сильных возбуждений; это старая мысль Фрейда — она встречается уже в самых первых его сочинениях, где страх выступает как результат накопления либидинального напряжения при отсутствии разрядки.

Выражение «автоматический страх» предполагает определенный тип реакции; оно ничего не говорит об источнике — внутреннем или внешнем — возбуждений, приводящих к травме.

(1) Freud (S.). G.W., XIV, 168; S.E., XX, 138; франц., 62.

СТРАХ ПЕРЕД РЕАЛЬНОСТЬЮ

Нем.: Realangst. — Франц.: angoisse devant un danger reel. — Англ.: realistic anxiety. — Исп.: angustia real. — Итал.: angoscia (di fronte a una situazione reale). — Португ.: angustia real.

• Понятие второй теории страха у Фрейда: страх перед внешней опасностью, которая представляет для субъекта реальную угрозу.

• Немецкий термин Realangst вводится в «Торможении, симптоме, страхе» (Hemmung, Symptom und Angst, 1926).

1) Real — субстантивный элемент; это не определение страха, но указание на его источник. Страх перед реальной опасностью противопоставляется страху перед влечением. Ряд авторов (особенно А. Фрейд) считают, что влечение может вызывать страх лишь в связи с реальной опасностью; однако, большинство психоаналитиков признают, что существует и страх перед самим влечением.

2) Выражение «страх перед реальностью» не вполне удачно: может показаться, что источник страха — это сама реальность, тогда как речь может идти лишь о некоторых (особых) ситуациях. Вот почему мы предлагаем выражение "страх перед реальной опас­ностью".

Не углубляясь во фрейдовскую теорию страха, отметим, что слово Angst — и в самом немецком языке, и во фрейдовском его употреблении — не соответствует французскому слову angoisse. Такое выражение обыденного языка, как ich habe Angst vor…, переводится как j'ai peur de... — "я боюсь чего-то". Нередко контраст между страхом (peur), имеющим определенный объект, и тревогой (angoisse), для которой характерно как раз отсутствие объекта, не вполне соответствует смыслу этих понятий у Фрейда.

СУБЛИМАЦИЯ

Нем.: Sublimierung. — Франц.: sublimation. — Англ.: sublimation. — Исп.: sublimacion. — Итал.: sublimazione. — Португ.: sublimacao.

• Процесс, которым Фрейд объясняет формы человеческой деятель­ности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. В качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.