Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТАДИЯ (ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ) ГЕНИТАЛЬНАЯ





Нем.: genitale Stufe (или Genitalorganisation). Франц.: stade (или organisation) genital. — Англ.: genital stage (или organisation). —Исп.: faseили organizacion geni­tal. — Итал.: fase (или organizzazione) genitale. — Португ.: fase (или organizacao) genital.

Стадия в психосексуальном развитии, для которой характерно господство влечений, связанных с генитальными зонами, над частичными влечениями; включает два этапа, отделенные друг от друга латентным периодом: это фаллическая стадия (или, иначе, инфантильная генитальная организация) и собственно генитальная организация, которая возникает на стадии половой зрелости.

Некоторые авторы называют "генитальной организацией" второй этап и считают фаллический этап догенитальным образованием.

• Судя по первому изданию "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie,1905), для Фрейда поначалу существовала лишь одна сексуальная организация — генитальная, возникающая в период половой зрелости в противоположность "полиморфной извращенности" и "автоэротизму" детской сексуаль­ности. Впоследствии эта первоначальная концепция Фрейда пре­терпевает ряд изменений:

1) вычленяются также догенитальные организации (1913, 1915) (См.: Организация).

2) В добавленной к "Трем очеркам" главе "Фазы развития сексуальной организации" излагается мысль о том, что выбор сексуального объекта происходит уже в детстве: "Все сексуальные побуждения направлены на одного человека и ищут в нем удовлет­ворения. Таким образом, уже в детские годы складывается форма сексуальности, похожая на сексуальность в ее окончательной форме, которая складывается после наступления половой зрелости. Единственное различие между ними в том, что у ребенка вовсе не происходит синтез частичных влечений под началом генитальной зоны или же это осуществляется не полностью. Генитальная сфера начинает господствовать (в связи с размножением) лишь на за­ключительной стадии сексуального развития" (1).

3) Концепция, подытоженная в этой последней фразе, подвер­гается сомнению, когда Фрейд признает, что "генитальная организация", называемая им фаллической, существует и в латен­тный период, причем ее единственное отличие от постпубертатной генитальной организации в том, что для обоих полов в роли единственного генитального органа выступает в это время фаллос* (1923) (см.: Стадия фаллическая).

Как мы видим, размышления Фрейда о психосексуальном развитии приводили его к все большему сближению между детской и взрослой сексуальностью. Однако, при этом сохраняла силу и первая концепция, согласно которой частичные влечения объединяются и соотносятся друг с другом по иерархическому принципу лишь с наступлением половой зрелости, когда удо­вольствие в негенитальных эрогенных зонах начинает выступать как "предварительное" по отношению к оргазму и т.д.

Вот почему Фрейд настаивал на том, что для детской сексуаль­ной организации характерна несогласованность между эдиповскими требованиями и уровнем биологического развития (2).

(1) Freud (S.). G.W., V, 100; S.E., VII, 199; франц., 97.

(2) Cf. Freud (S.). Der Untergang des Odipuskomplexes, 1924. G.W.,XIII, 395 — 402; S.E., XIX, 173 — 179; франц., 394 — 399.

СТАДИЯ ЛИБИДИНАЛЬНАЯ

Нем.: Libidostufe (или -phase). — Франц.: stade libidinal. — Англ.: libidinal stage (или phase). — Исп.: fase libidinosa. — Итал.: fase libidica. — Португ.: fase libidinal.

• Стадия в развитии ребенка, которая характеризуется более или менее ярко выраженной организацией* либидо при ведущем поло­жении той или иной эрогенной зоны и преобладании той или иной формы объектного отношения*. В психоанализе понятие стадии приобретает более широкое значение при определении стадий эво­люции Я.

• Когда в психоанализе говорят о стадиях, обычно имеют в виду стадии эволюции либидо. Однако интерес Фрейда к "возрастам", "эпохам" или "периодам" развития возникает раньше понятия либидинальной организации, фактически одновременно с открытием истоков психоневротических заболеваний в детском опыте. Так, в 1896 — 1897 гг. Фрейд в своей переписке с В. Флиссом, самостоятельно разработавшим целостную теорию периодов развития (1), стремился установить в детский и переходный периоды последовательность стадий, которую можно было бы определить более или менее точно, причем эта попытка была тесно связана с понятием последействия* и теорией соблазнения*, которые Фрейд разрабатывал в это время. Некоторые из периодов, о которых идет речь ("эпохи событий" — Ereigniszeiten), выступают при этом как периоды "сексуальных сцен", а другие — как "эпохи вытеснения" (Verdrangungszeiten). Эта смена периодов, по Фрейду, лежит в основе "выбора невроза": "Различия неврозов обусловлены временем возникновения сексуальных сцен [...]. Эпохи вытеснения не имеют отношения к выбору невроза, а периоды событий играют здесь решающую роль" (2а). Наконец, переход от одного периода к другому связан с расчленением психического аппарата* на различные системы "записи", причем оба эти перехода — от эпохи к эпохе и от системы к системе — уподобляются более или менее удачному "переводу" (2b).

Вскоре у Фрейда возникает мысль о наличии взаимосвязей между последовательностью этих периодов и соответственно пре­обладанием или отходом на задний план определенных "сексуаль­ных зон" или "эрогенных зон" (анус, рот и глотка, у девочек — клитор). О развитии этой мысли свидетельствует, например, письмо от 14.11.1897: здесь так называемый нормальный процесс вытес­нения ставится в прямую зависимость от замены одной сексуальной зоны другой зоной, от "упадка" влияния той или иной сексуальной зоны.

Все эти мысли во многом предвосхищают то, что в своем окончательном виде станет теорией стадий либидинального развития. Удивительно, однако, что мы не находим этих идей в первом фрейдовском изложении сексуальной эволюции: позднее они вновь возникают в уточненной форме. В издании 1905 г. "Трех очерков по теории сексуальности" (Drei Abhandlungen zur Sexualtheorie) главное противопоставление развертывается между, с одной стороны, сексуальностью подростка и взрослого, предполагающей ведущее положение гениталий, и, с другой стороны, детской сек­суальностью с характерным для нее разнообразием сексуальных целей и соответствующих эрогенных зон (ни о преобладании одной из них, ни о выборе объекта говорить в данном случае не приходится). Подчеркивая эту противоположность, Фрейд стремился прояснить свою мысль об изначально извращенном и полиморфном характере сексуальности (см.: Сексуальность; Авто­эротизм).

Между 1913 и 1923 г. Фрейд уточнил эту мысль понятием о догенитальных стадиях — оральной*, анальной*, фаллической*.

Эти стадии характеризуются особым способом организации* сексуальной жизни. Преобладания той или иной эрогенной зоны недостаточно, чтобы объяснить нормативно-упорядочивающий смысл понятия стадии. Это понятие берет за основу поведение, безусловно, связанное с определенной эрогенной зоной, но встре­чающееся и на других уровнях объектного отношения*. Так, инкорпорирование, или поглощение, характерное для оральной стадии, оказывается составной частью многих фантазмов, не связанных с едой ("есть глазами", например).

*

Таким образом, хотя психоанализ обнаружил различные эво­люционные процессы, именно либидинальное развитие стало для него прообразом понятия стадии.

1) Фрейд построил временную последовательность [стадий], отличных друг от друга доступом к тому или иному либидинальному объекту: так, субъект последовательно проходит этапы автоэ­ротизма*, нарциссизма*, гомосексуального и, наконец, — гетеросексуального выбора объекта (3).

2) Другой подход предполагает выявление различных этапов развития на пути от господства принципа реальности над принципом удовольствия. Попытка его систематизации была сде­лана Ш. Ференци (4).

3) По мнению ряда авторов, лишь процесс формирования Я позволяет понять переход от принципа удовольствия к принципу реальности, причем Я "...выступает в этом процессе как независимая переменная" (5). Так, именно развитие Я позволяет отграничить себя [self] от окружающего мира, отсрочить удовлетворения, так или иначе овладеть своими побуждениями и влечениями и т.д.

Фрейд призывал к внимательному изучению развития Я и его стадий, однако сам он этим путем не пошел. Впрочем, при поста­новке этой проблемы, например, в "Предрасположенности к неврозу навязчивых состояний" (Die Disposition zur Zwangsneurose, 1913), понятие Я еще не имело ни четкого смысла, ни своего собственного места, приобретенных им в " Я и Оно " (Das Ich und das Es, 1923). Так, Фрейд предполагал, что "...предрасположенность к неврозу навязчивостей зависит и от момента развития Я в связи с развитием либидо", признавая при этом, что "...стадии развития влечений Я пока еще нам мало известны" (6).

Отметим также, что и Анна Фрейд в работе " Я и механизмы защиты" (Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936) (7) отказалась от попыток установить временную последовательность в развитии защитных механизмов Я.

Складываются ли эти различные подходы в общую картину? Наиболее широкий подход к установлению соответствий между различными стадиями был выдвинут Абрахамом (Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido auf Grund der Psychoanalyse seelicher Storungen, 1924) (8) и дополнен Робертом Флиссом (9).

Сам Фрейд не предпринимал попыток построить общую теорию стадий, которая включала бы не только развитие либидо, но также эволюцию защит, Я и т.д.; подобная теория, опираясь на объектное отношение как ключевое понятие, должна была бы охватить единым взглядом эволюцию личности в целом. По-видимому, дело тут не просто в незавершенности фрейдовской мысли: ведь для Фрейда несовпадение между различными эволюционными линиями и воз­можность диалектических отношений между ними — это одна из главных причин возникновения невроза.

И потому, хотя фрейдовская теория весьма способствовала распространению понятия стадиальности в истории психологии, она, однако, была далека по своим главным установкам от генетической психологии с ее стремлением включить каждый момент развития в совокупную объемлющую структуру (10).

(1) Cf. Kris (E.). Предисл. к Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. Нем., 9—12; англ.: 4—8; франц., 2—6.

(2) Freud (S.). Aus den Anfangen der Psychoanalyse, 1887 — 1902. — а) Нем., 175—176; англ., 163 — 165; франц., 145 — 146. — b) Ср. нем., 185 — 192; англ., 173 — 181; франц., 153 —160.

(3) Cf. Freud (S.). Psychoanalytische Bemerkungen uber einen autobiographisch beschriebenen Fall von Paranoia (Dementia paranoides), 1911. G.W., VIII, 296 — 297; S.E., XII, 60 — 61; франц., 306.

(4) Cf. Ferenczi (S.). Stages in the development of the Sense of Reality 1913. In: First Contributions.

(5) Hartmann (H.), Kris (E.) et Loewenstein (M.). Comments on the Formation of Psychic Structure. In: Psa. Study of the Child, II, 1946, II —38.

(6) Freud (S.). Die Dispositionen zur Zwangsneurose, 1913. G.W., VIII, 451; S.E., XII, 325;франц. In:R.F.P, 1929,III, 3, 446.

(7) Cf. Freud (А.). Франц., Paris, P.U.F., 46—47.

(8) Cf. Abraham (К.). Франц., II, 255—313. Passim.

(9) Cf. Fliess (R.). An ontogenetic Table. In: Ps. Read., 1942, 254—255.

(10) Cf. Symposium de l’Association de Psychologie scientifique de Langue francaise, divers auteurs, Geneve, 1955, Le probleme des stades en psychologie de l'enfant. Paris, P.U.F., 1956.

СТАДИЯ ОРАЛЬНАЯ

Нем.: Orale Stufe (или Phase). — Франц.: stade orale. — Англ.: oral stage. — Исп.: fase oral. — Итал.: fase orale. — Португ.: fase oral.

• Первая стадия либидинального развития, на которой сексуальное удовольствие связано преимущественно с возбуждением ротовой полости и губ в процессе поглощения пищи. Процесс питания опре­деляет те значения, посредством которых преимущественно выража­ется и организуется объектное отношение; например, любовь к матери выражается следующими значениями: есть, быть съеденным.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.