|
ТЕНДЕНЦИИ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯОсновные тенденции современного мира, разумеется, сказываются и на образовании. Прежде всего образовательная сфера испытывает на себе влияние глобализации, которая проявляется в различных формах. Прозрачность границ приводит к тому, что в современном мире студенты стараются получить качественное образование в наиболее престижных университетах, часто за пределами своей страны. В свою очередь и учебные заведения заинтересованы в том, чтобы в них были иностранные студенты. Это позволяет им получать дополнительные финансовые средства, иметь выпускников в различных государственных и негосударственных структурах по всему миру, совершенствовать учебные курсы с учетом специфики других культур, традиций и т.д. Кроме того, обмен профессорско-преподавательским составом расширяет профессиональные рамки преподавателей, позволяет обмениваться новыми идеями и опытом. В результате такой университет становится более привлекательным при наборе очередных абитуриентов. Знания, информация — это та сфера, которая наиболее легко преодолевает национальные границы. Поэтому в эпоху глобализации все большее распространение получают различные виды дистанционного образования, прежде всего благодаря возможностям, которые открывают новые технологии. Место нахождения студента сегодня уже не имеет принципиального значения для получения знаний, но при этом утрачивается его непосредственное общение с преподавателем, обучение обезличивается. Есть и языковой барьер. Большинство сайтов, а также образовательных дистанционных программ — англоязычные, поэтому незнание английского языка, как и отсутствие элементарных навыков пользователя компьютера, серьезно мешает в приобретении современных знаний. Тесно связанная с глобализацией интеграция современного мира проявляется сегодня и в образовательной сфере, главным образом — в области высшего образования. Этот процесс подразумевает тесное сотрудничество различных стран: обмен студентами и преподавателями, универсализацию образовательных программ. Наиболее интенсивно интеграция высшего образования наблюдается в Европе благодаря Болонскому процессу, который представляет собой политику, направленную на объединение европейского образовательного пространства. Интеграционные процессы в области образования идут далеко не просто. Они ставят ряд новых проблем, обусловленных различием культур, национальных традиций, юридического признания дипломов, социально-психологической адаптации иностранных студентов к другой стране и т.п. Наряду с интеграцией в образовательной сфере действуют и де- зинтеграционные тенденции. В частности, это проявляется в децентрализации образования. Как пишет М. Карной, это означает переход многих функций управления образованием в ряде стран с общенационального на местный и муниципальный уровни. В принципе децентрализация образования является частью общемировых процессов развития мира, так как отвечает современным требованиям множественности акторов и передачи вопросов принятия решения на более низкие уровни. В этих условиях местные образовательные структуры становятся более самостоятельными относительно того, что и как преподавать. Кроме того, стимулируется стремление каждого учебного заведения к повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Децентрализация дает возможность гибко реагировать на запросы практики, особенно если они исходят от местных и региональных структур. Она также позволяет расширить вариативность учебных программ, открывает перспективы для творческой реализации преподавателей. Как и другие тенденции, децентрализация образовательной сферы имеет оборотную сторону. Во-первых, передача процесса принятия решения на более низкий уровень не предполагает автоматического повышения его эффективности. В ряде случаев принимаемые на местном уровне решения оказываются далеко не оптимальными, а от этого страдает качество обучения. Во-вторых, децентрализация ведет к тому, что оказываются плохо сопоставимыми программы разных учебных заведений. Это мешает обмену учащимися и преподавателями, развитию интеграционных процессов в образовательной сфере. В-третьих, при децентрализации учебные заведения, как правило, больше внимания уделяют частным вопросам, ориентируя своих выпускников на прикладные аспекты и оставляя вне поля зрения общие тенденции мирового развития. Недостаток общетеоретического и методологического образования затрудняет в дальнейшем получение знаний в других сферах, хотя это сегодня необходимое условие успешной профессиональной деятельности. Государство, формулируя образовательную политику, сталкивается с необходимостью определения того, какие функции и в каком объеме передавать на местный уровень. Ориентация многих образовательных центров на прикладное знание в ущерб теоретическому во многом связана с возрастанием роли экономического фактора. Университеты и институты при составлении программ обучения все в большей степени зависят от запросов рынка. Феномен коммерциализации образования становится характерной чертой для всех его ступеней (школьное, университетское), различных видов (государственное, частное) и разных стран. В условиях ориентации на рынок одни учреждения, особенно университеты, зарабатывают деньги, предоставляя образовательные услуги, открывая свои филиалы в других городах и странах, привлекая иностранных студентов и т.п. Наряду с образованием они оказывают консультативные, аналитические услуги по соответствующим направлениям. Это обеспечивает им не только дополнительные финансовые средства, но и возможность студентам проходить практику при университете. Кроме того, и преподаватели оказываются непосредственно связанными с решением практических задач. В результате консультативные и аналитические услуги дают возможность университетам приобретать в ряде областей (например, международные отношения, право, экономика, политология) значительное политическое влияние. Как следствие этих процессов, крупнейшие университеты превращаются в своеобразные «транснациональные корпорации», аккумулируя огромные материальные и творческие ресурсы. Для сохранения за собой такого статуса они ориентируются не на получение сиюминутной прибыли, а на долгосрочные цели. Поэтому стремятся к укреплению образовательной и научной базы, привлекают преподавателей с известными в научном мире именами и т.п. Другие образовательные центры идут по иному пути. Они пытаются извлечь прежде всего краткосрочную коммерческую выгоду. В результате страдает качество образования, прежде всего в ущерб фундаментальному. В сфере школьного образования подобное поведение нередко ведет к тому, что происходит смещение приоритетов. Вместо восприятия ребенка как формирующейся уникальной личности, обладающей основами фундаментальных знаний, его ориентируют больше на прикладные знания, которые в дальнейшем позволят быстро найти работу. Снижение уровня фундаментального образования влечет за собой и ослабление в процессе обучения внимания к этической, нравственной стороне, к социальной справедливости и т.п. Эти ценности оказываются также вне поля зрения и профессорско-преподавательского состава. Администрация университетов начинает требовать выполнения работы, которая приносила бы коммерческую прибыль, а не той, которая отвечала бы социальным нуждам. Такая тенденция, как отмечает С. Уолтере, наблюдается с особой очевидностью в таких странах, как Япония, США, Великобритания, Германия, и все отчетливее прослеживается в России и Китае. Между тем раньше обучение в нашей стране ориентировалось больше на фундаментальные знания, нередко даже за счет приобретения прикладных. Об этом свидетельствуют, например, исследования М.Б. Денисенко, Т.О. Разумова и И.Г. Телешова, в которых показано, что российские выпускники школ 1990-х гг. демонстрировали в тестах более глубокие знания по сравнению со сверстниками из западных стран, но хуже могли применить их на практике. Иными словами, традиции отечественного образования имели перекос в противоположную сторону. Учащимся давались фундаментальные знания, однако в меньшей степени учили их применять. В русле ориентации на прикладное образование довольно широкое распространение получила практика создания специализированных центров, занимающихся подготовкой кадров по тому или иному профилю, например по компьютерным технологиям, менеджменту и т.п. Особенно много их в Латинской Америке, где значительная часть высших учебных заведений специализируется на подготовке кадров для конкретных отраслей. Здесь хорошо прослеживается процесс «слияния» высшей школы с производством. Классические университеты с их фундаментальным образованием и мощной исследовательской базой не являются доминирующими в области высшего образования в Латинской Америке. Как отмечают Н. Стромквист и К. Монкман, 85% учреждений, занятых высшим образованием, представляют собой некое подобие узкопрофильных институтов, принадлежащих частным компаниям. Этот процесс получил название приватизации высшего образования. В Колумбии, Бразилии, Чили, Сальвадоре, Доминиканской Республике от 50 до 65% абитуриентов поступают именно в учреждения такого рода. Транснациональные корпорации, будучи заинтересованными в подготовке кадров для своих целей, нередко создают средние специализированные и высшие учебные заведения. Например, такие высшие учебные заведения имеют Motorola, Intel и другие компании. Будущие специалисты наряду со знаниями и производственными навыками приобретают чувство корпоративности, т.е. принадлежности к компании. Существуют и другие положительные моменты. Так, снижаются затраты правительства на образование. Бизнес-структуры, будучи заинтересованными в рекрутировании кадров, вкладывают в развитие образования немалые средства. Инвестиции в него становятся все более привлекательными для бизнеса. Причем это происходит и в развитых странах. По данным, которые приводит В.Л. Иноземцев, в США 58% затрат на образование финансировалось в 1960 г. из федерального бюджета, в 1990 г. — менее 30%. Одновременно бесконтрольное вовлечение ТНК в образовательный процесс, развитие узкопрофильных вузов чреваты негативными последствиями. Многие, получив образование в технических колледжах, а не в университетах, на начальных этапах профессиональной карьеры могут иметь даже некоторые преимущества, поскольку владеют прикладными навыками. Однако в дальнейшем из-за отсутствия фундаментальной подготовки это нередко становится тормозом для профессионального роста. Включение структур бизнеса в образовательный процесс через спонсирование ими тех или иных программ, а также создание учебных заведений при одновременной децентрализации образования приводит к тому, что государства все в меньшей степени контролируют эту сферу, часто просто лишь гарантируя образовательный минимум. В результате этих процессов реальные рычаги управления, методическое обеспечение программами преподавания оказываются у администрации отдельных образовательных структур и основных спонсоров — частных компаний. Последние начинают все в большей степени приспосабливать образование в зависимых от них школах и высших учебных заведениях к собственным корпоративным нуждам. Сторонники действия рыночных механизмов в образовательной сфере порой подчеркивают негативную роль государства, особенно развивающихся стран, которая сказывается на росте коррупции в министерствах образования, некомпетентности управленческого аппарата и т.п. Согласно их логике, государство должно практически полностью уйти из этой области, предоставив возможность регулировать процесс подготовки кадров рынку. Противоположная точка зрения заключается в том, что государству, напротив, следует жестко ее регулировать, не допуская процессов, связанных с коммерциализацией, приватизацией и децентрализацией образования. Это две крайние точки зрения. На самом деле в образовании, как и в других сферах, скорее можно говорить не об увеличении или уменьшении, а об изменении роли государства. Сегодня оно в меньшей степени контролирует, но в большей - регулирует систему образования, занимаясь разработкой и принятием различных норм и правил поведения. Регулирование в этой области подразумевает, в частности, разработку национальных и международных стандартов, аккредитацию заведений, сертификацию учебных программ и материалов и т.п. Правительства большинства стран отдают себе отчет в том, какие существенные преобразования претерпевает сегодня мир, а следовательно, понимают необходимость изменений в образовательной сфере. В связи с этим предпринимаются шаги с тем, чтобы усилить позитивные и ослабить негативные последствия действующих тенденций. В настоящее время многие государства проводят реформу в области образования. Для того чтобы воспрепятствовать усилению элитарности образования многие государства, а также международное сообщество в целом стремятся за счет целенаправленного финансирования и других методов расширить привлечение в университеты студентов из разных социальных, этнических и прочих групп. При этом особое внимание обращается на категории населения, которые ранее были ограничены в приобретении образования, — женщины, национальные меньшинства, инвалиды. Что касается последней категории, то здесь сегодня появились принципиально иные возможности обучения, прежде всего за счет интернет-технологий, для тех, кому сложно передвигаться. В целом эта политика направлена на развитие демократизации в образовательной сфере. Регулирующая функция государства здесь проявляется и в том, что, обеспечивая необходимый уровень, оно определяет место, роль и другие параметры частного образования в общем образовательном комплексе. В разных странах это соотношение различно. В принципе частное образование на школьном уровне оказывается значимым для страны, когда 1/3 и более учащихся посещают частные школы. Эти школы обычно обеспечивают более высокий уровень образования и воспитания за счет меньшей численности учеников в классе. Это создает возможность как для индивидуальной работы с детьми, так и более высокой оплаты труда преподавателей по сравнению с государственными школами. В то же время существуют данные (в частности, на примере Чили), что уровень образования в частных школах оказывается лишь незначительно выше, чем в государственных. Многие западноевропейские государства жестко не ограничивают частное образование, хотя такие, например, как Норвегия и Швеция, в значительной степени ориентируются на развитие государственного образования. Там всего 1—2% учеников посещают частные школы, которые при этом находятся под строгим государственным контролем. В США, где раньше преимущественно отдавали детей в близлежащие школы, сейчас выбор места и типа обучения остается за родителями. Более того, с целью облегчения расходов семьи на обучение в частной школе правительство США выпускает специализированные ваучеры, прежде всего для тех, кто не обладает высокими доходами. Такая практика существует и в других странах. Бурное развитие частное образование, как среднее, так и высшее, получило в Восточной Европе в 1990-е гг. Например, в России, по свидетельству Е.А. Безгласной, в 1994 г. было зарегистрировано и лицензировано 144 негосударственных вуза, а в 1998 г. — уже 334. Данный феномен имеет объяснение: ранее в этих странах частное образование практически полностью отсутствовало. Проблемой, правда, остается то, насколько качественное образование предоставляется частными учебными заведениями в условиях их бурного роста. Пока, вследствие того что рынок образовательных услуг в странах Восточной Европы еще формируется, можно обнаружить как учебные заведения, обеспечивающие высокий уровень образования, так и те, которые не соответствуют таким критериям. В области государственной политики также остаются важнейшие вопросы, связанные с разработкой направлений развития образования, т.е. его планированием. Одной из серьезных проблем здесь оказывается то, что в современных условиях время разработки национальной политики в образовательной сфере существенно сокращается. Если ранее этот цикл измерялся 4—5 годами, то сегодня программы в сфере образования, как отмечают Н. Стромквист и К. Монкман, возникают и «умирают» за 11 — 12 месяцев. В связи с этим перед государствами стоит задача — переориентироваться от политики стратегического планирования, рассчитанного на пятилетний период, к постоянному гибкому реагированию на происходящие изменения. Политика в области образования во многих странах ориентирована на расширение возможностей саморазвития личности, формирование картины мира, обеспечивающей адекватную ориентацию человека в различных жизненных ситуациях. При планировании образования многие страны все больше внимания уделяют его непрерывности на протяжении всей жизни. Определение образовательной политики обусловлено важнейшими задачами государства — развитием мотивации к обучению, созданием так называемых «мотивирующих» учебников, представляющих собой не просто сумму знаний по той или иной дисциплине, а направленных на то, чтобы пробудить интерес к учебе и познанию в целом. Содержательное наполнение учебных программ разных уровней также в значительной степени остается в сфере государственной политики. Если раньше исходили из того, что детей необходимо научить прежде всего читать, писать и считать, то сегодня все больший акцент делается на обязательном освоении компьютера и коммуникативных навыках. Разные страны ставят перед собой разные задачи и по-разному определяют основные направления политики в области национального образования — в зависимости от сложившейся ситуации, приоритетов развития, экономических возможностей и т.п. Они формулируют основные задачи, а также образовательную политику в отношении различных категорий населения. При этом развитые страны, как правило, расходуют на образование больший процент своего ВНП, чем развивающиеся. Более того, часто эта статья расходов увеличивается. Весьма показательную статистику приводит В.Л. Иноземцев: затраты на образование в США с 1958 по 1972 г. в целом выросли с 11,8 до 14,8% ВНП. В этот период, после успехов СССР в области космонавтики, США стали уделять образованию особое внимание, что в итоге и дало результаты. Однако большинство стран так и не достигли уровня расходов на образование, рекомендованного Международной комиссией по образованию на XXI в., - 6% ВНП, позволяющие наиболее эффективно обеспечивать связь между образованием и потребностями общества. Различны и приоритеты стран в области образования. Например, если в развитых государствах образование взрослых направлено на переподготовку тех, кто уже имеет достаточно высокий уровень знаний и навыков, то в развивающихся странах вопрос часто ставится по-другому: дать начальное образование тем, кто в свое время не получил его в детском возрасте. К сожалению, в целом эти страны нередко демонстрируют тенденцию к тому, что обучение низших слоев населения вообще игнорируется. Особенно характерно это для начального образования, а также образования взрослых. Почти 1 млрд человек, т.е. каждый шестой житель планеты, в конце XX столетия был функционально неграмотным. Иначе говоря, уровень знаний этих людей оставался крайне низким, не отвечающим минимальным современным требованиям. В основном это население «глобального Юга». В настоящее время государство все теснее сотрудничает с неправительственными организациями, а также с бизнес-структурами, которые создаются и действуют при школах, районах, университетах, на региональном и международном уровнях. В их задачи входят организация досуга, трудоустройство молодежи во время каникул, самоуправление школ, университетов и т.п. При этом нередко именно государство остается основным координатором подобной деятельности. Резко возрастает координирующая функция государства и в сфере интеграции образования. Яркий пример этого — Болонский процесс. В развитии и планировании образования активно участвуют межправительственные и неправительственные организации. Среди первых следует прежде всего назвать ООН и ее специализированные учреждения, в частности Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры - ЮНЕСКО, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программу развития ООН и др. Межправительственные организации используют различные источники финансирования. Так, ЮНИСЕФ ориентирован на правительственные и неправительственные источники; ЮНЕСКО — на то финансирование, которое получает от правительств стран-участниц, а Всемирный банк — на средства коммерческих операций. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|