Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 13. Компетенция органов местного самоуправления





Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

2. Понятие и содержание предметов ведения местного самоуправления.

Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации.

 

Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — органы местной (муниципальной) публичной власти, осуществляют свои властные полномочия в интересах населения муни­ципального образования, в целях реализации функций местного самоуправления, являющегося формой осуществления власти народа. Органы местного самоуправления для решения вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления, наделяются соответствующей компетенцией.

Компетенция органа местного самоуправления представляет собой установленную нормами муниципального права совокупность полномочий, необходимых для самостоятельного решения органом местного самоуправления вопросов, отнесенных к его ведению и обусловленных задачами и функциями местного самоуправления.

Компетенция органа местного самоуправления — сложная правовая категория, структура которой складывается из предметов ведения, прав и обязанностей(полномочий).

Права и обязанности органов местного самоуправления тесно взаимосвязаны с предметами их ведения: если с определением предметов ведения органа дается ответ на вопрос, в каких областях местной жизни он в принципе компетентен, то права и обязанности характеризуют пределы возможностей органа в той или иной сфере муниципальных отношений.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, закрепляет принципы правового регулирования и рeализации компетенции органов местного самоуправления:



1) перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в указанный Закон.

2)правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления относится к полномочиям федеральных органов и органов государственной власти субъектов Федерации.

3)финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов При этом федеральные законы, законы субъектов не могут содер­жать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

4)по вопросам местного значения органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

5)решая вопросы местного значения, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут заключать договоры и соглашения. Например, в целях образования межмуниципальных объединений.

6) органы местного самоуправления вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлече­нии граждан к выполнению на добровольной основе социально значи­мых работ (например, дежурств). К социально значимым могут быть отнесены только работы, не требующие специальной профессио­нальной подготовки.

К выполнению социально значимых работ могут привлекаться со­вершеннолетние трудоспособные жители в свободное от основной работы или учебы время на безвозмездной основе не более чем один раз в три месяца. При этом продолжительность социально значимых работ не может составлять более четырех часов подряд.

7) подчиненность органа или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу или долж­ностному лицу местного самоуправления другого муниципального об­разования не допускается.

2. Понятие и содержание предметов ведения местного самоуправления

 

Первым составным элементом компетенции являются предметы ведения.

Предметы ведения местного самоуправления — это круг определяемых Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований вопросов, обусловлен­ных осуществлением местного самоуправления, его задачами и целями, ме­стом и ролью в осуществлении власти народа, решение по которым прини­мается населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления самостоятельно.

Предметы ведения местного самоуправления определяет прежде всего Конституция РФ, устанавливая, что местное самоуправление обеспечивает решение населением вопросов местного значе­ния, называя при этом наиболее важные из них.

Конституция РФ дает также основание для вывода о том, что к пред­метам ведения местного самоуправления могут быть отнесены вопросы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, ко­торыми могут законом (федеральным законом, законом субъекта Феде­рации) наделяться органы местного самоуправления (ст. 132).

Кроме того, органы местного самоуправления могут решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Необходимо также учитывать, что закрепляемые указанным Зако­лом полномочия представительного органа, главы муниципального об­разования, главы местной администрации (ст. 43 и др.) позволяют отне­сти к предметам ведения местного самоуправления вопросы организации работы органов и должностных лиц местного самоуправления (представи­тельного органа, местной администрации и др.).

Указанные вопросы, относимые к ведению муниципальных образо­ваний, в своей совокупности составляют содержание предметов ведения местного са­моуправления.

Содержание предметов ведения местного самоуправления.

1. Основное содержание предметов ведения местного самоуправле­ния составляют вопросы местного значения: именно они прежде всего определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.

Вопросы местного значения вопросы непосредственного обеспечения жизнедея­тельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и органами местного самоуправления самостоятельно.

Федеральный закон 2003 г. более конкретно, чем Феде­ральный закон 1995 г., определяет перечень вопросов местного значения, находящихся в ведении местного самоуправления.

Для муниципальных образований каждого вида определяется свой перечень вопросов местного значения:

а) для городских и сельских поселений;

б) для муниципальных районов;

в) для городских округов.

В основном перечни вопросов местного значения указанных муни­ципальных образований совпадают, но имеются и различия, обуслов­ленные особенностью их правового статуса, размерами и составом зе­мель территории муниципального образования, типом населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, и другими факторами.

Итак, к вопросам местного значения относятся:

во-первых, вопро­сы формирования, утверждения, исполнения местного бюджета и кон­троль за его исполнением; установления, изменения и отмены местных налогов и сборов; владения, пользования и распоряжения имуществом находящимся в муниципальной собственности. Решение этих вопросов определяет основы всей муниципальной деятельности;

во-вторых, в ведении муниципальных образований находятся во­просы, связанные с оказанием населению различного рода услуг, свя­занных с обеспечением жизнедеятельности населения.

К ним относятся:

1) вопросы жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транс­порта, связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания:

2) вопросы образования, культуры, здравоохранения, отдыха и спорта:

3) вопросы организации благоустройства и озеленения территории,
содержания мест захоронения, охраны окружающей среды:

4) вопросы охраны общественного порядка, гражданской обороны, обес­печения безопасности населения, опеки и попечительства:

5) вопросы формирования и содержания муниципальных архивов:

формирование архивных фондов поселений, а в городском округе, муниципальном районе — формирование и содержание муниципально­го архива(в районе — включая хранение архивных фондов поселений).

 

2. Вторя группа вопросов составляющих предметы ведения местного самоуправления. Вопро­сы, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Наделение органов местного само­управления отдельными государственными полномочиями обусловлено рядом фактором.

Во-первых, государство определяет те вопросы, взаимодействие по которым крайне необходимо и полезно обществу в целом. Это также демократи­зирует процесс осуществления государственных функций, расширяет гражданские инициативы, усиливает общественный контроль.

Во-вторых, в силу наибольшей приближенности к населению орга­ны местного самоуправления могут осуществлять отдельные государст­венные полномочия с большей эффективностью, нежели государствен­ные органы.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными госу­дарственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистра­ция актов гражданского состояния на территории муниципального об­разования);

2) в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, безнадзорных детей, социальная поддержка многодетных семей и т. д.);

3) в области сельского хозяйства (например, полномочиями по под­держке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на жи­вотноводческую продукцию;

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (орга­ны местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Существует следующий порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями:

а) наделение органов местного самоуправления отдельными госу­дарственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочия­ми субъектов Федерации — законами субъектов. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями другими нормативными правовыми актами не допускается;

б) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными
государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если
данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий;

Для осуществления государственных полномочий муниципальным образованиям необходимо финансирование. Такое финансирование выражается в форме субвенций.

Субвенции предоставля­ются местным бюджетам из регионального фонда компенсаций субъек­та Федерации. Указанный фонд фор­мируется за счет:

субвенций из федерального фонда компенсаций на осуществление ор­ганами местного самоуправления отдельных государственных полномо­чий, переданных им федеральными законами;

других доходов бюджета субъекта Федерации.

 

Органы государственной власти осуществляют государственный контроль:

за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

за использованием предоставленных на эти цели материальных ре­сурсов и финансовых средств.

 

3. В ведении местного самоуправления могут находиться и иные во­просы, которые могут принимать к своему рассмотрению и решению органы местного самоуправления. Речь идет о вопросах, которые отвечают следующим требованиям:

во-первых, не входят в законодательно установленный перечень во­просов местного значения и не относятся к отдельным государственным полномочиям;

во-вторых, не отнесены к ведению других муниципальных образова­ний, к компетенции их органов, а также не входят в компетенцию орга­нов государственной власти;

в-третьих, не исключены из компетенции органов местного само­управления федеральными законами и законами субъектов Федерации-

При этом органы местного само­управления вправе решать указанные вопросы только при наличии соб­ственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключени­ем субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации).

4. Наконец, в круг предметов ведения местного самоуправления входят вопросы, связанные с формированием и организацией работы орга­нов и должностных лиц местного самоуправления.

Определяя полномочия органов и должностных лиц местного само­управления по изданию муниципальных правовых актов, глава муниципального образования (глава местной ад­министрации) издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, а также издает распоряжения по вопросам организации работы местной администрации (ст. 43).

Кроме того, представительный орган муниципального образования принимает решения по вопросам организации своей деятельности; председатель представительного органа также издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представитель­ного органа. Таким образом, вопросы формирования и организации ор­ганов местного самоуправления также относятся к предметам ведения местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.