Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разработка рекомендаций по формированию перспективного бюджета для финансирования программ социально-экономического развития





На муниципальном уровне должны реализоваться функции стратегического и оперативного управления инвестиционной деятельностью субъектов хозяйствования, функционирующих в рамках муниципального образования по объектам, имеющим определяющее значение для развития территориально-производственной системы. Формы и методы реализации функции управления инвестиционной деятельностью на муниципальном уровне могут быть весьма разнообразными и варьироваться в зависимости от формы собственности субъекта отношений от административных до экономических, с подавляющим приоритетом последних.

Для муниципальных предприятий необходимо предусмотреть широкие полномочия по управлению инвестиционной деятельностью, вплоть до административного вмешательства. По этим предприятиям возможно и определенное, частичное перераспределение амортизационных отчислений, в том числе и через специальный муниципальный инвестиционный фонд. Контроль за их инвестиционной деятельностью должен осуществляются через специальные, уполномоченные на выполнение этих функций институты: банки, аудиторские фирмы, отделы местной администрации.

Уровень вмешательства административных органов в инвестиционную политику предприятий, чьи пакеты акций находятся в муниципальной собственности, должен определяться положениями соответствующего законодательства и реализоваться через специальных уполномоченных представителей в управляющих органах этих хозяйствующих субъектов. Контроль за их инвестиционной деятельностью может также быть возложен на специальные уполномоченные муниципальные органы.

Наименее подконтрольна местному органу власти инвестиционная политика частных и акционерных предприятий. Здесь допустимы две формы регулирования инвестиционных отношений. Во-первых, нормативная, – посредством соответствующих актов налогового, инвестиционного, финансового и гражданского законодательства. Во-вторых, финансовая, – через предоставление финансирования в виде непосредственных вложений или кредитов на соответствующих условиях. По отношению к этим предприятиям используются преимущественно косвенные, экономические формы регулирования, без прямого административного вмешательства в их экономическую политику.

Другим основным элементом системы управления инвестиционной деятельностью муниципального образования является создание инвестиционно-финансовой инфраструктуры. В ее основе лежит создание муниципальных институтов с прямым организационным и финансовым участием местных органов управления, а также системы коммерческих финансовых институтов, уполномоченных местными органами власти на выполнение определенных инвестиционных функций. Базовыми элементами этой системы являются муниципальные универсальные и специализированные (например, инвестиционные или ипотечные) банки, инвестиционные и страховые компании, инвестиционные фонды и т.д.

Третьим неотъемлемым элементом механизма управления инвестиционной деятельностью является формирование комплексной муниципальной системы финансирования капитальных вложений, построенной в соответствии с базовыми принципами федерального и регионального законодательства, обеспечивающей гармоничное сочетание и эффективное использование инвестиционных ресурсов, мобилизуемых как в рамках данного муниципального образования, так и за его пределами.

В бюджетных инвестиционных отношениях должен превалировать целевой принцип. Сейчас он реализуется в основном в рамках муниципальных программ, позволяет концентрировать бюджетные средства на комплексном строительстве и развитии наиболее важных для территории объектов. Такой принцип должен быть заложен и в функционирование бюджета развития.

Организационной составляющей финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования является ее перспективная схема. Она разрабатывается для муниципального образования и представляет собой гибрид инвестиционного плана (программы) развития муниципального образования и баланса его инвестиционных ресурсов. От первого она отличается более узкими целями и задачами и является, по существу, одним из его основных частей. А от второго – большей детализацией распределения и использования инвестиционных ресурсов по объектам их вложений.

Главной целью подготовки перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования является оценка прогнозных пропорций формирования инвестиционных ресурсов за счет различных источников и их распределения между объектами экономики и социальной сферы, в развитии которых заинтересовано муниципальное образование, строительство (реконструкцию) которых оно собирается обеспечивать или поддерживать за счет различных финансовых источников и других мер экономического, в том числе и налогового воздействия.

Такая территориальная схема включает все основные объекты, которые будут финансироваться за счет средств бюджета развития или поддерживаться местными органами власти в какой-либо другой экономической форме. Органы местного самоуправления в зависимости от своих задач, технической оснащенности и особенностей муниципального образования самостоятельно определяют степень детализации проработки схемы по источникам финансирования и включаемым в ее структуру объектам. Однако в ее состав должны быть включены все основные объекты, определяющие уровень экономического и социального развития муниципального образования, независимо от того, за счет каких источников они финансируются и предприятиями каких форм собственности будут строиться или реконструироваться. Если строительство объекта не будет финансироваться из бюджетных источников и не нуждается в экономической поддержке местных органов власти, но его развитие является важным для экономики муниципального образования, оно должно быть включено в муниципальную инвестиционную программу. В этом случае ход строительства (или реконструкции) данного объекта будет контролироваться органами местного самоуправления и для него могут быть определены резервные источники финансирования или дополнительные меры экономической поддержки.

Необходимость разработки схемы финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования в составе инвестиционной программы должна определяться соответствующими нормативными актами и регламентироваться решениями и постановлениями местных органов власти. Если схема разрабатывается на период более 1 года, в ней обеспечивается градация инвестиционных вложений по годам перспективного периода.

Схема финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования определяет объемы и источники финансирования, другие виды экономической (в том числе и налоговой) поддержки в прогнозируемый период определенного состава объектов, наличием и эффективным функционированием которых будет определяться экономическое и социальное развитие муниципального образования в данный перспективный период. Состав и структура схемы финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования формируется в соответствии со структурной матрицей схемы, приведенной в табл. 3.8.2.

Таблица 3.8.2. Структурная матрица перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования

Объекты инвести-рования Источники финансирования инвестиций Группа Д Группа Е
n å Kij Группа А Группа Б Группа С
К1 К2 К3 К4 К5 К6 К7 К8 К9 К10 К11 К12 К13 К14 К15
                                 
Объект 1 Объект 2 Объект 3 ………… ………… Объект m + + +     + + +   + +   +     + + +   + + + +     + +     + + +     + + + +     + +   + +   +   +   +   +
M å Kij   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +   +

По горизонтали в таблицы отражаются источники финансирования инвестиционной деятельности, объединенные в соответствии с классификацией на 5 основных групп. К группам А, В и С относятся государственные и муниципальные источники финансирования инвестиционной деятельности. В группе А объединяются федеральные бюджетные и внебюджетные источники, в группе В распределяются аналогичные источники финансирования инвестиционной деятельности субъектов федерации, а в группе С – муниципальных образований. В группе Д распределяются инвестиционные источники юридических лиц – субъектов хозяйствования, основу которых составляют собственные, заемные и привлекаемые инвестиционные ресурсы, а в группе Е – инвестиционные источники физических лиц. Подробная степень градации финансовых источников определяется разработчиками схемы финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования.

В первой графе источников финансирования отражается суммарная величина инвестиций, использование которых предусмотрено данной перспективной схемой. Она может быть рассчитана для каждого объекта по формуле:

n

Kj = å Kij,

I = 1

где:

Kj – суммарный объем инвестиций из всех источников, предусмотренный схемой финансирования j-ого объекта в течение данного перспективного периода;

Kij – объем финансирования инвестиций, за счет i-ого источника, предусмотренный для данного j-ого объекта территориальной схемой;

J – порядковый номер объекта инвестиционного финансирования в данной схеме;

I – номер источника финансирования инвестиционной деятельности в рамках данной территориальной схемы;

N – общее количество источников финансирования инвестиционной деятельности, предусмотренных этой схемой.

В вертикальной части таблицы располагается перечень объектов, инвестиционное финансирование которых обеспечивается в рамках данной схемы, осуществляется распределение объемов инвестиционных ресурсов по годам прогнозируемого периода, рассчитываются суммарные итоги по определенным совокупностям рассматриваемых объектов. Градация объектов может осуществляться по их функциональному назначению, с выделением объектов производственного и непроизводственного назначения, отраслевому использованию. Кроме того, определяется общий объем инвестиций, ассигнуемых на развитие муниципального образования в определенный перспективный период в рамках данной схемы и оценивается влияние отдельных групп и видов источников на формирование средств для ее перспективного развития.

В таблице приведен условный пример использования финансовых ресурсов из разных источников для инвестиционного обеспечении строительства или реконструкции ограниченной совокупности объектов данного муниципального образования. Знаком «+» помечены отдельные виды источников, средства которых могут быть использованы для финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования по ограниченной совокупности объектов, расчетные итоги по отдельным видам, группам (типам) источников в разрезе одного или ограниченной совокупности объектов.

Разработку перспективной схемы финансирования инвестиционной деятельности муниципального образования целесообразно осуществлять на стадии подготовки прогноза их социально-экономического развития на перспективный период. По существу, эта схема может являться одной из его частей, обеспечивающей достаточно реальное представление о потребностях муниципального образования в инвестиционных ресурсах для своего социально-экономического развития применительно к строительству или реконструкции определенной совокупности объектов, обуславливающей темпы протекания этого процесса. Кроме того, в ходе подготовки схемы местные органы власти получают возможность оценить масштабы привлечения финансовых ресурсов из различных источников для реализации предусмотренной схемой инвестиционных мероприятий, выбрать оптимальные варианты распределения инвестиционных ресурсов муниципального образования в рамках предусмотренного количества объектов, оценить потребность, возможность и условия привлечения дополнительных средств из внутренних и внешних источников для реализации инвестиционной программы.

Из вышесказанного вытекают принципиальные особенности новой архитектуры бюджета развития. Происходит расширение реального горизонта планирования развития муниципального образования до 5-10 лет. Это позволяет предпринимать конкретные шаги по упрочению стабильности экономического положения, прогнозировать объем поступлений и основные направления капитальных затрат. Используется совместное взаимоувязанное планирование не только расходов, но и доходов бюджета развития, в сочетании с текущим бюджетом. Такой подход способствует созданию объемной комплексной картины и соблюдению равновесия между поступлениями и расходами бюджета развития. Вводится принцип трехступенчатого составления бюджета развития, что способствует достижению целей текущего, среднесрочного и долгосрочного планирования, отличающихся различной степенью детализации. Бюджет развития на текущий год представляет собой конкретную роспись обеспечения и осуществления финансирования капитальных затрат, содержит перечень конкретных мероприятий, инвестиционных проектов и выплат по гарантиям. 3-5-летний бюджет развития – это реальный план развития муниципального образования на обозримую перспективу с учетом сложившихся пропорций и наблюдаемых тенденций в экономике. И, наконец, долгосрочный бюджет развития на 5-10 лет позволяет оценить последствия принимаемых решений, исключить возможность возникновения катастрофических ситуаций в экономике муниципального образования и структурных перекосов, не допустить неконтролируемого роста задолженности по финансовым обязательствам, невозврата средств, а также осуществлять стратегическое планирование и управление муниципальным хозяйством. Кроме того, долгосрочный бюджет развития фактически является программой органов власти, содержащей основные направления инвестиционной политики и обобщенные показатели развития муниципального образования.

Такая логика требует также осуществления организационного обособления и отделения финансовых потоков бюджета развития от бюджета текущих расходов, установления надежного контроля за перетоком средств между двумя бюджетными составляющими. Предлагаемая схема построения бюджета развития надежно защищает инвестиционный потенциал муниципального образования от проедания и способствует его поступательному наращиванию. Одновременно возрастает контроль и качество управления муниципальной собственностью и инвестициями.

В целом экономический риск можно определить как категорию, выражающую отношения по поводу степени достижения определенного результата хозяйственной деятельности. Одной из таких форм является риск бюджетного финансирования инвестиционных проектов. Зачастую участниками таких проектов выступают предприятия и организации, не являющиеся прямыми бюджетополучателями. Поэтому в рамках сложившейся организации этого процесса существование риска обусловлено значительной степенью неопределенности на стадии возмещения бюджетных ресурсов. В основе данной формы экономического риска лежат взаимопредполагающие и взаимоотрицающие отношения между местными органами власти и совокупностью других экономических агентов. В форме риска бюджетного финансирования наиболее рельефно проявляется основное противоречие экономического риска – между общественным и частным интересом хозяйствующего субъекта по поводу получения предполагаемого дохода.

Ключевым элементом изучения риска бюджетного финансирования является выбор наиболее оптимального механизма управления процессом реализации рисковых отношений, наиболее адекватно соответствующих их противоречивой структуре, с целью снижения риска.

При бюджетной финансовой поддержке инвестиционных проектов сторонами выступают органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты. В этом случае вся рисковая нагрузка в части бюджетной составляющей финансово-материальной части проекта ложится на «плечи» местного органа власти. На уровне региона этот отрицательный момент нивелируется весьма небольшой долей участия государства в осуществлении инвестиционных проектов. На уровне местных бюджетов работа по аналогам региональной схемы бюджетного стимулирования сложна, а зачастую просто невозможна. Это связано с ограниченностью средств на цели развития и с другими объективными условиями. Прямая финансовая поддержка из бюджета развития муниципального образования продолжает действовать, однако значительная рисковая нагрузка остается.

Для сокращения риска предлагаем следующую схему, предусматривающую опосредованное взаимодействие сторон в отношениях риска бюджетного финансирования. К взаимодействию бюджет развития – предприятие добавляется еще один участник – банк. Условия формирования модели следующие: на конкурсной основе производится отбор перспективных проектов стабильно работающих предприятий. Одним из критериев отбора помимо всестороннего анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, является предварительное согласие коммерческого банка на кредитование конкретного инвестиционного проекта. Затем заключается трехсторонне соглашение между местной администрацией, предприятием и банком, главное условие которого состоит в том, что предприятию предоставляется безвозмездная компенсация в объеме ¾ суммы банковского процента по взятому кредиту. В результате предприятие получает доступ к инвестиционным ресурсам на льготных условиях, а бюджет диверсифицирует риск с коммерческим банком. Снижение риска бюджетного финансирования в этом случае объективно обусловлено отлаженной системой банковского кредитования, включая залоговые обязательства.

С позиции эффективности вложения бюджетных средств по такой схеме можно прогнозировать получение дополнительного объема выпуска и реализации продукции, увеличение размера уплачиваемых налогов, ритмичность (в случае использования кредита на пополнение оборотных средств предприятия) работы.

СПИСОК ТЕРМИНОВ

Амортизационные отчисления – сумма, начисляемая на счет прибылей и убытков и представляющая износ или уменьшение стоимости актива. Обычно сумма амортизационных отчислений определяется процентом от стоимости актива, зафиксированной в бухгалтерских книгах.

Аннуитет – вид государственного займа, по которому кредитор периодически получает определённый доход (ренту), устанавливаемый с расчётом на постепенное погашение капитальной суммы долга и процентов по нему.

Аудит – деятельность по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Бюджетополучатель – распорядитель бюджетных ассигнований, непосредственно осуществляющий расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Закупки – покупка местными властями товаров и услуг текущего производства.

Залог – имущество или другие ценности, находящиеся в собственности залогодателя и служащие частичным или полным обеспечением, гарантирующим погашение займа. Залог может быть передан залогодержателю в физической форме или в форме документально зафиксированного права на его получение в виде залогового обязательства.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Это долгосрочное вложение капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты.

Инвестиционная инфраструктура – комплекс взаимосвязанных структур, обслуживающих и обеспечивающих реализацию инвестиционных процессов. Инфраструктура – комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи).

Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность.

Концессия – договор на сдачу в эксплуатацию на определённых условиях природных богатств, предприятий и др. хозяйственных объектов, принадлежащих государству или муниципалитетам.

Муниципальные гарантии – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Обеспечение обязательств – установление дополнительных имущественных мер, побуждающих стороны к точному и реальному исполнению обязательств. Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Оценка проекта – установление значимости или результативности мероприятий. Метод оценки инвестиционного проекта – правило отбора наиболее перспективного инвестиционного проекта из числа рассматриваемых проектов.

Перспективный бюджет (бюджет развития) – расходы бюджета, обеспечивающие инвестиционную деятельность органов местного самоуправления.

Процентная ставка – плата за кредит в процентном выражении к сумме кредита в расчете на определенный период времени: год, месяц и т.д. Процентные ставки зависят от количества денег в обращении, спроса на заемные средства, политики правительства, оценки кредитором риска невозвращения займа, периода займа и курса национальной валюты.

Проектное финансирование – форма финансирования на основе активов, при которой фирма финансирует отдельный набор активов на индивидуальной основе.

Соглашение «ройалти» – соглашение, по которому предоставляется право использовать собственность другого лица с целью извлечения прибыли за соответствующую плату.

Текущий бюджет – расходы бюджета, не носящие инвестиционный характер

Финансовые ресурсы – денежные средства, находящиеся в распоряжении государственной или коммерческой структуры.

Экономический риск в проектном финансировании риск того, что продукция проекта не сможет быть продана по цене, покрывающей операционные и эксплуатационные издержки проекта, а также расходы по обслуживанию долга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ

1. Бескровная В.А. Бюджетное регулирование субфедеральных финансовых потоков. – СПб.: Норма, 2002.

2. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ.

3. Лазарева Н.В. Аудит в системе управления доходами местных бюджетов. – Ростов на Дону: Рост. гос. эконом. акад., 2000.

4. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф., Знаменская К.П., Тяшин Е.В. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000.

5. Управление проектами. – СПб., «Два ТрИ», 1996.

Тема 3.9







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.