Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды культурных составляющих развития





Перечислим отдельные направления развития муниципальных образований на основе культуры:

1. Развитие в местном сообществе навыков проектной культуры, стимулирование проектной активности. Из опыта известно, что в тех регионах, где прошли серии проектных семинаров, где представители местного сообщества освоили проектную грамоту, получили проектные навыки (например, в Удмуртии, Карелии, Архангельской области), там не только значительно выше вероятность выигрыша в различных конкурсах на получение гранта, но и написание и реализация стратегии проходит более конструктивно.

2. Брендинг места, работа с образом города, PR-стратегии развития (более подробно см. тему 3.7). В качестве интересного проекта по вовлечению сообщества в процессы работы над своим образом можно привести поселок Епифань Тульской области, где работниками музея «Куликово поле» был задуман и проведен конкурс «Я люблю Епифань» («Епифанские маски»). По проекту были закуплены фотоаппараты, которые (в результате конкурса) были розданы активным жителям, для того чтобы они отсняли свои любимые виды. Полученные снимки выставлялись в ключевых точках поселка (на автовокзале, на остановке, у магазина), обсуждались, а потом сами жители выбрали лучшие работы. Победителям на конкурсе вручались премии. Важно, что через проект в той или иной форме прошло большинство жителей. Проект сформировал Банк визуальных данных о городе, позволил выявить наиболее значимые места в городе, укрепил чувство гордости за место проживания. В проекте «Самарский авангард», посвященном реформированию регионального имиджа, удалось с помощью интерактивной Интернет-игры[203] с сообществом выявить неожиданные конкурентные преимущества региона (современность, технологичность, высокий культурный потенциал).



3. Использование технологий туризма (культурного и сельского (гостевого), а также событийного, экстремального и других). Высока активность в развертывании маршрутов культурного туризма в Ярославской и Ивановской областях, Удмуртии, а сельский гостевой туризм активно развивается в муниципальных образованиях Карелии, Тульской области и на Алтае. Это направление особенно популярно при составлении стратегических планов, однако значительно хуже идет конкретная модернизация инфраструктуры (сети гостиниц, ресторанов, достопримечательностей, обучение культуре гостеприимства). Благодаря культурному туризму местные сообщества воспринимают принципы экологического развития, которые сводятся к следующему:

· Социальной единицей развития является культурно самоопределившееся сообщество. Это означает, что ценность развития должна быть внедрена как в сознание его граждан, так и в деятельность органов управления, других учреждений.

· Исходить из того, что в каждое сообщество может полагаться, прежде всего, на свои собственные силы и ресурсы.

· Социальный консенсус и обсуждение вопросов развития.

· Экологический баланс, т.е. понимание границ и потенциала местного поселения, понимаемого, как экосистема.

4. Культурное планирование, направленное на мобилизацию творческих сил, обучение методам привлечения талантов и управления ими. Намек на развитие этого направления возник в миграционной политике, где муниципальные образования начали рекламировать себя, как место удобное и приятное для проживания талантов. В Ханты-Мансийском округе зафиксированы случаи строительства жилья для национальных поэтов, художников, преподавателей университета, театральных деятелей.

На практике сложились четыре подхода к культурному планированию:

Первый основывается на вертикальной трансляции, т.е. передаче по властной вертикали требований, схем, идей по управлению и планированию. Плюс такого планирования состоит в возможности запуска вновь возникших идей, инноваций, использовании административного ресурса в полном объеме и в быстроте реализации. Дефект такого планирования заключен в абсолютной непредсказуемости поворотов в планировании, в постоянной ситуативной смене приоритетов, производстве подчас видимых действий, без коренных перемен. Такой способ работы с будущим приводит к псевдопланированию, т.е. к его имитации, когда царствует постоянно опаздывающие реакции в форс-мажорных обстоятельствах.

Второй подход основывается на горизонтальной трансляции, когда рутинные мероприятия берутся за основу и переносятся в будущее, и приписываются уже существующим организациям, деятелям, культурам. Сильной стороной такого планирования является его жизненность, включенность в процессы деятельности своего уровня, реалистичность. Дефектом этого типа планирования является сохранение в планировании устаревших образцов и невозможность запуска инноваций, а возможно и любых изменений.

Третий подход к планированию можно назвать бюрократическим, так как он нацелен на составление стратегии лишь в виде документа. Таковы планирование социально-экономического развития, планирование развития местной культуры. В результате такого объединения, чаще всего механического, а не системного, плановик различает лишь объектные материальные формы (заводы, учреждения, оборудование), недооценивая значение субъективных и субъектных факторов, не включает в программу позиции реально действующих на арене развития лиц и групп. Составление такого документа не бесполезно, так как он начинает выступать регулятором деятельности отраслей и администрации, однако в ряде случаев его использование оказывается излишне формальным и он лишь «презентует» позицию администрации, в то время как население воспринимает документ, как властные игры.

Четвертым подходом к культурному планированию стало стратегическое. Если в первом из рассмотренных нами подходов доминируют идеальные образцы, нормы, «спускаемые» сверху, во втором царствует феноменология. Третий же подход опирается на инструменты, рассматривая планирование как вспомогательное средство управленческих действий. В четвертом подходе осуществляется попытка совместить три перечисленных позиции, опираясь на реальную коммуникацию и согласование представлений о будущем развитии у различных групп реальных участников этого процесса. В дальнейшем целесообразно работать со стратегиями городского и регионального культурного развития, используя методы стратегического культурного планирования, т.е. с максимальным использованием культурных ресурсов, с привлечением символического, культурного, социального капиталов.

Стратегическое планирование является эффективным управленческим инструментом, так как с его помощью удается максимально использовать существующие, достаточно ограниченные ресурсы, и, что самое ценное, находить новые, весьма разнообразные, а подчас и неожиданные источники для развития. Успешность в достижении рациональных целей городского и регионального развития делает методы стратегического и культурного планирования всё более популярными.

5. Использование современного искусства в виде средства модернизации сознания сообщества. Такой прием особенно хорош для депрессивных мест и территорий с традиционалистскими установками. Улан Удэ, пытаясь догнать соседей (Иркутскую область и Монголию) в развитии туризма, использует бренд Байкала для привлечения творческих людей (художников, писателей, менеджеров), организуя фестиваль «Озерные люди» и проводя пленэры по новому направлению современного искусства – ленд-арту. Сходным образом действует Гаврилов-Ямский район Ярославской области, привлекая ярославских художников-концептуалистов к созданию композиций из местных материалов, в том числе из мусора. Проект «Архстояние» в деревне Николо-Ленивец Калужской области выиграл грант Фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире». В нём местные жители создали ремесленную артель под руководством художника Николая Полисского и обустроили зону «Национального парка Угра», создав тематический парк для демонстрации архитектурных идей. Одновременно они повысили уровень своего благосостояния, изменили качество местной жизни, – в деревне практически исчезло такое пагубное явление, как пьянство.

6. Внедрение культурных индустрий, новой технологии культурных ремесел. Восстановление исторических художественных промыслов тесно связано с развитием туризма и музейной деятельностью. Как правило, проекты, развиваемые в этом направлении, сводятся к созданию частных музеев-мастерских (Гончаров-Шевелевых в Каргополе, музее прикладного искусства в Переславле-Залесском), а также в возрождении традиционных ярмарок и торжков, предприятий (Изборская ярмарка, Епифанская мануфактура). Критическая точка этого направления – дизайн.

7. Внедрение информационных технологий, технологическая модернизация культуры (от созданий городского сайта и развития уличного телевидения до внедрения электронного правительства). Так, в проекте «Гдовское братство» в Псковской области с помощью организации сети бывших жителей города (электронного землячества) город и музей пытаются мобилизовать более обширные финансовые и интеллектуальные ресурсы.

8. Формирование муниципальной культурной политики, стимулирующей конкуренцию (организация конкурсов, проведение ярмарок социально-культурных проектов) и направленной на преодоление последствий тоталитаризма. Особенно в этом преуспел Приволжский федеральный округ (ПФО), где по тематическому принципу проводились ежегодные ярмарки. Вначале соревновались культурные проекты, затем социальные, политические. Вторым примером является выбор по конкурсу ежегодной Культурной столицы Приволжского округа сроком на один год. Города вынуждены совершенствовать свои предложения с учетом конкурентов. Привлекательность попадания в культурные столицы городов была связана с использованием большего объема культурных ресурсов (всего округа, а не города или области), привлечением внимания и ресурсов предпринимателей.

После падения тоталитарных режимов, завершения войн и вооруженных конфликтов общество чувствует себя не самым наилучшим образом, оно ослаблено, дезориентировано и еще не имеет успешных навыков автономного существования и ответственного отношения к самому себе и к своему месту жительства. Преодоление этой анемии также становится возможным лишь с применением инструментов культурной политики.

Интересен пример Барселоны, где культурная политика была направлена на консолидацию местного сообщество на пути развития. Для этого были осуществлены следующие действия:

· признана неизбежность перемен;

· осуществлены инвестиции в образование;

· жители были призваны к большей гибкости и мобильности;

· осознана необходимость использования постиндустриальных (т.е. гуманитарно-культурных) ресурсов;

· город и регион стали рассматриваться социально, как комплекс проблем, порожденных многообразием человеческих отношений.

9. Интерпретация наследия и истории города. Некоторые города с особой тщательностью проводят ревизию своей истории, выявляя в ней утраченные фрагменты и вводя их в культурный оборот. Так, в Красноярске неожиданно «вспомнили», что на пути в Санкт-Петербург здесь заболел и вскоре умер, оступившись при переправе через Енисей, знаменитый герой покорения русской Америки (и спектакля «Юнона и Авось» театра Ленинского комсомола) Резанов. Великие Луки начинают мыслить себя в качестве музыкальной столицы Северо-запада, опираясь на авторитет Мусоргского, имевшего в окрестностях усадьбу, выделяя в биографии национального композитора близость к проблемам социально незащищенных слоев.

Здесь вновь уместно продолжить пример Барселоны, в которой после ухода Франко к власти пришли социалисты-интеллектуалы, пригласившие для работы над управлением города известного испанского писателя Джозепа Субироса (Josep Subiros). То, что он возглавил штаб при мэре (то, что мы называем группой стратегического планирования), позволило в качестве специфического ресурса развития предложить местные легенды, лежащие в основе истории города. От тоталитарной модели одной истории был осуществлен переход к модели множественной историй различных групп, входящих в городское сообщество. Признание множественности историй потребовало пространственно-средовой репрезентации – постройки различных памятников, с которыми идентифицировались организации-лидеры, освоения новых мест для публичных мероприятий и воспроизводства разнообразной палитры культурных действий (фестивалей, выставок, спектаклей).

Рисунок 3.6.3. Направления культурного развития муниципального образования.

Ряд малых городов, участвующих в программе «Малые города», выбрал культуру основным направлением приложения усилий по своему развитию. Города Мышкин и Козьмодемьянск добились появления пристани и регулярной остановки туристских пароходов, привлекая отдыхающих микро индустрией мини-музеев, памятников, сувенирной продукции. Город Урюпинск позиционирует себя в качестве столицы провинции, наращивая образовательный потенциал – филиал областного университета. Проект «Культурная столица» используется в Приволжском Федеральном округе в качестве инструмента активизации депрессивных регионов. Воспользовавшись идеей культурной столицы Европейского Сообщества, был разработан проект, по которому города округа подают заявки на получение статуса культурной столицы округа, обеспечивая себе приток туристов, посетителей, ресурсов и внимания.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.