|
Ролевой и личностный аспекты взаимодействия человека и организации.Стр 1 из 12Следующая ⇒ Роль человека, с одной стороны, должна соответствовать целям, стратегии и структуре организации, а с другой стороны, отвечать запросам и ожиданиям человека. Вот почему так важна ясность и приемлемость роли. Ясность роли предполагает, что человеку, ее исполняющему, известно и понятно не только содержание роли, т.е. содержание его работы и способы ее осуществления, но и связь его деятельности с целями и задачами организации, ее место в совокупности работ, выполняемых коллективом. Приемлемость роли состоит в том, что человек готов выполнять ее осознанно, исходя из того, что выполнение данной роли будет давать ему определенное удовлетворение и приведет к получению некоего положительного результата, который не обязательно должен носить материальный характер и быть четко определенным для человека до начала действия Использование ролевого подхода к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей. Помимо прав и обязанностей, задающих содержание ролей, для каждой роли характерно наличие определенного статуса. Может быть формальный статус роли, отражающий позицию нахождения роли в иерархическом построении организации и неформальный статус, который придается данной роли окружающими людьми. Формальный статус роли говорит о том, какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положение в формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли, расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальный статус, поскольку статус определяется не только уровнем иерархии, но и сферой деятельности, к которой относится роль. Неформальный статус роли задается либо персональными характеристиками исполнителя роли, либо неформально определенными значением и влиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертами, либо возрастными и квалификационными характеристиками, которые будут вызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его лидерское положение, более высокое, чем определенное формальным статусом роли. Обычно с уходом данного конкретного человека с данной роли ее статусное положение восстанавливается до формального, а иногда опускается и ниже формального. Бывают роли, которые формально находятся на невысоком и даже низком статусном уровне, однако в силу особого характера работы они имеют существенно более высокий статус, чем формально установленный. Обычно это вспомогательные роли, обслуживающие исполнение важной по формальному статусу роли, либо роли, связанные с уникальными видами деятельности, редкими по содержанию и сильными по степени воздействия и возможным негативным последствиям. Ролевой подход к построению взаимодействия человека и организации исходит из того, что вся совокупность действий, которые осуществляются организацией в процессе ее функционирования, может быть разбита на отдельные работы, имеющие определенные содержание и спецификацию, определяющие квалификацию, знания и опыт, которыми должен обладать работник, выполняющий каждую конкретную работу. Для выполнения своей роли работник наделяется правами, он берет на себя определенные обязательства перед организацией и получает определенный статус в организационном окружении. При таком подходе человек воспринимается организацией в первую очередь как выполняющий определенную работу специалист, обладающий необходимыми для этого знаниями и навыками. Однако даже если рассматривать человека как исполнителя определенной роли, его характеристики не могут быть сведены только к профессиональным квалификационным характеристикам. Человек — не машина, и при выполнении любой работы он присутствует полностью со всем набором своих личностных характеристик и настроений, что обязательно сказывается на качестве и количестве его труда. А если посмотреть на проблему взаимодействия человека и организационного окружения шире, чем только через призму выполняемой им роли, то окажется, что значение личностных характеристик человека не только очень велико, но зачастую может быть определяющим в его взаимодействии с организацией. Тремя основополагающими личностными началами поведе- уия человека являются восприятие, критериальная основа и мотивация. Вопросы мотивации рассматриваются в следующих главах, а здесь мы остановимся на общей характеристике восприятия и критериальной основы поведения человека. Восприятие может быть определено в самом общем виде как процесс получения информации из окружения и ее обработки. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе - получение информации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный «порядок», а на выходе — систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее единообразие процесса, восприятие каждым человеком действительности различно и всегда носит субъективный характер. Даже, если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на выходе каждый индивид имеет о них собственную информацию, которая может существенно различаться с информацией о них у другого индивида. Восприятие человеком организационного окружения складывается из двух процессов: отбор информации и систематизация информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием индивидуальных особенностей личности. Важнейшая особенность отбора информации состоит в том, что он носит селективный характер. Используя доступные каналы получения информации, человек воспринимает зрительную, звуковую, осязательную информацию, запах и вкус. При этом его восприятие носит избирательный характер: человек слышит или видит не все звуки и не все световые сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации оказы-вают влияние не только физические возможности органов чувств воспринимать информацию, но и такие составляющие личности человека, как отношение к происходящему, предыдущий опыт,его ценности, настроение ит.п. Информация как бы проходит через психологический фильтр, который позволяет отбросить неважную или ненужную информацию. Например, не слышать разговор людей, стоящих рядом, в том случае, если он нас не интересует. Однако наличие такого фильтра может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перенапряжения, снижая психологические нагрузки, давая «отдохнуть» органам чувств, отбор информации делает абсолютно невозможным восприятие человеком полной реальности, обязательно приводит к искаженному восприятию действительности и возникновению разновидения одного явления различными людьми. Систематизация информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информации, позволяющую индивиду определенным образом реагировать на нее. Обработка информации располагает ее в определенном порядке, придает ей некие завершенные формы, наполняет определенным смыслом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать, и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведения комплекса информационных сигналов до упрощенных синтезированных образов и категорий. При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие, можно выделить из них несколько внутренних и внешних, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Внутренние по отношению к человеку факторы те, которые зависят от самого человека. Так, люди: - быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые - быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство как позитивного, так и негативного характера; - по-разному могут воспринимать сигнал в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию, и какое состояние (потребности и ожидания) они имеют во время восприятия сигнала. Внешними факторами, влияющими на восприятие человеком действительности, являются: - интенсивность передаваемого сигнала (светлое и громкое воспринимается быстрее); - подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринимаются в большей степени, чем неподвижные); - размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие); - состояние окружения, в котором находится человек (формы, звуки и т.п.). Восприятие зачастую может быть ошибочным. К числу причин, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком относятся следующие. 1. Стереотипизация — сведение более сложного и оригинального явления к определенному представлению об этом явлении. Она помогает снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить процесс познания. Однако часто стереотипизированное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожидания и порождает не адекватные действительности реакцию и поведение человека. 2. Перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характеристики или обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобщение может приводить как к позитивному, так и к негативному восприятию явления в целом, что может совершенно не соответствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при восприятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характера или отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем, как о личности в целом или как о работнике вообще. 3. Проекция человеком своих собственных чувств, настроений, переживаний, опасений, мотивов деятельности на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соответствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные действия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, оправдывая тем самым свое поведение. Негативным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружающие хотят того же, чего хочет и он. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также напряженно работают, что может быть далеко от реальности. И, наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что они отлынивают от работы. 4. Восприятие действительности по первому впечатлению. Зачастую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находится в плену у первого впечатления. Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черту желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порождать множество проблем, трудностей и ошибок в организационном поведении и вызывать предубеждения, отрицательно сказывающиеся на многих организационных процессах, в частности, на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как можно большее количество людей знало об этом и старалось, по возможности, критически расценивать свое восприятие. Критериальная база поведения любого человека складывается из его расположения к людям, событиям и процессам; совокупности ценностей, разделяемых данным человеком; набора верований, которых придерживается человек, и принципов, которым он следует в своем поведении. Все эти составляющие критериальной базы поведения находятся в тесном взаимодействии, взаимозависимости и взаимовлиянии. Однако, несмотря на это, их можно рассматривать как относительно обособленные характеристики личности человека, влияющие на его поведение. В общем виде расположение можно определить, как априорное отношение к человеку, группе людей, явлениям, организациям, процессам и вещам, определяющее положительную или негативную реакцию на них. Расположение человека по отношению к явлениям, процессам и людям формируется на основе обучения, базирующегося на жизненном опыте. Обычно положительное или отрицательное отношение к объекту формируется в результате того, вызвал ли данный объект удовлетворение или нет. Формирование расположения происходит как путем оценки опыта (удовлетворенность — неудовлетворенность) взаимодействия непосредственно с объектом, так и путем соотнесения объекта с другими объектами, по отношению к которым сформировалось определенное расположение. Связь между поведением и расположением неоднозначна. Из того, что человек что-то не любит, не вытекает однозначно, что он этого полностью не примет. Тем не менее, в большинстве случаев поведение человека находится под влиянием расположения. Вот почему важной задачей управления является формирование и изменение, если это необходимо, расположения членов организации. Для эффективного управления и установления хороших отношений в коллективе важны три типа расположения: - удовлетворенность работой; - увлеченность работой; - приверженность организации. То, насколько у работников развиты эти расположения, существенно определяет результаты их труда, количество прогулов, текучесть кадров т.д. Приверженность организации является расположением существенно более широким, чем увлеченность работой или удовлетворенность работой, и складывается из следующих составляющих: · член организации разделяет и делает своими собственными цели организации и ее ценности; · член организации стремится оставаться в организации, и сохраняет это стремление даже тогда, когда это может быть для него невыгодно; · член организации готов не только стараться для организации, но и, если это надо, принести в жертву организационным интересам свои личные. Приверженность организации — личная особенность каждого конкретного человека. Однако это не значит, что менеджмент не может развивать или усиливать данного расположения. Существует ряд приемов, способствующих этому. И наиболее успешные современные системы управления в очень большой степени базируются на том, что они развивают у работников сильную приверженность организации и добиваются благодаря этому очень больших успехов. Ценности так же, как и расположение, оказывают сильное влияние на предпочтения человека, на принимаемые им решения и поведение в коллективе. Различия между ценностями и расположениями состоят в том, что если последние определяют отношение человека к объекту по принципу «нравится – не нравится», «люблю - не люблю» и всегда относятся к какому-то определенному объекту, то ценности задают предпочтения человека по принципу «допустимо — недопустимо», «хорошо — плохо», «полезно — вредно» и тому подобное. При этом ценности носят достаточно абстрактный и обобщающий характер, живут «самостоятельной» жизнью, независимо от конкретного человека, сформулированы в виде заповедей, утверждений, мудростей, общих норм и могут разделяться большими группами людей.. Поэтому, если расположение всегда сугубо персонально, то носителями ценностей являются группы людей (например, ценности среднего класса), а каждый отдельный человек принимает какой-то набор ценностей, который он может менять, но которому он следует в каждый конкретный момент времени. Ценности — есть набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни. Путем соответствующей оценки происходящих вокруг него явлений, процессов и людей, человек принимает решения и осуществляет свои действия. Ценности составляют сердцевину личности человека. Они достаточно устойчивы во времени и их не так много. Обычно ценности рассматриваются как нормативная база морали и фундамент поведения человека. В организациях, где серьезно думают о гармонии ценностей человека и ценностей организации, проводится большая работа по четкому формулированию, разъяснению и доведению до всех членов организации системы ценностей, которым следует организация. Значительное внимание уделяется также и уяснению того, какие ценности разделяют члены организации. Верования. Очень часто человек принимает решения на основе оценок явлений или заключений по поводу качеств этих явлений. Если данные оценки достаточно устойчивы и не требуют соответствующих доказательств, то они превращаются в верования. В общем виде верования можно определить как устойчивые представления о явлении, процессе или человеке, которые люди используют при их восприятии. Верования могут меняться во времени. Однако в тот момент, когда человек имеет какие-то определенные верования об объекте, он обычно воспринимает и оценивает объект в соответствии с этими верованиями. По поводу одного и того же объекта может быть множество различных верований, так как обычно верования относятся к отдельным характеристикам объекта. Например, по поводу одного человека могут быть следующие верования: 1 — надежный человек; 2 — хороший специалист; 3 - компанейский человек; 4 — человек, обладающий слабым здоровьем и т.п. Верования вырабатываются на основе индивидуального опыта, а также на основе информации, поступающей от внешних источников. Очень часто верования носят характер обобщения единичного опыта. Часто они возникают у человека в результате способностей других людей убеждать в правоте своего суждения, своего верования. Поэтому, хотя человек принимает свои верования за истину, они далеко не всегда полностью соответствуют действительности. Принципы. Принципы в жизни многих людей играют очень большую роль, так как они систематически регулируют их поведение. Принципы находят воплощение в устойчивых нормах поведения, ограничениях, табу, устойчивых формах реакции на явления, процессы и людей. Принципы формируются на основе системы ценностей, являются устойчивой формой проявления системы ценностей и воплощения верований в виде определенных стандартов поведения. Люди не обязательно осознают, какие ценности и верования находят свое воплощение в отдельных принципах. Часто принципы принимаются людьми как верования, и они следуют им в своей деятельности, не задаваясь вопросом по поводу оправданности следования этим принципам, и почему они им следуют. Принципы могут вырабатываться людьми самостоятельно. Однако чаще всего они перенимаются из окружения вместе с воспитанием и другими формами познания окружающей действительности. 1.5 Адаптация человека и организации 1.6 Краткие выводы Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|