Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Теория иерархии потребностей по А. Маслоу





Человек испытывает потребность, когда ощущает физиоло­гически или психологически недостаток чего-либо. Хотя кон­кретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определен­ные потребности, которые каждый человек может почувство­вать. Содержательные теории мотивации представляют попытки классифицировать эти общечеловеческие потребности по опре­деленным категориям. До сих пор нет одной всеми принятой идентификации определенных потребностей, однако большин­ство психологов соглашаются, что потребности можно класси­фицировать как первичные и вторичные.

Первичные потребности являются по своей природе физиоло­гическими и, как правило, врожденными. Пример таких потребно­стей — потребности в пище, воде, дышать, спать и т.д. Вторичные потребности — потребности психологические: потребности в успе­хе, уважении, привязанности, власти; потребность в принадлежно­сти кому или чему-либо. Первичные потребности заложены гене­тически, а вторичные обычно осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потреб­ности людей различаются в большей степени, чем первичные.

В 1943 г. психолог А. Маслоу предположил, что люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей. Он считал, что потребности формируют иерархию, в которой любая другая становится мотиватором только лишь после того, как низшая в иерархии будет пройдена. Выглядит иерархия следую­щим образом (см. рис. 6.2).

• Физиологические потребности - нужда в пище, воде, сне и других вещах, необходимых для обеспечения жизни.

• Потребности безопасности — нужда в безопасности, за­щите, порядке, мире.

• Потребности в любви — нужды любви и принадлежно­сти. Люди сытые и находящиеся в безопасности ощущают нужду в друзьях и семье, в принадлежности к группе; эти нужды назы­ваются социальными потребностями.

• Потребности в уважении — статус, престиж, слава, успех, внимание.

• Потребности в самовыражении - высший уровень, по А. Маслоу, — нужда в превращении потенции в действительность, достижении того, чего можно достичь. Эта потребность может осуществиться в разных вещах — написании поэмы, воспитании семьи или чем-то подобном.

Теория А. Маслоу основана на исследовании пациентов с нервными расстройствами и применяется в различных областях в настоящее время, в том числе и в менеджменте.

Потребности, которые удовлетворены, не действуют как мотиваторы. Заключенный не увеличит свои порывы к труду иначе как за обещание дополнительного куска хлеба. Высокооп­лачиваемый специалист связывает свою мотивацию в наивыс­шей исполнительности с нуждой в самовыражении. Между эти­ми двумя крайностями лежат потребности и других уровней, кото­рые будут использоваться умными менеджерами и будут игнориро­ваться авторитарными управленцами с жестким руководством.

 

 

Рис. 6.2. Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Теория А. Маслоу оказала большое влияние на развитие со­временного менеджмента. Однако жизнь показала, что в ней есть ряд очень уязвимых моментов. Так, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, воз­раст, пол, и так далее); не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это пред­ставлено в «пирамиде» А. Маслоу; удовлетворение верхней группы потребностей не обязательно приводит к ослаблению их воздействия на мотивацию.

Теория К. Альдерфера

К. Альдерфер исходил в своей теории из того, что потреб­ности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако, в отличие от теории иерархии потребностей А. Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует три;

• потребности существования;

• потребности связи;

• потребности роста.

Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды А. Маслоу: физиологические потребности и потребности безопасности за исключением груп­повой безопасности. Группа потребностей связи наглядно кор­респондирует с группой потребностей принадлежности и прича­стности. Потребность связи по Альдерферу отражает социаль­ную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. По­этому в данной группе можно отнести также часть потребностей признания и самоутверждения из пирамиды А. Маслоу, которые связаны со стремлением человека занимать определенное поло­жение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безо­пасности пирамиды А. Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды А. Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, стремлением к самосовершенствованию и т.п. Эти три группы потребностей, также как и в теории А. Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями А. Маслоу и К. Альдерфера есть одно принципиальное различие — по А. Маслоу движение происходит от потребности к потребности только снизу вверх, а К. Альдер­фер считает, что движение идет в обе стороны: наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом, по мнению К. Альдерфера, в случае неудовлетворенности по­требности верхнего уровня, усиливается степень действия по­требности более низкого уровня, и переключает внимание чело­века на этот уровень. Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста, у него «включаются» потребности связи, и это вызывает процесс регрессии с верхнего уров­ня потребности на нижний. В соответствии с теорией К. Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность, что определяет наличие обратного хода сверху вниз.

Процесс движения вверх по уровню потребностей К. Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз — процессом поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Наличие двух направлений движения в удовлетворении по­требностей открывает дополнительные возможности в мотиви­ровании людей в организации. Например, если в организации нет достаточных возможностей в удовлетворении потребности в росте, то, разочаровавшись, человек может с повышенным инте­ресом переключиться на потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять ему возможности в удовле­творении данной потребности, увеличивая тем самым свой по­тенциал мотивирования данного человека.

Теория Д. МакКлелланда

Теория мотивации Д. МакКлелланда делает основной упор на потребности высших уровней. Д.МакКлелланд считал, что людям присущи три потребности: власти, успеха и причастности.

Потребность власти выражается как желание воздействовать на других людей. В рамках иерархической структуры А. Маслоу потребность власти попадает куда-то между потребностями в уважении и самовыражении. Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первона­чальные позиции. Зачастую они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других. Управление очень часто привлекает людей с потребностью власти, посколь­ку оно дает много возможностей проявить и реализовать ее.

Люди с потребностью власти - вовсе не обязательно рву­щиеся к власти карьеристы в негативном, наиболее часто упот­ребляемом, значении этих слов. Анализируя различные возмож­ные способы удовлетворения потребности власти, Д. МакКлел­ланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей является по­требность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании, а основной является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руко­водящих должностей. Личное воздействие может быть основой ли­дерства только в очень небольших группах. Если же человек хочет стать лидером большого коллектива, он должен использовать го­раздо более тонкие и социализированные формы для проявления своего воздействия. Положительный или социализированный образ власти лидера должен проявляться в его заинтересован­ности в целях всего коллектива, определении таких целей, кото­рые подвигнут людей на их выполнение, в помощи коллективу при формулировании целей, во взятии на себя инициативы по обеспечению членов руководимого коллектива способами и средствами достижения целей, в формировании у членов кол­лектива уверенности в собственных силах и компетентности, что позволит им эффективно работать».

Потребность успеха также находится где-то между потреб­ностью в уважении и потребностью в самовыражении. Эта по­требность удовлетворяется не провозглашением успеха данного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом дове­дения работы до успешного завершения.

Люди с высокоразвитой потребностью успеха рискуют уме­ренно, любят ситуации, в которых они могут взять на себя лич­ную ответственность за поиск решения проблемы и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Как отмечает Д. МакКлелланд: «Неважно, сколь сильно развита у человека потребность успеха. Он может никогда не преуспеть, если у него не будет для этого возможностей, если его организа­ция не предоставит ему достаточную степень инициативы и не будет вознаграждать его за то, что он делает».

Таким образом, если вы хотите мотивировать людей с по­требностью успеха, вы должны ставить перед ними задачи с умеренной степенью риска или возможностью неудачи, делеги­ровать им достаточные полномочия для того, чтобы развязать инициативу в решении поставленных задач, регулярно и конкретно поощрять их в соответствии с достигнутыми результатами.

Мотивация на основании потребности в причастности по Д. МакКлелланду схожа с мотивацией по А. Маслоу. Такие лю­ди заинтересованы в компании знакомых, налаживании друже­ских отношений, оказании помощи другим. Люди с развитой потребностью причастности будут привлечены такой работой, которая будет давать им обширные возможности социального общения. Их руководители должны сохранять атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты. Руководитель может также обеспечить удовлетворение их потребно­сти, уделяя им больше времени и периодически собирая таких людей отдельной группой.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.