|
Важнейшие стадии развития УП
Тем не менее, целесообразнее говорить о переходе в настоящее время от УП к УЧР, считая это понятие более широким, ходя отделить УЧР от УП действительно сложно. Отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве явилась теория человеческого капитала. Человеческий капитал – это, прежде всего, знания и профессиональные способности работника. Само понятие «человеческий капитал» характеризует качество рабочей силы, возможности человека в трудовом коллективе. Самое первое упоминание о концепции человеческого капитала встречается у Адама Смита («Богатство народов»: «Предполагается, что после установления любой дорогостоящей машины, работа, производимая ею до момента наступления износа, окупит вложенный в неё капитал, принося прибыль… Человека, получившего образование ценой вложенных усилий и затраченного времени и овладевшего профессией, требующей выдающейся сноровки и навыков, можно сравнить с рассматриваемой выше машиной».[3] В приведённой цитате А. Смита содержатся все основные представления о данном понятии: 1) расходы на приобретение навыков для повышения производительности схожи с инвестициями в физический капитал; 2) расходы на образование, подготовку без отрыва от производства, здравоохранение или миграцию в сферы с большими возможностями занятости можно рассматривать как инвестиции, обычно в будущем вознаграждаемые более высокими доходами; 3) разным уровням инвестиций в человеческий капитал можно объяснить разницу в производительности разных сотрудников, а, следовательно, разницей и уровней оплаты; 4) имеется личный интерес отдельного сотрудника в инвестициях в человеческий капитал в тех случаях, когда чистая прибыль от этого превышает чистую прибыль от вложений в альтернативные активы. Основная критика модели человеческого капитала основана на спорности зависимости повышения производительности труда от образования и подготовки. Кроме того, критике подвергается игнорирование роли врождённых способностей, мотивации и семейного происхождения при определении доходности и результативности работы.
Цели и задачи УЧР Служение успеху предприятия – так, довольно абстрактно, формулируется цель УЧР. Её конкретизации служат задачи (их можно рассматривать как традиционные конкретные цели УЧР): 1) привлечение персонала; 2) сохранение нужных работников; 3) мотивация работников; 4) переобучение работников. Можно привести другой вариант определения цели УЧР Цель УЧР – обеспечить использование человеческого потенциала компании таким образом, чтобы наниматель мог получить максимально возможную выгоду, а работники – максимально возможное материальное и психологическое удовлетворение от своего труда.[4] Всё большее внимание, обращаемое на то, кАк организация управляет своими человеческими ресурсами, объясняется тем, что эффективное управление ими оказывает положительное влияние на общий успех фирмы и её конечные результаты. Это связано с выживанием, ростом, рентабельностью, конкурентоспособностью и гибкостью организации при адаптации к изменяющимся условиям. Специалисты по УЧР могут положительно влиять на итоговые показатели посредством: · повышения производительности; · улучшения качества трудовой жизни; · повышения степени соблюдения фирмой правовых норм; · достижения преимущества в конкуренции; · обеспечения гибкости рабочей силы. Эти конкретные задачи и их связь с деятельностью в области УЧР, а также окружающей средой, показаны на схеме «Задачи УЧР и окружающая среда» [5].
Внутренняя среда · Цели и ценности руководителей высшего уровня · Организационная стратегия · Организационная культура · Технология · Структура · Размер
Внешняя среда · Экономика · Демография · Ценности · Законы · Конкуренты
Содержание УЧР: 1. Изучение, анализ и планирование Объекты: · Внутренняя среда · Внешняя среда · Планирование человеческих ресурсов · Анализ труда
2. Подбор кадров · Привлечение (рекрутинг) · Отбор
3. Оценка · Сбор данных · Использование данных
4. Компенсация · Полная компенсация · Компенсация на основе результатов работы · Косвенная компенсация 5. Совершенствование · Обучение и развитие · Организационное совершенствование
6. Установление и поддержка · Права работников · Безопасность и здоровье · Отношение между профсоюзом и производством
Общие задачи: · Привлекать · Сохранять · Мотивировать · Переобучать
Конкретные задачи: · Производительность · Качество трудовой жизни · Соответствие правовым нормам · Достижение преимущества в конкуренции · Гибкость рабочей силы
Итоговые показатели: · Выживание · Конкурентоспособность · Рост · Рентабельность · Адаптивность
Ответственные: · Высшее руководство · Линейные менеджеры · Отделы УЧР · Работники
Роли по УЧР: · Связующее звено с бизнесом · Предоставляющий возможности · Проверяющий · Инноватор · Приспосабливающий, адаптирующий
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|