Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Руководство по лётной эксплуатации самолета





УТВЕРЖДАЮ

 

Начальник Самарского АК

 

_____________ Г.Черковский.

«___» _____________ 2011г

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

 

Руководство по лётной эксплуатации самолета

 

Г. Самара

2011г

 

Руководство по лётной эксплуатации самолета

Цель:

Дать кандидату необходимые знания РЛЭ самолета, которые необходимы для безопасного выполнения полётов.

Итоговые требования:

После завершения изучения дисциплины кандидат должен:

ЗНАТЬ:

• основные летные ограничения и правила учета их при эксплуатации ВС;

• правила эксплуатации ВС на всех этапах полета;

• действия экипажа при полётах в особых случаях полёта;

• действия экипажа при полётах в особых условиях.

 

УМЕТЬ:

• пользоваться РЛЭ;

• выполнять предполетные и послеполетные работы;

• пользоваться картами обязательных проверок и листами контрольного осмотра ВС.

Вид проверки:

  • Экзамен.
  • Разбор экзамена.

Методические указания:

Метод проведения занятия: - читка Руководства с разъяснением наиболее сложных вопросов.

Изучение РЛЭ увязывать с соответствующими темами дисциплин «Конструкция ВС и его лётная эксплуатация», «Конструкция двигателя и его лётная эксплуатация» и другими техническими дисциплинами.

 

№ темы Наименование тем Кол-во часов
  Общие сведения. Эксплуатационные ограничения.  
  Подготовка к полёту.  
  Выполнение полёта.  
  Особые случаи в полёте.  
  Эксплуатация систем и оборудования.  
  Экзамен. Разбор экзамена.  
  Всего:  

Содержание тем

Тема 1. Общие сведения, эксплуатационные ограничения.

· Геометрические характеристики ВС.

· Основные данные силовой установки ВС.

· Основные лётные данные ВС.

· Лётные ограничения.

· Весовые и центровочные данные.

· Прочие ограничения.

Тема 2. Подготовка к полёту

  • Предполётный осмотр и проверка ВС пилотом.

· Запуск, прогрев, опробование двигателя на земле.

Тема 3. Выполнение полёта

  • Подготовка к выруливанию и руление.

· Подготовка к взлёту.

· Взлёт и набор высоты.

· Взлёт с боковым ветром.

· Горизонтальный полёт.

· Поведение ВС на больших углах атаки и при сваливании.

· Посадка.

· Посадка при боковом ветре.

· Характерные ошибки при посадке, их причины и порядок исправления.

· Останов двигателя.

· Особенности эксплуатации ВС при низких и высоких температурах наружного воздуха.

Тема 4. Особые случаи в полёте

При изучении темы разбираются, и даётся обоснование действиям пилота при различных особых случаях в полёте.

Тема 5. Эксплуатация систем и оборудования

При изучении, тема увязывается по времени прохождения с соответствующей тематикой других технических дисциплин.

Перечень литературы:

  • «Руководство по летной эксплуатации самолета».
  • «Методическое пособие по технике пилотирования».

 

 

Тема 1.

 

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА

Габаритные размеры.

 

Размах, м. 8.3
Длина, м. 5.69
Высота, м. 2.05

Крыло.

 

Размах крыла, м 8.3
Площадь крыла, м2 9.1
Удлинение 7.57
Сужение 1.0
Средняя аэродинамическая хорда, м. 1.1
Угол установки крыла, ° 0.3
Угол поперечного V крыла, °  
Геометрическая крутка крыла, °  
Угол стреловидности (по линии 1/4 хорд), °  
Размах элеронов, м. 2 х 1,0
Относительная хорда элерона 0.305 с осевой компенсацией
Площадь элеронов, м2 2 х 0.336
Угол отклонения элерона: вверх, ° 24±-1
вниз, ° 14±-1
Размах закрылков, м. 2 х 2.041
Относительная хорда закрылка 0.3
Площадь закрылков, м2 2х0,674
Угол отклонения закрылков: на взлете и на посадке °  

Горизонтальное оперение

Размах, м 2.7
Площадь горизонтального оперения, м2 1.6
Удлинение 4.5
Сужение 1.0
Хорда, м 0.6
Угол установки горизонтального оперения, ° - 3
Относительная хорда руля высоты 0.4
Площадь руля высоты, м2 0.648
Угол отклонения руля высоты: вверх, °  
вниз, °  
Коэффициент статической устойчивости, Аго 0.53

 

Вертикальное оперение

Высота, м 1.235
Площадь, м2 1.224
Удлинение 1.3
Сужение 2.38
Площадь руля направления, м2 0.406
Угол отклонения руля направления: влево, °  
вправо, °  
Коэффициент статической устойчивости, Вво 0.05  

Фюзеляж

 

Длина, м 4.275
Ширина, м 1.25
Высота, м 1.20
Количество мест  
Количество проемов для аварийного покидания и их габариты Откидной фонарь 0.8 х 0.55

Шасси

 

База, м 1.37 Колея, м 1.94 Размер основных колес, мм 425 ×150 Размер носового/хвостового колеса, мм 300 ×125

Управление

Ход ручки (РУС) по тангажу, мм. на себя от нейтрали 156 от себя от нейтрали 78 Ход ручки (РУС) по крену от нейтрали, мм. ± 98 Ход педалей от нейтрали, мм. ± 75

 

 

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ ПО ДВИГАТЕЛЮ «ROTAX - 912 ULS»

Изготовитель двигателя ……………………….BOMBARDIER-ROTAX (Австрия)

Тип двигателя ………………………………….четырёхтактный четырёхцилиндровый

с оппозитным расположением цилиндров

Марка двигателя ……………………………….ROTAX-912ULS

Охлаждение…………………………………….комбинированное жидкостно-воздушное

Мощность двигателя, л.с. (кВт):

- максимальная взлётная ………………………..100 (73,9) при оборотах КВ 5800 об/мин

- номинальная ……………………………………93 (69) при оборотах КВ 5500 об/мин

- крейсерского режима полёта…………………..68,5 (51) при оборотах КВ 5000 об/мин

Максимально допустимое время работы

на взлётном режиме…………………………………….5 мин;

Максимально допустимая частота

вращения КВ, об/мин…………………………………..5800

Минимальная частота вращения КВ

(режим «МАЛЫЙ ГАЗ»), об/мин……………………...1400

Температура головок цилиндров

(охлаждающей жидкости), °С:

- минимальная…………………………………….50

- максимально допустимая………………………135;

- рабочий диапазон……………………………….80 ÷ 120

Давление масла, кг/см²

- минимально допустимое………………………..2,0

- максимально допустимое кратковременно……7,0

- рабочий диапазон……………………………….2,0 ÷ 5,0

Температура выхлопных газов, °С:

- максимально допустимая………………………8500

- допустимая разница между цилиндрами……..45

 

 

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ВОЗДУШНОГО ВИНТА.

Тип воздушного винта……………………………. изменяемого на земле шага

Марка воздушного винта……………………………ВН 31 – 120 «Дончак СМ»

Диаметр, мм………………………………………….1700

Угол установки лопастей на

относительном радиусе 75%, °……………………..20 ÷ 22

РАЗМЕТКА ПРИБОРОВ КОНТРОЛЯ ДВИГАТЕЛЯ

На самолёте установлен комбинированный электронный прибор контроля работы двигателя «FLIdat» с цифровым дисплеем. Специальной разметки прибор не имеет. При выходе какого-либо параметра за пределы допустимого значения, соответствующий дисплей начинает мигать и высвечивается аварийное табло «FLIdat».

 

Эксплуатационные ограничения .

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ.

 

Эксплуатационные ограничения по скорости приведены в Таблице1. (IAS – приборная скорость)

Таблица1.

    Скорость   IAS   Примечания
  VNЕ   Максимально допустимая эксплуатаци­ная скорость полета   240 км/ч   Не превышайте эту скорость ни на каком эксплуатационном режиме.
  VNO   Максимальная крейсерская скорость   210км/ч   Не превышайте эту скорость, за исключением случаев полетов в спокойной атмосфере и лишь с предосторожностью.
    VA     Максимальная маневренная скорость     170 км/ч Не делайте полного или резкого отклонения органов управления при скоростях, превышающих эту, так как при полном отклонении органов управления в определенных случаях может быть превышена максимальная эксплуатационная перегрузка.
    V­FE   Максимальная скорость полета с выпущенными закрылками: - на 20°     км/ч       Не превышайте эту скорость при выпущенных на 20° закрылках.
    Vmin Минимально допустимая скорость - закрылки убраны - закрылки выпущены на 20 °         120 км/ч 110 км/ч     Не при каких условиях не допускайте потерю скорости менее допустимой для данной конфигурации!

Предельно допустимая скорость ветра и минимум погоды

Встречный ветер при взлете и посадке - 15 м\с

Попутный ветер при взлете и посадке - 5 м\с

Боковая составляющая скорости ветра под углом 90 градусов к ВПП - 8 м\с.

Высота нижней границы облачности не менее – 150 м.

Горизонтальная видимость не менее – 3000 м.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА И ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ

Двигатель, краткая

Характеристика.

 

Изготовитель двигателя ………………………….BOMBARDIER-ROTAX (Австрия)

Тип двигателя …………………………………….четырёхтактный четырёхцилиндровый

с оппозитным расположением цилиндров

Марка двигателя ………………………………….ROTAX-912ULS

Охлаждение……………………………………….комбинированное жидкостно-воздушное

Мощность двигателя, л.с. (кВт):

- максимальная взлётная ………………………..100 (73,9) при оборотах КВ 5800 об/мин

- номинальная ……………………………………93 (69) при оборотах КВ 5500 об/мин

- крейсерского режима полёта…………………..68,5 (51) при оборотах КВ 5000 об/мин

Максимально допустимое время работы

на взлётном режиме…………………………………….5 мин;

Максимально допустимая частота

вращения КВ, об/мин…………………………………..5800

Минимальная частота вращения КВ

(режим «МАЛЫЙ ГАЗ»), об/мин……………………...1400

 

 

Температура головок цилиндров

(охлаждающей жидкости), °С:

- минимальная…………………………………….50

- максимально допустимая………………………135;

- рабочий диапазон……………………………….80 ÷ 120

Давление масла, кг/см²

- минимально допустимое………………………..2,0

- максимально допустимое кратковременно……7,0

- рабочий диапазон……………………………….2,0 ÷ 5,0

Температура выхлопных газов, °С:

- максимально допустимая………………………850

- допустимая разница между цилиндрами……..45

 

 

ВЕСОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

Максимальный взлётный вес: 730кг

Максимальный посадочный вес: 730 кг

Максимальная полезная нагрузка 219,9 кг

Максимальный вес снаряженного самолёта 510,1 кг

Минимальный состав экипажа .

1. Транспортные полеты:

- командир самолета.

2. Лесопатрульные полеты:

- командир самолета.

В состав экипажа могут включаться: летчик-наблюдатель, штурман, бортоператор или бортрадист.

3. Поисково-спасательные полеты:

- командир самолета;

- бортмеханик.

 

 

Примечание.В зависимости от сложности поисково-спасательных полетов и навигационной обстановки в состав экипажа может включаться штурман или лицо командно-летного состава.

Прочие ограничения

 

Предельная центровка: передняя, % САХ  
задняя, % САХ  
Максимальная допустимая скорость, км/час:  
· во взлетной и посадочной конфигурации  
· в крейсерской конфигурации  
Минимальная допустимая скорость, км/час:  
· во взлетной и посадочной конфигурации  
· в крейсерской конфигурации  
Скорость отрыва, км/час (конфигурация взлетная)  
Скорость сваливания, км/час:  
· во взлетной и посадочной конфигурации  
· в крейсерской конфигурации  
Максимальный угол крена, °  
Максимальная эксплуатационная перегрузка из условий прочности, +ny   +3.0
(с учетом ограничения по двигателю) - ny - 0,5 до 5 сек.

 

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тема 2. Подготовка к полёту

ПРЕДПОЛЁТНАЯ ПОДГОТОВКА

В процессе предполётной подготовки командир воздушного судна обязан:

q перед началом полётов, но не ранее чем за 2 часа и не менее 1 часа до вылета пройти медицинский осмотр с предъявлением Свидетельства пилота, вкладыша ВЛЭК. На аэродромах и посадочных площадках, где отсутствуют медицинские штатные работники, решение о допуске к полётам принимает КВС (старший авиационный начальник) с записью в задание на полёт;

q не менее чем за 1 час до вылета доложить диспетчеру АДП о готовности экипажа к прохождению предполётной подготовки;

q получить информацию о технической готовности воздушного судна, состоянии аэродромов вылета, назначения и запасных, об аэронавигационном обеспечении на аэродромах и по трассе;

q изучить метеорологическую обстановку на аэродроме вылета, по маршруту, на аэродроме назначения и запасных;

q произвести расчёт полёта, заполнить штурманский бортжурнал и уточнить необходимую заправку топливом;

q определить конкретные действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки, в т.ч. при необходимости экстренной посадки после взлёта, в зависимости от характера местности, наличия площадок, времени суток и метеоусловий;

q получить сигналы опознавания;

q принять решение о возможности вылета;

q предъявить диспетчеру АДП задание на полёт, штурманский расчёт полёта, метеорологическую документацию и получить диспетчерское разрешение на вылет;

q лично осмотреть воздушное судно перед вылетом;

q проверить по документам и приборам наличие необходимого количества топлива, а также центровку и взлётную массу воздушного судна.

 

До начала предполётного осмотра проверить на борту самолёта наличие:

1) - удостоверения о годности воздушного судна к полётам;

2) - свидетельства о регистрации воздушного судна;

3) - бортового журнала самолёта;

4) - РЛЭ А-27М, а также:

¨ убедиться, что налёт самолёта после данного полёта не превысит срока выполнения очередных регламентных работ и окончания ресурса на самолёт или двигатель;

¨ убедиться, что все неисправности, записанные в бортовом журнале, устранены;

¨ расписаться в бортовом журнале о технической готовности самолёта к полёту.

 

Объём предполетной подготовки самолета в промежуточных и конечных пунктах посадки разрешается ограничить только внешним осмотром и выполнением работ, указанных в РЛЭ, кроме проверки систем и оборудования самолета, при следующих условиях:

- за время полета на самолете не было неисправности систем и оборудования;

- время стоянки самолета не превышает 12 часов;

Перед осмотром самолета и его оборудования КВС обязан просмотреть бортовой журнал и проверить, устранены ли дефекты, выявленные в предыдущем полете; ознакомится с работами, проведенными техническим составом на самолете; проверить слив отстоя топлива и убедится в отсутствии в отстое воды, кристаллов льда и механических примесей; проверить наличие средств пожаротушения возле самолета, наличие упорных колодок под колесами шасси; убедиться, что сняты чехлы с самолета, двигателя и приемника воздушного давления.

Зимой проверить, сметен ли снег, иней и удален ли лед со всей поверхности самолета и стекол кабины. Убедиться, что самолет отшвартован от якорной стоянки.

 

ТРЕНАЖ В КАБИНЕ САМОЛЁТА

 

После окончания осмотра кабины самолёта в течение 10 – 15 минут провести тренаж в кабине. В процессе тренажа определить (вспомнить, уточнить, уяснить и т.д.) конкретные действия экипажа с органами управления и переключателями в кабине. Особенно полезен тренаж тогда, когда лётчик (экипаж) в этот лётный день или ранее выполнял полёты на другом типе самолёта, причём вне зависимости от сложности и насыщенности оборудования кабины самолёта и выполненного задания.

Необходимо детально определить действия экипажа в случае возникновения аварийной обстановки на взлёте (прерванный взлёт), после взлёта и при полёте по кругу, на маршруте, при заходе на посадку применительно к конкретному аэродрому, к характеру местности, ко времени суток и метеоусловиям.

Мысленно проиграть ситуации по вводу в действие Быстродействующей спасательной системы К-700: пилот имитирует снятие чеки и выдёргивание ручки привода.

 

2.5 ЗАПУСК И ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ("ROTAX-912")

 

Общие указания

Перед запуском двигателя необходимо:

§ уточнить у техника о заправке самолёта бензином;

§ убедиться, что впереди самолёта нет людей и предметов, которые могут попасть под винт;

§ проверить наличие на газовочной площадке средств пожаротушения;

§ проверить установку под колёса тормозных колодок;

§ проверить лёгкость перемещения рычага управления двигателем;

§ выполнить контрольную карту " Перед запуском двигателя ".

 

Оператор должен уметь управлять двигателем машинально и быть готовым в любой момент к экстренному останову двигателя.

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ БЕЗ ВОЗДУШНОГО ВИНТА ИЛИ НАГРУЗКИ КОЛЕНВАЛА, СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕХНИЧЕСКИМ ДАННЫМ ЗАПРЕЩЁН.

Внимание! При запуске и работающем двигателе категорически запрещается находиться впереди капота самолёта и в плоскости вращения винта.

 

ПРИМЕЧАНИЕ.

- Эффективность обогатителей карбюраторов снижается, если РУД не находится в положении МГ.

- Работа двигателя с включёнными обогатителями карбюраторов приводит к замасливанию свечей и нагарообразованию.

2.5.3 Запуск "горячего" двигателя

- Открыть перекрывной топливный кран (проверить его открытие).

- Установить РУД в положение Малый газ.

- Установить АЗС выключатели "Зажигание" в положение "Включено".

- Подать команду "ОТ ВИНТА".

- Получив ответ "ЕСТЬ ОТ ВИНТА", запустить двигатель, для чего нажать кнопку "Запуск" и удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 сек.

ВНИМАНИЕ! Если давление масла не достигло 2-х мПа в течение 10 сек., немедленно выключить двигатель. Дальнейшая эксплуатация возможна только после устранения дефекта.

- После запуска установить РУДом обороты 2500 и прогреть двигатель до рабочих температур.

- Проверить работоспособность системы зажигания на оборотах 3850об/мин (для двигателя «Rotax-914» - 4000об/мин), поочерёдно выключая и включая каждый контур системы. Падение – 300 об/мин, разница 115 об/мин(для двигателя «Rotax-914» - 120об/мин).

- Выполнить проверку приёмистости, резко переместив РУД в положение "Взлётный режим". Убедиться, что двигатель развивает заявленные обороты.

- Установить РУД в положение Малый газ.

 

2.5.4 Запуск "залитого" двигателя

1. Открыть перекрывной кран (убедиться в его открытии).

2. Установить РУД в положение "Взлётный режим".

3. Включить АЗС «Общий» (подкачивающие насосы для двигателя Rotax-914).

4. Выключить "Зажигание".

5. Подать команду (громко!) "ОТ ВИНТА".

6. Получив команду "ЕСТЬ ОТ ВИНТА", выполнить "холодную" прокрутку двигателя: нажать кнопку "Запуск" и удерживать в нажатом положении 4…5 сек.

7. Установить РУД в положение Малый газ.

8. Включить "Зажигание".

9. Нажать кнопку "Запуск" удерживать в нажатом положении до запуска двигателя, но не более 10 сек.

ВНИМАНИЕ! Помните о давлении масла!

10. После запуска двигателя плавно увеличьте обороты до 2000-2100 об/мин.

11. Включить все АЗС

12. После прогрева на 2000-2100 об/мин (2 минуты), прогреть на 2500 об/мин до рабочих температур.

13. Проверить работоспособность системы зажигания на оборотах 3850об/мин (для двигателя «Rotax-914» - 4000об/мин) описанным ранее способом (падение 300об/мин, разница 115об/мин (для двигателя «Rotax-914» - 120об/мин)).

14. Установить РУД в положение Малый газ.

15. Выполнить проверку приёмистости, переместив РУД в положение "Взлётный режим" за 1-2с. Двигатель должен развить заявленные обороты. (С двухлопастным винтом).

16. Установить РУД в положение Малый газ.

ПРИМЕЧАНИЕ. При неудачных попытках запуска "залитого" двигателя рекомендуется:

· вывернуть и очистить свечи зажигания;

· выполнить холодную прокрутку двигателя (описано выше);

· установить свечи зажигания на свои места;

· повторить процесс запуска.

 

ОПРОБОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ

Основная цель опробования двигателя – проверка его работоспособности, а также работоспособности агрегатов и систем двигателя и самолёта. Перед опробованием двигателя необходимо выполнить работы, указанные в подразделе 3. При выполнении опробования возможен перегрев двигателя из-за недостаточности обдува. Если температуры стремятся достичь максимальных значений, необходимо перевести РУД в положение «МГ», охладить двигатель в течение 1 мин. и продолжить процесс опробования.

 

Тема 3. Выполнение полёта

РУЛЕНИЕ

 

Общие указания

1. Передвижение (буксировка, руление) по аэродрому производится с разрешения диспетчера службы движения (РП).

2. Экипажу выруливать (рулить) ЗАПРЕЩАЕТСЯ, если:

- имеются признаки неисправности тормозов;

- не получено разрешение диспетчера службы движения и ответственного лица ИАС, обеспечивающего выпуск самолёта;

- безопасность руления не обеспечивается из-за наличия препятствий, неудовлетворительного состояния места стоянки или рулёжных дорожек.

 

На предварительном старте

Перед ВПП осмотреться и убедиться:

Ø нет ли препятствий на взлётной полосе;

Ø нет ли самолётов на глиссаде снижения или уходящих на второй круг;

Ø выполнить контрольную карту " На предварительном старте ";

Ø запросить по радио разрешение о выруливании на "исполнительный старт".

Получив разрешение, вырулить на ВПП, прорулить 10...15 м для установки самолёта по линии взлёта и остановиться с применением тормозов.

На исполнительном старте

Выполнить контрольную карту " На исполнительном старте ".

 

Руление на колёсном шасси

Подать технику команду «Убрать колодки». Убедившись, что колодки убраны, осмотреть пространство впереди и проверить работу тормозов, для чего:

- установить педали нейтрально;

- перемещением РУД установить режим работы двигателя 3000 об/мин. Самолёт должен удерживаться на месте;

- убрать РУД на «МГ».

Запросить у авиатехника разрешение на выруливание. Ещё раз, убедившись, что в полосе предполагаемого руления нет препятствий, плавно увеличивать обороты двигателя настолько, чтобы самолёт начал движение. Скорость руления выбирается в зависимости от состояния РД (ВПП, грунта) наличия препятствий и условий видимости. Руление производить на скорости 10-20 км/ч. При боковом ветре свыше 10 м/сек. рулить на пониженной скорости, учитывая тенденцию самолёта разворачиваться навстречу ветру. Развороты выполнять на пониженной скорости.

ПРИМЕЧАНИЕ: КВС несёт ответственность за обоснованность выбора скорости руления.

ВНИМАНИЕ! Обогрев ПВД включать при температуре + 50С и ниже до начала разбега:

- за 3 минуты при нулевых и отрицательных температурах наружного воздуха;

- за 1 минуту – при плюсовых температурах.

 

Руление на лыжном шасси

При длительной стоянке самолёта на лыжном шасси, особенно в осенний и весенний периоды достаточно часто наблюдается примерзание лыж. Чтобы «сорвать» примёрзшие лыжи необходимо при неработающем двигателе, приподнять самолёт на основные рессоры (попеременно), надавив на хвостовую часть фюзеляжа сорвать переднюю лыжу. После этого прокатить самолёт вперёд на 1-2 метра.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:

1. СРЫВАТЬ САМОЛЁТ С МЕСТА НАНЕСЕНИЕМ УДАРОВ РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПО ЛЫЖАМ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2. СРЫВАТЬ САМОЛЁТ С МЕСТА С ПРИМЁРЗШИМИ ЛЫЖАМИ, ИСПОЛЬЗУЯ ВЗЛЁТНУЮ ИЛИ ДРУГУЮ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

 

Самолёт на лыжном шасси не оборудован тормозами, срыв, как правило, происходит неравномерно и самолёт изменяет направление. Страгивание может происходить резко и последствия могут быть непредсказуемыми.

1. Выруливание и взлёт самолёта, покрытого снегом, инеем или льдом, а также обледеневшим (запотевшим) лобовым стеклом ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

2. Включить обогрев ПВД (см. П.4.1.2)

Принципиальным отличием от руления на колёсном шасси являются:

- перед началом выруливания и в процессе руления штурвал выбирается полностью на себя для разгрузки передней лыжи;

- страгивание с места происходит на повышенных оборотах, после чего уменьшить режим до потребного для руления;

- при рулении, особенно по неукатанному снежному покрову, манёвренность самолёта ухудшается, поэтому вблизи препятствий необходимо рулить осторожно;

- при температурах наружного воздуха –50С и выше рулить на пониженной скорости, но без остановок, во избежание примерзания лыж;

- по неровностям, передувам и сугробам рулить на повышенных оборотах, не допуская касания снега винтом;

- при передувах высотой более 20 см. руление ЗАПРЕЩЕНО.

При заруливании на стоянку, рулить на пониженной скорости.

 

ВЗЛЁТ

 

Общие указания

1. Взлёт производится после доклада о готовности КВС и получения разрешения от РП. Разрешение РП на выполнение взлёта одновременно является разрешением на занятие высоты круга.На аэродроме (посадочной площадке), где нет диспетчера службы движения (РП), взлёт производится по решению КВС.

2.Экипажу взлетать ЗАПРЕЩАЕТСЯ если:

- имеются опасные метеоявления или скопления птиц в полосе взлёта;

- фактическая погода ниже установленного минимума;

- поверхность ВПП не соответствует установленным требованиям;

- другое воздушное судно уходит на второй круг;

- впереди на ВПП имеются препятствия.

3. В сложной орнитологической обстановке взлёт производить с включенной фарой.

4. С момента начала разбега и до набора высоты 200 м экипажу и диспетчеру службы движения (РП) ЗАПРЕЩАЕТСЯ вступать в радиосвязь за исключением случаев, когда возникает угроза безопасности полёта. Если полёт выполняется на высоте менее 200 м, радиосвязь устанавливается после набора заданной высоты.

 

Нормальный взлёт

Получив разрешение на взлёт, растормозить колёса и включить часы. Перед дачей оборотов взять штурвал на себя для избежания опускания носа самолёта. Затем плавно увеличить обороты двигателя до взлётных и начать разбег.

В начале взлёта удерживать самолёт педалями ног от разворота и сохранять прямолинейность разбега.

Распределение внимания при выполнении разбега на 3-х колесах:

направление- скорость.

По мере роста скорости штурвал самолёта плавно перемещать к нейтральному положению с таким расчётом, чтобы на скорости 60...65 км/ч самолёт был приведён во взлётное положение: носовое колесо (НК) приподнято на высоту 10-15 см от земли.

Штурвалом управления выдерживать постоянным поднятое положение носа самолёта относительно линии горизонта, педалями сохранять направление разбега. Работу двигателя контролировать на слух.

Распределение внимания при выполнении разбега на 2-х колесах:

направление- угол подъёма НК- скорость.

На скорости 80...85 км/ ч самолёт плавно отделяется от земли. В момент отрыва самолёта зафиксировать штурвал в данном (взлётном) положении с таким расчётом, чтобы самолёт плавно увеличивал скорость и набирал высоту. Возможные касания колёсами о неровности ВПП не парировать. После отрыва от ВПП самолёт энергичнее разгоняется, если штурвалом управления немного уменьшить угол набора высоты для разгона скорости до 110 км/час.

Распределение внимания в наборе высоты: направление (по выбранному ориентиру)- угол набора высоты- скорость- высота.

На высоте 50 м и скорости 120 км/час убрать закрылки. В процессе уборки закрылков установить скорость 130 км/час, на которой продолжать набор высоты. В процессе набора высоты установить номинальный режим работы двигателя.

 

Взлёт с боковым ветром

1. Боковой ветер при взлёте стремиться развернуть самолёт навстречу ветру и накренить его в сторону, куда дует ветер, а после отрыва – создаёт снос самолёта относительно земли.

2. Взлёт с закрылками, отклонёнными на 200 на взлётной мощности двигателя, разрешается выполнять при боковой составляющей скорости ветра до 8м/с. Для выдерживания направления при ветре справа соразмерно отклонить вперёд левую педаль, а штурвал повернуть вправо, при ветре слева – наоборот. По мере возрастания скорости эффективность руля направления и элеронов увеличивается, поэтому следует постепенно уменьшать их отклонение, сохраняя направление разбега и обеспечивая отрыв самолёта без крена.

3. Скорость отрыва должна быть на 5-10 км/ч больше нормальной при боковой составляющей скорости ветра более 5 м/сек. При этом увеличение длины разбега составит 10-15м по сравнению с длиной разбега в штиль.

4. После отрыва в наборе высоты сохранять направление взлёта поправкой в курс на угол сноса.

Взлёт «конвейером»

Переключатель управления закрылками установите в положение 20°.

Запросить разрешение на «конвейер».

Получив разрешение, плавно увеличить обороты двигателя до взлётных и произвести взлёт.

При взлёте «конвейером» необходимо учитывать, что взлёт скоротечен.

Дальнейшие действия аналогичны нормальному взлёту.

Взлёт с попутным ветром

1. Взлёт при попутной составляющей скорости ветра до 4 м/с разрешается при условии, когда выполнить взлёт против ветра невозможно, а также в учебных целях.

2. Взлёт выполнять с закрылками, отклонёнными на 20° на взлётном режиме. Следует учитывать, что увеличиваются время и длина разбега.

(прод)

 

Взлёт на лыжном шасси

Взлёт на лыжном шасси разрешается выполнять при боковой составляющей ветра не более 6 м/с.

Взлёт самолёта при передувах на ВПП более 10 см ЗАПРЕЩЁН.

Техника выполнения взлёта аналогична взлёту на колёсном шасси. При взлёте самолёта на лыжном шасси учитывать, что при температуре воздуха от 00С и выше, особенно по мокрому снегу, длина разбега увеличивается на 10-20% по сравнению с длиной разбега при температуре –100С.

3.2.9 Отказ* двигателя на взлёте

При отказе двигателя до отрыва самолёта.

Действия:

- РУД в положение «МГ»;

- выключить «ЗАЖИГАНИЕ»;

- применить интенсивное торможение;

- направление выдерживать отклонением педалей;

- используя инерцию самолёта, по возможности, освободить ВПП и доложить РП о прерванном взлёте.

 

П р и м е ч а н и е. * Здесь и далее под отказом следует понимать всякую потерю работоспособности (полную, частичную или временную) системы (агрегата, механизма) при отклонении её параметров от установленных норм, появившуюся как в полёте, так и на земле.

 

НАБОР ВЫСОТЫ

 

Общие указания

1. Набор высоты после взлёта производится по прямой до высоты не менее:

- 50м - на воздушных судах при выполнении авиационных работ, если руководством по данному виду работ установлена рабочая высота 50м и менее;

- 100м - в остальных случаях.

2. По достижении высоты 100м или заданной высоты полёта КВС докладывает о выполнении взлёта.

3. При пересечении высоты перехода перевести шкалу давления барометрического высотомера на отсчёт 760 мм рт. ст. (1013.2 мбар).

4. При полёте по маршруту на высотах ниже нижнего эшелона перевод шкалы давления барометрического высотомера с отсчёта, соответствующего атмосферному давлению на аэродроме, на отсчёт, соответствующий минимальному атмосферному давлению по маршруту, приведённому к уровню моря, производить при выходе из зоны взлёта и посадки (аэродромного круга полёта).

5. Набор заданного эшелона (высоты) полёта производить по указанию диспетчера службы движения в соответствие с установленной схемой выхода.

 

Режим набора высоты

Набор высоты производить на скорости 120км/ч на максимальном (номинальном) режиме работы двигателя.

Распределения внимания в наборе высоты:

- пространство впереди самолёта – нет близко летящих самолётов и препятствий;

- положение передней части кабины и капота относительно горизонта;

- выдерживание скорости полёта;

- постоянство угла набора (по естественному горизонту и КГ-1БС2), вертикальной скорости (по ВР – 10м) и курса полёта (по КГ-1БС2 и намеченному ориентиру);

- режим работы двигателя;

- определение момента перевода в горизонтальной полёт.

При появлении тенденции самолёта к уменьшению скорости плавным двойным движением штурвала от себя уменьшить угол набора и наоборот. За 20-30м до заданной высоты начать уменьшать угол набора. Перевести самолёт в горизонтальный полёт, после чего установить необходимый режим работы двигателя (4200-4500об/мин).

ВНИМАНИЕ: В наборе высоты постоянно следить за температурным режимом работы двигателя, сохраняя его в рекомендованных пределах. Если температура(ы) стремится достичь верхнего ограничения, уменьшить режим работы двигателя и (или) перевести в горизонтальный полёт.

 

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ПОЛЁТ

Общие указания

Горизонтальный полёт на крейсерском режиме рекомендуется выполнять на скорости 140-150 км/час, развороты выполнять с креном 20… 30º, обороты двигателя при этом будут составлять 4400-4800 об/мин. Самолёт на этой скорости легко балансируется по усилиям на штурвале по крену и тангажу.

При выполнении полёта сбалансировать самолёт при помощи триммера руля высоты:

- при давящих усилиях переместить рукоятку триммера вперёд (от себя);

- при тянущих – на себя.

-

СНИЖЕНИЕ

 

Общие указания

Снижение с заданного эшелона (высоты) полёта выполняется по разрешению диспетчера службы д







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.