Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Страдание от неопределенности





 

В сансаре нет никакой определенности: где бы вы ни родились, у вас нет уверенности, что вы все время будете рождаться в этом мире. Вполне возможно, вы обретете низшее рождение. Если вы идете, не зная, куда пропадете в итоге, это вызывает не очень приятные ощущения. В сансаре смерть сама по себе является страданием, но неопределенность места вашего следующего рождения добавляет вам страданий и само по себе является большим страданием.

 

Никому и ничему нельзя полностью доверять, потому что вещи изменчивы. Вы собираете какие-то вещи и надеетесь, что они принесут вам счастье, копите деньги, думая стать богатыми и счастливыми. Но из-за этих денег или вещей вас могут убить. Деньги приходят с огромным трудом, но уходят очень быстро. Но мы об этом даже не думаем. Мы думаем: «Если у меня это будет, то я буду счастлив».

 

Создавая благую карму, вы можете быть полностью уверены в желаемом результате, но относительно сансарических объектов этой уверенности быть не может. Мудрые люди не слишком полагаются на эти объекты; если у них есть какие-то предметы – хорошо, если нет – ничего страшного.

 

Также у вас нет никакой определенности в отношении ваших друзей. Например, в этом году некий человек – ваш друг, но вы не можете сказать наверняка, кем он станет в следующем году. Может быть, он станет вашим злейшим врагом. Возможно, люди, которые были вашими родителями в прошлой жизни, в этой жизни – ваши злейшие враги. В этом тоже проявляется порочность сансары – в ней нет ничего определенного.

 

Однажды Маудгальяяна, ученик Будды Шакьямуни, отправился в один дом попросить подаяние. Поскольку он был ясновидящий, обратив свой взор на это семейство, он увидел, что глава семейства пошел удить рыбу в озере и выловил рыбину, которая в прошлой жизни была его отцом. Отец переродился рыбой, и сын поймал ее. Мать главы семейства переродилась собакой, а те, кто в прошлой жизни были его врагами, теперь родились его детьми. Итак, глава семейства приготовил себе на обед новое тело своего отца, съел его, а кости бросил собаке, которая была его матерью, а потом пнул собаку ногой и стал убаюкивать на руках своих бывших врагов. Маудгальяяна сказал: «Он ест плоть своего отца, пинает ногой мать и баюкает на руках своих врагов – вот вся порочность сансары». Подобное постоянно происходит в сансаре.

 

Даже в этой жизни ваши друзья и враги меняются ролями. Враги и друзья – такие неопределенные, относительные понятия, поэтому не стоит привязываться к друзьям и чувствовать слишком большое отвращение к врагам. Нужно понимать, что в сансаре нет ничего надежного, ничего постоянного – все меняется. Поэтому не доверяйте привязанности. Друзья станут врагами, враги станут друзьями – зачем же привязываться к одним и слишком сильно ненавидеть других? Старайтесь ко всем относиться равностно, тогда ваш ум станет сильным. Желайте всем счастья.

 

В данном случае равностность не означает, что нужно отказаться от своей семьи и детей, бросить близких и заботиться о посторонних людях. Здесь равностность означает следующее: как вы заботитесь о своей семье, близких, так же старайтесь заботиться и о других людях, т. е. заботьтесь обо всех в равной степени. Это правильный подход к равностности.

 

Равностность не должна быть похожа на коммунистическую уравниловку, когда всех «гребут под одну гребенку»: если большинство людей – бедные, надо всех сделать в равной степени бедными. Это неправильно. Незачем уничтожать богатых людей, надо остальных поднять на тот же уровень благосостояния.

 

Если вы отказываетесь от любви к своим близким, говоря, что надо всех любить одинаково, это все равно что всех сделать бедными. Тогда вы не сможете помочь ни тем, ни другим – вообще никому. Поймите, что члены вашей семьи, ваши родственники и друзья – это те, с кем вы связаны особой кармической связью. Поскольку у вас с ними тесная кармическая связь, ваша помощь может стать для них более действенной. Близкие люди будут прислушиваться к вашим советам, и эти советы могут принести им пользу. Если же вы начнете что-то советовать чужим людям, вероятно, они не станут вас слушать.

 

Например, я испытываю одни и те же чувства ко всем жителям Калмыкии, ко всем отношусь одинаково. Но о вас, моих калмыцких учениках, я забочусь больше и даю вам больше драгоценных наставлений, потому что у меня именно с вами есть более тесная кармическая связь. Поэтому я могу принести вам больше пользы, чем другим людям Калмыкии. Допустим, я бы сказал, что хочу в равной степени помогать всем калмыкам, поэтому вам достаточно десяти минут учения – мне еще нужно ехать по районам, чтобы давать такое же учение всем остальным. Тогда я поехал бы по районам, стал бы всех зазывать на учение, но я не смог бы помочь этим людям, поскольку у меня нет с ними такой тесной связи, как с вами.

 

Точно так же вы можете гораздо больше помочь своим детям, родственникам, чем кому-то другому, но, помогая им, желайте в будущем обрести способность в той же мере помогать и остальным существам. «Да смогу я в будущем, подобно буддам и бодхисаттвам, помогать всем живым существам» – такой должна быть ваша равностность. Внутренне следует относиться ко всем одинаково, в равной степени желать всем счастья, но на внешнем уровне вы должны нести ответственность за свою семью, за людей, с которыми вы связаны непосредственно.

 

Итак, размышляя о страданиях неопределенности, также помните о том, что важно не слишком привязываться к своим друзьям и не слишком ненавидеть своих врагов, потому что в сансаре нет ничего надежного и определенного. К тому же не стоит слишком привязываться к своим вещам, положению в обществе, карьере – это тоже ненадежно. Тот, кто был президентом в том году, в этом году превратился в ничто. Если вы сильно привыкаете к вниманию со стороны окружающих, когда люди забывают вас, перестают уделять вам внимание, это для вас как большая болезненная рана в сердце. Если вы спросите знаменитых людей, чего они боятся, видимо, больше всего они боятся быть забытыми, не столь уважаемыми. Им очень больно, когда их игнорируют. Поэтому так важно понимать: какого бы положения в обществе вы ни достигли, оно ненадежно.

 

Все наши роли в обществе подобны ролям в драматическом театре. Играя на сцене, вы вживаетесь в образ героя, после окончания спектакля люди просят у вас автограф – в это время вы еще в сценическом образе, но потом вы уходите домой – и весь героизм заканчивается. Но люди любят цепляться за прошлое, часто они живут прошлым, сильно к нему привязаны. А некоторые, наоборот, живут только будущим, все время боятся того, что им готовит будущее. «Что там случится со мной в дальнейшем?» Они боятся того, чего бояться не нужно, но не испытывают страха перед тем, что действительно таит в себе опасность. Такое поведение свойственно существам в сансаре. Итак, очень важно пребывать в настоящем.

 

Настоящее – это каждый проходящий момент, каждое мгновение, каждая секунда. Это и есть реальность, в которой вы живете. А прошлое – то, чего уже нет, с ним покончено. Вы же цепляетесь за него, влезаете в него постоянно, пытаетесь претворить свое прошлое в реальность, хотя его уже не существует. В связи с этим у вас проблемы, депрессии, тоска. Но эти проблемы вовсе не помогут вам достичь отречения. С другой стороны, вы забираетесь в будущее и этим тоже создаете себе проблемы, такие же бессмысленные. Они лишь добавляют вам омраченности, тревоги и беспокойства. У вас столько страхов, столько паранойи! Вы не думаете о том, чего вам действительно стоит бояться. Вы искусственно создаете себе какие-то идеи-фикс и начинаете бояться их.

 

Ваша ситуация такова, что вы не боитесь туберкулеза, которым реально страдаете, зато боитесь, что прибежит какое-то дикое животное и сгрызет вас. Глупо. В сансаре мы все так живем: сидим и трясемся от страха, думая, что вот-вот из темноты на вас прыгнет какой-нибудь дикий зверь, не думая при этом об опасной болезни, которой мы болеем давно и которую непременно надо лечить. Именно страх перед реальной проблемой заставит вас принимать лекарство. А все остальные страхи – дурацкие, параноидальные. Вы боитесь чего-то нереального, своих же умственных творений – фикций. Не надо иметь слишком много глупых концепций.

 

Чего вы вообще боитесь? Расставания с желанным и приятным – но это неминуемо с вами произойдет, потому что это часть сансары. Боитесь вы этого или нет, вам предстоит это испытать. Старение, болезнь, смерть – все это ждет вас. Если вам это не нравится, скажите себе: «Это все следствие рождения под властью омрачений. Необходимо вылечиться от болезни омрачений, подобной туберкулезу. Она по-настоящему опасна».

 

Шантидева говорил, что с безначальных времен и по сей день мы никогда не лечили эту ужасную болезнь. Когда проявляется один из худших ее симптомов, вы обречены тысячи и тысячи лет страдать в аду. Вы мучаетесь, ваше тело пожирает пламя. Это проявление негативной кармы, порожденной вашими омрачениями. Думайте об этом, тогда вы начнете бояться того, чего вам по-настоящему стоит бояться. А когда вы задумаетесь над этими страданиями, вся ваша паранойя, все глупые страхи рассеются.

 

Для меня размышление над страданиями сансары и страданиями низших миров очень полезно. Когда я думаю о том, как сам страдаю в сансаре, это помогает мне развить отречение. Но когда я думаю о том, что другие испытывают те же самые страдания, что и я, тогда я чувствую сострадание к ним. Мое сострадание распространяется на всех, вне зависимости от того, богатый человек или бедный. Все существа находятся в одном и том же положении, одинаково страдают в сансаре.

 

Каково ваше спонтанное отношение к людям сейчас? Когда вы видите больного, страдающего человека, вам жаль его, вам легко ему сострадать. Но, допустим, ваш сосед, который богаче вас, – совсем другое дело. Он купил себе новый «Мерседес», он ходит в дорогой одежде. Однажды в своем дорогом костюме он выходит из дома, садится в свой новый «Мерседес», включает двигатель, и вы видите его из окна. Почувствовать сострадание к нему вы не можете. Вместо сострадания вы чувствуете зависть. Почему? Потому что вы не понимаете страдательной природы сансары. Вместо того чтобы стать объектом вашего сострадания, он становится объектом вашего вдохновения: «Как здорово! Вот бы и мне стать таким!» – думаете вы. Вы не можете породить к нему сострадание, потому что не понимаете глубоко учение о четырех благородных истинах, не понимаете природу сансары.

 

В действительности в сансаре нет различий между богатыми и бедными – все равны и больны одинаковыми болезнями омрачений. В наших больницах есть больные, играющие в карты, и больные, мучающиеся от боли, но на самом деле все они больны.

 

Например, через главного врача в какой-то больнице проходит много разных пациентов. Одни из них бледные, немощные, несчастные. Другие – уверенные в себе, ходят в костюмах, с галстуком, но внутри у них все разлагается. Врач чувствует одинаковое сострадание ко всем, понимая, что они одинаково больны. Если они не будут лечиться, то могут умереть в любой момент.

 

Мы же не можем почувствовать сострадание ко всем существам, потому что не понимаем их истинного положения. Если вы четко поймете, что человек, рожденный под властью омрачений, неотделим от страдания, т. е. страдание является его природой, ваше отношение к людям изменится. Тогда вам легко будет почувствовать сострадание ко всем существам. Поэтому для тренировки ума Махаяны, для развития сострадания ко всем существам очень важно освоить учение о четырех благородных истинах.

 

Чем более подробно вы узнаете обо всех страданиях сансары, чем лучше понимаете, каким образом вы вращаетесь в сансаре, что заставляет вас так вращаться, тем больше вы ощущаете сострадание ко всем существам, которые так же, как и вы, страдают в сансаре. Чем больше у вас оснований для сострадания, тем легче его породить и тем сильнее оно становится.

 

Кто сейчас является для вас объектом сострадания? Человек, который лишился ноги или голодает. При виде таких людей вы готовы расплакаться: «О, какая жалость, бедненький». У вас очень маленький объект сострадания, мало оснований для сострадания в данный момент, поэтому вы не можете распространить это чувство на всех существ. Не думайте, что сострадание бодхисаттв ко всем существам – какое-то недостижимое чудо, которое под силу только им. Ничего подобного. Если у вас будет столько же материала, столько же оснований для сострадания, как у бодхисаттв, вам будет нетрудно его породить.

 

Итак, шесть страданий можно по-другому назвать шестью недостатками сансары. Первый недостаток сансары заключается в том, что она ненадежна, в ней все неопределенно. Ни один объект в сансаре не является надежным, и не стоит полагаться на все эти объекты. Поэтому многие мастера советуют: «Не полагайтесь на сансарические объекты, они крайне ненадежны». Все сансарические объекты похожи на прекрасные замки, сделанные изо льда. Пока небо пасмурно, солнце не светит, они стоят, но лишь только на небо выйдет солнце, они растают и превратятся в воду. Каким бы красивым ни был ледяной дворец, по своей природе это вода. Точно так же, какими бы прекрасными ни были сансарические объекты, по природе они – страдание. Итак, вы можете использовать сансарические объекты, но не надо опираться на них.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.