|
Реагирование на злоупотребления в отношении ребенкаВполне понятно, что общественность, в лице конкретных специалистов, должна реагировать на жестокое обращение с ребенком, пренебрежение его человеческими правами. Такие дети нуждаются в защите и поддержке, причем часто помощь должна быть оказана безотлагательно, не считаясь со средствами. Работники социальных служб, не способные защитить ребенка, теряют его доверие (London Borough of Brent, 1985). В такой обстановке потребность ребенка в специфической психотерапии отходит на второй план. Психотерапия, как метод лечения, представляет собой длительный процесс с неопределенным исходом, важность которого неоспорима, но необходимые для него ресурсы не всегда имеются. Более того, сомнительна сама возможность достижения реальных терапевтических изменений, отличных от просто «достаточно хорошего» впечатления. В данном случае речь идет о психотерапии как способе взаимодействия специалиста с ребенком, оказавшимся жертвой злоупотреблений. Целью такого взаимодействия является обеспечение оптимальной психологической реабилитации и личностного развития ребенка. Детская психотерапия имеет ретроспективно-проспективный характер: прошлые события рассматриваются в свете их последствий, актуального и будущего значения с целью профилактики связанных с ними проблем. Исходя из опыта психотерапевтической работы со взрослыми людьми, подвергшимися насилию (Briere & Runtz, 1988), разработана стратегия профилактической работы с детьми-жертвами злоупотреблений. В этой главе предпринята попытка проанализировать эмоциональные проблемы детей-жертв злоупотреблений для выявления их терапевтических потребностей. Далее приводится критический обзор различных методов терапии и обсуждение специфических показаний для их использования. В заключение рассматривается значимость контекста проведения психотерапии, а также возможные трудности, с которыми могут столкнуться психотерапевты в своей работе. Эмоциональные проблемы Рассматривая эмоциональное воздействие и значимость психотравмирующих переживаний, следует принимать во внимание ряд моментов. Решающую роль играет характер переживаний, включая их продолжительность и интенсивность. Поскольку злоупотребление является выражением процесса взаимодействия, большая часть реакций ребенка связана с его чувствами по отношению к обидчикам. Кроме того, социальный контекст взаимодействия и роль других значимых лиц в жизни ребенка на момент злоупотребления во многом определяют эмоциональное воздействие события и реакцию на него ребенка. Понимание ребенком случившегося и придаваемый этим переживаниям смысл непосредственно влияют на представления ребенка о собственной причастности к акту жестокого обращения или участии в нем. Дети, особенно маленькие, отличаются эгоцентризмом и воспринимают мир как продолжение самих себя (Selman, 1980). Именно поэтому они склонны видеть в себе первопричину происходящего и, следовательно, винить во всем себя. В поисках объяснений своим пере- живаниям и при отсутствии альтернативного опыта дети часто приходят к выводу, что плохое обращение с ними изначально доброжелательных взрослых вызвано собственными (детей) врожденными пороками. Последствия выявления злоупотребления, включая сепарацию, обвинение и возможное наказание лица, совершившего злоупотребления, сопряжено для пострадавшего ребенка с дополнительными переживаниями. Кумулятивный эффект всего происшедшего в значительной мере определяет представления ребенка о себе, его самооценку, а также дальнейшее развитие и характер будущих отношений с людьми. Характер злоупотреблений Случаи жестокого обращения, сопряженные с причинением значительного физического и морального ущерба, надолго остаются в памяти ребенка. Обычно дети при этом испытывают сильный страх и растерянность, что впоследствии может привести к развитию так называемого посттравматического стрессового расстройства (Eth & Pynoos, 1985). Переживания время от времени вновь обретают свою остроту, что ведет к эмоциональному разладу в текущих взаимодействиях. Воспоминания о перенесенной травме сопровождаются разного рода нарушениями, включая чувство вины, трудности запоминания и концентрации внимания. Попадая в ситуацию, так или иначе напоминающую о травме, ребенок испытывает острый страх. Злоупотребления, после которых остались физические дефекты, шрамы, отметины, обычно запоминаются навсегда. Особенно страдает эмоциональное состояние ребенка, если он становится жертвой нескольких видов жестокого обращения. Значительный ущерб ребенку причиняет сексуальное насилие, которое может происходить в рамках культовой, колдовской и иных эксцентричных видов деятельности, при участии нескольких человек (Briere, 1988). Дети, ставшие жертвами сексуального насилия, часто опасаются того, что их половые органы необратимо повреждены, и они не смогут вести нормальную половую жизнь и иметь детей. В действительности так иногда и бывает, например, если ребенок перенес заболевание, передающееся половым путем. Мальчики, подвергшиеся сексуальному насилию через анус, склонны полагать, что сами стали гомосексуалистами. Важно понять, какое значение имеют перечисленные выше общие соображения для терапевтического воздействия на конкретного ребенка. Контекст злоупотреблений Клинический опыт и результаты нескольких исследований свидетельствуют о высокой значимости межличностных отношений, на фоне которых происходит злоупотребление (Conte & Schuerman, 1987). Речь идет о характере взаимодействия между ребенком, лицом, совершившим злоупотребление, и человеком, осуществляющим за ребенком уход и не причиняющим ему вреда. В целом, не связанное со злоупотреблениями и центрированное на ребенке взаимодействие считается защитным фактором, до некоторой степени ослабляющим эмоциональный ущерб от жестокого обращения. И наоборот, наличие нескольких лиц, жестоко обращавшихся с ребенком, и сомнения в его невиновности усугубляют ущерб. В связи с этим близкие отношения между виновным в жестоком обращении и человеком, осуществляющим уход за ребенком (обычно матерью), не всегда в интересах ребенка, хотя часто это единственная поддержка, на которую может рассчитывать мать. Когда с ребенком жестоко обращается человек, осуществляющий за ним уход, положение становится особенно угрожающим. Чем более близкие, зависимые и основанные на доверии отношения связывают ребенка с лицом, допускающим жестокое обращение, тем сложнее ребенку адекватно оценить ситуацию. Так, например, бывает, когда сексуальное насилие совершает биологический отец ребенка (Harter et al., 1988). Следует учитывать, что особенно пагубно жестокое обращение сказывается на детях, чьим семьям дополнительно приходится иметь дело с какими-либо другими значительными проблемами. Тем не менее дети обычно сохраняют лояльность по отношению к родителям, если те жестоко с ними обращаются. Описан (Haynes-Seman, 1987) замкнутый цикл взаимодей- 7 Зак. № 459 ствия между матерью и ребенком-жертвой жестокого обращения со стороны матери. Повторное воспроизведение поведения с оттенком «морального мазохизма» детьми, терпящими жестокое обращение, объясняется их потребностью сохранить такие отношения при помощи единственного доступного им средства. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|