|
Приблизительно через 10 минут от начала сессии
Сюжет 5 — Март 1989 г. (продолжение)
Сюжет 6 — март 1989 г. Приблизительно через 10 минут после сюжета 5 На протяжении этого сюжета Пол поддерживает длительный зрительный контакт и часто улыбается. Он на короткое время отворачивается от Карен, затем поворачивается в точном соответствии с правилами игры.
Сюжет 6 — март 1989 г. (продолжение)
Сюжет 6 — март 1989 г. (продолжение)
CoupeJ.,JolliffeJ. An early communication curriculum: implications for practice, in J. Coupe & W. Goldbart, Communication Before Speech. London: Groom Helm. 1988. Dewart H., Summers S. The Pragmatics Profile of Early Communication Skills, Slough: NFER-Nelson. 1988. Lewis M. M. Language, Thought, Personality in Infancy, Childhood. London: Harrap. 1963. MogfordK. Communication Schedule, Child Development Research Unit, University of Nottingham. 1973. Newson E. Making sense of autism, Inge Wakehurst Papers. London: National Autistic Society. 1978. Newson E. Education, treatment, handling of autistic children, Children in Society 1(1): 34-50. 1987. Newson J. Towards a theory of infant understanding, Bulletin of the British Psychological Society 27: 251-7. 1974. NewsonJ. The growth of shared understandings between infant and caregiver, in M. Bullowa (ed.) Before Speech, Cambridge University Press. 1979. NordoffP. Quoted in R. Sandall, «Getting out of the groove», Sunday Times, 20 March, 1988. 1988. Pawlby S.J. Imitative interaction, in H.R. Schaffer (ed.) Studies in Mother-Infant Interaction. New York: Academic Press. 1977. PiagetJ. Play, Dreams and Imitation in Childhood. New York: Norton. 1951. Pinney R., Carr-Gomm P., Robinson M. Special Times (booklet), Children's Hours Trust, 28 Wallace House. London N7 STL. 1985. Savage C. The point of pointing, BA dissertation, University of Nottingham. 1985. Sidaway P. The work of the Orff Society (information sheet), 31 Roedean Crescent. London SW15 5JX. Undated. Stephenson S. An exploration of an approach using music to develop pre-verbal interaction skills in autistic children, BSc dissertation, Manchester Polytechnic. 1988. 4. Элизабет Ньюсон ИГРОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: Творческое наследие, которое оставили нам выдающиеся специалисты в области игровой психотерапии, может послужить хорошим подспорьем для рядового клинического психолога, не имеющего достаточной подготовки в этой области, но желающего на практике применять этот трудоемкий подход. Лично я, будучи еще студенткой, свое знакомство с теорией игровой психотерапии начала с изучения работ М. Кляйн, Д. Уинникота, В. Экслайн (М. Klein, D. Winnicott, V. Axline) и многих других. Чем больше я читала, тем более странным мне казалось многое из прочитанного. Прежде всего обращали на себя внимание «приглаженность» историй болезни и слишком быстрые успехи детей в освоении речи: как мог немой мальчик по имени Дибс после непродолжительной терапии произнести поэтичные строки «Я — строитель городов»? Высокие гонорары, которые получали психотерапевты, объяснялись тем, что работать им часто приходилось с достаточно обеспеченными клиентами, проблемы которых были не очень серьезны. Так, Уинникот посвятил целую книгу некому «Пиглю» («the Piggle»), который страдал от сиблингового соперничества. А как же многие из нас, кому пришлось столкнуться со сходными проблемами и справляться с ними без помощи психотерапевта? Не одну меня повергали в изумление смелые пояснения, которые М. Кляйн давала детям в возрасте 7 лет и младше. Вспоминая себя в этом возрасте (а я ничего не принимала на веру), удивляюсь, как ей, ни на минуту не сомневаясь в собственной правоте, удавалось убеждать ребенка в том, что выбранная им небольшая игрушка на самом деле символизирует отцовский пенис, при помощи которого отец пытается размешать плохие вещи внутри матери. Со временем я пришла к выводу, что терапевт просто воспользовалась возможностями, которые дает игровая психотерапия, чтобы совершить продолжительное эго-путешествие (ego-trip) за счет ребенка. Я сочла для себя невозможным заниматься игровой психотерапией и с облегчением переключилась на работу с детьми, которые имели очевидные умственные или физические недостатки. Шло время. Ко мне обращались разные клиенты, иногда мне не хватало опыта и знаний, чтобы помочь им, но и направить их в Ноттингеме, где я работала, больше было не к кому. Проблемы детей, обращавшихся ко мне за помощью, были гораздо серьезнее сиблингового соперничества: это были жертвы жестокого обращения и заброшенные дети; сменившие за свои пять лет 5-6 детских учреждений, а ко времени нашей с ними встречи считавшие, что их «никуда не примут»; дети, бывшие свидетелями насилия и смерти близких людей; безнадежно больные, например, прогрессирующей мышечной дистрофией, лейкемией или тяжелым заболеванием сердца, сами буквально смотревшие в глаза смерти. Все эти дети справлялись (или не справлялись) с жизненными сценариями (life scenarios), которые каждый из нас, умудренных опытом взрослых людей, счел бы для себя катастрофой. Общим для этих детей было неумение, по разным причинам, выразить свою тревогу словами. Прежде всего, дети были недостаточно интеллектуально развиты, так что в любом случае, даже в отсутствие других проблем, они испытывали бы «умеренные трудности при обучении» («moderate learning difficulties»). Многие из них в своей повседневной жизни были практически лишены возможности общаться со взрослыми по причине неблагополучного социального окружения. Следствием частой смены места жительства была задержка речевого развития. Таким образом, дети не могли четко сформулировать свои проблемы, а следовательно, обсудить их с теми взрослыми, которые проявляли к ним интерес. Кроме того, детские переживания иногда были слишком тяжелы для восприятия окру- жающими, особенно в тех случаях, когда жизнь и здоровье ребенка находились под угрозой. Несомненно, дети нуждались в помощи, но в какой именно? Социальные работники, направляя детей к психотерапевту, иногда рекомендовали проводить с ними игровую психотерапию. В течение нескольких лет мы аргументировали свой отказ тем, что не имеем соответствующей подготовки и сомневаемся в ее эффективности. Однако в нашем городе вмешательствами такого рода никто не занимался. В конце концов нам самим пришлось разработать подход к игровой психотерапии, которому мы доверяли. Конечно, конкретные детали и эффективность вмешательства зависели от особенностей детей, с которыми приходилось работать. Среди наших пациентов были и жертвы сексуального насилия. Безусловно, мы начали работать не с нуля, и многое заимствовали от наших предшественников. Заслуживают упоминания идея Стрейхорна (Strayhorn) о «компетентном ребенке» и фраза Джорджа Келли (George Kelly) о том, что «никто не должен быть жертвой своей биографии», которая едва ли могла оказаться полезной для тяжело больного ребенка. Структура процедур вмешательства, хотя и несколько адаптированная применительно к нашим потребностям, была позаимствована у Карла Роджерса и его учеников — Мустакаса и Экслайн (Moustakas & Axline), работавших с детьми. В частности, особенно плодотворной оказалась идея о вере в способность клиента конструктивно работать для собственного блага, даже если некомпетентность клиента очевидна. Это утвердило нас в решимости ограничить полномочия психотерапевта ролью фа-силитатора, а не руководителя процесса. Внутренняя дисциплина, порожденная сомнениями (в отличие от Мелани Кляйн) в собственной правоте, хорошо просматривается в ноттингем-ском подходе к игровой психотерапии. Однако главная заслуга в разработке нашего подхода принадлежит Маргарет Ловен-фельд (Lowenfeld, 1979). Она великодушно позволила клиницистам использовать свою технику «Построй Мир» («World») так, как они сочтут нужным, и мы использовали ее практически без изменений. Тревогу, связанную с боязнью ошибиться, нам удалось преодолеть благодаря рекомендации М. Ловен- фельд: «Для правильного понимания и использования этой техники крайне важно, чтобы психотерапевт избегал давать ребенку какие-либо пояснения». Я потом еще вернусь к этому. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|