|
Последствия выявления злоупотребленийС ростом информированности общества о разных формах жестокого обращения с детьми усиливается стремление специалистов вмешаться в этот процесс. Сравнительно недавно разработанная стратегия вмешательства предполагает включение новых значимых переживаний в привычное русло жизни жертв жестокого обращения. Это существенным образом меняет эмоциональное состояние таких детей и оказывает сильное влияние на терапевтический процесс. Основной целью вмешательства является обеспечение защиты детей и прекращение жестокого обращения с ними. Не всегда удается сделать это наиболее щадящим способом. К сожалению, дети не всегда с готовностью принимают помощь. Для прекращения жестокого обращения необходимо внести в жизнь ребенка определенные изменения, в том числе заставить виновного взять на себя ответственность за жестокое обращение, обеспечить присутствие и поддержку взрослых, способных защитить ребенка, а также постепенно устранять факторы, приведшие к жестокому обращению и поддерживающие такое взаимодействие. В результате ребенка часто разлучают со значимыми людьми, что вызывает у него глубокое чувство утраты. В ситуации жестокого обращения адаптивной эмоциональной реакцией может считаться признание ребенком своей вины и ответственности за происходящее, что позволяет ему ощущать себя до некоторой степени хозяином положения (Conte, 1985). Напротив, проведение мероприятий по защите ребенка часто вызывает у него чувство обиды и разочарования, поскольку он никак не может повлиять на этот процесс. Безусловно, детям недостает жизненного опыта для всесторонней оценки ситуации, а их безотчетная вера в бескорыстие и доброжела- тельность взрослых часто трансформируется в недоверие к «спасителям», которое может распространиться и на психотерапевта. Статус ребенка: чувства и повеление Действие разнообразных факторов, включая конституциональные особенности ребенка, обусловливает сложность оценки его состояния. Таким образом, важна любая информация о противоречивых эмоциях и переживаниях, которые испытывает и к которым старается приспособиться ребенок. Следует учитывать, что в основе этих переживаний лежит свойственное детям стремление понять происходящее и сохранить некоторый контроль над собственной жизнью, одновременно поддерживая связи со значимым окружением, от которого зависит эмоциональное благополучие, а иногда и физическое выживание ребенка. По этим соображениям, как манифестные, так и бессознательные чувства детей, подвергшихся жестокому обращению, могут не соответствовать ожиданиям взрослых. Гнев и протест поначалу могут отсутствовать, взамен наблюдается покорность и оцепенелая созерцательность («frozen watchfulness») (Crittenden & DiLalla, 1988). Практически всегда сохраняется лояльность биологическим родителям и идентификация с ними, что иногда кажется необъяснимым. Ребенок (как и взрослый) склонен связывать собственную идентичность и биологическое выживание со своими родителями, как бы плохо и даже жестоко они с ним ни обращались. Дети, ставшие жертвами жестокого обращения, часто выстраивают и поддерживают собственные, детально продуманные объяснения и представления о характере и причинах пережитого. Так, иногда они считают, что физическое насилие является заслуженным наказанием, а инцест служит выражением нормальных отношений между дочерью и отцом. Отсутствие родительской заботы и нежелание матери защитить своего ребенка от жестокого обращения объясняются ее потребностью выжить самой. Несмотря на то что жестокое обращение часто сопряжено для ребенка с болью и страхом, возникающее у него чувство вины помогает переносить страдания. Таким образом, личная ответственность за происходящее позволяет ребенку сохранить душевное равновесие. Часто родители или другие лица, осуществляющие уход за ребенком, считают свое жестокое с ним обращение естественным следствием его непослушания. Другой формой адаптации к длительно существующему жестокому обращению является сознательное отрицание ребенком негативного характера своих переживаний. Это встречает поддержку со стороны виновного в жестоком обращении, а иногда и лиц, осуществляющих уход за ребенком. Такая ситуация, особенно характерная для сексуального насилия, получила название «Синдром аккомодации к сексуальному насилию над ребенком» («Child Sexual Abuse Accommodation Syndrome» Summit, 1983). Сами дети не разделяют позиции сторонних наблюдателей, склонных считать их жертвами, служащими для удовлетворения эмоциональных потребностей и выражения бессознательных проекций лица, виновного в жестоком обращении. Подобная точка зрения подразумевает, что сам по себе ребенок — существо малоценное, нежеланное, нелюбимое, более того, изначально порочное. Такое отношение содержит элемент отрицания права ребенка на существование и, как следствие, встречает с его стороны противодействие. Дети, ставшие жертвами жестокого обращения, иногда пытаются обрести контроль над собственной жизнью, своим нарочито плохим поведением вызывая негативную реакцию окружающих. Многообразие неспецифических расстройств поведения и трудностей обучения гораздо легче понять, учитывая разное отношение самого ребенка и окружающих его людей к ситуации жестокого обращения. Следствием поведенческих проблем является низкая самооценка, столь характерная для большинства детей-жертв жестокого обращения. На начальном этапе психотерапии следует уделять особое внимание оценке эмоционального состояния, поведения и позиции ребенка. Вопрос о необходимости адаптации психотерапевтических методов к работе с детьми-жертвами жестокого обращения остается открытым. Клинический опыт свидетельствует, что главным является не то, как проводится терапия, а какие проблемы она затрагивает. Содержание и особенности проведения терапии в значительной мере определяются самим фактом жестокого обращения и характером реабилитационных мероприятий в отношении конкретного ребенка. Пели психотерапии Терапию можно рассматривать как процесс, направленный на постепенное избавление ребенка от тех способов психологической защиты (Mrazek & Mrazek, 1987), которые в свете нового для него опыта безопасных и доверительных отношений стали ненужными и неадаптивными. Склонность к отрицанию боли или дискомфорта, связанных с жестоким обращением, а также потребность хранить тайну препятствуют свободному обсуждению этой важной для ребенка темы. В процессе психотерапии ребенок получает возможность поделиться своими прошлыми переживаниями в приемлемой для себя форме. Рассказывая о своих переживаниях, ребенок оставляет травму в прошлом и обретает контроль над собственными воспоминаниями. Постепенно удается преодолеть основанную на чувствах вины, стыда или страха изоляцию, в которой часто оказываются жертвы жестокого обращения. Следующей целью психотерапии является постепенное развитие у ребенка нового представления о себе. Исследование страхов ребенка и его отношения к случившемуся можно сочетать с разъяснением роли и ответственности взрослого, виновного в жестоком обращении. Психотерапевт не ставит перед собой задачи отрицать или преуменьшать гнев ребенка или его любовь к виновному в жестоком обращении, при сохранении значимых отношений между ними. В обстановке безопасности и заботы ребенок со временем откажется от собственной ответственности за жестокое обращение или поверит в возможность быть откровенным. Эта новая позиция ребенка, однако, сопряжена с ощущением беспомощности и, в известной мере, способствует сохранению чувства вины. Тем не менее, анализ в процессе психотерапии чувств и поведения ребенка позволит ему в будущем налаживать взаимодействие с другими людьми, не ожидая от них жестокого или пренебрежительного отношения. Профилактическая функция психотерапии проявляется в исследовании причин предрасположенности ребенка к жесто- кому обращению, что помогает предотвратить повторение случившегося. Подходы к психотерапии Психотерапия проводится в форме игры и беседы в широком смысле слова. При этом используются индивидуальный, групповой или семейный форматы. Терапевтический процесс требует координации усилий многих специалистов, с одновременным использованием разных подходов. Например, групповая или индивидуальная терапия может быть дополнена работой с семьей ребенка, в то же время индивидуальная терапия редко сочетается с групповой. Терапевтический процесс можно выстроить по-разному. Активная исследовательская работа с элементами просвещения может продолжиться в виде ролевой игры, рисования, с использованием игрушек и другого материала, включая куклы, изготовленные с учетом анатомических особенностей человека. Кроме того, в случае необходимости можно писать воображаемые письма для выражения чувств к человеку, с которым ребенок почему-либо не может общаться непосредственно. Любую терапевтическую работу с детьми следует тщательно планировать с учетом обстоятельств текущей жизни ребенка, его взаимодействия с окружающими и, особенно, с учетом потребности ребенка в уходе со стороны взрослых. Сама по себе психотерапия не может заменить уход за ребенком и отличается от чисто дружеских отношений, хотя и включает в себя элементы того и другого. Индивидуальная психотерапия Иногда считают, что термин «психотерапия» применительно к индивидуальной работе с детьми обозначает специфический психодинамически ориентированный метод. В действительности, помощь такого рода может быть предоставлена незначительному числу детей, прежде всего из-за нехватки хорошо подготовленных детских психотерапевтов. Кроме того, далеко не всем детям целесообразно оказывать столь интенсивную помощь. Многие из тех, кто имеет показания для такого вмешательства, живут в неблагополучных семьях и не могут получить от своих родителей или других лиц должной поддержки в процессе длительной и временами болезненной психотерапии. Как ни парадоксально, но именно эти дети, в силу нестабильности и неопределенности своего положения, больше других нуждаются в интенсивной терапии (Dyke, 1987). В случае необходимости проведения интенсивной психотерапии ребенку прежде всего следует обеспечить стабильные условия существования, поместив его в терапевтическую коммуну или временно отдав в другую семью, чтобы новое окружение поддерживало ребенка в ходе психотерапии. В таких случаях терапевтический процесс основан на особом взаимодействии между ребенком и терапевтом, в рамках которого ребенок чувствует себя в достаточной безопасности, чтобы посредством игры и фантазии встретиться лицом к лицу со своей проблемой и выразить свои самые мучительные, бессознательные чувства. Благодаря специальной подготовке психотерапевт придает особый смысл деятельности ребенка в процессе терапии (Boston & Szur, 1983). Существует несколько показаний к специализированной индивидуальной психотерапии. Например, если нанесенная ребенку психоэмоциональная травма настолько выражена, что негативно отражается на общем функционировании, развитии познавательных способностей, чувстве самосохранения, а главное, способности устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Тогда принято считать, что ребенок «интернали-зовал» повреждающие аспекты своих негативных переживаний. Причинами этого может быть особо жестокое обращение, отсутствие поддержки со стороны ближайшего окружения или повышенная конституциональная уязвимость конкретного ребенка, а чаще комбинация всех этих факторов. Использование термина «психотерапия» исключительно для обозначения данной специфической ситуации позволяет сохранить его однозначность. Тем не менее эффективная индивидуальная работа с клиентом не всегда требует квалификации и навыков психоаналитика. Не следует недооценивать важность менее интенсивного по сравнению с психоанализом терапевтического вмешательства. Главное в этой работе — предоставить ребенку возможность выговориться, выразить чувства к своей семье и человеку, виновному в жестоком обраще- нии, а также к вмешательству и его последствиям, получить информацию о дальнейших событиях. Большая часть этой работы затрагивает реальные события, а также осознанные, но не высказанные ребенком страхи, тревогу, стыд, душевную боль и гнев. Дети-жертвы жестокого обращения ощущают огромное облегчение, когда получают возможность высказаться и быть услышанными без риска подвергнуться критике, особенно когда речь идет о чувствах, которые могут показаться странными, например, симпатия, чувство утраты или забота о человеке, жестоко обращавшемся с ребенком. Часть детей, ставших жертвами сексуального насилия, получают от этого некоторое удовольствие, но стесняются об этом сказать открыто. С рациональной точки зрения такие чувства представляются неадекватными, однако их не следует отрицать. Напротив, легализация и признание таких чувств другим человеком позволяют ребенку ощутить свою значимость. , Дети склонны испытывать специфические страхи и беспокойство, связанные с сексуальным насилием, которому они были подвергнуты. Так, широко распространено опасение, что в результате сексуального насилия причинен вред гениталиям, что неизбежно скажется на сексуальной и репродуктивной функции ребенка. Дети могут бояться заражения СПИДом. Что касается мальчиков, то они беспокоятся о том, что станут гомосексуалистами. Узнав о том, что тревожит ребенка, специалист может обсудить с ним обоснованность таких опасений. Некоторые особенности индивидуальной работы с мальчиками-жертвами сексуального насилия хорошо описаны в работе Джоунса (Jones, 1986). Важной стороной индивидуальной работы является предоставление ребенку информации и подготовка к предстоящим жизненным переменам. Речь может идти о смене местожительства, разлуке с семьей, изменении статуса некоторых членов семьи и судебном разбирательстве, включая дачу ребенком показаний в суде по делу о жестоком обращении. Последнее обстоятельство заслуживает особого внимания и подготовки. Дети высоко ценят островки стабильности на фоне происходящих в их жизни перемен, связанных с вмешательством по поводу жестокого обращения. Стабильное взаимодействие с другими людьми в глазах ребенка служит свидетельством его собственной значимости. Групповая психотерапия Групповой формат психотерапии используется довольно широко, особенно когда речь идет о сексуальном насилии. Наиболее важной особенностью группового опыта для этих детей является возможность поделиться тайной, практически всегда окутывающей жестокое обращение, а также преодоление изоляции, в которой обычно находятся дети. Огромное значение имеет знакомство с товарищами по несчастью и возможность убедиться в том, что жертвы сексуального насилия продолжают оставаться обычными детьми без каких-либо внешне выраженных признаков стигматизации. В условиях групповой терапии можно продолжить наблюдение, чтобы оценить потребности ребенка в дальнейшей психотерапии. Подобно индивидуальной, групповая терапия может быть более или менее структурированной. Менее структурированная терапия обычно проводится со старшими детьми и подростками, уровень развития которых позволяет им экспериментировать со своими чувствами в группе. Младшие дети хорошо откликаются на краткосрочную структурированную групповую терапию (Nelki & Walters, 1989). Это особенно важно для снятия с ребенка клейма «жертвы сексуального насилия». Для участия в группе отбираются дети примерно одного возраста, мальчики и девочки отдельно. Эффективность групповых сессий с детьми значительно повышается, если параллельно проводить встречи с родителями или лицами, их заменяющими. В этом случае взрослые чувствуют личную заинтересованность и стараются не пропускать сессий: регулярно приходят сами и приводят детей. В этих взрослых группах затрагиваются те же темы, что и в детских, в частности обсуждаются аспекты нормальной сексуальности, а также уделяется внимание праву ребенка не держать в тайне свои отношения с другими людьми. Несмотря на кажущуюся низкую себестоимость, групповая терапия в действительности — довольно трудоемкое занятие. Детальное планирование и тщательная подготовка, дебрифин-ги и супервизия требуют участия нескольких специалистов. На этапе планирования определяются продолжительность терапии, состав участников группы, решаются вопросы соблюдения конфиденциальности, оговариваются границы допустимого поведения, цели и содержание индивидуальных сессий. Такая работа неотделима от оценки состояния клиентов (Glaser & Frosh, 1988). Существует ряд тем, которые непременно следует затронуть в группе. Прежде всего необходимо ознакомить участников с лексикой, которая используется для описания анатомических особенностей человека, жестокого обращения и сексуальности; договориться о приемлемом для детей способе описания своих переживаний и проблем в процессе самораскрытия. В обстановке группы проще проводить половое просвещение детей и вторичную профилактику насилия, в частности разъяснить детям, какие взрослые заслуживают доверия и к кому можно обратиться за советом. По некоторым данным, в группах, состоящих из мальчиков-жертв сексуального насилия, часто встречаются проблемы с дисциплиной, что требует от терапевта особых навыков, в частности, умения установить жесткие границы взаимодействия с группой (Friedrich et al., 1988). Семейная психотерапия Это направление работы рассматривается в свете его значения для удовлетворения терапевтических потребностей ребенка. Так, в рамках семейной психотерапии можно рассматривать группы, состоящие из сиблингов. Работа в группе часто впервые дает возможность сиблингам-жертвам жестокого обращения поделиться друг с другом своими переживаниями. В такой обстановке обычно удается успешно «провентилировать» вопросы, связанные с сиблинговым соперничеством, враждебностью и взаимными обвинениями, а также по-новому взглянуть на ситуацию, в которой оказались дети. Семейные сессии позволяют детям выразить чувства к родителям и другим членам семьи и обычно проводятся после курса индивидуальной или групповой терапии. Важно обеспечить безусловное принятие экспрессивных проявлений ре- бенка членами семьи, в противном случае поведение ребенка стало бы поводом для причинения ему эмоционального ущерба. В обстановке семейной сессии родители в присутствии детей могут взять на себя ответственность за жестокое обращение, а специалисты имеют возможность оценить эмоциональные потребности детей. Конфликты и проблемы, ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|