Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.





Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

3) В соответствии со ст.25 Закона верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

В порядке, установленном федеральным законом, верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с частью 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа действуют в составе:

-президиума суда;

-судебной коллегии по гражданским делам;

-судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.



4) В соответствии со ст.9 Закона Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 104 Конституции Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Верховный Суд Российской Федерации:

1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации;

2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами Российской Федерации;

3) публикует судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;

4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В соответствии со ст.10 Закона Верховный Суд Российской Федерации действует в следующем составе:

- Пленум Верховного Суда Российской Федерации;

-Президиум Верховного Суда Российской Федерации;

- Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации;

- Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;

- Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

- Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

-Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

ПленумВерховного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей и судей Верховного Суда Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации:

1) дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;

2) использует в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации принадлежащее Верховному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы по вопросам его ведения;

3) избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде Российской Федерации, а также положение о нем;

5) утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации заключение о наличии в действиях Генерального прокурора Российской Федерации и (или) Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;

6) ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда Российской Федерации, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации;

7) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда Российской Федерации, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации о деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

8) обращается с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации;

9) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

10) избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;

11) утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;

12) утверждает Регламент Верховного Суда Российской Федерации;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

В состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации входят Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и судьи Верховного Суда Российской Федерации. Количественный состав Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации:

1) в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;

2) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

3) разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;

4) утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;

5) возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;

6) рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

7) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из ее председателя и членов, являющихся судьями Верховного Суда Российской Федерации. Председатель и члены Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации;

2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Организует деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности коллегии и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (далее - судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации) формируются из числа судей Верховного Суда Российской Федерации в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации утверждаются Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации:

1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами;

2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;

3) вправе обратиться на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;

4) обобщают судебную практику;

5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

 

6.1.5. Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1. Указанный закон устанавливает требования, предъявляемые к судье и к кандидатам на должность судей, порядок отбора кандидатов на должность судьи и порядок наделения судей полномочиями, порядок исполнения ими своих обязанностей, гарантии независимости судей, сроки их полномочий, основания приостановления и прекращения полномочий судьи, порядок их отставки, дисциплинарную ответственность судей и др.

Согласно ст.2 Закона все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. Особенности правового положения некоторых категорий судей, включая судей военных судов, определяются федеральными законами, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, также законами субъектов Российской Федерации.

Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.

Независимость судьи обеспечивается:

предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.

Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном Законом о статусе судей.

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего Закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

предупреждения;

досрочного прекращения полномочий судьи.

Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.

 

6.1.6 Федеральный конституционный закон от 09.11.2009 №4-ФКЗ «О дисциплинарном судебном присутствии».

Согласно ст.1 Закона дисциплинарное судебное присутствие является судебным органом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместителей, а также судей, входящих в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации) в количестве шести членов.

Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются исходя из следующей нормы представительства: три судьи от Верховного Суда Российской Федерации и три судьи от Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде Российской Федерации или в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации не менее пяти лет.

Кандидатами в члены Дисциплинарного судебного присутствия не могут выдвигаться Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и их заместители, а также судьи, входящие в состав Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и в состав Совета судей Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может быть избрано членом Дисциплинарного судебного присутствия более двух раз подряд.

Член Дисциплинарного судебного присутствия осуществляет свои полномочия без освобождения от должности судьи Верховного Суда Российской Федерации или Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Член Дисциплинарного судебного присутствия освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период подготовки и проведения заседаний Дисциплинарного судебного присутствия в порядке, установленном Регламентом Дисциплинарного судебного присутствия.

Срок полномочий члена Дисциплинарного судебного присутствия - три года.

В период осуществления своих полномочий член Дисциплинарного судебного присутствия не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Регламент Дисциплинарного судебного присутствия утверждается совместным постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Регламент Дисциплинарного судебного присутствия утвержден Постановление Пленумов Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 04.02.2010 №3/2.

Согласно ст.5 Регламента заседания Дисциплинарного судебного присутствия проводятся в соответствии с утвержденным Дисциплинарным судебным присутствием графиком проведения заседаний.

Член Дисциплинарного судебного присутствия освобождается от исполнения обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы на период проведения заседаний Дисциплинарного судебного присутствия с сохранением по основному месту работы заработной платы и иных выплат, предусмотренных законами и иными нормативными актами.

Заседание Дисциплинарного судебного присутствия считается правомочным, если на нем присутствуют не менее пяти членов Дисциплинарного судебного присутствия.

По результатам рассмотрения жалоб и обращений Дисциплинарное судебное присутствие вправе принять одно из следующих мотивированных решений по существу рассмотренной жалобы (обращения):

1) об удовлетворении жалобы и отмене решения соответствующей квалификационной коллегии судей полностью или в части;

2) об удовлетворении обращения и о прекращении полномочий судьи;

3) об отказе в удовлетворении жалобы или обращения.

Решение Дисциплинарного судебного присутствия по жалобе или обращению принимается открытым голосованием большинством голосов членов Дисциплинарного судебного присутствия в условиях закрытого совещания членов Дисциплинарного судебного присутствия.

 

6.1.7. Гражданский процессуальный кодекс РФ, введенный в действие с 1 февраля 2003 г., является нормативным актом, регламентирующим порядок судопроизводства по гражданским делам в судах общей юрисдикции.

ГПК РФ 2002 года-это уже четвертый опыт кодификации в России гражданского процессуального законодательства.

Первый Устав гражданского судопроизводства был принят в 1964 году и действовал достаточно долго: на основной части России –до 1917 г., а в государствах Прибалтии-до 1940 г.

Вторая кодификация прошла в советский период в 1923 году, когда начало новой экономической политики потребовало правовых форм разрешения споров и конфликтов в обществе. Был принят ГПК РСФСР, действовавший до 1964 г.

ГПК РСФСР 1964 г. (третья кодификация) с началом политических и экономических преобразований в нашем обществе подвергался существенному реформированию, отражающему новое место органов судебной власти в правовой системе страны и иную систему принципов гражданского процесса.

ГПК РФ 2002 г. основан на научных разработках 19 в. и послереволюционного (советского) периода. Здесь нашли закрепление институты, которые содержались еще в Уставе гражданского судопроизводства (например, заочное производство). ГПК РФ впитал в себя все лучшее, что содержалось в ГПК РФ 1923 и 1964 г. Кроме того, по достоинству оценены находки законодательства других стран, где есть особые процедуры рассмотрения исков, например, институт упрощенной формы защиты прав (приказное производство).

Структура ГПК РФ во многом аналогична лежавшей в основе Кодексов 1924 и 1964 гг., и это также говорит о преемственности вступившего в силу акта. В частности, вначале определены общие положения, закрепляющие принципы гражданского процессуального права, далее регламентируются отдельные стадии процесса.

ГПК РФ включает 7 разделов, регулирующих деятельность суда общей юрисдикции во всех стадиях гражданского процесса: в стадиях предъявления иска, подготовки дела к судебному разбирательству, судебного разбирательства, апелляционного производства, кассационного производства, надзорного и исполнительного производства.

Одним из важнейших факторов, влиявших на процесс разработки норм ГПК РФ, являлось новое материальное право. Так, 3 части ГК РФ, вступившие в действие в период создания ГПК РФ, закрепили принцип свободы заключения договора, т.е. был усилен принцип диспозитивности, что требовалось отразить в ГПК РФ.

Кроме того, ГПК РФ ориентируется на устройство судебной системы, а именно на организацию кассационных и апелляционных инстанций и других форм пересмотра судебных постановлений, существование института мировых судей в судебной системе и т.д..

ГПК РФ, сохранив все оправдавшие себя на практике институты и правовые нормы, ориентирован на совершенствование порядка рассмотрения и разрешения дел в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав граждан.

Существенно изменились положения, касающиеся состава суда. Так, прекратил существование институт народных заседателей. Дела по первой инстанции рассматриваются судьей единолично, а в случаях, предусмотренных федеральным законом-коллегиально в составе 3-х профессиональных судей.

В гл. 3 ГПК РФ детально определяется подведомственность дел судам общей юрисдикции. При этом сохранено важное положение, согласно которому при возникновении коллизии подведомственности дело подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В ГПК РФ включен целый ряд нововведений, касающихся доказательств и доказывания. Так, расширен круг средств доказывания, которые могут использовать стороны при обосновании своих требований и возражений. В их число включены аудио-и видеозаписи. Определено положение специалистов, которые ранее не назывались в составе участников процесса, и рассматривались либо как свидетели, либо как эксперты.

ГПК РФ содержит неизвестное ранее процессуальному законодательству положение о проведении предварительного судебного заседания. Цель предварительного заседания-закрепление распорядительных действий сторон, совершенных при подготовке дела, определение обстоятельств, имеющих значение для дела, определение полноты доказательств.

С 4 мая 2010 г. Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" введена глава о производстве по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок.

Отражение института медиации в ГПК РФ стало возможным благодаря Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

Фундаментальные изменения в институты пересмотра судебных постановлений были внесены Федеральным законом от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

Изменения направлены на унификацию правил обжалования судебных постановлений, принятых как мировыми судьями, так и федеральными судами общей юрисдикции и не вступивших в законную силу; на создание апелляционных инстанций в судах общей юрисдикции Российской Федерации всех уровней.

Надзорное производство рассматривается в качестве экстраординарного способа проверки судебных постановлений, и полномочия по пересмотру судебных постановлений в порядке надзора сохранены исключительно за Президиумом Верховного Суда РФ.

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" введена новая глава 26.2 "Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

На обеспечение прав недееспособных в гражданском процессе был направлен Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.