Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АНТРОПОГЕНЕЗ: ПРОИСХОЖАЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА





Теоретико-методологические предпосылки антропосоциогенеза

Теории происхождения человека

Основные вехи антропогенеза

СОЦИОГЕНЕЗ: РАЗВИТИЕ АОИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Общество социальных Животных

Муравьиные мегаполисы

Лестница социальной эволюции

Предчеловеческое стадо

Человеческое стадо

ЧАСТЬ I

АНТРОПОГЕНЕЗ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА1

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

Исторически длительный процесс превращения человека из биологичес­кого существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называю! антропосоциогенезом (от греч. anthropos — человек, пат. societas -общество и греч. genesis — происхождение). Они видят в нем неразрыв­ное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). Первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, — собственно процесс социоге­неза.

1 При подготовке данных материалов использована информация из изданий: Хршанфова Е.Н. Древ­нейшие этапы гоминизации//Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т. 2. М., 1987. С. 5—92 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М, 1977; Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.,1974 Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985. Andrews P. The descent of man // New Scientist. 1984. Vol. 102, № 1408; Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек. 1997. № 1. С веб-сайтов: http://rusk.ru; ВВС News: www.nature.ru; xTerra.ru; www.espada.nm.ru; www.examen.ru; www.compulenta.ru; NewScientist.com; www.virsky.euro.ru; MIGnews; http://schools.techno.ru; Мотовияов К.А. Происхождение и систематика отряда приматов. Происхождение человека. — http://narmer.narod.ru; www.rg.ru.

Антропосоциогенез — как его понимать? В научной литературе нет еди­ной трактовки данного термина. Попробуем разобраться.

В отечественной литературе принято делить весь человеческий род на три большие группы: архантропы, т.е. формирующиеся люди (к ним относятся питекантропы, синантропы и другие ранние виды); палеоантропы (неандер­тальцы), они жили в формирующемся обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной); неоантропы {Homo sapiens), т.е. «готовые» люди: в этот время праобщество превратилось в «готовое» общество. По археологической периодизации это — ранний палеолит. Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн лет, назывался эпохой становления человека и общества, т.е. антропосоциогенезом2. В зарубежной литературе нет архантропов, палеоантропов и неоантропов. Да и отечествен­ные ученые все больше отходят сегодня от устаревших советских схем, при­выкая к международной терминологии. Между тем схема была довольно ло­гичной, но, к сожалению, она ничего нового к объяснению антропологичес­кого материала не добавляла.

Как следует из самого понятия, антропогенез — это происхождение че­ловеческого рода, включая всю его дописьменную историю. В таком случае этот процесс включает все историко-эволюционные типы человека, начиная с древнейших видов гоминид (первого обезьяночеловека — питекантропа) и заканчивая высшим их видом — Homo sapiens sapiens. Такова расширитель­ная трактовка антропогенеза. Она имеет право на существование потому, что исключение из этого глобального процесса самых ранних, по существу еще обезьяньих, предшественников человека, чистых гоминид, в частности ав­стралопитеков, не позволит проследить все этапы и выявить все механизмы превращения «недочеловека» в современного человека. Другие специалис­ты придерживаются узкой трактовки антропогенеза, полагая, что его начало следует относить к переходу от хабилисов к питекантропам, который про­изошел примерно 1,5—1 млн лет назад. Временная шкала антропогенеза со­кращается, зато на укороченном отрезке более отчетливо видны произошед­шие изменения, в частности морфологические изменения черепа и тела.

Социогенез, вторая составляющая термина «антропосоционегез», вклю­чает всю дописьменную историю человеческого общества, начиная со стада предлюдей до появления ранних государств (Шумер, Аккад, Древний Еги-

Врезка

Ученые спорят из-за черепа

Дебаты вокруг черепа Тумая, обнаруженного в июле 2002 г. в песках Сахары и предположитель­но принадлежащего самому древнему предку человека, разгорелись с новой силой. Череп был обнаружен группой французского палеон­толога Мишеля Брюне, который считает, что находке 6-7 млн лет. Главным оппонентом Брю­не на сегодняшний день является Милфорд Волпофф из университета Мичигана. Он утвер-

ждает, что череп принадлежал самке гориллы, впрочем, не предъявляя никаких доказательств своей точки зрения. Эта дискуссия весьма зна­чима для научного сообщества, поскольку под сомнение ставятся теория происхождения и эво­люция человека. Ученый мир пока наблюдает за дебатами со стороны, вяло комментируя проис­ходящее. Брюне призывает коллег произвести дополнительные исследования находки.

Источник: www.membrana.ru.

2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966.

пет и др.)- С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации. Термин «доисторический человек», давно вошед­ший в научный обиход, заставляет ду­мать, что кроме него существует исто­рический человек, тот, руками и разу­мом которого создана цивилизация и письменная летопись человечества. Стало быть, должны существовать две парные категории — доисторический и исторический человек, доисторичес­кое и историческое общество.

В обыденном словоупотреблении «социальное происхождение» человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосред­ственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни? Собственная история человека, хроника его жизни — это уже биогра­фия. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления самого обще­ства начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу.

Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез — две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения человеческого рода и общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновремен­но как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антро-посоциогенеза.

По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, кото­рое насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сивапитека), не менее 14 млн лет, впол­не применим термин «филогенез», используемый специалистами. Тогда пе­риод с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2,2 млн лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действи­тельно начинаются с австралопитеков. Они представляли собой высокораз­витых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали созна­тельно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости живот­ных и т.д.).

Филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхожде­ние) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал измене­ния, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изме-

нения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобра­зования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтоге­нез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филоге­нез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, по­скольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза — родословное (или филогенетическое) древо. Дре­во жизни — отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие «филогения» обозначает историческое развитие мира живых орга­низмов как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов.

Если использовать термины «доисторический» и «исторический» приме­нительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему, или древнему, доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторичес­кому человеку — неандертальца.

В широком значении антропогенез обозначает совокупность всех исто-рико-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез — совокуп­ность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность).

В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропо­логии используется еще один термин — «гоминизация». Гоминизация (от лат. Homo — человек) — процесс очеловечения обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Homosapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эво-люционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефализация), адап­тацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, созна­ния, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминиза-ции явилась трудовая деятельность.

Согласно Н.Н. Моисееву, развитие человечества начиная с верхнего па­леолита происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социо-генезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее разви­тие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессиро­вать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Веду­щим фактором социогенеза, с точки зрения Моисеева, выступали особенно­сти организации и социальной структуры племени, а не интеллект и лично­стные качества, такие, как доброта или сочувствие к ближнему3.

3 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Оба термина, «антропогенез» и «социогенез», конкретизируют более ши­рокий и одновременно более размытый термин «социальное происхожде­ние». Социальное происхождение человека — общественная позиция и ста­тус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня зем­ляне, «родителями» выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком очень широком значении наша родословная имеет не менее 14 млн лет, а в узком — более 2 млн у человеческого общества, как и у че­ловеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили.

Примерно так же рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении нации и народностей. В частности, термин «этногенез» Ю.В. Бромлей пред­лагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала «этничес­кая история»4.

Не будет ничего удивительного в том, если новые открытия археологов и антропологов изменят существующие представления о человеческой и обще­ственной родословной. Возможно, одна из них удлинится или укоротится, пополнится новыми ветвями родословного древа, какие-то из них, ранее казавшиеся незыблемыми, отпадут или укоротятся. Вслед за новыми откры­тиями придется, возможно, пересматривать и теоретические модели. Ска­жем, в соответствии с новейшими данными, самые ранние виды людей (за это их называют еще предлюдьми, пралюдьми) появились 6—7 млн лет на­зад. В таком случае хронологическую карту антропогенеза придется видоиз­менить, но как именно — еще не ясно. Но важно договориться о понятиях.

Вряд ли следует пересматривать положение о том, что общество в соб­ственном смысле слова возникло 30—40 тыс. лет назад. Длительную стадию кристаллизации человеческой коллективности, которую именуют стадом

Врезка

Древний, но не примитивный

В ходе экспедиции, исследовавшей одну из сто­янок первобытных людей в пещере Бломбос, на­ходящейся к востоку от Кейптауна, археологи обнаружили несколько десятков камней, покры-

тых затейливой гравировкой и многочисленны­ми символами, вызвавшими немалое восхище­ние и удивление ученых.

Научная ценность этих находок определяется в первую очередь тем, что эти «каменные рисун­ки», выполненные примерно 75 тыс. лет назад, со всей очевидностью доказывают, что для пер­вобытных людей этого времени были свойствен­ны и весьма многообразные поведенческие ре­акции, и умение мыслить абстрактными катего­риями.

По сути, эти рисунки позволяют «передвинуть» планку формирования человеческого интел­лекта и психики на несколько десятков тысяч лет назад, поскольку ранее предполагалось, что на подобные «достижения» человек ока­зался способен значительно позже — с IV ты­сячелетия до н.э. Причем не в Африке, а в Ев­ропе. Именно к наскальным изображениям, найденным в пещерах Европы, впервые было отнесено определение «современного психи­ческого типа» в истории развития человече­ства. Теперь ученым придется, судя по всему, пересмотреть многие даты и вехи древней ис­тории.

Источник: MIGnews.com.

Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 237—238; он же. Очерки теории этноса. М., 1983.

предлюдей, по всей видимости, нельзя еще считать началом общества. За ней последовала другая стадия — стадо людей, которое тоже не совсем коррект­но причислять к началу общественного развития в строгом смысле. Специ­алисты предлагают для нее несколько терминов, в частности протообщество, предобщество, праобщество и др. Стало быть, это еще не общество в соб­ственном смысле слова. Родоплеменная организация, с которой целиком и полностью историки связывают первобытно-общинную формацию, сложи­лась позже — после прохождения человечеством первых двух стадий и, воз­можно, хронологически относится к позднему палеолиту. Так что свое об­щество человек в буквальном смысле выстрадал как награду за многомиллионнолетнее существование в лоне слепой биологической стихии.

О своих человеческих прародителях мы можем судить сегодня только на основе ископаемых останков.

Антропосоциогенез относится к разряду всемирно-исторических процес­сов, охватывающих не отдельные общества, страны или регионы мира, а все население планеты. Антропосоциогенезом называется процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; со­отношение эволюции физического типа человека с историческим прогрес­сом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Проблемы ан­тропогенеза стали изучаться в XVIII в. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном созна­нии утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу.

Сегодня исследование проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии (прежде всего палеоантропологии) и родственных ей наук — эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеон­тологии приматов, археологии, исторической социологии, психологии и фи­зиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеоли­та, палеогенетики, этнографии и лингвистики.

В биологическом смысле антропогенез представляет собой растянувшийся на исторически необозримый срок процесс адаптации человека и его ранних форм к искусственной среде. Он происходил так: местные архаичные фор­мы гоминид время от времени заменялись пришлыми формами, которые были менее специализированными, но обладали большим потенциалом для дальнейшего развития. В результате современный человек оказался самым неспециализированным организмом на Земле, и ему удалось заселить все экологические ниши, сохранив видовое единство5.

Из всех видов гоминид, когда-либо существовавших на Земле, Homo sapiens — единственный, чью эволюционную судьбу можно рассматривать в перспективе, поскольку только этот вид дожил до настоящего времени, широко расселившись по земному шару. На протяжении развития рода Homo более высокоорганизованные виды гоминид, расы и народы, находившиеся на так называемой оси эволюционной магистрали, вытесняли тех, чья орга-

5 Козлова М. С. Эволюционная судьба homo sapiens // Человек. 2000. № 1.

низация была ниже или даже упрощалась в процессе адаптации к специфи­ческим средам обитания, таким, например, как горы или тропические леса. Представители рода Homo изначально отличались стремлением к широкой экспансии6, и закономерным следствием такого пути развития стало зарож­дение в Европе техногенной цивилизации, которая оказалась поистине уни­версальной, ориентированной на самый широкий спектр климатических и географических условий.

Во время крупных геологических преобразований в истории планеты, когда условия существования становились крайне нестабильными, преиму­щество в выживании получали универсальные формы живых существ, наи­менее специализированные и наименее зависимые от окружающей среды. Именно такие формы давали начало новым, более высоким таксонам орга­низмов — типам или классам7.

Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыс­лью. Именно речь стала основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более раз­витым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту.

Способность к общению, развивавшаяся у доисторических предков чело­века очень медленно, сделала гигантский скачок в последние 30—40 тыс. лет — от рисунков кроманьонцев на стенах пещер до современной письмен-

Рис. 1. Эволюция человека

6 Козлова М.С. Путь гоминид как адаптивная стратегия // Человек. 1999. № 1. С. 25-35.

Зубов А.А. Антропогенез как фаза эволюции живого мира // Биологические предпосылки гоминиза-ции. М., 1976. С. 7-19.

ности. Все достижения цивилизации являются следствием того, что челове­ку свойственно образное и абстрактное мышление.

Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500 куб. см, у Habilis Australopithecus — около 700, у питекантропа — 900, у Homo erectus он увеличился до 900— 1000, у синантропа — около 1200, у не­андертальца — до 1400, у кроманьон­ца—примерно 1600 куб. см. Таким об­разом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого моз­га увеличились в 3 раза. Если учесть, что за тот же период средние по­казатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20—40%, то увеличение объе­ма мозга на 200% наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего в области развития мозга.

Мозг человека — это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки кле­ток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от раздражителей.

Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюци­онного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя еще 20 млн лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло еше 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появ­ление человека было не просто появлением нового вида. Произошел великий качественный скачок в истории Земли. Возник не просто человек — возникло человеческое общество, жившее не только по биологическим законам. Нача­лась человеческая история, подчиняющаяся особым, социальным, законам9. Этим изменениям предшествовал длительный процесс эволюции человека и главным образом его головного мозга. Это позволило людям значительно обо­гнать в развитии всех других обитателей планеты.

По мнению специалистов, современный тип человека возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Господство биологических законов естествен­ного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род — дисциплинированный и организованный коллектив, создавший по­стоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к сре­де, а адаптация к законам и нормам коллектива.

8 Dean С. et al. // Nature. 2001. Vol. 414, № 6864. P. 628-631.

4 Шестопалов И.П. Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского. — http://advsoft.lseplember.ru/fiz/1999/ по46 l.htm.

Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, ко­торые сориентированы на общественную жизнь. Они регулировали взаимо­отношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма.

Некоторые специалисты уверены, что это без сомнения был материнский род. В палеолите почти не встречается изобра­жений мужчин, зато во множестве обнару­жены статуэтки беременных женщин — ро­доначальниц и продолжательниц челове­ческого рода. Крупные родовые общины обитали в больших удлиненных домах. В каждом проживало не менее 50 человек. Источником пищи служила охота на круп­ных животных, которая требовала много участников. Площадь одного поселения со­ставляла от 20 до 40 тыс. кв. м. Жили на од­ном месте долго, оседло.

Интенсивное развитие центральной не­рвной системы оказало глубокое воздействие не только на среду обитания че­ловека, но и на численность народонаселения мира: в 1000 г. оно составляло порядка 300 млн, к 1900 г., т.е. 9 веков спустя, возросло до 1,5 млрд, а в 2000 г. превысило 6 млрд. Таким образом, только за XX в. численность народонасе­ления мира возрастает на 4,5 млрд человек10. Марк Стоункинг, изучив раз­личные варианты ДНК 120 человек разных рас, пришел к выводу, что раз­мер популяции в плейстоцене составлял порядка 18 тыс. человек".

Keiin Р. Мозг человека и беспомощность престарелых//Третий возраст. Импакт: Наука и общество. 1990. № 1.С. 31. " AmerJ. Phys. Anthropol. 1997, Suppl. № 24. P. 210.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.