|
АНТРОПОГЕНЕЗ: ПРОИСХОЖАЕНИЕ ЧЕЛОВЕКАТеоретико-методологические предпосылки антропосоциогенеза Теории происхождения человека Основные вехи антропогенеза СОЦИОГЕНЕЗ: РАЗВИТИЕ АОИСТОРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА Общество социальных Животных Муравьиные мегаполисы Лестница социальной эволюции Предчеловеческое стадо Человеческое стадо ЧАСТЬ I АНТРОПОГЕНЕЗ: ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА Исторически длительный процесс превращения человека из биологического существа в социальное, из обезьяны в человека ученые называю! антропосоциогенезом (от греч. anthropos — человек, пат. societas -общество и греч. genesis — происхождение). Они видят в нем неразрывное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). Первым начался процесс антропогенеза, а позже, когда человек сформировался в своих основных биологических чертах, — собственно процесс социогенеза. 1 При подготовке данных материалов использована информация из изданий: Хршанфова Е.Н. Древнейшие этапы гоминизации//Итоги науки и техники. Сер. Антропология. Т. 2. М., 1987. С. 5—92 Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М, 1977; Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М.,1974 Алексеев В.П. Человек: эволюция и таксономия (некоторые теоретические вопросы). М., 1985. Andrews P. The descent of man // New Scientist. 1984. Vol. 102, № 1408; Зубов А.А. Дискуссионные вопросы антропогенеза //Человек. 1997. № 1. С веб-сайтов: http://rusk.ru; ВВС News: www.nature.ru; xTerra.ru; www.espada.nm.ru; www.examen.ru; www.compulenta.ru; NewScientist.com; www.virsky.euro.ru; MIGnews; http://schools.techno.ru; Мотовияов К.А. Происхождение и систематика отряда приматов. Происхождение человека. — http://narmer.narod.ru; www.rg.ru. Антропосоциогенез — как его понимать? В научной литературе нет единой трактовки данного термина. Попробуем разобраться. В отечественной литературе принято делить весь человеческий род на три большие группы: архантропы, т.е. формирующиеся люди (к ним относятся питекантропы, синантропы и другие ранние виды); палеоантропы (неандертальцы), они жили в формирующемся обществе, которое принято называть первобытным человеческим стадом, или праобществом (праобщиной); неоантропы {Homo sapiens), т.е. «готовые» люди: в этот время праобщество превратилось в «готовое» общество. По археологической периодизации это — ранний палеолит. Примерно 40—35 тыс. лет назад, на грани раннего и позднего палеолита, антропосоциогенез завершился. Самый ранний период истории человечества, длившийся не менее 1 млн лет, назывался эпохой становления человека и общества, т.е. антропосоциогенезом2. В зарубежной литературе нет архантропов, палеоантропов и неоантропов. Да и отечественные ученые все больше отходят сегодня от устаревших советских схем, привыкая к международной терминологии. Между тем схема была довольно логичной, но, к сожалению, она ничего нового к объяснению антропологического материала не добавляла. Как следует из самого понятия, антропогенез — это происхождение человеческого рода, включая всю его дописьменную историю. В таком случае этот процесс включает все историко-эволюционные типы человека, начиная с древнейших видов гоминид (первого обезьяночеловека — питекантропа) и заканчивая высшим их видом — Homo sapiens sapiens. Такова расширительная трактовка антропогенеза. Она имеет право на существование потому, что исключение из этого глобального процесса самых ранних, по существу еще обезьяньих, предшественников человека, чистых гоминид, в частности австралопитеков, не позволит проследить все этапы и выявить все механизмы превращения «недочеловека» в современного человека. Другие специалисты придерживаются узкой трактовки антропогенеза, полагая, что его начало следует относить к переходу от хабилисов к питекантропам, который произошел примерно 1,5—1 млн лет назад. Временная шкала антропогенеза сокращается, зато на укороченном отрезке более отчетливо видны произошедшие изменения, в частности морфологические изменения черепа и тела. Социогенез, вторая составляющая термина «антропосоционегез», включает всю дописьменную историю человеческого общества, начиная со стада предлюдей до появления ранних государств (Шумер, Аккад, Древний Еги- Врезка Ученые спорят из-за черепа Дебаты вокруг черепа Тумая, обнаруженного в июле 2002 г. в песках Сахары и предположительно принадлежащего самому древнему предку человека, разгорелись с новой силой. Череп был обнаружен группой французского палеонтолога Мишеля Брюне, который считает, что находке 6-7 млн лет. Главным оппонентом Брюне на сегодняшний день является Милфорд Волпофф из университета Мичигана. Он утвер- ждает, что череп принадлежал самке гориллы, впрочем, не предъявляя никаких доказательств своей точки зрения. Эта дискуссия весьма значима для научного сообщества, поскольку под сомнение ставятся теория происхождения и эволюция человека. Ученый мир пока наблюдает за дебатами со стороны, вяло комментируя происходящее. Брюне призывает коллег произвести дополнительные исследования находки. Источник: www.membrana.ru. 2 Семенов Ю.И. Как возникло человечество. М., 1966. пет и др.)- С первых письменных обществ начинается история общества, государства и цивилизации. Термин «доисторический человек», давно вошедший в научный обиход, заставляет думать, что кроме него существует исторический человек, тот, руками и разумом которого создана цивилизация и письменная летопись человечества. Стало быть, должны существовать две парные категории — доисторический и исторический человек, доисторическое и историческое общество. В обыденном словоупотреблении «социальное происхождение» человека предполагает сбор информации о той части родословной, которая непосредственно предшествует появлению на свет данного индивида. Прежде всего о социальном статусе его родителей. Это и есть социальное происхождение человека. Оно отвечает на вопросы: откуда он родом, где его социальные корни? Собственная история человека, хроника его жизни — это уже биография. Так же обстоят дела и с обществом. С момента появления самого общества начинается его история, а корни, социальное происхождение общества, то, откуда оно вышло, должно относиться к социогенезу. Таким образом, с человеком как родовым существом происходит то же самое, что и с обществом как эволюционной категорией. Антропогенез и социогенез — две исторические универсалии, описывающие глобальный процесс происхождения человеческого рода и общественной формы бытия человека. Правда, между учеными не достигнуто единства в понимании не только начала, но и конца антропогенеза. Большинство исследователей склонны считать, что с появлением неоантропов завершился одновременно как антропогенез, так и социогенез, закончился единый процесс антро-посоциогенеза. По отношению к доисторическому прошлому человеческого рода, которое насчитывает, принимая во внимание всех ископаемых обезьян, ранних приматов (дриопитека, рамапитека и сивапитека), не менее 14 млн лет, вполне применим термин «филогенез», используемый специалистами. Тогда период с появления австралопитеков, включая одну из их разновидностей Homo habilis (2,2 млн лет назад), до Homo sapiens sapiens (130 тыс. лет назад) надо именовать антропогенезом в узком смысле слова. Древнейшие люди действительно начинаются с австралопитеков. Они представляли собой высокоразвитых двуногих человекообразных обезьян, которые первыми стали сознательно изготовлять орудия и оружие, в то время как их предшественники пользовались лишь тем, что давала им природа (камни, палки, кости животных и т.д.). Филогенез (от греч. phyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение) — историческое формирование группы организмов. Это понятие ввел в научный оборот в 1866 г. Э. Геккель. С его помощью он обозначал изменения, происходящие в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е. видов. В психологии под филогенезом понимается процесс изме- нения психики как продукта эволюции. Любые филогенетические преобразования происходят посредством перестройки онтогенезов особей. Онтогенез — развитие индивида в отличие от развития вида (филогенеза). Филогенез имеет не только психологическую, но и социальную составляющую, поскольку касается исторического развития в ряду поколений. Графическое изображение филогенеза — родословное (или филогенетическое) древо. Древо жизни — отражение эволюционного пути развития большой социальной группы, ее филогенеза, в виде дерева с ветвями. Родственное филогенезу понятие «филогения» обозначает историческое развитие мира живых организмов как в целом, так и отдельных таксономических групп: царств, типов (отделов), классов, отрядов (порядков), семейств, родов, видов. Если использовать термины «доисторический» и «исторический» применительно к антропогенезу, то получим такую классификацию. К раннему, или древнему, доисторическому человеку надо относить питекантропа (Homo erectus), который уже использовал камни и кости, а к позднему доисторическому человеку — неандертальца. В широком значении антропогенез обозначает совокупность всех исто-рико-эволюционных форм гоминид до появления Homo sapiens sapiens, т.е. включает филогенез и антропогенез в узком смысле. Социогенез — совокупность доисторических форм общества вплоть до появления первых обществ-государств (античность). В связи с широким значением антропогенеза в отечественной антропологии используется еще один термин — «гоминизация». Гоминизация (от лат. Homo — человек) — процесс очеловечения обезьяны — от появления первых специфически человеческих особенностей до возникновения вида человека разумного (Homosapiens). Это комплексный феномен, включающий развитие прямохождения, прогрессивные преобразования мозга и особенно его эво-люционно более позднего отдела — неокортекса (неэнцефализация), адаптацию руки к трудовой деятельности, изменения зубочелюстного аппарата, формирование членораздельной речи, концептуального мышления, сознания, интеллекта, перестройку онтогенеза, развитие социальной организации, материальной культуры и другие аспекты. Решающим фактором гоминиза-ции явилась трудовая деятельность. Согласно Н.Н. Моисееву, развитие человечества начиная с верхнего палеолита происходило преимущественно в виде совершенствования форм общественной организации. Занимая одну и ту же экологическую нишу, племена конкурировали между собой, и те из них, чья организация более подходила к данным условиям, вытесняли менее приспособленных. В социо-генезе постоянно действовал закон неравномерности стихийного развития. Племена, отстававшие в культурном отношении и потому вытесненные со своих угодий более сильными конкурентами, нередко оказывались в менее благоприятных условиях, стимулировавших, однако, их дальнейшее развитие. Если таким племенам удавалось приспособиться к новым условиям, особенно с помощью новых технологий, они начинали быстро прогрессировать и в итоге обгоняли своих в прошлом более сильных соперников. Ведущим фактором социогенеза, с точки зрения Моисеева, выступали особенности организации и социальной структуры племени, а не интеллект и личностные качества, такие, как доброта или сочувствие к ближнему3. 3 Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990. Оба термина, «антропогенез» и «социогенез», конкретизируют более широкий и одновременно более размытый термин «социальное происхождение». Социальное происхождение человека — общественная позиция и статус родителей. У Homo sapiens sapiens, к которому принадлежат сегодня земляне, «родителями» выступают все обезьяноподобные предки и ранние люди. В таком очень широком значении наша родословная имеет не менее 14 млн лет, а в узком — более 2 млн у человеческого общества, как и у человеческого рода, тоже существует своя родословная. О ней мы только что говорили. Примерно так же рассуждают этнографы, когда пишут о происхождении нации и народностей. В частности, термин «этногенез» Ю.В. Бромлей предлагал относить только к фазе зарождения этноса, а далее следовала «этническая история»4. Не будет ничего удивительного в том, если новые открытия археологов и антропологов изменят существующие представления о человеческой и общественной родословной. Возможно, одна из них удлинится или укоротится, пополнится новыми ветвями родословного древа, какие-то из них, ранее казавшиеся незыблемыми, отпадут или укоротятся. Вслед за новыми открытиями придется, возможно, пересматривать и теоретические модели. Скажем, в соответствии с новейшими данными, самые ранние виды людей (за это их называют еще предлюдьми, пралюдьми) появились 6—7 млн лет назад. В таком случае хронологическую карту антропогенеза придется видоизменить, но как именно — еще не ясно. Но важно договориться о понятиях. Вряд ли следует пересматривать положение о том, что общество в собственном смысле слова возникло 30—40 тыс. лет назад. Длительную стадию кристаллизации человеческой коллективности, которую именуют стадом Врезка Древний, но не примитивный В ходе экспедиции, исследовавшей одну из стоянок первобытных людей в пещере Бломбос, находящейся к востоку от Кейптауна, археологи обнаружили несколько десятков камней, покры- тых затейливой гравировкой и многочисленными символами, вызвавшими немалое восхищение и удивление ученых. Научная ценность этих находок определяется в первую очередь тем, что эти «каменные рисунки», выполненные примерно 75 тыс. лет назад, со всей очевидностью доказывают, что для первобытных людей этого времени были свойственны и весьма многообразные поведенческие реакции, и умение мыслить абстрактными категориями. По сути, эти рисунки позволяют «передвинуть» планку формирования человеческого интеллекта и психики на несколько десятков тысяч лет назад, поскольку ранее предполагалось, что на подобные «достижения» человек оказался способен значительно позже — с IV тысячелетия до н.э. Причем не в Африке, а в Европе. Именно к наскальным изображениям, найденным в пещерах Европы, впервые было отнесено определение «современного психического типа» в истории развития человечества. Теперь ученым придется, судя по всему, пересмотреть многие даты и вехи древней истории. Источник: MIGnews.com. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С. 237—238; он же. Очерки теории этноса. М., 1983. предлюдей, по всей видимости, нельзя еще считать началом общества. За ней последовала другая стадия — стадо людей, которое тоже не совсем корректно причислять к началу общественного развития в строгом смысле. Специалисты предлагают для нее несколько терминов, в частности протообщество, предобщество, праобщество и др. Стало быть, это еще не общество в собственном смысле слова. Родоплеменная организация, с которой целиком и полностью историки связывают первобытно-общинную формацию, сложилась позже — после прохождения человечеством первых двух стадий и, возможно, хронологически относится к позднему палеолиту. Так что свое общество человек в буквальном смысле выстрадал как награду за многомиллионнолетнее существование в лоне слепой биологической стихии. О своих человеческих прародителях мы можем судить сегодня только на основе ископаемых останков. Антропосоциогенез относится к разряду всемирно-исторических процессов, охватывающих не отдельные общества, страны или регионы мира, а все население планеты. Антропосоциогенезом называется процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К основным вопросам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, движущие силы антропогенеза на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII в. До этого времени господствовало представление, что человек и народы всегда были и являются такими, как их создал творец. Однако постепенно в науке, культуре, общественном сознании утверждалась идея развития, эволюции, в том числе и применительно к человеку и обществу. Сегодня исследование проблем антропогенеза осуществляется с помощью данных антропологии (прежде всего палеоантропологии) и родственных ей наук — эволюционной морфологии и эмбриологии, приматологии, палеонтологии приматов, археологии, исторической социологии, психологии и физиологии, геологии палеогена, неогена и антропогена, археологии палеолита, палеогенетики, этнографии и лингвистики. В биологическом смысле антропогенез представляет собой растянувшийся на исторически необозримый срок процесс адаптации человека и его ранних форм к искусственной среде. Он происходил так: местные архаичные формы гоминид время от времени заменялись пришлыми формами, которые были менее специализированными, но обладали большим потенциалом для дальнейшего развития. В результате современный человек оказался самым неспециализированным организмом на Земле, и ему удалось заселить все экологические ниши, сохранив видовое единство5. Из всех видов гоминид, когда-либо существовавших на Земле, Homo sapiens — единственный, чью эволюционную судьбу можно рассматривать в перспективе, поскольку только этот вид дожил до настоящего времени, широко расселившись по земному шару. На протяжении развития рода Homo более высокоорганизованные виды гоминид, расы и народы, находившиеся на так называемой оси эволюционной магистрали, вытесняли тех, чья орга- 5 Козлова М. С. Эволюционная судьба homo sapiens // Человек. 2000. № 1. низация была ниже или даже упрощалась в процессе адаптации к специфическим средам обитания, таким, например, как горы или тропические леса. Представители рода Homo изначально отличались стремлением к широкой экспансии6, и закономерным следствием такого пути развития стало зарождение в Европе техногенной цивилизации, которая оказалась поистине универсальной, ориентированной на самый широкий спектр климатических и географических условий. Во время крупных геологических преобразований в истории планеты, когда условия существования становились крайне нестабильными, преимущество в выживании получали универсальные формы живых существ, наименее специализированные и наименее зависимые от окружающей среды. Именно такие формы давали начало новым, более высоким таксонам организмов — типам или классам7. Окончание эволюции человека означает, что появившаяся речь (язык), вклинившись между ним и окружающей средой, неимоверно ускорила разрыв с природой. Впервые культурная эволюция, начавшаяся 40 тыс. лет назад, стала обгонять биологическую: инстинкт и эмоции уравновесились обычаем и мыслью. Именно речь стала основой коллективной деятельности, от которой в свою очередь зависело, каким группам первобытных людей суждено было выжить в борьбе за существование, а каким — погибнуть. Таким образом, те, кто обладал более развитой речью, систематически выходили из этой борьбы победителями, что давало эволюционное преимущество особям с более развитым мозгом и тем самым способствовало его ускоренному росту. Способность к общению, развивавшаяся у доисторических предков человека очень медленно, сделала гигантский скачок в последние 30—40 тыс. лет — от рисунков кроманьонцев на стенах пещер до современной письмен- Рис. 1. Эволюция человека 6 Козлова М.С. Путь гоминид как адаптивная стратегия // Человек. 1999. № 1. С. 25-35. Зубов А.А. Антропогенез как фаза эволюции живого мира // Биологические предпосылки гоминиза-ции. М., 1976. С. 7-19. ности. Все достижения цивилизации являются следствием того, что человеку свойственно образное и абстрактное мышление. Известно, что у раннего примата Afarensis объем черепа равен примерно 500 куб. см, у Habilis Australopithecus — около 700, у питекантропа — 900, у Homo erectus он увеличился до 900— 1000, у синантропа — около 1200, у неандертальца — до 1400, у кроманьонца—примерно 1600 куб. см. Таким образом, за многомиллионнолетнюю эволюцию размеры человеческого мозга увеличились в 3 раза. Если учесть, что за тот же период средние показатели роста человека и окружности его грудной клетки возросли всего лишь на 20—40%, то увеличение объема мозга на 200% наводит на мысль, что эволюция человека шла прежде всего в области развития мозга. Мозг человека — это гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), которые представляют собой ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от раздражителей. Второе не менее важное обстоятельство — постоянное ускорение эволюционного процесса. От появления первых млекопитающих до ответвления от них приматов прошло примерно 200 млн лет. Спустя еще 20 млн лет появились австралопитеки. От них до первых питекантропов прошло около 1,5 млн лет. Переход к неандертальцу занял всего несколько сотен тысяч лет. Прошло еше 200 тыс. лет — и на Земле появился человек разумный. Таким образом, появление человека было не просто появлением нового вида. Произошел великий качественный скачок в истории Земли. Возник не просто человек — возникло человеческое общество, жившее не только по биологическим законам. Началась человеческая история, подчиняющаяся особым, социальным, законам9. Этим изменениям предшествовал длительный процесс эволюции человека и главным образом его головного мозга. Это позволило людям значительно обогнать в развитии всех других обитателей планеты. По мнению специалистов, современный тип человека возник на рубеже раннего и позднего палеолита. Господство биологических законов естественного отбора кончается. Человек расселился по всем климатическим зонам Земли. Появляются одежда, жилище и очаг, климат становится постоянным. Род — дисциплинированный и организованный коллектив, создавший постоянные условия жизни. Отныне главным стало не приспособление к среде, а адаптация к законам и нормам коллектива. 8 Dean С. et al. // Nature. 2001. Vol. 414, № 6864. P. 628-631. 4 Шестопалов И.П. Биосфера и ноосфера В.И. Вернадского. — http://advsoft.lseplember.ru/fiz/1999/ по46 l.htm. Начинается социализация в подлинном смысле слова. В мозге человека того исторического периода были наиболее развиты как раз те участки, которые сориентированы на общественную жизнь. Они регулировали взаимоотношения и тормозили проявления зоологического индивидуализма. Некоторые специалисты уверены, что это без сомнения был материнский род. В палеолите почти не встречается изображений мужчин, зато во множестве обнаружены статуэтки беременных женщин — родоначальниц и продолжательниц человеческого рода. Крупные родовые общины обитали в больших удлиненных домах. В каждом проживало не менее 50 человек. Источником пищи служила охота на крупных животных, которая требовала много участников. Площадь одного поселения составляла от 20 до 40 тыс. кв. м. Жили на одном месте долго, оседло. Интенсивное развитие центральной нервной системы оказало глубокое воздействие не только на среду обитания человека, но и на численность народонаселения мира: в 1000 г. оно составляло порядка 300 млн, к 1900 г., т.е. 9 веков спустя, возросло до 1,5 млрд, а в 2000 г. превысило 6 млрд. Таким образом, только за XX в. численность народонаселения мира возрастает на 4,5 млрд человек10. Марк Стоункинг, изучив различные варианты ДНК 120 человек разных рас, пришел к выводу, что размер популяции в плейстоцене составлял порядка 18 тыс. человек". Keiin Р. Мозг человека и беспомощность престарелых//Третий возраст. Импакт: Наука и общество. 1990. № 1.С. 31. " AmerJ. Phys. Anthropol. 1997, Suppl. № 24. P. 210. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|