|
В.И. Добреньков, А.И. КравченкоСтр 1 из 109Следующая ⇒ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ТОМ IV ОБЩЕСТВО: СТАТИКА И ДИНАМИКА Москва ИНФРА-М УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 Д55 Добреньков В.И, Кравченко А.И. Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 4: Общество: статика и дина- мика. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 1120 с: ил. ISBN 5-16-002006-3 (т. 4) ISBN 5-16-001547-7 Четвертый том 15-томного курса «Фундаментальная социология» посвящается статике и динамике человеческого общества. Читатель познакомится со всеми этапами его становления — от древнейших времен до наших дней. Рассматриваются вопросы антропосоциогенеза, особенности доиндустриального общества, включая вождества, аграрное общество и феодализм, особенности индустриального и постиндустриального обществ, включая проблемы глобалистики и экологии. В специальном разделе приводятся классические теории Конта, Маркса, Дюркгейма, Тенниса, Поппера, Кондратьева, Гумилева и др. Подробно анализируется структура социальной, экономической, политической и духовной сфер современного общества. Особое внимание уделяется России и российскому обществу. Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологических факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интересуется фундаментальными вопросами социологической науки. УДК 316(075.8) ББК 60.5я73 ISBN 5-16-002006-3 (т. 4) ISBN 5-16-001547-7 © Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004 ПРЕДИСЛОВИЕ Предметом изучения социологии является общество. Таково самое простое и одновременно самое расплывчатое определение сферы ее компетенции, поскольку мгновенно возникает вопрос: а что есть человеческое общество? На него мы и попытаемся ответить в настоящем томе. В трех предыдущих томах мы касались только истории, теории, методологии и методов социологической науки. Это как бы пролегомены к основной теме — обществу. Рассказать о нем в одном томе невозможно, поэтому все оставшиеся тома, а их более 10, посвящены анализу тех или иных сторон человеческого общества — социальной структуре и стратификации, социальному пространству и его деформациям, классам, сословиям и группам, образу жизни и социализации личности. Каждый следующий том — это продолжение разговора, начатого в т. IV. По существу, с него и начинается содержательная часть фундаментальной серии. Авторы прослеживают развитие человеческого общества с самых первых его шагов. Точнее, еще раньше — со стадии антропогенеза, когда общество в нашем понимании не существовало. Живой мир планеты Земля 6 млн лет вынашивал зародыш социальности — столько потребовалось, чтобы из примитивной обезьяны «вылепить» современного человека. А когда он появился, началась собственная история общества. Произошло это, как считают большинство антропологов, 35—40 тыс. лет назад. Казалось бы, отсюда социологам и начинать освещение истории человеческого общества. Зачем им уходить в предысторию, где царствуют антропологи? Оказывается, на то есть серьезные причины. Социолог изучает не только общество и страну, в которых он сейчас живет. (Кстати сказать, именно так поступает 98% социологов, как зарубежных, так и отечественных, причем не только исследователей, но и авторов учебников.) Сравнительно-исторические исследования служат преимущественно фоном, на котором развертывается национальное повествование. В нашем случае рассказ о России и российском обществе помещен в заключительный раздел книги. Сравнительно-исторический анализ и у нас выступает пролегоменами, но они занимают 4/5 всего объема книги. И как логический вывод следует раздел о России. К нему уже готов читатель, который познакомился не только с историческими фактами, но и с ведущими социологическими концепциями. В т. IV история общества дается в двух плоскостях — вначале на основе фактов, а затем — теории. Прежде всего мы показываем антропосоциогенез — происхождение человека и общества. Продолжением этой масштабной темы служит раздел «Исторические типы общества», где освещаются общества охотников и собирателей, вождества, аграрно-земледельческие империи, феодальное, капиталистическое и индустриальное общества, наконец, современное общество — постиндустриальное и информационное. К реальной истории общества относится и раздел, посвященный глобальным процессам: неолитической, индустриальной, информационной революции, социальному прогрессу, влиянию климата на человечество и т.д. V После истории фактов рассматривается история теоретической мысли В этом разделе освещаются главные социологические учения — Платона Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Конта, Маркса, Тенниса, Дюркгейма Кондратьева и Гумилева. Концепция общества Парсонса нами намеренно н анализируется, а дается в дополнительном чтении. Жанр учебника требуе излагать устоявшиеся точки зрения либо не затрагивать тему вовсе. Как показывает проведенный авторами анализ, человеческое общество постоянно изменяясь, развивается. Появляется не только новое, но лучшее с помощью науки разрабатываются теории и совершаются открытия, с по мощью техники создаются невиданные прежде орудия труда и технологии с помощью просвещения подготавливаются поколения высокообразованны людей. Ученым удалось выявить еще одну важную черту нашего общества — он< продвигается вперед с нарастающей скоростью. Сравнивая эволюцию об ществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация своем развитии, ученые открыли закон ускорения истории: на каждую по следующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую, что, по Bcei видимости, свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каж дую последующую эпоху появляется больше технических изобретений и на учных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. Есл! в традиционном обществе один вид орудия претерпевал незначительные из менения на протяжении жизни десятков и сотен поколений, то в совре менном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов ору дий, техники и технологии. Прежде, говорили мы, скорость смены поколе ний орудий труда отставала от скорости смены поколений людей. Сегодн; скорость смены поколений орудий труда стала опережать скорость смень поколений людей. Итак, человеческое общество постоянно изменяется. В пределах одно! и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государ ства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская Империя, Со ветская Россия и современная Российская Федерация — наименования hi только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны но и различных типов общества. Благодаря техническому прогрессу развивались средства производства смена типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер. Самьп древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобыт ное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По време ни оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену при шел период скотоводства (пастушество) и огородничества (простейшее фер мерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) дики: животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели -бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убеди лись, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательств; выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородни чество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких расте ний) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных ра стений. Со временем на месте небольших огородов появились обширны» VI поля, примитивные деревянные мотыги сменились деревянным, а позже железным плугом. С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, письменности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни. В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, означающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собир'атели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины. Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни. Охота и собирательство относятся к так называемому хищническому, или потребляющему, хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье. На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли оседлые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палками-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи именуют иногда фермерством, а собирательство — фуражированием. Община — это союз нескольких сотен людей, объединенных узами кровного родства, взаимными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX в. в России существовали подобные общины, которые назывались поземельными. Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но сырьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Земле становилось все меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возникла надобность в переходе к новому способу хозяйствования. От собирательства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледелию. К этому времени усложнились орудия труда, возросла их производительность. Стало быть, один человек мог прокормить больше людей, чем прежде. Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству новый источник энергии — тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Продуктивность земли выросла в 400 раз. Переход к земледелию продолжался очень долго —3 тыс. лет. Гораздо дольше, нежели переход к машинной технике. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая. Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось использовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен начала специализироваться на скотоводстве. VII Росло население, создавались города. Города зародились как центры ремесел, где население продавало свою продукцию тем, кто специализировался на сельском хозяйстве, торговле или управлении. Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объединенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и возникли), основная масса населения проживала в деревнях. В XVIII в. родилось индустриальное общество — дитя двух революций — экономической и политической. Под экономической подразумевается великая индустриальная революция (ее родина — Англия), а под политической — Великая французская революция (1789—1794). К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация. Урбанизация — переселение людей в города и распространение городских ценностей жизни на все слои населения — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустриализации. Индустриализация — применение научных знаний к промышленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благодаря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить большинство, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%. Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, пожалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабрика. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграрному обществу. Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндустриального сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 г. так называемые белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составляли в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «компьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, оперируют огромными потоками информации. Все чаще зарубежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%. VIII Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндустриальным, но и информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно занимается созданием, обработкой и передачей информации. В современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития. Информация в мире каждый год удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы, а самым передовым является интернет. Сегодня по интернету люди общаются письменно и визуально, проводят научные конференции и показательные медицинские операции. Благодаря интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости. За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов; аграрное общество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, ветра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и термоядерной энергии. Перед социологической наукой сегодня стоит проблема целостного осмысления развития мирового сообщества в новых условиях. Оно буквально разрывается между двумя тенденциями — интеграционными, объединяющими все нации Земли в единое социокультурное пространство, и разъединительными, проистекающими из стремления наций к суверенитету, национальной целостности, культурному своеобразию, экономической независимости. Парадоксальность ситуации заключается в том, что глобализация общественных процессов развертывается в условиях цивилизацион-ного кризиса. Человечество, собирающее нации в один планетарный корабль, не решило проблему его безопасности. Более того, именно объединение повышает степень общего риска. Наука не изобрела надежных средств предотвращения глобальных катастроф — экономических, экологических, военно-политических. Угроза подобных катастроф (как показали, например, конфликты на Балканах и в других регионах) или мировой финансово-экономический кризис могут воспроизводиться действиями военно-политических, экономических, социальных факторов, сложившихся в предшествующий период. Современное взаимосвязанное и взаимозависимое человеческое сообщество сталкивается с ускорением процессов глобализации. Потому и растет понимание необходимости поисков новых ориентиров, уточнения социально-экономических и общественно-политических парадигм. Преподавание любой науки, будь то психология, математика или социология, своей неявной целью ставит освобождение сознания обучающихся от так называемых «идолов площади», — стереотипов некритического, обыденного мышления. Избавиться от стереотипов мышления и овладеть научным анализом непросто. Ловушки обыденного мышления многообразны и расставлены по всему полю познания. Одна из них — реификация — означает, что идеальное наделяется материальными чертами, выдуманное становится действительным. Мы говорим «потребности общества», «общество стремится к...» или «это необходимо для общества, государства, класса». Это типичная ошибка обыденного мышления. IX Избавиться от «идолов площади» поможет, как нам думается, знакомство молодежи с научными теориями, созданными профессиональными социологами, выдающимися мыслителями прошлого, в том числе Теннисом. Марксом, Поппером, Платоном, Аристотелем, Макиавелли, Гоббсом, Кантом, Дюркгеймом, Вебером и др. Общество для социологии — удобная научная абстракция, которую можно превратить в весьма эффективное орудие. Действительно, что следует из того, что индивиды реальны, а общество абстрактно? Социологи опрашивают реальных индивидов (респондентов), затем составляют обобщенную картину об индивиде как социальном типе, представителе большой социальной грулпы. И лишь потом, добавив в картину множество других факторов и обстоятельств, таких, как уровень экономического развития страны, состояние социальных институтов, степень социальной дифференциации населения и т.п., социолог приближается к пониманию общества. Таким образом, общество — не начальный, а конечный пункт движения научного мышления. Если это и абстракция, то, выражаясь словами Гегеля, самая богатая из существовавших когда-либо и существующих ныне. Общество как абстракция — это понятие, которое содержит все другие социологические понятия. Когда мы спрашиваем, что такое общество с точки зрения социологии, то получаем ответ: общество — это социальная система, состоящая из социальных институтов, социальных групп, общностей и организаций, которые формируются и развиваются во времени. А еще общество описывается через социальную структуру и социальную стратификацию, включая и культуру. Следовательно, чтобы получить самое полное определение общества, необходимо перечислить все основные понятия социологии, входящие в ее предмет. В число основных представлений об обществе, которые студент получит, ознакомившись с предлагаемым курсом, входят следующие: ♦ это самая большая социальная группа, отвечающая 8 признакам Э. Шилза; ♦ это социальная организация страны, появившаяся раньше государства а именно 40 тыс. лет назад; ♦ оно бывает открытым и закрытым, доиндустриальным, индустриальным и постиндустриальным; ♦ общество изменяется в ходе социального прогресса, который принимает две главные формы — революции и реформы; ♦ переход от традиционного общества к современному называется модернизацией, которая принимает две основные формы — органическую и неорганическую; ♦ общество отличается от государства; ♦ гражданское общество — это иное название обычного человеческого общества и понимается двояко: как реальность и как идеал. Авторы полагают, что для правильного и объективного понимания своего собственного общества надо предварительно ознакомиться с опытом зарубежных стран, изучить исторический материал о наших предках, узнать основы сравнительно-исторического видения человечества. Эта книга не о России и не о Западе. Разные типы общества даются в сравнении. Только так можно сформировать у молодых людей объективную позицию лишенную ошибок этноцентризма. X Этноцентризм — стремление смотреть на другие нации с позиций своей собственной таким образом, чтобы видеть в первых только недостатки, а во второй — только достоинства. Этноцентризм, по общему мнению, характерен больше всего для американцев. Россиянам всегда был генетически присущ скорее «этноцентризм наоборот», т.е. всяческое умаление своего общества, своей страны. Обе крайности — производные от стереотипов обыденного, можно даже сказать, мещанского сознания. Курс социологии призван обучить молодых людей не только набору специальных знаний, но прежде всего правильной гражданской позиции. А каково общество, такова и позиция. В авторитарном или тоталитарном обществе она одна, а в демократическом — совсем другая. Чему учат сегодня юных европейцев или американцев? Прежде всего терпимости к мнению других людей. Отсюда стабильность и отсутствие в цивилизованном обществе социальных конфликтов. Учат; воспитывают, если хотите, вдалбливают в юные головы общечеловеческие ценности. И социология в таком деле числится под первым номером. ♦ ♦ ♦ Авторы выражают благодарность за помощь, оказанную при подготовке настоящего тома, преподавателям, студентам и аспирантам московских вузов: Ю. Кузнецовой, К. Гаврилову, К. Радовицкому, С. Поповой, М. Корсун-ской, А. Родионову, Н. Шавровой, А. Синюкову, В. Полякову, Л. Харламовой, Д. Цою и др. РАЗДЕЛ I ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|