|
СОЦИАЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - КТО ОНИ?В широком философском смысле понятием «общество» обозначают практически любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Поэтому общество называют иногда «второй природой», подчеркивая тем самым, что общество находится вне естественной природы, не может считаться ее логическим продолжением и не способно функционировать по ее законам. Такая точка зрения имеет и своих противников. Они утверждают, что человеческое общество как раз и является прямым продол- жением биологического сообщества животных и что в обществе нет ничего такого, чего не было и не могло бы быть в животном мире. По мнению специалистов, организация сообщества социальных животных — образец сложной системы. Ярким примером служат пчелиные ульи и муравьиные колонии. Научно доказано, что выведение из строя (механическое удаление) до 40% элементов таких систем практически не сказывается на функционировании всего социума. Муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого общества: он так же сложно организован, в нем существуют разделение труда и специализация, свой язык и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонники такой теории называют социальными животными. Рис. 15. Наука относит муравьев к общественным насекомым Наука относит муравьев к общественным насекомым, способным образовывать семьи, состоящие из нескольких «каст» (колоний). Одни виды муравьев возводят наземные города — муравейники, напоминающие современные города-миллионники, а другие ведут бродячий образ жизни, как наши далекие предки — собиратели и охотники. Подобно людям, муравьи ухаживают за личинками и вскармливают их, стоят на охране всех входов муравейника от вторжения чужаков, даже «пасут» и «доят» тлей и т.д. Тем не менее внешнее сходство часто бывает обманчиво. В свое время Г. Спенсер предостерегал от подобного отождествления, указывая, что, в отличие от человеческой общины, совокупность обитателей любого муравейника, термитника, пчелиного роя — это всегда дети одной и той же матери, т.е. независимо от своих размеров сообщества «общественных насекомых» представляют собой не что иное, как одну-единственную семью. Поэтому даже рода как такового у них нет. Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет, и ни один из К) тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время качественные изменения. В чем же дело? А дело в том, что все насекомые — муравьи, пчелы или гусеницы — эволюционируют не как индивиды, а как род. У животных — а человек по своей биологической природе принадлежит к ним — действует естественный отбор, известный нам по теории Ч. Дарвина. У насекомых же царствует грегар-ный отбор (от лат. grex — стадо): совершенствуется не особь, а вся популяция. Вот почему объединения насекомых называют биологическими сверхорганизмами. Все особи действуют генетически запрограммированно как организм одного типа1. Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически универсальны, они поочередно могут выполнять различные функции (добывание пиши, размножение, строительство, оборона и т.д.). К тому же они однополые. Но муравьи и пчелы биологически специализированы, в большинстве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут добывать пишу, но не способны к воспроизводству. У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека — максимальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме способности к обучению занимают высокоразвитые животные, например обезьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше способности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и совершенно невозможно о людях. Только люди создали общество — высокоорганизованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития в человеческом обществе тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее общество. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пчелам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием. Хотя между человеком и животными современные ученые обнаруживают много общего, но серьезные различия двух видов живых существ не должны отходить при этом на второй план. Только человек способен соединить Врезка
Дворцы из глины Термиты слепы, боятся солнца и выходят искать добычу лишь ночью либо движутся по подземным ходам. Царица-роженица и крошечный царь живут в особых покоях постройки. Пищу для них непрерывно приносят, их чистят, убирают из кельи отбросы. Дело царя и царицы — производить потомство. Днем и ночью. Все члены сообщества накрепко связаны друг с другом и вместе представляют сверхорганизм, хорошо функционирующий только при условии, что каждый делает свое дело. Примерно то же самое происходит в улье. В отдельности ни пчела, ни термит жить не могут. И приспособление к условиям жизни происходит не на уровне отдельной особи, а всего сообщества. Существует две тысячи видов термитов. Всех описать невозможно. Но у них много схожего, и три четверти их живет в глиняных сооружени- 1 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist. 1989. Vol. 77. P. 546-553. оба вида естественного отбора — индивидуальный и коллективный (грегар-ный). У животных они разделены. Волки подчиняются индивидуальному отбору, а муравьи и пчелы — грегарному. Последние эволюционируют всем родом, но не способны развиваться по одиночке. В эволюционной истории планеты появился новый вектор естественного отбора, который антропологи назвали грегарно-индивидуальным отбором. Его суть в том, что стратегическое преимущество в борьбе за выживание получало стадо с лучше отработанными навыками коллективного взаимодействия, социальной солидарностью и вместе с тем простором для развития индивидуальных черт, обеспечивающим большее их разнообразие. Длительный период становления стада предлюдей, продолжавшийся миллионы лет, надо считать наиболее подходящим временем для формирования грегарно-индивидуального отбора. Подобная фаза соединила два противоположных начала: коллективную взаимопомощь, коллективную опеку над слабыми особями и индивидуальную иерархию, борьбу за господство над всеми наиболее сильных, агрессивных представителей. Благодаря действию первой тенденции шанс выжить и оставить потомство получали особи с менее развитой мускулатурой, менее агрессивные, но с более развитым мышлением. Лучшие перспективы развития получили стада, где все взрослые получали доступ к охотничьей добыче и к половым контактам, где лучше была организована взаимопомощь, слабые от рождения или вследствие ранений могли выжить, обогащая генофонд, накапливая и передавая коллективный опыт. Действие второй тенденции привело к возникновению неравенства, иерархии, системы власти. Синтез этих тенденций привел к развитию сильной личности — изобретателей, народных умельцев, шаманов, художников, вождей. Немалую роль в эволюции человеческого общества играли выдвигавшиеся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации, выполнявшие потестарные, т.е. властные, функции. У термитов есть каста, назначение которой — расселение и обживание новых земель. Каста немногочисленная, но особи ее имеют глаза, и к брачной поре, когда надо термитник покинуть, у них вырастают крылья. В брачных поле- тах и на земле образуются парочки. Такая семейка из двух термитов выбирает подходящее место и, погрузившись где-нибудь в землю, начинает откладывать яички. Появившихся из них личинок отец и мама кормят сначала своей отрыжкой — продуктом из запаса в их теле жи- ров, потом личинки, линяя, превращаются в нимф, те, в свою очередь, в термитов-рабочих, в зависимости от запахов, которыми мать, превращаясь постепенно в царицу, управляет жизнью растущей массы сообщества. Термиты-рабочие вершат свое дело, солдаты охраняют жилище. Термитник растет. Родоначальники этого сверхорганизма — царь и царица — оказываются запертыми в небольшой камере. Царь остается изначальных размеров, а у царицы мягкое тело все время растет. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся сложная жизнь организма. Ослабляется, например, концентрация запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сигнал, по которому часть термитов-рабочих трансформируется в головастых, с огромными челюстями охранников. Сокращено по источнику: Песков В. Дворцы из глины (2001).— http://www.kp.ru/articles/ issue22557/paper4675. html. 7G Благодаря единству двух начал, их синтезу человеческий род способен был передавать опыт, информацию и накопленные знания. «В человеческом сообществе опыт, приобретенный отдельными, наиболее способными членами, становится достоянием всего коллектива, не теряется для будущих поколений. Иначе обстоит дело с коллективно живущими животными, у которых индивидуальная пластичность поведения, как правило, не закрепляется в коллективном опыте, что вынуждает новые поколения всякий раз начинать с нуля»2. Индивидуально человек прогрессирует, развивая свои физические и духовные способности. Прогрессирует и общество в целом, продвигаясь по пути демократии и цивилизованности, от простого к сложному, от традиционного к постиндустриальному обществу. Не только люди обучают друг друга, но и животные. Выдра обучает выдренка плавать, волчица учит волчонка навыкам охоты. Но каждое следующее поколение выдр и волков не становится лучше предыдущего. Благодаря сознанию человек научился не только совершенствовать орудия труда, но и изобрел способы внетелесной передачи информации методом ее кодирования в знаковых объектах (книгах, рисунках, чертежах, ритуалах и т.д.), составляющих носители культуры. В результате современные врачи способны применять не только последние достижения науки и техники, но и методы древнейшей тибетской медицины. Но способны ли животные применять и совершенствовать знания своих предшественников? Впрочем, соединение двух механизмов эволюции — индивидуального и группового отбора — не всегда приносит ожидаемые плоды. Как считает В.М. Алексеев: Сама установка на социальные связи противоречит индивидуальной установке (инстинкту сохранения) животного на борьбу за существование, на то, чтобы выжить и оставить потомство, подавляя в нем важнейшие качества, определяющие поисковую активность, инициативность, агрессивность. Некоторые особи в условиях группового развития оказываются наименее приспособленными к индивидуальному существованию как по физиологическим параметрам (мышечная масса), так и по уровню агрессивности. Оказываясь вне сообщества, такие особи элиминируют намного вероятнее по сравнению с другими особями, обладающими наибольшими перспективами при движущем отборе. И все же более подготовленные к обособленному существованию особи не выдерживают конкуренции со стороны особей, ведущих групповой образ жизни, поскольку в этом случае они противостоят не обособленным особям, а организации этих особей1. 2 Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 28. 3 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/deml.htm. СОЦИАЛЬНОСТЬ И ЭВСОЦИАЛЫНОСТЬ4 По отношению к насекомым термин «социальное» вряд ли может применяться в том же значении, в каком его используют социологи, описывая человеческое общество. Для характеристики форм поведения и типов организации, похожих на человеческие, но тем не менее человеческими не являющихся, энтомологи и биологи придумали термин «эвсоциальное». Эвсоциальный (eusocial) переводится как (очень) общественный, истинно общественный. Под этот термин подпадает большинство высокоразвитых форм обществ (сообществ) животных, таких, как муравьи, термиты, осы и пчелы. С приставкой «эв» (ей) образовано немало слов, приобретающих в результате превосходную степень чего-то. Так, эвдемонизм — это этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни; эвфемизм (от греч. euphemia) — воздержание от неподобающих слов; эвфуизм (от греч. euphyes — благовоспитанный) — изысканно-перифрастический, высокопарный слог; эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы). ЭВСОЦИАЛЬНОСТЬ (eusociality)5 — феномен репродуктивной специализации, присущий некоторым видам живых существ; это означает, что в колонии нерепродуктивных животных существуют специализированные касты, осуществляющие функцию воспроизводства потомства. Наиболее известные примеры — муравьи, осы и пчелы6. Получается так, что по отношению к животному миру мы говорим о некой высшей социатьности. Но это далеко не так. Более высокой, чем в человеческом обществе, социальности не существует. Как станет ясно из дальнейшего, эвсоциальность действительно описывает высшую или истинную социальность, но лишь по сравнению с другими, низшими, формами социальности, которые характеризуют самые разные виды общественных насекомых и животных (солитарность, полусоциальность и др.). У отряда перепончатых насекомых развиты экстенсивное разделение труда, морфологическая специализация и кооперация, существуют касты, за которыми природой закреплены конкретные задачи, например собирательство, оборона, воспитание. Воспроизводство рода осуществляется избранными и способными к репродукции особями (элитой), которых обслуживают бесплодные рабочие особи. В колонии проживает сразу несколько поколений, которые поддерживают благосостояние сообщества. Сходный уровень социальной организации отмечен у некоторых видов позвоночных. К примеру, крысы имеют кастовую систему, в которой взрослые особи, неспособные к воспроизводству рода, заняты сбором пищи, рытьем и утеплением нор7. 4 Behavioral neology and Sociobiology. 2000 Vol. 47. Issue 5. P. 293-303; Alexander R.D., Noonan K.M.. Crespi B.J. The evolution of eusociaiilv // The Biology of the Naked Mole-rat. / F.d. by P.W. Sherman. J.U.M. Jarvis, & R.D. Alexander. Princeton. 1991. P. 3-44. Иногда термин «эвсоциальность» записывается так: (eu)socialily. '' Wikipedia encyclopedia. 2002. — http://www.wikipedia.org/wiki/Eusocial. 7 Eusocial // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000. Эвсоциальность ученые называют еще анонимной характеристикой. Это оправдано потому, что насекомые, в отличие от человеческого общества, способны формировать лишь такие сообщества, где особи признают друг друга не как индивидуальности, а только как членов группы8. У эвсоциальных насекомых минимальное количество каст: королевы, царицы, матки (фертильные женские особи), основная функция — воспроизводство потомства; рабочие (стерильные женские особи), основная функция — помогать матке в выращивании и воспитании потомства; трутни (пчелиные самцы), основная функция — оплодотворение самки и воспроизводство потомства9, у некоторых видов насекомых дополнительными кастами выступают солдаты, защищающие колонию. У других они входят в число основных каст. Далеко не все виды насекомых можно назвать истинно социальными, или эвсоциальными. Социальные качества не закреплены в их генетическом аппарате или в морфологии. Они собираются вместе на очень короткое время ради производства потомства или выполнения иных функций. Затем распадаются, и уже ничто их больше не связывает. Некоторые насекомые даже не нуждаются в партнере, поскольку они двуполые. Эвсоциальность характеризует лишь три вида насекомых: некоторых Hymenoptera, т.е. перепончатокрылых (муравьев, пчел и ос), всех термитов (/soptera); тлю растительную. Эвсоциальных насекомых (Eusocial insects) выделяют три основные черты: ♦ коллективная забота о подрастающем поколении; ♦ репродуктивное разделение труда, подразумевающее наличие сервисных (обслуживающих) каст, стерильных в половом отношении; ♦ одновременное существование нескольких поколений особей, помощь старшего поколения в выращивании молодых особей10. Таким образом, у многих, но не у всех эвсоциальных насекомых существует дифференциация: хозяйственная (распределение заданий и разделение труда), кастовая (основанная на морфологических различиях особей) и возрастная (сосуществование в рамках одной семьи или колонии молодых и старых особей) (табл. 1). Многие виды эвсоциальных насекомых (муравьи, пчелы и осы) являются гаплодиплоидными" одновременно. У них женские особи имеют две аллели12, а мужские — только одну. Как следствие у них более разнообразная и * См.: Sherman Paul IV., Jarvis Jennifer U.M., Alexander Richard D. (Eds). The Biologv of the Naked Mole-Rat. Princeton. N.J., 1991. '' Caste // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000. "' См.: Wilson E. The Insect societites. Cambridge.1976. " Яйцеклетки живых существ, у которых ядра с гаплоидным (одинарным) и диплоидным (двойным) набором хромосом. Диплоидный набор содержит полный набор хромосом (по одной хромосоме в каждой паре от матери и от отца), гаплоидный — неполный набор. 12 Аллели (от греч. allelon — друг друга, взаимно) (аллеломорфы) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных (парных) хромосом: определяют варианты развития одною и того же признака. Таблица 1 Примеры эвсоциальных насекомых'3
запутанная система родственных отношений (kin), чем у диплоидных видов. К примеру, гаплодиплоидные особи предпочитают заботиться о своих матерях, подкармливая их, а не о своих дочерях или сестрах. В результате у таких насекомых рождаются стерильные касты, не способные к продолжению рода, не заботящиеся о своем потомстве, его выращивании, но все время и силы затрачивающие на обеспечение королевы-матери. Общественные, или социальные, насекомые на первое место ставят благополучие рода, а не индивида, поэтому продолжение рода на индивидуальном уровне, как и создание семьи в нашем понимании, здесь практически отсутствует. Насекомые, образующие крупные скопления, не обязательно являются эвеоциальными, т.е. истинно общественными. Социобиологи различают несколько уровней организации групповой жизни. Ученые-энтомологи выделяют следующие степени (уровни) социальности: ♦ солитарность (solitary — обособленность) — отсутствие репродуктивного разделения труда, сосуществования поколений и воспитания поколения; ♦ субсоциальность — родительская забота о молодых особях; ♦ коммунальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо), но у них отсутствует забота об отпрысках; 13 Eusocial insects. — http://es.rice.edu/projects/Bios321/eusocial.insect.html. ♦ квазисоциальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо) и заботятся о выводке; ♦ полусоциальность — дополнительно к квазисоциальности существует репродуктивное разделение труда; ♦ эвсоциальность — дополнительно к полисоциальности присутствует совместное проживание нескольких поколений особей14. В некоторых источниках квазисоциальность и полусоциальность (semi-social) входят в качестве подвидов в субсоциальность15. В других источниках вводится термин «парасоциальность», куда включают коммунальность и квазисоциальность'6. Благодаря ранжированию социальных насекомых по уровню развития у них общественных связей становится понятным то, почему энтомологи называют эвсоциальность истинной социальностью (truly social). Эвсоциальность находится на самой вершине эволюционной пирамиды и включает все, а не часть признаков, выделяющих общество животных: социализацию, мно-гопоколенность и разделение труда. У одного и того же вида, как правило, встречается все многообразие уровней социальности, которые характеризуют тот или иной подвид. Среди пчел существуют солитарные, эвсоциальные, полусоциальные и коммунальные подвиды. Около тысячи их подвидов проживают в небольших колониях, где правит бал королева-мать с несколькими дочерьми-рабочими. Колонии эв-социальных пчел (а их несколько сот разновидностей) — сложные, высоко-координированные общества. Внутри колонии особи выполняют узкоспециализированные функции. Они общаются между собой посредством «химических посланий», прикосновений, звуков и символических танцев. Гнездо представляет собой сложное архитектурное сооружение с множеством галерей, тайных ходов, запасных выходов, отделений, камер и помещений. Функции защиты, сбора и хранения пищи, воспроизводства, равно как и другие виды деятельности, регулируются автоматически. Биологический механизм управления колонией (роем) реагирует на изменение условий существования вне и внутри улья. Насекомых называют коммунальными, если особи одного поколения занимают одно составное гнездо, но каждая заботится только о собственном потомстве. У полусоциальных видов существует репродуктивное разделение труда между половой кастой и стерильными рабочими особями, однако все они относятся к одному поколению. В гнездах эвсоциальных таксонов, кроме различных каст, присутствует несколько рабочих поколений: старшие заботятся о своих младших братьях и сестрах. Полная эвсоциальность известна только в двух отрядах насекомых — у термитов (Isoptera) и перепончатокрылых (Hymenoptera). Все муравьи эвсоциальны, тогда как у пчел и ос встречаются разные уровни социальной организации17. 14 Crow G. Social Solidarities. UK: Open University Press, 2002; Bonaeau E. Self-organization in socialinsects // Trends In Ecol Evol. 1997. Vol. 12. P. 188-193; Foin T. et al. Kin selection and social insects //Bioscience. 1998. Vol. 48. P.. 165-176; Queller D. et al. Unrelated helpers in social insects//Nature. 2000.Vol. 405. P. 784-787; Thome B. Evolution of eusociality in termites // Annual Review Of Ecology AndSystematics. 1997. Vol. 28. P. 27-55. 15 Insect sociality. — http://courses.washington.edu/insects. 16 Insect societies. — http://loki.stockton.edu/-cromartw/Entomology/sociall.html. 17 Муравьи // Энциклопедия «Кругосвет». М., 2001. Основными причинами, обеспечившими успех социальным насекомым в межвидовой борьбе, ученые называют: ♦ Синхронное выполнение заданий: фуражирование, воспитание потомства, забота о жилище, воспроизводство. При повышенном уровне активности насекомые не мешают и не вредят друг другу. ♦ Рабочие особи наводят порядок и решают проблемы благодаря высокому уровню кооперации и сотрудничества, на что не способны солитарные насекомые. Сюда относятся защита от врага, строительство гнезда, забота о молодежи, кооперация во время охоты и собирательства. ♦ Разделение и специализация труда служат залогом успешного поддержания равновесия (гомеостазиса): ресурсное обеспечение колонии, поддержание и управление микроклиматом в гнезде, соответствие кастовой конструкции колонии экологическим условиям местности18. ПЧЕЛИНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД19 Социальное поведение пчел и формы их общественного устройства давно привлекали внимание философов и ученых. Многие люди сравнивали жизнь семьи пчел с жизнью государства, перенося на нее существовавший общественный уклад. Еще древние египтяне видели в пчелином гнезде государство во главе с пчелой-фараоном, Платон и Аристотель — рабовладельческое общество, управляемое аристократами-трутнями. J1. Фигье в своей книге «Жизнь насекомых» сравнивал общественное устройство пчел с республикой, а пчелу-матку — с ее президентом. Наблюдая за жизнью пчел, специалисты поражаются совершенством организации: десятки тысяч насекомых, наделенных только рефлексами и инстинктами, работают как единое целое, как один организм с множеством исполнительных органов. Инстинкты и организация жизни пчел настолько совершенны, что пчелы кажутся разумными существами. Как показывают данные науки, пчелы — вегетарианцы: энергию, белки и витамины получают исключительно из растений, опыляя их во время цветения и помогая развитию. Пчела — весьма совершенное биологическое создание, обладающее уникальными способностями. Она использует магнитные и электромагнитные поля Земли, воспринимает поляризованный сол- ls Social Insects. — http://www.cl.umn.edu/~tcraig/EntEusocial.htm. 19 Информация с веб-сайтов: http://fio.novgorod.ru/projects/project28/vveden.html; http:// www'.marstu.mari.ru:81()l/mmlab/home/students/bees/gnezdo_.htm; http://www.easyc.vipcentr.ru/ index.html; http://www.vsu.ru/~vsue3e06/Biology/Biology.htm; http://www.everythingabout.net/articles/ biology/animals/arthropods/insects/bees/more bees.html. нечный свет, видит в ультрафиолетовой части спектра, обладает навигационными органами. Поразительна пластичность обмена веществ: поглощение кислорода в полете в 500 раз выше, чем в состоянии покоя. Пчела способна перетаскивать груз, превышающий собственный вес в 20 раз (лошадь — 1,5— 2 раза). На 1 кг массы пчелы приходится более 1 млн нервных клеток, в то время как у человека всего 150 тыс. Пчела — самое чистое создание на планете, на ее лапках никогда не бывает бактерий. Длительность жизни пчелы — от 35 дней у летних до 270 у осенних пчел. Пчелы появились на планете 80 млн лет назад. В далеком прошлом они устраивали гнезда в дуплах или даже прямо на ветках деревьев. На пасеках же пчелы живут в ульях. Пчелиный сот состоит из многих тысяч ячеек, скрепленных между собой общими стенками и донышками. Ячейки — это геометрически правильные шестигранные призмы строго определенного размера. Шестигранная форма ячейки позволяет не только затрачивать на ее строительство минимум воска и времени, но и сооружать соты исключительно высокой прочности и большой емкости. Соты — совершенное воплощение строительного принципа. Ч. Дарвин называл пчелиные соты верхом архитектурного совершенства с точки зрения экономии труда и воска. Пчелы — надсемейство насекомых подотряда жалящих перепончатокрылых. В мире насчитывается более 30 тыс. видов пчелиных (Apoidea), которые объединены в 11 семейств. Они различаются морфологическим устройством, внешним видом, регионом обитания, социальной организацией и образом жизни. По своим размерам они варьируются от 2 мм до 4 см. Большинство видов пчел — одиночные, некоторые селятся колониями. Самые высокоорганизованные представители пчелиных, характеризующиеся высокоспециализированным собирательством и общественным образом Врезка Общение через форму сот Причудливый танец рабочих пчел — одна из самых удивительных форм коммуникации в природе. Пляшущие насекомые могут с точностью сообщить место расположения цветочного поля, находящегося в 10 километрах от улья. Каким образом в телодвижениях закодирована такого рода информация, ученые уже давно разобрались. Им неясно другое: как в кромешной тьме улья пчелы умудряются привлечь внимание к себе и своему танцу. Объяснение было отчасти найдено, когда ученые обнаружили, что движения насекомых вызывают слабые низкочастотные вибрации. Их глушили в ходе экспериментов, что приводило к существенному сокращению числа зрителей у пчел. Между тем появился еще один вопрос: как эти вибрации можно ощутить в гудящем улье, где находятся десятки тысяч насекомых? Вероятный ответ дают последние исследования, проведенные американскими учеными. Проведя серию замеров, они обнаружили, что противоположные стенки шестиугольной соты вибри- руют в одном направлении, однако на расстоянии в две-три соты от источника вибрации наблюдается обращение фазы (ее изменение на 180 градусов), т.е. стенки вибрируют в противоположных направлениях. Именно насекомые из этой зоны реагируют на информацию, переданную через танец. Ученые отмечают, что им удалось зафиксировать обращение фазы с помощью лишь двух детекторов. То же самое с легкостью способны сделать пчелы, имея шесть лапок-детекторов, которые одновременно можно разместить в разных местах шестиугольной соты. Следует добавить, что результаты новой работы представляют интерес не только для любителей насекомых. Ю. Таутц, один из участников исследований, сравнивает вибрации в улье с миниземлетрясениями. По его словам, изучение распределения сил внутри пчелиных сот может помочь архитекторам при проектировании зданий для районов с высокой сейсмической активностью. Источник: xTerra. жизни, входят в семейство Apidae, объединяющее роды Psithyrus — шмели-кукушки, Bombus — шмели, Apis — медоносные пчелы. Они живут не в одиночку, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Поэтому их стали называть общественными насекомыми., Пчелиная семья — великолепно организованный, очень гибкий, простой в своем естественном совершенстве и в то же время беспредельно сложный мир. Сообщества состоят из десятков тысяч особей. Каждая особь (рабочая пчела, матка, трутень) развивается из отдельного яйца и является в известном отношении самостоятельным организмом. Тем не менее ни одна из них не в состоянии жить отдельно. Пчела очень быстро, буквально за несколько часов, умирает, если оказывается в одиночестве. Семьи медоносных пчел складывались в разных природно-климатических условиях и географических зонах, что привело к возникновению форм, существенно отличающихся друг от друга. Про общественных насекомых писал Конрад Лоренц. С давних пор известно, что их сообщества, зачастую насчитывающие до нескольких миллионов членов, по сути дела являются семьями, поскольку состоят из потомков од-ной-единственной самки или одной пары, основавшей колонию. Пчелиная семья состоит из одной матки, нескольких десятков тысяч рабочих пчел (от 15—20 до 80— 100 в разное время года) и нескольких сотен, очень редко 1 -2 тыс. трутней, живущих только в летнее время. Выполняемые особями функции строго разделены, отсюда тесная и практически полная зависимость как друг от друга, так и от всего сообщества. Сообщество медоносных пчел биологи подразделяют либо на три касты (королева, рабочие, трутни), либо на две, объединяя королеву и трутней в одну касту: ♦ репродуктивные касты — королева и трутни: первая откладывает яйца, вторые оплодотворяют ее; ♦ рабочая каста — сестры, все дочери королевы-матери обслуживают яйца (потомство), королеву, трутней и гнездо. Во главе пчелиной семьи находится пчела-матка, основная функция которой — произведение потомства. Всю работу «по дому» выполняют пчелы-работницы, а появляющиеся в летний период трутни — пчелы-самцы — пригодны только для оплодотворения матки. Поскольку главные действующие лица пчелиной жизни — матка и рабочие пчелы — женские особи, пчелиный улей можно назвать эволюционным торжеством матриархата. Впрочем, он царит и у других социальных насекомых, в частности муравьев. Рабочие пчелы — женские особи с недоразвитыми половыми органами, длиной 12—14 мм, масса различна и зависит от породы — от 90 до 115 мг. Их еше называют сестрами матки. Трутни — особи мужского пола, они появляются в мае-июне, а изгоняют их в конце лета; зимовать они могут только в безматочных семьях. Трутни лишены возможности сбора пищевых запасов, поскольку приспособлений для сбора нектара и пыльцы у них нет. Тем не менее они — неотъемлемая часть сообщества, так как во время спаривания с неплодной маткой они передают ей мужские половые клетки, после чего матка становиться плодной. Не будь их — не было бы продолжения пчелиного рода. Как видим, в пчелиной семье проявляется половое неравенство: только матка, обладающая хорошо развитыми половыми органами, способна вступать в брачный контакт с мужскими особями и откладывать яйца. Рабочие пчелы (а это женские особи) имеют недоразвитые половые органы, а потому не могут спариваться с трутнями. Сестры не составляют конкуренцию своей более счастливой и более ценной для семьи избраннице — королеве. Они трудятся «в поте лица»: кормят личинок, обогревают гнездо, собирают нектар и пыльцу с цветов, носят в улей воду, вырабатывают в своем организме воск для постройки сот. Они защищают улей от всевозможных врагов: муравьев, бабочек, ос, от нападения других пчел, чистят, вентилируют (проветривают) улей, поддерживая в нем нужную температуру, заделывают щели и отверстия в улье пчелиным клеем (прополисом). Трутни живут недолго, после выполнения работы их отправляют в изгнание, зато никакой работы они не выполняют. Таким образом, в добавление к половому неравенству существует еще и трудовое20. Пчелы не терпят чужаков, которых узнают по несвойственному запаху. Случайно залетевших гостей пчелы-работницы агрессивно выдворяют вон. 20 SegerJ. Cooperation and conflict in social insects // Behavioral Ecology: an evolutionary approach: Third ed. (ed. J.R. Krebs & N.B. Davies). Boston, 1991. P. 338-373. МУРАВЬИНЫЕМЕГАПОЛИСЫ Со школьной скамьи мы знаем, что муравьи — насекомые общественные, с четким разделением обязанностей в муравейнике. Муравей — символ трудолюбия почти у всех народов. Поведение муравьев подчиняется очень сложным законам. Внешне это незаметно. Все входы-выходы из муравейника сторожат солдаты, снабженные страшными челюстями, есть своя иерархия и среди рабочих. Вместе с тем в муравьиных сообществах на
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|