|
ТЕОРИИ МОНО- И ПОЛИЦЕНТРИЗМАНе прояснен и вопрос о начале человеческой эволюции. Когда появился наш первый предок —1,3 или 6 млн лет назад? А где находится прародина человечества — в Африке, Азии, на Ближнем Востоке или в Европе? Сегодня некоторые зарубежные ученые разделяют теорию полицентризма — происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земного шара от разных форм древних людей. Большин- 17 Каменная летопись. — http://www.klein.zen.ru/old/chronicle.htm. ством отечественных антропологов она не принимается. Их точку зрения подтверждают недавние (2002) открытия американских антропологов. В 1997 г. международная группа ученых обнаружила череп доисторического человека Homo erectus, жившего миллион лет назад в Эфиопии. После чего ученые из университета Беркли (США) потратили еще два года, чтобы очистить и повторно собрать измельченный череп. Работу проводили совместно группы эфиопских и американских исследователей. Их результаты были опубликованы 21 марта 2002 г. в журнале «Нейчер». Оказалось, что африканский череп был удивительно похож на известные азиатские останки. Эфиопские ископаемые останки черепа доказывают, что все человеческие расы произошли от одной ветви доисторического человека — Homo erectus. У специалистов нет сомнений в том, что это первичное появление человека было одиночным, а не являло собой два отдельных и практически автономных процесса (возникшие параллельно в разных центрах). Homo erectus появился приблизительно 1,8 млн лет назад и очень быстро заселил Африку, Азию и Европу. Таким образом, разделения Homo erectus на две разновидности не было. Эфиопские и американские ученые также полагают, что начало цикла ледниковых периодов, произошедшее приблизительно 950 тыс. лет назад, является датой вероятного разбиение Homo erectus на разные поселения, которые затем развивались обособленно. Африканский подвид Homo erectus, вероятно, привел к появлению современного Homo sapiens, европейская ветвь, возможно, дала неандертальца или Homo neanderthalensis, в то время как азиатская ветвь исчезла1". По мнению В.М. Алексеева19, сторонника полицентризма, человек, равно как и ближайшие ему антропогенные формы рода Homo, не обладает видовой ценностью, зато ему присуща популяционная ценность. В природе нет других организмов, так сильно, почти катастрофически, реагирующих на изменения окружающих условий, как человек. Человеческий детеныш, воспитанный волчьей стаей, превращается в волка, но волк, куда бы его ни поместили, остается самим собой. Воспитанные вне человеческого общества люди становятся умственно неполноценными, у них значительно изменяется характер образования социальных связей. Если исчезнут все волки, но сохранится одна пара, то через несколько поколений этот вид будет воспроизводиться с теми же морфологическими свойствами, что и вид в целом. У людей не так. Если последующие поколения будут жить в разных географических и климатических условиях, приспосабливаясь к реальным условиям, это будут разные по характеру и образу жизни популяции. Принцип популяци-онной ценности превосходно согласуется с представлениями о характере адаптивной радиации Homo, с теорией полицентрического происхождения человека, с высокими темпами эволюции Homo и с полным уничтожением всех родительских форм. Принципиальные отличия между человеческими популяциями состоят в том, что одни популяции дали цивилизации, а другие при прочих равных условиях — нет. С точки зрения популяционной ценности каждый человек более уникален, чем особь у приматов или у любых других млекопитающих. ,х Источник: SciTecLibrary.com: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/2943.html. 19 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/ deml.htm. Основателем гипотезы полицентризма, т.е. нескольких центров происхождения Homo sapiens, является американский антрополог Ф. Вейденрейх (1938, 1943). Им выделены четыре таких региона формирования человека современного типа и его рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды), Южная Африка (капоиды или негроиды), Восточная Азия (монголоиды) и Передняя Азия (европеоиды). Среди современных зарубежных полицентристских схем одна из наиболее разработанных — гипотеза А. Тома (1962, 1964, 1973), в соответствии с которой выделяются три основных очага сапиентации: евро-пеоидно-негроидный (западный), монголоидный и веддо-австрало-айно-идный (восточный). К числу традиционных полицентристских концепций, предусматривающих происхождение современных больших рас от местных палеоантропов, относится и гипотеза Ф. Смита (1985), согласно которой выделяются пять центров сапиентации с независимым возникновением Homo sapiens от местных неандертальцев в Северной Африке и южнее Сахары, Западной Азии, Восточной Азии, Европе. В отечественной антропологии превалируют гипотезы «дицентризма» с выделением двух первичных очагов сапиентации: западного (европеоидно-негроидного) и восточного (монголоидного или австрало-монголоидного). В основе полицентристских концепций отечественных антропологов (В.П. Алексеев, А.А. Зубов и др.) и археологов лежит признание мощной центростремительной роли социогенеза на поздних этапах человеческой эволюции. Основные аргументы полицентризма — отдельные краниологические признаки большого таксономического веса, свидетельствующие о хронологической и морфологической преемственности гоминид в ряде локусов Афроевразии, а также археологические материалы, которые не дают достаточных оснований для выделения единого центра возникновения верхнепалеолитической культуры неоантропов. В настоящее время ученые накопили достаточно доводов в пользу гипотезы, согласно которой эволюция гоминидов в человека разумного завершилась не в одной, а сразу нескольких точках планеты. М. Стинер из Университета Аризоны выяснила, что самые ранние украшения появились примерно в одно и то же время в четырех районах. Так, в Турции были найдены раковины моллюсков со специально выдолбленными отверстиями. Их возраст составляет 40—45 тыс. лет. В то же время в Кении, Болгарии и Ливане обнаружены цепочки из скорлупы страусиных яиц и другие подобные украшения. Школа эволюционистов, возглавляемая С. Гоулдом и Н. Элдриджем, выдвинула новую теорию, которая должна, по их мнению, объяснить отсутствие промежуточных форм. В качестве объяснения они выдвинули идею «пунктирного равновесия» (так называемая концепция пунктуации). В соответствии с этой теорией предполагаемый переход от вида А к виду Б происходит в небольшой, географически изолированной популяции и занимает одну геологическую микросекунду — период времени слишком короткий, чтобы промежуточные формы оставили следы в виде ископаемых остатков. Затем новый вид Б покидает свой ареал и распространяется по всей области обитания старого вида А. На шкале в миллионы лет ископаемые остатки вида Б как бы внезапно заменяют ископаемые остатки вида А, так что складывается впечатление, будто вид Б возник сразу, без переходных форм. По мнению сторонников теории пунктирного равновесия, отсутствие остатков переходных форм вполне естественно. Это дает им право утверждать, что все виды развились один из другого в процессе эволюции, не оставив палеонтологических свидетельств эволюции20. 20 Каменная летопись. — http://www.klein.zen.ru/old/chronicle.httn. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ АНТРОПОГЕНЕЗА Антропогенез — процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности и речи. Он растянулся, как установили современные ученые, почти на 7 млн лет. Сегодня мы знаем, что человек — существо общественное. Но был ли таковым он с самого начала? И вообще, когда наш далекий предок, больше похожий на обезьяну, стал собственно человеком? ШКАЛА АНТРОПОГЕНЕЗА Согласно принятой теории, пока еще не успевшей учесть новейшие археологические открытия 2000-х гг., человекоподобные существа (гоминиды) начали развиваться из человекообразных обезьян около 4 млн лет назад в Африке. Первые гоминиды, получившие название австралопитеков, имели тело, напоминавшее человеческое, а голову, больше похожую на голову обезьяны. Австралопитеки около 2 млн лет назад превратились в Homo habilis, еще через полмиллиона лет появился Homo erectus, который мигрировал в Европу и Азию. Примерно 200—300 тыс. лет назад появились первые представители Homo sapiens, еще мало похожие на современного человека. Около 100 тыс. лет назад возник неандертальский человек, который расселился по Европе, Африке и Среднему Востоку. Наконец около 40 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке или в Азии появляются первые представители современного человека. Названные Homo sapiens, они проникают в Европу и вытесняют неандертальцев, которые постепенно вымирают. Зачатки современной цивилизации впервые появились 10 тыс. лет назад. Принято считать, что эволюция человека протекала только в Старом Свете. Племена, жившие в Новом Свете, переселились туда из Азии не раньше чем 30 тыс. лет назад. Таковы общепринятые представления об эволюции человека. В отличие от них Australopithecus robustus и Australopithecus ramidus принадлежат к обезьянам. Homo Sapiens и Homo sapiens sapiens — полноправные представители человека в современном понимании слова. К переходным формам отнесены Homo habilis и Homo erectus,. в них сочетаются черты обезьяны и человека. Но в отличие от двух других переходных форм, указанных выше, человеческие черты уже преобладают над животными. Правда, у Homo habilis их меньше, а у Homo erectus — больше. Вид гоминид Период существования, лет назад Australopithecus ramidus 5-4 млн Australopithecus afarensis 4-2,7 млн Australopithicus africanus 3-2 млн Australopithecus robustus 2,2-1,0 млн Homo habilis 2,2-1,6 млн Homo erectus. 2-9,4 млн Homo sapiens 400-200 тыс. Homo sapiens neanderthalensis 200-30 тыс. Homo sapiens sapiens* 130 тыс. и до настоящего времени Период становления и развития человеческого общества до цивилизаций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют три эпохи: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век), неолит (новокаменный век). Следующую за неолитом эпоху называют энеолитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится наряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3—1,5 млн лет назад), Ашель (1,5 млн — 100 тыс. лет назад), Мустье, или средний палеолит (100—40 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40—10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8— 7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. лет до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. до н.э. В истории первобытного общества в последнее время выделяют три эпохи: эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогене-за; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье; эпоха первобытной родовой общины начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины. В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество. Кроме того, всю историю человечества можно условно поделить на два периода. Первый и самый длительный представлял собой безоговорочное господство естественного, дикого начала и робкие попытки искусственного, культурного начала потеснить монополию первого. На протяжении миллионов лет первобытный дикарь превращался в цивилизованного мужчину и женщину. Когда свершилась победа, никто толком не знает, ибо еще в средневековье говорили о диких нравах, господствовавших в европейском обществе. Увлекшись борьбой, человечество не заметило, как перешло точку равновесия двух начал и свело естественное к тому опасному минимуму, за которым начинается процесс дегуманизации культуры. О чем сегодня спорят ученые, общественные деятели, писатели? О бездушных технологиях, вытес- 1 Включая кроманьонского человека. няющих человека из производства, роботах и роботизированных комплексах, компьютеризации творческого и мыслительного процесса, технологических монстрах-городах, пожирающих последние остатки живой природы. Вслед за вытеснением естественного искусственным в материальной сфере наступает очередь для его вытеснения также из духовной сферы. Исчезают неповторимость и национальное своеобразие культур. Межчеловеческие отношения черствеют, становятся рационалистичными, бездуховными. Видимо, начиная с первых проблесков XX в. надо говорить о начале второго периода — полного вытеснения естественного искусственным, безоговорочной победы цивилизации над природой. К середине 1950-х гг., а еще очевиднее — к 1970-м гг. победа культуры превращается в пиррову победу. Человечество неумолимо теряло природу вне нас и природу внутри нас. Усилились, а сегодня превратились в господствующее направление общественного развития экологические движения. Сегодня в мире сотни и тысячи организаций, борющихся за сохранение и восстановление природы. Вступление развитых стран в эпоху постиндустриального общества (1970-е) надо считать началом третьего периода — поиска гармонии двух начал — естественного и культурного, восстановления чрезмерно загрязненного или разрушенного экологического слоя Земли. Третий этап совпадает с приходом так называемого постмодернизма. Под знаком постмодернизма проходит сегодня развитие мировой культуры. Итак, первый период — самый протяженный, соответствует традиционной культуре и доиндустриальному обществу, второй (рис. 5) гораздо короче, совпадает с современной культурой (модернизмом) и индустриальным обществом, третий этап — самый короткий (ему нет и 30 лет), совпадает с вступлением общества в постиндустриальную фазу и зарождением постсовременной культуры (постмодернизма). Австралопитек афарский, живший примерно 3,5 млн лет назад, хотя и передвигался на двух ногах и является нашим предком, но еще явно не был человеком. А вот кроманьонец (примерно 40 тыс. лет назад) — уже вполне человек. Между ними — промежуточные стадии, например неандерталец, который, по мнению одних ученых, уже был человеком разумным, по мнению других, не относится к этому виду, хотя и заслуживает почетного места в генеалогическом древе современного человека.
К основным историко-эволюционным формам антропогенеза принято относить австралопитеков, Homo habilis, Homo erectus, неандертальцев и кроманьонцев. Каждый из них подразделяется на несколько подвидов. Кроме того, археологи нашли множество таких останков, которые сложно классифицировать, а потому они попадают в самостоятельные или промежуточные подвиды. Они будут указаны лишь в хронологии научных открытий, а весь анализ мы сосредоточим на основных эволюционных видах. Это самые яркие страницы человеческой предыстории. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|