Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕОРИИ МОНО- И ПОЛИЦЕНТРИЗМА





Не прояснен и вопрос о начале человеческой эволюции. Когда появился наш первый предок —1,3 или 6 млн лет назад? А где находится прародина человечества — в Африке, Азии, на Ближнем Востоке или в Европе?

Сегодня некоторые зарубежные ученые разделяют теорию полицентриз­ма — происхождения человека современного вида (Homo sapiens) и его рас в нескольких районах земного шара от разных форм древних людей. Большин-

17 Каменная летопись. — http://www.klein.zen.ru/old/chronicle.htm.

ством отечественных антропологов она не принимается. Их точку зрения подтверждают недавние (2002) открытия американских антропологов. В 1997 г. международная группа ученых обнаружила череп доисторическо­го человека Homo erectus, жившего миллион лет назад в Эфиопии. После чего ученые из университета Беркли (США) потратили еще два года, чтобы очи­стить и повторно собрать измельченный череп. Работу проводили совмест­но группы эфиопских и американских исследователей. Их результаты были опубликованы 21 марта 2002 г. в журнале «Нейчер». Оказалось, что африкан­ский череп был удивительно похож на известные азиатские останки. Эфи­опские ископаемые останки черепа доказывают, что все человеческие расы произошли от одной ветви доисторического человека — Homo erectus.

У специалистов нет сомнений в том, что это первичное появление чело­века было одиночным, а не являло собой два отдельных и практически авто­номных процесса (возникшие параллельно в разных центрах). Homo erectus появился приблизительно 1,8 млн лет назад и очень быстро заселил Афри­ку, Азию и Европу. Таким образом, разделения Homo erectus на две разновид­ности не было. Эфиопские и американские ученые также полагают, что на­чало цикла ледниковых периодов, произошедшее приблизительно 950 тыс. лет назад, является датой вероятного разбиение Homo erectus на разные по­селения, которые затем развивались обособленно. Африканский подвид Homo erectus, вероятно, привел к появлению современного Homo sapiens, европей­ская ветвь, возможно, дала неандертальца или Homo neanderthalensis, в то время как азиатская ветвь исчезла1".

По мнению В.М. Алексеева19, сторонника полицентризма, человек, рав­но как и ближайшие ему антропогенные формы рода Homo, не обладает ви­довой ценностью, зато ему присуща популяционная ценность. В природе нет других организмов, так сильно, почти катастрофически, реагирующих на изменения окружающих условий, как человек. Человеческий детеныш, вос­питанный волчьей стаей, превращается в волка, но волк, куда бы его ни по­местили, остается самим собой. Воспитанные вне человеческого общества люди становятся умственно неполноценными, у них значительно изменяется характер образования социальных связей. Если исчезнут все волки, но сохра­нится одна пара, то через несколько поколений этот вид будет воспроизво­диться с теми же морфологическими свойствами, что и вид в целом. У лю­дей не так. Если последующие поколения будут жить в разных географичес­ких и климатических условиях, приспосабливаясь к реальным условиям, это будут разные по характеру и образу жизни популяции. Принцип популяци-онной ценности превосходно согласуется с представлениями о характере адап­тивной радиации Homo, с теорией полицентрического происхождения чело­века, с высокими темпами эволюции Homo и с полным уничтожением всех родительских форм. Принципиальные отличия между человеческими попу­ляциями состоят в том, что одни популяции дали цивилизации, а другие при прочих равных условиях — нет. С точки зрения популяционной ценности каждый человек более уникален, чем особь у приматов или у любых других млекопитающих.

Источник: SciTecLibrary.com: http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/2943.html. 19 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/ deml.htm.

Основателем гипотезы полицентризма, т.е. нескольких центров проис­хождения Homo sapiens, является американский антрополог Ф. Вейденрейх (1938, 1943). Им выделены четыре таких региона формирования человека современного типа и его рас: Юго-Восточная Азия (австралоиды), Южная Африка (капоиды или негроиды), Восточная Азия (монголоиды) и Передняя Азия (европеоиды). Среди современных зарубежных полицентристских схем одна из наиболее разработанных — гипотеза А. Тома (1962, 1964, 1973), в соответствии с которой выделяются три основных очага сапиентации: евро-пеоидно-негроидный (западный), монголоидный и веддо-австрало-айно-идный (восточный). К числу традиционных полицентристских концепций, предусматривающих происхождение современных больших рас от местных палеоантропов, относится и гипотеза Ф. Смита (1985), согласно которой выделяются пять центров сапиентации с независимым возникновением Homo sapiens от местных неандертальцев в Северной Африке и южнее Сахары, За­падной Азии, Восточной Азии, Европе.

В отечественной антропологии пре­валируют гипотезы «дицентризма» с выделением двух первичных очагов сапиентации: западного (европеоидно-негроидного) и восточного (монголо­идного или австрало-монголоидного). В основе полицентристских концеп­ций отечественных антропологов (В.П. Алексеев, А.А. Зубов и др.) и ар­хеологов лежит признание мощной центростремительной роли социогенеза на поздних этапах человеческой эволюции. Основные аргументы полицент­ризма — отдельные краниологические признаки большого таксономического веса, свидетельствующие о хронологической и морфологической преемствен­ности гоминид в ряде локусов Афроевразии, а также археологические мате­риалы, которые не дают достаточных оснований для выделения единого цен­тра возникновения верхнепалеолитической культуры неоантропов.

В настоящее время ученые накопили достаточно доводов в пользу гипо­тезы, согласно которой эволюция гоминидов в человека разумного заверши­лась не в одной, а сразу нескольких точках планеты. М. Стинер из Универ­ситета Аризоны выяснила, что самые ранние украшения появились примерно в одно и то же время в четырех районах. Так, в Турции были найдены рако­вины моллюсков со специально выдолбленными отверстиями. Их возраст составляет 40—45 тыс. лет. В то же время в Кении, Болгарии и Ливане обна­ружены цепочки из скорлупы страусиных яиц и другие подобные украше­ния.

Школа эволюционистов, возглавляемая С. Гоулдом и Н. Элдриджем, выдвинула новую теорию, которая должна, по их мнению, объяснить отсут­ствие промежуточных форм. В качестве объяснения они выдвинули идею «пунктирного равновесия» (так называемая концепция пунктуации). В со­ответствии с этой теорией предполагаемый переход от вида А к виду Б про­исходит в небольшой, географически изолированной популяции и занимает одну геологическую микросекунду — период времени слишком короткий, чтобы промежуточные формы оставили следы в виде ископаемых остатков. Затем новый вид Б покидает свой ареал и распространяется по всей области

обитания старого вида А. На шкале в миллионы лет ископаемые остатки вида Б как бы внезапно заменяют ископаемые остатки вида А, так что скла­дывается впечатление, будто вид Б возник сразу, без переходных форм. По мнению сторонников теории пунктирного равновесия, отсутствие остатков переходных форм вполне естественно. Это дает им право утверждать, что все виды развились один из другого в процессе эволюции, не оставив палеонто­логических свидетельств эволюции20.

20 Каменная летопись. — http://www.klein.zen.ru/old/chronicle.httn.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ АНТРОПОГЕНЕЗА

Антропогенезпроцесс историко-эволюционного формирования фи­зического типа человека, первоначального развития его трудовой дея­тельности и речи. Он растянулся, как установили современные ученые, почти на 7 млн лет. Сегодня мы знаем, что человексущество обще­ственное. Но был ли таковым он с самого начала? И вообще, когда наш далекий предок, больше похожий на обезьяну, стал собственно челове­ком?

ШКАЛА АНТРОПОГЕНЕЗА

Согласно принятой теории, пока еще не успевшей учесть новейшие ар­хеологические открытия 2000-х гг., человекоподобные существа (гоминиды) начали развиваться из человекообразных обезьян около 4 млн лет назад в Африке. Первые гоминиды, получившие название австралопитеков, имели тело, напоминавшее человеческое, а голову, больше похожую на голову обе­зьяны. Австралопитеки около 2 млн лет назад превратились в Homo habilis, еще через полмиллиона лет появился Homo erectus, который мигрировал в Европу и Азию. Примерно 200—300 тыс. лет назад появились первые пред­ставители Homo sapiens, еще мало похожие на современного человека. Око­ло 100 тыс. лет назад возник неандертальский человек, который расселился по Европе, Африке и Среднему Востоку. Наконец около 40 тыс. лет тому назад на Ближнем Востоке или в Азии появляются первые представители современного человека. Названные Homo sapiens, они проникают в Европу и вытесняют неандертальцев, которые постепенно вымирают. Зачатки совре­менной цивилизации впервые появились 10 тыс. лет назад. Принято считать, что эволюция человека протекала только в Старом Свете. Племена, жившие в Новом Свете, переселились туда из Азии не раньше чем 30 тыс. лет назад. Таковы общепринятые представления об эволюции человека.

В отличие от них Australopithecus robustus и Australopithecus ramidus принад­лежат к обезьянам. Homo Sapiens и Homo sapiens sapiens — полноправные пред­ставители человека в современном понимании слова. К переходным формам

отнесены Homo habilis и Homo erectus,. в них сочетаются черты обезьяны и человека. Но в отличие от двух других переходных форм, указанных выше, человеческие черты уже преобладают над животными. Правда, у Homo habilis их меньше, а у Homo erectus — больше.

Вид гоминид Период существования, лет назад

Australopithecus ramidus 5-4 млн

Australopithecus afarensis 4-2,7 млн

Australopithicus africanus 3-2 млн

Australopithecus robustus 2,2-1,0 млн

Homo habilis 2,2-1,6 млн

Homo erectus. 2-9,4 млн

Homo sapiens 400-200 тыс.

Homo sapiens neanderthalensis 200-30 тыс.

Homo sapiens sapiens* 130 тыс. и до настоящего времени

Период становления и развития человеческого общества до цивилиза­ций называется каменным веком. В истории каменного века выделяют три эпохи: палеолит (древнекаменный век), мезолит (среднекаменный век), неолит (новокаменный век). Следующую за неолитом эпоху называют эне­олитом (меднокаменный век). Он открывает эпоху металла и цивилизаций. Палеолит делится наряд стадий: ранний (нижний) палеолит, включающий олдувайский период (3—1,5 млн лет назад), Ашель (1,5 млн — 100 тыс. лет назад), Мустье, или средний палеолит (100—40 тыс. лет назад), и поздний (верхний) палеолит (40—10 тыс. лет до н.э.). Мезолит длился от 10 до 8— 7 тыс. лет до н.э., неолит — от 8—7 тыс. лет до 5—4 тыс. лет до н.э., энеолит — 4—3 тыс. до н.э.

В истории первобытного общества в последнее время выделяют три эпо­хи: эпоха первобытного стада, или праобщины, а также антропосоциогене-за; она занимает огромный период от Олдувая до Мустье; эпоха первобыт­ной родовой общины начинается в верхнем палеолите и заканчивается к эпохе раннего металла; эпоха первобытной соседской (протокрестьянской) общины. В эпоху первобытного стада человек выделяется из животного мира, образуется общество.

Кроме того, всю историю человечества можно условно поделить на два периода. Первый и самый длительный представлял собой безоговорочное господство естественного, дикого начала и робкие попытки искусственно­го, культурного начала потеснить монополию первого. На протяжении мил­лионов лет первобытный дикарь превращался в цивилизованного мужчину и женщину. Когда свершилась победа, никто толком не знает, ибо еще в сред­невековье говорили о диких нравах, господствовавших в европейском обще­стве. Увлекшись борьбой, человечество не заметило, как перешло точку рав­новесия двух начал и свело естественное к тому опасному минимуму, за ко­торым начинается процесс дегуманизации культуры. О чем сегодня спорят ученые, общественные деятели, писатели? О бездушных технологиях, вытес-

1 Включая кроманьонского человека.

няющих человека из производства, роботах и роботизированных комплек­сах, компьютеризации творческого и мыслительного процесса, технологи­ческих монстрах-городах, пожирающих последние остатки живой природы.

Вслед за вытеснением естественного искусственным в материальной сфе­ре наступает очередь для его вытеснения также из духовной сферы. Исчеза­ют неповторимость и национальное своеобразие культур. Межчеловеческие отношения черствеют, становятся рационалистичными, бездуховными. Ви­димо, начиная с первых проблесков XX в. надо говорить о начале второго периода — полного вытеснения естественного искусственным, безоговороч­ной победы цивилизации над природой. К середине 1950-х гг., а еще очевид­нее — к 1970-м гг. победа культуры превращается в пиррову победу. Челове­чество неумолимо теряло природу вне нас и природу внутри нас. Усилились, а сегодня превратились в господствующее направление общественного раз­вития экологические движения. Сегодня в мире сотни и тысячи организа­ций, борющихся за сохранение и восстановление природы.

Вступление развитых стран в эпоху постиндустриального общества (1970-е) надо считать началом третьего периода — поиска гармонии двух на­чал — естественного и культурного, восстановления чрезмерно загрязненного или разрушенного экологического слоя Земли. Третий этап совпадает с при­ходом так называемого постмодернизма. Под знаком постмодернизма про­ходит сегодня развитие мировой культуры.

Итак, первый период — самый протяженный, соответствует традицион­ной культуре и доиндустриальному обществу, второй (рис. 5) гораздо ко­роче, совпадает с современной культурой (модернизмом) и индустриаль­ным обществом, третий этап — самый короткий (ему нет и 30 лет), совпа­дает с вступлением общества в постиндустриальную фазу и зарождением постсовременной культуры (постмодернизма).

Австралопитек афарский, живший примерно 3,5 млн лет назад, хотя и передвигался на двух ногах и является нашим предком, но еще явно не был человеком. А вот кроманьонец (примерно 40 тыс. лет назад) — уже вполне человек. Между ними — промежуточные стадии, например неандерталец, который, по мнению одних ученых, уже был человеком разумным, по мне­нию других, не относится к этому виду, хотя и заслуживает почетного места в генеалогическом древе современного человека.

Рис. 5. Три этапа противостояния естественного и искусственного начал в истории культуры

 

К основным историко-эволюционным формам антропогенеза принято относить австралопитеков, Homo habilis, Homo erectus, неандертальцев и кро­маньонцев. Каждый из них подразделяется на несколько подвидов. Кроме того, археологи нашли множество таких останков, которые сложно класси­фицировать, а потому они попадают в самостоятельные или промежуточные

подвиды. Они будут указаны лишь в хронологии научных открытий, а весь анализ мы сосредоточим на основных эволюционных видах. Это самые яр­кие страницы человеческой предыстории.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.