Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО К. ПОППЕРА





Понятие «открытое общество» впервые введено в научный оборот фран­цузским философом Анри Бергсоном в 7 932 г. и впоследствии развито в работах австрийского философа Карла Поппера, написанных в годы Второй мировой войны. Оно противопоставлено закрытому обществумагическому, племенному, коллективистскому. Переход от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из величайших революций человечества. Концепция Поппера интересна тем, что помо­гает ответить на главный вопроскак организовать массы в сообще­ства без излишнего ограничения свободы личности. По мнению Поппе­ра, демократия является наилучшей формой государственного устрой­ства, а науканаилучшим видом знания.

ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА

Популярность обсуждаемые термины приобрели благодаря усилиям вы­дающегося мыслителя нашего времени Карла Поппера, который считал Берг­сона своим учителем. Учитель лишь наметил путь, по которому ученик по­шел сам и повел европейскую интеллигенцию.

Хотя книга А. Бергсона «Два источника морали и религии» (1932), откуда Поппер, по его признаниям, позаимствовал термин «открытое общество», была широко известна в 1930-е гг., только Поппер, проведя обстоятельное сравнительно-историческое исследование, превратил понятие в настоящую концепцию, а учитывая всемирную известность его книги «Открытое обще­ство и его враги», можно сказать, и символ веры нескольких поколений ев­ропейских интеллектуалов. И сегодня у теории открытого общества Поппе­ра находится множество последователей, в том числе филантроп и мульти-магнат Дж. Сорос, посвятивший ей одну из своих книг. Тем не менее достичь научного уровня работ Поппера им уже не удалось.

Оба мыслителя, Бергсон и Поппер, описывая общество, сравнивали его одновременно и с организмом, и с особым типом социальной системы.

Французский философ сравнивал два возможных вариант социального развития. По одному пути пошли насекомы создав муравейник, рой, термитник, по другому — человек' развивавшийся в сравнительно небольших группах. Закрм тое общество, по Бергсону, — это такая социальная система члены которой руководствуются навязываемыми сверху м0 ральными нормами и религиозными табу. Они закрепляют ся из поколения в поколение механизмом обычаев и тради­ций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функци­онирует по непреложным социобиологическим законам Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме. Однако и Поппер считал, что закрытое общество в его лучших образцах вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое «об­щество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой по­луорганическое единство, члены ко­торого объединены полубиологичес­кими связями — родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами»1.

В своей работе Бергсон противопо­ставил два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опи­рающееся на принципы авторитаризма и насилия, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных геро­ях и христианских мистиках. Бергсон связывал с ними два типа морали и религии — статический и динамичес­кий. О выдающейся роли религии, точнее магии, и морали писал и Поп­пер. Возможность дальнейшего про­гресса человеческого общества Берг­сон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызван­ных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духов­ной культуре2.

В середине XX в. исследование двух типов общества продолжил Поппер, который написал двухтомную монографию «Открытое общество и его вра-

1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т. 1. С. 218.

2 Блауберг ИИ. Анри Луи Бергсон. — http://mega.km.ru.

ги» (первый том был закончен в октябре 1942, а второй — в феврале 1943; первая публикация на английском языке в 1945). Книга Поппера мгновен­но получила широкий отклик и была переведена на многие языки.

ПЕРВОБЫТНОСТЬ И АНТИЧНОСТЬ

Для Поппера закрытое общество — это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения без остатка — индивида в группе. Он так и пишет: закрытое общество покоится на убеждении, будто племя — это все, а индивид — ничто3. Только с Протагора у греков пробуж­дается интерес к человеческой индивидуальности, именно этот философ за­явил, что человек — мера всех вещей. Начатый Протагором переворот в об­щественном сознании завершил Сократ, не только провозгласивший чело­века центром социального универсума, но и заставивший этого человека уважать других людей как самоценных себе, а закрепила успех эпоха вели­кого античного просветителя Перикла.

Таким образом, открытое общество начинается с прорыва личности сквозь путы коллектива и провозглашения антропоцентризма магистральным пу­тем интеллектуального развития европейского общества. «Наша западная цивилизация была рождена греками. Они, по-видимому, были первыми, кто сделал шаг от племенного строя к гуманизму», — писал Поппер4.

Раскрывая историю создания своей главной социологической книги по типологии обществ, К. Поппер писал: «Опубликована она была в 1945 г., когда война в Европе уже окончилась, но работу над ней я считал своим вкла­дом в победу. Она была направлена против нацизма и коммунизма, против Гитлера и Сталина, которых пакт 1939 г. сделал на время союзниками», и далее: «Критикуя марксизм, я до некоторой степени критиковал и самого себя, поскольку в ранней молодости был марксистом и даже коммунистом (мне не было и 17 лет, когда я отверг это учение)»5.

Понятие открытого общества было выдвинуто Поппером в качестве ан­титезы понятию тоталитарного общества. Понятие открытого общества — социальный эквивалент политического и экономического понятия «консти­туции свободы» Фридриха фон Хайека. Поппер доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявле­ние индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-прави­теля и отстаивал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также говорил, что демо­кратия — наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она по­зволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, а в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправды­вают наших ожиданий. Поппер считал все политические системы потен­циально опасными.

Закрытое и открытое общество — идеальные типы, с помощью которых Поппер хотел раскрыть не столько внутреннее строение общества, сколько

Поппер К. Указ. соч. С. 236. 4 Там же. С. 216. Там же. С. 7.

два противоположных вектора развития человечества. В этих понятияхлощается противоборство между коммунизмом (социализмом) и либеп- В°П~мом (демократией), борьба между коллективизмом и индивидуал из т~ приоритетами равенства или свободы, труда или капитала. М°М'

В открытом обществе люди руководствуются личными интересами четом, которые нужны им для развития рыночных отношений и npe^^" нимательства, ответственностью и рационалистической этикой. ПодобРИ~ ценности восходят к Новому времени и совпадают с идеологией либерал Ыб ма. Из них проистекают наука, современные достижения технического'^3" гресса, свобода и демократия. Но они были позаимствованы именно у m ков, которые создали, выражаясь современным языком, цивилизацию вен чурных фирм и малого бизнеса. В качестве исторических предпосылок свободного общества послужили частная собственность, рынок, предприни­мательство, конкуренция и демократическое устройство, которые впервые появились в античной Греции. Именно к этому периоду человеческой исто­рии относят возникновение гражданского общества и правового государства

Первобытно-общинное, т.е. дородовое, общество, основанное на вере в магию и коллективизме, ничего подобного не знало. Здесь нет частной соб­ственности, личностного начала, предпринимательства и демократии. Поп-пер предлагал называть его закрытым обществом в противоположность от­крытому обществу, в котором индивиды принимают решения самостоятель­но. Австро-британский философ отказывает первобытному обществу в демократическом устройстве, идеализирует Афины и выставляет в негатив-

Врезка

К. Поппер







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.