|
ОТКРЫТОЕ И ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО К. ПОППЕРАПонятие «открытое общество» впервые введено в научный оборот французским философом Анри Бергсоном в 7 932 г. и впоследствии развито в работах австрийского философа Карла Поппера, написанных в годы Второй мировой войны. Оно противопоставлено закрытому обществу — магическому, племенному, коллективистскому. Переход от закрытого к открытому обществу можно охарактеризовать как одну из величайших революций человечества. Концепция Поппера интересна тем, что помогает ответить на главный вопрос — как организовать массы в сообщества без излишнего ограничения свободы личности. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства, а наука — наилучшим видом знания. ПРЕДЫСТОРИЯ ВОПРОСА Популярность обсуждаемые термины приобрели благодаря усилиям выдающегося мыслителя нашего времени Карла Поппера, который считал Бергсона своим учителем. Учитель лишь наметил путь, по которому ученик пошел сам и повел европейскую интеллигенцию. Хотя книга А. Бергсона «Два источника морали и религии» (1932), откуда Поппер, по его признаниям, позаимствовал термин «открытое общество», была широко известна в 1930-е гг., только Поппер, проведя обстоятельное сравнительно-историческое исследование, превратил понятие в настоящую концепцию, а учитывая всемирную известность его книги «Открытое общество и его враги», можно сказать, и символ веры нескольких поколений европейских интеллектуалов. И сегодня у теории открытого общества Поппера находится множество последователей, в том числе филантроп и мульти-магнат Дж. Сорос, посвятивший ей одну из своих книг. Тем не менее достичь научного уровня работ Поппера им уже не удалось. Оба мыслителя, Бергсон и Поппер, описывая общество, сравнивали его одновременно и с организмом, и с особым типом социальной системы. Французский философ сравнивал два возможных вариант социального развития. По одному пути пошли насекомы создав муравейник, рой, термитник, по другому — человек' развивавшийся в сравнительно небольших группах. Закрм тое общество, по Бергсону, — это такая социальная система члены которой руководствуются навязываемыми сверху м0 ральными нормами и религиозными табу. Они закрепляют ся из поколения в поколение механизмом обычаев и традиций. Как и живой организм, где все подчиняется приказам центральной нервной системы, закрытое общество функционирует по непреложным социобиологическим законам Моральные запреты, культурные нормы, религиозные табу можно уподобить первичным биологическим импульсам в организме. Однако и Поппер считал, что закрытое общество в его лучших образцах вполне можно сравнить с организмом. По его мнению, такое «общество сходно со стадом или племенем в том, что представляет собой полуорганическое единство, члены которого объединены полубиологическими связями — родством, общей жизнью, участием в общих делах, одинаковыми опасностями, общими удовольствиями и бедами»1. В своей работе Бергсон противопоставил два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилия, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных героях и христианских мистиках. Бергсон связывал с ними два типа морали и религии — статический и динамический. О выдающейся роли религии, точнее магии, и морали писал и Поппер. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видел лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре2. В середине XX в. исследование двух типов общества продолжил Поппер, который написал двухтомную монографию «Открытое общество и его вра- 1 Поппер К. Открытое общество и его враги. М, 1992. Т. 1. С. 218. 2 Блауберг ИИ. Анри Луи Бергсон. — http://mega.km.ru. ги» (первый том был закончен в октябре 1942, а второй — в феврале 1943; первая публикация на английском языке в 1945). Книга Поппера мгновенно получила широкий отклик и была переведена на многие языки. ПЕРВОБЫТНОСТЬ И АНТИЧНОСТЬ Для Поппера закрытое общество — это эпоха господства коллективного сознания, родового строя, магии и растворения без остатка — индивида в группе. Он так и пишет: закрытое общество покоится на убеждении, будто племя — это все, а индивид — ничто3. Только с Протагора у греков пробуждается интерес к человеческой индивидуальности, именно этот философ заявил, что человек — мера всех вещей. Начатый Протагором переворот в общественном сознании завершил Сократ, не только провозгласивший человека центром социального универсума, но и заставивший этого человека уважать других людей как самоценных себе, а закрепила успех эпоха великого античного просветителя Перикла. Таким образом, открытое общество начинается с прорыва личности сквозь путы коллектива и провозглашения антропоцентризма магистральным путем интеллектуального развития европейского общества. «Наша западная цивилизация была рождена греками. Они, по-видимому, были первыми, кто сделал шаг от племенного строя к гуманизму», — писал Поппер4. Раскрывая историю создания своей главной социологической книги по типологии обществ, К. Поппер писал: «Опубликована она была в 1945 г., когда война в Европе уже окончилась, но работу над ней я считал своим вкладом в победу. Она была направлена против нацизма и коммунизма, против Гитлера и Сталина, которых пакт 1939 г. сделал на время союзниками», и далее: «Критикуя марксизм, я до некоторой степени критиковал и самого себя, поскольку в ранней молодости был марксистом и даже коммунистом (мне не было и 17 лет, когда я отверг это учение)»5. Понятие открытого общества было выдвинуто Поппером в качестве антитезы понятию тоталитарного общества. Понятие открытого общества — социальный эквивалент политического и экономического понятия «конституции свободы» Фридриха фон Хайека. Поппер доказывал, что будущее не предопределено и на него можно повлиять через свободное волеизъявление индивидов. Он выступил против платоновской идеи философа-правителя и отстаивал демократию как политическую систему, лучше других способную защитить открытое общество. Но он также говорил, что демократия — наименьшее из зол и ее главное достоинство не в том, что она позволяет нам выбирать наилучших политических лидеров, а в том, что она позволяет ненасильственно избавляться от лидеров, когда они не оправдывают наших ожиданий. Поппер считал все политические системы потенциально опасными. Закрытое и открытое общество — идеальные типы, с помощью которых Поппер хотел раскрыть не столько внутреннее строение общества, сколько Поппер К. Указ. соч. С. 236. 4 Там же. С. 216. Там же. С. 7. два противоположных вектора развития человечества. В этих понятияхлощается противоборство между коммунизмом (социализмом) и либеп- В°П~мом (демократией), борьба между коллективизмом и индивидуал из т~ приоритетами равенства или свободы, труда или капитала. М°М' В открытом обществе люди руководствуются личными интересами четом, которые нужны им для развития рыночных отношений и npe^^" нимательства, ответственностью и рационалистической этикой. ПодобРИ~ ценности восходят к Новому времени и совпадают с идеологией либерал Ыб ма. Из них проистекают наука, современные достижения технического'^3" гресса, свобода и демократия. Но они были позаимствованы именно у m ков, которые создали, выражаясь современным языком, цивилизацию вен чурных фирм и малого бизнеса. В качестве исторических предпосылок свободного общества послужили частная собственность, рынок, предпринимательство, конкуренция и демократическое устройство, которые впервые появились в античной Греции. Именно к этому периоду человеческой истории относят возникновение гражданского общества и правового государства Первобытно-общинное, т.е. дородовое, общество, основанное на вере в магию и коллективизме, ничего подобного не знало. Здесь нет частной собственности, личностного начала, предпринимательства и демократии. Поп-пер предлагал называть его закрытым обществом в противоположность открытому обществу, в котором индивиды принимают решения самостоятельно. Австро-британский философ отказывает первобытному обществу в демократическом устройстве, идеализирует Афины и выставляет в негатив- Врезка К. Поппер ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|