Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ К. МАРКСА





Формационный подход исследует общество в статике и динамике, рас­крывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функци­онирования. Он предполагает рассмотрение всех сфер общественной жизни, но стержнем общественно-экономической формации является способ производства материальных благ в единстве производительных сил и производственных отношений. Учение о формациях — краеуголь­ный камень марксистской исторической науки. Формационная теория трактует историю как единый процесс прогрессивного развития от низ-шего к высшему. Для своего времени формационная теория была зна­чительным шагом вперед, ибо она впервые дала четкую универсальную схему всемирно-исторического процесса, основанную на материалис­тическом понимании истории.

МЕТОДОЛОГИЯ ВОПРОСА

Формационная теория Карла Маркса (1818—1883) занимает особое место в ряду социологической мысли. О построениях О. Конта, П. Бурдье, Э. Дюр-кгейма или J1. Гумилева знает, пожалуй, только узкий круг специалистов. Отличить высказывания одного мыслителя от другого не в силах даже сту­денты, изучающие социологию в вузе. Но идеи Маркса покорили и продол­жают покорять десятки и сотни миллионов людей, воплотились в практику многочисленных общественных движений — от интеллигентских кружков и научных течений до радикально настроенных боевых формирований, поли­тических партий и целых стран. Количество экземпляров его главного сочи­нения «Капитал» уступает разве что Библии. Более полутора десятков стран так называемого социалистического лагеря (СССР, Польша, Болгария, Вьет­нам, Куба и др.), построившие на марксистских принципах экономику, по­литику и социальную структуру общества, продемонстрировали эксперимен­тальную силу теоретических прозрений Маркса. Социализм сегодня побеж­ден капитализмом, но и в далеком будущем найдутся люди, которые будут

считать, что идеи Маркса, верные по существу, были неправильно реализо­ваны на практике и что стоит попробовать осуществить их еще раз.

Одним из первых в истории социологии Маркс разработал весьма развер­нутое представление об обществе как системе. Это представление воплоще­но прежде всего в его понятии общественно-экономической формации.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ {Okonomische Gesellschaftsformation; Socio-economic formation; Formation socio-economique; от лат. formatio — образование, вид) — исторический тип общества, характеризуемый определенным состоянием произ­водительных сил, производственных отношений и определяемых последними надстроечных форм. «Способ производства материаль­ной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще»1.

Термин «формация» первоначально использовался в геологии (главным образом) и ботанике, был введен в науку во второй половине XVIII в. немец­ким геологом Г.К. Фюкселем и затем, на рубеже XVIII—XIX вв., широко ис­пользовался его соотечественником — геологом А.Г. Бернером. Взаимодей­ствие и смена экономических формаций были рассмотрены Марксом при­менительно к докапиталистическим формациям в отдельном рабочем материале, который лежал в стороне от исследования западного капитализ­ма. Этот большой материал, который Маркс не предполагал публиковать, на­зывается Formen die der Kapitalistischen Produktion vorhergehen — «Способы про­изводства, предшествующие капитализму» (в западной литературе он так и называется — Formen). Об этом труде Маркс писал в 1858 г. Ф. Лассалю, что он представляет собой «результат исследований пятнадцати лет, лучших лет моей жизни». Этот материал впервые был опубликован в Москве в 1939— 1941 гг. в составе книги «Основания критики политической экономии» (Grundrisse der Kritik der Politischen Okonomie).

Геологическая формация обозначает комплекс горных пород, тесно связан­ных между собой как в вертикальном — возрастном отношении, так и в го­ризонтальном — пространственном. Иными словами, в одно целое их объ­единяет общность условий образования. Аналогичная картина наблюдается и в сообществе людей, которых соединяет в единый класс, социальную страту или группу интересов общность социального происхождения (все — выход­цы из пролетариата или среднего класса), общий уровень образования, цвет кожи, национальность, общее место жительства и т.п. Однако общность про­исхождения — еще не главный признак формации. Дело в том, что из геоло­гии перекочевал еще один термин, без которого сейчас нельзя представить социологию — «стратификация», т.е. последовательность вертикально рас­положенных однородных слоев породы. Слоеный пирог — это модель обра­зования не только земной поверхности, но и общественной пирамиды. Со­циальная страта — совокупность всех людей, имеющих одинаковые или очень близкие доходы, уровень образования, объем власти и престиж.

Как видим, термины «формация» и «стратификация» очень близки. Тем не менее между ними есть серьезное различие. Стратификация означает толь­ко вертикальные отношения между элементами и слоями. Термин «форма-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.

ция» шире: он охватывает как вертикальные, так и горизонтальные отноше­ния. В таком случае исчезает очень важный признак — однородность. Стра­ты выстроены в восходящем порядке по четко выделенным критериям. Не­важно, что их четыре. Главное, что они имеют одинаковый вектор — снизу вверх, а не в бок или куда-то еще под произвольным углом. Доходы растут от низшего класса к высшему. То же самое происходит с образованием, вла­стью и престижем. Но у горизонтально связанных между собой элементов ничего подобного нет. Их можно объединять по разным основаниям. Гори­зонтально связаны в какую-то систему социальные организации и обществен­ные системы. Их невозможно проранжировать, определить по возрастанию или снижению. Они упорядочены неизвестным нам способом.

В результате, описывая общество, мы получаем помимо одной степени свободы, как выразились бы на нашем месте физики, а именно вертикаль­ного ранжирования, еще одну, причем весьма разнородную внутри себя. Соединение вертикальных и горизонтальных отношений не одной, а двух степеней свободы позволяет шагнуть дальше понятия стратификации к бо­лее общему и фундаментальному понятию формации, которой геологи при­писывают еще одно значение — «геологическая система». В нашем случае — социальная система. В нем легко прочитывается начало подвижности, гиб­кости, разнородности. Система гораздо вариативнее, нежели структура. Она может соединять разнородные элементы, оставаясь при этом единым целым. Что же тогда принуждает разнородные элементы объединяться в целое? Это общность условий образования или происхождения. В геологии форма­ции возникают на определенных этапах развития основных структурных зон земной коры. Может быть, и в обществе формации возникают на определен­ном этапе исторического развития, объединяя институты, группы, клас­сы, учреждения в нечто единое пото­му, что они несут на себе отпечаток своего времени, своей эпохи? Скажем, рабовладельческий строй в Индии, Греции, Риме или Египте наверняка имел какие-то общие черты, которые были обусловлены своим временем, тем, что столь разные страны, попавшие в одну формацию, не могли достичь процве­тания другим способом — нерабским. Прошли столетия, появились иные источники богатства, и все упомянутые страны перешли к феодальному спо­собу получения прибыли. Да и отношения между людьми резко изменились. Этот принципиально важный для социологии момент — проследить ис­торические закономерности в смене типов социальной системы — и пытал­ся обнаружить в своих исследованиях Маркс. На основе материалистичес­кого понимания истории, социологического учения, созданного им вместе с Ф. Энгельсом, Марксу удалось раскрыть всеобщее, закономерное, необходи­мое в эволюции человеческого общества. «Как Дарвин, — писал В.И. Ле­нин, — положил конец воззрению на виды животных и растений как на ни­чем не связанные, случайные, богом созданные и неизменяемые и впервые поставил биологию на вполне научную почву, установив изменяемость ви­дов и преемственность между ними, так и Маркс положил конец воззрению на общество как на механический агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правитель­ства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил

социологию на научную почву, установив понятие общественно-экономи ческой формации как совокупности данных производственных отношений установив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс»2.

Формация — это развивающийся социально-производственный организм имеющий особые законы возникновения, функционирования, развития и превращения в другой, более сложный социальный организм. Каждый из них имеет особый способ производства, свой тип производственных отношений особый характер общественной организации труда (а в антагонистических формациях особые классы и формы эксплуатации), исторически обусловлен­ные, устойчивые формы общности людей и отношений между ними, специ­фичные формы общественного управления, особые формы организации се­мьи и семейных отношений, особую идеологию и свод духовных ценностей.

Использование термина «организм» свидетельствует о том, что Маркс позитивно относился к биологическим аналогиям, пытаясь с их помощью прояснить (но не аргументировать) свою теорию. Отметим, что организм — более сильная метафора, которая добавляет новые качества понятию «фор­мация», отсутствовавшие в геологической науке. Попытка употребить тер­мин «формация» в биологическом смысле к успеху не привела бы. К приме­ру, в ботанике формация — всего лишь классификационная единица расти­тельного сообщества, которая объединяет группы ассоциаций с общим видом — эдификатором. Так, формация сосны обыкновенной объединяет все ассоциации, где господствует этот вид сосны. Однако заимствование друго­го биологического термина «организм» усилило познавательные возможно­сти марксистской теории общества. Благодаря ему общество можно было уже понимать как социальную систему.

В теоретико-методологическом плане понятие общественной формации Маркса является абстрактной конструкцией, которую можно именовать и идеальным типом. В связи с этим М. Вебер совершенно справедливо считал марксистские категории, в том числе категорию общественной формации, «мысленными конструкциями»3. Он и сам умело пользовался этим мощным познавательным инструментом. Это такой прием теоретического мышления. который позволяет на понятийном уровне создать емкий и обобщенный об­раз какого-либо явления или группы явлений, не прибегая к статистике. В этом случае мы создаем мысленный портрет обобщенного целого, внача­ле очень абстрактный, а затем наделяем его несколькими важными чертами, которые, как нам кажется, позволят отличить его от других типов. Маркс называл такие конструкции «чистым» типом, Вебер — идеальным типом-Суть их в одном — выделить в эмпирической реальности главное, повторя­ющееся, а затем это главное увязать в непротиворечивую логическую модель.

Создавая априорную понятийную конструкцию, и Маркс, и Вебер осоз­навали, что реальность должна расходиться со своим образом. История не знает «чистых» формаций. Например, нет «чистого» капитализма, в котором бы отсутствовали элементы и пережитки прошлых эпох — феодализма и даже дофеодальных отношений. К этому следует добавить специфичность разви­тия одной и той же формации у разных народов. Известно, что родовой строй

2 Ленин В. И. Соч. Т. 1. С. 124-125.

3 Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. С. 404.

славян и древних германцев резко отличался от родового строя саксов или скандинавов начала средних веков, народов Древней Индии или народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или народностей Африки. Российские ученые, изучавшие историю вопроса, утверждают, что в тру­дах Маркса и Энгельса термин «общественно-экономическая формация» во­обще отсутствует. Он возник только в работах советских философов второй половины XX в. Разумеется, у самого Маркса встречается, и не один раз, тер­мин «формация», но в других, чем принято думать, сочетаниях. В частности, отечественный историк социологии А. Б. Гофман4 полагает, что впервые Маркс использует термин «общественная формация» (Gesellschaftsformatiori) для обо­значения французского общества начала XIX в. в работе «Восемнадцатое брю­мера Луи Бонапарта»5. Анализируя политические процессы становления и развития буржуазного общества, Маркс обращал внимание на особенность формирования идей, отражающих коренные интересы восходящей буржуазии. Вначале эти идеи рядились буржуазными идеологами в форму, характерную для общественного сознания рабовладения и феодализма. Но так было лишь до утверждения буржуазных отношений. Как только «новая общественная формация сложилась, исчезли допотопные гиганты и с ними вся воскресшая из мертвых римская старина...»6.

В дальнейшем Маркс применяет это понятие к социальным системам различного масштаба и уровня — от глобальных систем до социальных мик­роединиц. В «Набросках ответа на письмо В.И. Засулич» (1881) он исполь­зует его применительно к первобытной общине7. Термином «формация» он обозначает отдельные подсистемы об­щества — экономическую и идеологи­ческую. Так он говорит об «экономи­ ческой общественной формации» (okonomische Gesellschaftsformatiori) и «идейной формации» (Ideenformation). Но главным с социологической точ­ки зрения является его понятие «общественной формации» как социальной системы в целом.

Не менее основательно изучивший этот вопрос В.Л. Иноземцев8 приходит к выводу, что в оригинале работ Маркса применяются в основном понятия Gesellschaftsformatiori (общественная формация) и okonomische Gesellschafts­formatiori (экономическая общественная формация). В тексте второго издания собрания сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса на русском языке термин «об­щественная формация» (Gesellschaftsformatiori) употребляется 20 раз, или в 43% случаев, термин «экономическая общественная формация» (okonomische Gesellschaftsformatiori) — 12 раз, или в 26% случаев. На другие случаи, где по­является этот термин либо его смысловые аналоги («историческая формация

См.: Гофман А.Б. Социологические концепции Карла Маркса // История теоретической социоло­гии: В 5 т. М., 1997. Т. 2. С.185-201.

Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 8. С. 120. Там же.

Маркс К. Наброски ответа на письмо В.И. Засулич // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19. С. 402. См.: Иноземцев В.Л. Теория общественного развития основоположников марксизма и проблемы по­литической экономии в широком смысле // Эффективность общественного производства и пробле­мы социально-экономического развития СССР. М., 1989. С. 4-20.

общества», «экономическая формация», «формация общественного производ­ства», «общественные формы производства», «экономико-исторический тип общества» и т.д.) приходится 31%. Завершая исторический экскурс, Инозем цев утверждает, что у Маркса документально подтверждено наличие трех, а не пяти формаций: первичной (архаичной), вторичной (экономической) и тре­тичной (коммунистической). Экономическая формация у Маркса будто бы ограничена рамками антагонистических обществ, а таковыми, как известно выступают рабовладение, феодализм и капитализм. В итоге все равно получа­ется пять формационных укладов, даже если мы вслед за Иноземцевым отка­жемся от неправильной, по его словам, пятиформационной схемы, но только теперь картина будет еще более запутанной.

О наличии у Маркса лишь трех формаций говорит и Ю.К. Плетников: «Базовыми звеньями формационного развития выступает «формационная триада»9 — три большие общественные формации». В окончательном вари­анте (1881) формационная триада была представлена Марксом в виде пер­вичной общественной формации (общая собственность), вторичной (част­ная собственность) и, вероятно, можно так сказать, хотя у Маркса и не было подобного словосочетания, третичной общественной формации (обществен­ная собственность)»10.

Оставим научные споры специалистам, которые продолжают архивные поиски и никак не могут договориться между собой. В учебном курсе важ­ны не они, а установившийся образ социологического учения Маркса, ко­торый студент может встретить в любом учебнике. Разумеется, он менее то­чен, чем тот, что выведен специалистами, зато более понятен и не противо­речит духу марксистского учения.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА

В формационной теории Маркса можно выделить две составные части — статику и динамику. Социальная статика описывает то, из чего состоит об­щественная формация, что входит в способ производства, в экономический базис и идеологическую надстройку, а социальная динамика раскрывает механизм смены способов производства (общественных формаций) мирным или революционным путем. Вначале дадим определение общественно-эко­номической формации".

Общественно-экономическая формация — общество, находящееся на опре­деленной ступени исторического развития. В основе формации лежит изве­стный способ производства, представляющий собой единство базиса (эко­номики) и надстройки (политики, идеологии, науки и др.). История чело­вечества выглядит как последовательность пяти формаций, следующих друг за другом: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капита­листической и коммунистической.

9 См.: Попов В.Г. Идея общественной формации (становление концепции общественной формации)-Кн. 1. Киев, 1992.

10 Плетников Ю.К. Формационная и цивилизационная триады К. Маркса. — http://www.philosophy.ri1/iphras/library/rnarx/marx7.html.

1' Этот термин наиболее популярен в отечественной литературе, хотя наряду с ним мы будем исполь­зовать и термин «общественная формация», который считаем полным эквивалентом первому.

В данном определении зафиксированы следующие структурные и дина­мические элементы:

♦ никакая отдельно взятая страна, культура или общество не могут состав­лять общественную формацию, но только совокупность многих стран;

♦ тип формации определяется не религией, искусством, идеологией и даже не политическим режимом, а ее фундаментом — экономикой;

+ в самой экономике надо выделить центральный элемент, чтобы понять, какой формации принадлежит ваша или соседняя страна;

4 таким элементом выступают производственные отношения, а в них — отношения собственности;

♦ надстройка всегда вторична, а базис первичен, поэтому политика все­гда будет только продолжением экономических интересов страны (а внутри ее — экономических интересов господствующего класса);

♦ все общественные формации, выстроенные в последовательную цепоч­ку, выражают прогрессивное восхождение человечества от низших сту­пеней развития к высшим;

♦ если в жизнь страны не вмешиваются чужеродные факторы, то она (или представляемое ею общество) должна пройти в своем развитии все сту­пени, не пропуская ни одной формации.

Позже русские марксисты внесли коррективы в эволюционную часть те­ории Маркса, чтобы оправдать социалистическую революцию и необязатель­ность прохождения всех этапов. Согласно модернизированной версии тео­рии формаций, отдельные страны могут двигаться коротким путем, минуя некоторые фазы развития либо проходя их ускоренно. Существование опре­деленных формаций, последовательно сменяющих друг друга в истории че­ловечества, не означает, что каждый народ должен пройти их в своем разви­тии. Некоторые народы (славяне, германцы и др.) миновали рабство и от первобытно-общинного строя перешли к феодализму. В результате отдель­ные звенья исторической цепи развития (рабство, феодализм, капитализм, а иногда все они вместе) могут не получить полного развития. Страны могут миновать их, переходя, например, непосредственно от родового строя к со­циализму, опираясь на поддержку и помощь более развитых, построивших социализм, стран. Только так можно было оправдать в глазах мировой об­щественности тот факт, что в границах социалистического лагеря объедини­лись страны, находящиеся народоплеменной, феодальной, рабовладельчес­кой и полукапиталистической стадиях развития. Хотя Маркс говорил толь­ко об одном варианте: социализм в своих цивилизованных формах может возникнуть не на любой, а лишь на самой высокой стадии капитализма, когда он целиком и полностью созрел для социалистических преобразований. Но ни одной средне- или высокоразвитой капиталистической страны в социа­листическом лагере к середине XX в. не оказалось.

Господствовавшие в советской науке выражения типа «феодальные пере­житки» и «родимые пятна капитализма», сохранившиеся при социализме или вдруг проросшие сквозь его социальную ткань, свидетельствуют о том, что общественные формации, до конца не прожитые страной, могут накапли­ваться в структуре данного общества, проявляясь на новом витке истории, порой в самых неожиданных формах и местах.

Согласно социальной статике Маркса (рис. 8), базис общества целиком и полностью экономический. Он представляет собой диалектическое единство

производительных сил и производственных отношений. Надстройка вклю­чает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, рели­гию, семью.

Удивительно, но надстройка у Маркса строится как бы по остаточному принципу. Она представляет собой, по сути дела, совокупность всех осталь­ных общественных отношений, «остающихся за вычетом производственных» и содержит самые разнообразные институты.

Рис. 8. Модель общества по К. Марксу

Марксизм исходит из утверждения, что характер надстройки определя­ется характером базиса. Это значит, что экономические отношения в значи­тельной степени|2 определяют возвышающуюся над ними надстройку, т.е. со­вокупность политических, моральных, правовых, художественных, философ­ских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Поскольку сменяется природа базиса, постольку меняется и природа надстройки. Поэтому можно, например, ожидать, что феодальная политическая структура будет существенно отличаться от капи­талистической, так как способы организации хозяйственной жизни в этих двух формациях существенно различны.

Отношения между базисом и надстройкой разворачиваются так. Базис обладает абсолютной автономией и независимостью от надстройки. Над­стройка по отношению к базису лишь относительно автономна. Отсюда сле-

12 Но не целиком и полностью, как иногда считают сторонники экономического детерминизма '" бы между уровнем экономики страны и степенью развития культуры существовали строго о:Ш0' значное соответствие и жесткая связь, то самой разнообразной культурой обладали бы самые ooi '^" тые страны. Но так происходит далеко не всегда. Есть счастливые исключения. Одно из ярки4-российское общество. Вот почему, на наш взгляд, можно говорить лишь о 70%-ной детерминант надстройки со стороны базиса.

дует, что подлинной реальностью обладает прежде всего экономика, отчас­ти политика, т.е. с точки зрения влияния на общественную формацию она реальна лишь во вторую очередь. Что касается идеологии, то она реальна уже как бы в третью очередь. Она важнее искусства, но менее ценна, чем эконо­мика или политика. А о религии Маркс говорил только со знаком «минус». Так и выстраивается незримая (ибо явно об этом Маркс не прописывал) иерархия важности подсистем общества. В самом верху, «почти за облака­ми», скрывается религия. За ней идет искусство, которому у Маркса отво­дится незаслуженно мало места. Чуть ближе к базису располагается идеоло­гия, а совсем близко — политика. Чем рассматриваемая сфера общества ближе к базису, тем выше ее ценность с позиций марксизма (рис. 9).

Искусство Маркс рассматривал как сферу, независимую по отношению к эко­номической подсистеме. Это означает примерно следующее: искусство — на­столько неважный фактор для развития общественной формации, что пусть раз­вивается как хочет, все равно от него тол­ку мало. Действительно, искусство — вещь элитарная, рабочие массы его не понимают, а совершить свою революцию они могут и без него.

Это весьма прагматичная (изложенная нами, правда, очень схематично) иерархия подсистем общества13, ориенти­рованная на партийные интересы и пролетарскую революцию. Тем не менее данная иерархия весьма любопытна. В самом деле Маркс первым раскрыл, пусть довольно туманно, ту истину, какой руководствуется на практике боль­шинство правительств (или руководствовалось до недавнего времени), ког­да искусство финансируется по остаточному принципу, а международная по­литика служит лишь формой выражения экономических интересов либо гос­подствующего класса в целом, либо крупных монополий в стране. Только в последней четверти XX в. развитые страны отошли от этих воззрений, осоз­нав, что наступил век информационной революции и интеллектуального капитала. В школах и вузах увеличились часы, отводимые на гуманитарное знание, вслед за тем потянулась цепочка микрореволюций в других сферах общества. Сегодня интеллект, талант и квалификация ценятся выше финан­сового капитала. Но у сегодняшнего российского правительства все еще век минувший, для него политика суть продолжение интересов олигархов и ма­фиозных кругов, культура, образование и наука в загоне, а идеологии нет никакой вообще.

Такая позиция в трактовке социальной системы, как вполне справедливо заметил А. Б. Гофман, резко отличает Маркса от О. Конта, для которого на­ука, мораль и религия — это действующие, практические силы, обладающие собственной реальностью и эффективностью'4. Добавим, что и М. Вебер ста­вил духовные факторы, в том числе протестантскую религию, выше эконо-

Термин «подсистема» Марксом не используется. Но нам его приходится применять, чтобы хоть как-то прояснить суть дела, ибо у Маркса экономика, политика, идеология, религия, искусство, семья, будучи элементами надстройки, вообще никак не обозначены в терминах социологической типологии. 14 Гофман А.Б. Указ. соч. С. 188.

мики и политики, сумев аргументированно доказать на обширном истори­ческом материале, что человеческой историей движут именно они.

В приведенной шкале (рис. 9) не указано место для семьи, образования и религии. Причиной служит отсутствие четких разъяснений у самого автора «Капитала». Можно лишь догадываться, что религия как форма иллюзорно­го сознания заслуживает меньшего почтения, чем искусство (форма правиль­ного, эстетического сознания) и идеология, особенно марксистская, играю­щая главную роль в деле сплочения пролетариата. Семья в его схеме, как можно думать, символизирует социальную структуру в целом. Вместе с эт­носами Маркс относил ее к надстроечным образованиям. Где располагают­ся классы, неясно, поскольку главу 54 «Капитала», посвященную им, Маркс не успел завершить. По всей видимости, они входят как в базис, так и в над­стройку. В базисе они оказываются, поскольку состоят из людей — главного элемента производительных сил. В надстройку их можно поместить потому, что любой социальный класс, согласно Марксу, обладает сознанием (истин­ным либо ложным), выступая то как класс-в-себе (пока он себя не осознал), то как класс-для-себя (когда он осознал свои классовые интересы и готов повести за собой все общество).

В связи с этим трудно согласиться с намерением Гофмана включить струк­туру социальных классов, групп и слоев, формы семьи, образа жизни и по­вседневную жизнедеятельность людей, в частности потребление, вбазис об­щества, где у Маркса находятся производительные силы и производствен­ные отношения. Прямых указаний самого Маркса на это нет, а если строить теоретические модели, основываясь на косвенных мыслях или догадках, то можно получить самые разные варианты, и все они имеют одинаковое пра­во на существование. Предложенный нами вариант — лишь один из них. Та­ким же правом обладает и любые другие, не только гофмановский, которые ныне десятками выдвигаются в печатных и электронных СМИ. Каждый ва­риант обладает лишь частичной истинностью. Но они крайне необходимы, ибо свидетельствуют, что теория Маркса плодотворна, она и сегодня пробуж­дает творческую мысль.

Под производительными силами он понимал: людей, занятых производ­ством товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду; землю, недра и полезные ископаемые; здания и помещения, где осуществляется процесс производства; орудия труда и про­изводства — от ручного молотка до высокоточных станков; технологию и оборудование; конечную продукцию и сырье. Все они подразделяются на две категории — личные и вещественные факторы производства.

Производственные отношения — отношения между людьми, складываю­щиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления ма­териальных благ под воздействием характера и уровня развития производи­тельных сил. Они возникают между большими группами людей, занятыми в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители наперед заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин, заимодавец и кре­дитор, арендатор или рантье. Фундаментом производственных отношении выступают отношения собственности. Производственные отношения, обра­зующие экономическую структуру общества, определяют поведение и дей-

ствия людей, как мирное сосуществование, так и конфликты между класса­ми, возникновение социальных движений и революции.

Производительные силы формируют, выражаясь современным языком, социотехническую систему производства, а производственные отношения — социально-экономическую. Понятие «производительные силы» впервые было введено в науку классиками английской политической экономии, которые применяли его для характеристики сочетания рабочей силы и орудий труда. Производительные силы играют определяющую роль в развитии общества. По отношению к обществу и господствующим в них в этот момент времени производственным отношениям они выполняют такую же функцию, какую выполняют природные условия в развитии биологических организмов. Про­изводительные силы являются внешней средой для производственных от­ношений, изменение которых приводит либо к их модификации (частично­му изменению), либо к полному уничтожению (замене старых на новые, что всегда сопровождается социальной революцией).

Производственные отношения Маркс называет также формой общения. К производительным силам этот термин не подходит. Действительно, ни

здания и станки, ни живых людей, ра­бочих или инженеров формой обще­ния не назовешь. Правда, общение Маркс понимает весьма своеобразно. Это не коммуникативный процесс, не разговор двух соседей, а способ, уклад или тип социально-экономических от­ношений. Если рабочий вынужден на рынке труда продавать свою рабочую силу, торгуясь за более высокую цену, то он вступает в общение-отношение. Аренда и обмен — это производствен­ные отношения и одновременно форма общения их субъектов. В «Капита­ле» Маркс доказывает, что производственные отношения определяются уров­нем и характером развития производительных сил, а то, насколько и как ис­пользуются возможности, таящиеся в производительных силах, зависит от производственных отношений.

Производительные силы влияют на развитие производственных отноше­ний, а вместе они определяют характер, направление и динамику развития всех институтов надстройки. Если базис материален, то надстройка — духов­ная основа общества.

Маркс не ограничился экономическим пониманием производительных сил, включив сюда многообразие способностей, квалификацию и профессио­нальный опыт человека. В соответствии с этим расширилось и представление о производственных отношениях: он отличал их от тех отношений между ра­ботниками, которые складываются вследствие технического, технологического и профессионального разделения труда. Он сделал еще один шаг по сравне­нию с А. Смитом. Маркс добавил третий компонент: кто что получает, кто чем владеет, кто что присваивает, иными словами, отношения собственности, которые лежат в основе производственных отношений. При феодальном спо­собе производства крепостные производили собственные средства существо­вания, а прибавочный продукт (ренту) отдавали своему господину. При капи­тализме рабочие уже не производят средств своего существования, но прода-

ют свою рабочую силу капиталисту, дающему им работу и возвращающему цх, их труд в виде заработной платы, меньшей, чем стоимость рабочего. Здесь при бавочный продукт реализуется в форме прибыли15.

Общественно-экономическая формация — это совокупность всех стран н планете, которые в данный момент находятся на одной и той же ступени исторического развития, имеют сходные механизмы, институты и учрежде­ния, определяющие базис и надстройку общества. Этот тезис особенно важ­но подчеркнуть. В литературе встречаются утверждения, согласно которым

понятие «общественная формация» означа­ет не только исторически определенную ступень развития человеческого общества но и исторический тип отдельного, конк­ретного общества, иначе — социума16. Это неверно. В применении к отдельным стра­нам данное понятие может использоваться только как классификационный термин, определяющий ее принадлежность к той или иной формации, к тому или иному иде­альному типу.

Одновременно на Земле могут сосуще­ствовать страны, относящиеся к первобыт­но-общинному, рабовладельческому, фео­дальному, капиталистическому и социали­стическому строю. Таким историческим промежутком являлась вторая половина XX в. Даже в начале XXI в. Китай и Куба за­являли о своей социалистической принад­лежности. Стало быть, и к этому периоду относится критерий многоформационнос-ти. Современные западные общества, буду­чи по преимуществу капиталистическими, в действительности представляют собой смешанные экономики, включающие элементы не только капиталистичес­кой, но и социалистической экономической системы.

Однако этот критерий не приложим к самым ранним периодам челове­чества. Так, в XI тысячелетии до н.э. существовала лишь одна общественно-экономическая формация — первобытная. Действительно, неолитическая революция и связанный с ней переход к ранним государствам начались лишь 10 тыс. лет назад. Следовательно, мы имеем право утверждать о формаиион-ной однородности самых ранних этапов человечества. На каждом следующем витке эволюции происходило усложнение общественной системы — появля­лись новые формации. При этом старые не исчезали, они сохранялись на эволюционной периферии — в заброшенных уголках планеты, где даже се­годня можно встретить (пока еще встретить) дикие племена.

Маркс писал, что античная община-город (полис) развивалась в сторону рабовладельческого строя, но одновременно с этим германская сельская

5 Буравой М. Марксизм после коммунизма. — http://socnet.narod.ru/Rubez/13-14/Buravoy.htm.

6 Плетников Ю.К. Указ. соч.

община сразу развивалась к феодальному строю. Таким образом, феодаль­ный строй вовсе не был формацией, выросшей из античного рабовладения. Это были две формации, существовавшие в Европе параллельно, возникшие из первобытно-общинного строя в условиях различных факторов развития.

Таким образом, формационную неоднородность социальной эволюции создают два фактора. Первый — это прогрессивное восхождение человече­ства







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.