Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОТ МЕХАНИЧЕСКОЙ К ОРГАНИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ





Полагаясь на понятие социальной солидарности, Э. Дюркгейм построил одну из самых плодотворных теорий развития общества в мировой социоло­гии4. От степени солидарности зависит состояние общества — нормальное или патологическое. Общество, по Дюркгейму, это особая реальность, не сводимая к сумме составляющих его элементов, а позже он говорил об об­ществе как о боге, превосходящем по моральной и материальной силе инди­вида и навязывающем ему определенное поведение и мышление.

В книге «О разделении общественного труда»5 Дюркгейм изложил также теорию строения и эволюции общества. Согласно Дюркгейму, развитие че-

1юркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 98.

Тодробнее см.: Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1991. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900; Дюркгейм Э. О разделении обше-твенного труда. Метод социологии. М, 1991; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда //!ападноевропейская социология XIX — начала XX века. М., 1996. С. 256-309.

ловеческого общества проходит две фазы: механической солидарности (д0 индустриальное общество); органической солидарности (часть доиндустпы ального и все индустриальное общество).

Рис. 18. Теория механической и органической солидарности Дюркгейма

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности. личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба допол­няют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделе­ния труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. Чем глубже разделение труда, тем больше появляется новых профессий.

В зрелых обществах гарантия личности — это не просто словесное при­знание прав и свобод человека, автономности сознания, но прежде всего признание самостоятельной сферы действия за индивидом6. Разумеется, сте­пень свободы личности от коллектива точно измерить нельзя, она величина условная. Даже в своих профессиональных занятиях, выступая членом той или иной организации, «мы согласуемся с обычаями, навыками, которые нам общи со всей нашей корпорацией. Но в этом случае испытываемое нами иго менее тяжело, чем когда все общество давит на нас...»7.

Если трудовая организация, обладающая своей непохожей на общество корпоративной моралью, служит своего рода мостом между индивидом и обществом, то ее социальную функцию трудно переоценить. Она — свое­образный стабилизатор напряжения. Коллектив давит не прямо на инди-

6 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 103.

7 Там же. С. 104.

видов, выравнивая их по единому стандарту, насилуя индивидуальное в человеке, а опосредованно, через организации. Организации защищают личность от насилия коллектива. Стало быть, чем разнообразнее индиви­ды в обществе, тем более разнообразными должны быть и трудовые орга­низации, их объединяющие. Значит, отношения между организациями и в обществе в целом постепенно становятся все более терпимыми, демокра­тичными. От выигрыша частей целое не проигрывает. Напротив, солидар­ность в таком обществе обретает новое качество. «Каждый орган... имеет тут свою особую физиономию, свою автономию, и, однако, единство организ-матем больше, чем явнее эта индивидуализация частей. На основании этой аналогии мы предлагаем назвать органической солидарность, происходя­щую от разделения труда»**.

По мере дальнейшего разделения труда границы между профессиями стираются, их различия становятся все менее выпуклыми. Зато разнооб­разие внутри профессий усиливается. Возрастает и количество профес­сий9, разнообразнее специализация индивидов, выполняемые ими фун­кции. Поэтому более сложными и дифференцированными становятся трудовые организации, основывающиеся не на сходстве, а на разнооб­разии функций.

Солидарность на сходстве, убежден Дюркгейм, слабее солидарности на разнообразии. Если коллектив удовлетворяет какую-то одну социальную потребность индивида, например в защите, то индивид имеет только одну точку соприкосновения с коллективом. Такая односторонняя связь всегда слабее многосторонней, ее легче разорвать. Поэтому в примитивных обще­ствах члены какой-то группы легко входили в нее и легко уходили. Дюрк­гейм в качестве примера называет калмыков и монголов, но и русские крес­тьяне легко покидали своего хозяина — помещика (во всяком случае, до се­редины XVII в.), когда он начинал сильно притеснять их. Они уходили на свободные земли юго-западной части России и Сибири, основывая новые поселения и трудовые организации (в результате сформировалось донское казачество и начиналась колонизация Сибири).

В низших обществах при незначительном разделении труда социальные связи были не так прочны, как в современном обществе с развитым разделе­нием труда. Римляне с легкостью раздавали права гражданства покоренным племенам, взятые в плен могли легко инкорпорироваться в новое общество, хотя бы через усыновление. В нынешних обществах процесс гражданской ас­симиляции — натурализация — очень сложен и длителен (например, в США).

Чем стереотипнее коллективное сознание, проще обычаи и верования, тем менее развита личность. Наоборот, чем сложнее и неопределеннее правила поведения, тем больше требуется индивидуальной рефлексии, чтобы общие нормы применить к частным случаям. С прогрессом общества средняя сте­пень интенсивности и определенности коллективного сознания, согласно Дюркгейму, убывает10. Ранее коллективное сознание регулировало все сфе­ры социальной жизни, а впоследствии — все меньшую и меньшую их часть. Если на ранних стадиях авторитет главы семейства почитался общественным

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 108.

9 Там же. С. 108.

10 Там же. С. 121.

долгом, то уже в Древнем Риме уважение к отцу стало частным делом кадого; общество в целом это уже не интересовало. ^~

Выйдя из-под коллективного контроля, семейная жизнь изменяладома к дому; семейные чувства потеряли свое однообразие и определенное °Тполагает Дюркгейм. Из коллективной жизни постепенно выделяется но/^'сфера — частная жизнь. В развитом современном обществе неприкоснове^4ность частной жизни гарантируется всеми его институтами. Напротив^менее развитых обществах, особенно тоталитарных, частная жизнь инцш Вдов не защищена от насилия со стороны коллектива. "~

В простых обществах регламентированы все стороны экономической социальной жизни. Дюркгейм ссылается при этом на Фюстеля де Куланжч который писал, что прежде государство сохраняло свою тиранию до мепо чей. «Одежда обыкновенно утверждалась неизменно законами каждой общи­ны: законодательство Спарты регулировало прическу женщин, а афинское запрещало им приданое больше трех платьев. В Родосе закон запрещай брить бороду... В Спарте, наоборот, он требовал, чтобы брили усы»". Вместе с тем при излишней регламентации бытовых мелочей архаическое законодатель­ство было не способно решить более важные вопросы. Например, редко где однозначно соответствующим определением разделялись проступок и пре­ступление. Все это предоставляло огромный простор личному мнению су­дей и произволу правителей. Допустим, в Афинах малейшее нарушение ре­лигиозных ритуалов квалифицировалось не как проступок, а как преступле­ние, наказываемое смертью.

Из современной истории можно привести в пример репрессивный закон 1941 г., согласно которому за 20-минутное опоздание советского рабочего или служащего могли сослать в лагерь на 10 лет. Фактически для многих эта мера была равнозначна смертной казни. Подобные случаи, а их можно привести множество, свидетельствуют о сохранении коллективного контроля, приняв­шего жестко репрессивные формы, даже в таком прогрессивном строе, ка­ким мы считали социализм. По существу сталинский его этап знаменует не что иное, как регрессивное возвращение к примитивным фазам коллектив­ной жизни, давно уже пройденным человечеством.

В обществах, где частная жизнь не отделена от коллективной, ее автоно­мия и самостоятельность не гарантированы, авторитет общего сознания но­сит принудительный характер. Нередко этот авторитет приобретает атрибу­тику религиозного преклонения, хотя по своему содержанию он является светским, а именно идеологическим.

Для того чтобы увеличилась свобода личности, полагает Дюркгейм, не­достаточно, чтобы индивидуальное сознание стало более зрелым. Нужно, чтобы оно увеличилось более чем общее сознание, чтобы оно освободилось от его ига, его абсолютной и превосходящей власти12. Иными словами, дол­жны расшириться социальные функции индивида, его удельный вес отно­сительно социального целого.

Итак, по Дюркгейму, цивилизация развивается в сторону сокращения тирании коллективного сознания и возрастания суверенитета индивидуаль­ного. Исходной клеточкой, или «социальной протоплазмой», всеобщего кол-

1' Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 127. 12 Там же. С. 133.

лективизма служила орда. Это идеальный тип (Дюркгейм применяет чисто веберовское понятие) механической солидарности, исключительного сход­ства индивидов во всем.

Совершенный образец такой социальной организации можно найти у индейцев Северной Америки. Все взрослые обоих полов ирокезского племени равны между собой. Даже родство, говорит Дюркгейм, здесь еще не органи­зовано, «ибо нельзя дать этого имени распределению масс по поколениям» и. В понятие «организация» Дюркгейм, видимо, вкладывает наличие кровно­родственной связи людей, механизма распределения и закрепления соци­альных функций между ними.

Обширный естественный коллектив — орда — распадается на частные сегменты. Это первобытная семья, т.е. сообщество единокровных родствен­ников. Подобный сегмент социального целого французский социолог назы­вает кланом. Социальные чувства, объединяющие людей в такую ячейку, — коллективная месть, коллективная ответственность и взаимное наследова­ние собственности. По существу первобытный клан отличается и от совре­менного клана, и от собственно семьи, ибо представляет достаточно много­численный ареал — до нескольких тысяч человек.

Внутренняя организация клана (Дюркгейм называет ее политико-фамиль­ной) еще достаточно слабая. Каждый взрослый держится по отношению к вождю совершенно независимо, влияние каждого основано наличных зас­лугах, межличностные отношения строятся на взаимном доверии и терпе­нии. Каждый клан, иногда это отдельное поселение, ведет свое происхож­дение от одного предка. В принципе еще никто не отличает себя от других как самостоятельную личность. Существует только одна коллективная лич­ность и общая собственность. Такой тип неразвитых межличностных и соб­ственнических отношений, где индивид поглощен группой, Дюркгейм на­зывает коммунизмом14.

Врезка

Социальный строй инков

В 2002 г. в Перу под улицами Лимы археоло­ги обнаружили несколько тысяч прекрасно со­хранившихся мумий инков: многие из них были с неповрежденными волосами, кожей и глаза­ми. Из огромного кладбища инков, в котором может находиться до 10 тыс. захоронений, из­влечены пятисотлетние тела более 2 тыс. муж­чин, женщин и детей. А прямо над этим клад­бищем тысячи их потомков продолжают спе­шить по своим делам. Гильермо Кок, возглавляющий раскопки, считает, что это одна из самых значительных находок в исто­рии археологии инков: «У нас настолько мно­го материала, что нам придется обрабатывать его годами. Это даст возможность заново на­писать историю культуры инков».

Многие тела находились в больших коконах, со­державших до семи человек и весивших около 180 кг. Там были и взрослые, и дети, возмож-

но, целые семьи, завернутые в необработанный хлопок и тонкую ткань. Из 10 тыс. только 40 ко­конов были увенчаны фальшивыми головами

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.С. 138. 14 Там же. С. 142.

Там, где «индивиды суть простые принадлежности коллективного типа они вполне естественно становятся принадлежностями воплощающей ег центральной власти»15. Здесь управляющая власть — целиком продукт ппп стоты коллективного сознания как демиурга общественной жизни. Просто" та же всегда абстрактна, поэтому нужен конкретный орган или индивцт" выступающий глашатаем этой простоты. Верховный орган или вождь в пеп вобытном клане вовсе не узурпирует коллективную власть. Он естественны! выразитель коллективной воли, добровольно ему переданной. Наличие апь ного коллективного сознания обязательно предполагает наличие сильной личности. К ней переходит и в ней сосредоточивается право нераздельной собственности общества над вещами.

Если управление — это прежде всего определенные профессиональные услуги, то в первобытном клане они, говорит Дюркгейм, не имеют особого значения. Их роль второстепенна, на первый план выходит авторитет управ­ляющих как представителей и выразителей коллективной воли, доверия мас­сы людей. Они могут исполнять свои управленческие функции плохо или хо­рошо, но оценивать их деятельность будут совсем по иным критериям. Глав­ное — насколько они укрепляют коллективное единство, охраняют целостность и чистоту коллективного сознания от расколов, умеют вовремя почувствовать настроение массы. Такой логический вывод напрашивается из кратких размышлений Дюркгейма о примитивном коллективизме.

Наблюдения французского социолога наталкивают нас и на другие суж­дения, имеющие тесную связь с современностью. Примитивный клан или семья, поскольку она вынуждена заниматься обеспечением своего существо­вания, является производящей ячейкой, трудовой организацией. Но в отли­чие от более поздних и современных типов для первобытно-клановой орга­низации производительная деятельность не была самоцелью — ей просто надо было выжить. Куда важнее было осуществление коллективных функций и обрядов. Иными словами, труд для составляющих клан индивидов не был профессиональной деятельностью также, как не было ею и управление. Они

(falsas cabezas), покрытыми париками. В них хоронили представителей элиты общества ин­ков. До того ученым была известна только одна falsa cabeza. По мнению Кока, среди мумий мо­гут оказаться останки людей десяти различных социальных положений. Множественные разли­чия в статусе, возрасте и происхождении мумий, а также ткани и другие предметы материальной культуры помогут создать правильное представ­ление о культуре инков и о самих людях. Вместе с мумиями обнаружено от 50 тыс. до 60 тыс. памятников материальной культуры, где было по­чти все: от личных вещей до пищи и хозяйственной утвари. Эти предметы, возможно, были призваны облегчить пребывание умерших в царстве мертвых. Условия для хранения мумий в Перу почти иде­альные: чрезвычайно сухая почва перуанской пу­стыни, на которую дождь может проливаться

один раз в 20 лет. Хорошо сохранившиеся тела позволят ученым определить состояние здо­ровья населения в обществе инков, генетичес­кие взаимосвязи, источники питания и причины смерти. Кроме того, вся находка в целом даст возможность пролить свет на политическую, общественную и экономическую систему инков. После многовекового хранения мумии начали быстро портиться в результате вмешательства местного населения. Жители Тупак Амару снима­ли верхний слой почвы для постройки временных жилищ и буквально разрывали при этом некото­рые мумии. Поскольку в поселении нет канализа­ции, население выливает воду и нечистоты пря­мо на улицу, в результате чего также страдают мумии. После завершения исследований мумии планируется поместить в местный музей. Источник: compulenta.ru.

]* Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 143.

скорее побочные результаты, средство сохранить коллективное целое. По­этому, видимо, прогресс техники и методов управления в коллективо-цент-ристских обществах замедлен, как замедлен и рост профессионального мас­терства. Человек зарабатывает кусок хлеба не потому, что хорошо трудится, а потому что является членом этого коллектива.

Справедливость подобных утверждений доказывается дальнейшим ана­лизом Дюркгейма. В отличие от примитивных стадий в эпоху органической

солидарности индивиды группируются уже не по происхождению, а по конкретной при­роде своей социальной деятельности. Их пер­вичная среда не род или племя, а профессия. Место индивида в общественной пирамиде определяет не реальная или фиктивная еди­нокровность, а выполняемая им функция. Зарождающиеся классы и уходящие с истори­ческой сцены касты теперь формируются в результате смешения «профессиональной организации с предшествовавшей семей­ной»16. Но для этого необходимо было, что­бы социальная жизнь людей строилась на со­вершенно иных комбинациях, организовыва­лась на иных основаниях: одно из них — дальнейшее разделение труда и возросшее число специализированных занятий, дру­гое — появление административного и судеб­ного аппарата, развитие обмена и договорно­го права. На смену политико-семейной при­ходит экономическая организация, которая доминирует в устройстве общества. В Рим­ской республике клан и род потеряли значе­ние общественного учреждения и появились первые профессиональные орга­низации — корпорации чиновников (сенаторов, всадников, жрецов) и ремес­ленников (ремесленные цехи). Одновременно выделяется понятие о светском государстве17.

Усиление профессионального начала в производственной и социальной жизни соответствует усилению территориального разделения в структуре населения. Вместо кланов, родов и племен появляются территориальные округа (марка, община, сотня, село, графство, провинция, департамент). Принцип совместного проживания замещает признак совместного проис­хождения. Возникают новые формы группирования населения, организации коллективной жизни. С одной стороны, город и село, с другой — професси­ональные союзы и трудовые (производственные) организации. Новые фор­мы коллективной организации более гетерогенны и открыты. Оседлость и закрепленность уступают место экономической и социальной мобильности — перемещению товаров и движению рабочей силы.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 144. Там же. С. 146.

Профессиональная организация общества, проникая во внутрь сегментап ной, разрушает ее. Концентрированным выражением этого процесса служит средневековый город. «Всякий город со своими непосредственными окрест ностями образует группу, внутри которой труд разделен», но организован еще на принципах натурального хозяйства. Ибо, как отметил Г. Шмоллер, Го_ род стремится развить все отрасли промышленности и снабжать деревню (округу) всем необходимым'8. Внутри города жители группируются по про­фессиям. Однако начиная примерно с XIV в. натуральный характер промыш­ленной организации города исчезает. По мере развития международного разделения труда политические и национальные границы в специализации размываются. Вначале каждый город имел столько суконщиков, виноделов каретников и т.д., сколько было нужно для его жителей. Но постепенно кон­куренция разрушила натуральную замкнутость: европейская промышлен­ность переступила национальные границы и стала исчезать еще одна черта сегментарной организации общества. Города все больше специализируются, среди них появляются университетские, фабричные, портовые, бюрократи-ческиеит.д. Эволюция общества, заключает Дюркгейм, идетвтаком направ­лении, что в будущем и социальная, и политическая организация его при­обретут исключительно или почти исключительно профессиональное осно­вание19.

Таков в общих чертах исторический очерк коллективной жизни по Дюрк-гейму. Можно соглашаться или не соглашаться с его теоретической схемой или отдельными утверждениями. Но нельзя отрицать, что его схема не ли­шена эвристической силы, а утверждения — исторической точности. Неко­торые наблюдения французского социолога представляют немалый интерес и сегодня.

Блистательные способности к тонкому анализу Дюркгейм проявил при рассмотрении вопроса о соотношении личности и коллектива. Возвращаясь к генезису примитивного общества, он дополнил свои рассуждения о при­роде коллективного авторитаризма следующим пассажем:

Индивиды, вместо того чтобы подчиняться группе, подчинились тому. кто ее представлял, и так как коллективная власть в диффузном состо­янии была абсолютна, то и власть вождя... естественно приняла тот же характер... Вместо того чтобы выводить умаление личности из установ­ления деспотической власти, нужно, наоборот, видеть в этом первый шаг на пути индивидуализма. Вожди... суть первые индивидуальные личности, выделившиеся из социальной массы. Их исключительное положение, ставя их вне ряда, создает им отличную физиономию и. следовательно, индивидуальность. Управляя обществом, они не обяза­ны следовать всем движениям его. Без сомнения, силу свою они чер­пают в группе, но раз эта сила организована, она становится автоном­ной и делает их способными к личной деятельности. Открывается, зна­чит, источник инициативы, который до этого не существовал. Впредь есть уже личность, которая может производить новое и даже в извест­ной мере идти против коллективных обычаев2".

IS Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 148-149.

19 Там же. С. 150.

20 Там же. С. 154-155.

Подобные рассуждения натолкнули нас на следующие мысли. Неисчис­лимые беды России, ее экономическая отсталость, политическая неразви­тость и социальная дисгармония проистекают из неразвитости личного на­чала в исторической судьбе народа. Тезис о неразвитости личного начала и, наоборот, преобладании в русской истории коллективно-общинного нача­ла, причем порой в самых примитивных, варварских формах, выдвинут был представителями русской государственной школы, такими выдающимися историками, как С.М. Соловьев, П.Н. Милюков, Б.Н. Чичерин. Неразви­тость личного начала означает отсутствие в России аристократии. Речь идет не об отдельных выдающихся деятелях в литературе, политике, науке, кото­рыми богата история страны, а о целом социальном слое. Слое, имеющем прочную экономическую базу, политическое и культурное влияние, занима­ющем самостоятельное место в общественной организации и разделении труда, в социальной структуре населения. И не просто занимающем, но и доминирующем, обладающем огромной социальной силой и владеющем исторической инициативой. Под аристократией надо подразумевать не клас­совую элиту общества, господствующую над всеми и пользующуюся подчас незаслуженными привилегиями. Речь надо вести о социальном авторитете лучших людей, готовых жертвовать собой и своим достоянием ради обще­ства в трудную минуту. Лучшие люди, или аристократы, есть в любом соци­альном слое, группе, классе. Передовые рабочие, дорожащие профессиональ­ными ценностями, зажиточные крестьяне, собственным трудом построив­шие крепкое хозяйство и кормящие страну, инициативные руководители, предприниматели и т.п. Прогрессивно развивается лишь то общество, кото­рое создало надежный механизм воспроизводства аристократии, умеет ее поддержать и предоставляет свободу действий.

К сожалению, в истории России чаще происходило обратное: лучших и инициативных безжалостно губили. Репрессивный механизм, будь то оп­ричнина Ивана IV или сталинская ад­министративная система,воспроизво­дил и отвоевывал жизненное про­странство скорее для середняков и наихудших. Исполнительность цени­лась выше профессионализма, конеч­ные результаты труда ставились не выше его затрат, качество подменялось количеством. Уравнительный социа­лизм и военный коммунизм утвердили примат абстрактно понятой коллек­тивной воли, единственным выразителем которой стала бюрократия (а она в любом обществе рассматривается как символ посредственности и консер­ватизма) как антипод индивидуальной личности.

Согласно Дюркгейму, первыми индивидуальными личностями станови­лись вожди, уже в силу своего социального положения способные противо­поставить свое мнение воле коллектива. Утверждать, что на это способен рядовой член коллектива, невозможно: рядовое — это всегда анонимная сила коллектива. История свидетельствует, что не средние, а лучшие являлись прообразом и генотипом личности. Подавить мнение рядового члена коллек-

тива и раньше, и сейчас весьма просто: вожди мобилизуют силу коллектив для расправы с одиночкой, да и сам коллектив не позволит кому-то быт^ индивидуальным, не таким, как все. Только вожди черпают свою силу в гпуг|Ь пе, даже если выступают против ее воли.

Таким образом, объяснение социальной роли управляющих, их ситы влияния надо искать, по мысли самого Дюркгейма, не в их личных качеств-,' или превосходстве положения, а в природе управляемых. «Надо наблюет'' каковы общие верования, общие чувства», которые сообщили отдельно!' личности такое могущество. Узурпация отдельной личностью коллективно» воли — явление довольно частое там, где общество и коллектив не достипм высокой степени зрелости. Сильный коллектив вовсе не означает, что все составляющие его люди — сильные личности. Конечно, сильный коллектив требует сильной личности, но в единственном числе. Отсюда и деспотичес­кая власть, отсутствующая в индивидуалистически развитых плюралистичес­ких обществах. Пожалуй, можно согласиться и с таким суждением Дюркгей­ма: «Деспотизм, раз он не является патологическим явлением упадка, есть не что иное, как измененный коммунизм»21. Разумеется, если термин «ком­мунизм» понимать так же, как понимал его сам Дюркгейм, т.е. как характе­ристику примитивного коллективизма, а не какого-либо современного об­щества.

Он возражает теоретикам, которые считают началом человеческого обще­ства изолированного индивида. Если это так, размышляет французский со­циолог, то совершенно непонятно, каким образом отдельные индивиды пе­решли к кооперации и сотрудничеству. Ведь это равносильно переходу из со­стояния независимости к подчинению и зависимости: «для существ, родившихся для свободной и одинокой жизни, подобная жертва тяжелее все­го... Коллективная жизнь не возникла из индивидуальной, но, наоборот, эта последняя возникла из первой»22.

Кооперация, служившая результатом довольно зрелой стадии разделения труда, представляет собой явление недавнее. Ее более ранний прообраз — ассоциация — отражает примитивную коллективность, в которой есть диф­фузия, но еще нет дифференциации индивидов и функций. В ассоциации, т.е. группировании людей по сходству, не существует развитой личности и глубокой специализации занятий. Лишь на том этапе, когда оба эти процес­са достигли высокой степени, формируется кооперация.

Разделение труда, приводящее к возникновению кооперации, предпола­гает существование общества, которое основано на юридической регламен­тации. Конкуренция существовала и в примитивном обществе, но также примитивная. Люди, вытесненные из одной сферы деятельности, не прибе­гали к другой, а вообще убегали на незанятое пространство и там воспроиз­водили прежний род занятий. Но по мере развития общества и уплотнения населения конкуренция толкала людей не к перемене места жительства, а к перемене труда, в результате возникали новые профессии, расширялись спе­циализация и разнообразие труда. Особенно высокой плотность населения была в городах, поэтому именно здесь наиболее очевиден технический про­гресс. Причем разделение труда, согласно Дюркгейму, должно происходить

21 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса. 1900. С. 155.

22 Там же. С. 223.

стихийно, самопроизвольно, оно «не может быть сделано по предваритель­ному плану»2', поскольку невозможно заранее предусмотреть всю совокуп­ность случайных факторов. Люди сами распределяются по родам деятельно­сти, притираясь друг к другу, свободно выбирая потребителей и работодате­лей, составляя контракты и беря на себя обязательства. При столкновении частных интересов борьба и конкуренция неизбежны. Но если в обществе сильны юридические регламентации, то оно способно правильно организо­вать соперничество в сфере профессионального труда.

По-настоящему разделение труда, полагает Дюркгейм, произошло толь­ко в Европе, ибо здесь оно стало интернациональным. Но еще раньше, к кон­цу XVIII в., «стало образовываться коллективное сознание европейского общества»24. Таким образом, уровень разделения труда в Европе соответствует уровню и глубине социального устройства общества. Это принципиальный момент.

Однако подобное совпадение возможно не всегда. По уровню экономи­ческого развития, широте разделения труда нельзя «судить о месте, занима­емом обществом на социальной лестнице». Страны, расположенные рядом

с промышленно развитыми, но менее цивилизованные, способны легко ус­ваивать поверхностные признаки ци­вилизованности. «Дух подражания, столкновение с более утонченной ци­вилизацией» оказывают двойственное влияние. В одном случае это заимство­вание передовой технологии и подтя­гивание социального устройства до мирового уровня, в другом — подобное соседство ведет лишь к мнимому развитию, т.е. стремясь догнать передовых соседей, страна фактически топчется на месте.

Так произошло с Россией в конце XIX в. На отсталый социальный строй с характерными для него диффузной коллективностью (механической соли­дарностью) и неразвитым личностным началом наложились технические за­воевания Запада. Усвоение передовой технологии происходило поверхност­но, не затрагивая глубины народной жизни (она по существу еще не была готова к стремительному индустриальному скачку). При встрече различных культур форма заимствуется прежде содержания.

Нельзя целиком и полностью (если оставаться в рамках аргументации Дюркгейма) согласиться с мнением В.И. Ленина, высказанным им в своем раннем произведении «Развитие капитализма в России», что в стране капи­тализм западноевропейского образца стал фактом, ибо сложилось внутрен­нее разделение труда и сформировалась наемная рабочая сила25. Для него факт разделения труда был вторичным, производным от уровня социальной жиз­ни, как производной от нее была и сама экономика. «Дело в том, что разде­ление труда, будучи... явлением производным и вторичным, происходит на поверхности социальной жизни, и особенно верно это относительно разде­ления экономического труда. А во всяком организме поверхностные явле-

Дюркгеим Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 220. г4 Там же. С. 224. S Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 3. С. 21-24, 59-60.

ния по самому своему положению доступны действию внешних причин датогда, когда внутренние причины, от которых они зависят, вообще не из\ 6нились. Достаточно, чтобы какое-нибудь обстоятельство вызвало у нагю^более сильную потребность в материальном благосостоянии, и у него разов^ется разделение экономического труда без того, чтобы заметно изменщсгсоциальное строение»2''. " Сь

Действительно, в пореформенной России (имеются в виду реформы 1861 — 1864) еще очень мало изменились внутренние основы. Крепостное прщГ

сковало социальную жизнь, развитие промышленности и экономических институтов капитализма затрагиваю скорее поверхность общества, а его глубина (социальное строение и образ жизни подавляющего большинство на­селения — общинного крестьянства) оставалась косной и рутинной. Распре­деление наемной рабочей силы, отно­шения предпринимателей и рабочих слабо регулировались юридическими нормами. В области трудового законо­дательства Россия сильно отставала от Европы. Коллективная жизнь народа, пропитанная общинным духом, и кре­постная промышленность отличались консерватизмом и принудительным регулированием. Конкуренция не про­питала всех ячеек экономической жиз­ни, не стала движущей силой профес­ сионализации труда, роста деловом культуры и организации. Наконец, плотность населения не была достаточно высокой для правильного, а не па­тологического разделения труда.

Там, где коллективное сознание достаточно примитивно, диктуемые им нормы поведения мало способствуют прогрессу разделения труда. У славян община, или задруга, говорит Дюркгейм, «увеличивается часто в мелких размерах, что нищета там бывает велика; однако так как семейный дух очень силен, то вообще продолжают жить сообща вместо того, чтобы взяться за какие-нибудь посторонние занятия, как занятия моряка, купца»27. Замеча­ние Дюркгейма в известной мере верное. Так называемое отходничество, т.е. посторонние промыслы, зародились в российском крестьянстве довольно поздно, но оно оставалось временным занятием, связь с землей русские по­лукрестьяне-полурабочие не прерывали никогда. Отходничество (или вто­ричная занятость, выражаясь словами Дюркгейма) — «отречение от непроч­ного и все более оспариваемого существования»2**, существования в качестве земледельца. Кроме отходничества к таким формам отречения Дюркгейм

26 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900. С. 225.

27 Там же. С. 227. Там же. С. 228.

относит эмиграцию, колонизацию, специализацию и самоубийство. Все это возможные формы исхода в борьбе за существование.

Вместе с тем, если прибегнуть к современной терминологии экзистенци­ализма, они суть формы ухода, или отречения (отчуждения) от родины (ме­ста жительства), от прежней профессии, от самой личности (самоубийство). Чем шире миграция населения, т.е. «подвижность социальных единиц», тем слабее роль традиций в жизни общества, тем более размыто общее кол­лективное сознание, опирающееся на авторитет традиций и обычая. Боль­шие города — это центры миграции и очаги технического прогресса. Они все больше разрушают старые механизмы коллективной преемственности в тру­де. В городах резко сокращается удельный вес людей пожилого возраста и увеличивается — молодежи, которая склоняется скорее к моде, нежели к традициям, к мобильному, нежели к устойчивому. Социальные нововведе­ния, «волны прогресса» и увлечения делают коллективную жизнь дискрет­ной. Индивид, ускользая от ига коллективных привычек, не подпадает под них снова, но становится к ним более индифферентным24. В больших горо­дах индивид гораздо больше свободен от коллективного ига, чем в малых. Ведь нигде так хорошо не скроешься, говорит Дюркгейм, как в толпе.

Следовательно, чем многочислен­нее группа людей, тем слабее в ней со­циальный надзор и сила коллективной цензуры. Однако стоит коллективному надзору ослабнуть, как появляется вза­имное равнодушие, но одновременно исчезает и местечковая замкнутость. Горизонты личности расширяются, интенсифицируются общение и взаи­модействие, возрастает интерес к меж­дународной жизни. Подобный процесс особенно заметен в странах Западной Европы, где плотность населения из­давна была велика, а коллективный надзор не принимал жестких тоталитарных форм.

В отличие от преимущественно городских цивилизаций в странах с ред­ким населением коллективный контроль со временем не ослабевает. И это не противоречит общей логике рассуждений Дюркгейма. Например, в Рос­сии огромное пространство не позволяет населению проживать плотной урба-низованной общностью. Напротив, оно рас<







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.