Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Л.Г. Печатнова История Спарты





Уже в древности за Спартой закрепилась репу­тация самого удивительного и загадочного го­сударства. Греческие философы, начиная с Пла­тона и Аристотеля, искали ответ на вопрос, как и почему в Спарте сложилась именно такая модель полиса и чем объясняется его удиви­тельная эффективность. Ведь Спарта в самом Деле обладала огромным военным потенциа­лом, а ее армия на протяжении столетий оста­валась самой сильной в Элладе. Только в Спарте вплоть до римского завоевания сохранялась патриархальная царская власть, причем в форме диархии, только в Спарте го-сУДарство уже на самых ранних этапах своей истории последовательно боролось с частной собственностью на землю и организовывало Жизнь своих граждан так, чтобы подчинить лич­ные интересы общественным. Для этого была изобретена весьма эффективная система вос­стания: все мальчики, начиная с семилетнего в°зраста, независимо от происхождения и иму­щественного положения воспитывались одина-

ково, вне семьи, в школах-казармах, где основ­ное внимание обращалось на их физическую и идеологическую подготовку. С целью сохране­ния групповой идентичности и минимизации влияния семьи государство продолжало осуще­ствлять пристальный контроль и над взрослы­ми гражданами. Здесь главным инструментом были так называемые трапезные сообщества — сисситии, ежедневное посещение которых вме­нялось спартиатам в строгую обязанность. Спартанцы жили в собственном государстве, как в военном лагере, и воспринимали военные походы как единственно возможный отдых от домашней муштры. Эта казарменная идиллия могла долго продолжаться только в закрытом социуме. И действительно, спартанские власти ввели жесткие ограничения как для въезда в страну иностранцев, так и для выезда из стра­ны собственных граждан. Спарта была един­ственным государством в Греции, где контроль государства над обществом носил столь тоталь­ный характер.

Источник: Печатнова Л.Г. История Спарты (пе­риод архаики и классики). СПб., 2001. С. 6-8.

ципе являются секуляризованными. Поппер умалчивает о том, что именн наука породила атеизм, атомную бомбу, и о том, что именно технически! прогресс разрушил экологию и для ее восстановления не хватит всех дена полученных человечеством благодаря достижениям науки. Именно сегоцн у просвещенного и насквозь пропитанного научными знаниями человечеств-наблюдается ренессанс религиозного духа, причем нередко в экстравагант ных формах, например тоталитарных сект.

Закрытое общество — это культура архаики, которая существовала и н XXI в. н.э., и в XXI в. до н.э. Это некая социальная универсалия, промарши­ровавшая с человечеством весь его нелегкий исторический маршрут. Но мо­жет быть архаика и община столь живучи, потому что они нужны человече­ству?

Поппер считает культурными и социальными пережитками: архаический родоплеменной язык нацизма: романтика крови и почвы, вычурные само­названия вождей юношества — Hordenfiihrer (вождь орды), даже Stammfuhrer (вождь племени), — постоянные призывы к Gemeinschaft (общинности) в противовес Gesellschaft (обществу); российское неоязычество — совокупность религиозных, парарелигиозных, общественно-политических и историко-культурных объединений и движений, обращающихся в своей деятельности к дохристианским верованиям и культам, обрядовым и магическим практи­кам, занимающимся их возрождением и реконструкцией.

Неоязычество представляет собой попытку возрождения принципов, сим­волов, ритуалов и практики языческих верований в современных условиях. идейно-политическое движение, направленное на реанимацию локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных соци­альных институтов. (За рубежом наряду с неоязычеством существуют схожие понятия Nature Religions, Native Religions (естественные и родные религии), «этнические религии», Deep Ecology (глубинная экология) и др.)

Равно как национализм в посткоммунистических европейских странах, неозяычество представляет собой не только и, возможно, не столько куль­турный пережиток, сколько паллиативную, а лучше сказать, социальную превращенную форму древних институтов. Здесь нет возрождения древней верности роду, они представляют беззастенчивую спекуляцию на архаике, часто выгодную тем или иным политическим лидерам. Но, как выразился Поппер, «сила и древних, и новых тоталитарных движений — как бы плохо мы ни относились к ним — основана на том, что они пытаются ответить на вполне реальную социальную потребность»9.

АБСТРАКТНОЕ ОБЩЕСТВО

Понятие абстрактного общества в теоретической конструкции Поппера выглядит неожиданным. Оно возникает в процессе эволюции открытого общества. Свойства «абстрактного общества» философ предлагает объяснить с помощью следующей гиперболы. Вообразим себе, пишет Поппер, общество. в котором люди практически никогда не встречаются лицом к лицу, они не только не знакомы друг с другом, но и не разговаривают, только переписы-

4 Поппер К. Указ. соч. С. 215.

ваются. И чтобы подчеркнуть ужасы социальной изоляции, в которую по­падают члены абстрактного общества, Поппер подчеркивает: они разъезжа­ют в закрытых автомобилях, а размножаются в колбочках. Такое выдуман­ное общество можно назвать «полностью абстрактным или безличным обще­ством»10. Поппер считает, что вследствие потери органического характера открытое общество постепенно может стать тем, что он назвал «абстрактное общество»". Оказывается, в современном обществе уже начался, можно ска­зать больше, вовсю идет процесс «абстрагирования». С нарастающей скоро­стью оно превращается в «совершенно абстрактное общество».

Человек проносится мимо других в закрытом авто. В городской толпе он одинок среди проходящих мимо таких же одиноких и абстрактных индиви­дов, перезваниваются с друзьями они нечасто, а встречаются еще реже. На работе отношения ограничиваются вопросами бизнеса. По два-три часа в день люди проводят в автомобильных пробках, окруженные такими же закрыты­ми авто. Членство в профсоюзе, добавляет Поппер, ограничивается облада­нием удостоверения и уплатой взносов неизвестному секретарю. С Поппе-ром можно согласиться: существование в ситуации полной анонимности и одиночества — участь миллионов людей. А если вспомнить появившийся недавно институт надомного труда, особенно его последнюю разновид­ность — телеработу, то картина абстрактного общества приобретет вполне завершенные черты. Это среда искусственных цветов, воздуха и отношений.

Большинство социальных групп в аб­страктном обществе (за исключением семьи и теплых домашних отношений) являются не более чем суррогатами. Абстрактные отношения, согласно Попперу, создают механизмы обмена и кооперации, а если подумать, то можно сделать вывод, что вся эконо­мика — это область исключительно лишь таких взаимоотношений. Она построена на денежном расчете, рацио­нальности, коммерции. Поппер не развивает свои идеи, да этого и не надо. До него это блестяще сделал Г. Зиммель в «Философии денег».

Итак, куда же переходит человечество у Поппера? Если судить формаль­но, то от закрытого общества к открытому, а от него — к абстрактному. По­лучается три, а не два типа общества. Это неверно, утверждает философ: их не более двух. Просто переход от закрытого общества к открытому, начатый древними греками, еще не закончился. Трансантлантический дрейф истории у Поппера растянулся на тысячелетия. Он так и пишет: «Греки начали вели­чайшую революцию, которая, по-видимому, все еще находится в своей на­чальной стадии, а именно — в стадии перехода от закрытого общества к от­крытому»12. Сегодня мы живем «в открытом и частично абстрактном обще­стве», утверждает он чуть позже.

Поппер хочет быть точным и утверждает, что закрытое общество начало разваливаться в связи с морской торговлей. Афины в отличие от материко-

1 Поппер К. Указ. соч. С. 219. Там же. ! Там же. С. 220.

вой Спарты находились на побережье, афиняне много торговали, увиден весь мир, были подвижными и творческими. Культурные контакты и кою низация новых земель довершили процесс открытия общества. Однако цен­за открытость весьма высокая. Переход от закрытого к открытому обществу сопровождается, как выразились бы геологи, сдвигами тектонических гпцт и геоаномальными явлениями, т.е. постоянными войнами, революциями классовой борьбой, ростом социального напряжения, которые продолжаются и в наши дни.

Поппер полагает, что и сегодня мы живем как на вулкане. Такое состоя­ние он именует напряжением цивилизации. «Мы должны, я считаю, прини­мать это напряжение как плату за каждое наше продвижение в знании в разумности, в сотрудничестве и взаимопомощи, а следовательно, в наших шансах на выживание в условиях роста численности населения. Это цена которую мы должны заплатить за то, чтобы быть людьми»13.

Но это не социологическая модель общества, где четко операционализи-рованы переменные, указаны связи между ними и предложены гипотезы. описывающие, пусть и предположительно, когда возникает и исчезает дан­ный тип общества, при каких условиях он трансформируется в другое состо­яние, каковы признаки кризиса и процветания. Удивительно, что человек, создавший наиболее эффективную программу методологического обоснова­ния научного знания, разобравший по винтику все механизмы, которыми управляется физическое знание, оказался бессильным в области гуманитар­ных наук.

Поппер так и не дал четкого определения открытому обществу. Говорят, что он вообще считал определения схоластическим трюком14.

В конечном итоге философ победил в Поппере социолога. Начав с кри­тики платоновской утопии, Поппер закончил рассуждениями о несовершен­ствах человеческого общества. Осудив историцизм Маркса и встав на твер­дую почву социальной инженерии15, Поппер не удержался на ней: его абст­рактное общество как «светлое будущее» всего человечества, но только вывернутое наизнанку, ничем не лучше светлого коммунистического буду­щего Маркса. Но Поппер не был бы выдающимся философом, покорившим силой своего ума не одно поколение интеллектуалов, если бы свое социоло­гическое учение он не соединил бы с учением о фальсификационизме.

ПРОЕКЦИЯ НАУЧНОГО МЕТОДА

В течение 60-летнего творческого пути Поппер защищал идеал «открытой» (для критики и новизны) философии. Две свои книги он озаглавил «Откры­тое общество», «Открытая Вселенная». Сам он тоже стремился следовать это­му идеалу16. Поппер полагал, что разработанные им методы фальсификашю-низма, демаркации теоретического и метафизического, рационального и ир-

13 Поппер К. Указ. соч. С. 221.

14 Цветков А. Карл Поппер и его враги. — http://www.svoboda.org/programs/ad/2002/ad.072302.asp

13 Социальная инженерия — это пошаговое, поэтапное осуществление социальных преобразовании.

Ей противостоит социальное прожектирование, т.е. историцизм, основанный не на фактах и на>ч-

ных теориях, а на гадании и пророчествах. "' Философия науки. Выц.1: Проблемы рациональности. М., 1995. С. 14.

рационального универсальны — в равной степени применимы как к области физических, так и области социальных наук. Общества для него — это орга­низации по решению проблем, поэтому их следует оценивать по способности решать эти проблемы, точно также как мы оцениваем работу любого научно­го сообщества. Пожалуй, он был склонен отождествлять открытое общество с научным или же рационально организованным сообществом.

Идея открытого общества Поппера во многом основывалась на его пред­ставлениях о науке. Открытое общество — это общество, которое «высвобож­дает критические способности человека», в отличие от закрытого или трай­балистского общества «с его подчинением магическим силам». Поппер до­казывал, что главное в науке — не то, как мы приходим к нашим теориям, а то, способны ли они и в какой мере способны вызвать критическое обсуж­дение. Открытое общество способно к публичной критике, закрытое — нет. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государствен­ного устройства, поскольку проявила себя намного лучше, чем ее конкурен­ты: здесь смена лидеров и вождей происходит в результате рационального обсуждения, без насилия, осуществляется контроль за правителями со сто­роны управляемых. Способы демократического контроля — всеобщие выбо­ры и представительская власть. Демократия обеспечивает институциональ­ные рамки реформирования политических институтов, основанного на ра­зумном проектировании новых институтов и регулировании старых17.

Научное знание, как и открытое общество, порожденное им, внутрен­не несовершенно. Его рост происходит не за счет оправдания авторитетов, а в ходе их критики, пересмотра устояв­шихся законов и норм, выдвижения гипотез, которые предлагаются в каче­стве решений стоящих перед обществом проблем. Открытое общество, как и наука, развивается через утверждение и опровержение — путем постоян­ных реформ и пересмотра устаревших практик. Прогресс научного знания состоит в последовательной смене одних ложных теорий другими, тоже лож­ными, но более близкими к истине. Это критически опровергающий, а не позитивно утверждающий процесс. Ни в современной науке, ни в открытом обществе не должно быть ничего данного априори раз и навсегда. В обще­стве, в науке и природе происходит естественный отбор, полагал Поппер, который в конечном итоге отбирает наилучшие образцы, вынуждая пересмат­ривать стратегию поведения, учиться на ошибках, пробовать и исправлять­ся, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Между собой конкуриру­ют научные теории, животные и общества. Каждый экземпляр — научный, биологический или социальный — всего лишь «теория об окружении», «структура-ожидание» или «заявка на выживаемость». Все они эволюциони­руют приблизительно одинаково — через пробные мутации, отбор наиболее приспособленных из них путем «элиминации ошибок»18.

Скорость развития науки и научных знаний на каждом следующем витке эволюции удваивается и утраивается. Общество уже не в силах противосто­ять валу научных открытий и покорно уступает им (уже начали клонировать

Поппер К. Указ. соч. С. 164-167. Философия науки. С. 24.

человека). Поппер, живший за 50 лет до начала компьютерной эры, не мог помыслить, что его прогнозы относительно скорого наступления абстракт ного общества так быстро сбудутся. Только причиной нашего приближени" к нему оказался не растянувшийся на тысячелетия переход от закрытого об* щества к открытому, а случившийся совсем недавно взрыв научно-техничес" кого прогресса. Наука подарила нам Интернет и виртуальную реальность которой мы можем общаться друге другом, оставаясь незнакомыми, аноним­ными и непроницаемыми друг для друга. Симулякр — выдуманная реаль­ность, принимаемая за настоящую, правит нашим абстрактным обществом Народившееся абстрактное общество, цифровой мир, «электронное прави­тельство», глобальная деревня и виртуальные магазины — это уже не наше

будущее, а наше настоящее. Открытое общество, ставшее возможным только благодаря тому, что однажды в челове­ке проснулась Личность, теперь ее уничтожает, превращаясь в обезличен­ное, а стало быть, абстрактное обще­ство. Здесь стоит вспомнить порази­тельный афоризм Фукуямы: «Конец истории печален». На безжизненной планете останутся только роботы, пост­роившие совершенное, как утопия,об­щество на платформах искусственного интеллекта.

Глобализм — доктрина распростра­нения либеральных свобод не только на отдельные страны, но и на все мировое сообщество — оказался очень созвуч­ ным попперовскому идеалу открытого общества, правда, переживающего эпоху вхождения в абстрактную фазу. Только непонятно, что это: конец или все же начало истории? Если тинэй-джер верит в виртуальных рейнджеров, образ которых создает цифровая про­грамма и которым в материальной реальности ничего не соответствует, то чем он лучше первобытного человека, веровавшего в силу магии, колдовства и населявшего реальность умершими духами, которым в материальном мире также ничего не соответствовало? Человечество начало свой путь с выдуман­ной реальности и ее власти над нашим сознанием, ими же оно его, похоже. и заканчивает. Во всяком случае, сегодня.

Уместно вспомнить учение о трех мирах Поппера. Он утверждал о рав­ноправном существовании физического мира, человеческого сознания и идеального мира культуры. Все три мира онтологичны совершенно одина­ково, они одинаково сильно влияют на нас, мы одинаково сильно верим им. С первым миром вроде бы все понятно — он материален. А как быть с двумя другими? Но Поппер наделяет их равным правом на жизнь. Большинство ученых ныне признают правильность таких воззрений. Но тогда придется признать и то, что реальность абстрактного общества Поппер обосноват не только в своих социологических трудах, но и в логико-методологических. А это уже гораздо серьезнее.

Тем не менее пугаться кошмаров абстрактного мира еще рано. Открытое, закрытое и абстрактное общество — всего лишь теоретические конструкции, а в реальном обществе, каким бы развитым или отсталым они ни было, все­гда можно обнаружить элементы авторитарности, воплощающей закрытое общество, и демократии, служащей опознавательным знаком открытого об­щества. Черты абстрактного общества — мобильные телефоны и спутнико­вые антенны — можно встретить в племенном по своей природе обществе (Афганистан, Чечня). Все перемешано на территории даже одной страны, все борется и сопротивляется друг другу. Следовательно, коллективного восше­ствия в мир виртуальной реальности не будет. Страны развиваются с неоди­наковой скоростью и борются за жизненное пространство с разной силой и успехом.

Понятия демократии, рыночной экономики и гражданского общества не должны приводить к мысли, будто существует только одна институциональ­ная форма, позволяющая воплотить их в реальность. Таких форм множество. Это может быть президентская, парламентская демократия или демократия на основе референдумов, гражданское общество, основанное на инициати­ве индивидов или местных общин, даже религиозных организаций и т.д. Про­тивопоставив открытому обществу закрытое, Поппер никогда не отождеств­лял открытое общество с какой-либо политической или экономической си­стемой. Весь смысл открытого общества заключается в том, что существует не один путь, а множество путей развития, и люди, совершающие прогресс и воплощающие реформы, вправе совершать ошибки, не жертвуя своей жиз­нью. Но они обязаны нести также ответственность за свои действия перед законом, исправляя допущенные неправильности. Враги открытого общества исключали возможность проб, не говоря уже об ошибках, и вместо этого выстраивали соблазнительный мираж счастливой страны, не знающей кон­фликтов и перемен.

Подобно тому, как в замкнутом помещении или сосуде все функциони­рует по замкнутому кругу, так и в закрытом обществе действует нечто, на­поминающее самонаводящуюся индукцию (мы прибегли к этому понятию для прояснения смысла, но ни Бергсон, ни Поппер им не пользовались). Закрытость общества порождает механизмы передачи всевозможных слухов и страхов, со временем превращаясь в их жертву — враждебное или насторо­женное отношение ко всем другим обществам приводит к его самоизоляции и ступору. Прогресс замедляется, собственных ресурсов для скачка вперед не хватает, начинаются процессы разложения.

Эволюция однажды уже отвергла механизмы эндогамии — браков между членами только своего племени. Кровосмешение между близкородственны­ми особями приводит к неминуемой деградации — биологической, а затем и социальной. Переход от эндогамии к экзогамии, от близкородственных браков к бракам между неродственными индивидами, а также запрет инце­ста сильно продвинули вперед человечество. Точно так же и переход от зак­рытого общества к открытому являет собой несомненный прогресс, в чем был убежден Поппер.

В открытом обществе мирно сосуществуют разные течения, движения, культуры и системы. Они обмениваются информацией и идеями, постоян­но конфликтуют и мирятся, уживаясь «под одной крышей». Степень разно­образия мультикультурного общества на порядок выше, поэтому у него выше

и степень адаптивности к среде. В открытом обществе нет жестких баоьпрепятствующих перемещениям людей вертикально (мобильность) и ^°В'зонтально (миграция). Стало быть, его можно считать открытым как П°РИ'циологическим, так и по политологическим критериям. Со~

Дихотомия открытого и закрытого общества Бергсона и Поппера на

взгляд, продолжает социологическую традицию противопоставления пот^ ных типов социальных систем, начатую Ф. Теннисом с его Gemeinsch fP~ Gesellschaft (общиной и обществом) и развитую Э. Дюркгеймом в его конце " ции органической и механической солидарности.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ

И ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ


Рис. 23. Классовое общество считается социологически открытым, а рабовладельческое, кастовое и сословноезакрытыми

 

Хотя есть все основания считать концепцию общества Поппера в боль­шей степени политологической, нежели социологической, однако вопреки ожиданиям она оказала большее влияние на социологов, а не на политоло­гов. Как нам кажется, концепция открытого и закрытого общества Поппе­ра, имея социологическую основу, сильно политизирована. В ней речь идет даже не столько о стратификации общества или социальной мобильности, сколько о политических режимах, свойствах тоталитарного общества, рели­гии, свободе слова и т.п. Возможно, научная теория, претендующая на со­здание всесторонней картины общества, тем более в его историческом раз­витии, и должна быть именно такой, т.е. комплексной. Но тогда возникает вопрос о разграничении социологических и политологических критериев закрытости и открытости общества.

В социологическом смысле закрытым считается такое общество, где пе­ремещения людей из одной страты в другую ограничены либо полностью исключены. И наоборот, в открытом обществе перемещения по вертикали ничем не ограничиваются, кроме собственного трудолюбия, наличия соот­ветствующей мотивации и средств. Рабовладельческое, кастовое и сословное общества считаются социологически закрытыми, а классовое — открытым.

В политологическом смысле закрытой считается такая страна, перемеще­ние из которой в другую исключается либо строго ограничивается. В данном случае правильнее говорить о стране, а не об обществе. Из общества нельзя уехать или мигрировать. При этом политический критерий закрытости рас­пространяется как на людей, так и на информацию. За рубеж не могут выез­жать граждане, из-за рубежа не могут проникать газеты, журналы, книги. СССР — пример закрытой страны, в которой существовало тоталитарное государство (тоталитарный политический режим), что удивительным обра­зом сочеталось с открытым (очень мобильным) обществом, особенно в 1960— 80-х гг.

Яркий пример закрытого общества в политологическом смысле — сред­невековая Япония. Япония издавна проводила политику изоляции от внеш­него мира. Еще в 1624 г. Япония прекратила торговлю с Испанией. В 1639 г. страна закрыла свои порты для кораблей из Европы и Восточной Азии, кро­ме китайских и нидерландских. Годом раньше в стране было запрещено хри­стианство. Изоляция Японии от внешнего мира продолжалась свыше двух столетий — вплоть до середины XIX в. Политическая закрытость общества повела за собой и социальную закрытость. Японское общество было разде­лено на четыре сословия — самураев, крестьян, ремесленников и торговцев. Права и обязанности каждого сословия были строго регламентированы, зап­рещался переход из одного сословия в другое. Во главе привилегированного сословия самураев стоял верховный сюзерен — сёгун. На ступень ниже сто­яли его непосредственные вассалы, затем шли «посторонние князья» (круп­ные феодалы). Особый слой самураев (хатамото-самураи) составляли чинов­ники. Остальные самураи входили в войско сегуна.

Закрытое общество — это иммобильное, неподвижное, застывшее обще­ство. Переход из низшей страты в средние и высшие происходил в исклю­чительных случаях (освобождение от рабства, выкуп на волю). Человек рож­дался и умирал преимущественно в своей касте и сословии. Поэтому закры­тое общество называют еще стратификационной системой с предписанными (аскриптивными) статусами. В нем социальное пространство заранее раз­графлено на ячейки, между ними возведены неподвижные барьеры, все роли приписаны заранее, а индивид не вправе выбирать те нормы, которым мо­жет подчиняться или не подчиняться. Большинство традиционных об­ществ — закрытые системы с низким уровнем социальной мобильности, где почти все статусы приобретаются с рождением.

В индустриальном и постиндустриальном обществах, характеризующих­ся высокой степенью социальной мобильности, как горизонтальной, так и вертикальной, ситуация иная: жесткой связи индивида со своим происхож­дением и своей позицией нет. В таких обществах широко распространена практика совместительства — занятие одним индивидом нескольких статус­ных позиций, выполнение нескольких видов работы, подработки и т.д.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.