|
ОРГАНИЧЕСКАЯ И МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ 3. АЮРКГЕЙМАПроблема социальной солидарности занимала центральное место не только в научном творчестве Э. Дюркгейма, но и во всей французской социологической школе. Для социологии нет более гуманной задачи, считали ее представители, чем понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью, какие законы управляют межличностными отношениями. И не только понять, а предложить конкретные рекомендации по устройству современной жизни. Программу деятельности Дюркгейма можно подразделить на четыре части: 1) построение «правильной» методологии должно вооружить социолога надежным инструментом познания; 2] анализ исторической эволюции разделения труда призван показать «правильный» путь движения человечества от механической (примитивно-принудительной) к органической (сознательно-добровольной) солидарности; 3) конкретное (статистическое) исследование сущности самоубийства ставит своей целью выявить аномальные состояния, отклонения от «правильного» пути (т.е. солидарности) и предупредить человечество о возможных последствиях разрушения общественного порядка; 4) учение о религии и воспитании вооружает нас «правильной» технологией преодоления кризисных состояний и укрепления солидарности. КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распре- деления людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функци ми в единую систему общественных отношений, становятся не просто н сителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями Изучая эволюцию человеческого общества, Эмиль Дюркгейм (1 856-191»\ столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, ил общим, сознанием. Французский социолог подразумевал под ним «совокуп ность верований и чувств, общих для членов одного и того же общества которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь»1. Собственная жизнь, определенная система указывают здесь на он тологический статус коллективного сознания. Оно имеет особую, «отдельную реальность», иначе говоря, существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать ни измерить каким-либо физическим прибором. Коллективное сознание есть «нечто совсем иное, чем частные сознания хотя оно осуществляется только в индивидах. Оно — психический тип обще ства, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия существования», — поясняет Дюркгейм2. Адля обозначения особой реальности нужен специальный термин. Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей. Группа и коллектив действуют и чувствуют совершенно иначе, чем отдельные, разрозненные индивиды. Все мы устроены так, утверждает Дюркгейм, что во всякое время — в лихолетье или дни торжества — любим общество тех, кто думает и чувствует, как мы. Граждане предпочитают общество своих соотечественников, особенно оказавшись на чужбине. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верованиям и сходным чувствам, которые составляют условия существования коллектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия. Для общества коллективное сознание представляет особую и предпочтительную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и традиции оказываются под угрозой, то все сообща их защищают. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований расценивается как тягчайшее преступление и карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство. Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос общественной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой. Ткань социальных отношений уплотняется благодаря коллективному сознанию, т.е. наличию общих интересов и убеждений, верований и стремлений. Разделение труда и специализация индивидов на выполнении какой-то конкретной функции вносят разнообразие в общество. Но чем больше в нем разнообразие, тем сильнее в людях стремление к единству и обмену деятельностью. Символом обмена, его юридичес- 1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса. 1900. С. 63. 2 Там же. С. 63. кой формой выступает у Дюркгейма договор. Обмен предполагает взятие на себя взаимных обязательств. Из этого проистекают сотрудничество и кооперация. «Кооперировать, действительно, значит разделить между собой общее занятие. Если это последнее разделено на занятия качественно подобные, хотя и связанные друг с другом, то мы имеем разделение труда первой степени, или простое. Если они разной природы, то мы имеем сложное разделение труда, или собственно кооперацию»3. Развитая форма кооперации выражается договором. Договоры между покупателем и продавцом, предпринимателем и рабочими, ссужающими и занимающими, доверителем и поверенным представляют собой известную форму взаимодействия, кооперации. Их отношения регламентируются правом или законом, на которых основаны социальные институты общества. Можно сказать, что подобные отношения уже как-то организованы. Хотя это еще не трудовые организации в строгом смысле. В строгом смысле кооперации и трудовые организации не являются клеточками либо зеркалом коллективной жизни, коллективного сознания. Отношения между предпринимателем и рабочими слишком специальные, чтобы стать предметом общих чувств или представлений. Не всегда гражданам приходится выступать в роли кредитора, опекуна, предпринимателя и т.д. Здесь речь идет о специальных группах, взаимоотношения в которых регулируются техническими правилами, т.е. администрированием. Нарушение правил в этих группах не вызывает всеобщего негодования или осуждения, не грозит целостности общества. Мало кто убивается по поводу разорения того или иного предпринимателя, только близкие ему люди. Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом. У них тоже развивается коллективное, а точнее, групповое сознание. Соотношение между групповым и общеколлективным сознанием такое же сложное, как между общественным и индивидуальным. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|