Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЧЕСКАЯ И МЕХАНИЧЕСКАЯ СОЛИДАРНОСТЬ 3. АЮРКГЕЙМА





Проблема социальной солидарности занимала центральное место не только в научном творчестве Э. Дюркгейма, но и во всей французской социологической школе. Для социологии нет более гуманной задачи, считали ее представители, чем понять, что побуждает людей жить сооб­ща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивыс­шей ценностью, какие законы управляют межличностными отношения­ми. И не только понять, а предложить конкретные рекомендации по уст­ройству современной жизни.

Программу деятельности Дюркгейма можно подразделить на четыре части: 1) построение «правильной» методологии должно вооружить со­циолога надежным инструментом познания; 2] анализ исторической эво­люции разделения труда призван показать «правильный» путь движения человечества от механической (примитивно-принудительной) к органи­ческой (сознательно-добровольной) солидарности; 3) конкретное (ста­тистическое) исследование сущности самоубийства ставит своей целью выявить аномальные состояния, отклонения от «правильного» пути (т.е. солидарности) и предупредить человечество о возможных последстви­ях разрушения общественного порядка; 4) учение о религии и воспита­нии вооружает нас «правильной» технологией преодоления кризисных состояний и укрепления солидарности.

КОЛЛЕКТИВНОЕ СОЗНАНИЕ

Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачива­ющая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логичес­кое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распре-

деления людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функци ми в единую систему общественных отношений, становятся не просто н сителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями

Изучая эволюцию человеческого общества, Эмиль Дюркгейм (1 856-191»\ столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, ил общим, сознанием. Французский социолог подразумевал под ним «совокуп ность верований и чувств, общих для членов одного и того же общества которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь»1. Собственная жизнь, определенная система указывают здесь на он тологический статус коллективного сознания. Оно имеет особую, «отдель­ную реальность», иначе говоря, существует объективно, независимо от на­шей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать ни измерить каким-либо физическим прибором.

Коллективное сознание есть «нечто совсем иное, чем частные сознания хотя оно осуществляется только в индивидах. Оно — психический тип обще ства, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия су­ществования», — поясняет Дюркгейм2. Адля обозначения особой реальнос­ти нужен специальный термин.

Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей. Группа и коллектив действуют и чувствуют со­вершенно иначе, чем отдельные, раз­розненные индивиды. Все мы устрое­ны так, утверждает Дюркгейм, что во всякое время — в лихолетье или дни торжества — любим общество тех, кто думает и чувствует, как мы. Граждане предпочитают общество своих соотечественников, особенно оказавшись на чужбине. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верова­ниям и сходным чувствам, которые составляют условия существования кол­лектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.

Для общества коллективное сознание представляет особую и предпочти­тельную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и тради­ции оказываются под угрозой, то все сообща их защищают. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований расценивается как тягчайшее преступление и карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.

Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос обществен­ной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой. Ткань социальных отношений уплотняется бла­годаря коллективному сознанию, т.е. наличию общих интересов и убежде­ний, верований и стремлений. Разделение труда и специализация индиви­дов на выполнении какой-то конкретной функции вносят разнообразие в общество. Но чем больше в нем разнообразие, тем сильнее в людях стремле­ние к единству и обмену деятельностью. Символом обмена, его юридичес-

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса. 1900. С. 63.

2 Там же. С. 63.

кой формой выступает у Дюркгейма договор. Обмен предполагает взятие на себя взаимных обязательств. Из этого проистекают сотрудничество и коопе­рация. «Кооперировать, действительно, значит разделить между собой общее занятие. Если это последнее разделено на занятия качественно подобные, хотя и связанные друг с другом, то мы имеем разделение труда первой сте­пени, или простое. Если они разной природы, то мы имеем сложное разде­ление труда, или собственно кооперацию»3.

Развитая форма кооперации выражается договором. Договоры между покупателем и продавцом, предпринимателем и рабочими, ссужающими и занимающими, доверителем и поверенным представляют собой известную форму взаимодействия, кооперации. Их отношения регламентируются пра­вом или законом, на которых основаны социальные институты общества. Можно сказать, что подобные отношения уже как-то организованы. Хотя это еще не трудовые организации в строгом смысле. В строгом смысле коопера­ции и трудовые организации не являются клеточками либо зеркалом коллек­тивной жизни, коллективного сознания. Отношения между предпринима­телем и рабочими слишком специальные, чтобы стать предметом общих чувств или представлений. Не всегда гражданам приходится выступать в роли кредитора, опекуна, предпринимателя и т.д. Здесь речь идет о специальных группах, взаимоотношения в которых регулируются техническими правила­ми, т.е. администрированием. Нарушение правил в этих группах не вызыва­ет всеобщего негодования или осуждения, не грозит целостности общества. Мало кто убивается по поводу разорения того или иного предпринимателя, только близкие ему люди.

Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом. У них тоже развивает­ся коллективное, а точнее, групповое сознание. Соотношение между груп­повым и общеколлективным сознанием такое же сложное, как между обще­ственным и индивидуальным.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.