Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ И ОБМЕН ОПЫТОМ





Техническое развитие стран неравномерно. Сказываются географические, климатические, социальные и культурные условия. У лидеров в отличие от аутсайдеров уровень разделения труда и технический базис соответствуют уровню сложности социального устройства. Поэтому, усваивая технические достижения лидеров, аутсайдеры ничего по существу не меняют в своей эко­номике и культуре. Вместо пользы ориентация на передовые страны неред­ко приносит вред.

Изучая историю, Дюркгейм обнаружил закономерность, которой подчи­няются все общества. Слаборазвитые страны, расположенные по соседству с промышленными лидерами, легко усваивают поверхностные признаки прогресса. Усвоение, которое ограничивается заимствованием поверхност­ных признаков, Дюркгейм назвал подражанием. Оно оказывает на усваива­ющую сторону неодинаковые действия. В одном случае заимствование пе­редовой технологии заставляет перекраивать все социальное устройство об­щества, благодаря чему совершает стремительный рывок вперед. Так произошло с Японией в 1960-е гг., когда она соединила традиционную куль­туру и коллективистские ценности с западными капиталами и передовой тех­нологией. Через 30 лет она обогнала бывших лидеров, в свою очередь став для них источником заимствований.

В другом случае соседство с лидерами оборачивается мнимым прогрес­сом. Стремясь догнать их, страна существенно не прибавляет в развитии.

Так происходило в России в XVIII— XX вв. На отсталый социальный строй с характерными для него диффузной коллективностью (признак господ­ства механической солидарности) и неразвитым личностным началом на­кладывались технические достижения Запада. Усвоение передовой техноло­гии происходило поверхностно, не затрагивая централизованную систе­му управления, сословно-классовую иерархию, институты собственности и наемного труда. По культуре, веро­исповеданию, приверженности традиционному образу жизни народ не был готов к стремительному индустриальному скачку. Реформы Петра I, начи­нания Витте и Столыпина, сталинская индустриализация и перестройка

1980-х гг. ничего не изменили по существу. Возможно, что без механичес­ких заимствований, но развивая заложенное от природы, учитывая нацио­нальное своеобразие, Россия добилась бы большего.

Копирование и заимствование передового опыта — универсальная чер­та, присущая всем культурам. Когда кочевники завоевали Вавилон, Египет и Шумер, они не только присвоили их богатство, но и скопировали техно­логию: колесо, ирригационные системы, письменность, плуг, гончарное ис­кусство. Европейцы переняли множество идей и технических приспособ­лений у азиатских народов: порох, ком­пас, телегу, коленчатый вал, бумажные деньги, хомут. Англичане заимствовали технологию из Китая, Греции и Древне­го Рима. Бродель сообщает, что первые английские фабрики, появившиеся в на­чале XVIII в., были скопированы с ткац­ких фабрик Италии в результате двухлет­него шпионажа. Немало они заимствова­ли и у голландцев, особенно в таких областях, как сельское хозяйство, строи­тельство каналов, судостроение, банков­ская система, международная специали­зация.

Несколько позже успешной имитацией занялись немцы. Они импортировали у англичан передовое оборудование и инст­рументы, методы работы и организацию производства. Англия, став «мастерской мира», превратилась в источник заимство­ваний для США, у которых многое, в том числе методы управления персоналом, пе­реняли японцы. Реактивный двигатель изобретен в Англии, но его коммерческое освоение произошло в США. У стран Ев­ропы американцы скопировали автомо­биль, бессемеровский метод разливки стали, ткацкую машину, радар, атом­ные электростанции и даже пенициллин. США не были лидером техничес­кого прогресса вплоть до послевоенного времени. В конце XIX в. страна экспортировала в Европу нефть, каменный уголь, металл — то, что добыва­ется малоквалифицированным трудом, а ввозила продукты квалифицирован­ного труда: шелк, фарфор, стекло. Бездумное расхищение природных ресур­сов дополнялось систематическим расточительством материалов, манией тоннажа, перегрузкой заводов ненужными машинами и неквалифицирован­ными кадрами.

Активное усвоение европейских технологий, импортирование капиталов и квалифицированных кадров сделали свое дело — Америка вышла в миро­вые лидеры и на протяжении 100 лет держала первенство по производитель­ности труда. Экономическая система, социальное устройство и культурный потенциал американцев, в прошлом выходцев из Европы, служили благодат­ной почвой для успешного применения европейских методов.

Для японцев средние века прошли под знаком обучения. Они заимство­вали у китайцев музыку, философию, кулинарное искусство, одежду, по­эзию, иероглифы и административное управление, органично приспосо­бив их к национальному характеру и местным условиям. Очень скоро Япо­ния могла конкурировать с Китаем в области культуры. Затем последовала 250-летняя изоляция. Начиная с 1868 г. японцы вновь активно заимству­ют чужие идеи и технологии, на этот раз в Европе. Они копируют фран­цузское устройство армии, английс­кую систему правления флотом, не­мецкие законы и систему здравоохра­нения. Очень быстро страна достигла успеха и к началу Второй мировой войны претендовала на политичес­кую гегемонию в Азии. Но война на 20 лет выбила Японию из колеи, и только в 1960-е гг. она вновь актив­но включилась в международный об­мен опытом.

Япония в настоящее время — вто­рая по экономическому развитию дер­жава мира. В течение последних 20 лет в среднем ежегодно рост производи­тельности труда в Японии составлял 6%. Семь из десяти крупнейших бан­ков в мире — японские. На эту страну приходится 50% мирового производ­ства морских судов, 2Д телевизоров и более '/, полупроводников, Япония вы­ходит на передовые позиции в химической промышленности. Она является лидером в области качества продукции. Затраты на оборону в Японии в со­ответствии с ее конституцией составляют всего 1% ВНП. Среди передовых в техническом отношении стран Япония лидирует в области инвестиций. Со­вокупные капитальные инвестиции в 1985—1990 гг. составили примерно 28% ВНП, а в США только 17%.

На очереди были США. Американцы изобрели транзистор, но продали японцам лицензию за 25 тыс. долл. Фирма, приобретшая лицензию, сегодня известна как мировой лидер. Это компания «Сони». В 1950-е гг. американ­цы продали японцам технологию изготовления цветных телевизоров и ви­деомагнитофонов, лицензию на производство роботов и некоторые другие технические изобретения.

Обобщая исторический опыт, нужно сказать, что распространение новых технологий и идей происходило несколькими путями:

♦ военное завоевание и насильственное присвоение;

♦ промышленный шпионаж;

♦ торговля и продажа лицензий;

♦ обучение иностранных специалистов и стажировка;

♦ обмен специалистами;

♦ публикация изобретений в журналах и монографиях.

ABE РОССИИ

Социологи неоднократно заявляли, что за время многовековой модерни­зации наша страна раскололась как бы надвое и сегодня в ней существуют две России — «советская» и «новая»29, или традиционалистская и модернистская. Современное общество концентрируется в мегаполисах, а традиционное — в сельской местности, малых и средних монопроизводственных городах30.

В мегаполисах высокие технологии, развитая промышленность и совре­менный сервис; в сельской местности — разваливающийся аграрный сектор, рутинный и слабо механизированный труд, косность и традиционализм. Пересечение двух миров дает непредсказуемые флуктуации и сочетания, неожиданные разрывы и множество точек бифуркации.

По мнению П.В. Антипина31, возможны четыре идеально-типических варианта развития модернизации:

1) интенсификация модернизированного общества, т.е. установление максимально гомогенных модернистских отношений внутри современ­ного общества;

2) интенсификация традиционного общества, т.е. усиление закрытости территорий («возвращение к корням»);

3) целенаправленная (догоняющая) модернизация;

4) традиционализация модерна.

Первый вариант носит точечный характер и преобладает в нескольких продвинутых регионах страны, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге. Они чрезмерно забежали вперед, оторвавшись от основной массы слабо- и среднеразвитых районов страны. В результате они оказались ближе к Евро­пе, чем к России. Даже экономические связи с внешним миром в двух сто­лицах, пожалуй, идут интенсивнее, чем с внутренним.

Не успевающие за лидерами регионы еще больше отстают в своем разви­тии и скатываются в пропасть традиционализма, воспроизводятся архаичные формы хозяйствования и социальных отношений, неприятие модернизации и политики интеграции с Западом. Их можно отнести ко второму варианту. Здесь сильны ценности и устои советского образа жизни и позиции комму­нистической партии. В современном политическом пространстве они полу­чили название Красного пояса (Брянск, Тула, Рязань и др.). Усиление тра­диционализма также распространено на относительно небольших террито­риях, оторванных от «цивилизации» из-за невыгодного географического положения (тайга, болота и т.д.). Ренессанс традиционализма характерен также для малых монопрофильных городов, где подсобное хозяйство стано­вится основным источником существования.

Современное российское общество — это «дезинтегрированная макрооб­щина, в которой только созревает современный социокультурный уклад»32.

29 Косова Л.Б. «Человек советский» — возможность типологии // Экономические и социальные пере­мены: Мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 17.

30 Антипин П.В. Указ. соч. С. 311—312.

31 Там же. С. 310-320.

32 Лейбович О.Л. Модернизация в России. Пермь. 1996.

Подобная характеристика присвоена ему потому, что Россия — в значитель­ной мере пока еще самовоспроизводящееся традиционное общество, не толь­ко имеющее огромные анклавы архаи­ческих укладов жизни, но и поддержи­вающее вокруг себя в постоянной готовности поле традиционализации. Такое положение вещей именуют еще неотрадиционализмом.

В зоне архаического уклада и тради­ционных ценностей проживают не только сельское население, но и мно­гие народы Севера, которые за годы советской власти не успели разорвать кровные узы с первобытно-родовым строем, а сегодня даже возвращаются к его ценностям. Индустриальная ци­вилизация коснулась их еще меньше, чем сельчан Черноземья. Освоение Крайнего Севера, активная нефтедобыча привели не только к межкультур­ному диалогу, но и к межкультурному столкновению двух России — абори­генной и мигрантской. Так, разрыв в уровне социокультурного развития коренных народов Севера с мигрантским населением из центральных обла­стей России, согласно проведенному в г. Новый Уренгой исследованию, из­меряется более чем тысячелетием (4,4 условной единицы). Создается впечат­ление, что пропасть между двумя Россиями не сужается, а, напротив, рас­ширяется33.

Две России — это социальная и культурная доминанта 1990-х гг. К ним относили бедных и богатых, русских и нерусских, консерваторов и радика­лов, коммунистов и демократов, славянофилов и западников. Какой бы кри­терий разграничения при этом не выбирался, всегда оказывалось две России, которые, по мнению некоторых авторов, готовы схватиться не на жизнь, а на смерть. Вовсе не случайно в 1992—1993 гг. страна находилась на пороге гражданской войны. Она не началась, но ее ожидание постоянно витало над россиянами в течение всего последнего десятилетия XX в. Пожалуй, здесь помог низкий уровень социальной активности населения, которому все давно надоело.

Попытка примирить две России — вставшую на путь модернизации и оглядывающуюся в традиционное прошлое — ни к чему не привела. Ни объ­единительные съезды политических партий, пытавшихся выработать граж­данский консенсус, ни поиск русской национальной идеи не смогли повы­сить уровень общественной солидарности, столь нужной для модернизаци-онного рывка. По всей видимости, Россия все еще остается традиционным обществом, где доминирует иерархический тип социальных отношений в виде взметнувшейся в небо пирамиды промежуточных ступенек, самую вер­хнюю часть которой занимает малочисленный, но уже достаточно богатый правящий класс, а внизу расположилась политически индифферентная, не­организованная и этнокультурно разношерстная масса.

33 Скакунов Э. Российское общество: проблемы цивилизационного развития. — http://freenet.kg/jornal/ n5/J RNAL508.htm.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.