Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ





С методологической точки зрения будем различать два явления: кон­цепцию (учение) модернизации как широкое научное движение, начавше­еся в XIX в., и теорию модернизации как узкое явление, характеризую­щее научные модели, созданные в середине XIX в., а также три этапа в становлении идеологии и концепции модернизации: классический (XIX в, — первая четверть XX в.), современный (середина XX в.) и пост­классический (конец XIX в. — начало XXI в.). На первом этапе были за­ложены предпосылки социологической модели модернизации, на вто­ром — сформулирована сама теория, для третьего характерны ее критика и попытка ревизии.

Учение, или концепция, модернизации описывает переход от традицион­ного к индустриальному обществу, теория модернизации призвана объяснить

то, каким образом запоздавшие в сво­ем развитии страны могут достичь ин­дустриально-капиталистической ста­дии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Пост­классические воззрения описывают мо­дернизацию как многополярное и по­ликультурное явление мирового масш­таба, указывают разные способы вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая эконо­мическая система уже посткапиталис­тического образца.

Корни теории модернизации специ­алисты видят в классической социоло­гии. В свое время этот процесс анали­зировался Марксом через противопос­тавление «первичной» (архаической) и «вторичной» общественных формаций, традиционных естественных, непос­редственно личных отношений — и от­ношений отчужденных, материально-вещных, опосредованных разделением труда и товарным обменом. Конт ана­лизировал этот процесс через противо­поставление военного и промышлен­ного общества, Дюркгейм — через дихотомию механическая —органическая солидарность, Вебер — через понятие «рационализация», Теннис — «общ­ность и общество».

Возникновение «современности» подробно проанализировал М. Вебер'3. Логически завершенное определение современного общества через его срав­нение с традиционным дано в работах Т. Парсонса|4.Описывая черты совре-

13 Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.

14 Parsons Т. The Social System. Glencoe, 1964.

менного общества (рыночная экономика, верховенство закона, достижитель-ная ориентация индивида и т.д.), К. Поппер обобщил все это под названием «открытое общество»15.

Сегодня понятно, что в рамках классической социологии были проана­лизированы, что называется, генеральные тренды модернизации, общая на­правленность изменений, которая характеризуется переходом от жестких социальных структур, неформальных статусов, сословной иерархии, нату­рального хозяйства, авторитарных политических режимов, локальной зам­кнутости к демократии и рыночному обществу, социальной анонимности и открытому обществу, индустриально­му прогрессу и классовой, а затем со­циально-групповой системе.

Тем не менее рождение собственной теории модернизации произошло в се­редине XX в. Выдающийся вклад в раз­витие теории модернизации внесла ста­тья У. Ростоу «Этапы экономического роста: Некоммунистический мани­фест», опубликованная в 1960 г. Со­гласно его воззрениям, переход от тра­диционного к современному индустри­альному обществу возможен только на пути экономических преобразований, роста массового потребления и развития институтов западной демократии. Одной из центральных фигур в современной теории модернизации является Сирил Э. Блэк. В своем учебнике16 он рассматривал модернизацию как при­способление традиционных институтов к новым функциям, вытекающим из беспрецедентного возрастания роли знаний, как широкомасштабный процесс интеллектуальной трансформации. Политическая перестройка общества со­здает прослойку лидеров, способных мобилизовать человеческие ресурсы для экономического подъема и убедить нацию в необходимости проводить непо­пулярные реформы. Бережливость и капиталовложение являются энергетичес­ким ресурсом для экономической трансформации. Социальная трансформа­ция общества сопровождается не только изменением его социальной струк­туры и общественных институтов, но и повышением контроля за окружающей средой, быстрой урбанизацией, углублением общественного разделения тру­да и специализации. Наконец, психологическая трансформация поддержива­ет этику индивидуализма, стремление к саморазвитию личности, философию успеха.

Если сравнивать классический и современный периоды развития теории модернизации, то можно видеть причины того, почему во времена Маркса и Вебера не мог появиться термин «модернизация». Классики социологии застали эпоху первоначального накопления, сегодня называемую первичной модернизацией, исторически совпавшую с процессом генезиса западноевро­пейского капитализма. Тогда первый этап модернизации еще не был завер-

? Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 1. С. 8-9, 210-218.

" Black С. The Dynamics of Modernization: A Study in Comparative History. N.Y., 1966.

шен, он ограничивался частью Западной Европы и к нему не присоедини­лись остальные страны. Сегодня картина прояснилась. Оказалось, что модер­низация — это не региональное, а глобальное событие; стало быть, социоло­гам надо сравнивать разные общества, отмечать не только позитивные, но и негативные явления.

Современная теория модернизации отражает новый процесс, получивший название вторичной, или догоняющей, модернизации. Часто такая модерни­зация понимается как вестернизация, т.е. прямое заимствование (или насаж­дение) западноевропейской либеральной культуры без учета специфики стра­ны-реципиента. По сути такая модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культуры и социальной орга­низации «универсальными» (западными) формами.

Распространение во второй половине XX в. модернизации на незападные страны и ее первые успехи на азиатском континенте заставили социологов осмыслить это явление во всем его многообразии, построить целостную те­орию модернизации. Это этап в развитии концепции модернизации, назо­вем его вторым, разворачивался в атмосфере некоторой приподнятости и эйфории. Однако в 1970—80-е гг. в разных регионах мира стали проявляться сбои в работе налаженного механизма модернизации. Росло недовольство теми способами, какими западная культура прививалась, насаждалась или внедрялась в незападном мире.

В течение 40 лет после Второй мировой войны ни одна из развивающих­ся стран, несмотря на гигантские усилия и оптимистические заверения США, не приблизилась к развитой западной державе. На роль очередного канди-

Врезка

Модернизация — добро или зло?

Сегодня на эти вопросы пытаются ответить уче­ные многих стран. Никого не обошли стороной проблемы модернизации. В 1960-70-е гг. счи­тали, что индустриальный мир делает добро, помогая отсталым странам тем, что: 1) увели­чивает урожайность благодаря распростране­нию фермерства и сельскохозяйственных ма­шин; 2) создает запасы наличных денег; 3) фор­мирует рынки дешевой рабочей силы. Хотя авторы проектов оказания международной помощи не были закоренелыми этноцентриста­ми и, скорее всего, исходили из добрых побуж­дений, они смотрели на традиционное обще­ство глазами западного бизнесмена. Жителей слаборазвитых стран в плановом порядке зас­тавляли обучаться новым ролям, профессиям, овладевать непривычной для них фермерской техникой. Ожидали больших изменений. Одна­ко позитивных сдвигов не произошло. Запасы наличных денег побудили правитель­ства этих стран к активному выходу на миро­вой рынок. Но экспорт дешевого сырья — саха­ра и кофе — сбил мировые цены и принес стра­нам третьего мира убытки. Механизация сельского хозяйства и переход к фермерству вытеснили из деревни мелких производителей.

Производство прибрали к рукам крупные моно­полии. Цены на сельхозпродукцию подскочили, а в город потянулись потоки безработных агра­риев. Не прижились и демократические инсти­туты власти. Они противоречили традиционной культуре аборигенов. Усилились сепаратистские устремления. Африка стала дробиться на мно­жество племенных союзов, требующих государ­ственного суверенитета. Возросло число граж­данских войн и межэтнических конфликтов. Когда в отсталые общества, пребывающие на стадии огородничества, внедрили плуг, роль женщины в производстве пищи и на местном рынке резко упала. Ее экономическая власть уменьшилась, а власть мужчины возросла. Жен­щина стала больше заниматься домашним хо­зяйством, рожать и воспитывать детей. Желае­мого для западных культурологов равенства полов не наступило. Женщину освободили в одной сфере, но закабалили в другой. Таким образом, западный вариант модернизации усу­губил положение женщины в традиционном обществе и не улучшил материального положе­ния большинства населения.

Адаптировано по источнику: Hess В.В., Mark-son E.W., Stein P.J. Sociology: Forth edition. N.Y., 1991. P. 60-62.

дата в страны «золотого миллиарда», который, как казалось, уже догнал или даже обогнал Запад, выдвигались Бразилия, Мексика, Иран, Индия, Ниге­рия и др. Обычно все это кончалось национальными банкротствами, воен­ными переворотами и бунтами бедноты. Правда, небольшая кучка людей ус­певала сказочно разбогатеть на нефти, экспорте природных ресурсов либо разворовывании иностранных займов.

В 1970-е гг. школа модернизации начинает переживать кризис, а в 1980-е формируется альтернативное ей направление, представленное колониальной

школой и школой анализа мировых систем. Начинается третий этап в развитии концеп­ции модернизации. Первая школа опира­лась на опыт бывших колоний, а вторая — на опыт развития незападных страны. Та и другая критически оценивали прежние до­стижения теории модернизации как на на­учном, так и на практическом фронте. Не­которые авторы полагали, что политика США, лидера нынешней модернизации, ничего хорошего странам «третьего мира», вставшим на этот путь, не принесла. На­против, вместо желаемого процветания Ла­тинская Америка стоит у порога экономи­ческого краха, там углубляются нищета и социальное неравенство, возрождаются от­сталые формы эксплуатации. В своих кни­гах «Мировое накопление: 1492—1789 гг.» и «Колониальное накопление и развивающи­еся страны» А. Франк доказывал, что за че­тыре последних столетия развитые страны Запада использовали механизмы модерни­зации, чтобы еще больше усилить свое гос­подство и колонизировать «третий мир». Насаждая капиталистическую модель экономики, США и Европа не учитывают национальные особенности стран-реципиентов. Работы Франка послужили отправной точкой для кросс-куль­турных исследований мировой истории И. Валлерштайна, многотомный труд которого «Современная мировая система» отразил влияние колониальной школы.

ВИДЫ МОДЕРНИЗАЦИИ

Различают два вида модернизации — органическую и неорганическую17. Органическая модернизация является моментом собственного развития стра­ны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции.

Органическая модернизация началась в эпоху Ренессанса и Реформации. В это время политические, экономические, социальные и культурные изме­нения происходили в Великобритании, Франции и Италии почти синхрон-

17 См.: Красильщиков В.А., Гутник В.П., Кхепач А.Н., Кузнецов В.И. Модернизация: зарубежный опыт и Россия. М., 1994.

но. Либерализация рынков сопровождалась изменением политического ре­жима: в конце Средневековья произошла «коммунальная революция», со­здавшая независимые от феодалов города-коммуны; затем на этой основе из средних слоев горожан, весьма активно заявивших о себе на политической арене, возник институт парламентаризма Нового времени. Третьим этапом можно считать крушение феодально-сословного строя и переход к классо­вому типу стратификации. Великая французская революция конца XV1I1 в. стала четвертым этапом модернизации. Она уравняла в правах всех граждан независимо от сословий. Параллельно политической революции происходила промышленная, родиной которой выступала Великобритания. Уже в конце XVIII в. здесь так стремительно росло число прядильных станков, паровых машин, фабрик и угольных шахт, промышленность и заморская торговля развивалась такими темпами, что страна успела превратиться в мирового тор­гового лидера до того, как Франция и Германия осознали, что происходит. Еще до начала XIX в. Лондон стал городом с миллионным населением, в то время как в Париже было лишь около 500 тыс. жителей. Почти до 1830-х гг. Англия оставалась единственной страной, перешедшей к научно-техничес­кой культуре. В остальном мире основы производства все еще составляла энергия людей, быков и лошадей18.

Наконец, нельзя забывать и о религиозно-духовной перестройке европей­ского общества — появлении протестантской этики и духа накопительства,

о роли и значении которых писал в своих сочинениях Вебер.

Исторический анализ модерниза­ции Англии показывает, что «колос­сальная социальная поляризация об­щества, огромный разрыв между край­ней нищетой и бедностью, с одной стороны, и вызывающим богатством и роскошью — с другой»19, характерны для страны органической модерниза­ции не меньше, чем для России.

Неорганическая модернизация — от­вет на внешний вызов со стороны бо­лее развитых стран, способ «догоняю­щего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие тата­ро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколь­ко столетий, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индуст­риализация 1930-х гг., перестройка 1986 г. и экономические реформы 1991 — 1993 гг. Догоняющая модернизация, по определению, означает ориентацию на страны, успешно прошедшие модернизацию.

IS Кууси П. Этот человеческий мир. М., 1988. С. 147—151.

19 Наумова Н.Ф. Рецидивирующая модернизация в России как форма развития цивилизации//Социо­логический журнал. 1996. № 3-4. С. 9.

Страны, первыми вставшие на путь модернизации, относят к первому эшелону модернизации, а страны, опоздавшие и своем развитии, ко второ­му. Соответственно, в первый эшелон входят США, Англия, Голландия, Бельгия, Франция, Швейцария, Италия, Швеция и др. Польшу, особенно Восточную, страны Юго-Восточной Европы и Россию XVI—XIX вв. (а на Востоке Турцию и Японию) относят ко второму эшелону модернизации. большинство стран «третьего мира» — к третьему. Германия занимает в этом списке особое место: задержавшись в начале пути, она затем быстро догнала развитые страны. Россия не смогла совершить подобный скачок, хотя объек­тивные условия к тому у нее, несомненно, были.

По мнению ряда исследователей, запаздывающая модернизация России, в отличие от органической, характеризуется «высокой социальной ценой», вы­ражающейся в поляризации и люмпенизации общества (А.С. Ахиезер)20 нерав­номерностью (Л.А. Седов)21 и прерыви­стостью22. Часто она сопровождается «псевдомодернизацией», т.е. преобла­данием потребительских ориентации и «бездумным переносом и подражатель­ством» (С.Я. Матвеева, Л.А. Седов)23.

Неорганическая модернизация разворачивается по особой модели, именуемой «революция сверху». Это означает, что правительство страны, обнаружив отставание, планирует множество практических мероприя­тий, призванных сократить отстава­ние от развитых стран. В их числе об­ращение к иностранным займам, сти­ мулирование зарубежных инвестиций и частного бизнеса, обучение специалистов за рубежом, приобретение им­портных товаров и оборудования, сокращение расходов на социальную сферу, денежные реформы, реорганизация экономики и др. План меро­приятий может быть поставлен на всеобщее обсуждение, а затем на голо­сование, для его реализации проводится мошная медийная кампания и ши­рокая агитация, принимается множество законопроектов и т.п.

Характернейшие черты неорганической модернизации — она сжата во времени, проходит заметно для всего населения как заранее планируемая акция, вызывает к себе разное отношение со стороны различных групп на­селения, чаще всего болезненно переживается низшими слоями. Виновни­ками всех бед выступают структуры власти и высший класс. Это наихудший сценарий событий.

20 Российская модернизация: Проблемы и перспективы (материалы «круглого стола») // Вопросы фи­лософии. 1993. № 7. С. 5; Наумова Н.Ф. Указ. соч. С. 9-10; Хорос В.Г. Модернизация в России иЯпонии (цивилизационные аспекты) // Мировая экономика и международные отношения. 1991.№ 8. С. 72.

21 Российская модернизация: Проблемы и перспективы... С. 10, 22; Красильщиков В.А. Модернизацияи Россия на пороге XXI века // Вопросы философии. 1993. № 7. С. 46.

22 Наумова Н.Ф. Указ. соч. С. 6,10; Красильщиков В.А. Указ. соч. С. 47.

23 Российская модернизация: Проблемы и перспективы... С. 22, 24.

Неорганическая модернизация в большинстве отстающих стран началась в XX в. Исключением служит, пожалуй, Россия, которая побила все мысли­мые и немыслимые рекорды. На путь модернизации она вступила чуть поз­же передовых европейских стран, но почти одновременно с аграрно отста­лой Германией и до Японии. Тем не менее обе эти страны, вполне сопоста­вимые с Россией по своему ресурсно­му потенциалу, обогнали ее и ныне числятся в мировых лидерах. Напро­тив, Россия, несмотря на несколько ге­роических попыток «догнать и пере­гнать», сегодня откатилась в разряд стран третьего мира.

Историческая обреченность отстав­ших стран заключается в том, что они догоняют по критериям, которые по мере движения к заветной цели успе­вают устареть. Классический советс­кий поход «за чугуном и цементом» привел к тому, что Советская Россия проспала постиндустриальную эпоху. Космическое и ядерное соревнование с США обернулось такой концентрацией средств и усилий в промышленно-оборонном комплексе, которая вынудила оголить все другие секторы эконо­мики, в том числе и прежде всего работающие для блага населения. В итоге оказались запущенными такие важные области жизнедеятельности, как уро­вень и качество жизни, малое предпринимательство, самоуправление, нало­говая система, правовое просвещение и судебная зашита граждан, страхова­ние имущества и коммерческих рисков — одним словом, то, без чего суще­ствование гражданского общества в «первом эшелоне» невозможно.

Важное отличие неорганической модернизации от органической заклю­чается в ее целенаправленном характере (и неизбежном при этом волюнта­ризме). Догоняющая модернизация стран второго эшелона (Россия, Япония, Германия и Италия) преследует военно-политические цели. Военно-поли­тическая ориентация и составляет специфику догоняющей модернизации стран второго эшелона. Присоединение Германии, Италии и Японии к стра­нам первого эшелона произошло только во второй половине XX в. в связи с началом позднеиндустриальной модернизации24. В результате военного по­ражения во Второй мировой войне развитие этих стран потеряло главное качество неорганической модернизации второго эшелона — военно-полити­ческую ориентацию, что позволило нормализовать экономическую и поли­тическую сферы жизни данных обществ25.

Огромную роль в переходе от индустриального к постиндустриальному обществу сыграл технический прогресс. Он неузнаваемо преобразил челове­ческое общество. Благодаря ему сегодня оно вступает в эпоху безлюдного

24 Красильщиков В.А. Указ. соч. С. 45.

~ъ Антипин П.В. Взаимодействия традиционализма и модернизма в России // Куда идет Россия?..

Кризис институциональных систем: Век, десятилетие, год/ Под общ. ред. Т.И.Заславской. М., 1999.

С. 316.

производства. В 2000 г. так называемые белые воротнички — работники, за­нятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разра­ботках, а также в сфере информации, — составили в развитых странах около 90% рабочей силы.

Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвра­щает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места житель­ства. Если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени.

Миллионы нынешних «компьютерных надомников» оперируют огромными потоками информации. Все чаще зару­бежные компании переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Известный амери­канский футуролог Алвин Тоффлер придумал им особое название — когни-тариат. Так он обозначил основную производительную силу постиндуст­риального общества — пролетариев умственного труда. О новом этапе развития индустриального общества социологи заговори­ли во второй половине XX в., когда темпы научно-технического прогресса превысили все мыслимые пределы. Точкой отсчета этого этапа послужили 1970-е гг. Он характеризуется появлением невиданных средств производ­ства — информационно-электронных систем, использованием микропроцес­соров в промышленности и сфере услуг, в торговле и сфере обмена. Агробиз­нес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника свидетельствуют о лидирующей роли технологии в обществе. В середине 1970-х гг. в разви­тых странах резко сокращается занятость в промышленности: США — до 30%, в Японии — 36%, Англии — 41% в Германии — 46%. Напротив, занятость в сфере обслуживания растет: в США до 65%, Японии до 50%, Англии до 43%, Германии до 45%.

МОДЕРНИЗАЦИЯ СВЕРХУ

Верхушечный тип модернизации родился в русском обществе давно. Формируясь на продуваемом всеми этническими ветрами историческом перекрестке, Русь в IX—XII вв. стала родным домом приблизительно для 30 этносов, которые находили в ней приют и оставались на время или навсег­да, завоевывали, превращая в данницу, сами оказывались завоеванными и вливались в единое этническое русло.

Поликультурность и многоэтничностьхороши, видимо, на зрелой стадии государства с крепкой политической системой и прочным фундаментом эко­номики. Но когда оно переживает раннюю фазу, так называемое собирание земель, единства и солидарности между разными и чрезмерно разными на­родами достичь сложно. Нередко приходится прибегать к насильственным мерам, цементируя страну как бы сверху. Титульная нация — это более по­здний феномен, а пока что каждый этнос считал вправе подчиняться зако-

нам из центра в той мере, в какой считал нужным. Да и в самой элите не было того единства, которое можно было бы требовать от простого народа.

Политические распри князей, деливших власть между собой, как прави­ло, не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Поэто­му идеи сепаратизма, автономии не получили распространения в народе, где господствовали идеи единства, об­щих исторических корней. Но низы оставались равнодушными и к боль­шинству сфер государственной дея­тельности, что приводило к антиэта­тизму. Реформы, предпринимаемые верхушкой общества, не встречали должного понимания в массах, вызы­вая скрытое, а нередко и открытое не­приятие. Такое недовольство вызвали языческая реформа князя Владимира и последовавшее в 988 г. крещение Руси. По существу христианство пользо­валось авторитетом, оставаясь чуждой религией. Оно долго не распростра­нялось «сверху» — в социальные низы, из города — в деревню, из центра — на периферию.

Принятие христианства — первая попытка «модернизации» Руси, по­скольку православие являлось идеологией самого сильного, развитого и ци­вилизованного государства того времени — Византии. Заложенные в глубо­кой древности традиции модернизации сверху сохранились в России и поз­же, правда, в видоизмененной форме.

Реформы, которые правительства проводят в странах второго эшелона, носят по преимуществу догоняющий, т.е. некомплексный либо половинча­тый характер. Нередко они отбрасывают страну назад. Так, вопреки ожида­ниям, усиление товарности сельского хозяйства привело в России, Герма­нии и Польше не к крушению крепостничества, а к его расцвету, известно­му как «второе издание крепостничества» (XVIII — начало XIX в.).

Догоняющий характер модернизация в России приобрела чуть ли не с самого начала. Приходилось догонять Византию в одном отношении, За­падную Европу, где в X—XI вв. появились сильные государства, — в дру­гом. У соседних народов — греков, германцев, хазар — уже имелся опыт развития цивилизации и государственности. Развитие славянских племен на конфедерационной основе ничего хорошего не сулило: временные со­юзы народов были крайне неустойчивы, стране угрожала потеря самостоя­тельности. Необходимо было найти такую форму политического объедине­ния, которая являлась бы конкурентоспособной на международной арене. И она была найдена — централизованное государство. Под него нужна была и централизованная идеологическая база. Языческие верования не годи­лись, поскольку у каждого племени они были свои. Пришлось заимство­вать православие, но и оно прижилось не сразу. Вплоть до XVII в. продол­жалась христианизация России, и даже не окраин, а центральной полосы. С тех пор централизованное государство, созданное кровью и потом десят­ков поколений, равно как и православие, доставшееся русскому народу очень непросто, служили, с одной стороны, каналами модернизации, с другой — ее гарантами.

Первый эшелон всегда как бы расчищает путь второму, создавая для него научно-технический задел, которым пользуются на законных или незакон­ных основаниях догоняющие страны. Форсированное или. лучше сказать, ускоренное прохождение странами второго эшелона того долгого пути соци-атьных, экономических и технологических преобразований общества, на которые у первопроходцев ушли многие десятилетия и даже столетия, было возможно только благодаря заимствованиям и шпионажу. (В сталинской России были созданы с нуля, т.е. тщательно скопированы с западных анало­гов, десятки новых отраслей.) При сохранении достаточно архаичного аграр­ного сектора (основа экономики) появлялись новые отрасли (сфера услуг) и уклады хозяйства (капиталистический и мелкотоварный). Однако подража­ние странам первого эшелона поверхностно, поскольку опыт модернизации и работы с продвинутыми социальными институтами у отстающей страны

невелик, их материальные ресурсы ог­раничены.

Соответствующие изменения про­исходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система уп­равления, вводятся новые властные структуры, конституция страны пере­ страивается под зарубежные аналоги. Как правило, модернизация сверху происходит при усилении авторитарного режима и роли центрального аппа­рата, который и выступает главным субъектом модернизации.

Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX вв., в Японии в XIX и XX вв. Стране восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, что­бы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финан­сы. За короткий период неорганическая модернизация в Японии сменилась органической. Теперь она развивается на собственной основе и в свою оче­редь служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательно­сти их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.

Скорее всего, революция сверху выступает главным политическим меха­низмом запаздывающей модернизации.

В случае же органической модернизации происходит прежде всего изме­нение культуры нации, а потому механизм модернизации в таких странах получил название революции снизу.

Сравнивая два типа модернизации (рис. 14), можно сделать следующие наблюдения.

1. Модернизация типа А произошла в исторически более раннюю эпоху. чем модернизация типа Б. Хотя хронологически разница не столь велика и в некоторых случаях не превышает 100—150 лет, по историческим меркам это очень значительная дистанция. Поскольку социальный и научно-техничес­кий прогресс развиваются с ускорением, то в течение XIX и XX вв. техника производства и экономика совершили гигантский скачок вперед. Гораздо больший, чем за те же 100—150 лет в другие столетия. Казалось бы, для стран запоздалой модернизации были созданы гораздо лучшие условия для движе­ния вперед, нежели для тех стран, которые встали на путь капиталистичес­кой модернизации раньше, а потому можно предположить, что и сам про-

цесс должен идти легче. Тем не менее на пути запоздалой модернизации воз­никает гораздо боль:ие проблем, чем на пути органической модернизации. 2. Революция снизу, способствовавшая и сопровождавшая органическую модернизацию, медленно и трудно прорастала сквозь чуждый ей небуржу­азный строй. Получилось так, что в Италии, Англии, Голландии, где ростки капитализма появились еще в XVII—XVIII вв., феодальная верхушка была

страшно консервативной, а народные низы, начинавшие обуржуазиваться, прогрессивными. Ситуация прямо противоположная той, которая наблю­далась в странах неорганической мо­дернизации. Здесь косными являлись как раз низы, сопротивлявшиеся ре­формам и не желавшие расставаться с традиционным укладом жизни, а про­грессивным фактором, подталкивав­шим историю, выступала правящая верхушка.

Объяснение можно найти, пожалуй, в той выгоде, какую могли извлечь для себя большие социальные группы. В феодальной Европе правящему дво­рянству не нужно было стремиться наверх и укреплять свои позиции. Напро­тив, для социальных низов мелкий бизнес, розничная торговля, предприни­мательство являлись единственным каналом вертикальной мобильности, который был им доступен. Не звания и титулы, которых не было у соци­альных низов, а деньги, одинаково доступные всем, служили средством со­циального продвижения.

В современную эпоху, когда Япония, а вслед за ней и Россия встали на путь капиталистического развития, расстановка интересов и приоритетов была иной. Что касается России, то правящая верхушка после 1991 г., стре­мившаяся удержаться у власти в переживающей социальную и экономичес­кую катастрофу стране, была чрезвычайно заинтересована в иностранных кредитах. Последние предоставлялись российскому правительству лишь при том условии, что страна твердо встанет на путь экономических реформ. Политическая верхушка опиралась на очень тонкую прослойку среднего класса (10—15%), а широкие массы, у которых в связи с переходом к капита-

Рис. 14. Органическая модернизация (А) и неорганическая модернизация (Б)

лизму уровень жизни снизился в несколько раз, были против реформ либо им не доверяли.

Семьюдесятью годами раньше попытку догнать передовые страны Запа­да в социальном и экономическом плане предприняло большевистское пра­вительство. И оно встало на путь модернизации, но это были, во-первых, не демократические, а авторитарные изменения, во-вторых, вместо рыночно­го общества предлагалось построить нерыночное, социалистическое. Для успеха большевики встали на радикальный путь — они уничтожили несколь­ко миллионов человек, а оставшихся подвергли воспитанию. В ту пору ре­шение задачи облегчалось тем обстоя­тельством, что на путь социалистичес­кой модернизации вступила бедная страна, где подавляющая часть населе­ния жаждала равенства, братства и справедливости. Поделить поровну на­копленную буржуазией собственность и немедленно зажить лучше — это и было вожделенной мечтой русских крестьян и рабочих. В каком-то смыс­ле большевистская модернизация яв­лялась органической, так как шла еще и снизу. Тем не менее ее предваряла самая обычная революция сверху. Та­ким образом, налицо какой-то особый тип модернизации — смешанный, включавший элементы органической и неорганической модернизации: изме­нение культуры и революция сверху. Отличный от других тип модерниза­ции предопределялся отличными от других средствами и целями.

В отстающих странах, где измене­ния идут сверху вниз, принципы «модернити» не успевают охватить по­давляющее большинство населения, поэтому не получают прочной соци­альной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовлен­ной части общества. Так было в России в XIX в., когда интеллигенция раскололась на западников и славянофилов. Первые выступили за уско­ренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модер­низацию как они ее понимали. Численность западников, их усилия ока­зались недостаточными для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Важной особенностью «догоняющей» модернизации является и то обсто­ятельство, что она никогда не охватывает сразу экономику, социальную, политическую и духовную сферы. Обновление происходит фрагментарно, затрагивая то одни, то другие области. При этом успех, достигнутый в од­них секторах общества, может и не закрепиться, вызвав реакцию отторже­ния или сопротивления в других.

В России на традиционную социальную структуру была наложена вер­ховной властью новая, формально схожая с гражданским обществом За­пада общественная система (квазидемократическая конституция, ограни­ченные права человека, «независимые» суды, адвокатура и др.), которая на практике действовала крайне неэффективно, т.е. совсем не по-запад­ному. К примеру, новая сословная модель общества была создана Екате­риной II в конце XVIII в. по образцам, которые в Западной Европе уже давно изжили себя. К тому времени в Европе, в частности во Франции, пережившей Великую французскую революцию, активно создавалась классовая стратификация. В результате российские сословия (дворянство, духовенство, купечество, мещанство и др.) явились проводниками прави­тельственной политики (прежде всего податной), а не институтами граж­данского общества.

Другой пример — образование российской промышленности. Мануфак­туры насаждались Петром I и его преемниками по западным образцам. Од­нако в XVIII в. для них не было подходя­щих условий — наемных работников и сложившегося рынка труда. Им неоткуда было взяться, поскольку накануне петров­ских реформ произошло повторное закре­пощение крестьянства и части посадов (го­рожан), а сам Петр I закрепостил остатки населения — дворян, превратив их в гос­служащих.

Не располагая достаточным числом добровольных работников, готовых за деньги трудиться на новых фабриках, Петр I создал категории «приписных» и «посессионных» крестьян. На новых ка­питалистических предприятиях, ориен­тированных на получение прибыли, по­чти бесплатно трудились подневольные люди. Петр не видел в том противоречия, поскольку считал необходимым ускорен­но догонять Запад прежде всего в эконо­мике. Как следствие, казенные заводы выпускали продукцию, которая проигры­вала импортной как по цене, так и по ка­честву. Реальной прибыли втакихуслови-ях получить нельзя. Не имея источников самообеспечения, заводы обраща­лись за помощью к государству, которое финансировало тяжелую промышленность не только в начале XVIII в., но и на протяжении почти 300 лет после того.

Предшественник знаменитого С. Витте на посту министра финансов И. Вышнеградский бросил знаменитую фраз<







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.