Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ





Какое открытие в наибольшей степени повлияло на ход истории? Первое, что приходит в голову, — огонь. Некоторые, наверное, назовут колесо, дру­гие — алфавит и как следствие печатный станок. Но речь должна идти о те­левидении. Меньше 70 лет минуло с того момента, как на Всемирной ярмарке 1939 г. Эн-би-си начала регулярное телевещание на Соединенные Штаты. За этот период ТВ распространило свое влияние на человечество гораздо шире и быстрее, чем все предыдущие изобретения. Его влияние на формирование образа жизни, человеческих взаимоотношений, структуры управления и даже на понимание цивилизации оказалось очень глубоким. Оно дает возможность почувствовать себя в центре событий и, как ни странно, достигает цели: не­зримое присутствие миллионов зрителей придает любому событию размах и значимость.

Телевидение ускорило темп жизни, спрессовав месяцы в недели, дни и даже часы. Оно формирует мифы, переписывает историю. Герои сериалов и эстрадные звезды вошли в каждый дом и стали чуть ли не членами семьи или тем, что называют эрзац-друзьями. События приключенческих, детективных, любовных, героических, бытовых и политических фильмов кажутся чуть ли не реальнее, чем действительные. Подробности любовного романа американ­ского президента со стажеркой Белого дома россияне знают не меньше, чем сами американцы. Американцы узнают о перестановках в российском пра­вительстве не позже, чем россияне, а иногда и раньше. Телевидение спла­чивает людей в группы, группы — в нации, нации — в единое человечество.

Телевидение — один из мощнейших факторов глобализации современного общества. Оно превращает мир в одну большую деревню, где слухи из одно­го конца в другой проходят со скоростью света. Феномен зрительской ауди­тории — явление поистине интернациональное.

Благодаря телевизионной камере мы побывали в таких экзотических угол­ках Земли и в таких странах, на поездку в которые у нас, может быть, никог­да не хватит денег. Наш духовный мир усложнился, драматизировался, стал глубже и одновременно хаотичнее.

Показывая величие нравственного подвига человека, примеры людей, уме­ющих выживать в самых трудных условиях, телевидение внушает надежду и оптимизм. В то же время оно способствует распространению скептицизма, показывая с экранов человеческие пороки, вражду политических партий, кор­рупцию и преступление, панику на биржах или очереди у прилавков. Именно потому, что зритель не остается безучастным к транслируемым событиям, телевидение воздействует на нас с особенной силой. Присутствие ТВ настолько ощутимо, что действительно кажется, будто оно обладает разумом.

Сила ТВ заключается в глубоком воздействии на способ мышления зри­теля. Оно способно реставрировать старые и порождать новые мифы. Попу­лярные телеперсонажи становятся носителями моральных качеств не менее глубоких, чем персонажи Ф. Достоевского или У. Шекспира, причем они доступны несравнимо более широкой публике. Телеперсонажи надолго ос­таются в памяти в первую очередь потому, что оказывают многофакторное воздействие. Они становятся эталонами поведения и нравственности.

Телевидение занимало центральное место в политической, культурной и экономической жизни нашего народа еще во время Советского Союза. Важ­ную роль оно играло в период гласности, начатой Михаилом Горбачевым. Его образ настолько точно соответствовал представлениям о политике, которые культивируют средства массовой информации, что некоторые советологи полагали, что Горбачеву не удалось бы завоевать и удержать власть без по­мощи телевидения.

Телевидение актуализирует нашу реальность. В борьбе фракций в парла­менте России постоянно идут ссылки на телерейтинги, показывающие взлеты и падения популярности политических лидеров. После того как в сентябре

1998 г. Государственная Дума первый раз отклонила кандидатуру В. Черномырдина на пост премьер-министра, его противни­ки с высокой трибуны, аргументируя не­приемлемость этой кандидатуры, неоднок­ратно ссылались на данные телевизионно­го опроса, проведенного накануне каналом НТВ (против Черномырдина выступили 90% позвонивших).

Нынешние президенты обращаются к народу своей страны не с трибуны на глав­ной площади столицы, не с газетных полос или по радио, а с экранов телевидения. Оно консолидирует нацию и народы, держит в курсе последних событий каждого из нас. Без него невозможно представить совре­менное общество.

Наилучшим подтверждением того, на­сколько кардинально телевидение измени­ло мир, служат разговоры людей. Что об­суждают мамаши, прогуливающие детишек в парке, или старушки, собравшиеся на свой «пикник»? Очередные страсти в Сан-та-Барбаре, политические заявления госу­дарственных лидеров, события, показан­ные в последней сводке теленовостей.

Телеэкран заменил семейный очаг, у те­левизора собираются друзья, родственни­ки и гости. Он приковал нас к диванам, стульям и креслам. Сегодня мы предпочитаем не участвовать в событиях, а просматривать их на экране. Мы меньше посещаем театры и стадионы, но вместе с тем — политические митинги, которые при массовом скоплении народа перерастают в бунт. Возможно, телевидение сделало нас более непод­вижными, но зато и менее бунтарскими.

Телевидение учит нас сначала смотреть, и только затем — чувствовать и думать. Оно показывает отобранные, отредактированные события. Многие принимают их за сырой материал, хотя на самом деле это переработанный продукт, результат коллективного творчества.

Современное ТВ предоставляет много разнообразного учебного матери­ала в специальных и образовательных передачах. Студенты колледжей и уни­верситетов получают заочное образование не только через средства ТВ, но и по Интернету, который оплел своей паутиной весь земной шар.

С точки зрения рекламы телевидение зарекомендовало себя идеальным средством стимулирования. Оно в последнее время в России превращается чуть ли не в сплошной рекламный ролик. За большие деньги любой канал готов подстроиться под требования телерекламы или трансляцию спортив­ных соревнований. На время Олимпийских игр Южная Корея перевела часы для того, чтобы Америка смогла смотреть передачи в прямом эфире.

Радио и телевидение уже значительно гомогенизировали различные куль­туры. Этот процесс происходит примерно так. Многие страны вначале рас­ходуют большие средства на создание своих телесетей, а потом сталкиваются с проблемой, чем заполнить экранное время. Здесь выясняется, что выгоднее не создавать свою кинопродукцию, что очень сложно и дорого, а импортиро­вать ее. Например, производство про­грамм теленовостей требует немалых средств. Небольшая страна не может себе позволить держать сеть корреспон­дентских пунктов, освещающих между­народные события. Поэтому ей приходится покупать программы у более развитых стран или у международных телеграфных агентств. В 1970-е гг. во многих развивающихся странах росла обеспокоенность по поводу такого способа распространения телевизионных программ и программ новостей, который был охарактеризован ими как «культурный империализм»13. Неко­торые развивающиеся страны, не имеющие таких развитых наземных сетей, как в Европе и США, планируют создать свои системы спутниковой связи. Вполне возможно, что некоторые из этих стран лет через десять будут иметь более совершенные сети связи, чем Европа, а стоимость их будет намного ниже.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.