|
ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИКакое открытие в наибольшей степени повлияло на ход истории? Первое, что приходит в голову, — огонь. Некоторые, наверное, назовут колесо, другие — алфавит и как следствие печатный станок. Но речь должна идти о телевидении. Меньше 70 лет минуло с того момента, как на Всемирной ярмарке 1939 г. Эн-би-си начала регулярное телевещание на Соединенные Штаты. За этот период ТВ распространило свое влияние на человечество гораздо шире и быстрее, чем все предыдущие изобретения. Его влияние на формирование образа жизни, человеческих взаимоотношений, структуры управления и даже на понимание цивилизации оказалось очень глубоким. Оно дает возможность почувствовать себя в центре событий и, как ни странно, достигает цели: незримое присутствие миллионов зрителей придает любому событию размах и значимость. Телевидение ускорило темп жизни, спрессовав месяцы в недели, дни и даже часы. Оно формирует мифы, переписывает историю. Герои сериалов и эстрадные звезды вошли в каждый дом и стали чуть ли не членами семьи или тем, что называют эрзац-друзьями. События приключенческих, детективных, любовных, героических, бытовых и политических фильмов кажутся чуть ли не реальнее, чем действительные. Подробности любовного романа американского президента со стажеркой Белого дома россияне знают не меньше, чем сами американцы. Американцы узнают о перестановках в российском правительстве не позже, чем россияне, а иногда и раньше. Телевидение сплачивает людей в группы, группы — в нации, нации — в единое человечество. Телевидение — один из мощнейших факторов глобализации современного общества. Оно превращает мир в одну большую деревню, где слухи из одного конца в другой проходят со скоростью света. Феномен зрительской аудитории — явление поистине интернациональное. Благодаря телевизионной камере мы побывали в таких экзотических уголках Земли и в таких странах, на поездку в которые у нас, может быть, никогда не хватит денег. Наш духовный мир усложнился, драматизировался, стал глубже и одновременно хаотичнее. Показывая величие нравственного подвига человека, примеры людей, умеющих выживать в самых трудных условиях, телевидение внушает надежду и оптимизм. В то же время оно способствует распространению скептицизма, показывая с экранов человеческие пороки, вражду политических партий, коррупцию и преступление, панику на биржах или очереди у прилавков. Именно потому, что зритель не остается безучастным к транслируемым событиям, телевидение воздействует на нас с особенной силой. Присутствие ТВ настолько ощутимо, что действительно кажется, будто оно обладает разумом. Сила ТВ заключается в глубоком воздействии на способ мышления зрителя. Оно способно реставрировать старые и порождать новые мифы. Популярные телеперсонажи становятся носителями моральных качеств не менее глубоких, чем персонажи Ф. Достоевского или У. Шекспира, причем они доступны несравнимо более широкой публике. Телеперсонажи надолго остаются в памяти в первую очередь потому, что оказывают многофакторное воздействие. Они становятся эталонами поведения и нравственности. Телевидение занимало центральное место в политической, культурной и экономической жизни нашего народа еще во время Советского Союза. Важную роль оно играло в период гласности, начатой Михаилом Горбачевым. Его образ настолько точно соответствовал представлениям о политике, которые культивируют средства массовой информации, что некоторые советологи полагали, что Горбачеву не удалось бы завоевать и удержать власть без помощи телевидения. Телевидение актуализирует нашу реальность. В борьбе фракций в парламенте России постоянно идут ссылки на телерейтинги, показывающие взлеты и падения популярности политических лидеров. После того как в сентябре 1998 г. Государственная Дума первый раз отклонила кандидатуру В. Черномырдина на пост премьер-министра, его противники с высокой трибуны, аргументируя неприемлемость этой кандидатуры, неоднократно ссылались на данные телевизионного опроса, проведенного накануне каналом НТВ (против Черномырдина выступили 90% позвонивших). Нынешние президенты обращаются к народу своей страны не с трибуны на главной площади столицы, не с газетных полос или по радио, а с экранов телевидения. Оно консолидирует нацию и народы, держит в курсе последних событий каждого из нас. Без него невозможно представить современное общество. Наилучшим подтверждением того, насколько кардинально телевидение изменило мир, служат разговоры людей. Что обсуждают мамаши, прогуливающие детишек в парке, или старушки, собравшиеся на свой «пикник»? Очередные страсти в Сан-та-Барбаре, политические заявления государственных лидеров, события, показанные в последней сводке теленовостей. Телеэкран заменил семейный очаг, у телевизора собираются друзья, родственники и гости. Он приковал нас к диванам, стульям и креслам. Сегодня мы предпочитаем не участвовать в событиях, а просматривать их на экране. Мы меньше посещаем театры и стадионы, но вместе с тем — политические митинги, которые при массовом скоплении народа перерастают в бунт. Возможно, телевидение сделало нас более неподвижными, но зато и менее бунтарскими. Телевидение учит нас сначала смотреть, и только затем — чувствовать и думать. Оно показывает отобранные, отредактированные события. Многие принимают их за сырой материал, хотя на самом деле это переработанный продукт, результат коллективного творчества. Современное ТВ предоставляет много разнообразного учебного материала в специальных и образовательных передачах. Студенты колледжей и университетов получают заочное образование не только через средства ТВ, но и по Интернету, который оплел своей паутиной весь земной шар. С точки зрения рекламы телевидение зарекомендовало себя идеальным средством стимулирования. Оно в последнее время в России превращается чуть ли не в сплошной рекламный ролик. За большие деньги любой канал готов подстроиться под требования телерекламы или трансляцию спортивных соревнований. На время Олимпийских игр Южная Корея перевела часы для того, чтобы Америка смогла смотреть передачи в прямом эфире. Радио и телевидение уже значительно гомогенизировали различные культуры. Этот процесс происходит примерно так. Многие страны вначале расходуют большие средства на создание своих телесетей, а потом сталкиваются с проблемой, чем заполнить экранное время. Здесь выясняется, что выгоднее не создавать свою кинопродукцию, что очень сложно и дорого, а импортировать ее. Например, производство программ теленовостей требует немалых средств. Небольшая страна не может себе позволить держать сеть корреспондентских пунктов, освещающих международные события. Поэтому ей приходится покупать программы у более развитых стран или у международных телеграфных агентств. В 1970-е гг. во многих развивающихся странах росла обеспокоенность по поводу такого способа распространения телевизионных программ и программ новостей, который был охарактеризован ими как «культурный империализм»13. Некоторые развивающиеся страны, не имеющие таких развитых наземных сетей, как в Европе и США, планируют создать свои системы спутниковой связи. Вполне возможно, что некоторые из этих стран лет через десять будут иметь более совершенные сети связи, чем Европа, а стоимость их будет намного ниже. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|