Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организация двухуровневой системы высшего образования





Во многих странах Западной Европы распространена двухуровневая (бакалавр—магистр) модель подготовки специалистов.

Распространение этой модели в современной России началось еще в 1992 г. Тогда вузы России выпускали 0,3% бакалавров, а в настоящее время — 11,5%.

Однако, нужно заметить, что в образовательном сообществе Европы модель «бакалавр-магистр», на которой основываются все рекомендации Болонского процесса, вовсе не является общепризнанной. Высшее образование базируется, главным образом, на одноуровневой системе в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Нидерландах. На Берлинской встрече в сентябре 2003 г. все министры образования обязались начать реализацию двухступенчатой системы в 2005 г.

Введение в России двухуровневой системы подготовки специалистов многие ученые, представители высшей школы признают неправомерной. При этом они высказывают следующие аргументы и обоснования.

Отличительной чертой российского образования всегда являлась фундаментальная подготовка его выпускников, заключающаяся в овладении общей культурой, понимании сути происходящих процессов, глубоких знаниях, выходящих за узкопрофессиональные интересы. Это основа обеспечения будущей вертикальной и горизонтальной мобильности работников, их многократного переучивания и повышения квалификации.

Многие утверждают, что первый уровень — бакалавриат — не должен рассматриваться как законченная профессиональная подготовка. Это главным образом методологическая подготовка, целью которой является научить человека учиться всю его последующую жизнь, привить навыки профессиональной мобильности, как этого требует современная экономика знаний. Причем эта методологическая подготовка должна быть фундаментальной, что всегда отличало российскую высшую школу. Прав В.Л.Матросов, когда отмечает, что «бакалавр — это некий мощный фундамент, на котором потом всю жизнь будет выстраиваться специализация». Поэтому отнюдь не случайно на встрече в Саламанке представителей более 300 европейских вузов отмечено, что степень бакалавра должна быть «главным образом... подготовительной ступенью для дальнейшего обучения на послестепенном уровне».



Второй уровень – магистратура – следующая ступень подготовки специалиста, ориентирующая его в теоретических, научно-исследовательских проблемах специальности.

 

Введение в вузах системы кредитов по результатам учебы студентов

Инструментами признания достигнутых степеней и основой мобильности студентов при получении высшего образования в рамках Болонского процесса являются система кредитных единиц и приложение к диплому.

Болонская декларация предусматривает внедрение системы кредитов по типу ECTS — европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, и, что важно, кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни. Конечно, это не законодательная норма, ее признание остается за университетами. Но она явно заслуживает внимания, ибо ныне речь идет об обучении в течение всей жизни. Поэтому в настоящее время ECTS как система переводная перерастает в систему накопления кредитов — European Credit Accumulation.

Университет, который включается в систему ECTS, готовит информационный пакет, обновляемый ежегодно, в котором находятся описания всех курсов, доступных в данном вузе. В нем находится общая информация об университете, проживании студентов, административные процедуры, необходимые для регистрации, академический календарь. В информационный пакет также включены порядок приема, типы курсов, методики и технологии преподавания, величины кредитов и их структура, названия факультетов и департаментов, обеспечивающих чтение курсов, условия проведения экзаменов и оценки знаний, степени и звания, присваиваемые по окончании вуза. Поскольку эта работа достаточно дорогостоящая, университеты запрашивают и получают правительственные гранты для введения системы. У нас об этом даже не говорят.

Наиболее интенсивно система ECTS используется во Франции, Испании, Германии, Италии и Великобритании. В каждой из этих стран происходит ежегодно более 12 тыс. студенческих обменов только внутри одной страны. Направлениями подготовки, по которым чаще всего совершается обмен студентами, являются: бизнес, лингвистика (филология), социология, инженерные и юридические науки.

Завершение вхождения государств в Болонский процесс предполагается к 2010 г. К этому времени предусматривается введение в России системы образовательных зачетных единиц.

Отнесение введения системы образовательных зачетных единиц к 2009—2010 гг. связано с тем, что только на первый взгляд перевод аудиторных часов в кредитные не представляет никаких сложностей. В соответствии с методикой расчета трудоемкости основных отраслевых программ высшего профессионального образования в зачетных единицах, рекомендованной Министерством образования РФ, 1 зачетная единица должна соответствовать 36 академическим часам по 45 минут (или 27 астрономическим часам). Но в действительности переход к переводной и накопительной системам кредитных единиц должен привести к существенным изменениям в работе вузов в целом, преподавателей и студентов.

Перед каждым семестром студент должен пройти регистрацию на курсы, которые он запланировал прослушать в данном семестре. Какие он выберет курсы?

Это потребует изменения существующей конкурсной системы отбора преподавателей, соотношения штатных преподавателей и совместителей, а затем и аккредитационных показателей вузов.

Изменится организация и планирование учебного процесса. На первое место выдвинется методическая работа кафедр, организация самостоятельной работы студентов и формы контроля их уровня знаний.

Роль самостоятельной работы студентов неизмеримо возрастает. Она должна быть при модульной системе обучения постоянной и систематической.

Система кредитных часов возлагает на студентов повышенную ответственность и потому, что они должны сами составлять свою учебную программу и определять интенсивность занятий в каждом семестре. Это потребует укрепления психологических служб в вузах и появления новой группы консультантов, способных помочь студентам в выборе их траекторий обучения, посоветовать, если необходимо, повторно прослушать те или иные курсы, если они не освоены, рекомендовать, где (выбор вуза) и у какого преподавателя учиться, а возможно, и прервать учебу на 1—3 семестра. Таких консультантов пока у нас в вузах нет.

Свободное передвижение студентов из вуза в вуз с целью получения кредитов и дипломов должно сопровождаться повышением качества обучения по сопоставимым учебным планам и программам, доверием вузов друг к другу, что требует их сотрудничества, а не конкуренции.

Следовательно, Россия может и должна входить в Болонский процесс, не разрушая своего образования, а развивая его, учитывая свою самобытность. «Нельзя, — говорил К.Д.Ушинский, — жить по образцу другого народа, как бы заманчив он ни был».

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.