Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Видеоматериалы. Методика использования видеоматериалов на учебном занятии





Работа с любым аудиовизуальным средством обучения (экранным пособием) предполагает определенную методику его использования.

Выделим основные этапы этой работы:

1. Определение педагогом роли и места пособия в структуре занятия.

2. Подготовка учащихся к просмотру материала, формулирование заданий.

3. Просмотр материала.

4. Обсуждение увиденного, выполнение заданий.

На первом этапе, еще до занятия, педагог продумывает цели и структуру занятия, отбирает для показа те видеофрагменты, которые наилучшим образом позволяют достигать поставленные цели. Иногда, например, во время проведения открытых уроков, некоторые педагоги специально «нагружают» урок техническими средствами. Делать этого не следует. Любое средство должно органично сочетаться с формой и содержанием знания, соответствовать его целям и общей дидактической системе педагога.

На втором этапе (во время самого занятия) создается эмоциональный и деловой настрой учащихся для просмотра видеофрагмента. Если ранее данные технические средства не использовались, возможна краткая беседа по объяснению их принципов работы и назначению. Далее дается установка на восприятие отдельных элементов и всего видеофрагмента в целом.

Третий этап формирует зрительскую культуру учащихся, учит их реагированию на увиденное, позволяет соотнести целевые установки с восприятием информации и собственной мыслительной работой. В это время возможно использование следующих приемов: а) стоп-кадр, во время которого даются комментарии педагога, формулируется и обсуждаются вместе с учащимися вопрос; б) повторное воспроизведение фрагмента с возвращением к поставленному вопросу; в) синхронный комментарий педагогом или обучаемым демонстрируемого средства (например, одному из учащихся при выключенном звуке предлагается «озвучить» видеоряд).



Четвертый, завершающий этап проходит как обсуждение, дискуссия, ответы на поставленные вопросы. Возможно индивидуальное или групповое выполнение заданий с последующим представлением; и обсуждением результатов.

В качестве учебных фильмов педагог может использовать свои собственные подборки видеоматериалов, а также специально издаваемые учебные видеофильмы.

Дополнительные методические возможности по сравнению с видеомагнитофоном и телевизором предоставляют видеофильмы, выполненные на мультимедийной основе в форме СD-Rоm или DVD и исполняемые с помощью компьютера и соответствующего проекционного аппарата. В этом случае педагог может быстро возвращаться к любой части фильма; останавливать кадр для более детального рассмотрения и комментариев; использовать одновременно другие средства обучения, в том числе и неэлектронные; копировать видеоряд или звуковое сопровождение фильма для распечатки, размещения в электронных базах данных; использовать видеоматериалы для подготовки и защиты учащимися творческих работ по изучаемой теме.

 

 

Учебные компакт-диски

В последние годы получили распространение лазерные компакт-диски (СD-Rоm) с материалами по различным учебным курсам. На данных носителях информации размещаются различные виды экранно-звуковых средств, приспособленных для демонстраций, фронтальной и индивидуальной работы на учебных занятиях, для домашней самостоятельной работы.

Компакт-диски помогают обеспечить интерактивность взаимодействия учащегося с учебным материалом, индивидуальную траекторию его освоения, интенсифицировать обратную связь «учащийся-педагог».

Однако в настоящее время не вся выпускаемая продукция удовлетворяет дидактическим, эргономическим и другим требованиям к средствам обучения и вызывает подчас справедливые нарекания не только со стороны ученых, но и потребителей — учащихся и педагогов. Поэтому при выборе учебных СD-Rоm необходимо руководствоваться научными, педагогическими, эргономическими и иными критериями, среди которых отметим следующие:

1. Наличие в учебном материале научно достоверной и педагогически обоснованной информационной системы понятий, законов, теорий и других образовательных элементов по изучаемому курсу. Развитая система поиска. Функции контроля, рефлексии и оценки учебной деятельности.

2. Удовлетворение гигиеническим требованиям, направленным на сохранение зрения, предупреждение переутомления учащихся. Учет возрастных особенностей, познавательных возможностей, различной интеллектуальной подготовки учащихся.

3. Соответствие материала стандартам соответствующей образовательной области, возможность сочетания с «бумажными» учебниками и другими средствами обучения.

4. Интерактивность и личностная ориентация материала. Возможность индивидуальной траектории его изучения. Разделения учебной информации по уровням сложности и способам восприятия (логического, эмоционально-образного).

5. Наличие учебно-познавательных и творческих заданий, связанных с изучаемым материалом и способствующих развитию критического мышления, аналитического отношения к рассматриваемым объектами проблемам. Возможность создания учащимися образовательной продукции при работе с материалом и ее сохранения на жестком диске компьютера.

6. Живая эмоциональная форма преподнесения информации, связанной с изучаемой темой. Преобладание зрительного ряда над речевым и музыкальным, наличие взаимосвязанного потока информации, подаваемого порциями в понятной и логической последовательности, в доступном для учащихся темпе. Возможность выбора обучающимся темпа и ритма деятельности, объема изучаемого материала.

7. Дружественный и интуитивно понятный интерфейс программы. Применение стандартных меню и кнопок на панелях инструментов. Использование возможностей современной компьютерной техники для организации интерактивной работы обучающегося с пособием, возможность связи с обновляемыми Интернет-ресурсами.

 

Электронный учебник

Электронный учебник выполняется в формате, допускающем гиперссылки, графику, анимацию, речь диктора; регистрационные формы, интерактивные задания, мультимедийные эффекты.

Электронные учебники имеют существенные преимущества перед их бумажными предшественниками. Так, на одном компакт-диске (СD-Rоm) объемом 650 Мб помещаются тексты книг в количестве около 4000 томов, что соответствует большой домашней библиотеке! Педагог, имеющий учебную информациюпо своему предмету, способен достаточно быстро перекомпановать ее или просто поместить материал на веб-сайте для одновременного доступа к нему всех учащихся.

Электронные учебники практически вечны, не боятся износа и старения, занимают мало места и очень мобильны. Электронный учебник вариативен в исполнении: ему можно придать любую удобную для чтения форму — цвет фона, текста, размершрифта; при необходимости с помощью принтера можно распечатать часть учебника или издать его необходимым тиражом целиком, оформив по своему усмотрению (с соблюдением авторских прав).

Простыми в изготовлении и эксплуатации являются учебники, выполненные в формате html — основном формате сети Интернет. Это позволяет использовать электронный учебник и его отдельные материалы для размещения на образовательном сервере образовательного учреждения. Другой вариант — размещение учебника на компакт-дисках, в том числе и перезаписываемых.

Материал из электронного учебника педагог может дополнить, исправить, отослать учащемуся по электронной почте, записать на компакт-диск или поместить на образовательный веб-сайт для одновременного доступа к ней учащихся. Электронный учебник обеспечивает режим самообучения, возможность самоконтроля.

В электронной библиотеке образовательного учреждения с помощью поисковых систем значительно легче сориентироваться и найти нужный учебник, а также быстро отыскать в нем нужную информацию: понятие, закон, имя ученого, параграф.

Вариативны и мобильны также многие виды работ с электронным учебником. Педагог при необходимости может ограничить доступ конкретных дистантных учебников к электронному учебнику или его части, размещенным на веб-сайте, тем самым, создавая возможность индивидуального темпа и траектории обучения. С помощью машинного переводчика типа Stylus электронный учебник можно быстро перевести на другой язык. Педагог и обучающиеся могут добавлять в учебник свои комментарии, ссылки, ставить вопросы, а цитаты из электронного учебника применять в собственных работах.

Включение в учебник элементов анимации и компьютерных игр усиливает его интерактивность и привлекательность. Гипертекстовая структура учебника позволяет осуществлять индивидуальную траекторию обучения. Однако гипертекстовая система навигации должна строиться таким образом, чтобы сохранялась логика и систематичность в освоении содержания, не допускались пробелы в усвоении образовательных стандартов.

Учащиеся смогут самостоятельно пополнять свой электронный учебник творческими работами, при необходимости открывая их для общего доступа, например на веб-сайте. Публикация в электронном учебнике создаваемых или отбираемых учащимися материалов, а также размещение их на доступном для других людей веб-сайте, существенно повышает их ответственность за качество своей информации.

Электронный учебник представляет большие возможности творческой работы. Педагог и учащиеся могут участвовать в составлении соответственного электронного учебника, в добавлении к нему материалов или заданий без существенных затрат на переиздание. В «бумажных» учебниках такая возможность не предусмотрена, конструирование учащимися личностного содержания образования затруднено. Максимально, что может сделать учащийся, это оставить на полях «бумажного» учебника свои пометки. Электронный учебник предоставляет внесения в него изменений педагогом. Вспомним многочисленные пособия, вырезки и другие материалы, которые педагогам приходится собирать и приносить в класс, когда изучается та или иная тема. Здесь же педагог может быстро добавить в учебник свежие данные или те материалы, которые он нашел в других электронных библиотеках, книгах или в сети Интернет.

Форма такого электронного учебника — блочная. Это означает, что отдельные блоки могут заменяться, добавляться или изменяться в ходе обучения. В отличие от «бумажных» учебников замена электронных блоков не сопряжена с существенными затратами по переизданию. Единственная проблема, возникающая при видоизменении электронного учебника, это проблема авторских прав. Решать ее необходимо юридическим путем с помощью составления соответствующего договора между авторами учебника и его последующими пользователями-доработчиками, путем разработки специальной инструкции или официального постановления о действиях пользователей с электронными изданиями.

Один и тот же электронный учебник будет иметь различные версии для педагога и учащихся. С точки зрения педагога, электронный учебник по определенному предмету постоянно дополняется новыми текстами учащихся и специалистов в виде дополнительных приложений. С годами учебник «растет» в объеме для всех последующих учащихся в количестве своих приложений, связанных между собой гиперссылками. Через некоторое время отдельные его части и приложения перерабатываются.

Для учащихся его учебник дополняется личными работами, работами его одноклассников и текстами первоисточников, которые он выбирает для себя. Такой учебник остается в архиве учащегося и сопровождает его личное образование на протяжении всех лет обучения. В результате у каждого учащегося создается личная образовательная библиотека, хранящаяся в компьютере или на СD-Rоm.

 

Образовательный веб-сайт

Сайт учебного заведения в сети Интернет — новое средство обучения, педагогические основы создания и применения которого еще нуждаются в разработке. В связи с бурным развитием информационных технологий количество и роль образовательных сайтов в деятельности образовательных учреждений возрастает. От содержания, организационной структуры и функционирования образовательного сайта зависит не только успех взаимодействия учреждения с внешним миром, но и образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения.

Уникальность веб-сайтов делает их универсальным средством для решения образовательных задач: предоставление информации для учащихся, педагогов, желающих познакомиться с различными методиками, концепциями, образовательными средствами, использование кибербиблиотек, возможность пополнения их собственными материалами, интерактивные формы коммуникации — чаты, веб-форумы, телеконференции.

Как сконструировать сайт учебного заведения, чтобы с его помощью решать общеобразовательные задачи и учить обучающихся успешно действовать в образовательном Интернет-пространстве?

Основой разработки образовательного сайта является целостная педагогическая концепция учебного заведения, а не только одна ее часть или направление, например информационные технологии. Сайт должен решать не отдельную частную задачу, а выступать средством повышения эффективности всех сторон деятельности учебного заведения.

Педагогическая концепция учебного заведения и ее основные структурные элементы определяют базовую основу сайта и находят свое отражение на его титульной странице.

Имеются два значимых аспекта разрабатываемого сайта: внешний и внутренний. Во-первых, учебное заведение организует деятельность своих учащихся и педагогов в открытом информационном пространстве, и поэтому она должна быть интересна для внешних посетителей, которых привлекают не столько графические, сколько познавательные и интерактивные достоинства сервера. Во-вторых, сайт может стать полезным инструментом для более качественного и эффективного решения традиционных внутренних задач учебного заведения: проведения Интернет-занятий, организации дистанционных педсоветов и родительских собраний, проведения конкурсов, информационной поддержки обучения.

Главные принципы конструирования образовательного сайта — его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении предполагаемых посетителей — участников процессов, организуемых учебным заведением с помощью сайта.

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.