|
ЛЕЦИЯ 3. УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯСодержание образования представлено в обязательных элементах обучения - в учебниках и учебных пособиях различных типов: хрестоматиях, задачниках, практикумах, словарях, дидактических пособиях, книгах для внеклассного чтения, картах, учебных видеофильмах, компьютерных программах на компакт-дисках, базах данных на веб-сайтах и т.п. Учебник выполняет две основные функции: 1) является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для обучающихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2) выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование обучающихся. Учебник является своеобразной комплексной информационной моделью образовательного процесса. Учебник отображает цели и содержание обучения, дидактические принципы, технологию обучения. В учебнике находят отражения такие этапы обучения, как постановка задачи, предъявление информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа. Практически любой элемент дидактической системы призван найти свое выражение в учебнике. Если рассматривать учебник в качестве организатора образовательной деятельности, то содержание и структура параграфов по одной теме должны соответствовать элементам и этапам образовательного процесса. Например, первый параграф вызывает мотивацию деятельности учащихся, обозначает концепт темы; второй помогает самоопределиться по отношению к главным проблемам темы; третий спланировать свою индивидуальную программу по теме; следующие несколько параграфов – последовательно раскрывают основные вопросы темы; завершающие параграфы – позволяют ученику выполнить рефлексию деятельности, обобщить и оценить полученные результаты. В то же время учебник не может обеспечить все стороны образования. Начиная с 1970-х г. в стране создаются учебно-методические комплексы – открытые системы учебных пособий, обеспечивающих личностно-ориентированный уровень обучения. Сегодня учебно-методические комплексы по некоторым учебным курсам содержат до двух десятков элементов: учебник, задачник, книга для чтения, хрестоматия, рабочая тетрадь, методические пособия для студентов, видеокассета, CD-Rom, и т.п. С начала 1990-х гг. существенно увеличилось количество альтернативных или параллельных учебников по одному и тому же предмету. Только в 2000 г. Министерство образования РФ рекомендовало к применению в различных образовательных учреждениях свыше 1500 учебников.
Структура учебника. Основными компонентами содержания учебника являются: · информативная; · репродуктивная; · творческая; · эмоционально-ценностная. Каждая компонента имеет определенный состав и средства воплощения в учебнике: Информативная компонента представлена в учебнике с помощью вербального и символического изложения, а также иллюстрациями (лексика, факты, законы, методологические и оценочные знания). Репродуктивные задания ориентируют на общеучебные, предметно-познавательные и практические действия. Процедуры творческой деятельности задаются с помощью проблемного изложения, проблемных вопросов и задач, свернутого текста. Эмоционально-ценностная компонента отражает мировоззренческую, нравственную, практико-трудовую, идейную, эстетическую и другие направленности. Это обеспечивается яркостью и изобразительностью изложения, обращением к жизненным проблемам и личному опыту учеников, парадоксами и другими средствами. Главной формой учебника является текст. Текст учебника подразделяется на: · основной, · дополнительный, · пояснительный. Основной текст, в свою очередь, подразделяется на два компонента: 1) теоретико-познавательный: - основные термины; - ключевые понятия и их определение; - основные факты, явления, процессы, события; - опыты; - описание основных законов, теорий, ведущих идей; - выводы и т.п. 2) инструментально-практический: - характеристики основных методов познания, правил применения знаний, способов усвоения и самостоятельного поиска знаний; - описание задач, опытов, упражнений, экспериментов; - составления набора задач, опытов, самостоятельных работ; - обзоры, разделы, символизирующие и интегрирующие учебный материал. Дополнительный текст включает: - документы; - хрестоматийный материал; - обращение к читателям; - биографические и народоведческие сведения; - статистические сведения; - справочные материалы, выходящие за рамки программы. Пояснительныйтекст включает: - предметные введения к учебнику, разделам, главам; - примечания, разъяснения; - словари; - алфавиты; - определители; - пояснения к картам, схемам, диаграммам; - указатели. Кроме текста с учебным материалом в учебнике содержатся так называемые внетекстовые компоненты: аппарат организации усвоения материала, иллюстрационный материал, аппарат ориентировки: 1) аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, инструктивные материалы, таблицы, подписи к иллюстративному материалу, упражнения; 2) иллюстративный материал: предметные и сюжетные материалы, документы, технические карты, диаграммы, схемы, планы, чертежи, инструкции-методики, графики, справочники, иллюстрации; 3) аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, рубрикат, сигналы-символы, библиография, указатель, колонтитул.
Методика работы с учебником. Чтобы работа с учебником была эффективной, учитываются следующие дидактические условия: 1) Важно научить учащихся анализировать и структуризировать содержание текста учебника, выделять в нем главное, чем заучивать его наизусть. 2) Учебник – не только текст. Эффективна работа с другими его элементами (рассказ по картинке, объяснение таблицы, анализ графиков, ответы на вопросы и т.п.). 3) Необходимо применение активных методов и приемов работы с учебником (составление своих вопросов к тексту учебника, изображение рисунков-концептов по материалам глав, конкурсы типа «Найди в учебнике»). 4) Одним из важнейших приемов работы с учебником – выделение главного. Эта работа требует от учащегося анализа внутренней логики текста, выделение его смысловой основы, сжатия и обобщения содержания, переосмысления материала. Выделяют следующие виды деятельности, которые развивают умение выделять главное в тексте: · подбор эпиграфов и заглавий к тексту; · составление планов, тезисов, конспекта; · создание знаковых моделей, схем, · конструирование выводов и обобщений. В методической литературе описаны и такие типы упражнений по работе с учебником: подготовительные – для восстановления по учебнику опорных знаний и подготовке к изучению нового материала; диагностирующие – для определения уровня знаний с помощью вопросов и заданий из учебника; обучающие – формируют различные приемы работы с учебником и его содержанием; творческие – по преобразованию текста учебника, составлению собственных его фрагментов; рефлексивные – направлены на осмысление деятельности по освоению материала учебника; праксиологические – учат применять знания и приемы работы в различных ситуациях; контрольные – для проверки уровня знаний и освоенных способов работы. Внимание учащихся привлекают и неординарные формы работы с учебником типа: «Найди в учебнике ошибку», «С чем я не согласен», «Рецензия на учебник», «Сравнение одной формулировки в двух разных учебниках», «Моя обложка к учебнику», «Мой учебник», «Как сделать открытия», «Веб-учебник в сети Интернет» и т.п.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|