Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Оценка как результат педагогического контроля





Практически во всех странах мира в любом типе общеобразовательных учреждений выставляются оценки. Оценка является результатом проведенного педагогического контроля.

Оценка - это способ и результат, подтверждающий соответствие или несоответствие знаний, умений и навыков обучающегося целям и задачам обучения.

Оценка имеет различные способы выражения – устные суждения педагога, письменные качественные характеристики, систематизированные по определенным параметрам аналитические данные. Оценка чаще всего завершается выставлением отметки – условного обозначения в виде числа, буквы, кодовых сигналов.

Выделяют следующие функции оценки:

· мотивационная оценка, которая поощряет образовательную деятельность обучающегося и стимулирует ее продолжение;

· диагностическая – указывает на причины тех или иных образовательных результатов учащихся;

· воспитательная – формирует самосознание и адекватную самооценку учебных достижений обучающегося;

· информационная – свидетельствует о степени успешности учащегося в достижении образовательных стандартов, овладения знаниями, умениями и способами деятельности, развитии способностей.

Для того чтобы оценка могла выполнять все эти функции, она должна удовлетворять следующим требованиям:

1. быть объективной;

2. быть точной;

3. быть понятной учащемуся.

Субъективность в оценке проявляется по-разному. Бывает, что преподаватель без меры завышает требования по своему предмету и тем самым побуждает студентов тратить на его изучение особенно много времени, махнув рукой на другие дисциплины, нередко из-за этого студенты перестают верить в свои силы. Порой преподаватель оценивает знания своего ученика по тому, как он относится к его «коньку», в итоге двойной вред: преподаватель не может оценить общественно необходимые знания студентов, а те ухитряются разыгрывать своего оценщика. На объективность оценки невольно влияют и стиль взаимоотношений конкретных участников учебного процесса, и манеры поведения студента, и коммуникативные качества педагога и студентов и мн. др. Возможно проявление так называемого эффекта контраста, когда выставляемая отметка зависит от впечатления, производимого на преподавателя предыдущими студентами. Так, посредственный ответ может «выглядеть» еще хуже на фоне предыдущего отличного ответа, и наоборот, несколько выигрывает, если последний был неудовлетворительным. На объективность оценки влияет обманчивый эффект воздействия речи отвечающего: слабо разбирающийся в учебном материале студент иногда целенаправленно воздействует на преподавателя с целью усиления впечатления. Используя научный язык, специальные термины, он уходит от прямых ответов, прибегая к отвлекающим рассуждениям и иногда добивается желаемого результата.



Объективность оценки знаний - требование, имеющее большое социальное значение для всех. Для преподавателей объективность важна, ибо в этой оценке отражаются результаты всего их труда, всей организации учебного процесса. Для студенческой молодежи, которая очень остро реагирует на несправедливость, объективность оценки особенно значима. Причем она должна быть очевидной как для преподавателя, так и для студента. Это требование тесно взаимодействует с воспитательным значением оценки знаний, поощрением студента на лучшее изучение дисциплины, созданием у него уверенности в справедливости преподавателя.

Субъективизм, уязвимость оценки знаний при обычном контроле свидетельствует о том, сто нет четких критериев оценки. При объективном контроле каждая оценка имеет строгий однозначный смысл и отражает достигнутый учеником уровень усвоения деятельности.

При оценке знаний следует исходить из следующих рекомендаций:

* «отлично» ставится за точное и прочное знание материала в заданном объеме, содержащегося в основных и дополнительных рекомендованных литературных источниках. В письменной работе не должно быть ошибок. При устном опросе речь студента должна быть логически обоснована и грамматически правильна;

* «хорошо» ставится за прочное знание основного (программного) материала при малозначительных неточностях, пропусках, ошибках (не более одной-двух);

* «удовлетворительно» выставляется за общее знание только основного материала, без частных особенностей, за ответ, содержащий значительное количество неточностей или мало аргументированный, с нарушением последовательности изложения материала.

* «неудовлетворительно» - за незнание предмета, большое количество ошибок в устном ответе, либо в письменной работе.

Преимущество этой шкалы - простота, отсюда ее широкая распространенность. Недостатки шкалы: личное понимание успешности знаний студента преподавателем; слабая дифференцирующая способность, пятибальная система (а вернее четыре оценочные категории) позволяет только грубую классификацию на четыре группы.

Многие преподаватели к пятибальной системе оценок прибавляют «+» или « - » и получается как бы десятибальная система:

1 - нет знания предмета;

2 - очень плохие знания;

3 - плохие знания;

4 - неудовлетворительные знания;

5 - малоудовлетворительные знания;

6 - удовлетворительные знания;

7 - недостаточно хорошие знания;

8 - хорошие знания;

9 - очень хорошие знания;

10 - отличные знания;

При применении этой шкалы у студентов повышается мотивация, появляются большие возможности проявить себя как личность.

История отечественной и зарубежной педагогики полна примеров острых дискуссий по поводу того, как оценивать знания обучаемых. Высказывались самые разнообразные мнения - от полной отмены оценок до выведения нескольких отметок за каждый урок, от двухбальной шкалы до стобальной шкалы, но до сих пор эта проблема не имеет однозначного решения.

Помимо объективности и точности система оценивания должна удовлетворять критериям простоты, доступности и однозначности, т.е. быть понятной студенту. Важно, чтобы он был убежден в ее адекватности, т.е. в соответствии оценки его уровню знаний, а также понимал законность и справедливость действий преподавателя.

ЛЕКЦИЯ 7. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

Тестирование

Происходящая реформа образования требует использования принципиально новых технологий педагогического контроля. Опыт западной системы образования заставляет обратиться к практике тестирования, которая получила широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. От традиционной системы оценок и контроля знаний, тесты отличаются объективностью измерения результатов обучения, поскольку они ориентируются не на субъективное мнение преподавателя, а на объективные эмпирические критерии.

Тест (от англ. test - проверка, задание) - это система заданий, позволяющих измерить уровень усвоения знаний. Педагогическим тестом называют систему заданий специальной формы, создаваемую с целью объективной оценки структуры знаний и качественного измерения уровня подготовленности учащихся. В тестах вопросы ставятся таким образом, чтобы создалась однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Тестовые задания представляют собой не вопросы и не задачи, а задания, сформулированные в форме утверждений, которые в зависимости от ответов могут превращаться в истинные или ложные высказывания.

В настоящее время приняты концепции нормативно-ориентированного и критериально-ориентированного тестирования. Сущность первого состоит в максимальном дифференцировании студентов в зависимости от уровня их знаний (максимально растянутое ранжирование: от 0 до 100 %). Он должен содержать задания, по трудности соответствующие уровню знаний студентов: для тестирования «слабых» в составе теста должны преобладать легкие задания, для тестирования «сильных» - трудные.

В основу критериально-ориентированного тестирования положено определение процента (от должного объема) усвоения каждым студентом учебного материала. Здесь тест должен содержать задания, равномерно представляющие все разделы учебного плана дисциплины. Поскольку большинство студентов знают больше 50 % программного материала, на больше, чем на половину заданий студенты не отвечают, а их ранжирование по уровню знаний невелико. Поэтому оптимальным считается сочетание указанных методов: определение доли усвоенного студентом материала и максимальное разделение их по уровню знаний.

Всякий тестовый контроль должен обеспечить минимум - стандартные знания, поэтому важно следить за качеством самого теста. Качество теста обеспечивается на стадии его формирования, экспериментальной проверки, тщательной экспертизы и повторных экспериментальных проверок. При разработке тестов вопросы должны быть разбиты на группы, в комплексе выполняющие требования образовательного стандарта:

I группа - иметь представление,

II группа - знать, уметь использовать,

III группа - иметь опыт, владеть.

Тестовый контроль является базой для совершенствования учебного процесса и привлекателен многим:

· он обеспечивает объективность и однозначность оценки знаний студента;

· экономит время преподавателя;

· улучшает психологический климат при контроле знаний;

· позволяет администрации учебного заведения оценивать работу преподавателей.

Единицами тестирования служат тестовые задания — это одна единица контрольного материала, сформулированная в виде утверждения, предложения с неизвестным, удовлетворяющая ряду требований. Тестовое задание — задание в тестовой форме, прошедшее электронную проверку и обладающее определенными оценками.

Выделяют следующие наиболее распространенные формы тестовых заданий:

I. Закрытая форма.

Задание содержит основную часть и ответы, сформированные составителем. Инструкция указывает: найти номер правильного ответа. Задание содержит два-три правильных ответа. Эта форма технологична, так как позволяет выявить определенный объем знаний.

Пример тестового задания закрытой формы:

Укажите, кто был первым президентом России:

а) М.С. Горбачев

б) Б.Н. Ельцин

в) В.В. Путин

г) Ю.В. Андропов

Требования к тесту закрытой формы

1. Стандартная инструкция.

2. Равная правдоподобность заданий.

3. Полная ясность текста (не должно быть разночтений).

4. Предельная краткость (5-6 слов).

5. Простая стилистическая конструкция.

6. В задание включается больше слов, чем в ответ.

7. Все ответы, правильные и неправильные, должны быть равны по длине.

8. Исключаются вербальные ассоциации, способствующие выбору правильного ответа.

9. Исключаются лишние слова (на приведенном рисунке, из перечисленных примеров).

10.Необходимо проверять не одно знание, а несколько.

11.Необходимо наличие одной стандартной инструкции (например, обведите кружком номер правильного ответа).

12.Правильный ответ должен быть только один.

13.Не должно быть противоречий между основной частью и ответами например,

На космонавта в космосе действуют:

— сила тяжести;

— сила точки опоры;

— не действуют никакие силы.

14.Исключить повторяющиеся слова в ответах: например:

Основная земледельческая зона расположена:

— в зоне тайги;

— в лесостепной зоне;

— в зоне смешанных лесов,

— в степной зоне.

II. Открытая форма.

Студент сам формулирует ответ, словесный или графический. Эти тесты хороши для текущего контроля. Инструкция к ним гласит: «Дополните...».

Требования тесту открытой формы

1. Дополняющее слово ставится в конце.

2. Оно должно быть единственным.

3. Все прочерки должны быть одинаковой длины. Например:

Первым греческим философом был _______.

Соли высших жирных кислот называются _____.

Скорость света в вакууме равна _______.

III. Задания на соответствие.

Задание содержит два множества, правый столбик — для выбора, левый — для ответа. В правом может быть на 1-2 элемента больше. Инструкция — установить соответствие.

Например:

Установите соответствие между названиями книг и их авторами:

«Педагогическая поэма» В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям» П.П. Блонский

«Человек как предмет воспитания» А С. Макаренко

«Педология» К.Д. Ушинский

IV. Задания на установление правильной последовательности.

Эти тесты особенно широко используются для проверки знаний студентов по техническим дисциплинам, так как требуют знание точных алгоритмов.

Инструкция: установить правильную последовательность сборки.

Например:

…………

………… В столбце не по порядку дается название деталей и

………… частей механизма.

…………

 

Оценка тестов может быть:

• политамическая, если из 10 заданий одно неправильное, то сумма баллов равна 9;

• дихотомическая (сделал — 1, не сделал — 0).

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.