|
Глава 6. Теория педагогической философии — руководство к действиюИтак, теория педагогической философии как принципиально новая и самостоятельная отрасль педагогических знаний нами выстроена и сущность ее кратко изложена в скромных границах авторского видения и понимания. А теперь попробуем мысленно представить и увидеть выход ее на авансцену реальной жизни и проиллюстрировать этот выход на конкретном педагогическом поле. Представим, что на ее основе в одном из крупных областных городов Украины вдруг появляется особая научно-педагогическая экспериментальная площадка в виде штучного свободного и нестандартного образовательного проекта под таким названием «Педагогико-философский центр свободного доступа к овладению высшим образованием». Организаторы и исполнители названного проекта размещают в электронных и печатных СМИ объявления о времени открытия Центра, месте его размещения в арендованном помещении, а также о полученной от местной власти лицензии на право осуществления деятельности по оказанию образовательных услуг для всех желающих получить их без каких-либо ограничений. К объявлению прилагается проспект с подробной информацией об особенностях и характере деятельности создаваемого Центра на текущий период и ближайшую перспективу. В проспекте кратко сообщается цель создаваемого Центра, условия зачисления в Центр и сотрудничества с ним, сведения о специальностях и ведущих кафедрах, учебные планы и программы по специальностям, технология учебного процесса, философия и методика изучения учебных курсов, вопросы или порядок и правила подведения итогов изучения каждого отдельного учебного курса каждым отдельным студентом и каждой учебной группой в целом. В содержании проспекта выделяются и подчеркиваются те существенно важные особенности, которые выгодно отличают созданный Центр от всех существующих вузов как государственных, так и частных. Первая особенность состоит в том, что для зачисления в Центр и сотрудничества с ним не надо сдавать ни экзаменов, ни тестов, ни каких-либо других контрольных заданий на предмет проверки грамотности и определения уровня подготовленности по тем или иным учебным дисциплинам. Чтобы быть зачисленным в Центр требуется всего лишь: а) внимательно прочесть и осмыслить всю информацию, изложенную в проспекте; б) сделать выбор относительно специальности из совокупности предлагаемых, изучить содержание контракта; в) предъявить минимум требуемых документов; г) заполнить бланк заявления и подписать его и предложенный контракт. Кроме того, быть готовым к тому, чтобы по рыночной цене осуществлять предоплату за образовательные услуги по каждой вновь изучаемой дисциплине в установленные сроки. В данной части проспекта особо подчеркивается, что организаторов и исполнителей проекта не волнуют вопросы количества и качества наличных приобретенных знаний у поступающих. Волнует и заботит совершенно другое. Во-первых, хочет ли будущий студент приобретать знания ценой собственного самостоятельного и напряженного труда и насколько сильно проявляется это желание в его повседневной реальной жизни? И, во-вторых, может ли он реализовать это желание, т.е. заставить и принудить себя самостоятельно и ежедневно в рабочие дни в течение 4-6 часов работать с книгой и другими источниками информации. Вот эти два объективных и простейших показателя и должен каждый будущий студент и продемонстрировать в процессе изучения каждой учебной дисциплины, а итог изучения в виде отчета, реферата или научного доклада представить и защитить во время публичной и свободной защиты по заранее установленным и согласованным нормам и правилам. Только после этого он получает право приступить к изучению следующей дисциплины в том же ключе и режиме. Подход простой — если хочешь самостоятельно изучать дисциплину по-настоящему и всерьез — докажи трудом, если можешь — покажи результат. Данный подход оговаривается в контракте, и если он студентом не выполняется, контракт разрывается. Вторая особенность создаваемого или созданного Центра состоит в том, что любой поступающий, имеющий паспорт, может стать студентом независимо от того, какой документ об образовании он предъявляет, когда, где и как он учился в прошлом или учится сейчас. Предъявит ли он аттестат или свидетельство, или справку о том, где он и как учится или учился — юридической силы и юридического значения для Центра этот документ не имеет. Он лишь дает информацию для его сотрудников и не более. В порядке исключения и только по просьбе родителей могут зачисляться в Центр и подростки, не достигшие 16 лет. Верхний возраст для поступающих не ограничивается. Названые и раскрытые особенности и условия поступления в Центр – не только просты, но и архипривлекательны, демократичны, гуманистичны, более чем справедливы, прозрачны и нравственно безупречны, исключающие обман и грязь, телефонное право, блат и взяточничество. В информационном проспекте каждый из поступающих найдет полезные и нужные материалы по многим другим вопросам. Изучив данные материалы, он непременно вынужден делать выбор и принимать самостоятельно конструктивные решения. При этом он ищет и принимает такие решения, которые лично для него были бы полезными, интересными и остро необходимыми, а главное, выполнимыми с точки зрения его наличных интеллектуальных способностей и возможностей. В принятых решениях и их исполнении и найдет отражение его обновляемая и вновь нарабатываемая философия жизни как устойчивый способ поведения, деятельности, организации досуга, отдыха и питания. Выбор для принятия самостоятельных решений предоставлен Центром достаточно широкий и энергоемкий. Каждый зачисленный студент может выбрать из двух или трех предложенных вариантов: 1) сроки, порядок и последовательность изучения дисциплин; 2) преподавателя или ведущего специалиста под руководством которого он предпочел бы изучать ту или иную учебную дисциплину от «входа» до «выхода» на результат; 3) список и состав литературных источников (печатных и электронных); 4) технологию и методику изучения учебной дисциплины; 5) пропорции в часах, предусматриваемых на лекции, семинары, практические, лабораторные и практикумы; 6) технологию контроля и оценивания промежуточных и итоговых результатов изучения каждой отдельной дисциплины и процедуры определения уровня подготовленности по ней; 7) руководителя (консультанта, тьютора) постоянной учебной группы, формируемой на каждый учебный год в составе не более 12-15 человек. Прежде чем сделать все семь шагов по выбору и принять соответствующее самостоятельное решение, будущий студент, осмыслив все прочитанное в проспекте, должен сделать главный выбор — поступать в данный Центр, оплачивая все услуги по прейскуранту, или лучше воздержаться и не поступать. Если нет уверенности, что он сумеет работать самостоятельно на пределе своих интеллектуальных, волевых и физических сил и возможностей, то лучше не поступать, а сразу отказаться и забыть про него. Если уверен в своих силах, принимает положительное решение, осуществляются и последующие семь шагов. А далее все в таком же ключе. Так, ознакомившись с учебным планом и программами по избранной специальности, в соответствии с которыми ему предстоит выполнить объем работы за все годы обучения, а это свыше пяти часов в общей совокупности по всем видам занятий, он делает выбор из трех возможных вариантов в пользу того, который больше всего устраивает с учетом индивидуальных возможностей, сил, ресурсов и амбиций. Один из вариантов — это строгое следование рекомендуемому сроку, т.е. все учебные дисциплины изучаются в течение 4-х или 5-ти лет. Второй вариант — ускоренный и энергоемкий, т.е. все учебные дисциплины в заданном объеме изучаются не за 5 лет, а в более короткие сроки — за 2, 3 или 4 года. И третий вариант — замедленный и растянутый, т.е. все учебные дисциплины изучаются за 6 или 7, в крайнем случае, за 8 лет. Если оценивать каждый из возможных вариантов по степени значимости и затратности, то самым привлекательным и значимым для каждого из студентов в отдельности является второй вариант. Он является уникальным с точки зрения затратности финансовых ресурсов (на много дешевле первого и третьего) и самым плодотворным и эффективным с точки зрения наращивания творческого потенциала созидательного плана и получения студентом на этой основе максимума комфортности, духовного удовлетворения, наслаждения и удовольствия. Ведь победить себя в преодолении трудностей — это высшее наслаждение. Если все это осознает поступающий в Центр — это залог его успехов во всей дальнейшей судьбе и жизни, и профессиональной, и личной. Второй шаг связан с выбором преподавателя или специалиста из числа 2-3 предложенных, изъявивших желание сотрудничать с Центром на основе совместительства с их основной деятельностью в той или иной образовательной структуре. Время и сроки изучения дисциплины, технологии и другие вопросы оговариваются специально в отдельном разовом контракте с каждым специалистом в отдельности. Но подбор кадров для Центра — это дело его руководителя, и успех будет зависеть от его профессионализма и устремленности в будущее на основе знания теории педагогической философии. Здесь нет необходимости подчеркивать, насколько важно привлечение для работы в Центре наиболее известных и авторитетных ученых, а также крупных специалистов и профессионалов. Итак, представим, что второй шаг выбора сделан. Подобным образом совершаются и другие шаги выбора, каждый из которых должен быть самостоятельным. Это означает, что за исполнение принятого решения всю полноту ответственности берет на себя исполнитель. Таким образом, представляемые широкие возможности для выбора и принятия самостоятельных решений и их исполнения, позволяет реализовать его главную цель — создание режима и условий наибольшего психолого-педагогического благоприятствования свободному и созидательно-позитивному развитию личности студента, динамичному наращиванию творческого потенциала, а также физического, психического, социально-нравственного и духовного. Основной способ реализации поставленной цели — это организация и исполнение самого учебного процесса, особенно его технология и методика в режиме реального времени, которые и определяют устойчивый способ жизни, поведения и деятельности студента и таким образом формируют его философию на протяжении всего срока обучения. Зависимость прямая и простая — какова технология процесса — таков и способ жизни, каков устойчивый способ жизни — такова и ее философия. Либо созидательная, либо разрушительная, либо та и другая с преобладание одной из них. Поэтому выбор технологии и методики изучения учебных дисциплин — самый важный и самый ответственный шаг, от которого зависят судьбы самого Центра и каждого в отдельности студента, а если точнее, то их совместные итоги и результаты. Причем такие, которыми можно было бы гордиться и радоваться. Ожидание таких результатов способно делать жизнь каждого участника Центра как ведущей, так и ведомой сторон, насыщенной, интересной и волнующей и, вместе с тем, радостной и счастливой. Чтобы помочь студентам сделать нужный и правильный выбор технологии в соответствии с их потребностями, способностями и желаниями, необходимо предоставить им возможность проверить и опробовать рекомендуемую в личном опыте. И опробовав, оценить ее и сравнить с той технологией обучения (полипредметной!), через которую они прошли в школе в предыдущие годы. С этой целью Центр рекомендует студентам буквально с первого дня занятий одну из дисциплин с небольшим объемом часов (например, 80) в течение двух недель в монопредметном режиме. Опробовав такую технологию, в таком же ключе студенты могут изучать и все последующие дисциплины, при условии, что такой способ работы их полностью устраивает. Представим, что созданный или создаваемый Центр специализируется на предоставлении образовательных услуг по педагогической специальностям, в том числе по подготовке учителей начальных классов. В этом случае в учебный план по данной специальности вводится спецкурс под названием «Становление студента и будущего учителя-профессионала высокого уровня». Подобный спецкурс в принципе может быть введен в учебный план любой специальности с учетом особенностей и специфики. Если же он ориентирован на подготовку учителя начальных классов общеобразовательной средней школы, то его программа, технология и методика изучения, правила и процедуры контроля и оценивания уровня подготовленности может выглядеть следующим образом. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ создания, организации и проведения двухнедельного специального курса под названием «Становление студента и будущего учителя-профессионала высокого уровня» Проект осуществляется на факультете подготовки учителей начальных классов СГПУ в объеме 72 часов в рамках авторского «мастер-класса», ориентированного на студентов І курса в составе одной студенческой группы (20-25 человек). Разработан профессором Коротяевым Б. И. на основе использования своих опубликованных крупных научно-педагогических работ — книг, монографий, учебных пособий, изданных в последние годы. Он же — руководитель и исполнитель проекта. Администратор и координатор проекта — зав. кафедрой педагогики начального образования доцент Сариенко В. К. Составные проекта: программа спецкурса; тематика лекций и семинарских занятий; список изучаемой литературы; технология проведения занятий, контроля и оценивания результатов; документная база. ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Становление студента и будущего учителя-профессионала высокого уровня» (по требованиям кредитно-модульной системы) ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Спецкурс «Становление студента и будущего учителя-профессионала высокого уровня» для специальности «Педагогика и методика начального обучения» является дополнительной частью учебного курса «Введение в педагогику» и предназначен выработать умения студентов организовывать свою как самостоятельную познавательную деятельность, так и деятельность, необходимую для их общего педагогического развития, для успешного осуществления профессиональной деятельности. Проект осуществляется в рамках авторского «мастер-класса» и ориентированный на студентов І курса в составе одной студенческой группы. Программа разработана доктором педагогических наук, профессором Коротяевым Б. И. на основе фундаментальных научных педагогических исследований, многолетнего опыта организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учеников общеобразовательных школ и студентов педагогического высшего учебного заведения, в частности, будущих учителей начальных классов, которые опубликованы в многочисленных монографиях, учебниках, пособиях и статьях. Образование «получить из рук» преподавателя, практически, невозможно. Его можно наработать ценой собственной напряженной работы, и чем больше наработал студент, тем высший уровень его образования — такой не писаный закон жизни. Природа наградила каждого человека значительными избыточными ресурсами и внутренними резервами, которые, по мнению многих ученых, используются на протяжении жизни всего на 10-12%. Причин такого расточительного отношения человека к использованию своих природных данных много — и объективных, и субъективных. Среди них, имеющих педагогическую, социологическую и психологическую природу и значимость, можно вычленить следующие: – слабые и поверхностные знания и представления человека о собственной генетической (врожденной) и благоприобретенной природе, о своих индивидуальных особенностях и возможностях; – отсутствие опыта самоанализа и самооценки, опыта внутреннего диалога сознания и совести; – отсутствие опыта преодоления самого себя и самосозидания. Эти исходные позиции дали возможность сформулировать и определить цель программы спецкурса: а) пробудить у всех студентов экспериментальной группы интерес и острую потребность формировать себя и как личность, и как будущего профессионала своими собственными руками, т.е. своим трудом, умом, духом и своей энергией, используя внутренние ресурсы и творческий потенциал; б) показать самим студентам и заинтересованным преподавателям большие преимущества гибких технологий обучения и тех ресурсов, которые в них заложены, позволяющие каждому студенту выходить на стопроцентный результат в достижении успеха избранного уровня (высокого, среднего, удовлетворительного), причем гарантированного изначально оговоренными четкими условиями и правилами. Программа состоит из одного содержательного модуля (37 баллов). Итоговый контроль — контрольная работа. Объем спецкурса: лекции — 16 ч., семинары — 20 ч., самостоятельная работа — 36 ч. Содержание программы Раздел І. Психология становления учителя. Суть понятия «личность». Структура личности и ее составляющие. Биологическая подструктура. Психологическая подструктура. Социальная подструктура. Генезис и основные этапы становления и развития личности. Студенческий этап как один из важнейших этапов в становлении личности будущего учителя. Раздел II. Педагогика становления личности учителя в годы обучения в вузе. Видение, понимание, осознание студентом самого себя как личности и как учителя, своего места и своей роли в школе. Основные функции учителя и профессиональные качества. Сопоставление студентом требуемых качеств с его наличными и благоприобретенными качествами. Проецирование студентом процесса приобретения им качеств учителя высокого уровня. Раздел ІІІ. Философия становления личности учителя в процессе обучения в вузе. Понятие «педагогическая философия» как инструмент педагогического мышления. Учитель как носитель собственной педагогической философии. Основные черты и качества философии учителя. Проецирование студентом процесса приобретения данных качеств в ходе процесса обучения в вузе. Раздел IV. Роль педагогической науки в формировании философии учителя нового типа, адекватного вызовам времени и жизни. Мотивация и формирование у студентов желания и потребностей стать учителем-профессионалом высокого уровня. Мотивация и пробуждение у студентов феномена «самости». Роль феномена поиска и творчества в профессиональной деятельности учителя. Заряженность учителя на создание для своих учеников условий и режима наибольшего благоприятствования для их свободного развития. Раздел V. Философия студента как устойчивый способ его жизни, поведения в разносторонней деятельности в соответствии со своим мировоззрением. Понятие «качество жизни» и его отличие от понятия «качество знаний». Основополагающие или стержневые качества жизни студента: а) работоспособность, б) самостоятельность, в) ответственность за выбор и принятое решение, г) страсть к поиску и созиданию нового в позитивном плане, д) состязательность с самим собой и с другими, е) высокая нравственность и любовь к детям. Проецирование процесса приобретения соответствующих качеств студентом и реализация выбранного проекта на период изучения спецкурса (2 недели). ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Коротяев Б. И. Школа преодоления и самосозидания. — М.: Знание, 1999. — 187 с. 2. Коротяев Б. И., Курило B. C., Чаусов A. И. Восхождение. — Луганск: Альма-Матер, 2003. — 203 с. 3. Коротяев Б. И., Курило B. C., Третьяченко В. В. Диалектика недостающего и избыточного в образовательном пространстве. — Луганск: Альма-Матер, 2006. — 238 с. 4. Коротяев Б. І., Курило B. C. Освітній простір: очікування і виклики часу та життя. — Луганск: Альма-Матер, 2009. — 202 с. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА 5. Коротяев Б. И. Педагогика на распутье. — Избр. пед. соч. — Т. 3. — Луганск: Альма-матер, 2006. — С. 184-349. 6. Коротяев Б. И. Педагогика в вопросах, ответах и прогностических ожиданиях. — Избр. пед. соч. — Т. 2. — Луганск: Альма-матер, 2006. — С. 3-200. 7. Учебники по педагогике, которые рекомендуются кафедрой педагогики СГПУ. Тематика лекций Тема 1. Психология становления учителя. План: 1. Суть понятия «личность». 2. Структура личности и ее составляющие. 3. Биологическая подструктура. 4. Психологическая подструктура. 5. Социальная подструктура. Тема 2. Педагогика становления личности учителя в годы обучения в вузе. План: 1. Видение, понимание, осознание студентом самого себя как личности и как учителя, своего места и своей роли в школе. 2. Основные функции учителя и профессиональные качества. 3. Сопоставление студентом требуемых качеств с его наличными и благоприобретенными качествами. 4. Проецирование студентом процесса приобретения им качеств учителя высокого уровня. Тема 3. Философия становления личности учителя в процессе обучения в вузе. План: 1. Понятие «педагогическая философия» как инструмент педагогического мышления. 2. Учитель как носитель собственной педагогической философии. 3. Основные черты и качества философии учителя. 4. Проецирование студентом процесса приобретения данных качеств в ходе процесса обучения в вузе. Тема 4. Роль педагогической науки в формировании философии учителя нового типа, адекватного вызовам времени и жизни. План: 1. Мотивация и формирование у студентов желания и потребностей стать учителем-профессионалом высокого уровня. 2. Мотивация и пробуждение у студентов феномена «самости». 3. Роль феномена поиска и творчества в профессиональной деятельности учителя. 4. Заряженность учителя на создание для своих учеников условий и режима наибольшего благоприятствования для их свободного развития. Тема 5. Философия студента как устойчивый способ его жизни, поведения в разносторонней деятельности в соответствии со своим мировоззрением. План: 1. Понятие «качество жизни» и его отличие от понятия «качество знаний». 2. Основополагающие или стержневые качества жизни студента: а) работоспособность, б) самостоятельность, в) ответственность за выбор и принятое решение, г) страсть к поиску и созиданию нового в позитивном плане, д) состязательность с самим собой и с другими, е) высокая нравственность и любовь к детям. 3. Проецирование процесса приобретения соответствующих качеств студентом и реализация выбранного проекта на период изучения спецкурса. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|