Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел I. Образование и идеи его развития в философской мысли.





Тема 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО МИРА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Особенности педагогики Древнего Востока (в Китае и в Индии). Конфуций об идеале и цели воспитания и обучения в свете учения о Дао. Нравственное начало педагогической концепции Конфуция. Идея культуризации человека в процессе образования. Ритуал в системе средств воспитания и обучения. Конфуций о взаимосвязи образования и самооб- разования человека и их качестве. Требования Конфуция к воспитателю. Практическое значение педагогических идей Конфуция и конфуцианства.

Законы Ману и Архашастра – своды этико-педагогических норм Древней Индии. Цели и идеалы воспитания в условиях кастового деления общества. Идея пренатальной педагогики и ее современное значение. Обряды и воспитание. Обряд имянаречения и его педагогическое назначение. Обряд посвящения и его педагогический смысл. Ученичество и формы его регламентации в Древней Индии. Роль наставника (гуру) в обучении. Культ знания и дисциплины. Воспитание наукой как принцип ведической учебы. Современное практическое значение ведической педагогики.

Античная педагогика. Афинская и спартанская модели воспитания. Учение Платона о политейе и пайдейе. Зависимость общественных установлений и индивидуальности человека от обучения и воспитания. Платон о социальной функции образования в свете пещерной притчи. Роль философии и философов в воспитании и обучении. Воспитание важнейших качеств человека и интересы целостности общества. Современное научное и практическое значение педагогических идей Платона.

Идея блага и идеальный человек в философско-педагогической теории Аристотеля. Необходимость общественного обучения и воспитания в учении Аристотеля. Идея «золотой середины» в общественном воспитании людей. Аристотель об учебном процессе и практике преподавания. Современное научное и практическое значение педагогики Аристотеля.



Тема 3. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ.

Цели и идеалы обучения и воспитания в Средневековье. Особенности системы образования в Средние века. Истоки августинианской философии образования. Главный вопрос педагогики Августина. Природа и причины греха и спасения, степени благодати, знание и вера в учении Августина. Место и роль учителя в осознании учеником Божественных истин. Роль государства и церкви в обучении и воспитании человека по Августину.

Христианская теология и педагогика Фомы Аквинского. Способы познания (созерцание, разум, вера) в учении Аквината. Христианская система воспитания. Подавляемые и развиваемые на основе применения этой системы качества человека.

Философская и педагогическая схоластика. М.Монтень, Ф.Рабле и их критика схоластического обучения. Утопические педагогические концепции Т.Мора, Т.Кампанеллы. Я.А.Коменский и его идея единой школы как «кузницы гуманизма». Теоретическая и практическая система ступеней воспитания и обучения Яна Коменского. Философские основы педагогических идей Я. Коменского: христианский идеализм и натурализм. Принцип природосообразности в воспитании и обучении. Я. Коменский об исправлении человечества, гуманизме и гармонии в воспитании. Современное значение педагогических идей Я.А. Коменского. Церковный характер образования на Руси в эпоху средневековья. Сочетание одновременного обучения вере и грамоте.

Тема 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕ-НИЯ.

Цели и идеалы обучения и воспитания Нового времени. Эпоха Просвещения и идеи педагогического реформирования. Философия образования Д.Локка. Критика теории врожденных идей. Внешний и внутренний опыт в обучении и воспитании делового человека.

Принцип индивидуального подхода к воспитанию. Закалка тела и души и формирование привычек. Эмпирический рационализм учения Д.Локка о воспитании. Д.Локк о воздействии на разум воспитанника в осуществлении наказаний и поощрений. Роль идей Д.Локка в развитии философии образования и современной педагогической практики.

Философия образования свободного развития человека Ж.-Ж. Руссо. Натурализм как принцип воспитания и обучения у Ж.-Ж.Руссо. Учение о ступенях естественного развития человека и о приспособлении к ним воспитания. Утопическое и реальное в педагогике Ж.-Ж.Руссо. Возможности субъективно-индивидуалистического подхода в современных процессах образования. К.Гельвеций о человеке и его образовании. Социальная среда и ее роль в воспитании и обучении. К. Гельвеций об уме и его развитии. К. Гельвеций о преимуществах общественного воспитания. Значение идей Гельвеция для развития современных процессов образования.

Философия образования И. Канта. Философское миросозерцание И. Канта и педагогика. Теория познания и воспитание человека. Цели воспитания. Воспитание дисциплины, культуры, ума и нравственных чувств. Кант о соотношении темперамента и характера. Воспитание воли и характера. И.Кант об умеренности применения наград в воспитании. И.Кант о моральности наказаний и их способах. Кант об умственном развитии ребенка и его обучении. Нравственное воспитание и его задачи по Канту. Педагогика в измерении категорического императива Канта. Формы применения категорического императива в педагогической деятельности.

Тема 5. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЛОСОФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА И СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ.

И. Г. Песталоцци и его педагогическая система. Песталоцци о воспитании как развитии человечности. Песталоцци об атмосфере семейной любви в процессе воспитания. Принципы природосообразности в гармоническом развитии человеческих сил. Проблема формирования жизненных практических навыков человека в учении Песталоцци.

И.Ф.Гербарт о педагогической деятельности как искусстве. Учение о моральности воспитания. Любовь и авторитет как регуляторы дисциплины. Гармония интересов в воспитании и обучении. Правила формирования воли человека. Воспитание вкуса. Педагогический такт и вопросы педагогической патологии.

А.Дистервег о воспитании как возбуждении природных задатков. Воспитание и самодеятельность. Актуальность идей гуманизма воспитания в современной философии образования и педагогической практике.

Тема 6. ФИЛОСОФИЯ ПОЗИТИВИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ.

Философская методология позитивизма и педагогика. Закон трех стадий исторического развития и классификация наук О. Конта. Влияние идей О. Конта на развитие психолого-педагогического знания. О. Конт о сущности человека, его воспитании и обучении. Аффекты, разум, симпатия, эгоизм и закон прогресса. Эволюция интеллекта, эволюция общества и педагогическая деятельность. О. Конт об универсальности и систематическом характере обучения. Духовное развитие человека и периоды обучения. О. Конт о демократизации обучения. Идеи О. Конта о реформировании системы образования.

Социально-педагогические идеи в учении Э.Дюркгейма. Э.Дюркгейм о педагогическом идеале и образовании.

Тема 7. ИДЕИ ФИЛОСОФИИ ЖИЗНИ В ПЕДАГОГИКЕ.

Философия жизни как методология воспитания. А. Шопенгауэр и основные понятия его философии. Пессимизм и этика сострадания А. Шопенгауэра. Концепция человека и человеческого существования в философии А.Шопенгауэра. Свобода воли, чувство свободы воли и нравственная ответственность. Характер человека, его прирожденность, эмпиричность и постоянство. Мотивы человеческой деятельности по Шопенгауэру и проповедь аскезы. А.Шопенгауэр о различии миропредставлений людей разных возрастных групп и их обучении. Ф.Ницше о Шопенгауэре как воспитателе.

Смысл жизни человека по Ф. Ницше. Ф. Ницше о воспитании и истинных воспитателях. Воспитание как селекция индивидуального. Значение идей Ф.Ницше в развитии философии образования.

Тема 8. ФИЛОСОФИЯ УТИЛИТАРИЗМА В ПЕДАГОГИКЕ.

Г.Спенсер об образовании как обучении человека жить полной жизнью. Утилитарноэгоистическая ценность различных видов воспитания и обучения по Г. Спенсеру. Естественный метод воспитания и обучения и система естественных последствий поступков человека в теории Г. Спенсера. Г.Спенсер о наказании как естественном следствии поступка человека. Проблема взаимоотношений воспитателя и воспитуемых. Г.Спенсер о приближении воспитания и обучения к жизни. Практическая и научная ценность педагогических идей Г. Спенсера для современного образования людей.

Философия Д.Дьюи как общая теория обучения и воспитания. Проблема преодоления индивидуалистической и институциональной тенденций в развитии прагматистско-инструменталистской педагогики Д. Дьюи. Критика Д. Дьюи пассивного и обезличенного обучения и воспитания. Идея производительного практического образования в индустриальном обществе. Д. Дьюи о социально-философском отношении человека к своей профессии и жизненной задаче. Философия образования Д. Дьюи и ее современное значение.

Тема 9. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.

Национальная форма педагогических идей и практики. Нормы воспитания по «Домострою». Религиозное и светское направления в русской педагогической мысли 18 в.

В.Н.Татищев и М.В.Ломоносов о просвещении в России. Западное и почвенническое направления в развитии отечественного педагогического сознания. Западничество в педагогических воззрениях В.Г.Белинского.

Концепции образования славянофилов. А.С.Хомяков о сущности религиозно-нравственного и семейно-общинного (коллективистского) воспитания русского народа. Идея приоритета общего образования над специальным. А.С.Хомяков о роли науки в просвещении.

Философия русской школы К.Д.Ушинского. К.Д.Ушинский об основных началах на родного просвещения в России (православие, народность, наука). Теория национального воспитания. К.Д. Ушинский о педагогике как искусстве.

Идеалы просвещения Л.Н.Толстого Л.Н.Толстой о народных началах педагогической практики. Критика воспитания как насилия. Принципы свободного образования. Идея равенства знаний. Л.Н.Толстой о содержании обучения. Проблема естественности отношений между учителем и учениками. Педагогическое учение Л.Н.Толстого и практика Яснополянской школы. Возможности реализации идей А.С.Хомякова, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого в современной педагогической практике и перспективы развития национального просвещения в России.

Идеалы и цели воспитания и обучения Советской педагогики. Марксизм как методологическая основа советской педагогики. Педагогика А.С. Макаренко. Педагогическая технология поэтапного формирования коллектива. Система перспективных линий в развитии коллектива. Параллельное действие как важнейший принцип развития коллектива. Стиль внутриколлективных отношений и воспитание. Плюсы и минусы коллективистской педагогики А.С. Макаренко.

Современные педагогические идеи и современная российская практика образования. Проблемы реформирования и развития современной Российской школы.

Тема 10. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ИДЕАЛЫ ПЕДАГОГИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Современные философские теории личности и педагогика. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже. Стадии интеллектуального развития по Ж.Пиаже: сенсомоторный ин теллект, дооперациональное мышление, конкретное операциональное мышление, формальное операциональное мышление. Ж.Пиаже о роли социальной среды в интеллектуальном развитии. Социально-историческая теория когнитивного развития Л.С.Выготского. Речь, письмо, счет и развитие индивидуального мышления в учении Л.С.Выготского. Критика Л.С.Выготским идей Ж.Пиаже. Л.С. Выготский о диалектическом взаимодействии внутренней (естественной) и внешней (культурной) сторон развития человека. Теория развития ребенка и раннее домашнее обучение в философии образования М.Монтессори. Школа Монтессори.

Антропософские идеи познания и воспитания человека. Р.Штайнер и Вальдорфская педагогика о путях свободного образования человека. Уважение к человеческой индивидуальности и ее самостоятельному развитию в педагогической теории Р.Штайнера. Р.Штайнер о духовной свободе в культурной жизни и в организации образовательного процесса общества. Теория совокупного существа человека, путей и способов его познания в антропософской педагогике Р.Штайнера. Формирующие силы педагогического процесса. Работа «я» в самопознании и самовоспитании людей. Р.Штайнер о законах душевной жизни человека и о возможности его воспитания на основе знания этих законов.

Смысл и значение Вальдорфской педагогики как теории воспитания и образования человека будущего. Фрейдизм, психоаналитическая теория стадий развития человека и философия образования. Структура личности и теория зрелости в учении К.Г.Юнга. Практическая ценность идей З.Фрейда и К.Г.Юнга для развития образования.

Эпоха постиндустриализма и стратегия развития образования. Неопрагматизм, экзистенциализм, постмодернизм и их модели образования человека. Информационное общ ество и проблемы развития образования. М.Маклюен, А.Тоффлер об образовательных процессах в 21 веке.

Раздел 2. Образование и современные философские проблемы его существования и развития.

Тема 11.Образование и его ценность в современном мире.

Образование, его сущность и современное образовательное пространство. Уровни, формы, ступени образования в современном мире. Образование как ценность. Понятие «ценность», «цель» и «идеал» и особенности их использования в философии образования и педагогической практике. Образование и его аксиологическое измерение. Культурно-исторические, социальные, экономические, политические, технологические, идеологические, психологические и другие измерения ценности образования и ценностного отношения к нему людей. Взаимосвязь ценностей и целей образования. Ценности и цели образования в сознании различных социальных групп современного Российского общества.

Тема 12. Социальная природа образования и современные проблемы организации его функционирования.

Образование как специфический вид предметно-практической деятельности людей и вид духовного производства в обществе. Объективное и субъективное в образовательной деятельности. Образование как процесс и результат деятельности людей.

Образование как социальный институт. Автономность образования как социального института. Образование, его функции в жизни человека и общества. Образование как фактор стратификации общества. Общество и система образования. Образовательные системы и образовательные учреждения. Виды образовательных учреждений и их связь с другими социальными институтами. Школа и государство. Школа и церковь. Школа и семья. Школа и наука.

Управление образовательными системами. Менеджмент в образовании. Государство и его роль в управлении образованием. Экономика образования. Рынок образовательных услуг.

Тема 13. Философия и стратегия развития современного образования.

Тенденции общественного развития и образование. Образование и образованность: модели представления и реальность. Массовое общество и массовое образование. Проблема дегуманизации образования. Формирование индивидуальности человека как практическая задача в условиях массового общества. Технологизация и гуманизация образования. Гуманизация и гуманитаризация образования. Дистанционное образование и его особенности.

Кризис образования и образовательные реформы. Логика и социальная направленность образовательной реформы. Понятие «качество образования». Нормы качества образования. Современная стратегия развития мирового и российского образования.

Раздел Ш. ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛОСОФА.

Тема 14. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Педагогический процесс и педагогическая деятельность. Социокультурная динамика и изменение педагогической деятельности. М.Мид об изменении функций системы образования в зависимости от типа культуры. Педагогическая деятельность, ее структура, виды и особенности. Цели педагогической деятельности. Содержание и формы педагогической деятельности. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Национальное и общечеловеческое в педагогической деятельности. Индивидуальное (личностное) и профессиональное в педагогической деятельности. Педагогика как вид профессиональной деятельности.

Субъект педагогической деятельности. Ролевая позиция педагога. Особенности профессиональной деятельности педагога и основные требования, предъявляемые к его работе. Искусство и технология в профессиональной деятельности педагога. Педагог и его личность. Педагогические способности и мастерство педагога. Профессионализм и дилетантизм в педагогической деятельности. Мудрость, педагогический такт и проницательность. Педагогические ошибки и их исправление. Профессиональные деформации личности педагога в его работе с учащимися. Культура педагогического общения и имидж педагога. Установки педагога в его взаимоотношениях с учениками и воспитанниками. Индивидуальный подход в деятельности педагога и способы его осуществления. Воспитание и обучение в педагогической деятельности преподавателя философии.

Объект педагогической деятельности – личность человека в целостности индивидуальных и общественных особенностей ее развития. Биологическое и социальное в мотивации поведения человека. Фактор наследственности и педагогические возможности его использования или нейтрализации в достижении воспитательных целей. Роль социальных условий в воспитании и обучении. Значение фактора собственной активности человека в его образовании. Возрастные периоды развития человека и соответствующие им особенности воспитательной и обучающей деятельности. Этапы развития: пренатальный, допубертатный (младенческий, дошкольный, младший и средний школьный возраст), становление дефинитивного состояния (подростковый и юношеский возраст), стабилизационный этап (молодой и средний возраст) и этап снижения эффективности психических и психофизиологических функций (старость). Кризисные возрасты человека в спектре внимания и практических задач педагогики. Учение о возрастной идентичности человека Э. Эриксона и его значение для педагогики. Законы развития душевной жизни Р.Штайнера и их корреляция в практике воспитания.

Педагогический процесс и предвидение. Смысл и возможности предвидения в педагогическом знании. Объективные и субъективные предпосылки предвидения в педагогике.

Способы предвидения и прогнозов в воспитании и обучении. Философия надежды Э.Блоха как одно из методологических оснований предвидения результатов педагогических устремлений. Основные типы прогноза в педагогике (поисковые, аналитические, нормативные, прогнозы-предостережения). Исследование тенденций и построение трендов в педагогике. Педагогический мониторинг. Зоны непредсказуемого и случайного в педагогическом процессе.

Тема 15. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ. ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ И ПРОБЛЕМА КОМПЛЕКСНОСТИ ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

Воспитание и его сущность. Воспитание как проективная деятельность по управлению развитием человека. Цели и задачи воспитания. Принципы комплексности и дифференцирования в воспитании личности. Различные виды воспитания и их инструментальное значение в формировании и развитии личности. Физическое воспитание, его необходимость, современные задачи и особенности. Развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим. Гендерное воспитание. Психоанализ о сексуальных чувствах и побуждениях детства и их дальнейших проявлениях в жизнедеятельности людей. Вопросы современного полового воспитания. Параметры дифференциации воспитания мальчиков и девочек. Противодействие сексизму. Трудовое воспитание и политехническое образование. Интеллектуальное воспитание и развитие творческих сил, самодеятельности и инициативы человека. Противодействие цинизму и наивности в процессах воспитания людей. Моральные суждения и нравственное воспитание. Психологическое созревание человека и ступени морального сознания. Развитие чувства сопричастности и общности с другими людьми. Цели, задачи и средства эстетического воспитания.

Развлечение, игра в приобщении к красоте. Содержание процессов эстетического воспитания. Возможности и особенности религиозного и атеистического воспитания (просвещения). Воспитание гражданина. Правовое и экономическое просвещение. Экологическое воспитание.

Тема 16. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ.

Разнообразие средств и методов деятельности педагога в его воздействии на личность. Выбор методов воспитания. Контролирующая, обучающая и воспитывающая функции методов воспитания. Внушение и особенности его педагогического использования. Воспитание как непрерывный поток внушений. Правила внушения. Убеждение и возможности его использования в педагогической практике. Логика и процесс убеждения.

Пример и его роль в воспитании. Границы использования положительных и отрицательных примеров в воспитании. Роль упражнений в практике обучения. Соревнование в воспитательном и учебном процессах. Формы сопротивления личности педагогическим воздействиям (негативизм, упрямство, непослушание) и их устранение. Стимулирование и его виды в педагогическом процессе.

Поощрения и наказания как средства воспитания. П.А. Сорокин о разновидностях человеческого поведения. Поощряемое поведение. Сущность поощрения. Поощрения и награды. Виды поощрений и наград. Условия и способы применения поощрений. Антипедагогичность чрезмерного восхваления и задаривания вещами ребенка. Наказуемое поведение. Сущность наказания. Наказания, их виды и возможности осуществления. Физические и психические наказания. Нотации в практике наказаний и их последствия. Д.Локк, И.Кант, Г. Спенсер о способах осуществления наказаний и возможности их использования в современной педагогической практике. Б. Скиннер и его теория подкрепления и затухания в регулировании поведения. Правила применения и исполнения наказаний и поощрений. Типичные педагогические ошибки при исполнении поощрений и наказаний и их устранение.

Тема 17. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПЕДАГОГИЧЕ-

СКОЙ КОРРЕКЦИИ.

Девиантность, ее формы и особенности. Понятие девиантного и делинквентного поведения. Причины девиации. Объяснение девиаций Э.Дюркгеймом. Генетическое и социальное в девиациях. Факторы макросреды и микросреды в девиантном поведении людей.

Стигматизация, ее типы и девиации. Чувство неполноценности стигматов и их поведение. Семья и семейное воспитание в появлении форм отклоняющегося поведения. Агрессивность поведения и ее причины. Роль референтных групп в мотивации поведения. Положительные и отрицательные референтные группы. Нормативная и сравнительная функции референтных групп в выборе стратегии поведения и ориентаций людей. Психологические особенности подросткового возраста и девиации поведения. «Квента» и кризис идентичности в подростковом возрасте.

Возможности преодоления девиаций и педагогическая коррекция отклоняющегося поведения. Средства и методы контроля и коррекции девиантного поведения. Уверен ность и настойчивость воспитателя в преодолении и коррекции девиаций. Профилактика девиаций. Удовлетворение насущных (базовых) потребностей в нейтрализации девиаций. Развитие чувства общности и творческой устремленности, устранение проявлений эгоизма в профилактике девиантного поведения. Необходимость любви, веры в воспитанника, в развитие его самостоятельности как педагогические условия исключения девиантности.

Тема 18. ОБУЧЕНИЕ И ДИДАКТИКА. ПРИНЦИПЫ ДИДАКТИКИ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

Обучение как составная часть образования. Обучение, просвещение, преподавание и их роль и направленность. Обучение как социокультурный феномен и человеческая ценность. Общее и профессиональное обучение. Цели и содержание учебного процесса. Модели обучения. Общие формы организации учебной деятельности. Воспитательная, формирующая и развивающая функции обучения. Закон об образовании, образовательные уровни и ориентации в системе российского образования. Болонские соглашения и Российское образование. Минимум и максимум образования в условиях информационного общества.

Дидактика как специальная педагогическая теория обучения. Основные задачи, или вопросы дидактики: кого, где, когда, зачем, чему, сколько и как учить и их решение в современном обществе. Проблемы всеобуча. Массовое и элитарное обучение. Дискуссии о возрасте для начала систематического обучения. Обсуждение вопросов о сроках обучения. Цели и содержание обучения, и их обусловленность социальными и личными потребностями, научными достижениями и педагогическими возможностями. Различие универсального, интеллектуально-развивающего и утилитарного подходов к вопросу о содержательном наполнении образования. Современное состояние содержания обучения и его типы. Системное и мозаичное (клиповое) обучение. Роль массмедиа в современном обучении человека.

Принципы, правила и методы обучения. Классно-урочная система дидактики Я. Коменского. Золотое правило дидактики Я. Коменского. И..Гербарт о психологических и этических основаниях обучения. Этапы обучения в дидактике И..Гербарта. И.Гербарт об интересе, внимании, памяти как важнейших факторах обучения. Ф.Дистервег о правилах и методах обучения. Дидактика Д.Дьюи и его принцип активного учения. Основные принципы и правила дидактики и их применение в процессах современного обучения: научность, связь с практикой, систематичность и др. Современные методы обучения и их выбор в преподавании. Понятие «образованный человек 21 века» и образовательная система России. Виды обучения. Объяснитально-иллюстративное обучение. Проблемное обучение как формирование творческого мышления и познавательных интересов личности. Информационные технологии в обучении. Дистанционное обучение и его особенности. Университет и его миссия в системе современного образования. Философия в системе современного общего и специального образования людей.

Тема 19. ПЕДАГОГИКА В СЕМЬЕ.

Семья, родители, дети и родительский долг. Семейная педагогика и ее особенности. Семья и первичная социализация. Появление ребенка, изменение взаимоотношений поколений в семье и родительские обязанности. Положительные и отрицательные характеристики в педагогике многодетных и семей с одним ребенком. Семейные отношения как фактор воспитания и обучения детей. Семейные ценности, традиции и воспитание. Атмосфера семейной любви – лучшая среда воспитания человечности. Отношение родителей, бабушек, дедушек и детей в семейном воспитании. Разумность и размеренность любви во взаимоотношениях с детьми. Виды родительского контроля и стили семейного воспитания. Проблема лидерства в семье и процессы воспитания. Отчуждение в семье и его преодоление.

Теория психоанализа в современной семейной педагогической практике и ее научное значение. Психоанализ о ранних формах взаимодействия детей с родителями и окружающими и их значении для последующего развития коммуникативной деятельности человека. Роль авторитета и наставничество в семье в формировании дисциплины, самостоятельности, духовности. Либерализм и патернализм в семейном воспитании. Причины конфликтов в семье и их нейтрализация. Способы оптимизации отношений родителей и детей.

Роль игры и игрушек в воспитании. Семья и ее влияние на процесс формирования будущих профессиональных ориентаций личности и ее специальных способностей. Возможности социального контроля и оказания помощи семейному воспитанию в современных условиях.

Тема 20. ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И САМООБРАЗОВАНИЯ.

Понятие зрелой личности и проблема самоактуализации. Критерии зрелой личности. Образование и самообразование, воспитание и самовоспитание, обучение и самообучение, их связь, единство и необходимость в формировании зрелой личности. Элементы самообразования как основные источники развития человека. Место, значение и содержание самообразования в жизни человека современного информационного общества. Самообразование и конкурентоспособность человека, его общих и специальных компетенций на рынке труда.

Условия и возможности самообразования. Пути, способы, средства и правила организации и осуществления самообучения и самовоспитания. Работа с книгой. Составление плана-конспекта прочитанного. Источники информации и способы ее получения, обработки и хранения. Планирование деятельности по образованию и самообразованию.

Л.Н.Толстой и В.И.Вернадский и их планы процессов самообразования. Цели и результаты процессов самовоспитания и самообучения. Контроль и оценка эффективности и качества процессов самовоспитания и самообучения. Практика самоанализа в контроле над самообразованием.

[Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова,

Философский факультет, Кафедра философии образования. — 2009]









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.