|
Изменение целей воспитания в историческом аспекте. Виды целей воспитания в современной педагогике.G Цель – осознанное представление конечного результата определенной деятельности, т.е. в данном случае, мысленное представление о том, каким в конечном итоге должен стать человек, которого хотят воспитать. Именно поэтому определение цели и задач воспитания имеет большое теоретическое и практическое значение. Нельзя забывать о том, что любой педагогический процесс это всегда процесс целенаправленный. Без явного представления о цели нет эффективной педагогической деятельности. Вопрос о цели воспитания, вместе с вопросом о цели жизни, о назначении человека, ставился с момента появления человеческого общества. В истории представление народа о совершенном человеке находило отражение в произведениях устного народного творчества: сказаниях, былинах, пословицах, поговорках и др. В них определялся идеал мужчины («добрый молодец» - храбрый, честный, справедливый, находчивый, добрый, всегда выручит из беды, встанет на защиту Родины, трудолюбивый …) и идеал женщины («красна девица» - добрая, отзывчивая, трудолюбивая, мастерица, почтительная дочь, верная жена…), а так же раскрывались главные ценности человеческой жизни (семья, труд, доброта, верность…). С появлением специально организованного процесса воспитания вопрос о его целях не потерял актуальность. Борьба вокруг целей воспитания разгорелась уже в античном мире. Древние считали, что целью воспитания должно стать воспитание добродетелей, но каждый в это вкладывал свой смысл. Так, Платон считал, что это ум, воля, чувства. Аристотель – мужество, закаленность, умеренность, справедливость, высокая интеллектуальность и моральная чистота. Но как бы то ни было, большинство из них сходились в одном – идеальный человек должен быть гармонично развит – душой и телом. Особенно это прослеживается в первых системах воспитания, например, античной. Я.А.Каменский безгранично верил в силу воспитания. По его мнению, оно должно быть направлено на достижение трех целей: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к Богу (религиозное воспитание). Джон Локк видел главную цель воспитания в формировании «джентльмена» - деятельного, практичного, инициативного, высоко воспитанного, интеллектуально развитого. Гельвеций считал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель» – стремление к благу общества. Ж.-Ж.Руссо придерживался идеи, что цели воспитания должны быть подчинены формированию общечеловеческих ценностей, а задача воспитания – создать человека. И.Г.Песталоцци полагал, что в воспитании нужно в первую очередь развить способности и дарования человека, заложенные природой. Э.Кант подготавливал воспитанника к завтрашнему дню. Гербарт был сторонником всестороннего развития интересов, гармоничного формирования человека. Наши соотечественники так же занимались проблемами, связанными с определением целей воспитания. Так, В.Г.Белинский писал о необходимости воспитания борца с крепостничеством и царизмом. Герцен - о подготовке свободной, деятельной, гуманной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом. Н.Г.Чернышевский ставил благородную цель – подготовить человека общественного, идейного, прямого, честного, у которого общественное гармонично сочеталось бы с личным. Таким образом, в процессе развития и совершенствования общества, изменялись и совершенствовались цели воспитания растущего человека. Целям воспитания подчиняется все – содержание, формы и методы воспитания. Несомненно, что их выбор зависит от многих моментов: § от общей методологии педагогики § от потребностей общества в человеке с определенными качествами § от ценностей данного общества § от уровня его развития и темпов НТР § экономических возможностей общества § возможностей конкретных учебно-воспитательных учреждений, воспитателей и др. Поэтому споры о современных целях воспитания продолжаются до сих пор, они не могут быть признаны окончательными и неизменными, они могут и должны меняться, но главное при их выработке именно сегодня – их практическая достижимость, реализм. Цели воспитания могут быть разного масштаба и составляют определенную систему. Современная отечественная педагогическая теория и практика выделяет следующие цели воспитания: Рисунок 1
G Общие цели воспитания – выработка ценностно-важных, необходимых качеств, свойственных ВСЕМ людям, в независимости от национальной, религиозной принадлежности, возраста, страны, социального статуса. Это такие качества как доброта, порядочность, милосердие, трудолюбие и др. G Индивидуальные цели воспитания – т.е. воспитание конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей (наследственности, среды, активности самой личности, социального опыта). С 1918 года главной целью воспитания считалось формирование всесторонней и гармонично развитой личности. Как уже отмечалось, данная мысль, возникнув в Древней Греции, вновь появляется в Европе в эпоху возрождения, хотя опять же каждый из педагогов- гуманистов вкладывал в ее содержание свой смысл. Учение о всестороннем развитии личности как цели воспитания разрабатывалось К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены все классовые противоречия, человечество достигнет высокого уровня развития не будет существовать различий между умственным и физическим трудом человек сможет сформироваться в гармонии с собой и миром, он будет лишен недостатков, его развитие будет гарантированно поступательным. Цель, таким образом, носила характер идеала или перспективы. Но в точно такой же формулировке она в начале ХХ века проникает и в отечественную педагогику благодаря трудам В.И.Ленина, Н.К.Крупской, Луначарского. В ленинской трактовке – «…воспитание, обучение и подготовка всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Разумеется, что данная идея была принята как аксиома и, не подвергаясь практически сомнению, просуществовала вплоть до конца 90-х годов ХХ века. Оживление демократии и свободы в нашей стране привело к тому, что многие воспитатели, в первую очередь практики, стали высказывать об аморфности, недостижимости данной цели, особенно в новых социально-экономических условиях. И хотя эта цель продолжает существовать, сегодня она признается как некий идеал, перспектива развития человеческого общества, во многом напоминая постоянное стремление человека научиться летать самому Þ G Перспективная (идеальная) цель воспитания – формирование всесторонней, гармонично развитой личности. Сегодня воспитателю практику необходима цель воспитания, результаты который могут быть реальными, жизненными, поэтому осуществляются многочисленные попытки «приземлить» цель. Мы полагаем, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.2) можно сформулировать так: G Реальная цель воспитания сегодня – помочь каждому ребенку освоить базовые общекультурные ценности, нормы и правила поведения, которые обеспечили бы ему возможность творческой самореализации и саморазвития в окружающем мире. Подчеркнем еще раз, что данная формулировка не может быть признана окончательной, но она подчеркивает следующие принципиальные моменты: § субъект-субъектный характер воспитания; § творческий характер и ориентация на развитие в различных сферах жизнедеятельности; § принцип свободы; § опора на культуру; § формирование ценностных установок (собственной «Я-концепции»). Некоторые исследователи (С.В.Кульневич, Е.В.Бондаревская и др.) ставят под сомнение саму необходимость формулировки целей воспитания. Они аргументируют свою позицию тем, что получить, оценить результат процесса воспитания, (особенно в период школьного обучения), очень и очень сложно, а иногда практически невозможно, следовательно, нельзя/или ненужно ставить какие-либо цели. Согласиться с таким утверждением крайне сложно по многим причинам. Действительно, самый «уязвимый» компонент процесса воспитания – это его результат, но говорить о том, что его нельзя определить вообще, на наш взгляд, преувеличено. Результат воспитания, как конечный продукт, получить в окончательном виде, наверное, невозможно, так как процесс воспитания длиться всю жизнь, идет с переменным успехом, вариативен и т.д. Но можно и нужно стремиться продиагностировать промежуточные результаты, определив в каком направлении, идет развитие личности, в позитиве или негативе. И ориентиром, в данном случае, будет выступать те цели и задачи, та «Я концепция», которые и определяют результат воспитания конкретной личности или коллектива. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|