Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понимание «свободы», «свободного развития личности» в современной стратегии воспитания.





«Неволя есть величайшее из всех несчастий,

какие только могут случиться с человеком»

М.Сервантес

Как уже отмечалось, рассматривая воспитание сегодня нельзя обойти такие категории как: «свобода», «свободное развитие личности».

Вряд ли кто-то будет оспаривать, что все эти понятия тесно взаимосвязаны: развивается только тот, кто создает и творит новое, а творить можно только в условиях свободы, свободы выбора.

Школа свободного развития и школа творчества – синонимы, взаимонеобходимые и взаимообусловленные.

Во все века главной характеристикой человека была свобода. Потребность в ней глубоко заложена в человеке, связана с сокровенной сутью его природы. Человеческое в человеке формируется в процессе все большего обретения им духовной свободы в связи возможностью самостоятельно осуществлять выбор жизненных целей и проектов.

Свобода традиционно рассматривалась философией как желанный результат действий, направленных против насилия. Но в советской философии и педагогике произошло искажение самого понятия, приведя к совершенно противоположному результату – к насилию и несвободе. Свобода понималась как необходимость подчинения интересам классовой борьбы и партийной идеологии.

Перенесенная в школу эта идея нашла свое выражение в идеи объектности учителя, воспитателя, в второстепенности личности ребенка, его подчинению учителю, выполнение всех его требований, что оказалось непреодолимым препятствием для воспитания творческой личности. И если творческая личность все же развивалась, то не благодаря, а вопреки тем постулатам, догмам, которые ей навязывала «усредненно-дисциплинарная» школа.

Гуманистическая философия всегда рассматривала свободу как преодоление необходимости подчинения внешним условиям, создаваемым людьми. При этом свобода не отождествляется с анархией, а противостоит ей.



Наиболее полно эти «ограничители» или законы человеческого поведения, которые нельзя никогда переступать сформулированы в виде Заповедей, которые в том или ином звучании представлены в каждой из существующих мировых религий!!!

Нагорная проповедь Христа:

«Я – Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не сделай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в воде ниже земли – не поклоняйся и не служи им…

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – Суббота – Господу Богу твоему…

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле,

которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его – ничего, что у ближнего твоего» (глава 20)

Эти заповеди обращаются к внутреннему, духовному миру человека. Принимая их в виде возможных ограничителей свободы можно уточнить – личность свободна в своих проявлениях до тех пор, пока она не вступает в конфликт с другой личностью. Мнение, позицию, точку зрения другого человека можно не принимать, игнорировать, но их нельзя подавлять! Þ

G Свобода(с общеметодологической точки зрения) – это возможность и способность человека мыслить, действовать, совершать поступки, исходя из собственных побуждений, интересов и целей.

В одной из ТV передач на вопрос «Почему ты начал красть?» несовершеннолетний преступник ответил – «Знал что нельзя, но не хватило воли». В этой фразе и заключена проблемы свободы для человека, которую С.Соловейчик представил в виде следующей логической цепочки:

1. Есть кем-то установленные «нельзя». (В мире их гораздо больше, чем числится в уголовном кодексе, это и культурные, национальные традиции, возрастные барьеры и др.)

2. Знай, что нельзя.

3. Имей волю, чтобы удержаться от того, что «нельзя».

(Это интересно: «Нельзя» в соответствии с философской концепцией И. Канта нашло отражение в его теории категорический императива, согласно которой существует различие представлений о должном (ценностях, нормах) и представлений о существующем. Должное, или категорический императив, императив нравственности – это общезначимое нравственное предписание в противоположность личному принципу. Это правило, выражающее долженствование (объективное принуждение) поступать так, а не иначе, добровольно принимаемое личностью. Категорический императив выражает безусловное, неуклонное долженствование, он устанавливает норму и принцип, которым нужно следовать в поведении).

Таким образом, свобода рождается, прежде всего, из признания и реализации права человека, личности на собственные жизненные интересы и цели. При этом свобода не может и не должна рассматриваться как вседозволенность, это сделанный самой личностью выбор, компромиссмежду «хочу» и «надо». Результатом этого компромисса и является творчество человека, на базе которого происходит самоопределение ® самореализация ® самооценка ® самокоррекция ® самореабилитация, т.е. происходит сложный процесс личностного саморазвития.

Свобода личности может быть, на наш взгляд, представлена в виде следующей схемы:

Рисунок 2

       
 
   
 
АКТ САМОРЕАЛИЗАЦИИ Может все делать сам и сам объяснять
АКТ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ = ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ Выбор, выработка позиций по отношению ценностям жизни
АКТ САМОРЕАБИЛИТАЦИИ =РЕФЛЕКСИЯ Восстановление внутренних резервов организма
Препятствие = НАДО
Потребность = ХОЧУ

 

 


Таким образом, G Свобода личностиесть разумный осознанный компромисс между индивидуализацией и социализацией личности, между ее желаниями, потребностями и реальными возможностями, существующими условиями, результатом чего является творческое самоопределение личности.

Причем свобода и творчество это не синонимы, степень их зависимости варьируется как внешними (учителем заданными), так и внутренними (способностями, степенью готовности самого ученика) условиями Þ применительно к обучению и воспитанию принцип свободы понимается как в творчестве учителя, так и ученика.

И еще один аспект – свободное, творческое развитие личности возможно лишь тогда, когда ребенок защищен. В семье эту функцию на себя берет мать, среди друзей друг, а в школе? Эту функцию должен взять на себя учитель, классный руководитель, воспитатель, куратор, классная дама. Реально же чаще в школе складывается ситуация взаимных упреков, претензий, а иногда и открытого насилия со стороны педагогов над ребенком Þ особая проблема, связанная с педагогикой ненасилия, педагогической поддержкой и сопровождением.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.