|
Идея возрождения духовности как одна из современных стратегий воспитания.«Русский учитель должен… знать и понимать, что дело не только в развитии наблюдения, рассудка и памяти, а в пробуждении и укреплении духовности в детях. И. Ильин. Проблеме «духовности» посвящено множество исследований. Еще в четвертом веке к ней обращались такие известные богословы как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Софокл, утверждая, что духовное начало в человеке есть самое большое чудо. Вместе с тем, не противореча идее творческого самоопределения и саморазвития, в последние годы, в условиях духовного кризиса и упадка нравственности, теоретики и практики педагогики обращаются к философии «серебрянного века» - Н.Бердяеву, В.Розанову, В.Соловьеву, Н.Рериху, в чьих трудах раскрыты фиолософско-этические основы российской духовности и культуры. И хотя проблема духовности в педагогике находится в стадии рабочих гипотез, тем не менее, остановимся на некоторых концептуальных положениях. В общеметодологическом смысле понятие «духовный» еще со времен Владимира Даля в русском языке означало «бесплотный, нетелесный, из одного духа и души состоящий, все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля» (с.503). Духовность, являясь фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины в творчестве, в стремлении к свободе, добру, справедливости. Духовность – явление многогранное. Очень важно, что в понимании духовности развиваются как бы две стратегии – религиозное и светское представление. Религиозное представление: Душа человека познает мир и реализует себя, согласно канонам русской православной церкви, в Святой Троице – Вере, Надежде, Любви. Начиная с 1917 года, религия и школа находятся в сложных отношениях. Религия была отлучена от светского образования и тем более от воспитания, разделяя судьбу церкви, «отделенной от государства». Религия не только не имела никаких прав участвовать в светской жизни, она не имела права даже на объективное изложение собственной сущности как философско-исторического феномена. В результате это привело к чудовищному невежеству народа в сфере классической культуры, от которой советское государство в принципе не отказывалось. Но «свято место пусто не бывает», и атеизм занял место религии, стал новой религией, вступил в союз с наукой, вкупе с которой принимал активное участие в создании советской школы с ее единым государственным языком, что, в единстве с другими «упрощениями», делало детей огромной многонациональной страны однородной управляемой и «направляемой» массой. Такие термины как «Душа», «Дух», «Духовное воспитание» или «Духовные ценности», которые ныне у всех на слуху, тогда, в начале ХХ века, были религиозной крамолой. Духовность в светском понимании вбирает в себя все лучшее, что характеризует духовно-нравственную деятельность и личность – совесть, честь, правда, ответственность, милосердие, добропорядочность, отзывчивость, сострадание, терпимость, сочувствие… Воспитание духовно здоровой личности должно начинаться с формирования именно этих ценностей. Истинная духовность предполагает нравственно-бескорыстное отношение к действительности, которая охватывает любую форму человеческой деятельности. Подтверждение этих выводов можно найти в работах русского философа-идеалиста Лосского Николая Онуфриевича (1870 – 1965), который пишет о том, что душа должна питаться духом, тело должно жить душой. Таким образом, он приходит к мысли о единстве, неразрывности телесного (тела) и духовного (души). Во все времена, при всех политических режимах понимали, что общество, в котором исчезают представления об абсолютных ценностях, становиться бездуховным и безнравственным, в нем растут преступность, хаос, оскудение внутреннего мира человека. При этом духовность напрямую связана с нравственностью, которая является одной из форм его проявления. Нравственность «нравственна» лишь тогда, когда она рождается из глубин духовного. G Нравственность – внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Нравственность является, образно говоря «отпечатком», «проекцией» духовности на систему типовых, часто повторяющихся взаимоотношений между людьми. Многие из нравственных, моральных святынь общечеловечны, наднациональны, надклассовы – материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение. Моральные понятия и чувства – результаты воздействия социального окружения личности, ее образа жизни, плоды воспитания и самовоспитания. Психологи констатируют, что ребенок, случайно попавший к животным, или вскормленный ими, даже оказавшись потом среди людей, так и не обретает человеческих качеств – сознания, речи, особенностей поведения. Тем более ему неведомы моральные представления и переживания. Другая составляющая духовности – интеллектуальная. Она охватывает состояние общества в целом, всю систему взаимоотношений внутри общества и связи с окружающей средой (другими социальными системами и природой). Она учитывает и те новые виды связей, которые возникают в процессе развития общества. Единение нравственного и интеллектуального и представляет цельную духовность, цельную идею развития общества. ( Это интересно: интересна точка зрения В.Я.Далина который считает, что на рубеже веков: из XIX – в XX, из ХХ в XXI происходит переход от сенсосферы (где доминируют чувства, эмоции, духовность) к ноосфере (по Далину – доминанта Разума). Наука, которую активно разрабатывают его единомышленники называется – когнитология (от лат. «когнити» – мыслить) – наука о мышлении. Они считают, что необходимо переходить от доминанты Духовности к доминанте Разума. Эта точка зрения конечно интересна, требует более детального изучения, однако, есть момент, с которым мы не можем согласиться. Особенность российского менталитета, даже в советскую эпоху, отличался огромным значением духовного начала в человеке. Без души (духовности), без чувств, без эмоций, человек уподобляется роботу, управление которым становится доступным и легким. А в этом случае, остается совсем немного до очередного тоталитарного режима. Мы глубоко убеждены, что духовность, чувства должны находиться в разумной гармонии с Разумом и Волей). Возвращение к духовным истокам возможно различными путями. Один из которых – это знакомство учащихся с различными религиями. Именно не веру в Бога, не религиозный культ как способ примирения человека с Богом, а исторический феномен религии как высшую форму человеческого духа, глубинную основу мировой культуры необходимо преподать во всех образовательных учреждениях России. При этом светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, а соответственно и пункт «г» статьи 2 Закона РФ «Об образовании» не нарушается. Принцип светского образования: «Не верь, но знай» - знай основы всех мировых религий, которые научают смыслу человеческой жизни – духовности. Без этого образование останется обессмысленным и убогим, без этого нельзя осуществить осознанный выбор мировоззрения. На наш взгляд, знание хотя бы основ вероучений и истории религий, а также основных идей свободомыслия совершенно необходимо для современного образованного человека. Разумеется, преподавание религиоведческих дисциплин, не должно сопровождаться совершением религиозных обрядов и иметь культурологическую направленность, на этих условиях оно может входить в учебную программу государственных учебных заведений: ведь религия - неотъемлемый компонент культуры. С целью религиоведческого просвещения в школах вводятся факультативные предметы (курсы): «Религия и ее памятники», «Из истории религии», «Религиоведение», «Великие книги человечества». Министерство образования указывает, что в целях наиболее полного удовлетворения духовных потребностей учащихся, помимо факультативных занятий в самом учебном процессе, религиоведческие проблемы могут изучаться в учреждениях внешкольного дополнительного образования, в объединениях учащихся (кружки, клубы, лектории, научные общества учащихся). При этом выдвигается еще одно очень важное требование: «Преподавать в школах и в учреждениях внешкольного дополнительного образования историю религии и другие религиоведческие дисциплины должны учителя и педагоги дополнительного образования, имеющие специальную профессиональную подготовку». Связано это с тем, что в конце 80-х - начале 90х годов в ряде школ религиоведческие дисциплины преподавали не профессиональные учителя, а случайные люди, более или менее сведущие в религиозном культе той или иной конфессии, что приводило к грубейшим ошибкам. Второе направление в возрождении, воспитании духовности связано с необходимостью бережного отношения учителя к индивидуальным «духовным святыням» каждого ученика и для учителя важно не вторгаясь в духовный мир в ученика, понять его, помочь ему духовно и нравственно самореализоваться. С позиции педагогики G Духовность есть высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности; ориентированность личности на действия во благо окружающих, поиск ее нравственных абсолютов. Духовность есть раскрытие и развитие души с ее способностями любить и творить добро. Класс практически никогда не бывает мировоззренчески однообразным. В нем нередко есть верующие разных конфессий, почти всегда часть его неверующие или индифферентные в отношении к религии учащиеся. Сегодня религиозная тема в классе – не только предмет возросшего интереса учащихся, но и почва для нежелательных разногласий, которые могут быть вызваны самим фактом изучения религиоведения, если преподаватель допустит осуждающее высказывание в адрес той или иной конфессии и ее приверженцев, изменит принципу нейтральности преподавания. Огромную роль в связи с этим играет эмпатия и толерантность педагога – возможность сопереживания, понимание и принятие проблем ребенка как своих собственных. Из всего этого можно выделить несколько этических правил для учителя, сформулированных на основе принципа «Не навреди!»: 1. Не равняй ребенка с другим ребенком, помни, что каждый из них неповторим. 2. Не унижай своих учеников, а чаще отмечай их достоинства, успехи 3. Не конфликтуй с учениками, а приобщай их к сотрудничеству и сотворчеству. 4. Не относись предвзято негативно к своим ученикам. 5. Не разглашайте секретов ваших учеников, если они вам их доверяют. 6. Не исключайте того, что в некоторых ситуациях дети оказываются умнее вас. 7. Не ищите для всех раз и навсегда установленных требований, а действуйте с учетом ситуации и конкретного ребенка, т.е. творчески.
Содержание процесса воспитания. Изменение целей воспитания приводит к новому пониманию его содержания. Содержание воспитания в самом общем виде – это характеристика основных культурных ценностей воспитания Þ мы выходим на такие значимые категории как «культура» и «культурные ценности». Культура – явление сложное, интегрирующее различные стороны человеческой деятельности и социального бытия. Существует более 250 определений культуры, что свидетельствует о многообразии ее проявлений, внедренности фактически во все проявления социальной жизни, многомерности и полисистемности, а значит и высокой значимости для всего социума. Это находит отражение в объемности определения «культуры». G «Культура – это § сумма духовных достижений и память человечества; § творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); § совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов; § система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; § основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений; § способ жизни и жизнедеятельности, совокупность материальных и духовных ценностей; § достижение личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений; § набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; § основное условие и процесс включения людей в сообщество» (Н.Б.Крылова) Культура является носителем определенной системы социально и личностных ценностей, которые в свою очередь составляют содержание воспитания. Необходимо отметить, что каждому человеку, ребенку необходимо осмыслить, самоосознать то, в рамках, какой культуры человек осуществляет свою жизнедеятельность. Рассмотрим в сравнении европейскую и азиатскую культурную традицию: Таблица 1
Поскольку мы россияне, то принадлежим к евроазиатской культуре, то у нас наиболее ярко выражен синтез этих культур. Различие менталитетов еще раз подчеркивает необходимость рассмотрения воспитания не только как общественного, но и как своеобразного культурного процесса, учитывающего всю самобытность именно российских традиций воспитания (воспитанием через традиции национальной культуры занимается особый раздел педагогической науки – этнопедагогики). Известно, что с древнейших времен люди пытались обосновать и описать моральные нормы, облик идеального человека как средоточие определенных ценностей – добродетелей. Так, например, такие заповеди и запреты, как «Чти отца твоего и мать твою», «Не убий», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не пожалей добра ближнего твоего» воспринимаются на житейском уровне положительными общечеловеческими нормами поведения (см. лекция №2). Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, утверждаются такие ценности для всех людей, как свобода, равенство, братство. Славянская евангелическая ассоциация выделила 46 христианских ценностей, среди них способность к состраданию, учтивость, мужество, справедливость, вера и верность, способность прощать, доброта, любовь и др. Приведенные выше общечеловеческие, гражданские и христианские ценности свидетельствуют о том, что нет, и очевидно не может быть единого основания и классификации ценностей. Более правильным можно считать ориентацию на относительно немногие, наиболее значительные ценности, которые и представляют собой обобщенное содержание воспитания. В широком смысле слова под G Ценности (культурные ценности) – регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, идеалах, наиболее типичных для данных культур материальных и духовных продуктах. Ценность – не природное свойство чего-то внешнего – предмета, события или явления; в ценности отражено отношение человека к предмету, событию или явлению, позволяющее личности максимально проявлять свое взаимодействие с окружающим миром во всем его многообразии – трудом, людьми, природой и самим собой (через сферы самоопределения). Н.Б.Крылова разделяет эти базовые ценности на две условные группы: § «ценности-добродетели», к которым отнесены альтруизм, другодоминантность, терпимость, толерантность, эмпатия. В их основе лежат наиболее значимые нормы отношений к другому человеку, имеющие нравственное и психологическое содержание; § «ценности жизнедеятельности», к которым отнесены самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка. В их основе лежат поведенческие и деятельностные нормы и социальные ценности, обеспечивающие существование человека в сообществе других людей. Конечно, перечень ценностей неполный и каждый педагог может дополнить их на основе собственного опыта. Рассмотрим подробнее те базовые ценности, которые относятся к добродетелям: § G Альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральным критерием взаимоотношений являются интересы других людей или сообщества. Альтруизм проявляется бескорыстным отношением индивида к другим людям, в его готовности сделать значительный личный вклад в общее дело вне зависимости от того, выгодно оно для него или нет. Данный термин ввел философ О.Кант, формируя его как важный нравственный принцип: «жить для других». § G Другодоминантность – ценность, отражающая понимание направленности поведения во взаимодействии с человеком как значимым другим. В ней выражается ориентированность личности не только на сотрудничество с другим, но и на различие грани понимания и принятия его как суверенной личности. Становление другодоминантности, как качества личности ребенка находит способы выражения в любви, заботе о другом, его принятии, терпимости и уважении. § G Толерантность/терпимость – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпимо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относится к другому, к его инакодействию /инакомыслию. § G Эмпатия – способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, понимание их внутреннего состояния. В основе эмпатии лежит умение преодолеть собственные чувства, точку зрения, стереотипы понимания и занять позицию, роль, место другого. Другую группу базовых ценностей составляют ценности жизнедеятельности. § G Самореализация – одна из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающая его стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциал и претворить их в жизнь в процессе собственной деятельности. § G Интерес – форма проявления познавательных, поисковых, исследовательских и практических потребностей деятельности, форма выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения. Интерес начинает проявляться как склонность к определенной деятельности, если при осуществлении деятельности, вызванной интересом, достигнут успех. Интерес подсказывает тот или иной выбор – выбор включает механизмы самоопределения, саморазвития и самореализации: так происходит становление личностной культуры. § G Взаимопонимание и понимание – состояние, готовность человека постигать индивидуальные особенности других и ожидание что он сам будет адекватно воспринят другими. Взаимопонимание достигается лишь в совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в которой возможны искренние проявления любви, терпимости, уважения. § Одним из основных способов взаимопонимания, саморазвития и самореализации ребенка является G Сотрудничество – согласованная, совместная и ценностно-значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению совместно значимой задачи. В авторитарной педагогике сотрудничество, если и допускалось, то трактовалось под призмой воздействия, руководства педагогом воспитанников, а так же как готовность ребенка принять воспитывающее воздействие взрослого. § G Педагогическая поддержка, (а также связанная с поддержкой забота и защита), проявляется внешне как система совместных с ребенком действий по разрешению его проблем и конфликтов, торможению и снятию отрицательных воздействий окружения («Они-препятствия»); внутренне – как устранение существующих комплексов, проблем поведения, общения («Я-препятствия»). Поддержка направлена на создание дружеской среды взаимодействия: не «тепличной» или опекающей, а комфортной и благоприятной для раскрытия потенциала ребенка в его попытках решить проблемы и преодолеть трудности. Она осуществляется в совместном с ребенком поиске конкретных способов действия, в обеспечении условий выбора и самостоятельного принятия решения на основе стимулирования его способностей и рефлексии, и, если это необходимо, трансформации ценностных ориентаций. § Свобода – (более подробно см. Лекция №2). Здесь добавим лишь, что нет воспитания там, где все вокруг ребенка читают, слушают музыку, умываются по утрам, любят, дарят улыбки, а ребенок остается сторонним наблюдателем этих достижений культуры. Воспитание только там, где ежедневно и ежеминутно происходит воссоздание образа жизни, достойной современного человека, современного общества: ребенок САМ читает, САМ слушает музыку, САМ чистит зубы, САМ выражает свою любовь к окружающим, САМ проявляет заботу о слабых и так далее. С этой точки зрения, воспитание – это помощь педагога в организации жизни ребенка на уровне культуры, где САМ ребенок и творец, и продукт, и продолжатель культуры, т.е. он одновременно, для всех окружающих он выступает социальным фоном протекающий в данный момент жизни. «Поэтому нет мелочей в воспитании, - как замечал А.С.Макаренко, - ибо все, что совершает ребенок, и что при нем совершается, либо располагается в контексте культуры, либо выпадают из культурного контекста». Добавим, что духовность является той универсальной, интегральной ценностью, которая объединяет ценности-добродетели и ценности- жизнедеятельности (более подробно см. Лекция№2). При этом овладение ребенком культурными ценностями возможно через две его позиции: - созерцательно-познавательную, когда ребенок изучает мир во всем его многообразии, осознает его; - активно-преобразующую, когда ребенок сам реально содействует сохранению ценностей, увеличению богатств природы и общества, творческими усилиями создавая материальные и духовные ценности. Взаимодействие ребенка с миром происходит в различных видах деятельности, а именно: § познавательная – расширяет кругозор школьника, приобщает к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; § трудовая – направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно-полезного труда; § художественная – развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к образному, художественному мышлению, к тонким эмоциональным переживаниям, стимулирует художественную самодеятельность и творческую фантазию; § спортивная – формирование здорового образа жизни, силы, выносливости, красоты человеческого тела; § общественная – содействует социализации школьника, формирует гражданскую позицию, приобщает к активному, позитивному преобразованию действительности; § ценностно-ориентировочная – направлена на осмысление личных и общечеловеческих ценностей, и определение на этой основе собственной жизненной позиции; § свободное общение – осуществляется как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью этой деятельности является общение с другим человеком как ценностью. Комбинация и доминирование того или иного вида деятельности в воспитании зависит от возрастных особенностей ребенка и уровня его воспитанности. Так, в младших классах преобладает игровая и познавательная деятельность, между трудом, учением и художественной деятельностью грани стерты – один вид деятельности переходит в другой, минимален объем общественной деятельности, почти полностью отсутствует ценностно-ориентировочная деятельность. В среднем звене (подростковый возраст) – доминирует свободное общение, значительный интерес к спортивно-оздоровительной и художественной деятельности, (как познание себя, красоты своего тела). Возрастает значимость общественной деятельности, закладывается ценностно-ориентировочная. Снижется интерес к познавательной, точнее учебной деятельности. Старшие классы – доминанта ценностно-ориентировочной, свободного общения. Спортивная и трудовая соответствует полоролевой позиции ребенка. Трудовая деятельность переводится на уровень оплачиваемого труда. Таким образом, обобщив все вышеизложенное Þ G Содержание воспитания – базовые культурные ценности (ценности-добродетели и ценности-жизнедеятельности), освоение которых позволяет ребенку через различные виды деятельности творчески развиваясь, взаимодействовуя с миром во всем его многообразии. Представим это в виде схемы:
Рисунок 1
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|