|
Методы воспитания, их классификация и характеристика ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Для того, чтобы воспитательная деятельность в той или иной форме состоялась необходимо непосредственное взаимодействие, контакт взрослого и ребенка, т.е. Þ G Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания. На сегодняшний день накоплено достаточно много методов воспитания, хотя большинство из них известны со времен зарождения человеческого общества. Для того, чтобы как-то их упорядочить существуют различные классификации, которые помогают обнаружить в методах воспитания общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое. Именно с помощью методов воспитания воспитатель имеет возможность корректировать поведение и развитие детей, формировать необходимые качества личности, ценностные ориентации, обогащая их опыт деятельности, общения и отношений.
Рисунок 3
( Это интересно: методы воспитания в зарубежной педагогики основываются, в основном, на методиках психоанализа: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, тестирование и даже занятия. Так, в школах существуют специальные учебные предметы/курсы, состоящие из серии уроков. Их основная цель – формирование сознания и поведения, например, курс обучения разрешению конфликтных ситуаций). Наряду с методами воспитания для реализации воспитательного процесса применяются G Средства воспитания – это, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач, для реализации того или иного метода. Но в отличии от методов воспитания, который реализуется через совместную деятельность педагога и воспитанника средство (книга, кинофильм, произведение искусства) может влиять и вне деятельности педагога, хотя без сомнения методы и средства воспитания должны дополнять и обогащать друг друга. Условия оптимального выбора форм и методов воспитания Нет ни форм, ни методов воспитания универсальных. Ни одна из форм, методов не может быть заранее эффективной или неэффективной без учета тех условий, в которых он применяется Þ Выбор форм и методов воспитания – это всегда поиск оптимального пути воспитательного взаимодействия, позволяющего быстро, с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели. Выбор – это всегда высокое мастерство педагога, который, основываясь на педагогической интуиции, лучше всего учел целый спектр условий, а именно: § цели и задачи воспитания, его смысловое содержание, их единство и непротиворечивость;
Таблица 1 Классификация методов воспитания
§ возрастные, индивидуальные и личные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются с помощью форм и методов, наиболее соответствующих возрасту воспитанника, причем не столько количеству прожитых лет, сколько уровню социального опыта, уровню развития основных психологических и нравственных качеств; § уровень сформированности детского коллектива; § отношения, складывающиеся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка; § материально-технические возможности школы, (в основном это касается форм воспитания); § уровень педагогической квалификации, мастерства воспитателя, его общая культура, качества личности и т.д. И еще один важный момент – чем разнообразнее и богаче по содержанию формы и методов организации, тем они эффективнее. Частое же применение одних и тех же приводит к потере их новизны, они становятся «трафаретными» и в силу этого теряют свою продуктивность Þ необходимо использовать все многообразие существующих форм и методов воспитания, чтобы максимально стимулировать не только воспитание, сколько самовоспитание ребенка.
«Надо, прежде всего, укреплять то доброе, что непременно есть в каждом ребенке (и это нужно видеть), и тогда недостатки исчезнут сами собой» К.Д.Ушинский
Процесс воспитания, как уже отмечалось, процесс противоречивый, длительный, на него влияет огромное количество как объективных, так и субъективных факторов, в нем постоянно возникают трудности, он не всегда протекает с одинаковым успехом, поэтому результаты процесса воспитания имеют подчас отдаленный характер. Сложность оценки результата процесса воспитания заключается так же в том, что он идет в тесном единстве с процессами обучения, формирования и развития личности, а самое главное с процессом самовоспитания. К этому необходимо добавить, что оценку процесса воспитания осуществляет педагог, чей субъективный опыт, возраст, ценности и т.п. существенно отличаются от тех же показателей у ребенка. Поэтому оценка всегда носит весьма субъективный характер. Более того, формирующаяся личность ребенка – явление динамичное и любая фиксация уровня воспитанности сегодня не может отразить реального положения дел – ребенок завтра не такой как сегодня Þ Как узнать, достиг ли процесс воспитания своей цели в целом, какова его результативность? Естественно, что для этого необходимо сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Поэтому воспитательный результат определяется по тенденциям формирования и развития личности, т.е. в каком направлении (позитивном или негативном) идет развитие важнейших (стержневых) качеств, ценностных установок личности. При этом необходимо всегда помнить, что нельзя оценивать воспитательный процесс через сравнение ребенка с ребенком, учащихся разных школ, классов. Нельзя забывать о разнообразии индивидуальных обстоятельств его жизни, о различии темпов развития, о неповторимости социально-психологического климата, наследственных данных. Производится сравнение только прошлого - «ребенок вчера» и настоящего – «он сегодня» ребенка. Основным, решающим критерием оценки процесса воспитания следует считать меру воспитанности учащегося, которая определяется соответствием реального образа школьника идеальной модели, причем как вообще (усредненной), так и «Я-идеальному» самого ребенка. Диагностика эффективности процесса воспитания предполагает выполнение трех функций: § аналитической – выявление реального состояния воспитательного процесса, анализ происшедших изменений; § контрольно-корректирующей – определение эффективности используемых форм и методов, выявление причин возникших трудностей; § прогностической – определение потенциальных возможностей дальнейшего совершенствования воспитательного процесса и путей преодоления трудностей. В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от латинского «критериум» - сравнение) Þ Критерии воспитанности – теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности/коллектива. Среди множества критериев воспитанности выделяют: § Жесткие - т.е. важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число отбываемых наказание, темпы распространения наркомании, проституции и т.д.; § Мягкие – помогают получить общее представление о ходе и результатах процесса воспитания, но не дают возможность проникнуть вглубь, надежно продиагностировать скрытые качества. По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на: § связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – в виде суждения, оценки, поступков или действий личности; § связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивы, убеждения, планы, ценностные ориентации ребенка. Способы фиксирования критериев воспитанности вырабатываются педагогами в ходе практической работы с пакетом методик изучения воспитанности школьников, основу которого разработала Н.Е.Щуркова. Ею были предложены следующие уровни воспитанности: 1 уровень – овладение элементарными нормами поведения (начальная школа). 2 уровень – эмоциональная сопричастность обществу, миру, природе, т.е. основным культурным ценностям. 3 уровень – осознание социального значения и личностного смысла общечеловеческих ценностей и реализация их в практике школьника (старшие классы). В основе разработанного пакета методик по выявлению уровня воспитанности лежит создание ситуации «свободного выбора» (умозрительного, эмоционального, практически-действенного выбора). Основные условия применения методик: «скрытые» педагогические цели, отсутствие педагогического давления, анонимность при выполнении, отсутствие взаимного влияния учащихся друг на друга и др. Примерная группировка методик: Для первого уровня: набл юдение за поведением детей с фиксированием качественных и количественных характеристик; поведенческие срезы и др. Для второго уровня: «недописанный рассказ/тезис» («Хороший друг – это…»), «альтернативный тезис», (например: «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга»), рисунки-пиктограммы, цветограмма, «сочинение на заданную тему», рисунчатые методики («Я в лучах солнца», «Я в бликах луны», «Ладошка» и др.), анкетирование, тестирование, ранжирование, метод ассоциативного теста (записать как можно большее количество слов, которые приходят на ум в связи с данным ключевым словом, (например: школа, учитель и др.); «Рассказ с ошибками». Для третьего уровня используются те же методики, но предпочтение должно отдаваться методу воспитывающих ситуаций и методам саморефлексии. Требования к оценке уровней воспитанности: - соблюдение всех требований к психолого-педагогическому исследованию – валидность, достоверность, систематичность, объективность и др. - должны быть использованы разнообразные формы фиксирования результатов воспитанности, которые следует хранить в течение ряда лет для сопоставления результатов воспитательного процесса в динамике и обнаружения намечающихся тенденций в системе отношений учащихся к миру; - оценивание воспитательного результата должны сопровождаться анализом всей воспитательной деятельности школы: уровня развития детского коллектива; качество планирования воспитательной деятельности; характера распределения педагогических функций работников школы; методического мастерства воспитателей; наличие связей школы с другими воспитательными учреждениями; способа ведения документации, позволяющей анализировать и организовывать педагогический процесс; - нецелесообразно устанавливать единые для всех школ и коллективов критерии эффективности воспитательного процесса, они могут быть разработаны участниками с учетом целей и задач проводимой работы, особенностей и этапа развития воспитательной системы; - положительно оценивать процесс воспитания можно только тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности школьников к выпускному классу.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|