Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методы воспитания, их классификация и характеристика





Для того, чтобы воспитательная деятельность в той или иной форме состоялась необходимо непосредственное взаимодействие, контакт взрослого и ребенка, т.е. Þ

G Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания.

На сегодняшний день накоплено достаточно много методов воспитания, хотя большинство из них известны со времен зарождения человеческого общества. Для того, чтобы как-то их упорядочить существуют различные классификации, которые помогают обнаружить в методах воспитания общее и специфическое, существенное и случайное, теоретическое и практическое.

Именно с помощью методов воспитания воспитатель имеет возможность корректировать поведение и развитие детей, формировать необходимые качества личности, ценностные ориентации, обогащая их опыт деятельности, общения и отношений.


 

Рисунок 3

           
   
     
 

 


(Это интересно: методы воспитания в зарубежной педагогики основываются, в основном, на методиках психоанализа: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, тестирование и даже занятия. Так, в школах существуют специальные учебные предметы/курсы, состоящие из серии уроков. Их основная цель – формирование сознания и поведения, например, курс обучения разрешению конфликтных ситуаций).

Наряду с методами воспитания для реализации воспитательного процесса применяются G Средства воспитания –это, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач, для реализации того или иного метода. Но в отличии от методов воспитания, который реализуется через совместную деятельность педагога и воспитанника средство (книга, кинофильм, произведение искусства) может влиять и вне деятельности педагога, хотя без сомнения методы и средства воспитания должны дополнять и обогащать друг друга.



Условия оптимального выбора форм и методов воспитания

Нет ни форм, ни методов воспитания универсальных. Ни одна из форм, методов не может быть заранее эффективной или неэффективной без учета тех условий, в которых он применяется Þ Выбор форм и методов воспитания – это всегда поиск оптимального пути воспитательного взаимодействия, позволяющего быстро, с разумными затратами энергии и средств достичь намеченной цели. Выбор – это всегда высокое мастерство педагога, который, основываясь на педагогической интуиции, лучше всего учел целый спектр условий, а именно:

§ цели и задачи воспитания, его смысловое содержание, их единство и непротиворечивость;

 


Таблица 1

Классификация методов воспитания

 

Методы формирования сознания личности = методы убеждения Методы организации деятельности Методы стимулирования Методы контроля и самоконтроля
§ Ьеседа – формируются теоретические знания, нравственно-эстетические представления и ценностные ориентации путем активной мыслительной деятельности по оценке событий, поступков, явлений. Беседа поправляет, советует, побуждает к поиску, размышлению, выбору собственной точки зрения, позиции. Виды беседы: по видам деятельности (этическая, эстетическая, познавательная и т д.); по количеству участников (индивидуальная, групповая, коллективная); § G Диспут - позволяет обсудить актуальные проблемы, повлиять на формирование мировоззрения личности путем столкновения мнений, творческих исканий, размышлений. Не требует окончательных решений. § Лекция – развернутое, доступное изложение проблемы или вопроса (монологическая форма). § Пример – анализ, обсуждение конкретного образа, личности или факта. Психологическая основа – подражание. § Рассказ – яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов, событий, имеющих нравственное содержание (монологическая форма). § Разъяснение – эмоционально- словесное влияние на воспитанников с опорой на внушение. § Увещевание – сочетание просьбы с разъяснением и внушением. Большую роль играет личность воспитателя. Вывод: преимущественно это методы словесно-эмоционального влияния/воздействия на сознание, чувства, волю. § Упражнение – многократное повторение требуемых действий, доведение их до устойчивой привычки поведения; § Приучение – организация регулярного выполнения детьми определенных действий, с целью превращения их в привычки, правила поведения; § Воспитывающие ситуации – создание обстоятельств затруднения, выбора с целью стимулирования положительных качеств, действий. Цель – создание условий для сознательной, активной воспитывающей деятельности, в которой проверяются сложившиеся нормы поведения и ценности; § Пример – показ своим поведением образца, правила, которому необходимо было бы следовать. Вывод: все методы основаны на практической деятельности воспитателя и воспитанников, направлены на формирование умений, навыков, привычек, культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к делу. § Требование – метод побуждения к деятельности. Виды: прямое требование (приказ, указ, предписание) и косвенное (пожелание, просьба, совет, намек) предпочтительнее! § Общественное мнение – выражает преобладающее отношение в группе, членом которой является ученик, способствует налаживанию и коррекции общественного мнения в группе. Его побудительная сила зависит от возраста детей, сплоченности коллектива;. § Поощрение – выражение положительной оценки действиям воспитанников. Может быть в форме6 одобрения (жест, мимика, доверие) или благодарности, похвалы, награждения; § Наказание – метод, сдерживающий негативные явления и поступки. Это осуждение действий, которое корректирует и исправляет поведение. Формы: недовольство (выраженное мимикой, пантомимикой), словесное замечание, вызов, выговор, недовольство и т.д. Требования к методу наказания и поощрения: -обоснованность, -конкретность - гибкость - публичность - избежание коллективных наказаний - отказ от физических, психических форм - педагогический такт § Соревнование – метод направления естественной потребности ребенка к соперничеству на воспитание нужных человеку и обществу качеств личности. Вывод: могут быть как словесные, так и в форме действий. Цель – побуждение к социально-одобряемым действиям и сдерживание негативных поступков. § Методы контроля (= методы психолого-педагогической диагностики): наблюдение, беседа, опрос, анализ деятельности, создание ситуаций, тестирование, анкетирование, рейтинг; § Методы самовоспитания = формирование потребности сознательной, планомерной работы над собой в плане самосовершенствования: личные обязательства, самоотчет, самоконтроль, самооценка. Вывод: помогают оценить поступки, простимулировать положительную деятельность, выявить уровень воспитательных влияний и определить промежуточные результаты.

§ возрастные, индивидуальные и личные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются с помощью форм и методов, наиболее соответствующих возрасту воспитанника, причем не столько количеству прожитых лет, сколько уровню социального опыта, уровню развития основных психологических и нравственных качеств;

§ уровень сформированности детского коллектива;

§ отношения, складывающиеся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка;

§ материально-технические возможности школы, (в основном это касается форм воспитания);

§ уровень педагогической квалификации, мастерства воспитателя, его общая культура, качества личности и т.д.

И еще один важный момент – чем разнообразнее и богаче по содержанию формы и методов организации, тем они эффективнее. Частое же применение одних и тех же приводит к потере их новизны, они становятся «трафаретными» и в силу этого теряют свою продуктивность Þ

необходимо использовать все многообразие существующих форм и методов воспитания, чтобы максимально стимулировать не только воспитание, сколько самовоспитание ребенка.

 

 

 

 


«Надо, прежде всего, укреплять то доброе, что непременно есть в каждом ребенке (и это нужно видеть), и тогда недостатки исчезнут сами собой»

К.Д.Ушинский

 

Процесс воспитания, как уже отмечалось, процесс противоречивый, длительный, на него влияет огромное количество как объективных, так и субъективных факторов, в нем постоянно возникают трудности, он не всегда протекает с одинаковым успехом, поэтому результаты процесса воспитания имеют подчас отдаленный характер.

Сложность оценки результата процесса воспитания заключается так же в том, что он идет в тесном единстве с процессами обучения, формирования и развития личности, а самое главное с процессом самовоспитания. К этому необходимо добавить, что оценку процесса воспитания осуществляет педагог, чей субъективный опыт, возраст, ценности и т.п. существенно отличаются от тех же показателей у ребенка. Поэтому оценка всегда носит весьма субъективный характер.

Более того, формирующаяся личность ребенка – явление динамичное и любая фиксация уровня воспитанности сегодня не может отразить реального положения дел – ребенок завтра не такой как сегодня Þ

Как узнать, достиг ли процесс воспитания своей цели в целом, какова его результативность? Естественно, что для этого необходимо сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания.

Поэтому воспитательный результат определяется по тенденциям формирования и развития личности, т.е. в каком направлении (позитивном или негативном) идет развитие важнейших (стержневых) качеств, ценностных установок личности.

При этом необходимо всегда помнить, что нельзя оценивать воспитательный процесс через сравнение ребенка с ребенком, учащихся разных школ, классов. Нельзя забывать о разнообразии индивидуальных обстоятельств его жизни, о различии темпов развития, о неповторимости социально-психологического климата, наследственных данных. Производится сравнение только прошлого - «ребенок вчера» и настоящего – «он сегодня» ребенка.

Основным, решающим критерием оценки процесса воспитания следует считать меру воспитанности учащегося, которая определяется соответствием реального образа школьника идеальной модели, причем как вообще (усредненной), так и «Я-идеальному» самого ребенка.

Диагностика эффективности процесса воспитания предполагает выполнение трех функций:

§ аналитической – выявление реального состояния воспитательного процесса, анализ происшедших изменений;

§ контрольно-корректирующей – определение эффективности используемых форм и методов, выявление причин возникших трудностей;

§ прогностической – определение потенциальных возможностей дальнейшего совершенствования воспитательного процесса и путей преодоления трудностей.

В качестве эталонных показателей, с которыми сравниваются достигнутые результаты, используются критерии (от латинского «критериум» - сравнение) Þ

Критерии воспитанности – теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности/коллектива.

Среди множества критериев воспитанности выделяют:

§ Жесткие - т.е. важные статистические показатели, в комплексе характеризующие общий уровень воспитанности молодежи: число совершаемых правонарушений и тенденции их изменения; число отбываемых наказание, темпы распространения наркомании, проституции и т.д.;

§ Мягкие – помогают получить общее представление о ходе и результатах процесса воспитания, но не дают возможность проникнуть вглубь, надежно продиагностировать скрытые качества.

По направленности, способу и месту применения критерии воспитанности условно делятся на:

§ связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме – в виде суждения, оценки, поступков или действий личности;

§ связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя – мотивы, убеждения, планы, ценностные ориентации ребенка.

Способы фиксирования критериев воспитанности вырабатываются педагогами в ходе практической работы с пакетом методик изучения воспитанности школьников, основу которого разработала Н.Е.Щуркова. Ею были предложены следующие уровни воспитанности:

1 уровень – овладение элементарными нормами поведения (начальная школа).

2 уровень – эмоциональная сопричастность обществу, миру, природе, т.е. основным культурным ценностям.

3 уровень – осознание социального значения и личностного смысла общечеловеческих ценностей и реализация их в практике школьника (старшие классы).

В основе разработанного пакета методик по выявлению уровня воспитанности лежит создание ситуации «свободного выбора» (умозрительного, эмоционального, практически-действенного выбора).

Основные условия применения методик: «скрытые» педагогические цели, отсутствие педагогического давления, анонимность при выполнении, отсутствие взаимного влияния учащихся друг на друга и др.

Примерная группировка методик:

Для первого уровня: наблюдение за поведением детей с фиксированием качественных и количественных характеристик; поведенческие срезы и др.

Для второго уровня: «недописанный рассказ/тезис» («Хороший друг – это…»), «альтернативный тезис», (например: «Учит жизни не книга, а опыт. Учит жизни не опыт, а книга»), рисунки-пиктограммы, цветограмма, «сочинение на заданную тему», рисунчатые методики («Я в лучах солнца», «Я в бликах луны», «Ладошка» и др.), анкетирование, тестирование, ранжирование, метод ассоциативного теста (записать как можно большее количество слов, которые приходят на ум в связи с данным ключевым словом, (например: школа, учитель и др.); «Рассказ с ошибками».

Для третьего уровня используются те же методики, но предпочтение должно отдаваться методу воспитывающих ситуаций и методам саморефлексии.

Требования к оценке уровней воспитанности:

- соблюдение всех требований к психолого-педагогическому исследованию – валидность, достоверность, систематичность, объективность и др.

- должны быть использованы разнообразные формы фиксирования результатов воспитанности, которые следует хранить в течение ряда лет для сопоставления результатов воспитательного процесса в динамике и обнаружения намечающихся тенденций в системе отношений учащихся к миру;

- оценивание воспитательного результата должны сопровождаться анализом всей воспитательной деятельности школы: уровня развития детского коллектива; качество планирования воспитательной деятельности; характера распределения педагогических функций работников школы; методического мастерства воспитателей; наличие связей школы с другими воспитательными учреждениями; способа ведения документации, позволяющей анализировать и организовывать педагогический процесс;

- нецелесообразно устанавливать единые для всех школ и коллективов критерии эффективности воспитательного процесса, они могут быть разработаны участниками с учетом целей и задач проводимой работы, особенностей и этапа развития воспитательной системы;

- положительно оценивать процесс воспитания можно только тогда, когда получаемые результаты фиксируют повышение уровня воспитанности школьников к выпускному классу.

 

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.