|
Воспитание как общественно-педагогическое, культурное явление.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Т.Н.Черняева ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ: КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ОТ АВТОРА – СОСТАВИТЕЛЯ
«Цель воспитания – помочь каждому ребенку обрести свое «Я», свою творческую индивидуальность, чтобы стать личностью» В.И.Андреев
Предлагаемый краткий курс лекций построен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего педагогического образования и соответствует логике учебной дисциплины. Содержание пособия ориентирует студентов в процессе изучения данного блока на решение следующих задач: § усвоить на междисциплинарной основе важнейшие понятия: воспитание, культура, ценностные ориентации, формы, методы воспитания, воспитательное дело, взаимодействие, свобода, педагогическая поддержка, толерантность и др.; § учитывая особенности современной социокультурной, экономической ситуации ознакомиться с инновационными подходами к процессу воспитания, его целям, содержанию; § с позиции значимости процессов «самости», свободы и ценностей культуры разобраться в структуре процесса воспитания, его особенностях, движущих силах; § научиться проектировать процесс воспитания по основным его направлениям, используя весь спектр существующих форм, методов и средств; § овладеть теоретическими основами диагностики эффективности процесса воспитания, познакомиться методиками определения уровня воспитанности личности; § познакомиться с наиболее интересными зарубежными и отечественными воспитательными системами школ; § рассмотреть основы организации коллективной творческой деятельности, теорию формирования детского коллектива; § настроиться на целенаправленное, научно организованное, продуктивное формирование собственного опыта творческой педагогической деятельности. В пособии представлен список литературы, позволяющий студентам самостоятельно и более детально изучить отдельные темы курса, а так же дополнительный словарик терминов. Данное пособие является третьей частью курса лекций, читаемых автором в Педагогическом институте Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского и подготовлено на основе анализа психологической, общепедагогической литературы и практики, и отражает как общепринятые положения по различным аспектам современного воспитания, так и собственную позицию автора-составителя.
«Знание без воспитания – это меч в руках сумасшедшего» Д.И.Менделеев Самой острой проблемой не только школы, семьи, но и всего общества, государства следует считать проблему воспитания нового поколения россиян. В обществе происходят сложнейшие экономические, социокультурные изменения, не все из которых, к сожалению, можно отнести к прогрессивным. Происходит отступление отечественной культуры под напором западной антикультуры, растет детская преступность, агрессия, беспризорность, проституция, суицид и наркомания. Конечно это уже не только педагогические, но и социальные проблемы, которые общество либо не решает, либо не знает, как решать. Именно поэтому педагогическая драма воспитания стремительно превращается в общенациональную трагедию. Разгром прежней идеологической базы, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деилогизация школы, проведенные не всегда профессионально и зачастую поспешно – все это привело фактически к отказу от воспитания как целенаправленной педагогической деятельности. В связи с этим вполне понятно, что теорию воспитания можно отнести к одному из самых проблемных, спорных, но, тем не менее, важных разделов педагогической науки и практики. Рассмотрим его основные положения. G у При данном понимании воспитания личность воспитанника рассматривается не как объект, а как субъект воспитания. Принуждение, насилие не способствует формированию творческой, саморазвивающейся личности, оно сродни дрессировки, простому воспроизведению, исполнительству, человеку ничего нельзя «привить», у него нельзя «выработать» без его собственной активности (активность самой личности). Известный российский философ Г.С.Батищев писал: «…Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только …вызвать его собственную активность, … его собственную деятельность». § Если ребенок рассматривается в воспитании как объект, то его характеризует: Неосознанность своих ценностей и интересов, неумение четко поставить перед собой цели и задачи и наметить пути их достижения; § детерминированность деятельности извне: ожидание инструкций, отказ от самостоятельности решений, принятие готовых идей, опора на стимулы; § использование готовых программ, стереотипность мышления, действий, репродуктивность поведения; § неспособность к систематическому самоанализу, самооценке, самокоррекции. Сегодня в воспитании ребенок, несомненно, должен рассматриваться как субъект, как активное, заинтересованное лицо, которое характеризует: § видение перспективы своего развития, наличие ценностных ориентаций, развитость интересов, целеустремленность; § активность, инициатива, готовность к самостоятельному и ответственному принятию решения, выбор видов деятельности, ориентация на собственный внутренний мир; § разнообразие интересов и аспектов самовыражения; § способность к критическому самоанализу, самооценке и коррекции собственного развития Þ Таким образом, воспитание сегодня рассматривается, прежде всего, под призмой «самости». В качестве подтверждения приведем слова известного российского педагога В.А.Сухомлинского: «Никто не сможет воспитать человека, если он САМ себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания вообще, и школьного в частности, – разбудить внутренние силы ребенка, его творческий потенциал и направить их на саморазвитие, самовоспитание, т.е. превратить воспитание в самовоспитание Þ G Самовоспитание – осознанная деятельность субъекта, направленная на развитие в себе социально одобряемых (нормативных) качеств личности, совершенствование собственного образа жизни через интериоризацию (присвоение) духовных ценностей, традиций и обычаев, принятых в данном обществе, а так же преодоление возникающих недостатков. Обратим внимание на последнее, что подчеркивает чрезвычайную сложность процесса воспитания, включающего в себя и процесс постоянной коррекции, перевоспитания, т.е. перестройку установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим, общественным и личным требованиям. Важную роль в воспитании и самовоспитании играет формирование ребенком собственной позитивной «Я-концепции личности». Вместе с тем воспитание рассматривается сегодня не только как важнейший общественный процесс, оно является одновременно и компонентом общемировой и национальной культуры Þ G Воспитание (как компонент культуры) рассматривается как процесс вхождения человека (ребенка) как субъекта в современную ему мировую и национальную культуру. Именно поэтому воспитание сегодня рассматривается еще и как фактор, позволяющий сформировать G Базовую культуру личности – уровенькультуры жизненного самоопределения, позволяющий индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой. Рисунок 1 Рисунок 1
G Общие цели воспитания – выработка ценностно-важных, необходимых качеств, свойственных ВСЕМ людям, в независимости от национальной, религиозной принадлежности, возраста, страны, социального статуса. Это такие качества как доброта, порядочность, милосердие, трудолюбие и др. G Индивидуальные цели воспитания – т.е. воспитание конкретного человека с учетом его индивидуальных особенностей (наследственности, среды, активности самой личности, социального опыта). С 1918 года главной целью воспитания считалось формирование всесторонней и гармонично развитой личности. Как уже отмечалось, данная мысль, возникнув в Древней Греции, вновь появляется в Европе в эпоху возрождения, хотя опять же каждый из педагогов- гуманистов вкладывал в ее содержание свой смысл. Учение о всестороннем развитии личности как цели воспитания разрабатывалось К.Марксом и Ф.Энгельсом, которые считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены все классовые противоречия, человечество достигнет высокого уровня развития не будет существовать различий между умственным и физическим трудом человек сможет сформироваться в гармонии с собой и миром, он будет лишен недостатков, его развитие будет гарантированно поступательным. Цель, таким образом, носила характер идеала или перспективы. Но в точно такой же формулировке она в начале ХХ века проникает и в отечественную педагогику благодаря трудам В.И.Ленина, Н.К.Крупской, Луначарского. В ленинской трактовке – «…воспитание, обучение и подготовка всесторонне развитых и всесторонне подготовленных людей, людей, которые умеют все делать». Разумеется, что данная идея была принята как аксиома и, не подвергаясь практически сомнению, просуществовала вплоть до конца 90-х годов ХХ века. Оживление демократии и свободы в нашей стране привело к тому, что многие воспитатели, в первую очередь практики, стали высказывать об аморфности, недостижимости данной цели, особенно в новых социально-экономических условиях. И хотя эта цель продолжает существовать, сегодня она признается как некий идеал, перспектива развития человеческого общества, во многом напоминая постоянное стремление человека научиться летать самому Þ G Перспективная (идеальная) цель воспитания – формирование всесторонней, гармонично развитой личности. Сегодня воспитателю практику необходима цель воспитания, результаты который могут быть реальными, жизненными, поэтому осуществляются многочисленные попытки «приземлить» цель. Мы полагаем, что в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.2) можно сформулировать так: G Реальная цель воспитания сегодня – помочь каждому ребенку освоить базовые общекультурные ценности, нормы и правила поведения, которые обеспечили бы ему возможность творческой самореализации и саморазвития в окружающем мире. Подчеркнем еще раз, что данная формулировка не может быть признана окончательной, но она подчеркивает следующие принципиальные моменты: § субъект-субъектный характер воспитания; § творческий характер и ориентация на развитие в различных сферах жизнедеятельности; § принцип свободы; § опора на культуру; § формирование ценностных установок (собственной «Я-концепции»). Некоторые исследователи (С.В.Кульневич, Е.В.Бондаревская и др.) ставят под сомнение саму необходимость формулировки целей воспитания. Они аргументируют свою позицию тем, что получить, оценить результат процесса воспитания, (особенно в период школьного обучения), очень и очень сложно, а иногда практически невозможно, следовательно, нельзя/или ненужно ставить какие-либо цели. Согласиться с таким утверждением крайне сложно по многим причинам. Действительно, самый «уязвимый» компонент процесса воспитания – это его результат, но говорить о том, что его нельзя определить вообще, на наш взгляд, преувеличено. Результат воспитания, как конечный продукт, получить в окончательном виде, наверное, невозможно, так как процесс воспитания длиться всю жизнь, идет с переменным успехом, вариативен и т.д. Но можно и нужно стремиться продиагностировать промежуточные результаты, определив в каком направлении, идет развитие личности, в позитиве или негативе. И ориентиром, в данном случае, будет выступать те цели и задачи, та «Я концепция», которые и определяют результат воспитания конкретной личности или коллектива. Содержание процесса воспитания. Изменение целей воспитания приводит к новому пониманию его содержания. Содержание воспитания в самом общем виде – это характеристика основных культурных ценностей воспитания Þ мы выходим на такие значимые категории как «культура» и «культурные ценности». Культура – явление сложное, интегрирующее различные стороны человеческой деятельности и социального бытия. Существует более 250 определений культуры, что свидетельствует о многообразии ее проявлений, внедренности фактически во все проявления социальной жизни, многомерности и полисистемности, а значит и высокой значимости для всего социума. Это находит отражение в объемности определения «культуры». G «Культура – это § сумма духовных достижений и память человечества; § творческое самовыражение людей (результат и процесс творчества); § совокупность общезначимых смыслов, знаков и символов; § система норм и образцов поведения, бытующих в обществе; § основа социального поведения, унаследованная от предыдущих поколений; § способ жизни и жизнедеятельности, совокупность материальных и духовных ценностей; § достижение личности, приобщаемые ею и приобщающие ее к сумме общечеловеческих достижений; § набор культурных средств и технологий деятельности, передающихся из поколения в поколение, развиваемых и изменяемых ими; § основное условие и процесс включения людей в сообщество» (Н.Б.Крылова) Культура является носителем определенной системы социально и личностных ценностей, которые в свою очередь составляют содержание воспитания. Необходимо отметить, что каждому человеку, ребенку необходимо осмыслить, самоосознать то, в рамках, какой культуры человек осуществляет свою жизнедеятельность. Рассмотрим в сравнении европейскую и азиатскую культурную традицию: Таблица 1
Поскольку мы россияне, то принадлежим к евроазиатской культуре, то у нас наиболее ярко выражен синтез этих культур. Различие менталитетов еще раз подчеркивает необходимость рассмотрения воспитания не только как общественного, но и как своеобразного культурного процесса, учитывающего всю самобытность именно российских традиций воспитания (воспитанием через традиции национальной культуры занимается особый раздел педагогической науки – этнопедагогики). Известно, что с древнейших времен люди пытались обосновать и описать моральные нормы, облик идеального человека как средоточие определенных ценностей – добродетелей. Так, например, такие заповеди и запреты, как «Чти отца твоего и мать твою», «Не убий», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не пожалей добра ближнего твоего» воспринимаются на житейском уровне положительными общечеловеческими нормами поведения (см. лекция №2). Во «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году, утверждаются такие ценности для всех людей, как свобода, равенство, братство. Славянская евангелическая ассоциация выделила 46 христианских ценностей, среди них способность к состраданию, учтивость, мужество, справедливость, вера и верность, способность прощать, доброта, любовь и др. Приведенные выше общечеловеческие, гражданские и христианские ценности свидетельствуют о том, что нет, и очевидно не может быть единого основания и классификации ценностей. Более правильным можно считать ориентацию на относительно немногие, наиболее значительные ценности, которые и представляют собой обобщенное содержание воспитания. В широком смысле слова под G Ценности (культурные ценности) – регулятивные компоненты любой культуры, воплощающие идеалы и представления об эталоне. Они находят выражение в нормах, идеалах, наиболее типичных для данных культур материальных и духовных продуктах. Ценность – не природное свойство чего-то внешнего – предмета, события или явления; в ценности отражено отношение человека к предмету, событию или явлению, позволяющее личности максимально проявлять свое взаимодействие с окружающим миром во всем его многообразии – трудом, людьми, природой и самим собой (через сферы самоопределения). Н.Б.Крылова разделяет эти базовые ценности на две условные группы: § «ценности-добродетели», к которым отнесены альтруизм, другодоминантность, терпимость, толерантность, эмпатия. В их основе лежат наиболее значимые нормы отношений к другому человеку, имеющие нравственное и психологическое содержание; § «ценности жизнедеятельности», к которым отнесены самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка. В их основе лежат поведенческие и деятельностные нормы и социальные ценности, обеспечивающие существование человека в сообществе других людей. Конечно, перечень ценностей неполный и каждый педагог может дополнить их на основе собственного опыта. Рассмотрим подробнее те базовые ценности, которые относятся к добродетелям: § G Альтруизм – система ценностных ориентаций личности, при которой центральным критерием взаимоотношений являются интересы других людей или сообщества. Альтруизм проявляется бескорыстным отношением индивида к другим людям, в его готовности сделать значительный личный вклад в общее дело вне зависимости от того, выгодно оно для него или нет. Данный термин ввел философ О.Кант, формируя его как важный нравственный принцип: «жить для других». § G Другодоминантность – ценность, отражающая понимание направленности поведения во взаимодействии с человеком как значимым другим. В ней выражается ориентированность личности не только на сотрудничество с другим, но и на различие грани понимания и принятия его как суверенной личности. Становление другодоминантности, как качества личности ребенка находит способы выражения в любви, заботе о другом, его принятии, терпимости и уважении. § G Толерантность/терпимость – способность снижать уровень эмоционального реагирования на неблагоприятные факторы межличностного взаимодействия, терпимо или снисходительно (в позитивном смысле слова) относится к другому, к его инакодействию /инакомыслию. § G Эмпатия – способность человека к сопереживанию, сочувствию другим людям, понимание их внутреннего состояния. В основе эмпатии лежит умение преодолеть собственные чувства, точку зрения, стереотипы понимания и занять позицию, роль, место другого. Другую группу базовых ценностей составляют ценности жизнедеятельности. § G Самореализация – одна из основных ценностей жизнедеятельности каждого человека, отражающая его стремление наиболее полно проявить свои способности и потенциал и претворить их в жизнь в процессе собственной деятельности. § G Интерес – форма проявления познавательных, поисковых, исследовательских и практических потребностей деятельности, форма выражения активности, которая обеспечивает направленность личности и помогает становлению ориентиров поведения. Интерес начинает проявляться как склонность к определенной деятельности, если при осуществлении деятельности, вызванной интересом, достигнут успех. Интерес подсказывает тот или иной выбор – выбор включает механизмы самоопределения, саморазвития и самореализации: так происходит становление личностной культуры. § G Взаимопонимание и понимание – состояние, готовность человека постигать индивидуальные особенности других и ожидание что он сам будет адекватно воспринят другими. Взаимопонимание достигается лишь в совместной деятельности воспитателя и воспитанников, в которой возможны искренние проявления любви, терпимости, уважения. § Одним из основных способов взаимопонимания, саморазвития и самореализации ребенка является G Сотрудничество – согласованная, совместная и ценностно-значимая для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей и результатов, к решению совместно значимой задачи. В авторитарной педагогике сотрудничество, если и допускалось, то трактовалось под призмой воздействия, руководства педагогом воспитанников, а так же как готовность ребенка принять воспитывающее воздействие взрослого. § G Педагогическая поддержка, (а также связанная с поддержкой забота и защита), проявляется внешне как система совместных с ребенком действий по разрешению его проблем и конфликтов, торможению и снятию отрицательных воздействий окружения («Они-препятствия»); внутренне – как устранение существующих комплексов, проблем поведения, общения («Я-препятствия»). Поддержка направлена на создание дружеской среды взаимодействия: не «тепличной» или опекающей, а комфортной и благоприятной для раскрытия потенциала ребенка в его попытках решить проблемы и преодолеть трудности. Она осуществляется в совместном с ребенком поиске конкретных способов действия, в обеспечении условий выбора и самостоятельного принятия решения на основе стимулирования его способностей и рефлексии, и, если это необходимо, трансформации ценностных ориентаций. § Свобода – (более подробно см. Лекция №2). Здесь добавим лишь, что нет воспитания там, где все вокруг ребенка читают, слушают музыку, умываются по утрам, любят, дарят улыбки, а ребенок остается сторонним наблюдателем этих достижений культуры. Воспитание только там, где ежедневно и ежеминутно происходит воссоздание образа жизни, достойной современного человека, современного общества: ребенок САМ читает, САМ слушает музыку, САМ чистит зубы, САМ выражает свою любовь к окружающим, САМ проявляет заботу о слабых и так далее. С этой точки зрения, воспитание – это помощь педагога в организации жизни ребенка на уровне культуры, где САМ ребенок и творец, и продукт, и продолжатель культуры, т.е. он одновременно, для всех окружающих он выступает социальным фоном протекающий в данный момент жизни. «Поэтому нет мелочей в воспитании, - как замечал А.С.Макаренко, - ибо все, что совершает ребенок, и что при нем совершается, либо располагается в контексте культуры, либо выпадают из культурного контекста». Добавим, что духовность является той универсальной, интегральной ценностью, которая объединяет ценности-добродетели и ценности- жизнедеятельности (более подробно см. Лекция№2). При этом овладение ребенком культурными ценностями возможно через две его позиции: - созерцательно-познавательную, когда ребенок изучает мир во всем его многообразии, осознает его; - активно-преобразующую, когда ребенок сам реально содействует сохранению ценностей, увеличению богатств природы и общества, творческими усилиями создавая материальные и духовные ценности. Взаимодействие ребенка с миром происходит в различных видах деятельности, а именно: § познавательная – расширяет кругозор школьника, приобщает к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в самообразовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями; § трудовая – направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно-полезного труда; § художественная – развивает эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к образному, художественному мышлению, к тонким эмоциональным переживаниям, стимулирует художественную самодеятельность и творческую фантазию; § спортивная – формирование здорового образа жизни, силы, выносливости, красоты человеческого тела; § общественная – содействует социализации школьника, формирует гражданскую позицию, приобщает к активному, позитивному преобразованию действительности; § ценностно-ориентировочная – направлена на осмысление личных и общечеловеческих ценностей, и определение на этой основе собственной жизненной позиции; § свободное общение – осуществляется как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью этой деятельности является общение с другим человеком как ценностью. Комбинация и доминирование того или иного вида деятельности в воспитании зависит от возрастных особенностей ребенка и уровня его воспитанности. Так, в младших классах преобладает игровая и познавательная деятельность, между трудом, учением и художественной деятельностью грани стерты – один вид деятельности переходит в другой, минимален объем общественной деятельности, почти полностью отсутствует ценностно-ориентировочная деятельность. В среднем звене (подростковый возраст) – доминирует свободное общение, значительный интерес к спортивно-оздоровительной и художественной деятельности, (как познание себя, красоты своего тела). Возрастает значимость общественной деятельности, закладывается ценностно-ориентировочная. Снижется интерес к познавательной, точнее учебной деятельности. Старшие классы – доминанта ценностно-ориентировочной, свободного общения. Спортивная и трудовая соответствует полоролевой позиции ребенка. Трудовая деятельность переводится на уровень оплачиваемого труда. Таким образом, обобщив все вышеизложенное Þ G Содержание воспитания – базовые культурные ценности (ценности-добродетели и ценности-жизнедеятельности), освоение которых позволяет ребенку через различные виды деятельности творчески развиваясь, взаимодействовуя с миром во всем его многообразии. Представим это в виде схемы:
Рисунок 1
Рисунок 1
Таким образом, система воспитательной работы школы включает воспитание учащихся в процессе обучения и внеурочную работу, в ходе которой решаются проблемы коллективного и индивидуального воспитания в школе, классе, а также воспитательную работу во внешкольных учреждениях. Кроме того, воспитательная работа подразумевает и самую тесную связь с семьей, и общественностью, детскими/молодежными организациями и объединениями. Система деятельности педагога-воспитателя представляет собой последовательную совокупность различных видов деятельности, а именно: Рисунок 2 Рисунок 3
( Это интересно: методы воспитания в зарубежной педагогики основываются, в основном, на методиках психоанализа: групповые дискуссии, ролевые игры, тренинги, индивидуальные беседы, консультации, тестирование и даже занятия. Так, в школах существуют специальные учебные предметы/курсы, состоящие из серии уроков. Их основная цель – формирование сознания и поведения, например, курс обучения разрешению конфликтных ситуаций). Наряду с методами воспитания для реализации воспитательного процесса применяются G Средства воспитания – это, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения воспитательных задач, для реализации того или иного метода. Но в отличии от методов воспитания, который реализуется через совместную деятельность педагога и воспитанника средство (книга, кинофильм, произведение искусства) может влиять и вне деятельности педагога, хотя без сомнения методы и средства воспитания должны дополнять и обогащать друг друга. Таблица 1 Классификация методов воспитания
§ возрастные, индивидуальные и личные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются с помощью форм и методов, наиболее соответствующих возрасту воспитанника, причем не столько количеству прожитых лет, сколько уровню социального опыта, уровню развития основных психологических и нравственных качеств; § уровень сформированности детского коллектива; § отношения, складывающиеся в семье и ближайшем социальном окружении ребенка; § материально-технические возможности школы, (в основном это касается форм воспитания); § уровень педагогической квалификации, мастерства воспитателя, его общая культура, качества личности и т.д. И еще один важный момент – чем разнообразнее и богаче по содержанию формы и методов организации, тем они эффективнее. Частое же применение одних и тех же приводит к потере их новизны, они становятся «трафаретными» и в силу этого теряют свою продуктивность Þ необходимо использовать все многообразие существующих форм и методов воспитания, чтобы максимально стимулировать не только воспитание, сколько самовоспитание ребенка.
«Надо, прежде всего, укреплять то доброе, что непременно есть в каждом ребенке (и это нужно видеть), и тогда недостатки исчезнут сами собой» К.Д.Ушинский
((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++}; Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|