Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концепция ценообразования с позиций микроэкономики





 

Традиционный подход к ценообразованию основан на теории микроэкономики. Ценообразованию принадлежит главная роль в концепции теории фирм. Основное положение этой концепции — предприятие функционирует и стремится к максимизации при­были. Хотя каждый продукт имеет свои собственные доходы и расходы, теория микроэкономики провозглашает, что прибыль будет максимальной, когда разница между суммарными доходами и суммарными затратами является наибольшей.

Напомним анализ точки безубыточности (критической точ­ки). Рисунок 7-1 представляет типичный график анализа крити­ческой точки.

Левее критической точки (1,000 единиц) компания будет нести убытки, так как суммарные затраты превышают суммарные доходы. Справа от нее — область прибыли, где суммарные доходы больше, чем суммарные затраты. Проблема заключается в нахо­ждении точки (уровня производства), в которой прибыль достигает максимальной величины, и в определении роли ценообразования в этом анализе.

 

Из рисунка 7-1 можно видеть, что рассмотрение области прибыли может ввести в заблуждение. Представляется, что область прибыли неограничена справа, т. е. прибыль увеличивается по ме­ре увеличения количества проданной продукции. Следовательно, кажется, если компания сможет произвести неограниченное ко­личество продукции, то будет достигнут максимальный уровень прибыли. Но такая ситуация неправильна, и теория микроэконо­мики говорит нам, почему.

На рисунке 7-2 показана реальная экономическая схема безубыточности, где присутствуют две критические точки, меж­ду которыми находится область прибыли. Заметим, что линия суммарного дохода скорее изогнутая линия, чем прямая. Прода­жа дополнительной единицы продуктов вызовет снижение цены вследствие конкуренции и других факторов. Суммарный доход будет продолжать увеличиваться, но скорость увеличения будет уменьшаться с увеличением количества проданных единиц.

 

 

На затратах это отражается противоположным образом. Ра­нее мы предполагали, что переменные и постоянные затраты были хорошо предсказаны в соответствующем уровне релевантности, когда постоянные затраты оставались неизменными, а перемен­ные были одинаковыми в расчете на единицу. В результате линия суммарных затрат была прямой (см. Рис. 7-1).

Следуя теории микроэкономики затраты на единицу продукта будут увеличи­ваться с течением времени, так как постоянные затраты будут изменяться. При переходе в различные уровни релевантности та­кие постоянные затраты, как амортизация, налоги на имущество и расходы на контроль производственного процесса, увеличи­ваются.

Также, когда компания производит все больше и больше продукции при ограниченных производственных мощностях, уве­личиваются затраты на ремонт и техническое обслуживание. Таким образом, суммарные затраты увеличиваются с возрастающей ско­ростью в расчете на единицу, и линия суммарных затрат начинает загибаться кверху. Линии суммарного дохода и линия суммарных затрат пересекаются затем снова. Выше точки пересечения, ком­пания опять будет нести убытки, несмотря на дополнительные продажи.

Прибыль достигнет своей максимальной величины в точке, где разница между суммарным доходом и суммарными затратами будет наибольшей. На рис. 7-2 (А) эта точка соответствует 7,000 единиц проданной продукции. При этом уровне продаж суммар­ный доход составляет $210,000, суммарные затраты равны $120,000 и прибыль составит $90,000.

Теоретически, если одна дополнительная единица продук­та будет продана, прибыль на единицу будет уменьшаться, так как суммарные затраты растут быстрее, чем суммарные доходы. Можно видеть, что если компания продает 11,000 единиц, то практически вся прибыль будет «съедена» возросшими затратами. Таким образом, в нашем примере объем продаж 7,000 единиц продукта является оптимальным операционным уровнем, и цена, соответствующая этому уровню, является наиболее приемлемой (оптимальной).

Для понимания оптимальной цены за товар или услугу экономисты используют понятия маржинального дохода и маржи­нальных затрат.

Маржинальный доход представляет собой изменение в суммарных доходах, вызванное изменением выпуска продукции на 1 единицу.

Маржинальные затраты показывают, на сколь­ко изменились суммарные затраты в связи с изменением выпуска продукции на 1 единицу.

 

 

1. Факторы, влияющие на ценовые решения

Установление цены — это трудный и сложный процесс, требующий учета большого количества факторов. Все факторы, влияющие на ценообразование, можно подразделить на две груп­пы — внешние и внутренние.

Внешние факторы определяются рынком, на котором действует фирма. Принятие конечного решения по установлению цены зависит от ответа на следующие вопросы:

1.Каков общий спрос на рынке на данный продукт?

2. Имеются ли на рынке аналогичные товары других фирм?

3. Какова цена на аналогичную продукцию у конкурирующих фирм?

4. В чем больше заинтересованы покупатели: в меньшей цене на продукцию или в более высоком качестве товара?

5. Является ли продукция фирмы настолько новой и уникаль­ной, что она сможет вытеснить с рынка продукцию других фирм?

Если на рынке существует сильная конкуренция, имеется большое количество товаров такого же качества, то фирма для за­воевания рынка обычно устанавливает более низкие цены, иногда даже ниже полной себестоимости.

Если фирма начинает производство совсем новой и в какой-то степени уникальной продукции, то при установлении цены можно не учитывать конкуренцию на рынке, но надо иметь в виду, что покупателю надо привыкнуть к новому продукту, необходимо сформировать покупательский спрос. И в этом случае цены, устанавливаемые на продукцию, должны быть достаточно гибкими.

Таким образом, для принятия окончательного решения по установлению цены необходимо хорошо знать положение на рын­ке, потребности покупателя.

Внутренние факторы также должны учиты­ваться при ценообразовании. Наиболее важное место среди этих факторов занимает себестоимость. Необходимо сопоставить вели­чину затрат с возможностью их покрытия при установлении цены. Выживаемость компании зависит от степени покрытия не толь­ко текущих расходов, но и расходов, связанных с капитальными вложениями, рассчитанными на длительный период.

 

В таблице 7.1. приведены внешние и внутренние факторы, влияющие на ценовые решения.

Таблица 7.1

Внешние факторы • Обший покупательский спрос на продукцию
  • Количество конкурирующей продукции на рынке
  • Качество конкурирующей продукции
  • Текущие цены на конкурирующую продукцию
  • Предпочтение покупателем высокого качества
  продукции или низкой цены
  • Сезонность покупательского спроса
Внутренние факторы • Себестоимость продукции
  • Необходимость покрытия долгосрочных капитальных вложений
  • Качество материалов и труда
  • Трудоемкость производства
  • Использование ограниченных ресурсов

На практике при ценообразовании предприятия учитывают информацию как о рынке (внешние факторы), так и о затратах (внутренние факторы).

 

Фирма Surveys of Executives (США) провела обследование 103 предприятий химчистки и прачечных, которое показало, что при ценообразовании 43% из них основываются на затратах; 83% считают, что информация о рынке играет второстепенную роль; 39% основываются на данных исследования рынка; 75% этой группы считают, что данные о затратах имеют второстепенную роль; 18% основываются как на данных рыночных исследований, так и на затратах.

 

Внутренние источники информации о состоянии рынка включают отчеты отдела сбыта, результаты обследования мне­ния покупателей. Внешние источники — результаты исследования рынка, специальные агентства, газеты и другие периодические издания. Предприятия, которые опираются при ценообразовании на затраты, чаше используют метод учета полных затрат, а не переменных затрат, объясняя это следующим:

1. в условиях долгосрочного периода все производственные затраты должны быть покрыты (часть менеджеров считает, что это достигается только при методе учета полных затрат);

2. считается дорогостоящим проводить анализ соотношений объема и затрат для всех наименований продукции (иногда тысячей), поэтому минимальная цена рассчитывается, исходя из производственной себестоимости;

3. кривые спроса достаточно неопределенны;

4. производственная себестоимость обеспечивает большую ста­бильность.

 

Из интервью с работниками компаний, которые при цено­образовании использовали информацию о затратах и состоянии рынка, следует, что при сопоставлении достоинств переменных или полных затрат нельзя искать только белые или черные сторо­ны. В одних случаях лучше использовать метод учета переменных затрат, в других метод полных затрат.

Переменные затраты при­оритетны в следующих сферах:

1) сравнение с конкурентами;

2) принятие решения о реализационной корзине и структурных сдвигах;

3) установление цен на новую продукцию;

4) принятие решения о специальном заказе и др.

Согласно американским антитрестовским законам, таким как «Sherman Act», «Тhе Сlayton Асt», «Robinson – Patman Act» (закон Шермана, акт Клейтона и акт Робинсона-Пайтмана), це­нообразование не должно носить демпинговый характер. Демпинг включает временное снижение цен с целью разорения конкурентов и захвата рынка сбыта, а затем повышение цен.

(Демпинг (англ. dumping)— сброс — (1) осуществляемый для вытеснения конкурентов и захвата внешних рынков сбыта вывоз товаров из страны по более низким ценам, чем цены внутри страны. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета. Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен.)

На судебные решения влияет классическая статья, написан­ная Аrееdа и Тurnеr, которая доказывает, что цена, установленная равной или выше средних переменных издержек, не считается демпинговой.

 

Дело Adjustor’s replace-a-Car против агентства «Rent-a-Car» показывает, как суд охотно использует информацию о переменных издержках в принятии решения, касающегося нечестного ценообразования. Агентство «Rent-a-Car» (подсудимый) использо­вало снижение платы для вхождения в машинопрокатный рынок городов Остина и Сан-Антонио, штат Техас. Adjustor (истец) заявил, что вынужден был уйти с этого рынка, так как Агент­ство установило демпинговые цены на прокат автомашин. Су­дья окружного суда утвердил заключение, что цены были выше средних переменных издержек и не создавали барьера для вступ­ления на рынок других фирм. Улика, представленная Adjustor включала отчет Агентства о прибылях и убытках, показывающий, что деятельность в Остине и Сан-Антонио приносила «чистый убыток».

 

Окружной судья постановил, что для оправдания Агентства достаточно «доказать, что цена была относительно высока и не снижалась ниже средних переменных издержек». В протоколе заседания было записано:

Эксперт от Агентства дал показания, из которых следует, что средние издержки Агентства в Сан-Антонио и Остине в период определенного времени колебались от $3.65 до $5.00 в день. Таким образом, цена всегда была выше этих затрат, по крайней мере, на 40%. Эксперт также свидетельствовал, что средние переменные издержки в Остине составляли $5.23, когда Агентство запрашивало цену, равную $9.00. Таким образом, цена была выше средних переменных издержек на 72%.

Окружной суд не удовлетворил иск Adjustor, который осно­вывался на отчете о прибылях и убытках. Из юридической прак­тики следует вывод: проявляйте осмотрительность. Менеджеры и бухгалтеры, которые приводят затраты в соответствие с анти­трестовским законодательством, должны быть осторожны и иметь систему, обладающую следующими характеристиками:

1) сбор дан­ных таким способом, который допускал бы относительно легкое получение переменных затрат;

2) выборка цен, которые ниже переменных издержек (возможен иск на демпинговое ценообразо­вание);

3) ведение подробных записей не только производственных затрат, но также и переменных коммерческих (таких как реклам­ные, складские, транспортные). В этом случае компания будет готова к встрече со служителями закона.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.