Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Появление одиночных захоронений под круглыми курганами





К середине IV тыс. до н.э. как в Британии, таки Ирландии стал намечаться ряд перемен. Из них,» роятно, наибольшей значимостью обладала традици одиночных захоронений, которые, как и ирландеш гробницы культуры линкардстаун, в первый раз по являются в середине IV тыс. до н.э. Свидетельстваа существования в Британии не столь очевидны,!* нако они есть в таких захоронениях, как Лифф--Ло) (графство Дербишир) и Дагглби-Хау Одно из сами ярких свидетельств изменения погребального рит$1! ла было, по всей видимости, обнаружено в Уайттр ундз-Берроу, Бериторп, где большой круглый курпш с одним центральным захоронением останков ми-чины полностью перекрывает более ранний овал ный курган, под которым находились останки 8ffr ловек. Радиоуглеродная датировка более раннего кур­гана — ок. 3700 г. до н.э. тогда как более поздни! восходит примерно к 3340-3120 гг. до н.э.78 За этим! курганами стоят совершенно различные обществен* ные системы религиозные практики и порребал ы« обычаи. В одном случае подчеркивалось общее во-вращение в царство предков и регенерация в моги* ле - утробе Богини в лпугом — личные езслуги ото дельных мужей (см. ,главы VII иX).


 


 

 


 


Глава VII

Религиябогини

*


 


Судя по несметному количеству изобра­жений, доставшихся нам от доисторической Евразии, источником древнейших религиозных переживаний было великое таинство женской животворящей силы созидания. Великая Богиня-Мать, из священного мрака утробы которой исходят все творения, была метафорой самой Природы, вселенского источника лизни и смерти, постоянно обновляющегося в непре­рывной смене жизни, смерти и возрождения.

Археологи находяточеньдревние кремневые изо­бражения женщин и животных, которые датируются ашельским периодом нижнего палеолита, т.е. изго­товлены более 500 000 лет назад'. Начиная с мусть-ерского периода среднего палеолита (от 100 ООО до 40ОО0 лет назад) над заххорнениями стааи устанав­ливать камни треугольной формы и вырезать чаше­видные знаки. Эта древнейшая религиозная симво­лика еще не была систематически изучена; ббльшая часть исследований обращена к периоду верхнего палеолита (от 40 000 до 10 000 лет назад).



На период верхнего палеолита пришелся настоя­щий творческий взрыв - огромный объем наакаал­ной живописи, каменной резьбы и скульптур. Пеще­ры, в которых можно видеть эти изумительные ри­сунки и резные изображения животных, были святилищами; там проходили сезонные и инициаци-онные ритуалы и другие обряды, связанные с сак­ральным циклом бытия2. Между 27000 и 25000 гг. до н.э. появляются миниатюрные скульптуры разнооб­разных божеств из камня, рога или кости. Около трех тысяч подобных статуэток было найдено на про­странстве между Южной Францией и Центральной Сибирью3. Богатство материала позволяет приблизи­тельно установить их символическое значение, а раз­личие (Ьоом жестов и атрибутов в сочетании с дан-юши о месте их обнаружения, - классифицировать их типы отражающие различные ипостаси и функ-

Древнейшие из вырезанных на скалах символов, каки изделия изрога и кости, являются прямым след­ствием глубочайшей веры в Богиню-дарительницу жони, источник всего сущего, которая, однако, мо­жет принимать разные обличия. Начиная с 25000 г. до н.э. ее изображения уже наделены грудью, вуль­вой и ягодицами огромного размера: так выделяются юны излучения ее детородной мощи. Изучение сим-юлики палеолитического искусства показывает, что вэту эпоху созидающее божество было именно жен­ским, а не мужским. Более того, во всем палеолити­ческом искусстве нет ничего, охожего на фигуру |0тца Вынашивание и вскармливание потомства —


первичная модель образа Богини, источника всего живого.

Вырезанные из слоновой кости или мягких камен­ных пород миниатюрные женские статуэтки не были ни «Венерами», хоть их часто так именуют, ни «аму­летами плодовитости», предназначенными для сти­муляции мужской сексуальности. Их роль была на­много важнее: они давали жизнь и оберегали ее, при­носили смерть и обеспечивали возрождение. Богиня олицетворяла собой все формы и проявления посто­янно обновляющегося жизненного цикла. Мы ис­толковываем ее функции, опираясь на тщательное изучение атрибутов этих древних скульптур: их поз, жестов, головных уборов и соответствующей рели­гиозной символики. Многообразие способов репре­зентации женского божества, остававшегося актуаль­ным на протяжении многих тысячелетий хорошо прослеживается на примере сохранившихся верхне-палеолитических артефактов.

Иконография Богини данного периода включает в себя несколько типов символических изображений абстрактного или иероглифического характера: зна­ки в виде «X» и «V», треугольники, меандры и т.д.; более предметные изображения в виде вульвы, гру­дей и птичьих лапок; символические изображения животных, воплощающие различные ипостаси Боги­ни и ее могущества. Эта иконография культа Богини в общих чертах сохранилась и после возникновения земледелия, но, конечно, в более развитом виде что соответствовало изменению экономических : условий.

Эпоха неолита ознаменовала новый расцвет твор­ческого самовыражения. Благодаря изобретению ке­рамики (ок. 6500 г. до н.э.) на свет появились тысячи глиняных статуэток и сосудов, храмы и их миниатюр­ные модели, стенные росписи, рельефы и бесчислен­ные предметы обрядового назначения. Арсенал ре­лигиозных символов стократно возрос, что дает об­ширный материал для дешифровки иконографии Богини. Более того, символические образы Древней Европы (6500-3500 гг. до н.э.) - главный ключ к ре­лигии эпохи палеолита, поскольку для многих из них характерна преемственность традиции. Реконструк­ция этой символической системы была нами пред­принята в книге «Язык Богини»4.

Статуэтки различных воплощений Богини могли быть отчетливо изобразительными, включая деталь­ное воспроизведение ее одеяния и головного убора, или же предельно схематизированными. Не исклю­чено, что последние имели вотивный характер или же служили амулетами. Статуэтки, как правило, на­ходят в святилищах на алтарях, на платформах у пе­чей, в специальных местах для приношений, а также



Гимбутас М. Цивилизация Великой Бот


 


в пещерах и в могилах. Нередко бывает, что археоло­ги обнаруживают целый склад такого рода фигурок, хранившихся в сосуде или же составленных в миниа­тюрную «картину» того или иного аспекта культа. Очевидно, что подобные группы использовались для проведения ритуалов. Непрерывное изготовление статуэток говорит о том, что это был своего рода энер­гетический процесс, в который были вовлечены все участники ритуала.

Среди статуэток можно выделить по крайней мере 20 типов женских и 5 типов мужских как антропо­морфных, так и полуантропоморфных-полузоо­морфных изображений в различных позах и с раз­ными чертами лица, масками, головными уборами и сопутствующими символическими изображения­ми. Подобные образы также можно видеть на стенах храмов и пещер или на стенках сосудов, в виде рель­ефов или рисунков.

Категории, функции

И символы различных божеств

Многочисленные категории, функции и симво­лы, к которым обращался доисторический человек в стремлении выразить Великое Таинство бытия, есть лишь различные проявления одной единой и неделимой Богини, а в конечном счете - самой При­роды.

В соответствии с установками данного исследо­
вания я различаю четыре основных категории бо­
жеств. 1) Богиня, олицетворяющая производитель­
ные силы природы. Под эту категорию подпадают все
проявления Богини какжизнедарительницы, покро­
вительницы размножения, хранительницы жизни.
2) Богиня, олицетворяющая разрушительные силы
природы, Богиня смерти, предстающая в виде стол­
бообразной фигуры, ядовитой змеи или хищной пти­
цы — грифа, совы, ворона или вороны. 3) Богиня воз­
рождения и регенерации, которой подчинены жиз­
ненные циклы всего природного мира. Она являет
себя в символических образах, ассоциативно связан­
ных с маткой, лобковым треугольником или эмбрио­
ном: это может быть жаба, лягушка, еж, бычья голо­
ва, треугольник и двойной треугольник Порой она
также предстает в виде насекомого — пчелы, бабоч­
ки, мотылька. Поскольку смерть и возрождение не­
разрывно соединены как части естественного природ­
ного цикла то Богини смерти и возрождения неред-
ко выступают как единое божество что подчеркивает
синхронность и взаимозависимость циклических
функций. 4) К. последней категории относятся немно­
гочисленные доисторические божества мужского
пола составляющие 3-5% от обшего скульптурного
наследия неолита* ™>щс vuqm урно о









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.