Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мальтийские святилища IV—III тыс. до н.э.





Прообразом мальтийских святилищ были яйце­видные подземные гробницы. Даже в пору своего расцвета в IVтыс. до н.э. — начале IIIтыс. до н.э. эти храмы, в отличие от святилищ Юго-Восточной Европы, имели мало сходства с жилищами, но напо­минали очертаниями огромные яйцевидные ягоди­цы регенерационного тела Богини (см. рис. 5-25-5-29). Этот образ воспроизводят многочисленные ка­менные скульптуры Богини.

Все символические изображения, которые мож­но видеть на керамике, рельефах, стенных росписях, каменных плитах и алтарях, являются частью общих символов возрождения. Так, весьма распространены изображения лобкового треугольника Богини: его высекали из больших камней и устанавливали, узким концом вниз, в качестве алтаря в храмовых апсидах и нишах (рис. 7-60).

Треугольники, алтари, колонны и каменные пли­ты - все они почти сплошь покрыты ямками. Не ис­ключено, что это был не просто способ декорирова­ния и что за ним, как и за чашевидными знаками на западноевропейских менгирах и мегалитических гробницах, стоял некий символический смысл. Эти небольшие отметины были в какой-то мере проник­новением в стихию Богини.

К образам, связанным с регенерацией, следует также отнести изображения поднимающихся вверх змей и ящериц. Рельеф с изображением такой змеи был найден в святилище Гжантийи. В святилище Тарксиенны обнаружены скульптурные изображе­ния ящериц и фаллосов, по двое—трое расставлен­ные по нишам (рис. 7-61). В святилище Хагар-Ким неподалеку от входа был установлен алтарь в виде небольшого стола, который с лицевой стороны ук­рашало изображение растущего из сосуда дерева. Поблизости от него был большой столообразный алтарь, над которым была вырезана пара рельеф­ных изображений двойной змеевидной спирали, упирающейся вверху в треугольник. Этот же мотив можно видеть на каменной плите изтарксиеннско-го святилища знаменитого своим спиралевидным орнаментом. В него вплетены изображения буто­нов и пробивающихся ростков, что указывает на более глубокое значение этого геометрического


узора — прославление растительной энергии и ве­сеннего обновления жизни.

В тарксиеннском святилище на каменных пли­тах были обнаружены резные рельефы с изображе­ниями двух быков с большими рогами (рис. 7-62.1, 2), а рядом с ними — суки с тринадцатью новорож­денными щенками (рис. 7-62.3). Сохранился фраг­мент сосуда с рельефным изображением рогов, ме­жду которыми сидит птица (рис. 7-63). На одной из каменных плит была искусно вырезана целая процессия животных — овец, свиней и коз. Хотя существует мнение, что это — жертвенные живот­ные, однако это также могло быть шествие во сла­ву обновления жизни в животном мире.

На Мальте было найдено более 30 чрезвычайно впечатляющих каменных скульптур, высотой от 5 см до 3 м30. Основную группу составляют изображения обнаженных женщин с яйцевидными ягодицами, у которых одна рука опущена вниз, а другая покоится на груди. Они были обнаружены в гипогее Халь-Саф-лиени и в святилище Хагар-Ким. Одни изображены стоящими, другие сидят, подвернув ноги вправо или влево (цветная вклейка 21). Некоторые облачены в длинные одежды с воротом. Двойной мотив яйца — подчеркнуто увеличенные ягодицы — связывают эти скульптуры с идеей возрождения. В Халь-Сафлиени были также найдены подвески в форме ягодиц и вы­резанные из кости статуэтки, полностью выдержан­ные в схематическом стиле, с цилиндрическими или фаллическими головами.

Самая крупная каменная скульптура, чья высота, должно быть, достигала 3 м, была обнаружена в тар­ксиеннском святилище: не вызывает сомнений, что это изображение наиболее почитаемого божества дан­ной обители. Уцелела лишь ее нижняя часть в один метр высотой - ноги яйцевидной формы, от колена до середины икры закрытые юбкой (рис. 7-64). Кроме того, в тарксиеннском святилище сохранился менее внушительный фрагмент схожего, но на сей раз сидя­чего скульптурного изображения. Там, ниже края юбки, у ступней Богини сидят четыре тучные женщи­ны, представленные в виде рельефа. Эти гигантские скульптуры уникальны для доисторического искусст­ва хотя бы потому что деревянные и глиняные извая-ния крупных размеров просто не сохранились.

Кто эта Богиня-великанша? Сохранившийся фраг­мент нижней части ног показывает, что она во мно­гом схожа со скульптурами богини из Хагар-Кима. У нее неестественно толстые икры и маленькие ступ­ни. Не исключено, что в этом скрыт некий символи­ческий подтекст: предположим, что на самом деле это не ноги, а яйца. Это дает еще один ключ к понима­нию функций данной Богини. Наперекор общепри­нятому представлению, она не просто богиня плодо­родия: ее тучность имеет более глубокий смысл и свя­зана с идеей регенерации. Иными словами, это — чисто мальтийское воплощение Богини возрождения.




Гимбутас М. Цивили зация Великой Бо ям

288

Рис. 7-60.1

Рис. 7-60.2


Рис. 7-61 Змея, ящерица и тройной фал­лос — регенерационные символы мальтийских храмов. (1) Подни­мающаяся вверх змея, Гжантийя, ок. 3600 г. до н.э.; (2) статуэтка ящерицы; (3) тройной фаллос из Тарксиенны, ок. 3000 г. до н.э.

 

Рис. 7-60 Алтари мальтийских храмов в форме лобкового треуголънш.

(1) Треугольный камень с ямоч­ным орнаментом, стоящийв нише храма Хагар-Ким (восточ­ная часть, внешняя сторона).

(2) Большой треугольный ка­мень с ямочным орнаментом в храме Мнайдры, комната 1. 3500-3000 гг. до н.э.; высота 1,6 м.


 


 


 


 


 


Рис. 1

Терракотовая маска Богини с цилиндрической шеей, найденная в Суфли-Магула близ г. Ларисса, Фессалия. Культура

сескло, начало VI тыс. до н.э.; высота ок. 7 см.



Рис. 2


Рис. 2 Носители культуры сескло от­личались искусной резьбой по мрамору, алебастру, порфиру и зеленому камню. Это — печать или игровая доска с 9 желобка­ми, заканчивающимися круг­лыми углублениями и сквозны­ми выходами. Ахиллейон IV, Фессалия, 5900—5800 гг. до н Э; длина 5 5 см

Рис.3 Ранний образец расписного со­суда (красный узор на белом ангобе) ранней культуры сеск­ло («протосескло»). Отзаки, Фессалия, ок. 6300 г. до н. э.


Рис.4

Чашка культуры сескло с крас-1 ной росписью на белом анообе. | Ее узор может быть стилио ванным изображением барань-1 их рогов или соединенных вмс-1 сте бычьих голов. Ручка укра­шена противолежащими тре-1 угольниками над ручкойи|

внутри чашКИ — уЗКИЕ ТЦЕ' I

угольники или изобозженм I клюва. Цани Фессалия, ок 5900-5800 гг. до

Рис. 5

Маска Богини часто фигуриру­ет на горловинах ритуальни| сосудов: таково назначение]! этой крупной маски культура сескло. Ахиллейон IV, 5900-1 5800 гг. до н. э.


 






Рис. 3

Рис.4


Рис.5


Рис. 6


Рис. 7


Рис.7 Сферический сосуд, украшенный рельефом из соединенных между собой Б-образных спиралей. Культура бутмир, Небо, Босния, начало Vтыс. до н.э.

Рис. 8



Рис. 6

 

Антропоморфный сосуд сере­дины VI тыс. до н. э., представ­ляющий Богиню; роспись из множественных шевронов, ме­андров, зигзагов, тройных ли­ний и знаков «М». Разнона­правленные меандры сходятся в области лба, а тройные шев­роны под клювом превращают­ся в знак «М». Двумя неболь­шими меандрами обозначена грудь; в нижней части шеи — красные треугольники, являю­щиеся особым символом Боги­ни. Культура старчево, Градеш-ница, к северо-западу от г. Со­фия, Болгария.


Рис.8 Сидящая на стуле терракото­вая Богиня-птица с У-образ-ным воротом или ожерельем, на котором закреплен круг­лый медальон. На маске обо­значены миндалевидные гла­за и напоминающий птичий клюв огромный нос, рот от­сутствует. Среди особых сим­волов Богини-птицы - трой­ные линии, пересекающие плечи, меандр на животе, а над ним - четыре черточки, объединенные горизонталь­ной линией. Культура винча. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота 18,5 см.




Рис.9

Рис. 10 Крышка в виде совы с ушами в качестве ручек, украшннна! вертикальными линиями с решетчатым узором и белой иик-1рустацией на тонкой черной текстуре. Культура винча, Фафос |Пуг. Косовска-Митровица, край Косово, 5000-4500гг.дон.э. высота 16,5 см. Рис. 12

Рис.9 Треугольный сосуд для приношений на ножках с «шахматной» росписью красного, черного и белого цвета. Культура винча, Фафос близ г. Ко-совска-Митровица, край Косово, ок. 4500 г. до н. э. (или ранее); высо­та 15,3 см.

Рис. 11

Рис. 11 Маска культуры винча в натуральную величину, с большими миндалевидными глазами. Предионика у г. Приштина, край Косово, ок. 4500 г. до н.э.; высота

17,5 см.


Рис. 12 Восседающая на троне Богиня (голова и ноги отбиты), ук­рашенная спереди и сзади разбитым на секции нарезным ор­наментом из зигзагов. Культура тиса, Сегвар-Тюзкёвешуг. Сентеш, Юго-Восточная Венгрия, начало V тыс. до н.э.; высота 21,7 см.


 





Рис. 15

Рис. 15 Сосуд в форме «бинокля» с черной росписью на красном фоне, центральный символ - бегущий пес. Поздне-кукутенская (кукутенская В) культура Бильче-Злоте, Галиция, Юго-Восточная Польша, ок. 3800—3600 гг. до н.э.; высота ок. 15 см.

Рис. 14 Грушевидный сосуд с крышкой, украшенный символичес­кой росписью. На фронтальной части - вульвообразные формы, окруженные свободно парящими спиралями, которые затем повторяются на крышке. Верхняя полоса росписи состоит из заполненных шахматным узором шевронов и треугольников. Поздняя фаза классического периода кукутенской культуры, Драгушени, Северо-Вос­точная Румыния, ок. 4300—4200 гг. до н.э.

Рис. 13

Сосуд для приношений или светильник на четырех нож­ках, на каждом углу по голове барана; орнамент из спи­ралей, шевронов и меандров. Культура тиса, Сегед, начало Vтыс. до н.э.; высота 12см,длина 11,8 см.


Рис. 13




 

Рис. 16

Рис. 17


Рис. 16

Блюдо кукутенской культуры! I росписью на внутренней сторо­не в виде двойных плодов, рамляющих центральный ромб. I Позднекукутенская (кукутей-екая В) культура, Под ей-Тырг у-Окна, Северо-Вотточная Щ мыния, ок. 3800-3600 п. и н.э.; диаметр ок. 40 см.

Рис. 17 Сосуд стиля «серра-д'альток характерными фант астическ и­ми ручками трехмерной лепке и двойным спиральным мои-] вом. Период серра -д'али о южноитальянского неолтта, I Патерно к западу от Ка та и ки, Сицилия, конец V тыс. до н.з. I

Рис. 18

Сосуд стиля «диана» с трбчаа- 1 тыми ручками и блестящей, лишенной каких-либо украше­ний поверхностью. Период ди-ана южноитальянского неоли­та. Патерно к западу от Ката­нии, Сицилия, ок. 4000 г. до н.э.; высота 13,5 см.


•к. 18


Рис. 19



 


Рис. 20



 


 



Рис. 19

Шествие животных — барана, свиньи и козы (еще три козы не вошли в снимок): рельеф на ка­менной плите у алтаря святили­ща Тааксиенны, Мальта, ок. Mr. до н.э.

Рис.20 Малььийский храм из известня­ковых плит: Хагар-Ким, Юго-Восточная Мальта. Возвышаю­щийся над постройками справа башнеобразный менгир, воз­можно, представляет саму Боги­ню. Вторая половина IV тыс. до н.э.

Рис. 21

Стоящая Богиня с тучными бедрами и ягодицами из святи­лища Хагар-Ким, Мальта, ок. 3500-3000 гг. до н.э.


Рис. 21


 
 


Рис. 22    
     
  «  
   
Рис, 23    

Рис. 22

Кентавр с головой (или маской) чело­века и туловищем быка, покрыты! росписью из ре генерационных симво­лов: его передние ноги имеют яйце­видную форму и расписаны черны! узорами в виде пузырей. В верхней ча­сти маски — знак «М», грудь пересе­кают три линии. Терракота, культр винча, Валач у г. Косовска-Митрови-ца, край Косово, ок. 4500г. до н.э:,т сота 19,5 см.

Рис. 23

Богиня из Лепенски-Вира (Север: Югославия), сочетающая черты рыбн (рот), женщины (груди и вульва)и хищной птицы (птичьи лапы вмстте человеческих рук). Это каменш изображение стояло на краю ajmpi (святилище № 44) вместе с еще одно» яйцевидной скульптурой Богини-рыбы. Ок. 6000 г. до н.э.; высота51 см.

Рис. 24 Яйцевидная скульптура из песчаника, изображающая вульву перед родами Лепенски-Вир, святилище №51, об­наружена на краю алтаря. Скулпптр была густо окрашена красной охрой. Размер: 18 на 13,8 см.

Рис. 24


ии т. Религия Бог ини



 


Рис. 7-62

Рис. 7-62 (1,2)Двабыкаи(3)сука с!3 щенками, рельеф на извеесняковой плите. Регенераиионные сим­волы из храмов Таркси-снны; высота (1, 2) 27 см, (3)18 см.

Рис. 7-63

Рис. 7-63 Птица, появляющаяся между рогов быка, рель­еф на сосуде, святилище «жсиенны.


 


Мальтийские святилища строились попар­но, чему лучший пример храмы Гжантийя и Мнайдра (см. рис. 5-25, 5-27). Как можно предположить, они представляли разные ипо­стаси Богини и были местами проведения раз­ных ритуалов: более крупный западный храм — тех, что связаны со смертью и регене­рацией, а восточный - тех, что связаны с ро­ждением и возрождением не только природы, но и людей. Апсиды западных храмов сдела­ны из более темного красно-коричневого из­вестняка globigerina и покрашены в красный цвет, тогда как восточные храмы выстроены из более светлого камня. Не исключено что парные храмы были посвящены парным бо­жествам — матери и дочери или двум сестрам имеющим вид сиамских близнецов: изобра­жения такого рода часто встречаются в Евро­пе и в Анатолии VII—III тыс. до н.э.

В святилищах Мнайдры и Тарксиенны были обнаружены глиняные статуэтки бере­менных женщин с отвисшей грудью и разбух­шей вульвой; не исключено, что это — миниа­тюрные (в 5-6 см высотой) подобия Богини-роженицы (см. рис. 7-2). Нам трудно назвать их красивыми: Дж.Д.Эванс считал, что они «уродливы» и «патологичны»31. Однако очень важно постараться не проглядеть их символи­ческий смысл. Не принимать в расчет те или иные произведения доисторического искусст­ва лишь из-за их несоответствия современным представлениям о красоте значит упустить нечто гораздо более значимое. Любопытно отметить что у обеих фигурок на спине есть 9 горизонтальных насечек — не исключено, что они обозначают 9 месяцев беременности. Эти статуэтки могли иметь вотивный харак­тер их могли подносить Богине-роженице чтобы она поспособствовала благополучному разрешению от бремени Возможно что ролы проходили в восточных святилищах' посколь-kv именно там находят изображения ТЭ.КОГО

Около святилища Хагар-Ким был также найден торс обнаженной женщины с большой грудью, общей высотой в 12,5 см (рис. 7-65). Поскольку эта статуэтка гораздо ближе к идеа­лу красоты XX в., она удостоилась присталь­ного внимания археологов и получила имя «Мальтийской Венеры». Еще одно изображе­ние чуть меньшего размера было найдено в святилище Тарксиенны: это изваяние нагой непринужденно сидящей женщины. К сожале­нию, головы обеих скульптур были утеряны. Но существует еще немало шедевров мальтий­ского искусства, чье назначение и смысл до сих пор остается тайной. Таковы найденные в ги-



 

погее Халь-Сафлиени известняко- Рис. 7-64вые головы с юными чертами лица (рис. 7-66).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.