|
Святилища Северной Европы IV и III тыс. до н.э.Святилища или храмы культуры воронковидных кубков обнаружены в Дании и Швеции. Мы уже говорили об этих подковообразных строениях, в которых было найдено немало замечательных сосудов и черпаков (см. рис. 4-15, 4-16). Уникальное по своему типу святилище приблизительно 3000 г. до н.э. обнаружено в Альвастре (Южная Швеция) у подножья горы Омберг в богатом сельскохозяйственном районе. Оно представляло собой большую свайную постройку которая занимала око-ло 100 кв. м и не имела стен. Осуществивший ее раскопки археолог М.Мальмер отмечал32, что там было более тысячи свай из дуба, вяза липы ореха яблони и других лиственных деревьев Они образовывали два прямоугольника обнесенные довольно редким дубовым забором Дендрохронологический анализ показал что срок существования этого строения был равен 42 года \Л З el 'ЭТО в T) е \f я оно не- сколько оаз перестраивалось причемпеоиолыактавност^ довались с Гителытм*Гинтеова лами простоя^ить в нем зимой бт,гпп неитможнп Пптт rhv-гпи бкгл сложен и. па^лельныТбревен покрытых пли^м7и,Вестняка Апхепло™ ойн1п«™либолее сот' пикиГжиио™ 7 Г!Л™п и ™cjry необьГчньк находок Рис. 7-64 Самая большая каменная скульптура (высота нижней части - 1 м) из тарксиеннского некрополя, Мальта, У нее характерные яйцевидные икры, а на пьедестале - узор из яиц и столбов. Приблизительно 3000 г. до н.э. серного колчедана, -по-видимомуш также оставленный в виде под- ill Л ^1 нк IIR з ^liTlM iC-tT И ПмнЯ Hli ли I IT гч на Гмеа VII. Религ и я я огин и
последней фазе существования святилища. Поскольку располагаются они не в анатомической последователлности, то можно сделать вывод, что покойников выкладывали на особые платформы, сооруженные специально для проведения экскарнации. Альвастра стоит у грязевого источника, где грунтовые воды под давлением вырываются на поверхность в виде небольшого фонтанчика. Судя по тому, что святилище расположено у подножья горы и вблизи от источника; судя по тому, что в нем найдены двойные топоры, ритуальные топоры из янтаря и ти, приспособления для разведения огня, при- енные в жертву животные, зерно и плоды, а также разрозненные человеческие кости, правдоподобно будет предположить, что его использовали для проведения весенних регенерационных ритуалов и что оно имело какое-то отношение к погребальным ритуалам. В Древней Европе и на Крите минойского периода топоры и двойные топоры ассоциировались срегенерационной функцией Богини Их символи-ческое назначение объясняет тот необычный факт, что некоторые из них изготавливались из янтаря и камня (рис. 7-67). Хотя деревянные святилища североевропейской юны отличались от более прочных южноевропейских храмов из камня и глины, судя по всему, их роли были во многом схожи. Во всяком случае, регенерацион-ные ритуалы отправляли и здесь, и там. Прически, головные уборы и ритуальные одеяния Следует считать большой удачей, что у многих статуэток VI-IVTbJC. до н.э. вырезаны или нарисованы детали одежды, а у некоторых еще и прически. Конечно, можно лишь гадать, носили ли обычно люди подобные одеяния или же это — убранство божеств шучастников каких-то ритуалов. Последнее представляется более вероятным, поскольку у этих скульптурных изображений на лицах маски, и похоже, что они передают позы участников церемонии и тех, кто восседал на тронах. В любом случае можно предположить, что эти одеяния, головные уборы и прически имеют некоторое сходство с теми, что люди носили 8000—6000 лет назад. Отчетливые линии, сохрааившиеся на поверхности глиняных статуэток благодаря глубокой гравировке и инкрустации, ука-зывают на существование разнообразных причесок, тюобанов kodoh шапок украшений набедренных повязок узких юбок до щиколотки передников ба-шомы блуз и обуви На статуэтках также бывают мкзаны или нарисованы различные знаки и символические изображения однако их нельзя спутать с деталями туалета
Прически Особого внимания удостаивались прически и головные уборы Богини-птицы и Богини-змеи или их жриц, носивших сходное убранство. Прекрасным образцом того, как около 8 тыс. лет назад женщины культуры сескло причесывали волосы, является классическая статуэтка Богини-птицы из Ахиллейона, у которой они аккуратно разделены пробором и уложены в пучок (см. рис. 7-13, 7-47). Подобная прическа больше всего подходит занятой матери семейства, однако, когда следовало принимать участие в ритуалах, ей можно было придать более элегантный вид -скажем, с чьей-то помощью накрутить локоны Сложная завивка такого рода встречается на статуэтках культуры сескло начала VI тыс. до н.э. (рис. 7-68). А голова статуэтки той же культуры из Цани-Магулы приблизительно 5900-5700 гг. до н.э. наводит на мысль об использовании сетки или чехла для волос (рис. 7-69). В Ситагрое была найдена статуэтка с клювом у которой волосы стого стятггы назад и закру-чены элегантными змейчатыми спиралями сзади и по бокам (см. рис. 3-59). Мы также располагаем изображениями женщин с длинными распущенными волосами, которые заставляют предположить, что молодые девушки посвящали какое-то время расчесыванию и укладке волос. На старчевской скульптуре VI тыс. до н.э. из жилого холма Винча волосы у женщины распущены и перехвачены на затылке ремнем (рис. 7-70). Статуэтки позднего периода кукутенской культуры представляют участниц ритуальной пляски, которые трясут волосами, завязанными узлом у них на спине (рис. 7-71). Весьмасложные прически можно видетьу статуэток культуры винча 5000—4500 гг. до н.э. (рис. 7-72-7-74). Однако остается загадкой, действительно ли женщины эпохи неолита придумали способ укладывать волосы длинными завитыми локонами. Непонятно, прибегали ли они во время церемоний к каким-то умащениям или использовали ремешки чтобы завитые и высушенные волосы лег-ли спиральными завитками. Один из мастеров куль-TVрbi сескло сделал изображение женской головки у которой волосы спускаются по обе стороны роскошными локонами-колбасками». По всей видимо-сти в осofSo торжественных случяях нэ. изготовление этих сложных причесок уходило немалое время. Головные уборы Крохотные скульптурные головки культуры сескло, размерами чуть больше ногтя, имеют нарядные головные уборы, напоминающие тюрбан (рис. 7-75, '7-76). Их было легко изготовить: просто обернуть кусок ткани вокруг головы и закрепить ее, пропустив конец под складками. У другой статуэтки волосы аккуратно расчесаны на пробор и стянуты на затылке, Гимбутас М Цивилизаця я Великой Б о;
Рис. 7-65 Рис. 7-65 «Мальтийская Венера», натуралистическое изображение обнаженного женского тела, левая рука на животе, большие груди. Терракота. Найдена в храме Хагар-Ким. Конец IVтыс. до н.э.; высота 12,5 см.
где их покрывает шапочка или полоса материи или кожи (рис. 7-77, см. также рис. 7-13). Еще одна статуэтка культуры сескло имеет большой пучок в нижней части затылка (рис. 7-78). В Агиос-Петросе, неолитическом поселении на крохотном островке Пелагос (острова Северные Спорады в Эгейском море), обнаружены статуэтки в высоких шапках, украшенных несколькими рядами параллельных линий (рис. 7-79). А некоторые скульптуры культур сескло и винча одеты в шапки конусообразной формы (рис. 7-80). Шапки такого рода, скорей всего, изготавливались из войлока, что позволяло создать остроконечный силуэт. Не исключено, что истоки символической значимости короны также связаны с эпохой неолита: сохранилось немало статуэток, у которых на голове заметен убор в форме тиары. Скорей всего, такие головные украшения изготавливали из плетеной пеньки или из скрученных в венок веток. Для изготовления диадем использовались и раковины спондилус. При раскопках могильника Черника были найдены диадемы из пластинок этих раковин, украшенные тройным рядом отверстий (см. рис. 3-46). Но, вне зависимости от материала, важно подчеркнуть безус-ловную древность этого вида священного головного убора. Украшения Больше половины всех древне-европейских статуэток представлены обнаженными выше пояса, из чего мы и делаем вывод, что это — изображения богинь или жриц во время исполнения ритуала. Климат древней Европы был недостаточно жарким (за исключением летнего сезона), чтобы, в отличие от тропиков, люди имели привычку ходить полуголыми, не испытывая при этом серьезных неудобств. А вот во время проведения религиозных церемоний зрелище молодой женщины в бусах и с обнаженной 1„л,Гп т ск М Цив шизация Великой Бо г ш
Рис. 7-67 Рис. 7-67 В Северо-Западной Европе, так же как и по всей Древней Европе, включая минойский Крит, двойные и треугольные топоры были символами регенерации. Ритуальные топоры из камня и янтаря из мегалитических гробниц. (1)Сковагер, Виборг. Янтарный топор с 7 сквозными отверстиями для 7 нитей янтарных бус. (2, 3) Фёлленслев; (4, 5) треугольные янтарные топоры из Хёрдума, Ти, Дания. Масштаб ок. 2:3.
'шва V II. Религия я огин и
грудью должно было радовать как божеств, так и собравшихся зрителей. Ряд точечных углублений на скульптурах обозначает бусы. Так, у статуэтки позднего этапа кукутен-ской культуры из Бильче-Злоте одна нитка бус протянута под горлом, другая свешивается до бедер, которые также обвиты бусами (рис. 7-81). Подвески из глины и «медальоны», скорее всего, крепились на кожаных ремешках, что касается бус, то их составляли из раковин (рис. 7-82). Бусы из раковин и камней были не только частью божественного одеяния; их носили и в повседневной жизни. Значительное их количество находят в могилах ивместах поселений. Большую часть раковин —спон-дилус, денталиум, пектункулус — привозили издалека и, по всей видимости, очень ценили. Обработка спон-дилус производилась на месте. Раковинам придавали самые разнообразные формы, из которых наиболее популярными были цилиндрические, биконические и бочковидные, причем более крупные бусины собирали в передней части нити. Поразительно много бусин из раковин спондилус было найдено в Германии, Фран- ции, Венгрии и Чехословакии, т.е. более чем в 1500 км от места их добычи. В одном из захоронений могильника Лужянки (Западная Словакия) обнаружено 610 бусин из раковин спондилус. Если нанизать их на одну основу, то получилось бы ожерелье длиной в 450 см. Большое количество хрупких раковин денталиум обнаружено не только в прибрежных районах распространения варнской культуры, но и на удаленных от моря территориях культур винча и лендель. Кроме того, археологам попадаются и бусины из полудрагоценных зеленых и черных камней. Бусины из зеленого камня и из мрамора часто встречаются в ранненеоли-тических слоях VII тыс. до н.э.; мода на них существовала на всем протяжении культуры сескло. Не исключено что прототипом изображенных на ее статуэтках ожерелий были именно те что изготавливались из каменных бусин (рис. 7-83). Медные и золотые бусины более частым явлением в середине V тыс. до н.э. Начиная с 6000 г. до н.э. наблюдается прочная связь между святилищами и статуэтками с большой круглой подвеской или медальоном на шее (рис. 7-84, 7-85). Рис. 7-68 V
. Рис. 7-68 Статуэтки с тщательно уложенными локонами,спускающимися по обе стороны ливд. Культура сескло, Магу-ла-Панагу уЛариссы, Фессалия. Ок. 5900-5700 гт. до н.э. Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини
Рис. 7-69 Рис. 7-70
Рис. 7-72 [та а II. Религия Богини
Рис. 7-69 Голова из Цани-Магулы: волосы расчесаны на пробор и, возможно, покрыты сеткой или шарфом. Культура сескло. Ок. 6000-5800 гг. до н.э. Рис. 7-70 У згой статуэтки прическа состо-итиз туго стянутых сзади прядей, возможно, перевязанных ремешком у основания шеи. Культура старчево, Винча, Белград. Ок. 5600-5400 гг. до н.э. Рис. 7-71 Статуэтка с распущенными волосами. «Шишка» на спине — церемониальное украшение. Поздний период кукутенской культуры, Криничка, Одесса, Украина. Ок. 3700-3500 гг. до н.э. Рис. 7-72 Голова в маске и с классическим пучком. Волосы зачесаны со лба назад и скручены на макушке. Классический перод культуры винча, Црнокалачка-Бара у п Ниш, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э. Рис. 7-73 Статуэтка культуры винча со сложной прической: волосы скручены в два пучка, а затем спускаются свободными прядями. У этой женщины в маске пряди лежат на плечах. Классический период культуры винча Винча, Белград. Ок. 5000— 4500 гг. до н э Рис. 7-74 Терракотовая голова с аккуратно расчесанными волосами. Культура винча, Павловац у т. Вране, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э. Набедренные повязки Набедренные пояса из бусин или из бахромы - характерная особенность статуэток VI-IVтыс. до н.э. Что может быть отрадней для взгляда, нежели богато украшенная набедренная повязка, оттеняющая естественную красоту полуобнаженной женщины? Яркий тому пример — статуэтка культуры старчево, представляющая внушительных размеров женский торс, украшенный набедренным поясом. Последний составлен из подобранных по размеру каменных бусин, раковин или глиняных кружков, нанизанных на кожаный ремень (рис. 7-86). Глиняные «медальоны» можно видеть в качестве набедренного украшения и у другой старчевской статуэтки, найденной в Винче. Что касается бахромы, то ее, скорей всего, изготавливали из кожаных ремешков, к концу которых привязывали бусины. Другой конец был закреплен на поясе, причем бахрома закрывала тело по всему периметру. Существование набедренных поясов с бахромой или с несколькими рядами бусин зафиксировано в культурах винча, караново и кукутени (рис. 7-87, 7-88). Рис. 7-74
Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бог т
Узкие юбки
Скульптурное искусство древних европейцев предоставляет нам зримые свидетельства их портняжного мастерства. На протяжении столетий художники культуры винча облекали свои статуэтки в удивительно красивые узкие юбки, закрывавшие ноги от бедра по щиколотку. Часто они сужаются к коленям, а затем снова расширяются: можно предположить, что это был кусок ткани, обернутый вокруг тела, который присо-бирали и оттягивали от щиколоток ремни, закрепленные на набедренном поясе. Тот факт, что юбки были оченьузкими, создает впечатление затрудненного движения, характерного для церемониального шага, но плохо подходящего для ством (рис. 7-89-7-92). Передники Еще одной деталью одежды были, по-видимому, ритуальные передники. Обычно они обозначены точечными углублениями или насечками, которые образуют падающие складками, прямоугольные, петлеобразные или У-образные передники ниже колена. Они всегда украшены узором из змейчатых спиралей, знаков «V», шевронов и других мотивов, часто встречающихся на статуэтках богинь (рис. 7-93). Блузы или корсажи Некоторые статуэтки облачены в блузы, у которых имеется только передняя и задняя часть, а бока открыты (рис. 7-94). Если эта деталь туалета имела реальные прототипы, нам остается только гадать, из чего их изготавливали. Если не из ткани, то, возможно, из кожи. Поскольку в такого рода корсеты бывают одеты статуэтки, чьи лица закрыты маской, можно предположить, что их назначение было в большей мере церемониальным, нежели практическим.
Рис. 7-75 Вне зависимости от размера статуэтки, для изображений Боги-ни-птицы часто характерны тщательно выполненные головные уборы. На этой найденнойв Ахиллейоне крохотной статуэтке у богини клюв, а голова увенчана тюрбаном: кусок материй обернут вокруг головы, один конец спускается сбоку и закреплен у основания шеи диском. Культура сескло, АхиллейонЩ Фессалия. Ок. 5800 г. до н.э. Рис. 7-76 На голове у этой Богини-птицы с цилиндрической шеей -тюрбан, похожий на корону. Вити глины имитируют складки обернутой вокруг головы ткани, вмятина сзади также говорит о том, что это - сложный тюрбан, похожий на головные уборы, которые по сей день можно видеть в деревнях на Ближнем Востоке. Ахиллейон IV. Рис. 7-77 У этой поврежденной статуэта культуры сескло волосы поделены пробором, уложены в пучок и схвачены обручем или тиарой. Караикия у г. Ларисса, Фессалия. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.
Обувь Сохранившиеся фрагменты статуэток говорят о том, что древние европейцы умели делать кожаные сапоги, которые подгоняли по ноге и стягивали ремнем на щиколотке (рис. 7-95,7-96). Судя по одному из найденных в Видре образцов скульптуры культуры гу-мельница-караново VI, подошвы могли подбивать, а саму обувь — расписывать символическими узорами; в последнем случае узорчатые украшения были на других частях скульптуры (рис. 7-97). Вполне вероятно, что обувь, которую мы видим на статуэтках богинь, имела аналоги в обычной жизни. На основании представленного нами изобразительного и фактического материала, связанного с прическами, головными уборами и ритуальными одеяниями, можно сделать вывод, что церемониальный костюм
Рис. 7-78 Пучок этой статуэтки напоминает африканские прически. Насколько можно судить, макушка обхвачена лентами, а большой пучок, судя по его неестественному положению, нуждался в каком-то дополнительном способе крепления. Телль Ситохорон у г. Фарсала. Ок. 6000-5800 гг. до н.э. Гша VII. Религия Богини
Рис. 7-75 Рис. 7-76
С?'
Рис. 7-77 Рис.7-78
Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо ям
Рис. 7-79 Статуэтка в высокой шапке. По бокам можно видеть ступенчатую стрижку. Агиос-Петрос, о. Пелагос, Спорады, Северная Эгея. Приблизительно сер. VI тыс. до н.э. Рис. 7-81 У этой терракотовой статуэтки позднего периода культуры винча пунктирными линиями обозначено ожерелье из двух нитей и пояс из трех нитей. Пунктирная линия в районе щиколоток, возможно, указывает на то, что длинная юбка была стянута внизу несколькими нитями бус. У двойного ожерелья одна нить проходит под горлом а другая спекается до пупка. Бильче-Злоте, Юго-Восточная Польша. Рис. 7-80 Конические шапки. (1) Голова в конической шапке культуры сескло, напоминающей те, что носили в Хаджиларе, Анатолия. Ее глаза похожи на кофейные зерна, что характерно для начала VI тыс. до н.э. Вырезанные на каждой щеке три линии обычно встречаются на масках Богини-птицы. (2) Статуэтка в маске и остроконечной конической шапке. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4500 гг. до н. э.
Рис. 7-80.1 Рис. 7-80.2
Рис. 7-82.1 Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо г ини
был разработан до мельчайших деталей и отличался большим вкусом. Его изготовление требовало немалого времени и мастерства, и не исключено, что это был плод коллективных усилий людей, работавших в храмовых мастерских. Погребальные практики Древнеевропейские погребения кардинально отличались от пришедших им на смену индоевропейских. За этим несходством стояла разница идеологий: для жителей Древней Европы было важно подчеркнуть цикличность смерти и возрождения в теле Великой Матери; для индоевропейцев - линейное продолжение славы могучих мужей. Последние хоронили мертвых в отдельных погребальных домиках или палатках, тем самым продлевая их индивидуальное существова-ние. В могилу их сопровождало личное имущество — инструменты, оружие, лошади, даже жены и слуги или рабы. Чем выше положение покойника, тем с большей роскошью было обставлено его захоронение. Царские гробницы бронзового и железного века просто поражают количеством погребального инвентаря, а также принесенных в жертву коней и людей. Напротив, древнеевропейские захоронения свидетельствуют об уважении ко всему сообществу предков, а не ктем или иным отдельным личностям. Личный погребальный инвентарь ограничен немногими украшениями или инструментами, которые символически связаны с Богиней или с регенерацион-ными ритуалами. В числе последних — рога и кости марала, кабаньи и свиные челюсти, скелеты собак, воловьи черепа или рога, а также кости или крылья хищных птиц. Для жителей Древней Европы могила была утробой. Очертания древнеевропейских гробниц связаны с символикой возрождения - яйцом, половыми органами Богини (лобковым треугольником, вульвой, маткой, животом, ягодицами). Эта зависимость прослеживается в архитектуре западноевропейских мегалитических гробниц и длинных земляных курганов треугольной или трапециевидной формы. В этих гробницах есть символические аналоги вагины и матки — коридоры, ведущие в камеры, - или ж е едворики», напоминающие раздвинутые ноги, за которыми расположены внутренние отсеки. Иногда гробницы имеют антропоморфные очертания, напоминая тело Богини. О длинных курганах можно сказать, что у них форма кости, еще одного символа смерти -костлявой. В других частях Древней Европы гробницы в основном имели форму яйца: это могли быть просто ямы яйцевидной формы или скальные гробницы, куда покойника помещали в скрюченной позе зародыша и посыпали охрой (рис. 7-98). Кроме того, существовала практика захоронения в сосудах яйцевидной формы, особенно это касалось новорожденных или черепов (рис. 7-99). Имеющие яйцевидную форму внутренние помещения и ниши подземных гробниц нередко выкрашены в красный цвет. Очень широко, почти повсюду был распространен обычай помещать в могилы охру: ей обильно посыпали череп или все тело. Красный — цвет жизни, цвет крови, необходимое условие регенерации. Рис. 7-83 Рис. 7-83 На шее этой статуэтки в маске культуры сескло нарисовано ожерелье из каменных бусин (вид с трех сторон). Ахиллейон IV. Ок. 5800-5700 гг. до н.э. (Здесь же были найдены бусины из мрамора и из зеленого камня ок. 6000-5700 гг. до н.э.)
Рис. 7-84 Статуэтка на четырехугольном основании из святилища культуры сескло; ее единственное украшение — ожерелье с подвеской или «шишкой» спереди и сзади (возможно, подвешенными на кожаном ремешке глиняными дисками). Также стоит отметить диски на плечах и знак «V», которым обозначен лобок. Ахиллейон IV, найдена в святилище начала VI тыс. до н. э. 5800—5700 гг. до н. э.; высота 6 см. Рис. 7-85 Статуэтка Богини-птицы с ожерельем и набедренной повязкой из двух рядов подвесок (глиняных дисков?), трижды по три повторяющихся под грудью. Культура винча, Вин-ча. Ок. 5000-4500 гг. до н.э. Рис. 7-86 Древнеевропейские статуэтки указывают на особое внимание, которое уделялось линии бедер: свидетельство тому — детально изображенная набедренная повязка на сохранившемся фрагменте статуэтки культуры стар-чево ок. 5800-5500 гг. до н.э. Диски подобраны по размеру и, веооятно соответствуют пер(ротированным глиняным дис- К"ЯМ НЯ н И"ЧЯ н HTJVt НЯ| к пж^я н кт й ремешок. Винча Белград Рис. 7-87 На нижней части этой восседающей на троне статуэтки можно видеть набедренную повязку из свисающей с пояса бахромы. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4000 гг. до н.э. Гимбутас М. Цивилизаця я В ош кой Богини
Рис. 7-88 Набедренные повязки можно видеть и на статуэтках поздне-кукутенской культуры. В данном случае статуэтку украшает несколько нитей, идущих от талии к бедрам, с ритуальным «передником» из бахромы. Си-пинци, Западная Украина. Ок. 3700-3500 гг. до н.э. Рис. 7-89 У этой статуэтки с птичьими крыльями обнаженный торс и короткая юбка или кушак. Линованный рисунок указывает на то, что это либо «шотландка», либо ткань с горизонтальными полосами и идущей от бедер вертикальной бахромой. Градац, поселение классического периода культуры винча. Начало Vтыс. до н.э. Рис. 7-89 Рис. 7-91 Нижняя часть статуэтки культуры винча с драпировкой, которая позже будет характерна для классической Греции. Ткань присобрана и спереди оттянута вверх (возможно, закреплена на набедренном поясе). Ноги босые, как легко за-мСТИТЬ по тщательно вылепленным и окрашенны м в красный цвет пальцам Винча Югославия Ок 5000 г до н э lima VII. Религия Богини Рис.7-90 Рис. 7-90 Фрагмент статуэтки культуры винча в узкой юбке по щиколотку, чем-то стянутой на бедрах и ниже колен (скорей всего, кожаными ремешками), и в спускающемся с набедренного пояса переднике из бахромы. Винча. Ок. 4500г. до н.э.
Рис. 7-91 Рис. 7-92 У этой статуэтки культуры винча юбка плотно обернута вокруг пышных бедер, затем сзади оттянута вверх и закреплена на набедренном поясе. Центральная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э. Гимбутас М. Цив шш за ция Великой Бог т
Рис. 7-93 Рис. 7-93 Статуэтка культуры винча без рук и точками на спине* мOrVT гтре*лстчrтять ремешки с привязанными к ним 6v синами Классический п^ипл,™ рымнча Бе-нтинпи OfinJrJ» ная Югославии^ ОГхЬУП! XLVbb Рис.7-94 Рис. 7-94 Восседающая на троне статуэтка культуры винча: ее торс спереди и сзади закрывают У-образные панели. На каждой руке по два отверстия, через которые, вероятно, продевали какой-то декоративный матерал. С набедренного пояса спускается тесьма, а горизонтальные линии указывают на наличие ритуального «передника». Баница, Белград. Начало V тыс. до н.э. Ima VII. Религия Богини
Рис. 7-96 Судя по этому терракотовому фрагменту ноги, материал был обрезан так, чтобы получились сапоги по щиколотку; идущие по краю отверстия, скорей всего, указывают на способ шнуровки. Позднекукутенская культура, Гелайешти. 3900-3700 гг. до н.э. Рис. 7-95 Судя по многочисленным статуэткам, сохранившимся полностью или частями, древние европейцы носили обувь, похожую на мокасины. Скорей всего, седелали из кожи и закрепляли ремешками, или же скрепляли так, чтобы могла пройти нога, а затем завязывали на щиколотке. Данный образец с отверстиями ДЛЯ шНУРОВКИ найден в поселении кукутенской А-В культуры. Ок 4000 г ло н э. пэзмсо ок 3- на 9 см
Рис. 7-97 Рис. 7-97 На этом фрагменте ноги можно видеть кожаный сапог с подбитой подошвой и с расписным или выложенным бусинами узором. Культура караново-гумельница, Видра, Бухарест. 4700-4500 гг. до н. э. Гчмбутас М. Цивилизаця я Великой Б тт
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|