Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Святилища Северной Европы IV и III тыс. до н.э.





Святилища или храмы культу­ры воронковидных кубков обнару­жены в Дании и Швеции. Мы уже говорили об этих подковообраз­ных строениях, в которых было найдено немало замечательных сосудов и черпаков (см. рис. 4-15, 4-16). Уникальное по своему типу святилище приблизительно 3000 г. до н.э. обнаружено в Альвастре (Южная Швеция) у подножья горы Омберг в богатом сельскохо­зяйственном районе. Оно пред­ставляло собой большую свайную постройку которая занимала око-ло 100 кв. м и не имела стен. Осу­ществивший ее раскопки археолог М.Мальмер отмечал32, что там было более тысячи свай из дуба, вяза липы ореха яблони и других лиственных деревьев Они образо­вывали два прямоугольника обне­сенные довольно редким дубовым забором Дендрохронологический анализ показал что срок сущест­вования этого строения был равен

42 года З el 'ЭТО в T) е \f я оно не-

сколько оаз перестраивалось причемпеоиолыактавност^ довались с Гителытм*Гинтеова лами простоя^ить в нем зимой

бт,гпп неитможнп Пптт rhv-гпи бкгл сложен и. па^лельныТбревен покрытых пли^м7и,Вестняка Апхепло™ ойн1п«™либолее сот'

пикиГжиио™ 7 Г!Л™п и

™cjry необьГчньк находок


Рис. 7-64 Самая большая каменная скульптура (высота нижней части - 1 м) из тарксиеннского некрополя, Мальта, У нее характерные яйцевидные икры, а на пьедестале - узор из яиц и стол­бов. Приблизительно 3000 г. до н.э.


серного колчедана, -по-видимо­муш также оставленный в виде под-

ill Л ^1 нк IIR з ^liTlM iC-tT И ПмнЯ Hli ли I IT гч на


Гмеа VII. Религ и я я огин и



 


последней фазе существования святилища. Посколь­ку располагаются они не в анатомической последо­вателлности, то можно сделать вывод, что покойни­ков выкладывали на особые платформы, сооружен­ные специально для проведения экскарнации.

Альвастра стоит у грязевого источника, где грун­товые воды под давлением вырываются на поверх­ность в виде небольшого фонтанчика. Судя по тому, что святилище расположено у подножья горы и вбли­зи от источника; судя по тому, что в нем найдены двойные топоры, ритуальные топоры из янтаря и

ти, приспособления для разведения огня, при-

енные в жертву животные, зерно и плоды, а так­же разрозненные человеческие кости, правдоподоб­но будет предположить, что его использовали для проведения весенних регенерационных ритуалов и что оно имело какое-то отношение к погребальным ритуалам. В Древней Европе и на Крите минойского периода топоры и двойные топоры ассоциировались срегенерационной функцией Богини Их символи-ческое назначение объясняет тот необычный факт, что некоторые из них изготавливались из янтаря и камня (рис. 7-67).

Хотя деревянные святилища североевропейской юны отличались от более прочных южноевропейских храмов из камня и глины, судя по всему, их роли были во многом схожи. Во всяком случае, регенерацион-ные ритуалы отправляли и здесь, и там.

Прически, головные уборы и ритуальные одеяния

Следует считать большой удачей, что у многих ста­туэток VI-IVTbJC. до н.э. вырезаны или нарисованы детали одежды, а у некоторых еще и прически. Ко­нечно, можно лишь гадать, носили ли обычно люди подобные одеяния или же это — убранство божеств шучастников каких-то ритуалов. Последнее пред­ставляется более вероятным, поскольку у этих скульптурных изображений на лицах маски, и похо­же, что они передают позы участников церемонии и тех, кто восседал на тронах. В любом случае можно предположить, что эти одеяния, головные уборы и прически имеют некоторое сходство с теми, что люди носили 8000—6000 лет назад. Отчетливые линии, со­храаившиеся на поверхности глиняных статуэток благодаря глубокой гравировке и инкрустации, ука-зывают на существование разнообразных причесок, тюобанов kodoh шапок украшений набедренных повязок узких юбок до щиколотки передников ба-шомы блуз и обуви На статуэтках также бывают мкзаны или нарисованы различные знаки и сим­волические изображения однако их нельзя спутать с деталями туалета


 

 

Прически

Особого внимания удостаивались прически и го­ловные уборы Богини-птицы и Богини-змеи или их жриц, носивших сходное убранство. Прекрасным образцом того, как около 8 тыс. лет назад женщины культуры сескло причесывали волосы, является клас­сическая статуэтка Богини-птицы из Ахиллейона, у которой они аккуратно разделены пробором и уло­жены в пучок (см. рис. 7-13, 7-47). Подобная причес­ка больше всего подходит занятой матери семейства, однако, когда следовало принимать участие в ритуа­лах, ей можно было придать более элегантный вид -скажем, с чьей-то помощью накрутить локоны Сложная завивка такого рода встречается на статуэт­ках культуры сескло начала VI тыс. до н.э. (рис. 7-68). А голова статуэтки той же культуры из Цани-Магулы приблизительно 5900-5700 гг. до н.э. наводит на мысль об использовании сетки или чехла для волос (рис. 7-69). В Ситагрое была найдена статуэтка с клю­вом у которой волосы стого стятггы назад и закру-чены элегантными змейчатыми спиралями сзади и по бокам (см. рис. 3-59).

Мы также располагаем изображениями женщин с длинными распущенными волосами, которые за­ставляют предположить, что молодые девушки посвя­щали какое-то время расчесыванию и укладке волос. На старчевской скульптуре VI тыс. до н.э. из жилого холма Винча волосы у женщины распущены и пере­хвачены на затылке ремнем (рис. 7-70). Статуэтки позднего периода кукутенской культуры представля­ют участниц ритуальной пляски, которые трясут во­лосами, завязанными узлом у них на спине (рис. 7-71). Весьмасложные прически можно видетьу ста­туэток культуры винча 5000—4500 гг. до н.э. (рис. 7-72-7-74). Однако остается загадкой, действи­тельно ли женщины эпохи неолита придумали спо­соб укладывать волосы длинными завитыми локона­ми. Непонятно, прибегали ли они во время церемо­ний к каким-то умащениям или использовали ремешки чтобы завитые и высушенные волосы лег-ли спиральными завитками. Один из мастеров куль-TVрbi сескло сделал изображение женской головки у которой волосы спускаются по обе стороны рос­кошными локонами-колбасками». По всей видимо-сти в осofSo торжественных случяях нэ. изготовление этих сложных причесок уходило немалое время.

Головные уборы

Крохотные скульптурные головки культуры сеск­ло, размерами чуть больше ногтя, имеют нарядные головные уборы, напоминающие тюрбан (рис. 7-75, '7-76). Их было легко изготовить: просто обернуть кусок ткани вокруг головы и закрепить ее, пропустив конец под складками. У другой статуэтки волосы ак­куратно расчесаны на пробор и стянуты на затылке,



Гимбутас М Цивилизаця я Великой Б о;


 




Рис. 7-65


Рис. 7-65 «Мальтийская Венера», натура­листическое изображение об­наженного женского тела, ле­вая рука на животе, большие груди. Терракота. Найдена в храме Хагар-Ким. Конец IVтыс. до н.э.; высота 12,5 см.



в VII Религия яогини

Рис. 7-66 Известняковые головы из гипогея Халь-Сафлиени: юные лица, аккуратно рас­чесанные волосы. Мальта. Приблизительно конец IV тыс. до н. э.; высота самой большой головы 11,5 см.

где их покрывает шапочка или по­лоса материи или кожи (рис. 7-77, см. также рис. 7-13). Еще одна ста­туэтка культуры сескло имеет большой пучок в нижней части за­тылка (рис. 7-78).

В Агиос-Петросе, неолитиче­ском поселении на крохотном ост­ровке Пелагос (острова Северные Спорады в Эгейском море), обна­ружены статуэтки в высоких шап­ках, украшенных несколькими рядами параллельных линий (рис. 7-79). А некоторые скульптуры культур сескло и винча одеты в шапки конусообразной формы (рис. 7-80). Шапки такого рода, скорей всего, изготавливались из войлока, что позволяло создать остроконечный силуэт.

Не исключено, что истоки сим­волической значимости короны также связаны с эпохой неолита: сохранилось немало статуэток, у которых на голове заметен убор в форме тиары. Скорей всего, такие головные украшения изготавлива­ли из плетеной пеньки или из скру­ченных в венок веток. Для изготов­ления диадем использовались и раковины спондилус. При раскоп­ках могильника Черника были найдены диадемы из пластинок этих раковин, украшенные трой­ным рядом отверстий (см. рис. 3-46). Но, вне зависимости от мате­риала, важно подчеркнуть безус-ловную древность этого вида священного головного убора.

Украшения

Больше половины всех древне-европейских статуэток представле­ны обнаженными выше пояса, из чего мы и делаем вывод, что это — изображения богинь или жриц во время исполнения ритуала. Кли­мат древней Европы был недоста­точно жарким (за исключением летнего сезона), чтобы, в отличие от тропиков, люди имели привыч­ку ходить полуголыми, не испыты­вая при этом серьезных неудобств. А вот во время проведения религи­озных церемоний зрелище молодой женщины в бусах и с обнаженной



1„л,Гп т ск М Цив шизация Великой Бо г ш


 



Рис. 7-67


Рис. 7-67 В Северо-Западной Европе, так же как и по всей Древней Евро­пе, включая минойский Крит, двойные и треугольные топоры были символами регенерации. Ритуальные топоры из камня и янтаря из мегалитических гроб­ниц. (1)Сковагер, Виборг. Ян­тарный топор с 7 сквозными от­верстиями для 7 нитей янтар­ных бус. (2, 3) Фёлленслев; (4, 5) треугольные янтарные топо­ры из Хёрдума, Ти, Дания. Масштаб ок. 2:3.


 




 


'шва V II. Религия я огин и



 


грудью должно было радовать как божеств, так и со­бравшихся зрителей.

Ряд точечных углублений на скульптурах обозна­чает бусы. Так, у статуэтки позднего этапа кукутен-ской культуры из Бильче-Злоте одна нитка бус про­тянута под горлом, другая свешивается до бедер, ко­торые также обвиты бусами (рис. 7-81). Подвески из глины и «медальоны», скорее всего, крепились на кожаных ремешках, что касается бус, то их составля­ли из раковин (рис. 7-82).

Бусы из раковин и камней были не только частью божественного одеяния; их носили и в повседневной жизни. Значительное их количество находят в могилах ивместах поселений. Большую часть раковин —спон-дилус, денталиум, пектункулус — привозили издалека и, по всей видимости, очень ценили. Обработка спон-дилус производилась на месте. Раковинам придавали самые разнообразные формы, из которых наиболее популярными были цилиндрические, биконические и бочковидные, причем более крупные бусины собира­ли в передней части нити. Поразительно много бусин из раковин спондилус было найдено в Германии, Фран-


ции, Венгрии и Чехословакии, т.е. более чем в 1500 км от места их добычи. В одном из захоронений могиль­ника Лужянки (Западная Словакия) обнаружено 610 бусин из раковин спондилус. Если нанизать их на одну основу, то получилось бы ожерелье длиной в 450 см. Большое количество хрупких раковин дента­лиум обнаружено не только в прибрежных районах рас­пространения варнской культуры, но и на удаленных от моря территориях культур винча и лендель. Кроме того, археологам попадаются и бусины из полудраго­ценных зеленых и черных камней. Бусины из зеленого камня и из мрамора часто встречаются в ранненеоли-тических слоях VII тыс. до н.э.; мода на них существо­вала на всем протяжении культуры сескло. Не исклю­чено что прототипом изображенных на ее статуэтках ожерелий были именно те что изготавливались из ка­менных бусин (рис. 7-83). Медные и золотые бусины более частым явлением в середине V тыс. до н.э. Начиная с 6000 г. до н.э. наблюдается прочная связь между святилищами и статуэтками с большой круглой подвеской или медальоном на шее (рис. 7-84, 7-85).



Рис. 7-68


V



 


.


Рис. 7-68 Статуэтки с тщательно уло­женными локонами,спус­кающимися по обе стороны ливд. Культура сескло, Магу-ла-Панагу уЛариссы, Фесса­лия. Ок. 5900-5700 гт. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини


 


Рис. 7-69


Рис. 7-70





 


Рис. 7-71

Рис. 7-72


[та а II. Религия Богини



 


Рис. 7-69 Голова из Цани-Магулы: воло­сы расчесаны на пробор и, воз­можно, покрыты сеткой или шарфом. Культура сескло. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.

Рис. 7-70 У згой статуэтки прическа состо-итиз туго стянутых сзади прядей, возможно, перевязанных ре­мешком у основания шеи. Куль­тура старчево, Винча, Белград. Ок. 5600-5400 гг. до н.э.

Рис. 7-71 Статуэтка с распущенными во­лосами. «Шишка» на спине — церемониальное украшение. Поздний период кукутенской культуры, Криничка, Одесса, Украина. Ок. 3700-3500 гг. до н.э.

Рис. 7-72 Голова в маске и с классическим пучком. Волосы зачесаны со лба назад и скручены на макушке. Классический перод культуры винча, Црнокалачка-Бара у п Ниш, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.

Рис. 7-73 Статуэтка культуры винча со сложной прической: волосы скручены в два пучка, а затем спускаются свободными прядя­ми. У этой женщины в маске пряди лежат на плечах. Класси­ческий период культуры винча Винча, Белград. Ок. 5000— 4500 гг. до н э

Рис. 7-74 Терракотовая голова с аккурат­но расчесанными волосами. Культура винча, Павловац у т. Вране, Южная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.


Набедренные повязки

Набедренные пояса из бусин или из бахромы - характерная особенность статуэток VI-IVтыс. до н.э. Что может быть отрад­ней для взгляда, нежели богато украшенная набедренная повяз­ка, оттеняющая естественную красоту полуобнаженной женщи­ны?

Яркий тому пример — статуэтка культуры старчево, представ­ляющая внушительных размеров женский торс, украшенный на­бедренным поясом. Последний составлен из подобранных по раз­меру каменных бусин, раковин или глиняных кружков, нанизан­ных на кожаный ремень (рис. 7-86). Глиняные «медальоны» можно видеть в качестве набедренного украшения и у другой старчевской статуэтки, найденной в Винче. Что касается бахромы, то ее, ско­рей всего, изготавливали из кожаных ремешков, к концу которых привязывали бусины. Другой конец был закреплен на поясе, при­чем бахрома закрывала тело по всему периметру. Существование набедренных поясов с бахромой или с несколькими рядами бусин зафиксировано в культурах винча, караново и кукутени (рис. 7-87, 7-88).

Рис. 7-74

 



Гимбутас М. Цивилизаця я Великой Бог т


 


Узкие юбки

занятий домашним хозяй-

Скульптурное искусство древних европейцев пре­доставляет нам зримые свидетельства их портняжно­го мастерства. На протяжении столетий художники культуры винча облекали свои статуэтки в удивитель­но красивые узкие юбки, закрывавшие ноги от бедра по щиколотку. Часто они сужаются к коленям, а затем снова расширяются: можно предположить, что это был кусок ткани, обернутый вокруг тела, который присо-бирали и оттягивали от щиколоток ремни, закреп­ленные на набедренном поясе. Тот факт, что юбки были оченьузкими, создает впечатление затрудненно­го движения, характерного для церемониального шага, но плохо подходящего для ством (рис. 7-89-7-92).

 

Передники

Еще одной деталью одежды были, по-видимому, ритуальные передники. Обычно они обозначены то­чечными углублениями или насечками, которые об­разуют падающие складками, прямоугольные, петле­образные или У-образные передники ниже колена. Они всегда украшены узором из змейчатых спиралей, знаков «V», шевронов и других мотивов, часто встре­чающихся на статуэтках богинь (рис. 7-93).

Блузы или корсажи

Некоторые статуэтки облачены в блузы, у которых имеется только передняя и задняя часть, а бока откры­ты (рис. 7-94). Если эта деталь туалета имела реальные прототипы, нам остается только гадать, из чего их из­готавливали. Если не из ткани, то, возможно, из кожи. Поскольку в такого рода корсеты бывают одеты стату­этки, чьи лица закрыты маской, можно предположить, что их назначение было в большей мере церемониаль­ным, нежели практическим.


 


 


Рис. 7-75 Вне зависимости от размера ста­туэтки, для изображений Боги-ни-птицы часто характерны тщательно выполненные голов­ные уборы. На этой найденнойв Ахиллейоне крохотной статуэт­ке у богини клюв, а голова увен­чана тюрбаном: кусок материй обернут вокруг головы, один ко­нец спускается сбоку и закреп­лен у основания шеи диском. Культура сескло, АхиллейонЩ Фессалия. Ок. 5800 г. до н.э.

Рис. 7-76 На голове у этой Богини-птицы с цилиндрической шеей -тюр­бан, похожий на корону. Вити глины имитируют складки обернутой вокруг головы ткани, вмятина сзади также говорит о том, что это - сложный тюрбан, похожий на головные уборы, которые по сей день можно ви­деть в деревнях на Ближнем Востоке. Ахиллейон IV.

Рис. 7-77 У этой поврежденной статуэта культуры сескло волосы поделе­ны пробором, уложены в пучок и схвачены обручем или тиарой. Караикия у г. Ларисса, Фесса­лия. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.


 


Обувь

Сохранившиеся фрагменты статуэток говорят о том, что древние европейцы умели делать кожаные сапоги, которые подгоняли по ноге и стягивали рем­нем на щиколотке (рис. 7-95,7-96). Судя по одному из найденных в Видре образцов скульптуры культуры гу-мельница-караново VI, подошвы могли подбивать, а саму обувь — расписывать символическими узорами; в последнем случае узорчатые украшения были на дру­гих частях скульптуры (рис. 7-97). Вполне вероятно, что обувь, которую мы видим на статуэтках богинь, имела аналоги в обычной жизни.

На основании представленного нами изобразитель­ного и фактического материала, связанного с причес­ками, головными уборами и ритуальными одеяниями, можно сделать вывод, что церемониальный костюм


 


Рис. 7-78 Пучок этой статуэтки напоми­нает африканские прически. Насколько можно судить, ма­кушка обхвачена лентами, а большой пучок, судя по его не­естественному положению, ну­ждался в каком-то дополни­тельном способе крепления. Телль Ситохорон у г. Фарсала. Ок. 6000-5800 гг. до н.э.


Гша VII. Религия Богини



 


Рис. 7-75


Рис. 7-76


 





С?'


 


 




Рис. 7-77


Рис.7-78


 



Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо ям


 


 
 


Рис. 7-79

Рис. 7-79 Статуэтка в высокой шапке. По бокам можно видеть ступенча­тую стрижку. Агиос-Петрос, о. Пелагос, Спорады, Северная Эгея. Приблизительно сер. VI тыс. до н.э.


Рис. 7-81

У этой терракотовой статуэтки позднего периода культуры винча пунктирными линиями обозначе­но ожерелье из двух нитей и пояс из трех нитей. Пунктирная линия в районе щиколоток, возмож­но, указывает на то, что длинная юбка была стяну­та внизу несколькими нитями бус. У двойного оже­релья одна нить проходит под горлом а другая спе­кается до пупка. Бильче-Злоте, Юго-Восточная Польша.

Рис. 7-80 Конические шапки. (1) Голова в конической шапке культуры сескло, напоминающей те, что носили в Хаджиларе, Анатолия. Ее глаза похожи на кофейные зерна, что характерно для начала VI тыс. до н.э. Вырезанные на каждой щеке три линии обычно встречаются на масках Богини-птицы. (2) Статуэтка в маске и остроконечной конической шапке. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4500 гг. до н. э.


 


Рис. 7-80.1


Рис. 7-80.2


 






 




ТтаVII. Религия Богини

Рис. 7-82 Бусины из глины и из раковин были тщательно перфорированы и собраны в ожерелье, которое должно было украшать обнаженный торс девуш^ киили жрицы. (1) Вршник, Центральная Маке­дония, ок. 5500 г. до н. э. Это ожерелье с бусина­ми из раковин спондилус было найдено в риту­альном сосуде в форме ягодиц. (2) Культура винча, Винча. Ок. 4500 г. до н.э.

Рис. 7-82.1




Гимбутас М. Цивилиза ция Великой Бо г ини


 


был разработан до мельчайших деталей и отличался большим вкусом. Его изготовление требовало нема­лого времени и мастерства, и не исключено, что это был плод коллективных усилий людей, работавших в храмовых мастерских.

Погребальные практики

Древнеевропейские погребения кардинально отли­чались от пришедших им на смену индоевропейских. За этим несходством стояла разница идеологий: для жителей Древней Европы было важно подчеркнуть цикличность смерти и возрождения в теле Великой Матери; для индоевропейцев - линейное продолже­ние славы могучих мужей. Последние хоронили мерт­вых в отдельных погребальных домиках или палатках, тем самым продлевая их индивидуальное существова-ние. В могилу их сопровождало личное имущество — инструменты, оружие, лошади, даже жены и слуги или рабы. Чем выше положение покойника, тем с боль­шей роскошью было обставлено его захоронение. Цар­ские гробницы бронзового и железного века просто поражают количеством погребального инвентаря, а также принесенных в жертву коней и людей.

Напротив, древнеевропейские захоронения сви­детельствуют об уважении ко всему сообществу пред­ков, а не ктем или иным отдельным личностям. Лич­ный погребальный инвентарь ограничен немногими украшениями или инструментами, которые сим­волически связаны с Богиней или с регенерацион-ными ритуалами. В числе последних — рога и кости марала, кабаньи и свиные челюсти, скелеты собак,


воловьи черепа или рога, а также кости или крылья хищных птиц. Для жителей Древней Европы могила была утробой.

Очертания древнеевропейских гробниц связаны с символикой возрождения - яйцом, половыми орга­нами Богини (лобковым треугольником, вульвой, маткой, животом, ягодицами). Эта зависимость про­слеживается в архитектуре западноевропейских ме­галитических гробниц и длинных земляных курганов треугольной или трапециевидной формы. В этих гробницах есть символические аналоги вагины и мат­ки — коридоры, ведущие в камеры, - или ж е едвори­ки», напоминающие раздвинутые ноги, за которы­ми расположены внутренние отсеки. Иногда гробни­цы имеют антропоморфные очертания, напоминая тело Богини. О длинных курганах можно сказать, что у них форма кости, еще одного символа смерти -костлявой.

В других частях Древней Европы гробницы в ос­новном имели форму яйца: это могли быть просто ямы яйцевидной формы или скальные гробницы, куда покойника помещали в скрюченной позе заро­дыша и посыпали охрой (рис. 7-98). Кроме того, су­ществовала практика захоронения в сосудах яйцевид­ной формы, особенно это касалось новорожденных или черепов (рис. 7-99). Имеющие яйцевидную фор­му внутренние помещения и ниши подземных гроб­ниц нередко выкрашены в красный цвет. Очень ши­роко, почти повсюду был распространен обычай по­мещать в могилы охру: ей обильно посыпали череп или все тело. Красный — цвет жизни, цвет крови, не­обходимое условие регенерации.


Рис. 7-83


 
 




Рис. 7-83 На шее этой статуэтки в маске культуры сескло на­рисовано ожерелье из ка­менных бусин (вид с трех сторон). Ахиллейон IV. Ок. 5800-5700 гг. до н.э. (Здесь же были найдены бусины из мрамора и из зеленого кам­ня ок. 6000-5700 гг. до н.э.)


 



Рис. 7-84 Статуэтка на четырехугольном основании из святилища куль­туры сескло; ее единственное украшение — ожерелье с под­веской или «шишкой» спереди и сзади (возможно, подвешен­ными на кожаном ремешке глиняными дисками). Также стоит отметить диски на плечах и знак «V», которым обозначен лобок. Ахиллейон IV, найдена в святилище начала VI тыс. до н. э. 5800—5700 гг. до н. э.; высо­та 6 см.

Рис. 7-85 Статуэтка Богини-птицы с ожерельем и набедренной по­вязкой из двух рядов подвесок (глиняных дисков?), трижды по три повторяющихся под грудью. Культура винча, Вин-ча. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.

Рис. 7-86 Древнеевропейские статуэтки указывают на особое внимание, которое уделялось линии бедер: свидетельство тому — детально изображенная набедренная по­вязка на сохранившемся фраг­менте статуэтки культуры стар-чево ок. 5800-5500 гг. до н.э. Диски подобраны по размеру и, веооятно соответствуют пер­(ротированным глиняным дис-

К"ЯМ НЯ н И"ЧЯ н HTJVt НЯ| к пж^я н кт й

ремешок. Винча Белград

Рис. 7-87 На нижней части этой воссе­дающей на троне статуэтки можно видеть набедренную по­вязку из свисающей с пояса ба­хромы. Культура винча, Винча. Ок. 5000-4000 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цивилизаця я В ош кой Богини



Рис. 7-88

Рис. 7-88 Набедренные повязки можно видеть и на статуэтках поздне-кукутенской культуры. В дан­ном случае статуэтку украшает несколько нитей, идущих от талии к бедрам, с ритуальным «передником» из бахромы. Си-пинци, Западная Украина. Ок. 3700-3500 гг. до н.э.

Рис. 7-89 У этой статуэтки с птичьими крыльями обнаженный торс и короткая юбка или кушак. Ли­нованный рисунок указывает на то, что это либо «шотланд­ка», либо ткань с горизонталь­ными полосами и идущей от бедер вертикальной бахромой. Градац, поселение классиче­ского периода культуры винча. Начало Vтыс. до н.э.


 
 


Рис. 7-89


Рис. 7-91 Нижняя часть статуэтки куль­туры винча с драпировкой, ко­торая позже будет характерна для классической Греции. Ткань присобрана и спереди оттянута вверх (возможно, за­креплена на набедренном поя­се). Ноги босые, как легко за-мСТИТЬ по тщательно вылеп­ленным и окрашенны м в красный цвет пальцам Винча Югославия Ок 5000 г до н э


lima VII. Религия Богини



Рис.7-90



Рис. 7-90 Фрагмент статуэтки культу­ры винча в узкой юбке по щиколотку, чем-то стянутой на бедрах и ниже колен (ско­рей всего, кожаными ремеш­ками), и в спускающемся с набедренного пояса перед­нике из бахромы. Винча. Ок. 4500г. до н.э.




Рис. 7-92

 

Рис. 7-91


Рис. 7-92 У этой статуэтки культуры винча юбка плотно обернута вокруг пышных бедер, затем сзади оттянута вверх и закреп­лена на набедренном поясе. Центральная Югославия. Ок. 5000-4500 гг. до н.э.



Гимбутас М. Цив шш за ция Великой Бог т


 



Рис. 7-93


Рис. 7-93

Статуэтка культуры винча без рук и
головы; на ней длинная узкая юбка,
поверх которой надето еще одно деко­
ративное одеяние или «передник». На
наличие спереди кожаного ремешка,
подтягивающего юбку и передник,
указывают пунктирные знаки. Кроме
того, шевроны в нижней части стату­
этки говорят о том что это------- драпи­
ровка. По бокам и на каждой ягоди­
це -- змеиные спирали Три линии с

точками на спине* мOrVT гтре*лстчrтять ремешки с привязанными к ним 6v синами Классический п^ипл,™ рымнча Бе-нтинпи OfinJrJ» ная Югославии^ ОГхЬУП! XLVbb


Рис.7-94

Рис. 7-94 Восседающая на троне статуэтка культуры винча: ее торс спереди и сзади закрывают У-образные панели. На каждой руке по два отверстия, через которые, вероятно, продевали какой-то декоративный матерал. С набедренного пояса спускается тесьма, а горизонтальные линии указывают на наличие ритуального «передника». Баница, Белград. Начало V тыс. до н.э.


Ima VII. Религия Богини





Рис. 7-95

Рис. 7-96

Рис. 7-96 Судя по этому терракотовому фрагменту ноги, материал был обрезан так, чтобы получились сапоги по щиколотку; идущие по краю отверстия, скорей всего, указывают на способ шнуров­ки. Позднекукутенская культура, Гелайешти. 3900-3700 гг. до н.э.



Рис. 7-95 Судя по многочисленным статуэткам, сохранившимся полностью или частя­ми, древние европейцы носили обувь, похожую на мокасины. Скорей всего, седелали из кожи и закрепляли ремеш­ками, или же скрепляли так, чтобы могла пройти нога, а затем завязыва­ли на щиколотке. Данный образец с отверстиями ДЛЯ шНУРОВКИ найден в поселении кукутенской А-В культуры. Ок 4000 г ло н э. пэзмсо ок 3- на 9 см


 

Рис. 7-97


Рис. 7-97 На этом фрагменте ноги можно видеть кожаный сапог с подбитой подошвой и с расписным или выложенным бу­синами узором. Культура караново-гумельница, Видра, Бухарест. 4700-4500 гг. до н. э.



Гчмбутас М. Цивилизаця я Великой Б тт


 








ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.