Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развитие умственной дееспособности





1. Основные умственные навыки. В первые годы жизни ребенка развивайте у него основные умственные навыки. Сюда входит умение хорошо читать, писать, правильно и членораздельно го­ворить, достаточный запас слов, чтобы понятно выражать свои мысли, и практическое знание арифметики. Помимо этого важна умственная сосредоточенность, способность здраво рассуждать, ясно и честно мыслить (избегая рационализаторства) и концент­рировать внимание.

2. Жажда знаний. Особая обязанность всех, кто руководит детьми, — родителей, учителей и прочих, — вызвать у ребенка жажду знаний. Когда ребенок жаждет, он лучше принимает об­разование и получает пользу от учебы. А еще он более наблюда­телен к жизни вокруг, он впитывает информацию и знания, как губка. Когда ему не терпится узнать что-то новое, тогда каждый его шаг по жизни будет огромным источником знаний.

3. Широкий круг знаний. Помогайте ребенку приобретать знания о самых разнообразных явлениях: о строении земли, о чудесном возникновении жизни, о законах, которые правят все­ленной, об истории человечества, о том, как сегодня люди живут в разных странах, и что-нибудь о сущности человека. Побуждай­те его читать великие классические произведения. Они расширят его понимание жизни. В качестве дополнения пусть он овладеет каким-нибудь навыком — например, научится набирать текст или пользоваться компьютером. Пожалуй, ему стоит учить ино­странный язык. Разум вмещает безграничный объем знаний — гораздо больше, чем способен вместить компьютер. К примеру, человек в состоянии учить одновременно несколько языков и не путать их. Если у разума и есть границы, то человеку они пока не известны.

Достигнуты ли эти цели касательно умственной дееспособно­сти? Многие дети лишены возможности получать адекватное об­разование. Поразительное количество детей не умеет как следует читать и решать простые математические задачки. Наблюдается такое падение уровня умственного развития, что образователь­ная система начинает снижать уровень сложности учебников и упрощать нормы для поступления в высшие учебные заведения. Жаждут ли дети знаний? Большинство не особо стремятся узна­вать что-то новое, помимо требований программы, а многие и вовсе ненавидят школу.



Став взрослыми, многие мужчины и женщины терпят неудачи в трудовой сфере, потому что либо не могут удержаться на рабо­чем месте, либо не справляются со своими обязанностями. Мно­гие не способны написать даже более-менее сносное письмо и с трудом умеют считать. Общество охвачено эпидемией: люди все хуже умеют концентрировать внимание, здраво рассуждать, ин­теллигентно решать проблемы и принимать разумные решения. Чем же вызвана эта эпидемия? Виноваты как семья, так и школа. Семьям недостает стабильности, которая необходима, чтобы по­мочь школе, а школа оказывается не в состоянии достичь образо­вательных целей.

Пол Копперман в своей книге «Вся неправда о грамотности» обращает внимание на настораживающий факт: впервые за всю историю нашей страны уровень образования сегодняшних уча­щихся намного ниже, чем уровень их родителей. Сегодняшний восьмиклассник читает, пишет и считает на уровне среднего шести- или семиклассника начала 19б0-х годов. Мистер Копперман объясняет, что с 1880-х годов уровень образованности учащихся постоянно возрастал, достигнув пика в 1960-х годах, а затем на­чал снижаться. Как уже многократно отмечалось, средний балл по грамотности на вступительных экзаменах в вузы США упал при­мерно на 50 пунктов с 1963 года, в то время как средний балл по математике снизился на 30 пунктов.

Мистер Копперман замечает, что одновременно с тем, как по­нижаются учебные навыки, уровень образования и упрощаются задания, оценки завышаются — а это вопиющий обман. В сту­дентов вселяют ложную уверенность, что они подготовлены к будущей работе, хотя на самом деле многие из них фактически безграмотны.

Что в школе не так?

Однажды Альберт Эйнштейн сказал: «Великое чудо, что совре­менная система образования еще не убила в нас всякое желание учиться». Ему не нравилась школа, он пропускал занятия и учился самостоятельно. С тех пор наши школы стали только хуже. Од­нако в последнее время у людей снова стали открываться глаза на пороки в системе образования. В основном люди недовольны следующим:

1. Неправильная основная задача. Проще говоря, основной це­лью школы должно быть образование наших детей. Однако, судя по всему, эта цель отошла на второй план. С тех пор как появились публичные школы, они в первую очередь служат удобству родите­лей и их образу жизни. Вот что сказал о школе Роберт М. Хатчинс в своей книге «Серьезный разговор»: «Результат всеобщего, бес­платного и обязательного образования в Америке можно было бы назвать удовлетворительным только в том случае, если бы основ­ной задачей школы было нечто иное, нежели образование, — на­пример, сделать так, чтобы молодежь не путалась под ногами дома и не заполоняла фабрики в этот сложный период их жизни, или же собрать их вместе в целях общения или отдыха. Эти последние задачи школа худо-бедно выполняет. Она действительно собирает детей и подростков вместе. Сомневаюсь, что образовательная сис­тема исполняет свое прямое назначение, если она занята целями, к которым стремятся бой-скауты, УМСА (Молодежная христиан­ская ассоциация) и всевозможные клубы по интересам, не говоря уже о семье и церкви. Казалось бы, уникальная задача системы об­разования должна быть каким-то образом связана с интеллектом. Ни одно другое общественное учреждение не претендует на то (или не предназначено для того), чтобы развивать ум».

Далее доктор Хатчинс поясняет, что в школах, колледжах и университетах США почти невозможно получить образование, которое делало бы людей по-настоящему умными. «Школа не стремится выпускать из своих стен высокообразованных, интел­лигентных людей и даже не извиняется за отсутствие подобного стремления». На протяжении многих лет доктор Хатчинс занимал пост президента Чикагского университета.

2. Обязательность. Сама идея обязательного образования пси­хологически неверна. Когда детей принуждают ходить в школу, они не жаждут знаний. Если мы хотим, чтобы они воспринимали то, чему их хотят обучить, тогда школа должна предоставлять им возможности, чтобы их оценили по достоинству. Станут ли дети ходить в школу, если их не заставлять? Если следовать правиль­ным педагогическим принципам, ребенок будет с удовольствием ходить в школу и страстно желать учиться. И только тогда образо­вание приобретет для него истинную ценность.

3. Слишком долгий учебный день. Дети вынуждены проводить в школе слишком много времени, чтобы обучение было эффектив­ным. Не успевает день закончиться, как мозг ребенка уже утомлен, отчего учителю становится все труднее поддерживать его интерес к своему предмету, а ребенку — понимать то, чему его пытаются научить. Это не только замедляет учебный процесс, но и вызывает у детей неприязнь к школе. А это, в свою очередь, делает их ме­нее восприимчивыми к новым знаниям. Длительность учебного дня рассчитана ради удобства родителей, а не ради образования и всяческого блага детей.

4. Слишком много предметов. Настолько же неправильно изу­чать одновременно слишком много предметов. Установлено, что дети учатся лучше, когда им преподают не более двух предметов за один раз.

5. Чрезмерная структурированность. Пятый недостаток школь­ной системы в том, что она излишне структурирована. Поскольку школа унифицирована, то должна подстраивать ребенка под себя, нежели сама подстраиваться под ребенка. Например, Альберта Эйнштейна исключили из средней школы за то, что он задавал слишком много вопросов. Его вопросы, по словам учителей, отвле­кали остальных учеников. Вот ирония: учреждение, якобы создан­ное, чтобы отвечать на вопросы, которые возникают в пытливом уме, оказалось слишком формальным, чтобы решить эту задачу.

6. Оценки. Система, используемая в большинстве школ, ос­нована на оценивании по кривой. Это значит, что отметки всего класса распределяются между самыми высокими и самыми низ­кими. Проблема в том, что как бы ни старались все ученики по­лучить «пятерку» или как бы ни были ее достойны, большая часть класса все равно получит оценку «четыре» или ниже. Это неспра­ведливо. Школа должна давать каждому ребенку возможность учиться на «пятерки» и гарантировать ему те оценки, которых он заслуживает.

7. Лекционный метод. Лекционный метод обучения не отли­чается эффективностью. Учителям свойственно слишком много говорить, уходить от темы, либо им просто недостает мастерства, чтобы доступно изложить суть предмета. Детям становится скуч­но, их мысли начинают блуждать. Из-за того, что занятия в школе непродуктивны, возникает необходимость в домашних заданиях.

8. Домашняя работа. Наши дети не только проводят большую часть дня в школе, но еще и вынуждены зубрить дома по вечерам. В результате их жизнь несбалансирована, ведь школа отнимает гораздо больше времени, чем следовало бы.

9. Не остается времени на повседневную жизнь. Школа погло­щает так много времени, что его просто не остается на обычную жизнь, чтобы работать, помогать родителям по дому, обучаться музыке и искусству, просто жить повседневной жизнью и даже играть.

10. Отсутствие четко выраженной цели. Когда школа зани­мает главное место в жизни ребенка, ему трудно найти в учебе смысл и понять, как приобретаемые знания пригодятся ему в жиз­ни. От этого у него не возрастает желание учиться. Именно тому, чему школа призвана учить детей — быть благодарными за жизнь и стремиться к знаниям, — она их и не учит.

11. Недостаток контроля. Одной из острейших проблем в современной школе является то, что учителя ограничены в пра­ве дисциплинировать детей. Им не разрешается наказывать уча­щихся за непослушание, а без этого невозможно контролировать класс. Дети начинают шуметь, становятся неуправляемыми и в такой атмосфере мало чему могут научиться.

12. Усиленный централизованный контроль. В давние времена американской школой управлял поместный родительский коми­тет, состоявший на службе в отделе среднего образования. Этот комитет имел право нанимать и увольнять учителей, определять политику школы и учебный план. Теперь же школы контролиру­ются государством и федеральными ведомствами, которые, дабы навязать свою политику, угрожают распределением фондов. Учи­теля защищены бессрочными контрактами и не могут быть уволе­ны за простую некомпетентность. Родители могут дать учителям власть наказывать их детей. У них нет права решать школьные проблемы на местном уровне. Такая утрата родительского конт­роля значительно прибавила школам проблем, которых там и так хоть отбавляй.

13. Дурное влияние. В большинстве наших школ неподходящая обстановка для детей. Нередко безнравственные учителя препо­дают детям ложные учения или одобряют аморальное поведение. Дети подвергаются влиянию наркотиков и растлению, и все это может испортить им жизнь.

Как со всем этим бороться

Решение этих проблем может показаться невозможным, но пусть родители не отчаиваются. Все больше людей начинают бить тре­вогу и предпринимать конкретные действия. Вот чего они пыта­ются добиться:

1. Изменения закона, чтобы вернуть родителям управление школами.

2. Принятия законов, которые дали бы родителям право самим обучать своих детей на дому или организовывать в своих микро­районах собственные школы, где дети могли бы учиться самосто­ятельно под руководством взрослых.

3. Принятия законов, по которым общественные фонды выде­ляли бы родителям субсидии на обучение детей в частных шко­лах или на дому.

Долг родителей — знать, какие недочеты имеются в системе образования, какие законы необходимо изменить, какие дейст­вия предпринять, и поддержать изменения, которые помогут ре­шить имеющиеся проблемы.

Каковы обязанности семьи

За пробелы в образовании несправедливо винить только школу. Во многих случаях проблемы берут свое начало дома, в семье. Например, если ребенок не может научиться читать или не по­нимает трудные предметы, то причина, как правило, в том, что ему не хватает умения сосредоточиться. Источник этой проблемы обычно находится непосредственно в семье, потому что ребенок, скажем, переживает из-за семейных неурядиц. Кроме этого, он может быть недостаточно уверен в себе либо ему недостает при­лежания в учебе из-за того, что родители в свое время не развили в нем эти качества. Вот что обязаны делать родители для образо­вания своих детей:

1. Создать счастливую семью. Основа счастливой семьи — счастливый брак. Это залог спокойствия ума и духа. Родители должны всеми силами делать семейную жизнь счастливой, чтобы дети росли дружелюбными и отзывчивыми. В доме должен быть порядок и размеренная система управления. Когда семья крепкая и дома все в порядке, у ребенка в голове царит мир, и он может спокойно сосредоточиться на учебе.

2. Воспитывать ребенка. Ребенок должен быть научен послу­шанию, хорошему поведению, культурным манерам и вежливо­сти. Он должен уметь работать и нести ответственность. Родите­лям следует развивать характер ребенка, чтобы он рос честным, благонадежным и придерживался нравственных стандартов пове­дения. Такое воспитание и развитие — важный этап подготовки к образованию ребенка. Это поможет ему стать более прилежным учеником, больше стремиться к знаниям и активнее отвечать на уроках.

3. Верить в ребенка. Чтобы ребенку было интересно учить­ся, родителям необходимо верить, что он неглупый и способен к обучению. Сила такой веры подтверждается результатами экс­перимента, проводившегося в одной из школ. Психолог отобрал 60 школьников с примерно одинаковым уровнем интеллекта и разделил их на две группы. Обеим группам назначили одного и того же учителя. Учителю сказали, что ученики в группе А облада­ют исключительными умственными способностями: «Они будут учиться хорошо». А дети в группе Б якобы отстают в умственном развитии: «Им будет трудно учиться». Обеим группам детей дали одинаковые школьные задания, а затем протестировали. Ученики в группе А получили значительно более высокие оценки, чем те, кто оказался в группе Б. В действительности же разница между одними и другими была всего лишь в искаженном представлении учителя об интеллектуальных возможностях этих детей.

Когда учитель или родители не уверены в ребенке, когда они всерьез сомневаются в его интеллектуальных возможностях, ре­бенок сразу улавливает такое отношение и сам начинает в себе сомневаться. Это ужасно подрывает его познавательные способ­ности. Человек никогда не сможет ничего сделать, если будет ду­мать, что он на это не способен. Чтобы чему-то научиться, он дол­жен верить, что ему это под силу. И родители, и учителя должны прививать детям такую уверенность.

4. Пусть ребенок сам отвечает за свою учебу. Родители не должны принимать на себя ответственность за учебу детей, при­нуждать их делать уроки или давать взятки, чтобы они занима­лись. Ребенок должен делать это сам. Обучение — процесс не из легких, и происходить оно должно по личной инициативе. Сило­выми методами делу не поможешь. Можно отправить ребенка в школу, можно даже заставить его корпеть над учебниками, но невозможно заставить его научиться чему-то.

Многие родители берут на себя всю ответственность. Одна мама невольно услышала разговор своей дочери и ее подружки, когда забирала их из школы. Когда девочки стали обсуждать пла­ны на выходные, ее дочка сказала: «Ой, я никуда не могу с вами поехать. Мне надо заниматься». На что подружка однозначно от­ветила: «А мне незачем беспокоиться об уроках. Мама позаботит­ся, чтобы я все сделала».

Возлагая на ребенка полную ответственность за учебу, поз­вольте ему также нести заслуженное наказание в случае безала­берного отношения к школе. Он может отстать в учебе, получать низкие оценки или даже провалить экзамен, но это многому его научит. В качестве примера прочтите письмо, адресованное пси­хологу.

«Наш сын бросил учебу в старших классах, но теперь снова вернулся в школу и может получить аттестат, если пройдет заоч­ный курс и еще другие предметы. Мы заказали для него необхо­димые материалы и учебники. Но проблема в том, что он просто сидит без дела и таращится в телевизор. Уж не знаю, как заставить его заниматься. Никакие угрозы не помогают. Есть ли хоть какой- то способ сделать так, чтобы он захотел учиться и получил аттес­тат о среднем образовании?»

В ответ на это письмо психолог посоветовал следующее: «Для начала избавьтесь от телевизора. Самый элементарный способ — убрать его подальше. Затем перестаньте надоедать ему разгово­рами об учебе и аттестате. Оставьте его в покое. Однако в таком случае пусть он платит за свое проживание и питание. Если он Думает, что может не учиться, значит, он вполне взрослый и от­ветственный человек, и пусть тогда идет работать. Столкнув­шись лицом к лицу с реалиями трудовой деятельности, он вскоре сообразит, как плохо не иметь аттестата о среднем образовании, и оценит школу по достоинству. И тогда он снова вернется за пар­ту и будет учиться гораздо охотнее».

Спустя несколько месяцев психолог получил очередное пись­мо от той мамы. Она перестала давить на своего сына и после­довала остальным советам. Сын пытался найти работу, но из-за того, что у него не было аттестата, его никуда не принимали. Жес­токая реальность побудила его вернуться в школу, и в итоге он получил заветный аттестат.

5. Исключить табак, алкоголь, наркотики и все, что может нанести детям вред.Установлено, что женщины, употребляю­щие алкоголь или курящие табак во время беременности, прово­цируют нарушения мозга у своих еще нерожденных детей. Ме­дицинский факультет Вашингтонского университета проводил исследование матерей, которые во время беременности пили спиртное. Семнадцать процентов младенцев умерли вскоре после рождения. У тридцати двух процентов обнаружилась умственная недостаточность, называемая в медицине «плодным алкогольным синдромом». У сорока четырех процентов детей к семи годам 10 составил 79 и ниже. Фонд помощи детям с врожденными дефек­тами подчеркивает, что если во время бере­менности вы пьете алкоголь, то и ваш ребенок тоже.

Исследования, проведенные медицинским факультетом уни­верситета штата Пенсильвания, показали, что у курящих матерей в семнадцать раз выше вероятность рождения детей с анэнцефа­лией (сильным повреждением клеток головного мозга), чем у не­курящих. У курящих матерей также рождаются дети с недостатком в весе, сердечными заболеваниями и другими патологиями.

Британские медики обследовали несколько тысяч детей куря­щих матерей и обнаружили у них заметное отставание в умствен­ном развитии. По сравнению с детьми некурящих мам эти дети гораздо хуже читали, считали и владели общими навыками. Их умственное недоразвитие, как было установлено, оказалось пря­мо пропорционально количеству выкуренных матерью сигарет.

Если табак и алкоголь вредят плоду, который еще находится в чреве матери, то можно смело предположить, что они губительны и для родившегося ребенка. Родителям не следует курить и поз­волять другим курить в присутствии детей. Вдыхание вторичного дыма оказывает вредное воздействие на детский организм. Де­лайте все возможное, чтобы дети постарше не пристрастились к этим привычкам. Самый эффективный способ — это чтобы сами родители не пили, не курили и рассказывали детям о вреде алко­голя и табака.

Развивать совершенство ума

Вышеизложенные пять пунктов — самое необходимое, что долж­на давать семья для подготовки детей к успешной учебе в школе. Если родители хотят сделать еще один шаг вперед и способство­вать интеллектуальному совершенствованию своих детей, то мо­гут сделать следующее:

1. Обеспечить им правильное питание. Яркое доказательство того, как питание влияет на умственное развитие, можно найти в Библии в книге Даниила. Там рассказывается о том, как царь Навуходоносор осадил Иерусалим, и многие пленные были взяты в Вавилон. Царь решил выбрать из их числа определенных детей для особого воспитания при своем дворе и обучения их халдей­скому языку. Отроки, которых он избрал, были из самых умных и образованных семейств, в чьих жилах текла царская кровь. Чет­веро мальчиков были из колена Иудина, и среди них оказался Даниил.

Детей доставили во дворец, где им предстояло провести три года. В течение этих лет их кормили едой и поили вином с цар­ского стола. Когда раб приносил еду, «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского». Взамен он уп­росил начальника евнухов давать ему и его братьям овощи. Дани­ил и другие три отрока в течение трех лет питались только ово­щами. По прошествии этого времени они предстали пред царем...

«И царь говорил с ними, и из всех [отроков] не нашлось по­добных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И во всяком деле мудрого уразумения, о чем ни спра­шивал их царь, он находил их в десять раз выше всех тайноведцев и волхвов, какие были во всем царстве его».

Рацион, способствующий развитию ума, состоит преимущест­венно из свежих овощей и фруктов, цельного зерна, бобовых и орехов. Он исключает рафинированные продукты (белый хлеб, печенье, продукты с содержанием белого сахара, макароны, вы­печку), бакалею (консервы, замороженные продукты, смеси и т.п.), продукты, содержащие консерванты, алкогольные напитки, черный чай и кофе.

Когда в рационе чего-то недостает, это очень сильно влияет на умственное развитие детей. По результатам исследований, многие дети с замедленным умственным развитием недополуча­ли необходимое количество витамина В. Когда им стали давать большие дозы витаминов группы В, много проростков пшеницы и обеспечивать сбалансированную диету, мозговая функция у та­ких детей значительно улучшилась.

2. Вызывать у ребенка желание учиться. Один из секретов умственного совершенства заключается в желании учиться. Это желание можно культивировать многими способами. Самое глав­ное — не заставлять ребенка учиться, как уже было сказано.

Если родители много читают дома, это хорошо. Читайте детям разнообразные познавательные рассказы, в том числе классичес­кую литературу. Чтение необязательно должно быть долгим — достаточно всего нескольких минут в день. Время от времени увлеченно рассказывайте им что-нибудь, о чем вы недавно про­читали. Но даже если вы ничего не будете говорить о прочитан­ном, все равно на детей будет благотворно влиять, если они будут видеть родителей за чтением.

Кроме того, разговаривайте с детьми на образовательные темы. Говорите так, чтобы ребенок почувствовал ваш искренний интерес к предмету разговора, и провоцируйте дискуссию. Може­те рассказать ему об исторической личности, о которой он уже слышал (или, наоборот, не слышал) на уроках в школе. Можете обсудить геологию земли, объяснить, как в ее слоях зарождаются драгоценные металлы и формируются драгоценные камни. Рас­скажите ребенку о других планетах — это тоже будет ему очень интересно.

Когда ребенок своим вопросом заставляет вас задуматься или сам заводит разговор на тему по учебе, не пытайтесь отмахнуться поверхностным фразами и сменить тему. Ответьте на его вопро­сы и с интересом выслушайте его комментарии. Узнайте об этой теме как можно больше и продолжите разговор. Когда родители проявляют такой живой интерес к знаниям, дети обычно перени­мают его.

3. Обеспечить ребенку отличное образование. Чтобы достичь интеллектуального совершенства, ребенку необходимо отличное образование. Для этого требуется тщательно продуманный учеб­ный план, чтобы максимально развить навыки чтения, письма, правильной речи и математики. Ребенок должен научиться здра­во рассуждать, уметь сосредоточиться. Кроме того, образование должно включать эффективные педагогические методики для Дальнейшей мотивации ребенка к учебе.

4. Умственные нагрузки. Если мы хотим, чтобы дети умели со­средоточиваться, здраво мыслить и имели живость ума, им необ­ходимы умственные упражнения и нагрузки. Когда речь идет о совершенствовании ума, здесь не может быть легких путей. Это можно сравнить со спортом: атлеты должны упражняться, чтобы Нарастить мускулы. Большинство людей не обладают от рожде­ния выдающимся интеллектом, но никогда не напрягают мозги настолько, чтобы развить свой интеллект. Учась во всевозможных образовательных учреждениях, они могут никогда не утруждать свой ум, чтобы расширить умственные способности. Помогите детям понять, почему необходимо тренировать ум. Уводите их от простых школьных предметов и учите ценить алгебру, геомет­рию, химию и те предметы, которые требуют сосредоточенности и развивают другие умственные навыки.

Интересно отметить, что математика, музыка и спорт способ­ны повысить интеллект. А все потому, что необходима умствен­ная дисциплинированность, чтобы преуспеть в этих областях. Математика требует рассудительности и глубокой сосредоточен­ности. Когда человек учится играть на музыкальном инструменте, у него развиваются как минимум шесть важных качеств: сосре­доточенность, координация движений, математическая точность, упорство, умственная дисциплинированность и — если он играет в музыкальной группе — умение работать в команде. Спорт тре­бует твердости ума, благодаря которой человек может дисципли­нировать себя.

Идеальная школа

Если бы можно было исправить современную систему образова­ния, то наши дети были бы более интеллектуально развитыми. Ниже описано, как можно воплотить это в жизнь. Некоторым та­кая альтернатива может показаться радикальной, но поскольку существует огромная нужда и многие родители полны решимости что-то изменить, она может стать реальностью уже в ближайшем будущем.

1. Дошкольное образование. Ребенок остается дома до 8-10 лет. В течение этого времени родители всеми силами стараются сде­лать его жизнь в семье счастливой. Они приучают ребенка к по­слушанию и хорошему поведению, укрепляют его уверенность в себе и развивают характер, чтобы он рос надежным и ответствен­ным человеком. Ребенок учится заботиться о себе, правильно го­ворить и пользоваться довольно обширным словарным запасом.

В это же время родители учат ребенка читать. Возраст, с кото­рого следует начинать, зависит от готовности ребенка, которая оп­ределяется его интересом к чтению. Он может показать пальцем на какое-то слово в книге и спросить, что там написано. Проезжая по городу в автомобиле с родителями, ребенок будет обращать внимание на вывески и надписи и спрашивать, что означают эти слова. Родители учат ребенка читать, следуя курсу домашнего обу­чения, разработанному специально для достижения конкретных целей. Он требует не дольше одного часа в день. Чтение — самый важный и в то же время самый трудный из всех предметов. Иде­альное место для учебы — защищенная домашняя атмосфера, где в качестве учителей выступают любящие родители. Ребенок не уста­ет учиться, если это занимает всего лишь один час в день. И учит­ся он гораздо лучше, когда узнает что-то новое постепенно, а не когда его торопят или не обращают на него внимания. Тогда ему не приходится учиться на своих ошибках, которые нужно потом исправлять. Он учится читать хорошо, быстро и с удовольствием.

После того как ребенок научится хорошо читать, родители учат его письму и простой арифметике — опять же, следуя мето­дикам домашнего обучения с конкретными задачами. Благодаря этим азам ребенок будет отлично подготовлен для дальнейшего образования.

Когда ребенок становится постарше, его приучают к труду. По­мимо помощи по дому, родители также поручают ему производи­тельную работу, которая составляет часть общественного труда. Это помогает ему стать ответственнее и повышает самооценку. Кроме того, его начинают учить музыке и ручным ремеслам. Это прибавляет ему уверенность в себе, способность учиться и кон­центрировать внимание. Родители поощряют желание ребенка учиться дальше, показывая собственную заинтересованность и энтузиазм.

Родители направляют ребенка к дальнейшему образованию. Они объясняют, для чего оно нужно и какие преимущества даст ему в жизни. Родители также объясняют ребенку, что для поступ­ления в школу ему нужно соответствовать определенным требо­ваниям: уметь читать, писать и считать. Он должен быть готов выполнять правила, установленные школой. Поскольку школа не рассматривается как нечто обязательное, ребенок начинает вос­принимать ее как привилегию, которой нужно удостоиться и к ко­торой следует подготовиться. Если он принимает решение пойти в школу, то обязан принять поставленные условия и ответствен­ность за свое обучение. Замечательно, если ребенок отправится в путь к знаниям именно с таким настроем.

Авторы книги «Школа может подождать» утверждают, что шко­лы представляют неадекватную замену образованию, которое дает детям в раннем возрасте семья, и что по возможности их следует обучать на дому до возраста 8-10 лет. Также утверждается, что ро­дители должны иметь полное право выбирать оптимальный курс обучения для своих детей и нести ответственность за этот выбор. Далее говорится, что физическое восприятие большинства детей не вполне развито как раз лет до восьми, и что бесполезно — если не опасно — пытаться ускорить основные нейро-биологические процессы. Книгу написали Дороти и Рэймонд Мур из Исследова­тельского центра Хьюитт в Берриен Спрингз (штат Мичиган) по результатам федеральных научных исследований.

2. Школа. Это не такое огромное учреждение, как нынешние публичные или частные школы. Это скорее маленькая домашняя однокомнатная школа наподобие тех, что были в старые време­на. Школой руководит родительский комитет, который нанима­ет учителя, контролирует политику школы и выбирает учебную программу. Поскольку дети без труда могут добираться до школы пешком, проблема транспорта отпадает сама собой. Школа фи­нансируется из местного общественного бюджета.

Учреждается также окружное отделение, которым руководит школьный инспектор и штат сотрудников и которое содержится на средства, предоставляемые публичными фондами. Оно не кон­тролирует другие школы в округе. Единственное его назначение в том, чтобы давать консультации, предоставлять учебные мате­риалы, распределять денежные средства и помогать в решении проблем школы.

3. Учебная программа. Родители тщательно выбирают предме­ты на свое усмотрение, избегая несущественных и уделяя особое внимание основным умственным навыкам и предметам, которые несут в себе практическую пользу или способны обогатить жизнь ребенка. Сюда же входят и предметы, которые учат детей здраво рассуждать и концентрировать внимание.

4. Школьная система. Когда ребенку 8-10 лет, он начинает хо­дить в школу. Классом руководит учитель, который начинает каж­дый учебный день с молитвы и поднятия государственного фла­га. Однако дети учатся в основном самостоятельно, следуя курсу самообучения. Поскольку они уже умеют хорошо читать, им не составит труда следовать указаниям. Курс обучения предоставля­ется в печатной форме, на видео или компьютерных носителях. Как бы то ни было, он должен быть основан на самых лучших из всех доступных учебных методик.

Ребенок изучает не более двух предметов одновременно. Школьный день длится часа три, приблизительно с девяти часов утра до полудня. Даже старшие дети не занимаются дольше трех часов. Домашние задания не обязательны в силу эффективности самообучения. Система оценок следующая: у каждого ребенка есть возможность заработать «пятерку», если он хочет. Это реше­ние он принимает сам. Чтобы получить оценку «пять», требуется выполнить задания определенного уровня сложности. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо для достижения этого уровня. Благодаря эффективности данной системы боль­шинство детей заканчивают начальное образование за 3-4 года.

5. Учитель. Учительницу выбирают родители. Главные крите­рии — ее характер, вера в Бога, умение ладить с детьми и педаго­гическое мастерство. Специальное педагогическое образование для этого необязательно. Это может быть даже одна из мам уча­щихся. В ее обязанности входит присматривать за детьми, под­держивать порядок в классе, отвечать на вопросы и помогать по мере необходимости. Последнее делается в отдельной комнате, чтобы не отрывать остальных учеников от учебного процесса. Учительница имеет право наказывать учеников, когда нужно, и сотрудничает с родителями для достижения учебных целей.

6. Внеклассные занятия. Школа может предусматривать, а может и не предусматривать внеклассные занятия. Если таковые предполагаются, то они должны проводиться в дневное время. Они могут включать в себя некую организованную общественно полезную работу, которой могут заниматься вместе несколько детей. Они должны получать плату за свой труд. Внеклассными могут быть уроки музыки, танцев или обучение различным ре­меслам.

7. Альтернатива. Альтернативой вышеописанной системе явля­ется курс домашнего обучения под руководством родителей.

Что это дает ребенку

Поскольку учеба в школе не обязательна, ребенок совершенно иначе относится к своему образованию. Получать оценки счита­ется за честь. Когда ребенок изучает всего два предмета за один раз, меньше времени проводит в школе и не обременен домашни­ми заданиями, он не устает от учебы и не чувствует, будто школа занимает главное место в жизни. Это помогает ему учиться с удо­вольствием и усиливает тягу к знаниям.

По этой системе ребенок может учиться в удобном ему рит­ме, продвигаясь вперед так быстро, как он пожелает, или так мед­ленно, как ему необходимо. Он может подробно изучить каждый аспект, прежде чем переходить к следующему. Он может совер­шенствоваться в выбранном предмете, когда захочет. Он всегда может получить желаемую оценку и, следовательно, всегда быть победителем. Это укрепляет чувство собственного достоинства и повышает интерес к учебе.

Кроме того, ребенок учится нести ответственность за свое об­разование. Он не зависит от учителей, которые должны его чему- то учить. Он обязан учиться, читая указания и выполняя их. Это помогает развить способность концентрироваться и логически мыслить. Похожая система использовалась в старых школах, где ученики всех возрастов занимались в одной классной комнате. Учительнице надлежало руководить всеми восемью классами. И несмотря на то, что она временами прибегала к методу лекций, он не лежал в основе учебного процесса. Она давала наставления, отвечала на вопросы, но в остальном детям приходилось справ­ляться самостоятельно. Теперь многие признают многочислен­ные плюсы такой системы.

Одно из величайших преимуществ состоит в экономии огром­ного количества времени. Весь день и вечер свободны, поэтому жизнь ребенка сбалансирована. Он может в это время занимать­ся какой-нибудь полезной продуктивной работой, которая также будет материально вознаграждаться. Он может освоить какое-то ремесло, учиться музыке и искусству. По мере необходимости ребенок может помогать родителям по хозяйству или в бизнесе. И, помимо прочего, у него будет оставаться уйма времени для об­щения с друзьями и развлечений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.