Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как помочь детям справиться с грехом





Иногда дети бывают повинны в таких серьезных грехах, как во­ровство, вранье, сплетни и клевета, сексуальная безнравствен­ность, жестокость и даже нанесение людям физического вреда. Узнав о том, что ваш ребенок совершил проступок, не впадайте в шок. Не забывайте о его положительных сторонах и помните, что ваша задача — воспитывать его, а не осуждать. Дайте ему по­нять, что вы ему друг, и тогда он не будет бояться обсудить с вами свою проблему. Затем шаг за шагом приведите его к покаянию. Вот эти шаги.

1. Осознание. Первый шаг — помочь ребенку осознать свой грех и всю его серьезность. Он должен ясно это понимать и от­давать себе в этом отчет. Этот первый шаг очень важен. Мартин Лютер учил: «Осознание греха — начало спасения». Когда ребенок четко поймет, в чем он согрешил, спросите его, что он чувствует по этому поводу и что, по его мнению, ему следует предпринять. Так вы подтолкнете его к двум последующим шагам.

2. Исповедь. Следующий шаг — исповедать грех перед роди­телями, перед Богом и, когда это будет возможно, перед челове­ком, против которого ребенок согрешил. Он должен не просто признаться в содеянном, но и осознать, что он поступил плохо. Частью исповеди должна быть просьба о прощении.

3. Наказание. Одно из наказаний, которое мы несем за свои грехи, — чувство вины, унижения или стыда. Нужно позволить детям пережить эти чувства, причиной которых является грех. Не пытайтесь облегчить боль ребенка, преуменьшая серьезность совершенного греха, сваливая вину на кого-то еще или пытаясь спасти его от позора. Страдание — часть наказания, которым он расплачивается за грех, и ценный воспитательный инструмент, который поможет ему избегать греха в дальнейшем. Чувство вины возникает по причине угрызений совести, которой наделил нас Бог. Делайте все от вас зависящее, чтобы совесть ребенка была чувствительной. Для этого учите его нравственным принципам добра и зла.



Помимо боли от унижения и стыда ребенок должен почувст­вовать на себе и другие последствия греха. Если он украл какие- то вещи, пусть вернет их владельцу или заплатит. Если он пус­тил какую-то сплетню, то должен попытаться заменить ложную информацию на правду. Случается даже, что ребенок вынужден ответить за свой проступок перед законным судом. Родителям следует поддерживать такие суды и не препятствовать надлежа­щему наказанию.

4. Обещание. Последнее, что должен сделать ребенок, — торже­ственно пообещать, что он не будет впредь так поступать, и ста­раться держать свое слово. Без этого шага покаяние не вступит в силу. Убедитесь, что ребенок это понимает.

Когда ребенок сделает шаги покаяния, он почувствует значи­тельное облегчение от тяжкого бремени греха. Хочется надеяться, что те, кого он обидел, простили его, и он должен понимать, что Бог тоже его прощает. Нам дано обетование: «...если будут [грехи ваши] красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). У нас есть это обетование при условии покаяния.

Если ребенок систематически совершает один и тот же грех или целый ряд грехов, возможно, у него неправильное представ­ление о себе. Может быть, он считает себя никудышным. Если дело именно в этом, то он будет продолжать соответствовать такому мнению о себе. Чтобы изменить ход его мыслей, измените его представление о себе, то есть помогите ему ценить свои положи­тельные черты и учиться видеть в себе хорошего человека, а не плохого. Когда в его подсознании запечатлеется этот положитель­ный образ, добродетельное поведение появится автоматически.

Заключение

Чего можно ожидать от наших детей? За тот короткий промежу­ток времени, пока длится детство, невозможно превратить ре­бенка в великого и благородного человека. Чтобы достичь такой цели, ребенку необходим больший опыт, приобрести который можно только во взрослой жизни. Но в годы юности мы можем сделать характер ребенка намного лучше, и у него будет ценное основание для будущего. Он наберется сил, чтобы не поддать­ся безнравственным искушениям этого мира, и будет вооружен всем необходимым, чтобы стать великим и благородным че­ловеком.

Развращение – величайшая опасность

Хочу привести вам цитату из напутственной речи доктора Робер­та М. Хатчинса, бывшего президента Чикагского университета, с которой он обратился к выпускникам 1935 года. Речь эта была адресована тогдашней молодежи, но стала еще более актуальна в наше время.

«Меня не беспокоит ваше будущее экономическое поло­жение. Меня беспокоит ваша мораль... Самая коварная, са­мая обезоруживающая опасность, которая настигнет вас в жизни, — опасность развращения. Вас испортит время, вас испортят ваши друзья, ваши жены и мужья, ваши коллеги по работе или бизнесу. Самый большой недостаток жизни состоит в том, что она нравственно разлагает человека.

Успех — вот величайшая мечта человечества, и тут-то нас и подстерегает нравственное развращение. «Добиться успеха» — значит быть в безопасности, быть здоровым, лю­безным со всеми, безобидным и не иметь по важным вопро­сам мнения, которое расходилось бы с мнением большин­ства, вашего начальства или круга общения. «Напыщенное ничтожество» становится одной из самых типичных фигур современности.

Не позволяйте прагматикам говорить вам, чтобы вы от­казались от своих идеалов в силу их непрактичности. Не миритесь с нечестностью, отсутствием приличий и жесто­костью только потому, что настоящему джентльмену якобы полагается быть нечестным, неприличным и жестоким.

С течением времени не поддавайтесь растлению, ко­торое обязательно придет. Твердо стойте за свои идеалы уже сейчас, пока время не развратило вас. Не успеете вы оглянуться, как будет уже слишком поздно. Смелость, сдер­жанность, щедрость, честь, справедливость, мудрость, бла­горазумие и понимание — эти добродетели еще никто не отменял».

Формирование личности

Личность — это не внешняя оболочка ума или жизненного опыта, которую человек культивирует, чтобы впечатлить или привлечь окружающих. Это совокупность многих фундаментальных ка­честв, которые в единстве делают человека тем, кто он есть, с его уникальными особенностями. Родители могут помочь ребенку раскрыться как личности и обрести неповторимый шарм, силу и значимость, а для этого они должны помочь ему развить в себе эти качества и сохранить его уникальность. Об этом и пойдет речь в данной главе.

Идеальная личность сочетает в себе некое равновесие трех ка­честв, представленных на схеме. Такая трехсторонне развитая личность помогла бы любому из нас добиться большего успеха в жизни. Проблема лишь в том, что очень немногие обладают этим равновесием. Как правило, у нас хорошо развита только одна сто­рона, реже — две.

1. Идеализм. Идеалистическая сторона личности подсказыва­ет нам стремиться к самому лучшему в жизни, намечать высокие цели, устанавливать высокие нравственные стандарты, качест­венно выполнять свою работу. Идеализм не позволяет нам согла­шаться с посредственностью. Он требует исполнения на пределе возможностей. Это не то же, что «придирчивый перфекционизм», привычка уделять внимание незначительным деталям. Такое вни­мание к мелочам выдает в человеке недостаточно широкое ви­дение, недостаток ответственности за то, что является важным, а следовательно — недостаток идеализма.

Когда идеализм функционирует должным образом, мы ценим все наши идеалы, сопоставляем их друг с другом и расставляем их в порядке приоритета. Мы постоянно держим в уме представ­ление о наших идеалистических целях. Этот мысленный образ обретает силу в нашей жизни, побуждая искать средства для их достижения и давая нам информацию и возможности, которые помогут достичь этих целей.

2. Реализм. Это значит не бояться открыто взглянуть в лицо об­стоятельствам повседневной жизни. Мы видим ситуацию не та­кой, какой бы нам хотелось, чтобы она была, но такой, какова она есть на самом деле. Это могут быть наши финансовые условия, семейные обстоятельства, личные проблемы, житейские неуряди­цы или даже события, происходящие в мире. Мы адаптируемся к этим реалиям.

3. Прагматизм. Это наша практическая сторона. Мы можем иметь в планах какие-то дела или уже активно трудиться над их выполнением, но когда подворачивается что-то получше, мы проявляем гибкость. Мы можем обдумать эту неожиданно наме­тившуюся перспективу, и, если видим, что она для нас выгоднее, чем первоначальный замысел, то отказываемся от этого замыс­ла и приспосабливаемся к плану, который будет лучше для нас. Прагматик держит начеку имеющиеся возможности, быстро их взвешивает и с готовностью адаптируется к ним.

Когда есть баланс

Рассматривая в общих чертах эти три характеристики, мы ясно видим, что сбалансированная личность сочетает в себе идеализм и два вида приспособляемости — к непростым реалиям жизни или к сиюминутным возможностям. Когда в нашей личности присутствуют все три элемента, мы можем смело рассчитывать на правильный ход жизни, как показывает следующий пример.

Дипломат - международник

У одного старшеклассника была идеалистическая цель стать дипломатом-международником. Как ему казалось, эта профессия даст обширный опыт и возможность поучаствовать в решении важных мировых проблем. Чтобы добиться своей цели, он посещал уроки политологии, изучал другие страны и получал хорошие оценки в школе.

Однажды у него появился шанс принять участие в ярмарке на­учных проектов. Он всегда интересовался наукой и очень хотел бы испытать свои силы, но, оценивая ситуацию реалистически, понимал, что ему придется немало потрудиться. Юноша уже бы­вал на подобных мероприятиях и знал, сколько усилий необхо­димо приложить, чтобы соответствовать школьным нормам. Пом­ня о своей конечной цели стать дипломатом-международником, он трезво оценил, чего ему будет стоить участие в ярмарке. Он должен делать домашние задания, а также готовиться к докладу и выполнять свои обязанности по дому. Но если он приступит к проекту немедленно и будет работать над ним по часу в день, то, по его подсчетам, сумеет справиться вовремя и без ущерба для других важных дел.

Три недели он корпел над научным проектом. До начала яр­марки оставалось четырнадцать дней. Как раз в это время он под­хватил грипп и слег на целую неделю. Из-за болезни он пропус­тил контрольную по одному из предметов, и теперь ему нужно было отрабатывать ее, плюс еще оставались невыполненными другие домашние задания. Трезво взглянув на возникшие обстоя­тельства, он понял, что если продолжит работу над научным про­ектом, то запустит учебу по школьной программе, и его главная цель окажется под угрозой. Идеалистические и реалистические качества подсказали ему бросить научный проект.

Он поступил в колледж и снова взглянул на свою главную цель. Он хотел осуществить ее больше, чем когда-либо, но теперь оценивал шансы более реалистично. Ведь ему придется не только получить образование, но также приобрести значительный опыт в политической сфере, а возможно, даже и поднакопить прилич­ную сумму. Юноша взглянул на свои обстоятельства. Он будет вынужден сам зарабатывать себе на жизнь. Пусть ему и хотелось бы жениться, но на какое-то время об этом придется забыть. При­нимая все это во внимание, он решил неотступно идти к своей заветной цели.

Вскоре после того, как молодой человек принял это решение, он повстречал девушку, которая ему очень понравилась. У него всегда был идеал девушки, на которой он хотел бы жениться, а в этой было как раз все, о чем только можно мечтать, и даже больше. Он не мог одновременно жениться и с прежним усер­дием заниматься карьерой. А если он будет тянуть с женитьбой, Девушка может выйти замуж за другого. Он не мог так рисковать. Движимый идеалистическим понятием о том, какой должна быть его жена, и прагматическим — о том, что не стоит упускать такую возможность, он все-таки женился и более медленными темпами продолжил шествие к заветной цели.

У пары один за другим родились двое детей. Муж все еще пом­нил о своей главной цели, но был вынужден на время отложить образование, которое отнимало почти все время. Он стал изучать несколько предметов вне классно. Затем родился третий ребенок, и мужу пришлось совсем бросить учебу, чтобы содержать семью. Это ничуть не тревожило его, поскольку семья была неотъемлемой частью его жизненного идеала. Но он по-прежнему помнил о сво­ей цели и стал придумывать способы и средства ее достижения.

Он устроился на работу в местной газете. Через несколько месяцев ему представилась возможность изучать журналистику. Внедрившись в эту сферу, он обнаружил в себе талант. Он стал развивать свои умения и пошел на повышение. Необходимо было сделать важный выбор. Если он согласится на предложенную должность в газете, это сразу решит его финансовые проблемы, и он сможет больше времени уделять воспитанию детей. Его бу­дущая дипломатическая карьера даст возможность послужить об­ществу, о чем он всегда и мечтал, но тогда ему много лет придется ограничивать себя в финансах и мало внимания уделять семье. Он положил оба идеала на две чаши весов. Тут-то и вырвалась наружу его прагматическая натура. Возможно, работа в газете и не тот идеал, к которому он всегда стремился, но, учитывая все факторы, это может быть наилучшим вариантом. Может, в каче­стве хорошего мужа и отца он скорее решит мировые проблемы, чем в качестве дипломата. Он принял правильное решение, осно­вываясь на идеалистических, реалистических и прагматических качествах. Баланс личности помог ему принять несколько жиз­ненно важных решений.

Ценность этих трех черт личности заметна во всех сферах по­вседневной жизни. Это исключительно важно для человека, заня­того в большом бизнесе. Идеализм подсказывает ему ставить вы­сокие цели. Реализм и прагматизм помогают приспосабливать­ся к любой ситуации. Человек не может рассчитывать на то, что было в прошлом году, или на то, что, как он надеется, произойдет завтра. Он умело принимает решения, основываясь на верных перспективах на будущее, но не забывая и о сегодняшних реали­ях и возможностях.

Ценность этих качеств наглядно демонстрируется в игре «скрэббл». Идеалист редко побеждает в ней. Он слишком крепко держится за свои буквы в надежде добыть какую-то последнюю букву, с помощью которой он составит потрясающее слово и за­работает кучу очков. У прагматика же больше шансов выиграть. Он играет теми буквами, которыми располагает здесь и сейчас. Истинный победитель — человек с уравновешенной личностью. Он обладает проницательностью. Он держит в уме все возможные ходы на будущее, но никогда не упускает шанс, который подвер­нулся ему сейчас.

Прагматик

Человек с прагматическим взглядом на вещи, но которому не­достает идеализма, не может найти равновесие, как в следующем примере.

Умный мальчик успешно окончил школу, но не строил конк­ретных планов на будущее. Он решил поступать в колледж, потому что все поступают. Он выбрал самую простую учебную програм­му, дабы ему не пришлось чересчур напрягаться ради удовлетво­рительных оценок В колледже ему было весело, и он недоумевал, почему остальные так серьезно ко всему относятся. Он увлекся лыжным спортом и купил дорогое снаряжение. А еще он купил магнитофон, потому что музыка нравилась ему куда больше, чем учеба. Он частенько повторял: «Живи днем сегодняшним, а завт­рашний сам о себе позаботится».

Наконец он окончил колледж и женился. На достойную работу он устроиться не смог — у него не было надлежащей квалифика­ции. Но в силу своего трезвого прагматизма он видел всяческие возможности и хватался то за одну, то за другую. Впрочем, везде с треском проваливался, потому что ему недоставало идеализма, необходимого для успеха. Кроме того, он был недостаточно от­ветственен, не умел ставить перед собой цели и упорно двигаться в их направлении, и слишком много времени проводил в ожида­нии возможностей, вместо того чтобы осуществлять свои планы.

У очень прагматичных людей имеются великолепные качества для достижения успеха. Они готовы идти на риск и легко адапти­руются к переменам. Но вот когда им недостает идеализма, у них нет путеводителя. Они подобны кораблям, которые отправляются в плавание, не зная пункта назначения, и следуют за дуновением ветра от одного берега к другому. Они часто превращаются в эта­ких «бродяг», которые берутся то за одно, то за другое дело.

Идеалист

Вот пример завзятого идеалиста, которому, однако, не хватает прагматизма.

Одна женщина четко представляла себе идеальный дом, в кото­ром она хотела бы однажды поселиться. Она точно знала, в каком стиле он будет выдержан, как будут обустроены этажи, в общем, все до мельчайших подробностей вплоть до отделки. Когда у них с мужем назрела потребность в более просторном жилище для их пополняющейся семьи, и когда они смогли позволить себе его приобрести, они тут же отправились на поиски. Они пересмотре­ли много домов, но ни один из них не оправдывал надежд жены.

И вот, наконец, она нашла дом, который ей очень приглянулся. Во многих смыслах он даже превосходил ее ожидания и удовлет­ворял нуждам семьи. Однако и здесь не нашлось пары вещей, о которых она всегда мечтала. Закончилось все тем, что поиски так вымотали обоих супругов, что они вообще решили не покупать новый дом и остались в старом, не вполне подходящем для их семьи. В этой ситуации жене не хватило прагматизма, чтобы вы­брать дом из имеющихся вариантов, любой из которых был бы намного лучше, чем их нынешнее жилье.

Очень многих людей идеализм доводит до помешательства. Они могут расписать в мельчайших подробностях, о каком спут­нике жизни мечтают, или разложить по полочкам план на всю свою оставшуюся жизнь. Если они недостаточно прагматичны, то могут пропустить самое лучшее в жизни в погоне за картинкой, которую нарисовали в своем воображении. Если идеалист идет покупать одежду, мебель или просто подарок, он, как правило, за­ранее и очень основательно продумывает, чего именно он хочет. В итоге он не желает замечать имеющиеся альтернативы и может «отмести» много вполне подходящих вещей, которые послужили бы ему ничуть не хуже — а то и лучше — чем те, которые он себе представлял. Людям, «зацикленным» на своих идеях, не достает прагматизма, чтобы адаптироваться к переменчивым возможно­стям и обстоятельствам. Они в упор не видят счастливый билетик, когда он сам идет к ним в руки.

Однако важно подчеркнуть, что приспособляемость прагмати­ка и реалиста применима лишь в тех случаях, когда необходимо сделать выбор между одним мудрым поступком и другим — чуть менее мудрым. Нравственные вопросы сюда не входят. Как гово­рилось уже в главе, посвященной становлению характера, когда выбор стоит между добром и злом, мы не должны быть гибкими (как утверждает теория ситуационной этики), а должны придер­живаться высоких моральных норм. Наши нравственные принци­пы должны оставаться неизменными в любых обстоятельствах, за исключением лишь некоторых и крайне редких случаев.

Идеалист

Пример идеалиста, которому не хватает реализма.

Молодая женщина всегда мечтала стать оперной певицей. Всю юность она была так занята, что у нее не нашлось времени для этого, но она пообещала себе, что непременно займется этим позднее. Она вышла замуж и стала строить семью. После рожде­ния четвертого ребенка и с появлением огромного количества домашних обязанностей, к ней вновь вернулась мечта об опер­ной сцене. Женщина решительно настроилась добиться успеха на этом поприще. Когда карьера стала интересовать ее больше всего на свете, домашние обязанности отошли на задний план, дети оказались заброшены.

Если бы эта женщина изначально смотрела на вещи реально, она бы понимала, что насыщенная профессиональная деятель­ность, о которой она мечтала, несовместима с браком и заботой о детях. Тогда она бы приняла решение с более трезвой позиции. Теперь ее время и внимание необходимы семье. Пренебречь этой обязанностью означало бы попрать как раз те самые принципы, которые, вероятно, и составляют отчасти ее идеализм.

Реалист

Человек, который реально смотрит на вещи, но которому недо­стает идеализма, обычно проводит очень упорядоченное и безмя­тежное существование. Никакие высокие цели не потревожат его покой. Поскольку он не чувствует себя обязанным творить добро, то предпочитает не ввязываться в дела других людей и избегает любого рода споров и разногласий. Никто его не беспокоит. Он живет мирной, но посредственной жизнью. Да, он избавлен от мук идеализма, а вместе с тем лишен и чувства удовлетворения, которое человек испытывает, когда отдает что-то другим, преодо­левает преграды и добивается поставленных целей.

Как помочь детям

Чтобы помочь детям приобрести идеалистические качества, по­буждайте их ставить перед собой высокие цели во всех сферах жизни. Пусть они стремятся к совершенству в работе, к высокому качеству вещей, которые они делают или покупают, пусть уста­навливают высокие нормы поведения и ожидают от себя самого лучшего. Это соответствует учению Христа «будьте же совершен­ны», которое означает, что, ставя перед собой задачу, мы должны «тянуться к звездам».

А теперь сбалансируйте этот идеализм с реализмом. Помоги­те детям ставить выполнимые цели. При постановке целей они должны учитывать свой возраст, время, способности и другие, уже имеющиеся у них обязанности. Когда цель ребенка достижи­ма, это придает ему больше уверенности в успехе. Тогда он избав­лен от разочарования и унижения в случае неудачи. Добившись меньшей цели, он может наметить для себя более высокую.

Также следует давать детям реальное представление об их бу­дущей жизни: о браке и обязанностях, к которым они должны го­товиться. Их необходимо предупредить о реальных искушениях в этом греховном мире. Расскажите детям что-то о зле, которое правит этим миром, и о том, как можно справиться с его влия­нием, если установить нормы нравственного поведения. Этому можно обучать детей в ходе семейных вечеров.

Чтобы выработать прагматизм, учите детей тому, что в стрем­лении к своим целям они должны быть гибкими и несгибаемы­ми одновременно. Они должны непреклонно держаться за свои стандарты, но быть открытыми, если неожиданно появляются возможности, и уметь приспосабливаться к новым обстоятельст­вам. Самый лучший способ натолкнуть детей на эти мысли — рас­сказывать им истории и приводить в пример людей, которые на­метили какую-то цель, но в силу непредвиденных обстоятельств рассудили, что будет мудрее пойти к поставленной цели иным пу­тем. А возможно им пришлось изменить и саму цель. Только пусть у ребенка не создастся впечатление, что в том, чтобы «менять цели», есть какие-то преимущества, — если только это не стано­вится совершенно необходимым ради достижения более высокой цели. Хороший тому пример можно найти в книге «Волшебник Изумрудного города», когда Элли пытается найти дорогу обратно в Канзас. Подобные истории, как уже было предложено, можно рассказывать на семейных вечерах.

Гибкость необходима нам главным образом для того, чтобы помочь адаптироваться к Божьей воле в нашей жизни. Тогда наши цели не должны быть чересчур жесткими. Мы можем стремиться к какой-то достойной, по нашему мнению, цели, но нам, возможно, придется подкорректировать ее в соответствии с волей Бога. Нуж­но быть гибким, чтобы использовать вдохновение.

Интроверт и экстраверт

Эти термины обозначают два противоположных типа личности. Интроверт направляет свои интересы, мысли и усилия внутрь самого себя, находя удовлетворение в своей внутренней жизни из мыслей и чувствований. Пример этого типа личности — так называемый «книжный червь» или ребенок, который поглощен кропотливой ручной работой и любит проводить по многу часов наедине с самим собой. Проблема в том, что когда он с головой погружается в свои дела, то становится слишком тихим и отстра­няется от людей.

Экстраверт, напротив, — сосредотачивает свои интересы, мыс­ли и усилия на том, что его окружает. Ему приятно находиться в компании, развлекаться и общаться с людьми. Он активен и экс­прессивен. Но его проблема в том, что когда он чересчур занят окружающими его людьми и событиями, он нередко забывает раз­вивать свое внутреннее «я» и даже не любит быть в одиночестве. Пример: ребенка все время тянет делать что-то вместе с друзьями. Ему никогда не хочется проводить тихие вечера в кругу семьи.

Идеал — это нечто среднее между этими двумя типами, без крайностей. Чтобы развить качества интроверта, обеспечьте де­тям хорошее образование, чтобы они научились мыслить здраво и творчески и привыкли ценить и уважать знание. Кроме этого, развивайте в них таланты и навыки физического труда, чтобы им было чем заняться, когда они одни.

Чтобы развить качества, присущие экстраверту, обеспечьте де­тям хороший круг общения и учите их общаться с людьми. Под­робно речь об этом пойдет в главе 22. Секрет общения — чуткость к другим людям, искренний интерес и забота о них.









ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.